Научная статья на тему 'Обзор новых учебных пособий по социологии (1999 г. )'

Обзор новых учебных пособий по социологии (1999 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Игорь Петрович

Рецензируются четыре новых учебника по социологии для студентов гуманитарных и социальных наук. Эти пособия представляют собой различные подходы в социологии (теория систем, тетрарная теория) и содержат авторские точки зрения. Волков Ю.Т., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций. М.: «Феникс»; Ростов н/Д, 1999. 500 с. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии. М.: Изд-во «Магистр», 1999. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М., 1999. 327 с. Семашко Л.М. Социология для прагматиков: От монизма к тетрализму. Ч. 1. СПб.: Европейский Дом, 1999. 375 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Recent Manuals of Sociology

Four new manuals of sociology addressed to the students of the humanities and social sciences are reviewed. These manuals represent the different approaches in sociology (system theory, tetralist theory) strongly reflecting the authors points of view.

Текст научной работы на тему «Обзор новых учебных пособий по социологии (1999 г. )»

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

И. П. Яковлев

ОБЗОР НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ (1999 г.)

Арсенал учебных пособий по социологии в этом году пополнился книгами московских, петербургских, ростовских, барнаульских авторов.

Первое, что хотелось бы отметить, — это разнообразие авторских подходов. Все книги отличаются как друг от друга, так и от выпущенных ранее.

С одной стороны, это достоинство творчества их авторов, а с другой, возможно, свидетельство недостаточного методологического и методического единства в научно-педагогическом сообществе. Все преподаватели, читающие курсы социологии для несоциологических специальностей, сталкиваются с проблемой отбора наиболее значимого, интересного, полезного материала из всего обширнейшего объема. Причем этот материал требуется уложить в «прокрустово ложе» выделенных учебным планом часов, которые, в основном, варьируют от 18 до 32 в семестр. У изданий нет столь жестких ограничений. Поэтому они пишутся и в «тонком» (150-200 с.) ив «толстом» (300-500 с.) вариантах. Студента, которому надо сдать в семестре, например, 4 экзамена и 6 зачетов, больше устраивает тонкий вариант. Преподаватели же любят писать солидные пособия, хотя значительную часть материала в лекциях они не могут изложить. Таким образом, потенциал книг используется не полностью. Кроме того, язык учебных пособий, в том числе и рецензируемых, при изложении ряда тем усложнен для студента 1-2 курса. Они написаны, скорее, для специалистов-преподавателей.

Авторы учебников стремятся реализовать в них свой творческий потенциал, свои подходы и разработки. В пособии С. И. Григорьева и Ю. Е. Растова «Начала современной социологии» (М.: Изд-во «Магистр», 1999) излагается процесс становления социологии, ее современный научный статус, основные теоретико-методологические и методико-инструментальные основы. Оно адресовано студентам гуманитарных несоциологических специальностей.

Из достоинств пособия хотелось бы отметить расширение границ истории социологической мысли в глубь веков. В этом отношении вполне справедливо вводится материал о представлениях первобытных людей об обществе, учениях об обществе, существовавших в Древней Греции, в эпоху Возрождения и т.д. вплоть до основоположников и классиков европейской социологии. К сожалению, принцип историзма не выдержан по отношению к русской социологии — она начинается только с конца XIX в. Хотя, с другой стороны, в пособии содержится материал о возникновении и развитии социологии на Востоке.

Представляет интерес постановка вопроса о методологии науки, которая связывается авторами с рядом способов научного мышления: мифологическим, механистическим, системным, диалектическим и диатропическим. Не все здесь бесспорно, но, в принципе, следует поддержать теоретико-методологические поиски, в которых социология крайне нуждается.

Остальная часть (около половины книги) посвящена организации, подготовке и проведению эмпирического социологического исследования. В этой части, кроме привычных методов сбора информации, авторы уделили большое внимание и качественным методам несоциологических специальностей? Вопрос о степени внимания к социологическим методам в социологических пособиях для гуманитариев остается открытым.

Учебник ростовских авторов Ю. Т. Волкова, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попова, С. И. Самыгина (Социология: Курс лекций. М.: «Феникс»; Ростов н/Д, 1999) ближе к образовательному стандарту высшей школы. В нем излагаются базовые темы учебного курса и раскрываются ключевые понятия социологии. Авторский подход виден и в структуре книги, и в изложении отдельных тем, но в целом пособие основано на концепциях западных социологов. В этом смысле оно представляет собой один из вариантов «объективного» изложения социологии. Идеи автора нашли наиболее яркое выражение в таких главах, как «Социальные технологии», «Идеология и гуманизм», «Развитие общества» и др. Очень уместным показалось изложение методов социологического исследования в начале пособия и в кратком виде, поскольку курс лекций рекомендуется для студентов всех вузов и форм обучения.

Представляет интерес изложение тем «Общество как система» и «Развитие общества». Занимая позиции системного подхода, авторы видят задачу социологии в том, чтобы исследовать общество как систему, его структуру, функции, подсистемы и элементы. В учебнике излагается системный подход, привлекается синергетика, рассматриваются циклический и линейный паттерны развития общества, дается типология обществ. Неудовлетворенность здесь, как и в ряде других глав, вызывает слишком общее изложение теории, без анализа ее применения к российским реалиям. Недостаточно в учебнике и эмпирического материала.

