Научная статья на тему 'ОБЗОР ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ'

ОБЗОР ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоконова Светлана Сергеевна, Грецова Лилия Викторовна, Макарченко Михаил Геннадиевич

В статье рассматриваются вопросы использования онлайн-сервисов для разработки ЭОР для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся. Проводится обзор методических и технических возможностей онлайн-платформ, таких как, Удоба, Canva, educandy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF ONLINE SERVICES FOR THE DEVELOPMENT OF EER FOR DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

The article discusses the issues of using online services for the development of EER for the development of cognitive interest and creative activity of students. A review of the methodological and technical capabilities of online platforms, such as Convenience, Canva, educandy, is carried out.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Раздел I. Психология и педагогика

С.С. Белоконова, Л.В. Грецова, М.Г. Макарченко

ОБЗОР ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования онлайн-сервисов для разработки ЭОР для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся. Проводится обзор методических и технических возможностей онлайн-платформ, таких как, Удоба, Canva, educandy.

Ключевые слова: познавательный интерес, творческая активность, электронные образовательные ресурсы, средства активизации познавательного интереса.

S.S. Belokonova, L.V. Gretsova, M.G. Makarchenko

OVERVIEW OF ONLINE SERVICES FOR THE DEVELOPMENT OF EER FOR DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST AND CREATIVE ACTIVITY

OF STUDENTS

Abstract. The article discusses the issues of using online services for the development of EER for the development of cognitive interest and creative activity of students. A review of the methodological and technical capabilities of online platforms, such as Convenience, Canva, educandy, is carried out.

Key words: cognitive interest, creative activity, electronic educational resources, means of enhancing cognitive interest.

В настоящее любой урок сопровождается электронными или цифровыми образовательными ресурсами, например, презентациями, различными тренажерами, иллюстрациями и т.д., позволяющими достигать наиболее эффективных результатов в обучении, при этом развивая познавательный интерес и творческую активность у учащихся. При подготовке к уроку педагог может выбирать: использовать готовый сопроводительный ресурс или создать собственный. Для самостоятельной разработки образовательного средства учитель может воспользоваться специальными сервисами, расположенными в сети Интернет [3].

На сегодняшний день существует множество онлайн-инструментов для создания различных интересных образовательных ресурсов, которые постоянно обновляются и добавляются [1]. На текущий момент количество онлайн-сервисов настолько велико, что учителя не успевают использовать их в своей педагогической деятельности и расширять методическую копилку. Новейшие инструменты, которые только набирают популярность, но не уступают по функциональным возможностям известным сервисам, для многих педагогов еще незнакомы. По этой причине необходимо выполнить обзор современных онлайн-ресурсов, предназначенных для простой и быстрой разработки вспомогательных ресурсов для урока.

Онлайн-конструктор УДОБА

Бесплатный сервис УДОБА предназначен для конструирования и хостинга доступных интерактивных электронных образовательных ресурсов различных видов. Данный инструмент является новейшим онлайн-конструктором для создания обучающих курсов, разработанным в России и не имеющих аналогов.

УДОБА набирает популярность среди учителей и преподавателей за счет большого количества типов разрабатываемых интерактивных упражнений (на текущий момент 43 вида заданий). Сервис позволяет не только создавать собственные упражнения для учащихся, но и пользоваться заданиями, разработанными другими педагогами и находящимися в открытом доступе, т.к. является хостингом (рис. 1).

Главная

УДОБА - конструктор и хостинг открытых образовательных ресурсов на базе Н5Р и ЭБС ЕЫБ

Для создания персональной электронной библиотеки и интерактивных ресурсов вам надо

ВОИТИ НА САЙТ

СОЗДАТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Рис. 1. Онлайн-конструктор ЭОР «УДОБА» Каталог сервиса УДОБА достаточно обширен, в нем содержаться более 40 видов интерактивных упражнений, которые можно использовать для разработки собственных заданий. Интерфейс онлайн-ресурса прост и интуитивен в использовании, для работы с ресурсом никакого дополнительного программного обеспечения не требуется.

