Научная статья на тему 'Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами - участницами Транстихоокеанского партнерства'

Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами - участницами Транстихоокеанского партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
346
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА / ТАРИФНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / УСТУПКИ / ИЗЪЯТИЯ / ДОСТУП НА РЫНОК / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / GOOD NOMENCLATURE / TARIFF OBLIGATIONS / COMMITMENTS / EXCEPTIONS / MARKET ACCESS / EXPORTS / IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Дмитрий Игоревич, Пономарев Виталий Викторович

Исследована классическая составляющая любого регионального торгового соглашения тарифные обязательства стран участниц Транстихоокеанского торгового партнерства. В частности, были проанализированы зафиксированные условия доступа товаров на внутренние рынки стран участниц партнерства в привязке к текущим объемам импорта, что позволило оценить, какая доля импортируемых товаров получит беспошлинный доступ с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Дмитрий Игоревич, Пономарев Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of tariff commitments agreed by the member states of the Trans-Pacific Partnership

Tariff commitments of the TPP members have been examined within the scope of this article as a standard element of each regional trade agreement. In particular, agreed conditions of market access have been analyzed in term of current volume of imports that give an opportunity to assess the share of duty free trade after Agreement comes into force.

Текст научной работы на тему «Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами - участницами Транстихоокеанского партнерства»

Попов Д.И., Пономарев В.В.1

Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами — участницами Транстихоокеанского партнерства

Исследована классическая составляющая любого регионального торгового соглашения — тарифные обязательства стран — участниц Транстихоокеанского торгового партнерства. В частности, были проанализированы зафиксированные условия доступа товаров на внутренние рынки стран — участниц партнерства в привязке к текущим объемам импорта, что позволило оценить, какая доля импортируемых товаров получит беспошлинный доступ с момента вступления в силу Соглашения о партнерстве.

Ключевые слова: товарная номенклатура, тарифные обязательства, уступки, изъятия, доступ на рынок, экспорт, импорт.

Введение

В октябре 2015 г. было объявлено о завершении переговоров по созданию многостороннего соглашения о свободной торговле (далее — Соглашение) — «Транстихоокеанское торговое партнерство» (ТТП), участниками которого стали 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подписанный документ представляет собой современное соглашение о свободной торговле, содержащее 30 глав и более десятка приложений, нацеленных на создание новых правил и условий торговли между странами — участницами нового интеграционного объединения [1].

По мнению международных экспертов, создание нового масштабного торгового блока в одном из самых быстро развивающихся регионов мира станет дополнительной точкой роста не только для самих членов ТТП, но напрямую окажет влияние на перераспределение торговых потоков в глобальной торговой системе. Кроме того, от официальных лиц поступали заявления о глобаль-

1 Попов Дмитрий Игоревич — начальник отдела товаров Департамента

торговой политики Евразийской экономической комиссии, кандидат географички наук. E-mail: <[email protected]>. Пономарев Виталий Викторович — заместитель начальника отдела аналитической и организационной поддержки переговоров Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии. E-mail: <[email protected]>.

ном характере Соглашения и значительных преимуществах, которые получит национальный бизнес от его реализации. Так, в письме торгового представителя США господина Майкла Фромана (Michael Froman U.S. Trade Representative) говорится о сокращении 18 тыс. тарифов (налогов в виде тарифов) для американских товаров. Не секрет, что, несмотря на снижающуюся роль тарифных барьеров в торговле на фоне перехода к защите своего рынка с помощью «ограничителей» нетарифного характера, отмена или снижение импортной пошлины является ключевым элементом любого соглашения о свободной торговле. В связи с этим интересной задачей становится изучение тарифных обязательств Соглашения для более глубокого понимания возможных торгово-экономических эффектов от либерализации торгового режима [2; 3].

В рамках данной статьи фокус исследования был направлен на классическую составляющую любого регионального торгового соглашения — тарифные обязательства стран — участниц ТТП. В процессе работы над статьей была предпринята попытка проанализировать основные тарифные договоренности, согласованные странами — участницами ТТП, а именно: при изучении отдельных тарифных приложений акцент был сделан на оценку зафиксированных условий доступа товаров на внутренние рынки в привязке к текущим объемам импорта. Такой подход позволяет оценить, какая доля импортируемых товаров получит беспошлинный доступ с момента вступления соглашения в силу: через переходные периоды или через получение посредством квотного механизма. На основе полученной информации был подготовлен обобщенный обзор количественных показателей либерализации торгового режима по сельскохозяйственным и промышленным товарам.

Необходимо отметить, что основная задача данного исследования заключалась в количественной оценке тарифных обязательств, согласованных каждой отдельной страной — участницей ТТП. Сопряженный анализ тарифных обязательств между ТТП и двусторонними региональными торговыми соглашениями каждым государством-участником не проводился, поэтому при ознакомлении с представленным материалом важно понимать, что в отдельных случаях зафиксированные льготные условия доступа могут быть перекрыты действующими двусторонними торговыми соглашениями, в рамках которых торговля между некоторыми участниками ТТП уже регулируется в преференциальном режиме. Безусловно, такие страны, как Чили или Новая Зеландия, имеют разветвленную сеть региональных двусторонних торговых соглашений, в рамках которой таможенные пошлины уже обнулены либо действует преференциальный торговый режим, отличный от РНБ (рис. 1).

Таким образом, данная статья ограничена изучением тарифных обязательств сторон, зафиксированных в соответствующих страновых приложениях к тексту Соглашения. По нашему мнению, это исследование может стать основой для более масштабной работы по выявлению и сопоставлению торгово-экономических эффектов от создания ТТП в контексте действующих региональных торговых соглашений каждой страны.

а

<у <0

^ £

н

3

■Г 2

з

н

c^iO^C

a toe

Рис. 1. Сеть региональных

Источник: расчеты авторов на основе тарифных о

Общее количество заключенных

двусторонних соглашений ежду странами — участницами ТТП

- Канада

- Мексика

- Чили |

- Перу

Канада

(

¿80 млрд доля

США

,62,5 млрд

Ф

N

312 млрд долл.'

м\Щ

(ии океан

/ *

236 млрд долл. Г _

Мексика

- Чили -Япония -США

- Канада

- Перу

- Канада

- Мексика -Австралия

- Бруней -Чили -Перу -Сингапур

Перу^в

X 3

2

Зеландия

- Новая Зеландия

- Чили

- Малайзия

- Вьетнам

- Сингапур

- Бруней

— .. 0-4 млрд долл.

ЧИЛИ / '

Ф-товарооборот страны в оамках торговли с ТТП. 2015 г. ^К:

в рамках торговли с ТТП, 2015 г.

- суммарный объем экспорта

в страны ТТП, 2015 г.

- суммарный объем импорта

из стран ТТП, 2015 г.

рСША

- Канада -Мексика -Япония

- Вьетнам -Малайзия -Австралия

Новая Зеландия

- Бруней

I. -Сингапур

- Перу

>ных торговых соглашений

ых обязательств стран — участниц ТТП <www.ustr.gov./tpp> и торговой статистики <www.comtrade.com>.

х. £ 3 § а

У л

^ з в

<0 3

2* ^ ^ 5 в

^ е

Основные количественные параметры тарифных обязательств стран — участниц ТТП

Тарифные приложения стран — участниц ТТП представляют собой набор зафиксированных индивидуальных обязательств по снижению таможенных пошлин. Как правило, структура тарифных обязательств каждой страны включает широкий набор модальностей по снижению таможенных пошлин, а также многоступенчатую систему применения тарифных квот. Кроме того, такие страны, как США или Япония, и некоторые другие страны — участницы ТТП согласовали индивидуальные условия предоставления тарифных преференций для партнеров по отдельным товарным позициям. Например, США согласовали в отношении Вьетнама трехлетние переходные периоды для консервированных овощей и фруктов, при этом Новая Зеландия сможет беспошлинно поставлять аналогичные товары с момента вступления Соглашения в силу [4; 5].

Анализ проводился на основе изучения тарифных приложений каждой страны-участницы ТТП в привязке к суммарному объему импорта (статистические данные рассматривались за 2014 г.), который осуществляла страна — участница с территории остальных торговых партнеров по ТТП. При изучении структуры тарифных обязательств основное внимание было уделено группировке тарифных линий в стандартные категории либерализации торговли в зависимости от условий предоставления тарифных преференций.

