Научная статья на тему 'Обзор исследований православия в Китае'

Обзор исследований православия в Китае Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
616
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / КИТАЙ / ORTHODOXY / RESEARCH / CHINA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лян (梁喆) Чжэ

В статье рассматривается состояние исследований православия в Китае, начавшихся в 1941 г., существенно продвинувшихся с 1980-х годов и начавших бурно развиваться по мере возрождения православия в России и восстановления советско-китайских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A review of studies of Orthodoxy in China

The article presents the history of Orthodox Church studies in China. The Chinese studies of Orthodoxy began in 1941, had advanced considerably since the 1980s and began to flourish along with the revival of Orthodoxy in Russia and the restoration of the Soviet-Chinese relations.

Текст научной работы на тему «Обзор исследований православия в Китае»

Лян Чжэ*

Обзор исследований православия в Китае

АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается состояние исследований православия в Китае, начавшихся в 1941 г., существенно продвинувшихся с 1980-х годов и начавших бурно развиваться по мере возрождения православия в России и восстановления советско -китайских отношений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: православие, исследование, Китай.

Изучение православия в Китае начинается с издания в 1941 г. книги «История восточной церкви» [3] Ло Цзиньшэна До

того момента в Китае не было статей либо книг, посвящённых изучению православия. Ло Цзиньшэн предположил, что причиной пренебрежения к православию было влияние западоцентризма: «Вероятно, на фоне римской церкви, вслед за предубеждениями и стереотипами историков из римской церкви, восточной церкви не уделили внимания» [3, с. 2]. Ло Цзиньшэн описал основные религиозные течения восточного христианства, среди которых главным считается православие. Книга подробно охарактеризовала историю и направления православия, его развитие в разных странах, таинства, обряды и обычаи, вероисповедание и многие исторические аспекты. Так был заложен фундамент для дальнейших исследований.

Начиная с 1980-х годов изучение православия в Китае существенно продвинулось вперед, количество монографий и статей заметно возросло, исследования стали глубже и шире. Обратимся к изучению православия современными китайскими учёными.

* Лян Чжэ аспирантка Российского университета дружбы народов, Москва, Россия, и Шаньдунского университета, Цзинань, КНР; E-mail: liangzhe@,mail.ru

© Лян Чжэ, 2016

503

Чжан Суй ШШ принадлежит монография «Православие и православие в Китае» [8]. Книга вышла в 1986 г. и стала второй после «Истории восточной церкви» монографией, посвящённой изучению православия. В ней рассказано о развитии христианства, возникновении раскола между католичеством и православием. В работе впервые проведено тщательное исследование православия в Китае, включая процесс проникновения православия в Китай и деятельность Российской духовной миссии (РДМ) в Пекине до 1917 г., последующее развитие православной церкви, положение православия в Харбине, Шанхае, Тяньцзине и других местах. В предисловии Ху Даоцзин высоко оценил книгу на том основании, что автор сумел «в ходе многолетних усилий собрать и обработать богатый материал о деятельности православия в Китае», это позволило «заполнить пробел в изучении темы православия в Китае в рамках истории мировых религий» [8, с. 3].

Фэн Цзяфан в статье «Восточное православие»1 обри-

совал появление и процесс развития православия, всестороннее описал основные положения православия, сделав упор на истории, нынешнем состоянии и течениях в русском православии. Среди китайских учёных Фэн Цзяфан одним из первых указал, что раскол православия и католичества связан с культурными различиями. «Западные теологи не любили культурное наследие Греции и Рима, а отцы Восточной церкви стремились к защите и использованию традиции философской идеологии греческого идеализма, чтобы удовлетворить запросы церкви»2.

Юэ Фэн ^^ в серии работ, которую открыла книга «История православия» [11], дал панорамное описание истории православия. «История православия» стала одним из важнейших исследований в этой области. В книге «Изыскания в области восточного христианства»3 отражены результаты исследовательского труда учёного. Среди китайских религиоведов Юэ Фэн одним из первых приступил

1 Под редакцией Института мировых религий Китайской академии общественных наук Религиоведение за сорок лет. Юбилейный сборник статей к сорокалетию создания Института мировых религий Китайской академии общественных наук 1964-2004. '

1964-2004

а&ХШ. Пекин, 2004. С. 1154-1173. _

2 Юй Кэ ^^ (ред.). Три основных религии мира и их школы ^ЙШЖ. Чанша, 2005. С. 128.

3 Юэ Фэн. Изыскание восточного христианства Пекин, 2008.

504

к обсуждению православной философии, богословия, этики, церковного искусства и других аспектов. Он попытался обобщить основные характеристики православия: «консерватизм (педантично придерживается религиозной доктрины и ритуала древнего христианства, упорно следует набору старых христианских традиций)», «мистицизм», «зависимость (зависит от царской власти)», «полицентричность (православные силы организационно раздроблены, а католичество имеет единый церковный центр и единого главу)»; учёный также указал на отличия православия от католичества и протестантства в канонических текстах, религиозной доктрине, теологии, ритуалах, храмовой архитектуре, праздниках4. Юэ Фэн кратко рассказал об отношении православных миссионеров к китайской культуре, указал на роль православных миссионеров как «моста» в налаживании межкультурных контактов Китая и Запада, в особенности китайско-российских культурных связей5. Он также анализировал причины того, почему православие не укоренилось в Китае и впоследствии слилось с китайской культурой.

Особенностью исследований Юэ Фэна стало глубокое знание истории православия в России и, в особенности, его современного положения, знакомство с исследованиями православия внутри Китая и за границей. Юэ Фэн уделял большое внимание историческим исследованиям, он не раз выступал с обзорами исследований православия в Китае и других странах6.

4 Юэ Фэн. Краткие суждения об основных особенностях православия

// Исследование мировых религий

1997, № 3. С. 104.

5 Юэ Фэн. Православие и китайская культура // Исследование мировых религий 2000, № 4. С. 77-82.