Особый интерес вызывает последняя глава «Идеология и гуманизм». Авторы предлагают в ней перспективу развития человечества гуманистического общества, а не общества технотронного или коммунистического. Постановку вопроса о будущем российского общества в качестве некой целевой функции социологии можно только приветствовать, однако описание этой перспективы словами «будет, станет, должно быть» и т.п. напоминает благие пожелания. Поэтому в курсах лекций необходимо усилить внимание к вопросам формирования постиндустриального, информационного общества, социального государства и т.д. С этих тем целесообразно начинать курс, чтобы остальные темы шли под их «знаком», а не с чисто объективистских позиций, когда у студента резонно возникает вопрос «а зачем это нужно?». В современных учебниках много «пустой породы», т.е. материала, который не усваивается глубоко, а воспринимается как необходимый для сдачи экзамена. В этом направлении еще предстоит поиск, который требует изучения отношения студентов к социологическому материалу и приближения социологии к стратегически важным тенденциям развития современного общества.

В пособии Ю. М. Резника «Введение в социальную теорию» (М., 1999. 327 с.) излагаются основные теоретические подходы к познанию социальной реальности, раскрываются эпистемологические основы современной социальной теории. Автор планирует в последующих изданиях осветить теорию социальной

170 Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Том II. №4

реальности (социальная онтология), теорию социальных систем (социальная системология) и теорию социальной практики (социальная праксиология).

В первую очередь внимание социологов должна привлечь третья глава «Социология как общая социальная наука». Для понимания непрерывного развития социологии представляет интерес раскрытие пяти фаз развития предметной области социологии: универсализации, национализации, интернационализации, индигенизации и глобализации.

Автор обобщил и наглядно представил в форме таблиц понимание современными отечественными учеными объекта и предмета социологии. Можно поддержать критику автором расширения границ объекта и предмета социологии, порождающего их неопределенность и стремление социологов исследовать все и вся. Можно добавить, что для многих спасительным якорем стала идентификация социолога с владением методами и техникой эмпирических исследований. Ю. М. Резник видит выход в утверждении общей социологии как раздела социологической науки и как учебной дисциплины, интегрирующей и синтезирующей знания, полученные в частных социологических дисциплинах (см. с. 103-104). С позиций подобного подхода видно отсутствие общего социологического раздела в книге «Социология России» (под ред. В. А. Ядова. М., 1999).

Статус и предмет общей социологии или теоретической социологии — одна из важнейших проблем для социологов как исследователей и педагогов. Наступило время синтезировать полученные теоретические результаты и реализа-вать их в программах учебных курсов, в том числе и в курсах для несоциологов.

С подходом Ю. М. Резника можно согласиться, хотя отдельные его положения спорны. Так, предмет общей социологии включает только современное или постсовременное общество. По нашему мнению, нельзя исключать и досовре-менное, в частности, традиционное общество, иначе причины и механизмы различной динамики современных обществ, не исключая и российское, останутся неясными.

В целом книга Ю. М. Резника затрагивает фундаментальные проблемы социальной теории и полезна не только студентам, но и специалистам.

Л. М. Семашко в книге «Социология для прагматиков: От монизма к тетра-лизму» (Ч. 1. СПб.: Европейский Дом, 1999. 375 с.) ставит перед собой задачу — изложить в учебнике «тетралистский» подход и его борьбу с монистическими представлениями. Учебник можно было бы назвать «Тетральная социология», поскольку в нем проводятся идеи сферного подхода, который заключается в сведении всего множества общественных явлений к четырем ресурсам и сферам их воспроизводства: социальной (гуманитарной), информационной (духовной), организационной (управленческой), материальной (экономической).

Книга содержит два раздела. В первом («Введение в социологию») рассматривается предмет, метод, структура, функции социологии и основные направления теоретической социологии (идеалистическое, органическое, материалистическое, экзистенциальное, монистическое и тетральное). Во втором разделе «Общество как целостная система: Тетральная макросоциология» изложена социальная статика, динамика, структура, генетика и макросоциологическая статистика. Во второй книге предполагается изложить социологические аспекты названных четырех сфер и практическое применение этой социологии.

В целом авторская концепция затрагивает основные социальные институты (подсистемы) общества: социальный, политический, культурный, экономический. Но если в других пособиях остальные вопросы излагаются автономно, Л. М. Семашко включает их в ту или иную из этих сфер. К примеру, личность и семья включается в социальную сферу. В каждой сфере выделяется приоритетный ресурс-компонент: люди, информация, организация, вещи. Каждая сфера рассматривается в статике и динамике, структурно и генетически. По каждой сфере выделены показатели (численность, стоимость и др.). К сожалению, многие из них трудно получить или подсчитать, но работать в этом направлении необходимо. Хотелось бы отметить информационные возможности такого подхода, внимание к которому в социологии возрастает в связи с движением к информационному обществу.

Книга обобщает первые результаты исследования в этой области и, одновременно, является первым опытом учебника. Тетральная социология сейчас только начинает разрабатываться, отсюда неизбежная дискуссионность некоторых положений книги, к тому же отсутствие второй части затрудняет ее использование в качестве учебного пособия.

Обзор позволяет сделать вывод о том, что в российских научных центрах идет действительно творческий поиск разработки социологических идей и их изложения в форме учебных пособий. В каждом пособии можно найти интересный и полезный для студентов и преподавателей материал. Вместе с тем, возникает вопрос об унифицированном ядре и плюралистической «протоплазме», который требует дальнейшего индивидуального и коллективного осмысления. В частности, необходима ориентация на социальные проблемы современной России, родного региона, на профиль конкретного вуза. Желательно чаще включать материалы эмпирических исследований, данные статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.