Функционал онлайн-ресурса УДОБА предоставляет возможность разработать упражнения следующих видов: арифметический тест, заполнение пропусков, перетаскивание, интерактивное видео, коллаж, игра на запоминание изображений, виртуальный тур, опросник, ветвящийся сценарий, QR-код, эссе и многое другое. Большинство перечисленных мини-приложений, которые можно создать с помощью сервиса, встречаются на других аналогичных платформах, но такой обширный выбор разнообразных инструментов, находящихся в одном месте, является несомненным достоинством сервиса УДОБА.

Библиотека онлайн-конструктора только начинает пополняться новыми разработками, поэтому количество готовых ресурсов достаточно мало. Такая проблема быстро исчезнет, т.к. необычные виды предлагаемых упражнений и их обширный диапазон в скором времени привлекут множество новых пользователей, и коллекция ресурсов будет ежедневно пополняться.

Сервис УДОБА позволяет пользователю создать свою открытую библиотеку, в которой могут храниться самостоятельно разработанные им ресурсы. Для удобства в библиотеке можно создавать подкаталоги, разбитые по различным тематикам по желанию автора (рис. 2).

= Грецова Лилия = А С-

/ » МоаОиОгаюп» Библиотека пользователя Грецова Лилия Грецова Лилия

+ ДОБАВИТЬ 1 Питиям» Рюупипы Соиамярасиаш

а Информатика. 7 класс. УМК Босовой Л.Л.

Испрш

У_Ш5: Л <#э Подготовка к ОГЭ-2021 по информатике Пома 1^ХП|ЦНРП> л-'.

/"л Сщишрасурсаамст* Я

Рис. 2. Пример библиотеки и подкаталогов в онлайн-конструкторе УДОБА

4

Возможности онлайн-конструктора УДОБА напоминают популярный немецкий сервис LearningApps.org, предназначенный для разработки интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам и предоставляющий доступ к коллекции готовых ресурсов. По сравнению с отечественным ресурсом, LeamingApps предоставляет только 24 шаблона для создания упражнений, в два раза меньше, чем в сервисе УДОБА. Используя онлайн-конструктор УДОБА, педагог будет поддерживать отечественного производителя и размещать свои разработки на открытом российском хостинге. Из-за широкой известности онлайн-сервис LeamingApps более подробно анализироваться не будет.

В процессе взаимодействия с онлайн-конструктором УДОБА несколько раз возникали некритичные технические ошибки, например, при добавлении обложки на подкаталог. Такие погрешности связаны с тем, что сервис был запущен совсем недавно и интерактивность при работе с пользователями полноценно не отработана. Так же к недостаткам можно причислить: довольно часто сервис при входе в личный кабинет запрашивает логин и пароль, не запоминая данную информацию.

Графический онлайн-редактор Canva

Для создания наглядных материалов различных видов можно использовать онлайн-сервис Canva (рис. 3). Ресурс является кроссплатформенным сервисом для графического дизайна, который был создан в 2012 году австралийскими разработчиками. Несмотря на то, что Canva не является новым ресурсом, довольно малое количество учителей используют его в своей педагогической деятельности. Графический онлайн-редактор основан на обширной встроенной библиотеке шаблонов, иллюстраций, шрифтов, стоковый фотографий и т.д.

Рис. 3. Графический онлайн-редактор Canva

Сервис Canva предлагает пользователям следующие ценовые тарифы: бесплатный, Canva Pro (899 руб./мес.), Предприятие (2000 руб./мес.). Для использования ресурса в образовательной сфере возможностей бесплатного тарифа будет достаточно. Бесплатная версия графического редактора представляет доступ к следующему функционалу:

- свыше 250 тысяч шаблонов;

- около 100 видов дизайнов (например, презентаций, плакатов, отчетов);

- сотни тысяч бесплатных фотографий, картинок и графики, при использовании которых не будут нарушены чьи-то авторские права;

- возможность организовать совместную работу для разработки графического дизайна (включает комментарии в режиме реального времени);

- 5 ГБ облачного хранилища, в котором можно сохранять созданные пользователем дизайны.