6 Юэ Фэн. Развитие советского православия ШШМШШШ'ЖШ // Проблемы СССР и Восточной Европы 1984, № 1. С. 80-81; Он же. Некоторые особенности распространения православия в Китае ^ШЙЙ Ф // Вестник аспирантуры Китайской академии общественных наук 1987, № 6. С. 68-74; Он же. Православные миссионеры и китайская культура ЖШШ^Ш^— ФШ^ЗД // Исследование мировых религий Й^жЙ^К. 1995, № 2. С. 37-39; Он же. Современная ситуация с российским православием // Исследование мировых религий ЙЩ-жШХ^. 1995, № 4. С. 27-31; Он же. Современная обстановка российского православия (продолжение) ШШМЖ (Ш) // Исследование мировых религий 1996, № 2. С. 22-27; Ломаное A.B., Юэ Фэн. Российское православие и модернизация Ш ^ШМШШ-^ЖШк // Исследование мировых религий 1996, № 3. С. 57-67; Юэ Фэн. Краткое суждение об основных особенностях право-

505

Юэ Фэн также составил «Историю религий в России», получившую многочисленные благоприятные отзывы. Эта книга стала первым в Китае обобщающим трудом, где исследованы история религий и их текущее положение в России, в ней сочетается описание и исторический анализ. Выдающийся китайский религиовед Жэнь Цзиюй отметил, что данная книга способствует «расширению инновации» и «созданию новых научных дисциплин»7. Во второй части «Истории религий в России» описанию православия посвящены двадцать глав, занимающие шестьсот страниц. Авторы представили положение православия в разные исторические периоды (включая древнюю Русь, СССР и современную Россию), рассказали об основном содержании российского православия (канонические произведения, религиозная доктрина, ритуалы и праздники), об институциональной структуре, зарубежной церкви, народном православии, попытках реформ, монастырях, богословии, особенностях отношений между государством и религиями, месте и роли православной церкви в истории России, иконах. Были затронуты вопросы отношения православия к науке, история присутствия православия в Китае, также было сделано обобщение результатов исследований православия в России. Как отметил А.В. Ломанов, в книге сделан упор на исследование отношений между государством и религиями в России с древности до наших дней, в ней есть раздел, где специально изложена «религиозная концепция главы российского государства В.В. Путина»8.

Юэ Фэн активно поддерживает молодое поколение исследователей православия, он многократно писал предисловия к их работам или рецензии на их публикации. Помимо этого, Юэ Фэн занимался популярным изложением сведений о христианстве, включая православие,

славия // Исследование мировых религий ШШ'ШМ

%. 1997. № 3. С. 104-112; Он же. Процесс изменений православной нравственности ^ШШШёЙ^^Й // Исследование мировых религий {{. 1999, № 4. С. 36; Он же. Православие и китайская культура

// Исследование мировых религий 2000, № 4. С. 77-82;

Он же. О различиях между тремя школами христианства ШЪКШ // Исследование мировых религий 2004, № 1.

С. 34-36; Он же. Особенности российского православия Щ^Ш^ШШШЩ-й 7/ Исследование мировых религий 2004, № 3. С. 103-113.

7 Жэнь Цзиюй аШЙ.. Рекомендация при издании труда Щ^^ШШШ йй^ // История религий в России ШШ'Ш^. Пекин, 2008.

8 Юэ Фэн. История религий в России. Первый том ^ЙжШ^'^Ш. Пекин. 2008. С. 205-212. Ломанов А.В. [Рец. на:] Эго цзунцзяо ши [История религий в России] // Проблемы Дальнего Востока. 2010, № 1. С. 179-185.

506

в работах наподобие «Знания о христианстве в вопросах и ответах»9, «Тысяча вопросов о христианстве»10, «Словарь христианства»11 и др.

Чжан Байчунь изучает православное богословие и фи-

лософию, его главное произведение — «Современная православная богословская мысль: православное богословие в России»12. В книге представлен обзор истории и контекста появления российского православного богословия, охарактеризованы богословские идеи русских религиозных философов: В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, В.Н. Лосского, рассмотрены академическое богословие и его представители, богословие духовных академий до Октябрьской революции, богословие эмигрантской духовной академии, комплексное богословие отцов новой церкви. Чжан Байчунь исследовал ряд специфических проблем российского православия — конвергентность, космологию, учения о всеединстве и софийности, богочеловеке и бо-гочеловечестве, смысле икон и имени бога, любви и богоносности русского народа, сравнительное богословие, антропологию православия, теологию богослужения, новые религии и модернизацию богословия. Эта книга занимает важное место среди исследований православия в Китае, во введении было отмечено, что до её публикации в Китае «не выходили в свет труды, специально посвящённые исследованию богословской мысли современной России»13.

Дай Гуйцзюй ШЙЩ является автором книги «Реформа Русской православной церкви (1861-1917)» , где главной проблемой стали отношения между политикой и религией, важное место уделено рассмотрению причин, содержанию и особенностям церковных преобразований в 60-70-е годы XIX века, политике властей в отношении церкви в период «контрреформации» 80-90-х годов и «возрождения» православной церкви, характеру, особенностям и значению восстановления патриаршества, обновленческому движению

9 Юэ Фэн, Вэнь Юн Знания о христианстве в вопросах и ответах ШПШ Пекин, 2009.

10 Юэ Фэн, Вэнь Юн. Тысяча вопросов о христианстве ШШШ^Щ. Пекин, 1995.

11 Под редакцией Вэнь Юн, Юэ Фэн и Ван Цзиу Словарь христианства Пекин, 2002.

12 Чжан Байчунь. Современная православная богословская мысль: православное богословие в России Ш^ШШФ^Ж®:

Шанхай, 2000.

13 Там же. Предисловие, с. 3.

14 Дай Гуйцзюй. Реформа Русской православной церкви (1861-1917)

(1861-1917). Пекин, 2002.

507

начала ХХ века15. По мнению Юэ Фэна, книга содержит немало новшеств: «В работе применён метод классового анализа, проведено глубокое исследование верхнего и нижнего социальных слоёв духовного звания внутри российской православной церкви, т.е. столкновения интересов и противоречия между чёрным и белым духовенством, выявлено прогрессивное значение разрушения закрытости белого духовенства для освобождения угнетённого социального слоя России; автор использовала малоизвестные исторические источники, изложила материальный и духовный вклад народных религиозных сект в экономическое развитие капитализма в России и религиозной культуры; применяя связующий подход, провела обстоятельное выяснение внутренней и внешней причин превращения российских простонародных интеллигентов, происходивших из семей священников, в революционных демократов; провела чёткое различие и определение границ между церковным богословием и светской религиозной философией. Исследование данных вопросов относится к первооче1р6едным в области китайских исследований русского православия» .

Помимо этого, Дай Гуйцзюй исследовала восстановление религиозных уроков в светских школах России и сделала вывод, что «воспитание духовной нравственности может служить одной из важных составных частей современной российской государственной идеологии основного течения, оно уже получило в России официальное признание. Тенденция популяризации религиозных уроков в российских светских школах необратима»17. В отношении связи между православием и реформами в России она заметила, что «возрождение православия взаимно соотносится с преобразованиями современной России. Возрождение православия является продуктом общественного переворота России, одновременно оно оказывает

15 Там же. Предисловие, с. 4.

