Научная статья на тему 'Обзор перспектив и тенденций в области мировой стандартизации систем менеджмента'

Обзор перспектив и тенденций в области мировой стандартизации систем менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1467
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STANDARDIZATION / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM / ISO / NEW VERSION / INTERNATIONAL STANDARD / THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS / PRINCIPLES OF QUALITY MANAGEMENT / RISK MANAGEMENT / KNOWLEDGE MANAGEMENT / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / ИСО / НОВАЯ ВЕРСИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА / ВНЕДРЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ РИСКОВ / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гун Игорь Геннадьевич, Осипов Дмитрий Сергеевич

В работе представлен обзор тенденций развития требований международных стандартов ИСО к системам менеджмента, такиих как ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001. Рассмотрено такое понятие как интегрированные системы менеджмента. Рассмотрены ключевые изменения принципов менеджмента качества, модели менеджмента качества, структуры и требования в новой версии стандарта ИСО 9001 2015. Описаны новые положения и понятия, ранее широко не применяемые в области менеджмента качества, а также рекомендации по применению стандартов менеджмента рисков и менеджмента знаний в организациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гун Игорь Геннадьевич, Осипов Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ON NEW PROSPECTS AND TRENDS IN SPHERE OF GLOBAL STANDARDIZATION MANAGEMENT SYSTEMS

In this article you can see the overview of trends in the development of international standards ISO on management system such as ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. We consider such a thing as an integrated management system. The key changes are considered the principles of quality management, model of quality management, structures and requirements of the new version of ISO 9001: 2015. We describe the new provisions and concepts previously not widely used in the field of quality management, as well as guidance on the application of standards of risk management and knowledge management in organizations

Текст научной работы на тему «Обзор перспектив и тенденций в области мировой стандартизации систем менеджмента»

Аннотация. В работе представлен обзор тенденций развития требований международных стандартов ИСО к системам менеджмента, такиих как ИСО 9001, ИСО 14001, ОЖЛ8 18001. Рассмотрено такое понятие как интегрированные системы менеджмента. Рассмотрены ключевые изменения принципов менеджмента качества, модели менеджмента качества, структуры и требования в новой версии стандарта ИСО 9001 - 2015. Описаны новые положения и понятия, ранее широко не применяемые в области менеджмента качества, а также рекомендации по применению стандартов менеджмента рисков и менеджмента знаний в организациях.

Ключевые слова: стандартизация, система качества, интегрированная система менеджмента, ИСО, новая версия международного стандарта, внедрение, требования, принципы менеджмента качества, менеджмент рисков, менеджмент знаний.

ОБЗОР ПЕРСПЕКТИВ И ТЕНДЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ МИРОВОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Хорошо известно, что сегодня практически каждое предприятие, производящее продукцию или оказывающее какие-либо услуги, если хочет быть конкурентоспособным должно иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 или адаптированной версии ИСО 9001 к применению в конкретной отрасли.

Стандарты ИСО серии 9000 являются общими стандартами, которые могут применяться к любой организации вне зависимости от отрасли, в которой работает организация. Однако во многих отраслях существуют свои требования, которые обязаны выполнять организации, занимающиеся тем или иным видом деятельности. С одной стороны эти требования обусловлены видом продукции или услуг, с другой стороны законодательными инициативами по обеспечению безопасности продукции для потребителей. Часть этих требований распространяются и на системы менеджмента организаций. В связи с этим во многих отраслях на базе стандартов ИСО серии 9000 были разработаны отраслевые стандарты на системы качества.

В этих стандартах в дополнение к требованиям ИСО 9000 добавлены и специфические требования, учитывающие отраслевые особенности. Часть из этих стан-

дартов получили статус международных и поэтому могут применяться любым предприятием, работающим в соответствующей отрасли, вне зависимости от страны нахождения. Помимо этого, все большую распространенность получает разработка и внедрение на предприятиях систем экологического менеджмента на базе стандартов ИСО 14000, систем менеджмента охраны здоровья и безопасности труда персонала на базе стандартов ОШАБ 18000, системы менеджмента информационной безопасности и другие (рис. 1). Активизация использования в мировой практике международных стандартов на системы менеджмента, развитие отраслевых версий стандартов в области управления качеством создают предпосылки для формирования интегрированной систем менеджмента (ИСМ) на предприятиях. Под интегрированной системой менеджмента следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. За счет этого увеличивается синергетический эффект общей системы менеджмента организации [1]. Система менеджмента предприятия можно рассматривать как большую систему [2] состоящую из различных подсистем: технических, технологических, информационных и т.п.