Принимая во внимание товарный охват Соглашения и число участников нового интеграционного объединения, в рамках данного исследования было выделено пять категорий модальностей, представленных во всех тарифных приложениях стран — участниц ТТП (рис. 2):

• категория 1 включает тарифные линии, в отношении которых предусматривается отмена ввозных таможенных пошлин с момента вступления Соглашения в силу;

• категория 2 содержит тарифные линии, в отношении которых предусматривается установление переходных периодов с линейным снижением ставок ввозных таможенных пошлин;

• категория 3 включает тарифные линии, в отношении которых предусматривается установление переходных периодов с нелинейным снижением ставок ввозных таможенных пошлин;

• категория 4 содержит тарифные линии, в отношении которых предусматривается установление тарифных квот;

• категория 5 включает тарифные линии, в отношении которых предусматривается сохранение возможности применять полностью или частично ставки ввозных таможенных пошлин.

Для целей оценки торгово-экономических эффектов был использован упрощенный алгоритм сопоставления тарифных обязательств стран — участниц

Тип модальностей

Переходные периоды с нелинейным снижением

Переходные периоды с линейным снижением

Открытие с момента вступления Соглашения в силу

1,5 0,3

0,2 0,6

2,4 1,8

6,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

99,1

10,6

.......

I

— Средний уровень

либерализации по всем странам ТТП

I

(количество тарифных линий будет в беспошлинном режиме по итогам завершения всех переходных периодов)

98,2

(доля импорта, которая будет осуществляться в беспошлинном режиме)

10 20

89

86,6 I I

-I-

%

20

Рис. 2. Общая структура тарифных обязательств стран — участниц ТТП по пяти категориям, %: □ доля от общего импорта из стран ТТП; □ доля тарифных линий в каждой категории

0

Источник: расчеты авторов на основе тарифных обязательств стран — участниц ТТП <www.ustr.gov./tpp> и торговой статистики <www.comtrade.com>.

ТТП и текущих объемов торговли. Для каждой страны были проведены следующие операции: 3

1) на основе статистических данных, полученных с сайта www.trademap. S | com, были собраны данные об объемах импорта товаров рассматрива- Ц § емой страной из остальных участников ТТП. Информация собиралась S | на уровне шести знаков Товарной номенклатуры внешнеэкономической | ^ деятельности (ТН ВЭД) для возможности ее корректного сопоставле- t | * ния с национальной товарной номенклатурой; Ц | |

2) далее проводилось суммирование объемов импорта по каждой товар- ¡| ^ !" ной позиции из всех стран ТТП по промышленным и сельскохозяйственным товарам. В соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству к категории промышленных товаров была отнесена группа 03

«Рыба и рыбная продукция»;

3) затем с помощью вычислительных средств Microsoft Excel суммированный объем импорта по каждой товарной позиции сопоставлялся с определенными категориями модальностей по снижению таможенных пошлин (рис. 3).

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

Код ТН ВЭД Сельскохозяйственные/ промышленные товары Описание Ставка РНБ Категория Суммарный объем импорта Импорт из США, тыс. долл, 2014 г. Импорт из Чили, тыс. долл, 2014 г. Импорт из..., тыс. долл, 2014 г.

0101.10.00.00 AG Pure-bred breeding animals 0 EIF — — — —

0101.90.30.00 AG Horses 5 EIF — — — —

0101.90.90.00 AG Other 5 EIF — — — —

0102.10.00.00 AG Pure-bred breeding animals 0 BIO ч — — — —

0102.90.10.00 AG Oxen 5 ^EIF\ 30 103 — — —

0102.90.20.00 AG Buffaloes ^ Ll_ Ш — — —

0102.90.90.00 AG Other 5 EIF \ - — — —

0103.10.00.00 AG Pure-bred breedipg^nimals 0 /N11 \786 704,0 82,00 —

0103.91.00.00 AG Weighirjg^ess than 50 kg 5 EIF V — — —

0103.92.00.00 AG -Weighing 50 kg or more 5 EIF -\ — — —

0104.10.10.00 AG Pure-bred breeding animals 0 EIF Л — — —

^ BIO — линейное снижение ставки таможенной О пошлины в течение 10 лет

VN11 — нелинейное снижение ставки CJ таможенной пошлины в течение 11 лет

EIF — обнуление таможенной пошлины с момента вступления Соглашения в силу

Рис. 3. Образец расчетов тарифных обязательств стран — участниц ТТП на примере тарифного приложения Вьетнама

К категории 1 были отнесены тарифные линии, в отношении которых предполагается обнуление таможенных пошлин с момента вступления Соглашения в силу. Среднее значение данного показателя очень высоко для всех стран — участниц ТТП.

Серьезные обязательства по либерализации торгового режима в части торговли товарами взяли на себя Канада, Австралия, Новая Зеландия и Чили. Эти страны обнуляют таможенные пошлины с момента вступления Соглашения в силу в отношении более чем 93-95% товарной номенклатуры. Остальные страны более консервативно подошли к вопросу либерализации торгового режима, сохранив за собой возможность применения тарифной защиты в отношении отдельных видов товаров в течение переходных периодов. В качестве примера можно сказать, что Вьетнам с момента вступления соглашения в силу готов будет открыть только 64% товарной номенклатуры, на долю которой приходится около 73% суммарного импорта товаров из стран — участниц ТТП.

Очевидно, что обнуление импортного тарифа с момента вступления Соглашения в силу является наиболее заметным эффектом от его заключения. Оценивая эффект от либерализации в рамках ТТП в пределах данной категории, необходимо обратить внимание на такой момент, как наличие у участников ТТП функционирующих двусторонних региональных торговых соглашений, которые могут обеспечивать беспошлинный доступ товаров. Кроме того, такие страны, как Бруней, Новая Зеландия, Перу, Канада, Мексика, Малайзия, в рамках режима РНБ применяют нулевые ставки таможенных пошлин в отношении более чем 50% товарной номенклатуры. Таким образом, моментальный эффект от либерализации торгового режима для отдельных стран может быть не столь ощутимым в силу уже работающего режима свободной торговли [6].

К категории 2 были отнесены тарифные линии, в отношении которых страны — участницы ТТП применяют переходные периоды, предусматривающие постепенное линейное снижение таможенных пошлин в течение определенного периода. Чаще всего такой способ защиты внутреннего рынка использовали такие развивающиеся страны, как Вьетнам, Мексика и Малайзия.

Согласно данным, представленным в табл. 1, Вьетнам будет применять переходные периоды с линейным снижением в отношении 32% товарной номенклатуры, на долю которой приходится 19,9% суммарного импорта из стран, входящих в ТТП. При этом продолжительность переходных периодов сильно варьируется от 2 до 16 лет в зависимости от степени чувствительности той или иной товарной группы. В качестве примера можно отметить, что доступ на вьетнамский рынок сигарет и табачных смесей будет полностью открыт только через 16 лет, а в отношении отдельных видов фруктов (груши) переходный период не превысит двух лет с момента вступления Соглашения в силу.

^ а

(и <0

в ^ £

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

Таблица 1

Тарифные обязательства стран — участниц ТТП по всей товарной номенклатуре, % общего количества тарифных линий и суммарного импорта из стран ТТП_

Страна — участница ТТП Параметр Открытие с момента вступления Соглашения в силу Переходные периоды с линейным снижением Переходные периоды с нелинейным снижением Квоты Изъятия Итог

Вьетнам Количество тарифных линий на уровне восьми знаков ТН ВЭД Вьетнама 64,61 31,84 1,41 1,94 0,20 9 347

Импорт* 77,92 19,9 2,14 0,03 0 24 938 568

Новая Зеландия Количество тарифных линий на уровне восьми знаков ТН ВЭД Новой Зеландии 94,58 4,98 0 0 0,44 7 255

Импорт* 96,84 3,01 0 0 0 16 868 768

Австралия Количество тарифных линий на уровне восьми знаков ТН ВЭД Австралии 93 0,34 6,53 0 0,13 5 969

Импорт* 84,27 0,10 4,62 0 11,01 76 109 450

Чили Количество тарифных линий на уровне восьми знаков ТН ВЭД Чили 93,87 5,46 0 0,1 0,57 7 715

Импорт* 95,42 3,71 0 0,03 0,85 22 310 709

Перу Количество тарифных линий на уровне десяти знаках ТН ВЭД Перу 80,72 18,64 0 0 0,64 7 370