16 Юэ Фэн. Вышло прекрасное произведение после усердной работы — рецензия на книгу «Реформа Русской православной церкви (1861-1917)»

--(1861-1917)» // Исследование мировых религий 2002, № 2. С. 149-150.

17 Дай Гуйцзюй. Роль православной церкви с точки зрения процесса восстановления религиозных уроков в российских светских школах АШ^Ш ШШ^ШШ'ШШЙШет^ШШ^КШ // Исследование России, Средней Азии и Восточной Европы 2011, № 4. С. 21-26; Дай Гуйцзюй. Проблема религиозных учебников в российских светских школах: корень и суть Ш&ШШШ^ШМ'ШММШШг // Периодика России Ш^Ш^ТИ 2012, № 3, С. 28-35.

508

глубокое и далеко идущее влияние на окончательное фор18мирование в России политико-экономической системы нового типа»18.

Дай Гуйцзюй также провела исследование крещения Руси, проанализировала его причины, включая потребность правителя в защите политической власти, объективное требование общественного развития, влияние международной среды, влияние взаимоотношений России и Византии. Крещение «обозначало переход Руси от политеизма к монотеизму. Единая вера способствовала сплочению восточнославянских племён, укрепила сплочённость государства, взрастила сознание „национального характера" и „государственного характера". Проникновение христианства оказало далеко идущее и глубокое влияние на политическ1у9ю систему, национальный характер и традиционную культуру Руси»19.

Дай Гуйцзюй уделила большое внимание преподаванию курсов о российском православии в китайских вузах, подготовила для этого ознакомительные материалы20. Она также рассмотрела три православных сайта на китайском языке: «Христианская церковь на Тайване» (И^й^ШШЖ), «Церковь святого Петра и Павла» (ШШШ ШШ^ШЖ) и «Православная церковь в Китае» (ФДШШЖ)21. В соавторстве Дай Гуйцзюй опубликовала популярный очерк «Славяне — православный облик»22 и другие работы.

Сюй Фэнлинь ШМ^ написал книгу «История православной

23

иконы» , где исследованы процесс становления и основное содержание теории православной иконы, определение и скрытый смысл икон, выразительные приёмы иконописи, разница между иконами и

18 Дай Гуйцзюй. Православие в российская реформа

^ // Исследование Восточной Азии и Средней Азии ^ЖФЖ/ВДЙ. 2001, № 2. С. 54-60.

19 Дай Гуйцзюй. Поиск истоков православия в России: причины и последствия принятия христианства Русью Щ^ШЖШШШШ- ^ШШ

// Исследование мировых религий

1998, № 4. С. 95-100.

20 Дай Гуйцзюй. Рассуждения о методологии преподавания культуры российского православия ^^Ш^Ш^ШШХ^Ш^// Преподавание русского языка в Китае Ф ШШпШ^. 2012, № 2. С. 48-53.

21 Дай Гуйцзюй. Оценка и анализ научной ценности базы данных православных сайтов на китайском языке

ШЯ // Вестник изучения России 2011, № 1. С. 71-75.

22 Юй Пэй ^уф, Дай Гуйцзюй. Славяне — православный облик Шё ^ --Шанхай, 2007.

23 Сюй Фэнлинь. История православной иконы ^ШШШШ^.. Пекин, 2012.

509

живописью, современное толкование значений икон и другие вопросы. Автор провёл подробное исследование разных типов икон — изображений Христа, Богоматери и Троицы, образцов церковной росписи, изображений святых, икон православных праздников и других типов. Он также обобщил православные оценки православных икон разных регионов и исторических периодов, включая византийские, греческие и русские иконы, православные иконы ХХ века. Это первый в Китае труд, посвящённый исследованию истории православной иконописи. По мнению Юэ Фэна, в этой книге «иллюстрации и текст прекрасны», «слова лаконичны и мысль содержательна, нет пустословия», в изучении проблем «заполнение лакун обладает новаторским смыслом»24.

Сюй Фэнлинь также подчеркнул, что суть ритуала похорон в православии «состоит не в подготовке траурных обрядов, поминок и других внешних форм, а в молитве, т.е. в обращении с молитвой к Богу, Богоматери и Святым Апостолам об упокоении духа умерших и будущем спасении»25. Исследователь обратил внимание на некоторые сходства в понимании человечности с точки зрения православия и конфуцианства26. Сюй Фэнлинь познакомил китайские научные круги с концепцией культурной истории российского исследователя С.С. Хоружего.

Сяо Юйцю занимается историей деятельности РДМ в

Пекине до Октябрьской революции, она опубликовала монографию «Российская духовная миссия в Пекине и китайско-российский культурный обмен при династии Цин» и ряд статей . В книге

24 Там же. Предисловие, с. 3.

25 Сюй Фэнлинь. Забота о духовной природе в ритуале похорон российского православия Ш^ШЖШШШШ^^// Исследование мировых религий 2014, № 2. С. 32-38.

26 Сюй Фэнлинь. Натура и образование — общее в концепциях человеческой природы в православии и китайском конфуцианстве —

// Вестник университета Цзинань. Серия философских и социальных наук ВШ^Ж (Ш . 2014,

№ 9. С. 132-137.

27 Сяо Юйцю. Российская духовная миссия в Пекине и китайско-российский культурный обмен при династии Цин

& Тяньцзинь, 2009.

28 Сяо Юйцю. Снисходительность и инновация: доискиваться до истоков приезда первой Российской духовной миссии в Китай Ш

// Исследование новой и новейшей истории мира (вып. 1) ЙШЙШ^ЙЛЙ (Ш^Щ) . 2004. С. 260-273; Она же. Анализ религиозной деятельности Российской духовной миссии в Пекине до заключения китайско-российского Тяньцзиньского договора ((ФША^^^)) ^^Т

510

рассмотрены происхождение, механизмы и характер РДМ в Пекине, её деятельность в разные исторические периоды. Особенно подробно описаны религиозная деятельность РДМ и её исследования религий, философии, истории, географии, языков, литературы, общества, законов Китая, начинания в области образования, участие в обменах между культурами двух стран (книги, медицина, живопись и др.). К настоящему времени опубликовано немало исследований РДМ. На этом фоне характерной особенностью работы Сяо Юйцю является хорошее знакомство с китайскими и зарубежными историческими

// Исследование новой и новейшей истории мира (вып. 2) Й^-ШЖШЖШ^Ш). 2005. С. 107-123; Она же. О культурной и дипломатической деятельности Российской духовной миссии в Пекине // Мировая история 2005, № 06. С. 66-75; Она же. Российская духовная миссия в Пекине и обмен книгами между Китаем и Россией при династии Цин // Исследование истории династии Цин Ш^^Я. 2006, № 01. С. 79-89; Она же. Перевод православных канонов Российской духовной миссии в Пекине на китайский язык и издательская деятельность