ОТРАСЛИ

2 ОНЯА818000

н X

С

% ЯА 80000

Рис.1. Развитие стандартизации в области системного менеджмента

В связи с этим становится актуальным задачи по разработке методик, моделей, подходов, технологий, направленных на повышение результативности и эффективности интегрированных систем менеджмента или отдельных ее подсистем, которые выступают в качестве механизмов, совершенствующих внутриорганиза-ционные системы управления, и позволяющих предприятиям решать технические, экономические, и экологические проблемы с пользой для персонала, общества и государства. Грамотное внедрение и развитие системы менеджмента становится главным инструментом в достижении организацией своих целей. В ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» существует множество направлений, в рамках которых ставятся и решаются задачи, связанные с совершенствованием различных подсистем менеджмента в металлургии и машиностроении, например:

- развитие теории управления качеством научных и технологических основ получения изделий из перспективных, нано-

структурированных сталей и порошковых материалов в металлургической и метизной отрасли;

- разработка новых ресурсосберегающих и экологически безопасных процессов в черной металлургии;

- развитие теории, создание и освоение инновационных технологий производства конкурентоспособных изделий с заданным уровнем качества из металлических материалов различного класса и автокомпонентов для сборки и ремонта отечественных и зарубежных автомобилей на основе применения новых процессов, способов испытаний и систем управления качеством;

- разработка и развитие теории ква-лиметрии, и управление качеством продукции и производственных процессов.

Действуют и развиваются научные школы, занимающиеся, в том числе развитием теории и практики управления качеством в производстве и образовании, ква-лиметрических методов оценок качества продукции процессов и систем менеджмента, которые возглавляют известные

ученые, такие как: Колокольцев В.М., Гун Г.С., Гун И.Г., Чукин М.В., Рубин ГШ., Мезин И.Ю. [3-13].

Практически всем известно, что все это многообразие стандартов на системы менеджмента базируется на основе требований ИСО 9001, но не все знают, что в текущем году заканчивает свое действие 4 издание стандарта ИСО 9001:2008 и вступает в действие новая 5-я версия стандарта ИС09001:2015. Соответственно в течение последующего 2016 года также будет пересмотрены в соответствии с новыми требованиями и многие отраслевые стандарты. Вообще международные стандарты пересматриваются и обновляются с периодичностью раз в 6-8 лет (рис.2).

Появление пятого издания ИСО 9001-2015 вызвано несколькими причинами. Во-первых, за прошедший период про-

изошли существенные изменения в мировой практике менеджмента, окружающей деловой среде, а также накоплены новые знания. Во-вторых, появились новые стандарты на системы менеджмента, что вызвало необходимость в создании единого подхода.

В связи с принятым организацией ISO приложения SL все технические комитеты, разрабатывающие стандарты в области систем менеджмента, должны использовать единую структуру термины и определения.

Что же нового ждет организации при внедрении требований международных стандартов ИСО 9001:2015 или его отраслевых производных? Во-первых, изменилась структура и модель стандарта (рис.3,

4).