Импорт* 89,96 9,54 0 0 0,5 14 034 194

США Количество тарифных линий на уровне восьми знаках ТН ВЭД США 90,14 5,54 3,45 0,87 0 10 606

Импорт* 90,73 3,75 5,41 0,11 0 75 366 684

Окончание табл. 1

Количество тарифных линий

США на уровне восьми знаках ТН ВЭД США 90,14 5,54 3,45 0,87 0 10 606

Импорт* 90,73 3,75 5,41 0,11 0 75 366 684

Количество тарифных линий на

Япония уровне девяти знаках ТН ВЭД Японии 86,12 10,28 0,43 1,8 1,37 8 768

Импорт* 92,5 4,22 0,4 0,98 1,9 192 510 872

Количество тарифных линий

Канада на уровне восьми знаках ТН ВЭД Канада 94,97 3,68 0,22 1,14 0 8 324

Импорт* 87,04 5,49 7,13 0,35 0 281 579 584

Количество тарифных линий

Мексика на уровне десяти знаках ТН ВЭД Мексики 76,99 22,05 0,17 0,36 0,44 12 106

Импорт* 79,68 16,98 0,01 0,61 2,72 214 339 058

Количество тарифных линий

Малайзия на уровне девяти знаках ТН ВЭД Малайзии 85,58 14,24 0 0,18 0 9 425

Импорт* 90,53 9,44 0 0,03 0 72 002 815

Количество тарифных линий

Бруней на уровне восьми знаках ТН ВЭД Брунея 91,94 0 8,06 0 0 8 206

Импорт* 93,64 0 6,36 0 0 1 873 535

Количество тарифных линий

Сингапур на уровне восьми знаках ТН ВЭД Сингапура 100 0 0 0 0 8 300

Импорт* 100 0 0 0 0 110 209 549

* В тыс. долл., 2014 г.

Источник:расчеты авторов на основе тарифных обязательств стран — участниц ТТП <www.ustr.gov.Ztpp> и торговой статистики <www.comtrade.com>.

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

Среди развитых стран, использующих данный механизм снижения таможенных пошлин, можно выделить Японию, которая смогла договориться в рамках нового интеграционного объединения об установлении переходных периодов с линейным снижением в отношении 10% товарной номенклатуры. Максимальная продолжительность переходных периодов достигает 16 лет, включая такие сельскохозяйственные товары, как отдельные виды переработанного мяса, сыров, мясных субпродуктов. Среди промышленных товаров можно выделить различного вида обувь.

К категории 3 относятся тарифные линии, в отношении которых ставки ввозных таможенных пошлин будут нелинейно снижаться в течение переходных периодов. В среднем по всем странам — участницам ТТП доля данной категории тарифных линий составляет 1,8% товарной номенклатуры, на которую приходится 2,4% суммарного импорта в рамках ТТП.

Среди стран ТТП можно выделить Бруней, Австралию и США, в тарифных приложениях которых доля товарных позиций с нелинейным снижением относительно высока и составляет 3-8% товарной номенклатуры по сравнению с другими партнерами по Соглашению.

Как видно из табл. 1, тарифные обязательства Брунея, предполагающие установления переходных периодов, содержат только нелинейное снижение и будут применяться в отношении 8% товарной номенклатуры, на долю которой приходится около 6,4% суммарного импорта из стран ТТП. Продолжительность переходных периодов изменяется в пределах 7-11 лет. В структуре товаров, в отношении которых будет действовать данный механизм тарифной либерализации, можно выделить такие группы, как пневматические шины и покрышки, двигатели внутреннего сгорания разной специализации, части и дополнительные элементы к двигателям, электроприборы (электропечи, аппаратура для передачи информации и т.д.).

Австралия будет применять переходные периоды с нелинейным снижением в отношении 6,5% товарной номенклатуры, на долю которой приходится 4,6% суммарного импорта товаров из ТТП. Максимальные четырехлетние переходные периоды будут применяться в отношении 53 тарифных линий, покрывающих отдельные виды лекарств, бамбуковые листья, отдельные виды изделий из древесины, а также ткани и различные виды труб, некоторые виды одежды.

Для США система применения переходных периодов с нелинейным снижением разработана и согласована индивидуально в отношении каждой страны — участницы ТТП. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин происходит поэтапно, а алгоритм снижения устанавливается в зависимости от вида продукции. Безусловно, условия доступа на американский рынок для некоторых товарных позиций одинаковы для всех стран, но практически в каждом стра-новом профиле американского тарифного приложения существуют отдельные исключения. Например, для японских грузовиков и автомобилей американ-

ский рынок будет полностью открыт только через 25 и 30 лет соответственно. При этом таможенная пошлина в отношении грузовиков будет сохраняться на уровне РНБ в течение 30 лет, после чего будет обнулена, а в отношении легковых автомобилей снижение будет происходить в несколько этапов.

В целом можно отметить, что в тарифных приложениях США переходные периоды с нелинейным снижением покрывают в среднем 3,5% товарной номенклатуры, на долю которой приходится 5,4% суммарного импорта из стран ТТП.

К категории 4 относятся товары, в отношении которых страны — участницы ТТП согласовали условия доступа на внутренний рынок через механизм применения тарифных квот. Анализ тарифных приложений позволяет сделать вывод, что под действие тарифных квот будет попадать в среднем 0,6% товарной номенклатуры, на долю которой приходится 0,2% суммарного импорта товаров в рамках Соглашения. Основными странами, активно применяющими данный механизм защиты внутреннего рынка в отношении наиболее чувствительных товаров, станут Вьетнам, Япония и Канада. Кроме того, можно отметить, что в обязательствах США и Мексики высока доля квотных тарифных линий, закрывающих отдельные сельскохозяйственные сектора экономики через систему квотирования. Структура применения тарифных квот, ее особенности, а также страновая специфика защиты внутреннего рынка каждой страной — участницей ТТП позволяет говорить, что согласованные условия были зафиксированы исходя из необходимости сохранения максимального баланса интересов между национальными производителями и запросом отдельных членов ТТП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К категории 5 относятся тарифные линии, которые можно классифицировать в качестве тарифных изъятий из режима свободной торговли. С целью сохранения оптимального количества рассматриваемых категорий тарифных линий и избежания излишней детализации в рамках данной статьи к тарифным изъятиям были отнесены товары, в отношении которых стороны сохраняют возможность применения режима РНБ в полном объеме. В эту категорию также вошли товары, при импорте которых будет частично взиматься таможенная пошлина. Следовательно, все товары, в отношении которых не будет установлен беспошлинный доступ на внутренний рынок и переходный период, заканчивающийся их обнулением, были классифицированы как тарифные изъятия.

Тарифные обязательства стран — участниц ТТП по сельскохозяйственным товарам

Удельный вес стран ТТП в мировой структуре торговли сельскохозяйственными товарами оценивается на уровне 24,8%, при этом суммарный объем импорта сельскохозяйственных товаров стран ТТП составляет 348 млрд долл, а экспорта — 340 млрд долл. Если рассматривать торговлю сельскохозяйственной продукцией внутри ТТП, то основными импортерами являются Канада, Япония, США, Мексика [7].

^ а

(и <0

в ^ £

Проанализировав тарифные приложения всех участников ТТП, можно сказать, что с момента вступления Соглашения в силу такие страны, как Малайзия, Австралия, Новая Зеландия, Бруней, готовы будут открыть доступ на внутренний рынок для 95% товаров сельскохозяйственной группы. Менее либерального подхода при открытии внутреннего рынка придерживались США, Канада, Чили и Перу (около 85% товарной номенклатуры будет либерализовано без переходных периодов). Постепенно открывать доступ в отдельные аграрные сектора экономики будут Вьетнам, Япония, Мексика, установившие продолжительные переходные периоды для наиболее чувствительных товаров. В целом можно отметить, что уровень доступа по сельскохозяйственным товарам для всех стран — участниц ТТП будет покрывать практически 99% товарной номенклатуры, обеспечивая беспошлинную торговлю внутри ТТП для 93,6% импорта (рис. 4).

Для обзора тарифных обязательств и условий доступа в части сельскохозяйственных товаров были изучены ключевые сегменты агропромышленного рынка, а также рассмотрены категории продукции, где стороны много сделали для либерализации торгового режима. Кроме того, в пределах оценки тарифной либерализации по каждому выделенному сегменту основной акцент делался на страны ТТП, являющиеся либо основными импортерами той или иной продукции, либо, наоборот, ведущими экспортерами, которые смогут получить максимальные эффекты от установления режима свободной торговли.