^Й-^^ТЦЁРЙ^Й^ // Исследование мировых религий Й^-ЖШВДЯ. 2006, № 1. С. 93-104; Она же. Анализ религиозной деятельности Российской духовной миссии в Пекине во второй половине 19-го века 19 ЙШТ^ШШ 0

// Исследование новой и новейшей истории мира (вып. 4) Й^ЙШ^^Я (ШИЖ) . 2007. С. 207-104; Она же. О своеобразии Российской духовной миссии в Пекине

// Исследование России Ш^ШШЯ 2008, № 01. С. 83-89; Она же. Анализ религиозной деятельности Российской духовной миссии в Пекине в начале 20-го века 20 Иж

Ш^^^Ш // Исследование новой и новейшей истории мира (вып. 5) Й^-ЙШЖ^Я (Ш£Ж) . 2008. С. 167-184; Она же. О дисбалансе китайско-российского культурного обмена при династии Цин

// Исторический альманах 2008, № 04. С. 37-43;

Она же. О заключении и реализации статьи о свободе проповеди в «Китайско-российском Тяньцзиньском договоре» «ФШ^^^^)) ЙЩё // Вестник Фуцзяньского^педагогического

университета: серия философские и социальные науки

. 2010, № 05. С. 132-138; Она же. Российские православные миссионеры в Китае до 1917 года и католические и протестантские миссионеры 1917 //

Мировая история Й^Й^. 2010, № 05. С. 33-41; Она же. Эволюция политики Российской духовной миссии в Пекине до 1917 года 1917 ^^ШЗЬМ'ШШИШШШШ^. // Вестник Нанькайского университета: серия философские и общественные науки 2013, № 1. С. 68-78; и др.

511

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

источниками, исследовательскими публикациями. В книге присутствуют ссылки на сравнительно редкие источники — к примеру, на архивы императорского дворца династии Цин «Материалы на русском языке в музее Гугун» (ЙиШ^ЙЙ), «Избранные материалы архивных исторических источников по китайско-российским отношениям при династии Цин» (^^ФШ^ЖЙ^^Й^Ш), «Полный перевод докладных записок с императорскими резолюциями на маньчжурском языке правления Юнчжэна» (ШЕШ^^^ЙЬ^^Я^ и др. Среди китайский учёных Сяо Юйцю впервые использовала материалы выходившего в Китае на русском языке журнала «Китайский благовестник»29. Она также впервые сравнила и исследовала деятельность православных, католических и протестантских миссионеров, заключив, что «подходы и ответные меры православных миссионеров в отношении последних отразили реальные устремления правительства России»30.

Помимо этого, в книге Гу Чаншэна «Миссионеры и Китай нового времени» можно найти краткую характеристику РДМ, а в книгах Хуан Синьчуань и Чжан Вэйда «История использования православия в агрессии царской России против Китая»31, У Кэмина «Краткая история агрессии России против Китая»32 и других публикациях описаны конфликты и противостояние РДМ и Китая до 1917 г.

Чэнь Кайкэ опубликовал книгу «Архимандрит Палладий

и китайско-российские отношения в конце эпохи Цин» , где в центре внимания оказалась важная фигура РДМ в Пекине — П.И. Кафаров (архимандрит Палладий). В книге рассматриваются проведённое Палладием исследование истории Монголии, его научная экспедиция в Южно-Уссурийском крае, изучение китайских религий, редактиро-

29 Бай Ян ЙШ Новые искания в исследовании истории китайско-российского культурного обмена — оценка монографии проф. Сяо Юйцю «Российская Духовная Миссия в Пекине и китайско-российский культурный обмен при династии Цин» ФШХ{рй£М%ШШШЖ -

Ш.ШШ // Литература и искусство Рос-

сии 2014, № 11. С. 157.

30 Сяо Юйцю. Российские православные миссионеры в Китае до 1917 года и католические и протестантские миссионеры 1917

// Мировая история ЙШЙ^. 2010, № 5. С. 33.

31 Хуан Синьчуань Чжан Вэйда История использования православия в агрессии царской России против Китая

Пекин, 1979.

32 У Кэмин М^ВД. Краткая история агрессии России против Китая Ш

Ланьчжоу, 1985.

33 Чэнь Кайкэ. Архимандрит Палладий и китайско -российские отношения в конце эпохи Цин ЕЙШ^^МФШ^Ж Шанхай, 2008.

512

вание «Трудов членов Российской духовной миссии в Китае», составление «Китайско -русского словаря». К заявленной теме китайско-российских отношений принадлежит деятельность Палладия по налаживанию торговых связей, включая обследование китайского торгового пути, сбор и исследование экономической и торговой информации. Также рассматривается дипломатическая деятельность Палладия в период Тайпинского восстания (1850-1865) и Второй опиумной войны (1856-1860). Это важная работа по изучению деятельности РДМ в Китае на примере деятельности Палладия, однако о православии в ней сказано немного.

Тан Гэ ^^ добился заметных научных результатов в изучении китайских русских (этническое понятие), эти исследования были отражены в книге «Русская культура в Китае: антропологическое и историческое исследование»34. В пятой главе Тан Гэ тщательно рассмотрел историю и существующее положение православия в разных местах Китая. Самые ценные научные результаты, опирающиеся на длительные полевые исследования, относятся к жизни православных города Аргунь (АРВМ). Учёный обследовал места богослужения, изучил религиозную жизнь православных Аргуня, их погребальные обычаи, религиозные праздники и др. Его результаты обладают высокой ценностью как источник для дальнейших исследований35.

На результаты полевого исследования опирается также работа «[Китайские] русские: исследование в посёлке Эргун у г. Чугучак в Синьцзяне и волости Шивэй у г. Аргунь во Внутренней Монго-

34 Тан Гэ. Русская культура в Китае: антропологическое и историческое

исследование ШФШХШ. ФЩ - А^^М&^ШЯ. Харбин,

2010.