ГОСТ 2452Гб

Рис.2. Эволюция международного стандарта на систему менеджмента качества

В основу стандарта заложена «структура высокого уровня» - т.е. модель и разделы стандарта соответствуют известному циклу РБСЛ и принципам менеджмента изложенных в ИСО 9004:2000, которых, кстати, в стандарте ИСО 9001:2015 стало на один меньше (не 8, а 7 основных принципов менеджмента качества), в связи с тем, что принцип «системный подход к менеджменту» слился с принципом «постоянное улучшение». А принцип «Взаи-

мовыгодные отношения с поставщиками» был расширен до принципа «Управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами» (рис.5). Целый новый раздел 5 посвящен «Лидерству». Исчезло понятие «Представитель руководства по качеству», которое позволяло высшему руководству делегировать работы по качеству одному сотруднику. Теперь все высшее руководство должно быть привержено системе менеджмента качества. Лидерство руково-

дства заключается в принятие решений, основанных на фактах и показателях, обеспечение внедрения и функционирования системы менеджмента качества, создании и внедрения стратегии, включая по-

литику и цели качества, включения целей по качеству в бизнес планы, программы мероприятий и планы по обеспечению ресурсами, а также их доведения до всего персонала.

Рис. 3. Модель менеджмента качества в соответствии с требованиями

МС ИСО 9001:2015

ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015

0 Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Система менеджмента качества 4 Организационная среда

5 Ответственность руководства 5 Лидерство

6 Планирование

6 Менеджмент ресурсов 7 Поддержание

7 Выпуск продукции 8 Операции

8 Измерение, анализ и улучшение 9 Оценивание показателей

10 Улучшения

Рис.4. Новая структура МС ИСО 9001:2015

Изменилась и терминология. Следующие два прежних термина: «документация» и «записи» было решено объединить в один общий термин «документированная информация». Это избавит от лишних споров о том, что следует считать документом, а что записью. Кроме того, в новый информационный век все чаще вместо бумажных документов используются электронные документы и записи в базах

данных. Это также актуально и для интеграции документации всех уровней в единую систему управления документацией ИСМ [14].

Важным нововведением стало введение понятия «Организационная среда». Под организационной средой понимается окружающая деловая среда, включающая совокупность внутренних и внешних факторов.

В частности, организационная среда используются для анализа и оценки рисков, для стратегического планирования.

Наиболее значимой составляющей организационной среды является «Заинтересованная сторона», т.е. физическое или юридическое лицо, интересы которого связаны с организацией.

Понимание организационной среды позволяет определить все требования к системе менеджмента качества, а также четко определить область применения для системы менеджмента качества.

ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015

1 Ориентация на потребителя 1 Ориентация на потребителя

2 Роль руководства 2 Лидерство

3 Вовлечение персонала 3 Вовлечение персонала

4 Процессный подход 4 Процессный подход

5 Системный подход к менеджменту 5 Улучшения

6 Постоянные улучшения

7 Принятие решений на основе фактов 6 Принятие решений на основе фактов

8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками 7 Управление взаимоотношениями

Рис.5. Принципы менеджмента качества

Важным, в новом стандарте является также направленность на перспективное планирование качества продукции и решение проблем в понимании качества в цепочке «потребитель-поставщик».

Что же такое перспективное планирование качества продукции? [15]. Если рассматривать данную деятельность через линзу определений, то это часть менеджмента качества, направленная на установ-

ление цели в области качества по отношению к будущему или существующему продукту и процессам его производства, устанавливающая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения этих целей в области качества [16]. Менеджмент качества на этапах разработки и выпуска жизненного цикла продукции занимается пятью сферами деятельности предприятия, в которых возникают проблемы с качеством (рис.6).

Исчез термин «Предупреждающие действия» и соответствующий раздел стандарта. Из предыдущих изданий стандарта не было ясно, почему и как организация должна была определять и осуществлять предупреждающие действия. Но это не означает, что теперь организация не должна осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению возникновений несоответствий при проектировании и производстве. Такие меры будут реализоваться в рамках риск-менеджмента.

Устная рекомендация

Личные запросы, требования

Накопленный опыт

Проблема 5

Ожидаемое качество Полученное качество

Проблема 1

Проблема 2

Потребитель Производитель Рис.6. Понятийная модель качества

Особое внимание уделено новому подходу - «принятие решений, основанное на рисках» (также его название можно перевести как «мышление, основанное на рисках»). Концепция риска, т.е. вероятности невыполнения основной задачи СМК по предоставлению потребителю соответствующих его требованиям продуктов и

(или) услуг в целях достижения его удовлетворенности. В новой версии требование о принятии решений, основанном на рисках, сформулировано явно и тесно увязано с концепцией процессного подхода. При этом риск следует понимать не только как негативное явление, но и как возможность нахождения областей для улучшения в

процессах. В качестве полезного, справочного (но не обязательного) документа по методам принятия решений на основании рисков можно использовать ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».