Мясо и мясная продукция1

Наиболее весомые торгово-экономические эффекты для сельскохозяйственного сектора экономик стран ТТП, которые могут быть достигнуты в результате либерализации торгового режима, связаны с улучшением условий доступа на рынок мяса таких стран — участниц Соглашения, как Япония, Вьетнам, Мексика и Перу.

Вьетнам открывает внутренний рынок мяса в течение 3-13 лет в зависимости от категории мясной продукции. Доступ на рынок говядины будет открыт через три года, для мяса птицы переходные периоды составят 13 лет, а для свинины — 10 лет. Учитывая, что текущие таможенные пошлины составляют 35-40%, снижение тарифных барьеров открывает для производителей США и Канады, активно поставляющих мясную продукцию в настоящее время, дополнительные возможности.

Существенные тарифные уступки в отношении различных видов мяса согласовала Япония. Несмотря на то что Япония является крупнейшим в мире им-

1 В рамках данной категории мяса и мясной продукции преимущественно

рассматривалась продукция товарной группы 02 ТН ВЭД.

1 2 3 4 5

Вьетнам

О

о

.0 0 0 0 0

с л

, 1 ^"^15,1

г' 9,9 8,2 П

т ЧЛ

1 2 3 4 5

Япония

о

©

0,001

0.01 I оо оооо

1 2 3 4 5

Австралия

'^-гп0 0,6 359,4

П I 0 0 _0.3 |-П

1 2 3 4 5

Новая Зеландия

1 2 3 4 5

Чили

1.6 о.1' I—П 0-9 0,6

1 2 3 4 5

Мексика

№.. По

1 2 3 4 5

Канада

Ж

0 0 0 0 [Цл7

1 2 3 4 5 зо

Перу

О

1 2 3 4 5

США

Ф

0 0 У 0.4 0 0 0 0

1 2 3 4 5

Бруней

гП 0 0 1,3 0.6 о

1 2 3 4 5

Малайзия

Рис. 4. Структура тарифных обязательств стран — участниц ТТП по сельскохозяйственным товарам: □ доля тарифных линий каждой категории; □ доля импорта из стран — участниц ТТП, соответствующая каждой категории; 1 — открытие с момента вступления Соглашения в силу; 2 — переходные периоды с линейным снижением; 3 — переходные периоды с нелинейным снижением; 4 — квоты; 5 — изъятия; О количество тарифных линий; © импорт товаров из стран—участниц ТТП, млрд долл. 2014 г.

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

портером мяса, уровень тарифной защиты очень высок. Ставки таможенных пошлин для мяса говядины составляют 38,5%, для мяса свинины — 482 йены за 1 кг, для отдельных мясных субпродуктов — 50%. В рамках ТТП Япония договорилась о постепенном снижении в течение 15 лет таможенных пошлин в отношении мяса говядины с 38 до 9%. Таможенные пошлины, применяемые при ввозе куриного мяса, будут обнулены в течение 11 лет, а при импорте мяса свинины будут действовать специальные преференциальные пошлины, рассчитанные для каждого конкретного года на основе согласованных поправочных коэффициентов. Учитывая, что в 2015 г. объемы импорта мяса в целом для Японии составили почти 8,5 млрд долл., экономический эффект от снижения таможенных пошлин более чем в 2 раза позволит в долгосрочной перспективе существенно нарастить поставки не только мяса, но и мясной продукции.

Мексика взяла на себя тарифные обязательства по снижению текущих 1520% таможенных пошлин в отношении говядины и 10% в отношении мяса баранины в течение 8-10-летних переходных периодов. Кроме того, Мексика открывает внутренний рынок мяса птицы, который до настоящего времени находился под тарифной защитой, составляющей 234%. По мнению экспертов, готовность Мексики на столь глубокую тарифную либерализацию сектора мяса и мясной продукции обусловливается высоким уровнем конкурентоспособности мексиканского мяса, экспорт которого в 2015 г. составил 1,5 млрд долл.

Молочная продукция

В части либерализации доступа на рынок молока и молочной продукции наиболее существенные уступки были зафиксированы японской стороной по сравнению с двусторонними региональными соглашениями, участником которых является Япония. Например, в рамках ТТП Япония согласилась на установление переходных периодов от 16 лет до 21 года для отдельных видов молока и молочной продукции. Кроме того, Япония взяла на себя обязательства по установлению тарифных квот, действующих для всех участников ТТП, в отношении таких продуктов, как масло, сухое молоко, сыр. Объем тарифных квот в отношении масла будет постепенно увеличиваться в течение 11 лет с 39,3 тыс. до 45,8 тыс. т, при этом внутриквотовая ставка по окончанию переходного периода будет установлена на уровне 35%. Для порошкообразного молока объем тарифной квоты по истечении переходного периода составит 24,1 тыс. т. Тарифная квота в отношении сыров установлена только для Австралии, Новой Зеландии и США, суммарный объем которой составит 450 т.

Минимальные объемы тарифных преференций в рамках ТТП были согласованы Канадой и США, где интересы национальных производителей молока и молочной продукции традиционно сильно лоббируются в ходе всех переговоров о свободной торговле [4]. Канада установила тарифные квоты

для молока в объеме 8,3 тыс. т на момент вступления Соглашения в силу с последующим увеличением в течение 20 лет до 56,9 тыс. т. Внутри квоты поставки буду осуществляться в беспошлинном режиме. В отношении молочных сливок объем тарифной квоты будет постепенно увеличиваться в течение 14 лет с 500 до 734 т в год.

Доступ на молочный рынок США для основных экспортеров молочной продукции в рамках ТТП (Канада, Новая Зеландия и Австралия) ограничен тарифными квотами. Объем тарифной квоты зависит от вида продукции (сыр, молоко, сливки, масло) и индивидуально определен для каждого участника Соглашения. Для Австралии объем тарифной квоты для масла составит 2 тыс. т в 2016 г. и 2,4 тыс. т в 2021 г. Размер квоты, согласованной между Австралией и США, для молока и сливок определяется в соответствии с двусторонним соглашением о свободной торговле.

Канада в рамках тарифной квоты для порошкообразного молока получит беспошлинный доступ в пределах 2 тыс. т на момент вступления Соглашения в силу с постепенным ростом до 17 тыс. т в течение 19 лет.

Новая Зеландия в рамках американской системы тарифных квот, которые будут действовать в отношении молочной продукции, сможет в пределах квоты беспошлинно поставлять порошкообразное молоко, молочную продукцию (йогурты, молочные сыворотки и т.д.), а также масло и молочные сливки. Особенность тарифных преференций, согласованных между Новой Зеландией и США, заключается в том, что в отличие от других участников ТТП, получивших доступ к системе молочных тарифных квот, рост объемов квот в ходе переходных периодов будет происходить в течение 20-25 лет [4; 5].

Сахар

Сахарная промышленность — наиболее уязвимый сектор аграрного производства как в развитых странах, так и (особенно) в развивающихся. Поэтому традиционно в отношении данной категории продукции сохраняются тарифные пошлины. Среди стран — участниц ТТП крупнейшими экспортерами и производителями сахара являются США, Мексика, Австралия, на долю которых приходится более 90% экспорта сахара в пределах границ ТТП. Основными же импортерами сахара среди стран ТТП выступают США, Канада, Малайзия и Япония, суммарный импорт которых оценивается на уровне 7,5 млн т сахара в год.

Страновой анализ тарифных обязательств в части доступа на рынок сахара позволил сделать следующие выводы. Вьетнам включил сахарное сырье в перечень изъятий из режима свободной торговли, сохранив за собой возможность применять ставки таможенных пошлин на уровне РНБ. Чили зафиксировала тарифные обязательства в увязке со своими обязательствами

^ а

(и <0

в ^ £

по двусторонним региональным торговым соглашениям, в рамках которых сахар выведен из-под действия тарифной либерализации.

Перу взяла на себя обязательство по отмене 9% адвалорной составляющей таможенной пошлины на сахар, сохранив при этом возможность вводить специфическую составляющую в соответствии с национальными законодательными актами, с помощью которых регулируются цены на внутреннем рынке.