35 Тан Гэ. Исследовательский доклад о православной культуре у китайско -русских метисов Приаргунья

// Учебная периодика христианской культуры (четвёртый номер, 2000) (вып. 4, 2000); Он же. Сохранившиеся православные церкви в Китае %ЕШШЖ // Исследование мировых религий ЙШ' ШХ{{. 2001, № 3. С. 22-26; Он же. Об особенностях православия в районе Аргунь // Вестник Хунаньского политехнического университета ШШХ^А^^Ш. 2008. № 4. С. 61-65; Он же. Крест и обо, волшебное дерево: антропологическое сравнительное изучение А^ЬШШ% // История и география Северо-Востока [Китая] 2006, № 4. С. 44-47; Он же. Живая культура православия в Северо-восточном регионе Китая // Китайские религии ФЩ'Ш. 2001, № 2 С. 42-43; Он же. Привычки и обычаи похорон у китайско-русских потомков в Приаргунье Ш^^ШМ^^Ш ^ШЙ^Ш^Ш // Исследования народных обычаев 2000, № 1. С. 126-132.

513

лии»36 под редакцией Юй Цзяньчжуна и Цзян Юна ШЩ. В

книге дано краткое описание положения православного вероисповедания в двух сёлах, где компактно проживают китайские русские.

В статье Ши Хэнтаня ^ЩЩ и Тан Сяофэна ШШЩ ^«Нынешнее состояние православия в Северо-восточном регионе Китая»37 исследовано современное православие в Харбине и Аргуне (АРВМ). В статье «Распространение православия в Китае с точки зрения факторов распространения религий»38 Тан Сяофэн обобщил существующие трудности православия в Китае и указал на возможный поворот в его развитии.

Янь Кэцзя в статье «Исследование современной ситуа-

ции в жизнедеятельности русского православия в Шанхае и соответствующей системы управления после Всемирной выставки ЭКСПО»39 обобщил историю, нынешнее состояние, модель управления и существующие проблемы православия в Шанхае, а также представил некоторые рекомендации.

Ши Чуньли В^^НН в докторской диссертации «Исследования национальной идентичности этнических русских (на примере русской национальной волости Шивэй)»40 рассказала об истории, народонаселении и нынешнем состоянии национальной волости китайских русских. Исследование и осмысление национальной идентичности китайских русских проведено с точки зрения изучения нации, нацио-

36 Юй Цзяньчжун, Цзян Юн (ред.). [Китайские] русские: исследование в посёлке Эргун у г. Чугучак в Синьцзяне и волости Шивэй у г. Аргунь во Внутренней Монголии Ш^ШШ: ЙШ^ШЛ^Ш^Ж Щ&тМШ. Куньмин. 2004.

37 Ши Хэнтань, Тан Сяофэн. Нынешнее состояние православия в северо-восточном районе Китая // Сайт философских и общественных наук в Синьцзяне 2012. URL: http://www.xiass.com/mzwh/content/2012-08/14/content 241656.htm

Тан Сяофэн. Распространение православия в Китае с точки зрения факторов распространения религий ДжЙ^ЙШ^Ж^^ШЙЙФШЙ^ // Мировая религиозная культура Й^жШХ^. 2012, № 6. С. 30-35.

39 Янь Кэцзя. Исследование современной ситуации в жизнедеятельности русского православия в Шанхае и соответствующей системы управления после Всемирной выставки ЭКСПО Й^Ш^Ш&ШЙ^ЩДО» и&ШШ BifMS^Wä^^JWWÄ // Доклады о социальном развитии города Шанхая (издание 2011 года, государственная политика и социальная интеграция) Я^ЖШ'и (2011 Пекин, 2011. С. 291-301.

40 Ши Чуньли. Исследования национальной идентичности этнических русских (на примере русской национальной волости Шивэй) Ш^ШШйШ iAШДокторская диссертация Центрального университета национальностей 2009.

514

нального вероисповедания, языка и письменности, обычаев и привычек, экономики, общественной культуры и других аспектов.

Го Вэньцзин ЙХ0 в магистерской диссертации «История и анализ нынешнего состояния православия в Синьцзяне»41 описала прошлое, современную обстановку и существующие проблемы православия в регионе. Содержание диссертации представляется несколько упрощённым, однако в 2006-2007 гг. её автор посетила Или, Чугучак (Тачэн), Карамай, Чанцзи, Корле, Урумчи и другие места для проведения полевых исследований42, что повышает ценность указанной магистерской работы.

Чжан Япин в книге «Православие и российское общест-

во»43 рассказала об истории и современном положении православия в России, отношениях православия и российского общества, уделив особое внимание периоду от образования СССР до настоящего времени. Она рассмотрела религиозную политику советской эпохи, а также особенности деятельности православной церкви и её взгляды на права человека и общество, политику, экономику, дипломатию и образование после распада СССР. В приложениях к книге автор поделилась результатами своих исследований труда Н.А. Бердяева «Смысл истории» и произведений Н.О. Лосского, а также впечатлениями от поездок в Москву. Чжан Япин обобщила исследования российской религиозной философии до 2000 г. китайскими учёными . В Китае она первой начала исследовать протестантизм в России, его историю, развитие, течения и существующее положение, а также отношения с государственной властью и православием45.

Цао Юэ Ш'й в книге «Православная живопись в России»46 рассказал о её истории с XI по конец XVII в., тенденции развития, особенностях, художественных достижениях и типичных произведениях,

41 Го Вэньцзин. История и анализ нынешнего состояния православия в Синьцзяне МЕШ&ШШШШ^-^ШЖ^Ш. Магистерская диссертация Синьцзянского педагогического университета. 2008.

43 Там же. С. 7.

43 Чжан Япин. Православие и российское общество МЕШ^Ш^ШЙ

Пекин. 2013.

44 Она же. Обзор исследований российской религиозно-философской мысли // Исследования мировых религий ЙШ'Ш№% 2000, № 1. С. 144-147.

45 Она же. Кратко о состоянии протестантизма в России ШЩЩШ&Ш

// Исследование мировых религий Й2004, № 4. С. 106-114. _

46 Цао Юэ. Православная живопись в России Ш^ШМЕШ^яИ. Куньмин, 2009.

515

особое внимание уделив «золотой эпохе» (Х1У-ХУ века). Здесь впервые проведено сопоставление православной живописи с синхронной росписью стен в даосских храмах Китая.

Ян Цуйхун написала книгу «Исследования отношений

между Русской православной церковью и государственной властью»47, охватывающую время от IX по конец XVIII века. В нём выделены шесть периодов: крещения Руси (К^ вв.), Киевской Руси (988 г. — середина XI в.), феодальной раздробленности (XII — начало XIII в.), монгольского владычества (начало XIII — конец XV в.), Московского государства (1480-1598), Смуты и допетровского правления дома Романовых (1598 — конец XVIII в.). По мнению автора, в каждый период отношения русской православной церкови с государственной властью имели свои особенности, определившие её развитие. Ян Цуйхун также опубликовала книгу «Исследование Русской православной церкви и государства — XVIII век в качестве основы» , в которой подробно изложена политическая, экономическая, дипломатическая и культурная роль православия, а также описаны место и роль монастырей.