В сервисе Сапуа создана специальная подборка дизайнов для школы, которая включает шаблоны таких видов, как плакат, инфографика, презентация буклет, рабочий лист, план урока, выпускной альбом, расписание занятий, диаграмма связей. Так же для образовательного учреждения будет актуальна возможность сделать дизайн к загруженному видео и к публикации в социальные сети.

Шаблоны, предлагаемые ресурсом Сапуа, оформлены красочно с правильно расставленными акцентами на информацию в соответствии с современными тенденциями в сфере дизайна (рис. 4). Библиотека шаблонов сервиса Сапуа постоянно обновляется. Разработанная с помощью ресурса графика привлекает внимание учащихся и их интерес (проверено на практике).

СОВЕТ Ы.ЕГЭ.ИНФОРМАТИКА

"АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ"

КАК И В ДРУГИХ ЗАДАНИЯХ БАЗОВОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ, ИСТОЧНИКОМ ОШИБОК СЛУЖИТ НЕДОСТАТОЧНАЯ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ИЛИ ПОВЕРХНОСТНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОЛУЧЕННОГО ОТВЕТА.

ЭКЗАМЕНУЕМЫЙ НЕ УЧИТЫВАЕТ ПОСЛЕДНЮЮ ИТЕРАЦИЮ ЦИКЛА ИЛИ, НАПРОТИВ, ДОБАВЛЯЕТ ЛИШНЮЮ. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С НЕПОНИМАНИЕМ ТОГО, КАК ОБРАБАТЫВАЕТСЯ УСЛОВИЕ ЦИКЛА, ИЛИ С ОШИБОЧНОЙ ОБРАБОТКОЙ СТРОГОГО НЕРАВЕНСТВА КАК НЕСТРОГОГОИЛИ НАОБОРОТ.

КРАЙНЕ ВАЖНО ОТСЛЕЖИВАТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВОЗВРАТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ В НУЖНУЮ ТОЧКУ ДЛЯ КАЖДОГО РЕКУРСИВНОГО ВЫЗОВА.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ «В ЛОБ», ТО ЕСТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ АЛГОРИТМА ЦЕЛИКОМ ДЛЯ ЗАДАННЫХ В УСЛОВИИ ДАННЫХ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ВЕСЬМА ТРУДОЁМКИЙ ПРОЦЕСС, К ТОМУ ЖЕ С ВЫСОКОЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ОШИБКИ ПО НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ.

ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ВНУТРИ ИТЕРАЦИИ ЦИКЛА ИЗМЕНЯЕТСЯ ЗНАЧЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ТЕКУЩЕГО 1-ГО ЭЛЕМЕНТА, НО И СЛЕДУЮЩЕГО 1+1-ГО, ПОЭТОМУ В СЛЕДУЮЩЕЙ ИТЕРАЦИИ ТЕКУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ БУДЕТ ИМЕТЬ НЕ ТО ЗНАЧЕНИЕ, ЧТО ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ. ЭТО НУЖНО ВНИМАТЕЛЬНО ОТСЛЕЖИВАТЬ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК. _

✓ Ланфхяки я ял*решения заданий ЕГЭ

Рис. 4. Пример разработанного информационного плаката с помощью сервиса Canva

При применении графики, созданной в сервисе Сапуа, на уроках информатики у учеников дополнительно возникает мотивация самостоятельно воспользоваться ресурсом для личных целей или в рамках домашнего задания.

В сервисе Canva присутствует образовательный блог, в котором размещены интересные видео-уроки про графический дизайн и маркетинг для новичков и профессионалов. Такие ролики, как «Флэт дизайн: главные принципы и лучшие примеры», «Каллиграфия. 5 шагов для начинающего», «Что такое типографика: основные понятия и правила», можно посоветовать учащимся, которые заинтересованы сферой дизайна. Несомненно, такой полезный и удобный ресурс как Canva должен присутствовать в профессиональной копилке современного педагога.