Япония в отношении сахара установила тарифную квоту в размере 500 т в год, в рамках которой можно будет осуществлять поставки в беспошлинном режиме. Однако с учетом уровня текущего импорта сахара Японией (в среднем 1,3 млн т в год, из которых 38% поставляется из стран ТТП, преимущественно Австралией) удельный вес согласованного объема сахарной тарифной квоты в общей структуре импорта не будет превышать 0,04%, а если рассматривать только австралийский импорт сахара, то данный показатель составит 0,1%.

США в отношении сахара установила тарифные квоты практически для всех стран — участниц ТТП, за исключением Мексики, Брунея, Новой Зеландии и Сингапура. Размер тарифной квоты определен для каждой страны индивидуально. Австралия сможет беспошлинно возить до 4500 т сахара в год. Объем сахарной тарифной квоты для Канады составит 9600 т в год, для Вьетнама — 1500, для Японии — 100 т. Максимальная тарифная квота для ввоза сахара в США была зафиксирована для Перу. Ее первоначальный объем составит 10 260 т и будет постепенно увеличиваться до 11 520 т к 2023 г. Далее будет происходить ежегодное увеличение объема на 180 т. Для Чили объем сахарной тарифной квоты будет ежегодно определяться исходя из баланса производства и потребления. Таким образом, в среднем суммарный объем тарифной квоты США для сахара составит 25 тыс. т, или 0,7% текущего американского импорта сахара в целом [9; 10].

Рис

Несмотря на то что открытие внутреннего рынка для поставок импорта риса из третьих стран традиционно является чувствительной темой для многих стран Юго-Восточной Азии, а также Японии, тарифные обязательства в части либерализации торгового режима в отношении риса взяли на себя все страны — участницы ТТП.

Япония — единственная страна в рамках ТТП, которая смогла сохранить тарифную защиту на рис, согласовав возможность беспошлинного ввоза лишь в рамках тарифной квоты. Более того, данным механизмом смогут воспользоваться только экспортеры США и Австралии, для всех остальных участников будет действовать режим РНБ. Первоначальный объем тарифной квоты для США составит 50 тыс. т в год, а через 14 лет постепенно увеличится до

70 тыс. т. Однако, учитывая текущий уровень импорта риса Японией, согласованные объемы тарифной квоты не позволят существенно нарастить объемы поставок ни из США, ни из Австралии. В настоящий момент Япония ежегодно импортирует в среднем 680-700 тыс. т, при этом основными поставщиками риса являются США, на долю которых приходится около половины ввезенного риса, а также Таиланд, Китай и Австралия. Суммарный объем риса, импортированного из США в Японию, в 2015 г. составил 324 тыс. т. Таким образом, установленная квота позволит беспошлинно ввозить 21% [8].

Для Австралии объем тарифной квоты составит 6 тыс. т на момент вступления Соглашения в силу, а через 14 лет вырастет до 8,4 тыс. т риса в год. Для австралийских производителей получение беспошлинного доступа в рамках тарифной квоты должно стать отправной точкой для изменения текущей тенденции, связанной с сокращением объемов экспорта риса. За последние пять лет объем экспорта в Японию уменьшился в 4 раза: с 48 тыс. т в 2010 г. до 12 тыс. т в 2015 г.

Полностью открывает внутренний рынок риса Вьетнам, снижающий таможенные пошлины с 40 до 0% с момента вступления Соглашения в силу. Малайзия согласовала переходные 11-летние переходные периоды.

Табак и табачное сырье

В части доступа на рынок табака в ходе тарифных переговоров был достигнут существенный уровень либерализации, предполагающий снижение таможенных пошлин в течение длительных переходных периодов. Крупнейшими импортерами сигарет и табачного сырья среди стран ТТП являются Япония, США и Вьетнам. На долю стран ТТП приходится около четверти американского экспорта сигарет, поэтому получение беспошлинного доступа на рынки таких стран, как Вьетнам или Япония, принесет существенные выгоды американским табачным компаниям.

Наиболее длительные переходные периоды в отношении сигарет установил Вьетнам, который будет в течение 16 лет понижать таможенные пошлины с 135 до 0%. В отношении табачного сырья беспошлинный доступ на вьетнамский рынок будет ограничен в пределах тарифной квоты, объем которой будет увеличиваться с 500 до 975 т в течение 20 лет. По окончании 20-летнего переходного периода тарифная квота на табачное сырье перестанет действовать [4].

Япония взяла на себя обязательства по устранению таможенных пошлин на сигареты в течение 11-летнего переходного периода. Для Малайзии переходные периоды составят 16 лет. США установили 10-летние переходные периоды для сигарет и табачного сырья, происходящего с территории Японии, Брунея и Новой Зеландии. Для австралийского табачного сырья и табачных смесей американский рынок откроется только в 2022 г.

^ а

(и <0

в ^ £

Тарифные обязательства стран — участниц ТТП по промышленным товарам

Удельный вес стран ТТП в мировой структуре торговли промышленными товарами оценивается на уровне 26,8%, при этом суммарный объем импорта промышленных товаров стран ТТП составляет 4,4 трлн долл., а экспорта — 3,6 трлн долл. [6].

Количественный анализ уровня либерализации по промышленным товарам в рамках ТТП характеризуется следующим показателями. На момент вступления Соглашения в силу таможенные пошлины будут отменены в отношении 88,9% товарной номенклатуры (в среднем по всем странам Соглашения, включая Сингапур), на долю которой будет приходится 90,4% текущего импорта промышленных товаров внутри ТТП. В отношении 9% товарной номенклатуры промышленных товаров таможенные пошлины будут снижаться в течение переходных периодов, предполагающих линейное снижением, а для 1,9% товарной номенклатуры предусмотрены переходные периоды с разной скоростью снижения таможенных ставок. В целом доля импорта промышленных товаров, в отношении которых установлены переходные периоды, составляет 8,3% общего объема торговли. Более детальная структура распределения тарифных линий по категориям снижение таможенных пошлин и соответствующих объемов импорта товаров для каждой страны представлена на рис. 5.

В рамках ТТП ни одна страна не использует механизм квот в отношении промышленных товаров, за исключением Вьетнама, который зафиксировал тарифные обязательства в виде квотного беспошлинного доступа для бывших в эксплуатации автомобилей. Для легковых автомобилей, грузовиков и автобусов старше пяти лет установлены определенные объемы в рамках квоты на 16 лет (для каждого года зафиксирован определенный объем). В рамках данной квотной системы ставка ввозной таможенной пошлины будет нелинейно снижаться до 0%. Размер квоты по итогам истечения переходных периодов позволит беспошлинно ввозить до 75 легковых автомобилей и ровно столько же автобусов/грузовиков.

Минимальные перечни изъятий на отдельные товарные позиции встречаются в тарифных обязательствах Вьетнама, Австралии, Новой Зеландии и Мексики. Остальные партнеры по ТТП полностью открывают рынок промышленных товаров.

В рамках тарифных обязательств Вьетнам сохранил возможность применять ставки таможенных пошлин в отношении традиционно наиболее чувствительного сектора промышленного производства — добычи и переработки соли, где высокий уровень занятости населения и соответственно существенные социальные риски, связанные с падением спроса и сокращением числа рабочих мест. Однако импорт соли из стран ТТП на территорию Вьетнама практически не осуществляется.

12345 12345

Канада Малайзия

Рис. 5. Структура тарифных обязательств стран — участниц ТТП по промышленным товарам: ■ доля тарифных линий каждой категории; ■ доля импорта из стран — участниц ТТП, соответствующая каждой категории; 1 — открытие с момента вступления Соглашения в силу; 2 — переходные периоды с линейным снижением; 3 — переходные периоды с нелинейным снижением; 4 — квоты; 5 — изъятия; © общее количество тарифных линий; О импорт товаров из стран — участниц ТТП, млрд долл. 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

Австралия в ходе тарифных переговоров смогла сохранить за собой право применять специфическую составляющую таможенной пошлины в отношении автомобилей, бывших в эксплуатации. Австралийский рынок бывших в употреблении моторных транспортных средств частично будет открыт через отмену адвалорной составляющей таможенной пошлины в размере 5%, но при этом останется специфический компонент — 12 тыс. долл. за автомобиль. По данным статистики, в 2014 г. импорт Австралии из стран ТТП по данной категории товаров составил 8,3 млрд долл., или 11% суммарного объема импорта из стран ТТП.