Лэй Юншэн ШЖ^ в книге «Человек в столкновении восточной и западной культур: православие и российский гуманизм»49 исследует идеи российского гуманизма с XIX по XX в. По мнению автора, российская традиция «обладала разнообразными идеями из истории мысли западного гуманизма, вместе с тем она привела эти мысли в порядок и пересмотрела их, чтобы они превратились в точку роста собственной гуманистической мысли. В этот период поставленные вопросы в теории гуманизма и их решения имели глубокое теоретическое значение и практическую ценность»51. Был сделан вывод, что «российская гуманистическая мысль занимает особое важное место в истории развития мысли западного гуманизма»52. В книге описаны стремление А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и других к свободе, равенству и человеколюбию; поиски чело-

47 Ян Цуйхун. Исследования отношений между Русской православной церковью и государственной властью Я. Чанчунь, 2011.

48 Ян Цуйхун. Исследование Русской православной церкви и государства — XVII век в качестве основы Ш0%ШШЖЩ0ШШЯ-У 18 ЙШ

Чанчунь, 2014.

49 Лэй Юншэн. Человек в столкновении восточной и западной культур: православие и российский гуманизм ^Н^^ШЖФША: ЖШШНШ^ ША312Х Пекин, 2007.

5501 Там же, с. 2.

51 Там же, с. 5.

52 Там же.

516

вечности Ф.М. Достоевским, проповедь добра Л.Н. Толстым, светская гуманистическая мысль народничества (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), религиозно-гуманистическая мысль В.С. Соловьёва, гуманистические идеи «новой философии сознания» (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л.И. Шестов).

Были опубликованы работы, посвящённые отношениям между православием и русской литературой: «Сборник исследований культуры России»53 и «Полное небытие — религиозное сознание в русской литературе»54 Цзинь Яна ^М®, «Русская литература и религия. Киевская Русь. Русская литература в XIX веке» Жэнь Гуан-сюаня «Поэтика Ф.М. Достоевского в контексте религиозной

культуры»56 Ван Чжигэна «Мораль, бог и человек — про-

блемы Ф.М. Достоевского»57 Хэ Хуайхуна Щ'^Ж, «Повествование о сошествии Святого Духа»58 Лю Сяофэна МФЛ, «Православный дух и русская литература»59 Лю Куня МШ.

Ряд трудов посвящён изучению российского православия в отдельных регионах Китая. Гао Я гаШ опубликовал статью «Изыскания по истории православия в Хэйлунцзяне»60, а Чжэн Юнван В£ — книгу «Российское православие и хэйлунцзянская культура: исторический отголосок российского православия на земле Лунцзяна»61. В книге всесторонне обсуждены отношения Хэйлунцзяна с Россией и

53 Цзинь Яна. Сборник исследований культуры России Ш. Харбин, 1994.

54 Она же. Полное небытие — религиозное сознание в русской литературе Ш^ШХ^ФОД'ШЙШ. Пекин, 2003.

55 Жэнь Гуансюань. Русская литература и религия. Киевская Русь. Русская литература в XIX веке ШЩХ^'Ш. ШШ&Ш. +АШйШЩХ^. Сиань, 1995.

56 Ван Чжигэн. Поэтика Ф.М. Достоевского в контексте религиозной культуры Пекин, 2003.

57 Хэ Хуайхун. Мораль, бог и человек — проблемы Ф.М. Достоевского

— КЖ^ШШЙШрЖ Пекин, 2010.

58 Лю Сяофэн. Повествование о сошествии Святого Духа Ш.Ш Пекин, 2010.

59 Лю Кунь. Православный дух и русская литература МЕШШШНШ^ ШХ^. Пекин, 2009.

60 Гао Я. Изыскания по истории православия в Хэйлунцзяне М ЕШШ^ЩЫ // Исследования мировых религий Й1995, № 1. С. 64-72.

61 Чжэн Юнван. Российское православие и хэйлунцзянская культура: исторический отголосок российского православия на земле Лунцзяна Ш^ШМ ЕШ^МЯКХИ. Харбин, 2010.

517

православием, упор сделан на строительстве КВЖД, её влиянии на китайско-российские связи, волнах русских эмигрантов в провинции.

В книгу «Иностранцы в Харбине»62, составленную Комитетом по литературе, истории и учёбе при Народном политическом консультативном совете Харбина, вошли записи устных материалов о русской православной епархии, храмах и кладбище в Харбине. В книге «История русской эмиграции в Шанхае»63 Ван Чжичэна вышедшей под редакцией Ван Чжичжаня работе «Жизнь русских эмигрантов в Шанхае нового времени»64 и других публикациях описаны история православия в Шанхае, храмы, основные священнослужители и т.д. В книге «Исследование христианских исторических памятников в районе Пекина»65 У Мэнлиня ^^Ш и Сюн Ина Ш Ш кратко представлены история проникновения православия в Пекин, православные храмы, кладбище и 20 могильных плит Пекина.

Ряд публикаций посвящены исследованию православия и российских дипломатических отношений. Дай Гуйцзюй указала, что «в дипломатической сфере Русская православная церковь активно сочеталась с Российским государством, обществом и гражданами, высвобождённая ею позитивная энергия становилась всё более заметной с каждым днём в популяризации русского языка, в распространении русской традиционной культуры, в расширении русской системы православных этических ценностей, в сохранении интересов русских эмигрантов за границей и расширении влияния России на мировой религиозной арене и в других аспектах»66.

Линь Цзинхуа ^ШФ в статье «Незнакомый сосед: роль православия как препятствия в китайско-российском взаимопонимании»67

62 Комиссия по литературе, истории и учёбе при Политическом консультативном совете г. Харбина ^тШЖШХШ^Ш^ЖШ. Иностранцы в Харбине ^Харбин, 2002.

63 Ван Чжичэн. История русских эмигрантов в Шанхае Шанхай, 1993. (Имеется русский перевод: М., 2008. — А.К)

64 Ван Чжичжань. Жизнь русских эмигрантов в Шанхае нового времени Шанхай, 2008.

65 У Мэнлинь, Сюн Ин. Исследование христианских исторических памятников в районе Пекина 2010.

66 Дай Гуйцзюй. Дипломатическая функция Русской православной церкви Ш^Ш^ШШЖШ^Ь^Шь // Мировая религиозная культура Й^жШХ

2014, № 2. С. 45-49.

