Научная статья на тему 'Обзор основных тенденций современных ИТ: облачные сервисы, мобильность и большие данные'

Обзор основных тенденций современных ИТ: облачные сервисы, мобильность и большие данные Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОСТЬ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аншина Марина Львовна

Современные информационные технологии переживают очередной взлёт. Появились технологии, которые выводят использование информации на новый уровень, делают ее одним из основных двигателей развития организаций и конкурентной борьбы. Эти новые технологии требуют новых подходов с точки зрения управления, внедрения, использования и обучения. К ним прежде всего можно отнести облачные технологии, мобильность и большие данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аншина Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор основных тенденций современных ИТ: облачные сервисы, мобильность и большие данные»

Аншина М.Л.

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров

Обзор основных тенденций современных ИТ: облачные сервисы, мобильность и большие данные

Современные информационные технологии переживают очередной взлёт. Появились технологии, которые выводят использование информации на новый уровень, делают ее одним из основных двигателей развития организаций и конкурентной борьбы. Эти новые технологии требуют новых подходов с точки зрения управления, внедрения, использования и обучения. К ним прежде всего можно отнести облачные технологии, мобильность и большие данные.

Облачные технологии

По прогнозам всех аналитиков, как отечественных, так и западных, рост рынка облачных услуг существенно опережает рост ИТ в целом, а его рост в России опережает общемировой рост.

По оценке TAdviser рост рынка облачных услуг России в 2013 году превысил 70% и составил более 13 млрд.руб. По прогнозам IDC, отечественный рынок облачных услуг будет продолжать расти гораздо быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к концу 2016 года объем этого сегмента составит более 460 млн долл, а среднегодовой темп роста — более 50 %. По данным аналитического исследования Orange Business Services в общей сложности доля облачных сервисов и связанных с ними сопутствующих услуг достигнет 13% от рынка ИТ-услуг России (сейчас — около 1%).

По оценке J'son & Partners Consulting российский рынок облачных сервисов может составить 19,9 млрд рублей в 2014 году и 25 млрд рублей — в 2015 г.

По данным SAP к 2016 году более 75% всех новых расходов на ИТ будут связаны с облачными сервисами и более 70% CIO будут считать переход к облачным решениям основной стратегической задачей.

Эти данные означают, что пока аналитики, консультанты, менеджеры и все, кто связан с рынком ИТ спорили, что такое облака, не очередной ли они мыльный пузырь отрасли, будут ли они использоваться и насколько широко, cloud не просто вошли, а влетели в мир ИТ. И похоже, что спорить уже поздно, а надо с максимальной скоростью придумать и воплотить средства их выбора, внедрения, использования, управления и вывода из эксплуатации. Если международные организации уже около 10 лет разрабатывают стандарты и юридические нормы применения облаков, то в нашей стране все это находится на самой ранней стадии развития. Возможно, именно потому, что долгое время сама возможность использования облаков в России оценивалась весьма невысоко.

В подтверждение своих слов приведу некоторые факты. В сентябре

2012г. Европейская комиссия разработала стратегию «Высвобождение потенциала облаков в Европе» ("Unleashing the Potential of Cloud Computing in Europe"). Целью создания документа по утверждению его создателей было сделать облака двигателем экономического развития и инноваций. А это невозможно без твердого нормативного и юридического фундамента. Европейская комиссия предлагает начать с общеприменимых определений требований, которые в дальнейшем конкретизировать для отдельных отраслей промышленности, в частности, для медицины, социальной защиты, оказания государственных услуг. Создание таких требований позволит сократить затраты на выбор и использование облачных сервисов и повысить их интероперабельность.

Стратегия состоит из трех ключевых частей:

1. Безопасные и справедливые условия договора

В этой части стратегии обсуждаются следующие вопросы:

• защита данных после окончания договора;

• раскрытие и целостность данных;

• местоположение и передача данных;

• права собственности на данные;

• прямая и непрямая ответственность облачных провайдеров и

субподрядчиков за изменение сервиса.