На сегодняшний день серия ISO 31000 представлена следующими стандартами, руководствами и техническими отчетами:

1. ISO 31000:2009 «Менеджмент рисков. Принципы и руководящие указания» содержит одиннадцать принципов и общие руководящие указания по эффективному выявлению и управлению рисками, т. е. внешними и внутренними факторами и влияниями, которые вносят неопределенность в достижение целей организации.

2. ISO Guide 73:2009 «Менеджмент рисков. Словарь» дополняет ИСО 31000, обеспечивает последовательное понимание и согласованный подход к концепции управления рисками и содержит определения общих терминов, связанных с идентификацией, анализом, мониторингом, оценкой, управлением риском, а также процессами и, собственно, менеджментом рисков.

3. ISO/TR 31004:2013 «Менеджмент рисков. Руководство по внедрению ISO 31000» способствует эффективному внедрению ISO 31000 и обеспечивает структурированный подход к переходу от существующей практики управления рисками к ISO 31000 с гибкой перспективой адаптации к будущим изменениям;

4. ISO/IEC 31010:2011 «Менеджмент рисков. Методы оценки рисков» был подготовлен 56 Техническим комитетом «Надежность» Международной Электротехнической комиссии (IEC) совместно с 262 ТС ISO. Настоящий стандарт дополняет положения ISO 31000.

ISO/IEC 31010 фокусируется на понятиях, процессах и выборе метода оценки рисков и обеспечивает основу для принятия решения о применении наиболее целесообразного подхода для оценки конкретных рисков.

Для выстраивания процесса управления рисками можно использовать алгоритм, представленный на рис. 7.

Рис.7. Процесс управления рисками

В КОЛЕС 31010:2011 приведено более 30 методов, которые предприятия могут адаптировать и использовать для оценки и анализа рисков в рамках внедрения нового стандарта, ориентируясь на собственной потребности и лучшую практику отрасли.

Процесс управления риском охватывает различные аспекты работы с риском, от идентификации и анализа риска до оценки его допустимости и определения потенциальных возможностей снижения риска посредством выбора, реализации и контроля соответствующих управляющих действий.

Анализ риска представляет собой структурированный процесс, целью которого является определение, как вероятности, так и размеров неблагоприятных последствий исследуемого действия, объекта

или системы.

Также для анализа и оценки производственных рисков организации могут использовать ГОСТ Р 51901.1-2002 - «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем». Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска технологических систем, где в качестве неблагоприятных последствий рассматривается вред, наносимый людям, имуществу или окружающей среде.

Еще одно серьезное обобщение -введение понятия «внешнее обеспечение», которое учитывает все формы получения продуктов и услуг от внешних сторон - таких, как закупки от стороннего поставщика, передача по соглашению с ассоциированными компаниями, передача процессов на аутсорсинг и т.д. Что ставит задачи по организации управления процессами производства у поставщиков как собственными процессами. Для этого требуется иметь разработанные подходы, методики, критерии выбора и оценки и т.д. [17].

Все требования касательно закупаемых товаров и услуг, а также процессам, передаваемым внешним организациям, объединяются в один раздел «Контроль продуктов и услуг от внешних поставщиков». Раньше эти требования были «размазаны» по всему стандарту. Наиболее радикальной новацией ИСО 9001:2015 станет отказ от так названных «обязательных документированных процедур» и «руководства по качеству», т.е. уходит обязательный формализм системы.

«Знания организации» — новый термин и требование, являющиеся результатом эволюции требования версии ISO 9001:2008 в отношении управления компетентностью персонала. Он подразумевает определение, накопление и поддержание в рабочем, т.е. доступном для организации состоянии знаний, полученных для обеспечения соответствия требованиям поставляемых продуктов и оказываемых услуг. Распределение доли знаний, хранимых компетентным персоналом организации, и

доли знаний, хранимых на других носителях, осуществляется организацией.