67 Линь Цзинхуа. Незнакомый сосед: роль православия как препятствия в китайско-российском взаимопонимании РМ^ШФР^: ЖШШ^^ФШМ

// Мировая религиозная культура Й.^жШ.Х^.

2011, № 3. С. 7-13.

518

отметил, что русское православие выходит далеко за рамки религиозной сферы, оно влияло на все области постсоветского общественного развития, однако его не принимали в расчёт в отношениях стратегического партнёрства Китая и России. В другой статье «Вездесущая тень — попытка анализа проникновения православия в социально-политическую жизнь России» Линь Цзинхуа заявил, что российское православие «перестроило мировую картину... католичество, протестантство и регион, где они расположены (Запад), являются объектом, с которым оно держится на равных»68.

Ван Сяоцюань в статье «Атрибуты российской цивили-

зации и её стратегическое влияние» указал на существенные различия между цивилизациями России и Запада: «Православие, представляющее собой фундамент российской цивилизации, является религией Востока, к тому же оно всё время усиливает восточные свойства российской цивилизации. Восточное свойство российской цивилизации определяет для неё невозможность влиться в Запад. остаётся

69

только идти по суверенному и независимому пути развития» . По мнению ученого, эти цивилизационные характеристики сделают долгосрочной целью российской дипломатии государства СНГ, экономическая интеграция в восточном направлении будет ускоряться, что пойдёт на пользу развитию китайско-российских отношений.

Мяо Сун ШШ в статье «Обзор современных исследований по теме "Русская православная церковь и современная российская дипломатия"»70 рассказал о результатах изучения данной темы учёными разных стран. В магистерской диссертации Ван Ина «„Мессианское сознание" и политика российской дипломатии»71 поднятая проблема рассматривается на материале различных исторических периодов.

68 Он же. Вездесущая тень — попытка анализа проникновения православия в социально-политическую жизнь России -МЕШ

// Исследование России 2010,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 5. С. 108—127.

69 Ван Сяоцюань. Атрибуты российской цивилизации и её стратегическое влияние // Вестник изучения России Ш^Ш^ТИ 2014, № 3. С. 64-74.

70 Мяо Сун. Обзор современных исследований по теме "Русская право -славная церковь и современная российская дипломатия" "ШМЕШШ^^ Ш^Ш^Ш^К" // Справочные материалы по международным исследованиям Щ|2014, № 10. С. 43-51.

71 Ван Ин. «Мессианское сознание» и политика российской дипломатии С'^^МЙШ" ^Ш^Ш^ХЖШ). Магистерская диссертации Института иностранных языков Народно-освободительной армии Китая ФЩАй№

2006.

519

Бай Хун ЙЙ и Лю Цзайци ЭДЙЙ в статье «Культурный фактор православия в революционно-дипломатической мысли в период Советской России» рассмотрели воздействие православных идей на внешнеполитическую идеологию советской власти. По их мнению, мессианская концепция «Третьего Рима» нацеливала дипломатическую мысль на призывы к мировой революции, тогда как терпеливость и терпимость православия оказали подспудное влияние на способность Советской России выдержать позор договора с Германией и перейти к мирному сосуществованию с капиталистическими странами72.

Ло Сяохуэй ШШЖ в статье «О влиянии русского православия на Китай» указал, что напрямую это влияние было очень небольшим, однако через «большевизм (впоследствии в основном через сталинизм) и русскую литературу» оно оказалось сильным73.

Чжу ^Дацю ^ Й Ш в книге «Сравнение китайской и русской культур»74 провела сопоставительное изучение православия и китайских религий — буддизма и даосизма. По её мнению, религиозная концепция русских сильнее, их религиозный дух более последовательный, у православия более высокое «место в политике, культуре и духовной жизни государства и общества»75, тогда как в религиозных верованиях китайцев больше разнообразия, всеохватности и утилитарности.

Цао Вэйань ЩШ^ в книге «Новое рассуждение об истории России: основные вопросы, влияющие на развитие истории России»76 рассмотрел основные особенности православия в России, вероисповедания русских, эволюцию отношений между русской православной церковью и государственной властью. Ван Шучунь в книге

«Стратегия государственной безопасности России в период транс-

72 Бай Хун, Лю Цзайци. Культурный фактор православия в революционно-дипломатической мысли в период Советской России ЖШФШ^ШШ^^ЭЖ. Исследование социализма 2008, № 1. С. 41-44.

73 Ло Сяохуэй. О влиянии русского православия на Китай

// Вестник Чжучжоуского технологического института й ЭДИ^^Ш 2005, № 2. С. 67-69.

74 Чжу Дацю. Сравнение китайской и русской культур ФШ^^Й^. Хэфэй, 2009.

Там же. С. 133.

76 Цао Вэйань. Новое рассуждение об истории России: основные вопросы, влияющие на развитие истории России ЖЖШй^ИЖ. Пекин, 2002.

520

формации» 77 обратился к теме влияния православной концепции спасения мира на традиционную концепцию безопасности в России.

Лю Шу ЩШ в книге «Религии современной Америки»78 кратко рассказал о православии в США.

В книге «Русская православная церковь и государство: 1917-1945»79 Фу Шучжэн ШМЙ и Лэй Липин ШГО^ рассмотрели отношения между православием и государственной властью в ранний период существования СССР. Книга ориентирована на обычных читателей, и потому в ней «главным является описание исторических фактов без чрезмерного стремления к теоретическому анализу и оценке»80. Вместе с тем в работе «проведены изыскания по православной зарубежной эмигрантской церкви и православной церкви в Прибалтике и Белоруссии в 20-30-е гг. прошлого века, чему мало уделяли внимания предшественники»81.

Брошюра «Российское православие и культура»82 Чжан Дамина ЖЙВД является популярным материалом, знакомящим рядового читателя с русским православием и русской культурой.

В книге Сунь Сюна ШШ «Между Богом и человеком: исследование религиозной философии В.С. Соловьёва»83 рассмотрено влияние православной религиозной традиции на идеи известного русского философа.

В книге «Эволюция советской и российской концепции этики и морали84», написанной Цзинь Кэси ^^М, охарактеризованы основные особенности православной этики, главные нравственные нормы и трудовая этика.

77 Ван Шучунь. Стратегия государственной безопасности России в период трансформации Гуанчжоу, 2002.

78 Лю Шу. Религии современной Америки Пекин, 2001.

79 Фу Шучжэн, Лэй Липин. Русская православная церковь и государство: 1917-1945 Ш0^ШШЖ^0Ш: 1917-1945. Пекин, 2001.

80 Там же. Предисловие, с. 2.