2. Выявление необходимых технических стандартов

Эта часть стратегии посвящена определению технических стандартов облачных сервисов, которые позволят пользователям достичь необходимого уровня интероперабельности, портируемости данных и реверсивности. В этой части члены комиссии работают над созданием сертификационных схем, которые должны быть созданы и утверждены в этом году.

3. Создание Европейского облачного партнерства

Создание такого партнерства по мнению авторов стратегии объединит усилия различных отраслей промышленности в том числе публичного сектора экономики по созданию общих закупочных требований для облачных сервисов открытым и прозрачным способом. В этой работе признается руководство публичного сектора как играющего ключевую роль на рынке сервисных облаков. Однако отмечается, что этот сектор экономики фрагментарен и мало влиятелен, поэтому в партнерство необходимо вовлекать также представителей других областей экономики.

К созданию стратегии были привлечены высококвалифицированные эксперты ИТ и телекоммуникаций, а также специалисты ИТ государственных предприятий. Европейское сообщество выделило на создание стратегии внушительный бюджет (начальная сумма составила 10 млн. евро), который будет увеличен в течение ближайших лет.

Кроме этого Европейская комиссия работает над созданием методов для упрощения перехода от одного сервисного провайдера к другому. А

ведь именно сложности такого перехода, а не пресловутая безопасность, больше всего тормозят использование облаков.

Впрочем, если говорить о безопасности облаков, то тут уже довольно давно существует стандарт аудита (который также подходит для самоаудита). Я имею в виду «Опросник оценки состояния безопасности облачной среды» Cloud Security Alliance (https://cloudsecurityalliance.org/), переведенный на русский язык Российским подразделением этой организации, который находится на их сайте (http://www.risspa.ru/csa/caiq) и может уже сейчас использоваться для анализа облачных провайдеров.

В России большинство заинтересованных сторон также понимают необходимость стандартизации и создания законодательной основы для рынка облачных услуг. В 2013 году Минсвязи объявило о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Нормативно-правовое обеспечение возможности использования облачных технологий». Конкурс выиграла Высшая школа экономики, однако результаты работы так и не появились в широком доступе. В июле этого года был создан Экспертный совет по вопросам использования облачных вычислений при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Есть надежда, что в ближайшее время этот Совет развернет работу по созданию фундамента использования облачных технологий в России.

Однако велика опасность, что медленно раскручивающийся маховик Российской стандартизации и нормативно-правовой деятельности для облаков не успеет за самим развитием технологий и потребностями в них отечественных компаний.

А это приведет к еще большему отставанию государства и российских компаний в области ИТ. Ведь уже и государственные органы признали, что облака необходимы. В частности Минкомсвязи недавно сообщила, что все ведомственные IT-системы подключатся к «Гособлаку» после 2016 года. Причем опытная эксплуатация назначена уже на 2015 г. Поэтому сейчас очень важно не упустить время.

Большая часть рынка облачных технологий все еще составляет IaaS (Инфраструктура как сервис) или, проще говоря, Аренда ЦОД. Но SaaS (Программное обеспечение как сервис) все активнее догоняет, и по оценкам аналитиков уже в ближайшее время перегонит IaaS. Рынок PaaS (платформа как сервис) в России, в отличие от Европейских стран и США, пока занимает очень маленькую часть рынка. Возможно причина в разнообразии используемых платформ и в бедности российского рынка в этом сегменте.

Если обратить внимание на функционал SaaS решений, то уже около четверти рынка облаков в России приходится на рынок ERP-систем. Все больше компаний готовы использовать довольно серьезные облачные решения.

Почему? А потому, что облачная модель использования, прежде всего SaaS позволяет решить многие проблемы современных ИТ:

1. Высокая стоимость проектов, длительные сроки и большие риски внедрения ИС;

2. Недостаток гибкости при собственном владении ИС;

3. Высокое ТСО (совокупная стоимость владения);

4. Большое количество установленного, но малоиспользуемого или вовсе не используемого ПО;

5. Необходимость компании, не относящейся к ИТ-рынку, нанимать, содержать и удерживать штат высококвалифицированных ИТ-специалистов.