В тарифном приложении Новой Зеландии отдельной категорией выделены изделия и дополнительное оборудование, используемое в качестве промежуточных компонентов для производства конечной продукции. В данную категорию включены 32 товарные позиции, при ввозе которых на территорию Новой Зеландии ставки ввозных таможенных пошлин взимаются в таком же размере, что и на конечную продукцию, в производстве которых они задействованы.

По 0,16% товарной номенклатуры Мексика в отношении Японии согласовала частичное снижение таможенных пошлин. Для сельскохозяйственной техники, автобусов, некоторых видов грузовиков, происходящих с территории Японии, ставка ввозной таможенной пошлины по истечении переходного периода составит 7,5%.

В рамках данной статьи при анализе тарифных уступок, согласованных сторонами ТТП в контексте промышленных товаров по отдельным секторам экономики, основное внимание было уделено наиболее интересному сегменту рынка — автомобильной отрасли, как с точки зрения его масштабов и роли во внешней торговле крупнейших экономик ТТП (США и Японии), так и с позиции глубины согласованных тарифных уступок странами — участницами ТТП в целом.

Автомобильный сектор

Соглашение не только позволило двум крупнейшим производителям и экспортерам автомобилей в мире США и Японии найти компромиссные решения по улучшению условий доступа на внутренние рынки в двустороннем формате, но и открыло доступ для поставок грузовиков и автомобилей в такие страны, как Вьетнам и Малайзия, применяющие в рамках РНБ высокие заградительные ставки таможенных пошлин, в основном превышающие 40% в отношении моторных транспортных средств.

Несмотря на то что внутренний рынок автомобилей США более чем в 3 раза превосходит японский, крупнейшим экспортером и в ТТП, и в мире безусловно является Япония, ежегодно экспортирующая до 5 млн легковых авто-

мобилей и около 700 тыс. грузовых. Кроме того, структура поставок японской продукции более диверсифицирована по сравнению с американской моделью экспорта автомобилей как внутри стран ТТП, так и за пределами торгового блока (рис. 6).

Объем экспорта

Млн долл.

Структура поставок автомобилей США 111,6

Темпы роста, %

Удельный вес стран — участниц ТТП в структуре экспорта США и Японии соответственно

Годы

Объем Темпы

экспорта Структура поставок автомобилей Японией роста, %

-10 Годы

Млн долл. 2011 2012 2013 2014

Рис. 6. Географическая структура экспорта автомобилей США и Японией: ■ объем экспорта в страны — участницы ТТП; ■ объем экспорта в остальные страны мира; ■ объем экспорта американских автомобилей в Японию; ■ объем экспорта японских автомобилей в США; —■— темпы роста экспорта автомобилей в мире; —■— темпы роста экспорта автомобилей в страны — участницы ТТП

щ о У 5

^ го

з ¡5

ж

£ а

*

У я « £ х ^ а 3

<а ® л £

СО ^

Источник: расчеты авторов на основе тарифных обязательств стран — участниц ТТП <www.ustr.gov./tpp> и торговой статистики <www.comtrade.com>.

30 000

70 000

50 000

50 000

40 000

30 000

20 000

2013

2014

30 000

50 000

40 000

20 000

Представленная информация, отражающая экспортную структуру поставок США и Японии, позволяет определить тенденции, сформировавшиеся в течение нескольких последних лет. Рынок стран ТТП играет более существенную роль для американских производителей, чем для японских. В 2015 г. удельный вес стран ТТП в общей структуре экспорта легковых автомобилей Японии составил 14%, снизившись за последние пять лет только на 2 п.п. В структуре поставок американских автомобилей доля стран ТТП значительна выше и составляет около 46%. Таким образом, существенная либерализация торгового режима отдельными участниками Соглашения открывает дополнительные возможности для наращивания объемов экспорта моторных транспортных средств для американских компаний. Япония также сможет выиграть от обнуления таможенных пошлин, однако, учитывая сложившиеся маршруты поставок японских автомобилей в пределах региона ТТП, изменения в структуре поставок будут происходить менее интенсивно, поскольку сам по себе американский рынок автомобилей — один из основных стратегических векторов развития для японских автоконцернов.

Среди стран ТТП ключевыми рынками сбыта автомобилей для американских компаний традиционно являются такие страны, как Канада и Мексика. Либерализация указанными странами торгового режима в автомобильном секторе позволит Японии нарастить поставки своей продукции в этом направлении, составив конкуренцию американским производителям и открывая дополнительные возможности для японских автоконцернов.

Динамика развития торговли между двумя крупнейшими странами-производителями свидетельствует о сформировавшейся двусторонней структуре торговли между Японией и США легковыми и грузовыми автомобилями. Согласно рис. 6 японский экспорт моторных транспортных средств на американский рынок существенно превосходит американские поставки автомобилей в Японию, что объясняется достаточно высокими техническими требованиями Японии по отношению к автомобилям, а также невысоким уровнем прибыли, которую могут получить американские компании на японском рынке при реализации своей продукции ввиду сильной конкуренции со стороны национальных производителей.

Для улучшения ситуации в рамках ТТП Япония и США согласовали индивидуальное приложение к Соглашению, где прописаны дополнительные обязательства сторон в сфере технического регулирования к уже имеющимся в рамках действующего на площадке ВТО Соглашения по техническим барьерам в торговле. Основная задача двустороннего приложения — упрощение системы применения технических требований к автомобилям, что должно сделать ее более транспарентной и предсказуемой для участников рынка.

Среди ключевых моментов согласованного приложения можно отметить следующие основные элементы:

• стороны обязуются уведомлять друг друга о внедрении новых технических регламентов не менее чем за 12 месяцев до их вступления в силу;

• стороны также взяли на себя обязательства не устанавливать никаких новых требований помимо тех, что действовали на момент вступления Соглашения в силу в отношении процедуры Preferential Handling Procedure1.

По мнению экспертов, согласованные дополнительные преференциальные положения между США и Японией должны помочь американским компаниям выйти на японский рынок. В качестве обратной уступки Япония смогла получить тарифные преференции от США в автомобильном секторе. На данный момент в отношении автомобилей (товарные группы 8703 и 8704 ТН ВЭД), происходящих с территории Японии и ввозимых на территорию США, действуют ставки ввозных таможенных пошлин в размере 2,5% для легковых автомобилей и 25% — для грузовых. Для данных видов моторных транспортных средств США взяли на себя обязательство устранить тарифные барьеры через переходные периоды с поэтапным снижением таможенной пошлины. По истечении переходных периодов доступ для легковых автомобилей будет полностью открыт через 25 лет, а для грузовых автомобилей — через 30 лет (рис. 7).

Продолжительность переходных периодов, лет

35 -,—

Средняя продолжительность переходных периодов -среди стран — участниц ТТП-

30

25

20

15

10

■ ■

Размер средней ставки РНБ, применяемой странами — участницами ТТП (27,6%

в отношении моторных ^^ транспортных средств

▲ i I ▲ АА • п ▲

п ▲ • • •

10

20

30

40

50

60

70

80

Ставка РНБ, %

Рис. 7. Структура тарифных обязательств стран — участниц ТТП по моторным транспортным средствам: • Малайзия; Н США; А Вьетнам; I Мексика; ♦ Канада

Источник: расчеты авторов на основе тарифных обязательств стран — участниц ТТП (www.ustr.gov./tpp) и торговой статистики (www.comtrade.com).

щ т

з 3

Ж

а

су со

в ^ £

5

0

1 Процедура Preferential Handling Procedure позволяет применять упро-

щенные требования по отношению к ограниченному объему ввозимых моторных транспортных средств в части потребления топлива и выброса выхлопных газов.

Помимо США и Японии, либерализация условий доступа на внутренние рынки автомобилей затронула все страны ТТП. Наиболее существенные тарифные уступки в части доступа на внутренний рынок моторных транспортных средств взяли на себя Вьетнам, Малайзия и Мексика. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин в указанных странах на импортируемые автомобили достаточно высоки и могут достигать 40-70%. Несмотря на достигнутые субстантивные договоренности по снижению тарифных барьеров в торговле автомобилями, переходные периоды, в течение которых будут происходить снижения таможенных пошлин, существенно отличаются между странами.

Вьетнам взял на себя тарифные обязательства по обнулению таможенных пошлин в отношении легковых автомобилей с текущего уровня РНБ (70%-ная ставка ввозной таможенной пошлины, в течение 16 лет).