81 Фэн Юйцзюнь Й^Ж Шедевр изучения российского православия (рецензия на книгу «Русская православная церковь и государство: 1917-1945»)

— Ш0&ШШЖЩ0Ж: 1917-1945)

// Исследование России, Средней Азии и Восточной Европы Ш^Ш ФЗШШЯ. 2003, № 2. С. 92.

82 Чжан Дамин. Российское православие и культура Ш^Ш^ШШ^^

Пекин, 1999.

83 Сунь Сюн. Между Богом и человеком: исследование религиозной философии В.С. Соловьева ШШШАжШ^ЖЯ. Пекин, 2009.

84 Цзинь Кэси. Эволюция советской и российской концепции этики и морали ^Ш^ШШЖ^. Пекин, 1997.

521

В магистерской диссертации Чжан Юйся Ж 5 № «Фактор православия в культурном обмене между Китаем и Россией»85 обсуждается роль православия в двусторонних культурных связях.

Чжан Япин ЖШТ в статье «Мой взгляд на российскую православную церковь в новый период»86 проанализировала сотрудничество между православием и российским правительством в XXI веке. Был сделан вывод, что «сотрудничество религии и власти в России достигло лучшего состояния в истории»: обе стороны «тесно сотрудничают в политических принципах», в экономике сотрудничают и борются друг с другом, но при этом «сотрудничества больше чем борьбы»; «церковь сделала немало полезных дел в общественном гражданском образовании»87.

Ван Нин и Чжан Цзыли в статье «Сможет ли

православная культура стать господствующей в России?»88 указали, что хотя православие оказало сравнительно широкое влияние на Россию и у него есть благоприятный шанс для развития, господствующей культурой оно стать не сможет.

Китайские учёные также подготовили ряд переводов трудов о православии. Например, Сюй Фэнлинь перевёл «Право-

славие: очерки учения православной церкви»89 С.Н. Булгакова, Янь Годун ШИШ и Сяо Юйцю перевели книгу Николая Адо-

ратского «Православная миссия в Китае за 200 лет её существования»90, Ян Дэю ШШЖ перевёл «Введение в православное богословие» В.Н. Лосского91, Дин Шичао Т^Й и др. перевели «Историю

85 Чжан Юйся. Фактор православия в обмене культуры между Китаем и Россией ^ШХ^ХШ^^^ШШМЖ. Магистерская диссертация Харбинского педагогического университета. 2009.

86 Чжан Япин. Мой взгляд на российскую православную церковь в новый период // Исследование мировых религий Й2011, № 3. С. 14-18.

87 Там же.

88 Ван Нин, Чжан Цзъли. Сможет ли православная культура стать господствующей в России? ^ШШХ^Ш^^МШШЪХШХ^ // Исследование России, Средней Азии и Восточной Европы

200859, № 4. С. 77-82.

8 Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви Ш. / Пер. Сюй Фэнлинь. Пекин, 2001.

90 Николай Адоратский. Православная миссия в Китае за 200 лет её существования (^ШШЙ^МН^^) / Пер. Сяо Юйцю. Гуанчжоу, 2007.

91 Лосский В.Н. Orthodox theology: An Introduction / Пер. Ян Дэю. Шицзячжуан, 2002.

522

русской церкви» Н.М. Никольского92, Цзяо Дун- цзянь ^^Й и Дун Моли Ж^Й — монографию Т.С. Георгаевой «Культура повседневности. Русская культура и православие» , Лю Ян перевёл книгу под редакцией американца Джона Витте младшего и англичанина Майкла Бордо «Прозелитизм и православие в России: Новая война за души» и т.д.

Проведённый обзор показывает, что ведущие представители китайских научных кругов: Юэ Фэн, Дай Гуйцзюй, Чжан Байчунь, Сяо Юйцю, Чжан Суй, Чэнь Кайкэ и другие, добились существенных результатов в изучении православия. К настоящему времени опубликовано большое количество научных исследований, заложены прочные основания для дальнейшей работы в данном направлении. Систематическое изучение православия в Китае началось с относительным опозданием, основные результаты были достигнуты за последние три десятилетия. Ряды исследователей невелики, работа по изучению православия нуждается в расширении и углублении, она заметно отстаёт от достижений китайских ученых в исследовании буддизма, даосизма, протестантизма и других религий. Однако в последнее десятилетие в Китае происходит стремительное развитие исследований православия, и это позволяет дать самую оптимистичную оценку перспектив работы в этом направлении.

Избранная библиография

1. Дай Гуйцзюй ШЙ^. Реформа Русской православной церкви (1861-1917). (1861-1917). Пекин, 2002.

2. Жэнь Гуансюань Русская литература и религия. Киевская Русь. Русская литература в XIX веке ШШ^Ш. +АЙШ

Сиань, 1995.

3. Ло Цзиньшэн История восточной церкви. ^^ШЖ^. Шанхай, 1996 (репринт).

4. Сюй Фэнлинь История православной иконы. ^ШШ^Ш^. Пекин, 2012.

5. Сяо Юйцю Российская духовная миссия в Пекине и китайско-российский культурный обмен при династии Цин.

Тяньцзинь, 2009.

92 Никольский Н.М. История русской церкви / Пер. Дин Шичао и др. Пекин, 2000.

93 Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и право -славие / Пер.: Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин, 2012.

94 Proselytism and Orthodoxy in Russia. The New War for Souls

/ Под ред. John Witte Jr. и др. Пекин, 2000.

523

6. Тан Гэ Русская культура в Китае: антропологическое и историческое исследование. — Л^Ш&^ШЯ. Харбин, 2010.

7. Чжан Байчунь ЖН^. Современная православная богословская мысль: православное богословие в России.

Шанхай, 2000.

8. Чжан Суй ЖШ. Православие и православие в Китае. ШЙФ0. Шанхай, 1986.

9. Чжан Япин ЖШ^. Православие и российское общество. ^кШШ^

Пекин, 2013.

10. Чэнь Кайкэ Архимандрит Палладий и китайско-российские отношения в конце династии Цин. ЕШШ^ШШФШ^Ш. Шанхай, 2008.

11. Юэ Фэн История православия. Пекин, 1999.

Liang Zhe* A review of studies of Orthodoxy in China

ABSTRACT: The article presents the history of Orthodox Church studies in China. The Chinese studies of Orthodoxy began in 1941, had advanced considerably since the 1980s and began to flourish along with the revival of Orthodoxy in Russia and the restoration of the Soviet-Chinese relations.

KEYWORDS: Orthodoxy, research, China.

* Liang Zhe Master of Arts, Russian Peoples' Friendship University, Moscow, Russia and Shandong university, People's Republic of China; E-mail: liangzhe@mail.ru

524

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.