Все это, возможно, не столь принципиально для крупных компаний, которые действительно предпочитают использовать частные или гибридные облака. Но эти проблемы препятствуют компаниям СМБ получать современные ИТ-сервисы и заставляют их довольствоваться теми, которые они в состоянии поддерживать. Таким образом, облака являются средством демократизации ИТ. Они позволяют большому количеству молодых компаний сосредоточиться на основной деятельности, получая необходимые для нее ИТ-сервисы из облака, гибко меняя эти сервисы и относительно легко наращивая мощности и качество их использования.

Интересно, что аналитики давно уяснили эту особенность облаков и в последних исследованиях обязательно отводят сектору СМБ отдельное место. В частности аналитики Parallels в 2013 году заявили, что к 2016 года размер рынка облаков в СМБ увеличится практически в 2,2 раза, что, как вы можете видеть, существенно превосходит общий рост рынка. Мобильность

Мобильные устройства также активно захватывают рынок. В частности в соответствии с докладом Еврокомиссии, рынок мобильных приложений в Евросоюзе к 2018 году вырастет в три раза относительно 2013 г.- до 18,7 млрд. евро. По результатам исследования Dimensional Research, больше половины компаний разрешают своим сотрудникам подключать к корпоративным сетям собственные мобильные устройства. По данным исследования VMware в 2014 г. около 23% российских сотрудников станут полностью мобильными, а к 2019 этот показатель достигнет 40%. В этом исследовании приводится также информация, что 100% руководителей и 84% лиц, ответственных за принятие финансовых решений, уже являются мобильными, т.е. обладают мобильными устройствами, которые используют для выполнения профессиональных обязанностей.

И эти технологии также долгое время подвергались пристальному вниманию рынка, который решал, стоит их использовать или нет. Доводами, почему мобильность неприменима в российских компаниях, прежде всего, служили вопросы безопасности и желания (скорее нежелания) сотрудников быть постоянно в рабочем процессе. Однако опыт отдельных компаний показывает огромные возможности использования

мобильности для повышения эффективности деятельности организаций. Действительно, своевременное решение, принятое руководителем или ключевым сотрудником, может оказать важнейшее воздействие на компанию. Подключение к бизнес-процессу или технологическому процессу сотрудников, которые не могут быть оснащены стационарным рабочим местом по причине специфики своей работы (например, страховые агенты, водители, и т.д.), позволит компании организовать эти процессы совершенно по-новому.

Кажется, и тут вопрос использования уже не стоит. Хотя б потому, что руководство, которое уже сейчас почти полностью мобильно, хочет пользоваться корпоративными сервисами всегда и везде.

В этой области вопросы стандартизации также активно исследуются. Хочу назвать рекомендации НИСТ (Национального института стандартизации США) «Руководство для управления и обеспечения безопасности мобильных устройств (Guidelines for Managing and Securing Mobile Devices in the Enterprise (Draft))» появившиеся в 2013 г. В России в том же 2013 г. на основе этого документа были выпущены рекомендации для ИТ-директоров «Корпоративная мобильность сегодня и завтра. Рекомендации СоДИТ».

Юридическая основа мобильности связана прежде всего с законом о персональных данных и на первый взгляд не требует специальных доработок в области законодательства. Возможно, должны появиться законы, определяющие ответственность работника за получение третьими лицами доступа через принадлежащее ему устройство к корпоративным сервисам и правила работы с этими устройствами.

Мобильность тесно связана с облаками. В ситуации использования мобильных устройств, т.е. осуществляя доступ к корпоративным сервисам ИТ через Интернет, местоположение программного обеспечения и тем более инфраструктуры становится совершенно неважно.