Онлайн-ресурс Canva можно использовать не только в качестве помощника для разработки наглядного материала к урокам, но и в качестве непосредственного инструмента обучения. Возможность создание команды для работы над одним проектом можно использовать в качестве виртуального класса при дистанционном обучении и не только. Для того, чтобы создать команду, необходимо задать название, например, 9 класс, и пригласить учащихся, указав их электронные адреса, на которые поступят сообщения с ссылкой на проект. Использование командного режима упрощает обмен проектами и папками, взаимодействие происходит по принципу Google-документов. Учитель может наделить активных учащихся ролью администраторов команды.

Также сервис Canva может стать непосредственным объектом обучения вместо привычного и устаревшего Microsoft Paint, так как практически является полноценным графическим редактором. Предлагаемые шаблоны по инфографике (диаграммы, гистограммы и т.д.) можно использовать аналогичным способом для практической работы учащихся с информацией. Интересные формы и виды диаграмм привлекут внимание учеников к анализу данных, на уроках информатики могут быть полезны шаблоны по блок-схемам.

Занимательной и полезной возможностью сервиса Canva является создание простых вебстраниц, т.к. многие предоставляемые шаблоны могут быть опубликованы в интернете в качестве автономных единиц. Учитель может реализовать данную способность на уроках информатики при изучении темы «Создание веб-сайта» или в рамках внеурочной деятельности и элективного курса.

Итак, с помощью инструмента Canva можно создавать занимательный иллюстративный материал для сопровождения урока и развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, использовать ресурс в качестве объекта образовательного процесса.

Сервис для создания интерактивных обучающих игр educandy

Малоизвестный сервис educandy является отличным решением экономии времени для педагога, т.к. позволяет за минимальное время с помощью простых действий создать интересную обучающую игру (рис. 5). Аналогично сервису КаЬоо1;! онлайн-ресурс educandy имеет только англоязычную версию, но с помощью встроенного в веб-браузер переводчика, проблем при использовании не возникает. На главной странице сервиса расположено видео (на англ. языке), в котором рассказывается о целях educandy, о взаимодействии с ним и о принципе работы. Для новых пользователей такой встроенный элемент является полезной и необходимой подсказкой.

<1ис кс1у с«*первое*>,.»™е Программы Вой™.»см, О О

Есть код активности? Н70Р436Х

: о

L •и» ,„,

Вы создаете... О Вы делитесь... © Они играют!

С Ес)11сапс]у вы можете создавать интерактивные обучающие игры за считанные минуты. Все. что вам нужно, это ввести словарный запас

После того, как вы создали действие, создается уникальный код. Просто поделитесь этим кодом со своими учениками, чтобы они могли играть в

Учащиеся могут играть в созданные вами игры на своих устройствах, посетив веб-сайт Ейисапйу или

Рис. 5. Сервис для создания интерактивных обучающих игр educandy

По сути, сервис educandy является простым генератором дидактических упражнений, несмотря на это, он значительно превосходит по многим показателям другие аналоги. Для того, чтобы создать собственную игру или серию игр, педагог должен сделать несколько простых действий, которые займут действительно мало времени, буквально пару минут. Учитель для удобства должен авторизоваться на платформе educandy, чтобы все созданные им ресурсы хранились в его личном кабинете.