Продолжительность переходных периодов в отношении легковых и грузовых автомобилей, согласованных малазийской стороной, составляет в среднем 1113 лет, хотя для некоторых видов автомобилей ставки ввозных таможенных пошлин будут обнулены через шесть лет с момента вступления Соглашения в силу.

Высокодиверсифицированная система переходных периодов для легковых и грузовых автомобилей зафиксирована в тарифных обязательствах США. В зависимости от страны происхождения автомобиля продолжительность переходных периодов может варьироваться от 10 до 30 лет. Бруней, Малайзия, Новая Зеландия и Вьетнам смогут беспошлинно поставлять грузовики на американский рынок через 11 лет, в то время как Япония сможет получить аналогичные условия доступа только через 30 лет.

Широкие обязательства по тарифной либерализации для грузового транспорта взяла на себя Мексика, согласившись снизить таможенные пошлины с 30 до 0% для всех стран — участниц ТТП, за исключением отдельных случаев, предполагающих постепенное снижение таможенных пошлин до уровня 7,5% в отношении японских грузовиков малого и среднего тоннажа.

Общая картина тарифных обязательств стран — участниц ТТП представлена на рис. 8.

Структура применяемых переходных периодов в рамках ТТП

В ходе проведенного исследования особое внимание было уделено структурному анализу переходных периодов, применяемых государствами — членами ТТП. В рамках выполнения поставленной задачи необходимо было провести не только количественную оценку продолжительности переходного периода каждого участника ТТП или рассмотреть внутренний алгоритм снижения

таможенных пошлин (линейное/нелинейное снижение), но и изучить товарный аспект в преломлении к переходным периодам. Учитывая большой массив данных, сопоставительный анализ между отдельными категориями продукции и переходными периодами проводился в формате товарных групп на уровне двух знаков ТН ВЭД.

Общее количество рассмотренных переходных периодов разных категорий составило 15 423. Среди основных стран, согласовавших максимальное количество переходных периодов, можно выделить США, Вьетнам и Мексику, суммарная доля которых от общего количества составляет 62% (рис. 9).

Если говорить о распределении переходных периодов по их продолжительности, то можно отметить, что около 24% переходных периодов предполагает снижение таможенных пошлин в течение периода, превышающего десять лет. В рамках данной категории чаще всего страны — участницы ТТП устанавливали 11-летние переходные периоды для наиболее чувствительных товарных позиций.

В целом проведенный анализ показал, что около 35% общего числа переходных периодов завершатся через пять лет после вступления Соглашения в силу. Основной временной интервал, в течение которого рынки стран — участниц ТТП будут постепенно открываться, составит от пяти до десяти лет. Как показано на рис. 10 доля указанной группы оценивается на уровне 41%. Таким образом, после десяти лет функционирования ТТП тарифная защита будет действовать только в отношении ограниченного количества товарной номенклатуры.

Наиболее длительные переходные периоды были установлены США в отношении легковых автомобилей и грузовиков (соответственно 25 и 30 лет), а также только по истечении 20 лет будет полностью открыт американский рынок для отдельных категорий сельскохозяйственных товаров, происходящих из Японии. В частности, ставки таможенных пошлин будут постепенно снижаться на молочную продукцию, конфеты, шоколад, минеральную воду и отдельные виды соков.

Наряду с США длительные 16-летние переходные периоды согласовали такие страны — участницы ТТП, как Перу, Вьетнам, Япония, Канада, Мексика и Малайзия. Среди указанных стран можно выделить Перу как основного игрока интеграционной группировки, согласовавшего длительные переходные периоды в отношении 603 тарифных линий. В категорию товаров, которые будут находиться на протяжении данного периода под действием тарифной защиты, попадает следующая продукция: мясо птицы, отдельные виды готовой продукции, хлопок, растительные волокна, химические нити и волокна, а также обширная номенклатура готовой одежды и обуви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ а

(и <0

в ^ £

a

су со

в ^ £

Рис. 8. Структура поставок автомобилей США и Японией в рамках ТТП, мл □ экспорт легковых автомобилей, млрд долл., 2015; □ экспорт грузовых автомобилей, I экспорт легковых автомобилей, млрд долл., 2015; □ экспорт грузовых автомобилей, млрд

Источник: расчеты авторов на основе тарифных о

^ а

(и <0

в ^ £

I, млрд долл.: 1. Структура экспорта моторных транспортных средств США:

лей, млрд долл., 2015; 2. Структура экспорта моторных транспортных средств Японии:

1лрд долл., 2015; 5% — тарифная защита на автомобили; 5%— тарифная защита на грузовики

ых обязательств стран — участниц ТТП <www.ustr.gov./tpp> и торговой статистики <www.comtrade.com>.

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

В9 — 0,04 В8 — 4,1

В7 —6,1

Вб — 11,5

В5 — 11,4

Страновая структура распределения переходных периодов

В4 —15,5

В10 —19,6

Общее количество переходных периодов

15 423

\

В12-0,9 В13 — 1,9

^^ В15- 0,8

Вьетнам Новая Австралия Чили Перу США Япон я Канада Ме си а Малай я Бр ей Зе андия

В11 — 14,

В1б —5,8

В20 —0,3 В25 —0,1

В30 — 0,04

Рис. 9. Структура распределения переходных периодов в ТТП по продолжительности и странам: В2 — переходный период в течение двух лет; ВЗ — переходный период в течение трех лет

Рис. 10. Распределение переходных периодов в рамках ТТП по укрупненным товарным группам: сельскохозяйственные товары; ■ машины; ■ металлы и изделия из них; ¡текстиль; ■ древесина, ■ кожевенное сырье; продукция химической промышленности;

■ минеральные продукты; ■ другие группы

Интеграционные процессы в развитых и развивающихся странах

В структуре тарифных приложений Мексики зафиксированы обязательства по сохранению таможенной защиты в отношении 97 тарифных линий продукции легкой промышленности. Только по истечении 16 лет доступ на внутренний рынок Мексики будет полностью открыт для текстильной и трикотажной одежды, а также для отдельных видов постельного белья.

Для вьетнамской экономики ключевой задачей был вопрос сохранения максимального уровня тарифной защиты в отношении табачной продукции, для того чтобы предотвратить быструю экспансию трансконтинентальных компаний на внутренний рынок. В рамках согласованных тарифных обязательств Вьетнам сможет в течение 16 лет поэтапно снижать таможенные пошлины на сигареты и табачные изделия с текущего уровня РНБ, составляющего 135%.

В перечень наиболее чувствительных товаров Японии, которые будут открыты позже остальных, попадает сельскохозяйственная продукция и промышленные товары. Среди товаров сельскохозяйственного сектора можно выделить отдельные виды живых животных (лошади, крупный рогатый скот, козы), поставлять которые в беспошлинном режиме на территорию Японии можно будет только через 16 лет. Кроме того, в данную категорию попадают сыры, консервированное мясо, отдельные виды мясных субпродуктов. Для промышленных товаров максимально длительные переходные периоды будут применяться в отношении кожаной и резиновой обуви, некоторых видов кожи и меха.

С помощью укрупненной агрегированной классификации товарных групп был проведен сопоставительный анализ по четырем категориям переходных периодов и соответствующих им товаров. Полученные результаты отражены на рис. 10, из которого видно, что наиболее длительные переходные периоды зафиксированы для товаров легкой промышленности, а именно для готовой текстильной и трикотажной одежды. Ставки таможенных пошлин в отдельных странах — участницах ТТП будут действовать в отношении товаров данной категории даже по истечении 15 лет с момента вступления Соглашения в силу.

Не менее чувствительный сектор экономики для всех участников нового интеграционного объединения с точки зрения сохранения таможенной защиты является сельскохозяйственная отрасль. В течение первых десяти лет большинство согласованных переходных периодов в отношении товаров агропромышленного комплекса будут завершены, а полностью либерализация доступа на внутренние рынки закончится ближе к 15-му году с момента начала функционирования ТТП.

В рамках Соглашения наиболее защищенными категориями товаров по количеству зафиксированных в отношении их переходных периодов стали молочная продукция и готовые пищевые продукты. Суммарная доля согласованных переходных периодов для данных двух категорий составила

приблизительно 30% общего количества таковых в сельскохозяйственной группе. Например, США в отношении молочной продукции, происходящей из Японии, открывает полностью свой рынок только через 10-15 лет. Аналогичная ситуация в отношении доступа на внутренний рынок молока и молочной продукции Мексики. Вьетнам и Малайзия использовали диверсифицированный подход при согласовании условий доступа на внутренние рынки молочной и готовой пищевой продукции, но при этом наиболее чувствительные категории товаров будут находиться под действием таможенной пошлины от 3 до 16 лет.