Большие данные

Пожалуй, большие данные — это наиболее неопределенная из рассматриваемых технологий с точки зрения перспектив ее широкого использования. Кто-то просто не видит в ней ничего нового по сравнению с классическими методами бизнес-аналитики. Кто-то, просто не находит в ней предмета, так как числа, с которых данные можно рассматривать как «большие», постоянно увеличиваются. Подобное отношение связано прежде всего с неправильным толкованием термина «большие данные». Под этим понимают просто большие объемы данных. Однако даже классическое определение McKinsey определяет, что термин «большие данные» относится к наборам данных, размер которых превосходит возможности обработки классических СУБД по занесению, хранению, управлению и анализу информации. Есть и еще один аспект больших данных, это то, что они должны уметь работать с разноформатными данными, в частности, с веб-журналами, видео-файлами,

геопространственными данными. Т.е. большие данные позволяют извлечь информацию из неструктурированных и неподдающихся обычным методам обработки данных. Учитывая, что по мнению IDC уже в 2020 г. на каждого жителя нашей планеты будет приходиться 5200 гигабайт (Гб) накопленных данных, возможности получения полезной информации и использования ее на благо компании и ее бизнесу, воистину безграничны. Можно конечно успокаивать себя тем, что вполне хватит и информации, получаемой из не столь больших данных стандартным образом, как делают сегодня многие руководители. В очередной раз хочу напомнить закон Спенсера:

1. Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией;

2. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией;

3. Идеальный руководитель способен принять решение, не зная решительно ничего.

В соответствии с этим законом, только, как можно более полная информация, позволяет организации добиться успеха. Ведь трудно представить себе организацию, состоящую исключительно из гениев. И еще одно соображение: если компания не воспользуется полезной для себя информацией, это обязательно сделают конкуренты.

Многие компании уже на практике осознали для себя выгоду больших данных. Исследование Accenture, проведенное осенью 2014г. показало, что 60% компаний уже успешно завершили как минимум один проект, связанный с большими данными. Причем 92% представителей этих компаний оказалось довольны результатом, а 89% заявили, что большие данные стали крайне важной частью преобразования их бизнеса. Какие еще ИТ могут похвастаться такой результативностью!

Для больших данных не менее, чем для других рассмотренных нами технологий, важна информационная безопасность. Поврежденные, намеренно или случайно, данные, устаревшая информации могут привести не к полезным, а к пагубным для компании решениям. При работе с большими данным, когда сложность обработки многократно увеличивается, надо быть особенно осторожными.

Однако культура работы с данными и с информацией в нашей стране по-прежнему остается на невысоком уровне. Качество информации не является ее неотъемлемым признаком. Большинство руководителей не привыкли задумываться, откуда взялись числа, на которых они строят свои выводы и политику. Я предвижу, что вопросы качества информации и защиты этого качества станут важнейшими в ближайшие годы.

Технологическая и управленческая составляющие новых технологий

Не секрет, что все вышеперечисленные новинки с технической точки зрения являются развитием уже знакомых нам моделей: облака —

виртуализации, мобильность можно рассматривать как развитие персональных компьютеров и ноутбуков, большие данные — как развитие бизнес-аналитики. Однако важно то, что их можно и нужно рассматривать отнюдь не только с технической точки зрения, а как новые модели предоставления ИТ широкому кругу граждан.

Облака позволяют перейти к массовому и гибкому оказанию ИТ-услуг практически всем, кому они могут быть полезны: гражданам государства, сотрудникам организаций, клиентам и партнерам, контролирующим органам вне зависимости от размеров компании. Получение того или иного сервиса может быть больше не связано с высокозатратными и длительными ИТ-проектами с неопределенным исходим. При правильной организации работы, как поставщиков, так и потребителей, ИТ-сервисы должны подключаться просто и быстро и обладать всеми необходимыми заказчику качествами. Способы оплаты таких сервисов также кардинально меняются: теперь заказчик платит именно за то, что израсходовал. Мобильность позволяет кардинально перестроить деятельность предприятия, существенно повысить его гибкость и уровень автоматизации. Большие данные позволяют извлечь необходимую предприятию информацию, представить ее в наглядной форме и использовать для оперативного и стратегического управления.

Вышеперечисленные технологии окажут и уже оказывают существенное влияние на бизнес и общество. Не замечать эти тенденции и не учитывать их опасно, потому что методы управления, эксплуатации и обслуживания ИТ для эффективного использования этих технологий должны будут существенно измениться.