Для создания игр на платформе educandy пользователю необходимо выполнить всего лишь несколько действий, на основе которых сервис создаст 8 видов активностей (рис. 6). В начале учитель добавляет слова, термины, объединённые необходимой тематикой, в банк данных. При добавлении слов следует ввести название или тему будущей активности. Чем больше слов введет педагог, тем обширнее будет наполненность будущих заданий. После быстрого заполнения банка слов, сервис educandy создаст четыре варианта активностей из введенных данных: word search (аналог филвордов), anagrams (анаграммы), hangman (аналог игры «поле чудес»), crosswords (кроссворды). Если данного количества активностей недостаточно, педагог продолжает работать с сервисом. Далее учителю необходимо ввести попарно слова или значения, связанные по смыслу для заданий на соответствие, например, 8 бит - 1 байт. Связь между парами ученик может находить сам или учитель в названии активностей может дать подсказку. Добавив необходимое количество пар слов, сервис educandy автоматически создает четыре дидактических игры: noughts & crosses (состязание с компьютером или с человеком в игру крестики-нолики), match-up (игра «найди совпадение»), memory (игра «запомни», в которой необходимо найти связанную по смыслу пару карт, запомнив их местонахождение), multiple choice (аналог теста с выбором правильного ответа). Для активности multiple choice можно задать не просто пары слов для соответствия, но и небольшие вопросы с вариантами ответов.

Рис. 6. Варианты активностей сервиса educandy

Ученик заходит на сервис с любого устройства (компьютер, ноутбук, телефон, планшет), вводит код или переходит по ссылке, выданными педагогом, и играет в обучающие игры любое количество раз, тем самым практикуется в изучении материала и закрепляет новую тему. Оригинальные мультяшные главные герои сервиса educandy служат элементом геймификации, который помогает дополнительно вызвать интерес у учащихся и создать атмосферу состязания. Например, они ведут счет правильных ответов учащегося, следят за временем выполнения за-

дания, являются неотъемлемыми помощниками в играх, создавая атмосферу командной игры: ученик проходит игру не самостоятельно, а с мультяшными героями-друзьями.

Сервис educandy может использоваться в качестве домашнего задания для закрепления пройденной темы, в качестве развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках и в качестве простого контроля знаний с помощью тестирования.

Благодаря информационным и сетевым технологиям поиск необходимых данных и информации занимает считанные минуты и не требует похода в библиотеку, как несколько десятков лет назад. Интернет стал для современного человека ежедневной необходимостью, почти все сферы деятельности находятся в режиме онлайн: работа, образование, медицина, общение, развлечения и т.д. Информационные технологии с каждым годом все больше внедряются в учебный процесс [2; 4]. Глобальная информатизация затронула все отрасли деятельности общества, включая образование. Перед образовательными учреждениями возникают новые задачи, требующие актуальных методов решения. В настоящее время в процессе обучения существует значимая проблема, которая с каждым днем становится все актуальнее в связи с быстро развивающимися технологиями. Проблеме развития познавательного интереса и творческой активности посвящено множество исследований, данной теме уделено особое внимание в требованиях ФГОС нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демешина, А.Р. Щукина, Г.И. О познавательном интересе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации, сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. / А.Р. Демешина, Г.И. Щукина. - Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). - 2018. - С. 69-71.

2. Иванова, А.В. Формирование познавательного интереса младших школьников при обучении информатике с использованием электронного образовательного ресурса // Вестник марийского государственного университета / А.В. Иванова. - Издательство: Марийский государственный университет (Йошкар-Ола). - 2011. - С. 15-16.

3. Мацефук, Е.А. Познавательный интерес и информационная безопасность личности в современном обществе // Вестник Волгоградской академии МВД России / Е.А. Мацефук. - Издательство: Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Волгоград). - 2016. - С. 132-135.

4. Шонин, М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин. - Горизонты гуманитарного знания, №1. - 2017. - 27-31 С.

В. В. Богатов, Е. А. Александрова

ХОРОВОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье авторы утверждают, что воспитательным потенциалом в процессе патриотического воспитания школьников обладает песенно-хоровое искусство. Оно выступает неотъемлемой частью культурно-исторического наследия общества. И приобщение к нему детей необходимо для формирования любви к своему Отечеству.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, песенно-хоровое искусство, духовное песнопение, фольклор, хоровое пение.

V. V. Bogatov, E. A. Alexandrova

CHORAL ART AS A MEDIUM PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Abstract. In this article, the authors argue that the song and choral art has an educational potential in the process of patriotic education of schoolchildren. It is an integral part of the cultural and his-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.