Система менеджмента знаний (СМЗ) - совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, относящихся к управлению знаниями (процессов, баз данных, программного обеспечения, организационных структур и пр.), обеспечивающая достижение поставленных целей.

Для лучшего понимания данного раздела менеджмента следует рассмотреть терминологию:

Знания - это смысл, доставленный разумом. Без смысла, знания - это информация или данные. Что является информацией, а что знаниями, зависит от пользователя.

Таким образом, цель менеджмента знаний - это получение знаний, дающих однозначный ответ на вопрос, как решить проблему, а не набор данных и информации, которые он сам должен обрабатывать и превращать в знания. К сожалению, такой идеал недостижим, так как система может давать только вероятностные подсказки (рис. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Структура менеджмента знаний

Система менеджмента знаний очень важный компонент системы для организаций, работающих и внедряющих стандарты ИСО 9000 в сфере образования (в том числе и для ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова). Есть еще множество нюансов и тонкостей в требованиях нового стандарта, которые потребуется изучать и реализовы-вать на практике, но в целом все эксперты и специалисты в области качества говорят

о положительном изменении стандарта и усилении синергетического эффекта от внедрения новых требований к системе менеджмента качества в общую систему менеджмента организации в целом.

Также важнейшей задачей является разработка новых моделей, методик и критериев оценки результативности и эффективности систем менеджмента качества в соответствии с учетом новых требований ИСО 9001:2015, т.к. существующие в настоящее время не в полной мере будут соответствовать новым требованиям и модели стандарта [18-20].

Что касается процесса адаптации и сертификации, то Международный форум по аккредитации (IAF и IATF) одобрил трехлетний переходный период для нового стандарта ISO 9001 — с сентября 2015 г. по сентябрь 2018 г.

Список литературы

1. Хохлявин С.А. Интеграцию систем менеджмента за рубежом облегчают национальные стандарты и практика // Стандарты и качество. 2007. № 7. С. 62-64.

2. Осипов Д.С. Система менеджмента качества как большая система. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2011. №2. С 37-38.

3. Колокольцев В.М. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. История. Развитие // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. №1. С 5-6.

4. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность // Высшее образование в России. 2011. №5. С. 3-10.

5. Чукин М.В., Колокольцев В.М., Гун Г.С., Салганик В.М., Платов С.И. Научная деятельность ГОУ ВПО «МГТУ» в условиях развития нанотех-ники // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2009. №2. С 55-59.

6. Колокольцев В.М. Пять лет от аттестации до аттестации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2008. №1. С 5-11.

7. Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И., Сальников В.В., Гун Е.И., Смирнов А.В., Смирнов А.В. Разработка, моделирование и совершенствование процессов производства шаровых шарниров автомобилей // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1. С. 52-57.

8. Gun G.S., Rubin G.Sh., Chukin M.V., Gun

I.G., Mezin E.Yu., Korchunov A.G. Metallurgy qualimetry theory design and development // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2013. №5. С 67-69.

9. Закиров Д.М., Осипов Д.С., Гун И.Г., Са-бадаш А.В., Овчинников С.В., и др. Применение логики антонимов для комплексного анализа качества автомобильного крепежа // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2010. №4. С 57-62.

10. Гун И.Г., Михайловский И.А., Осипов Д.С. Квалиметрическая оценка и повышение результативности сквозной технологии и системы менеджмента качества производства шаровых пальцев / монография // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2008. 147 с.

11. Гун И.Г., Рубин Г.Ш., Сальников В.В. Комплексная оценка эффективности процессов производства шаровых пальцев /монография // Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова". Магнитогорск, 2008. 131 с.

12. Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун Г.С., Закиров Д.М., Гун И.Г. Разработка теории квалиметрии метизного производства // Черные металлы. 2012. №7. С.15-20.

13. Гун Г.С., Рубин Г.Ш., Чукин М.В., Гун И.Г., Мезин И.Ю., Корчунов А.Г. Создание и развитие теории квалиметрии металлургии // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.. 2003. № 5. С. 67.