Обслуживание и эксплуатация таких технологий требуют новых подходов и стандартов. Необходимо учитывать принципиально новые требования к их надежности и скорости реакции на инциденты и проблемы. Обслуживание ИТ-сервисов должно стать в большей степени проактивным, предупреждающим возникновение сбоев, а не устраняющим их после того, как их обнаружили пользователи. Должны активно использоваться средства самовосстановления и краудсорсинга. Необходимо предусмотреть тонкую классификацию пользователей, с тем, чтобы максимально быстро помочь слабым и дать большую самостоятельность сильным.

ИТ-грамотность

Новые технологии выдвигают новые требования к тем, кто будет их использовать в качестве инструментов. От компьютерной грамотности, которая предполагает умение обращаться с ПК, нам придется перейти к массовому освоению ИТ-грамотности, которая потребует от нас навыков работы с информацией и новыми технологиями. В противном случае придется к каждому сотруднику приставить одного, а лучше несколько ИТ-специалистов, чтобы они помогали ему работать с новыми технологиями. Как вы понимаете, такой подход ни к чему хорошему привести не может.

Наиболее эффективно новые технологии могут применяться только в случае индивидуального подхода, когда каждый сотрудник полностью владеет этими инструментами и использует их по мере необходимости в своей работе. Ведь именно так мы поступаем с другими инструментами.

Это требует полного пересмотра методик обучения, как специалистов, так и руководителей.

Компетенции ИТ-специалистов

Подтверждение тому, что ИТ выходят на новый виток своего развития, можно увидеть в массовом появлении новых специальностей в области ИТ. Это и менеджер по информации, огромную потребность в которых уже сегодня выявили многие иностранные компании, и которых уже готовят американские университеты. Это и технический писатель, профессиональный стандарт которого был недавно утвержден. Совершенно очевидно, что с развитием облаков и мобильности традиционные эникейщики уйдут со сцены, а специалисты по поддержке претерпят существенные изменения. Возможно на них ляжет задача развития ИТ-грамоности пользователей. Или эта роль отойдет в службу управлению персоналом и частично ляжет на средства дистанционного обучения. Важно, чтобы общество и учебные заведения своевременно реагировали на потребности отрасли и оперативно перестраивали учебные курсы в соответствии с ними.

Не секрет что продолжается работа над отечественными профессиональными стандартами, среди которых есть и 30 стандартов в области ИТ. В настоящее время проходит обсуждение «Методических рекомендаций по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов». Важно предусмотреть процесс внесения изменения как в профессиональные, так и в образовательные стандарты, что особенно критично для ИТ, как для бурно развивающейся отрасли.

Важным вопросом развития ИТ-специалистов для развития и сопровождения новых технологий являются вопросы сертификации. В частности, компания Microsoft уже сертифицирует специалистов по облачным технологиям.

Использование новых технологий имеет и плюсы, и минусы. Поторопившись взять на вооружение новую, до конца не опробованную и мало используемую технологию, компания может бессмысленно потратить время и деньги. Но еще более опасно не заметить очевидных тенденций, считать на счетах, когда все уже сели за компьютер, строить свои дорогостоящие ЦОДы, когда все уже их арендуют, довольствоваться слабыми решениями, которые в силах поддерживать самостоятельно, когда все уже используют лучшие в своем классе решения из облака.

Но самое главное внимательно проанализировать возможности новых технологий для своих компаний, учесть все за и против и принять правильное и своевременное решение. А для этого сначала с ними надо

познакомиться. И не стоит их игнорировать.

Литература

1. Unleashing the Potential of Cloud Computing in Europe», European Comission< Brussels, 27.09.2012.

2. «Облачные сервисы (рынок России)», аналитический обзор TAdviser, сентябрь 2014 nhttp://www. tadviser.ru/.

3. «Облачные сервисы 2013». О бзор cnewshttp: // www.cnews.ru/reviews / new/ oblachnye_servisy_2013/.

4. «Guidelines for Managing the Security of Mobile Devices in the Enterprise», NIST, июнь, 2013.

5. «Security Guidance for Critical Areas of Mobile Computing», Mobile Working Group, ноябрь 2012.

6. «Большие данные (BigData)», аналитический обзор TAdviser, март 2014.

7. «Бизнес-аналитика и большие данные в России 2014» Обзор cnews,http://www.cnews.ru/reviews/new/bi_bigdata_2014/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.