Достаточно умеренными темпами будет происходить либерализация доступа в рамках ТТП в отношении кожевенного сырья, готовой кожи и изделий из нее. Большинство переходных периодов в рамках данной группы прекратят свое действие только через 11-14 лет после начала работы Соглашения.

Заключение

Проведенный анализ согласованных тарифных обязательств странами — участницами ТТП позволяет сделать вывод о том, что в целом уровень тарифной либерализации обеспечит беспошлинный режим в торговле товарами практически по всей товарной номенклатуре. В частности, с момента вступления Соглашения в силу средний уровень либерализации по всем странам-участницам составит 86,6% товарной номенклатуры, на долю которой будет приходиться около 89% текущего импорта в рамках ТТП.

После завершения всех переходных периодов общий уровень либерализации по количеству беспошлинных тарифных линий достигнет в среднем 99,1% товарной номенклатуры, что составит 98,2% текущего импорта товаров.

Вместе с тем необходимо учитывать, что переходные периоды по отдельным товарам могут достигать 35 лет (как, например, у США в отношении грузовых автомобилей) или 15 лет для снижения импортного тарифа на говядину, согласованные Японией. Это говорит о том, что ключевые или самые чувствительные товары по-прежнему на длительный срок остаются защищенными от импортной конкуренции. По другим же товарам очевидно, что рынок членов ТТП еще до заключения Соглашения был достаточно открытым: на каждое из этих государств приходится более десяти соглашений о свободной торговле, за небольшим исключением (Вьетнам и Бруней). Этот факт необходимо учитывать. Поэтому Соглашение, скорее всего, можно назвать унифицирующим обязательства государств-участников, нежели создающим качественно новые условия торговли в части тарифного доступа.

В целом же особенностью Соглашения можно назвать достаточно гибкую и глубоко диверсифицированную систему предоставления тарифных пре-

^ а

(и <0

в ^ £

ференций, особенно в отношении США и Японии, зафиксировавших индивидуальные графики снижения таможенных пошлин для каждой страны ТТП. Такой подход позволяет учесть разницу между размерами экономик отдельных стран, что, в свою очередь, предоставит возможность ускоренного процесса либерализации небольшим странам — членам нового интеграционного объединения по сравнению с крупными.

Товарный охват перечня изъятий, который будет выведен из режима свободной торговли, в процентном выражении от товарной номенклатуры минимален и не превышает в среднем 0,3% объема торговли по всем странам — участницам ТТП. В тарифных обязательствах таких государств, как США, Малайзия, Бруней, Сингапур и Канада, не зафиксированы какие-либо товары, которые будут выведены из-под действия режима свободной торговли. Кроме того, отдельные участники (например, Чили или Мексика) согласовали точечные индивидуальные изъятия в отношении некоторых категорий товаров, происходящих из определенных стран.

Оценивая тарифные уступки по сельскохозяйственной продукции, можно отметить, что уровень доступа для всех стран — участниц Соглашения будет покрывать практически 99% товарной номенклатуры, обеспечивая беспошлинную торговлю внутри ТТП для 93,6% импортируемых товаров. Широкие обязательства по доступу иностранных товаров на внутренний рынок взяли на себя Япония, Вьетнам, Малайзия. Вместе с тем в отношении наиболее чувствительных товарных позиций сельскохозяйственного сектора большинство стран — участниц ТТП установили квотную систему, ограничивающую экспортные возможности, но позволяющую снизить негативные эффекты от либерализации торгового режима для национальных производителей. Среди наиболее чувствительных товарных позиций, доступ по которым полностью закрыт либо регулируется с помощью системы квот, можно выделить сахар и сахарное сырье, молочную продукцию, сигареты и табачные смеси, отдельные категории готовых пищевых продуктов.

В части промышленных товаров следует отметить, что на момент вступления Соглашения в силу таможенные пошлины будут отменены в отношении 88,9% товарной номенклатуры, на долю которой будет приходиться 90,4% текущего импорта промышленных товаров внутри ТТП. В отношении 9% товарной номенклатуры промышленных товаров таможенные пошлины будут снижаться в течение переходных периодов, предполагающих линейное снижение, а для 1,9% товарной номенклатуры предусмотрены переходные периоды с разной скоростью снижения таможенных ставок.

Если говорить о перечне изъятий в части промышленных товаров, то среди стран — участниц ТТП можно выделить только Вьетнам, Мексику и Австралию как основных участников, сохранивших возможность применять текущий режим РНБ в отношении ограниченного набора товаров. Вьетнам сохранил за собой возможность применять таможенные пошли-

ны в отношении соли, Мексика будет взимать таможенные пошлины на определенном зафиксированном уровне в отношении как жареного, так и растворимого кофе в упаковках. Кроме того, не полностью будут обнулены таможенные пошлины в отношении легковых автомобилей и отдельных видов грузовиков, а также автобетономешалок, импортируемых из Японии в Мексику. Австралия сохранила возможность применять специфическую составляющую таможенной пошлины в отношении подержанных автомобилей.

Несмотря на фиксацию длительных переходных периодов, существенная либерализация торгового режима была достигнута в отношении продукции легкой промышленности, включая обувь и одежду. Япония, Канада, США, Мексика открывают свои рынки обуви и одежды, снижая постепенно таможенные пошлины с 25-30 до 0%.

Существенные преференциальные уступки были согласованы в рамках доступа на автомобильный рынок. Прежде всего это касается двусторонних договоренностей между США и Японией. Одновременно необходимо подчеркнуть, что поэтапное обнуление таможенных пошлин такими странами, как Вьетнам, Малайзия и Мексика, позволят японским и американским автоконцернам нарастить поставки моторных транспортных средств в пределах ТТП.

Таким образом, подводя итог анализу согласованных тарифных договоренностей, закрепленных в рамках тарифных обязательствах всех стран — участниц ТТП, можно сделать вывод, что в торговле товарами они смогли дополнительно улучшить условия доступа на внутренний рынок, сократив возможность применения тарифных мер защиты в отношении минимального набора товаров.

Источники

[1] TPP Trade Deal: Text published online. URL: <http://ustr.gov/tpp>.

[2] USTR. TPP-Guide-to-18000-Tax-Cuts, 2015. URL: <http://ustr.gov/tpp>.

[3] Berger A., Busse M., Nunnenkamp P., Roy M. 2010. More Stringent BITs, Less Ambiguous Effects on FDI? Not a Bit! WTO Staff Working Paper ERSD-2010-10. Geneva: World Trade Organization, 2010.

[4] New Zealand Foreign Affair & Trade. Trans-Pacific Partnership, Good market access, 2016. URL: <https://www.mfat.govt.nz>.

[5] New Zealand Foreign Affair & Trade. Trans-Pacific Partnership National Interest Analysis, 2016. URL: <https://www.mfat.govt.nz>.

а

<u <0

а ^ £

[6] Assessing the trans-pacific partnership/Peterson Institute for international Economics, 2016. URL: <https://piie.com>.

[7] База данных TradeMap. URL: <http://www.trademap.com>.

[8] USDA. Agriculture-related provisions of the trans-pacific partnership, 2016. URL: <http://usda.gov/tpp>.

[9] USDA. Free Trade Agreements and U.S. Agriculture, 2016. URL: <http:// usda.gov/tpp>.

[10] USDA. Trans-Pacific Partnership, Benefits to U.S. Agriculture, 2015. URL: <http://usda.gov/tpp>.

Popov D., Ponomarev V.1

Overview of tariff commitments agreed by the member states of the Trans-Pacific Partnership

Tariff commitments of the TPP members have been examined within the scope of this article as a standard element of each regional trade agreement. In particular, agreed conditions of market access have been analyzed in term of current volume of imports that give an opportunity to assess the share of duty free trade after Agreement comes into force.

Key words: good nomenclature, tariff obligations, commitments, exceptions, market access, exports, imports.

Статья поступила в редакцию 1 марта 2016 г.

1 Popov Dmitry — head of division of trade in goods, Department of trade policy Eurasian

economic commission, PhD geography. E-mail: <[email protected]>. Ponomarev Vitaly — deputy head of division of analytic and organization support of negotiation Department of trade policy Eurasian economic commission. E-mail: <[email protected]>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.