14. Осипов Д.С., Дягилева С.В. Анализ и особенности разработки документации при внедрении интегрированной системы менеджмента // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2011. №1. С 175-177.

15. ГОСТ Р ИСО 9000:2009. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

16. Михайловский И.А., Осипов Д.С., Куцепендик В.И. Перспективное планирование качества продукции (статья) // Материалы 63-й научно-технической конференции по итогам научно-исследовательских работ за 2003-2004 гг.: Сб. докл. Т.1. - Магнитогорск: МГТУ. - 2004. - С. 41-47.

17. Гун И.Г., Осипов Д.С., Михайловский И.А. Методика квалиметрической оценки и анализа производственных процессов // Век качества. 2011. №3. С. 36-38.

18. Михайловский И.А.,Осипов Д.С., Сальников В.В. Определение требований и разработка математической модели и методики оценки результативности СМК предприятия // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.. 2004. № 4. С. 87-93.

19. Михайловский И.А. Методология обеспечения качества изделий на основе регламентации

комплекса требований к процессам их производства // Век качества. 2011. №2. С. 49-51.

20. Осипов Д.С., Мезин И.Ю., Овчинников С.В., Майстренко В.М. Совершенствование СМК

машиностроительного предприятия с использованием методов экспертно-функционального анализа // Методы менеджмента качества. 2012. №9. С. 46-50.

УДК 669.1.004.16:568.562.6 Песин А.М., Рахимов С.Н., Локотунина Н.М.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИИ КАК

ОДНОГО ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ПОДСИСТЕМЕ «РЕЗКА-ОТДЕЛКА-УПАКОВКА-ТРАНСПОРТИРОВКА» МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Решается задача повышения эффективности управления качеством продукции в подсистеме «резка-отделка-упаковка-транспортировка» (РОУТ) металлургического предприятия. В качестве одного из инструментов управления рассмотрена теория ограничений, на основе которой построена система, предусматривающая взаимосвязанную совокупность технических, технологических и организационных составляющих в рамках всей технологической цепочки подсистемы РОУТ, и позволяющая в конечном итоге минимизировать количество претензий потребителей к качеству металлопроката ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК»). Система предусматривает функционирование действенных механизмов выявления и устранения истинных причин (ключевых проблем) нежелательных явлений, имеющих место в подсистеме РО-УТ, а также замкнутость (непрерывность) данного процесса.

Ключевые слова: теория ограничений, «узкое место», улучшение качества, подсистема «резка-отделка-упаковка-транспортировка», потери от брака.

Обеспечение конкурентоспособности стального проката представляет собой сложную многофакторную проблему. Ее решение невозможно без системного анализа сквозной технологической цепочки от производства стали до получения готового проката и изделий из него. Анализируя эту цепочку, следует отметить, что возникновение значительной части выявляемых дефектов металлопроката связано с процессами, происходящими на завершающей стадии производства, включающей в себя такие операции, как резка, отделка, упаковка и транспортировка металлопродукции. Целесообразно рассматривать эти операции как элементы одной подсистемы: «резка - отделка - упаковка - транспортировка» металлургического предприятия. В ОАО «ММК» доля продукции, отсортированной потребителями из-за дефектов,

возникших в подсистеме РОУТ листопрокатного цеха № 5, к общему количеству отсортированной продукции ЛПЦ-5, составляла в период с 2008 по 2010 годы от 6,21% до 97,1%. При этом подсистема РО-УТ ранее не выделялась и не управлялась как самостоятельный объект, хотя в этой подсистеме выявлялось значительное количество дефектов металлопродукции.

Причиной данной ситуации является недостаточное внимание, уделяемое процессам, относящимся к данной подсистеме. В свою очередь, это вызвано тем, что, с одной стороны, они традиционно не считаются «ключевыми» для металлургического предприятия. С другой стороны, они, как правило, находятся вне зоны контроля отдела аттестации и приемки продукции. Кроме этого, существующие критерии возможных потерь от дефектов металло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.