42
УДК 336.711
О. В. Беспалова
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА (ОТ НАЧАЛА СОЗДАНИЯ ДО 2012 г.)
Представлен краткий обзор организации деятельности Европейского центрального банка: история создания ЕЦБ, научное определение ЕЦБ, цели и задачи, правовая основа, организационная структура, обязательства отчётности, уставный капитал, независимость, стратегия денежнокредитной политики, инструменты денежнокредитной политики (операции на открытом рынке, минимальные резервы, постоянно действующие механизмы), отчёты Совета ЕЦБ о результатах деятельности ЕЦБ в 2010, 2011 и 2012 гг. В конце статьи представлен перечень основных используемых научных терминов.
Ключевые слова: Европейский центральный банк, организация деятельности ЕЦБ.
1. История и особенности становления Европейского центрального банка (ЕЦБ)
Организации ЕЦБ предшествовали многие события. 12 октября 2012 г., рассмотрев 231 кандидатуру, Нобелевским комитетом было принято решение о присуждении премии мира Европейскому союзу за «превращение Европы из континента войны в континент мира». По словам председателя Нобелевского комитета, ЕС стал «братством между народами» после Второй мировой войны [1, 2]. После Второй мировой войны европейские страны были озабочены проблемой поиска новых вариантов развития и модернизации экономики, экономического сотрудничества, создания новых рабочих мест, снижения безработицы и т.д. Результатом стало создание Европейского союза. Экономического и Валютного союза, Еврозоны, Европейской системы центральных банков, Европейского центрального банка.
• Итак, в 1958 г. было заключено так называемое «Римское соглашение» (<^ег Rбmische Vertrag»), в соответствии с которым был предусмотрен единый рынок, таможенный союз, сотрудничество между центральными банками и финансовыми ведомствами, а также координация
экономики европейских стран. В результате «Римского соглашения» было создано Европейское Экономическое сообщество. Начиная с 1958 г. появляются мысли и идеи о дальнейшем более тесном сотрудничестве в сфере экономики между европейскими странами. На протяжении 1960-х гг. Комиссия европейских стран и её комитеты составляли различные планы и проекты по дальнейшему развитию и координации единой экономической политики.
• В 1964 г. был организован Комитет управляющих центральных банков государств-членов Европейского Экономического сообщества.
• 12 февраля 1969 г. на Совете Комиссии европейских стран впервые прозвучали мысли о создании Сообщества для координации экономической политики европейских стран и единой валютной политике, однако чёткого плана по его созданию не последовало. В 1969 г. на Гаагской конференции глав государств и правительств было принято решение постепенно организовать в Европе Экономический и Валютный союз ^^ЛаАз-und Wahrungsunion). По решению Гаагской конференции Комиссия европейских стран создала экспертную группу во главе с Пьером Вернером (в то время премьер-министр и министр финансов Люксембурга), которая вскоре представила программу, получившую позже известность как «план Вернера» (<^етег-Р1ап»). Это была программа построения и создания Экономического и Валютного союза, рассчитанная на длительную перспективу. Страны - участницы будущего Экономического и Валютного союза стремились таким образом победить высокий уровень безработицы и регулировать всю конъюнктуру экономики европейских стран. Однако «план Вернера» не был реализован. Но уже в 1969 г. было предусмотрено создание в будущем Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), а в качестве возможного примера для создания ЕСЦБ была названа и рассматривалась Федеральная резервная система в США. О становлении единой общеевропейской валюты, которая будет в будущем введена в обращение, говорили уже в начале 1970-х гг.
• В июне 1988 г. Европейский совет (который состоит из глав государств и правительств европейских стран) уполномочил Комитет управляющих центральных банков государств-членов Европейского Экономического сообщества под председательством Жака Делора (который в то время занимал пост Председателя Европейской Комиссии) изучить вопрос о возможности создания Экономического и Валютного союза и предложить конкретные этапы для его формирования. В состав данного Комитета под председательством Жака Делора вошли все управляющие националь-
ных центральных банков Европейского экономического сообщества. Был подготовлен доклад, который позже получил название «Доклад Делора», в котором предлагалось в три последовательных этапа создать Экономический и Валютный союз:
1. Итак, первый этап начался с 1 июля 1990 г. С этого момента и с этого дня полностью отменялись все ограничения на движение капитала между европейскими государствами-членами Экономического и Валютного союза. «Одновременно с этим Комитет управляющих центральных банков государств-членов Европейского экономического сообщества, который с момента своего учреждения в мае 1964 г. играл всё более важную роль в координации ДКП, получил дополнительные полномочия. Данные полномочия были утверждены в Решении Совета Комиссии европейских стран от 12 марта 1990 г. и предусматривали, среди прочего, проведение консультаций и обеспечение взаимодействия между государствами-членами в сфере ДКП с целью достижения ценовой стабильности» [3. С. 127]. В 1991 г. был составлен Договор о Европейском Союзе, который был принят в конце 1991 г. и подписан в Маастрихте 7 февраля
1992 г. К 7 февраля 1992 г. в Маастрихте основные европейские государства пришли, наконец, к компромиссному решению. В 1992 г. был подписан Маастрихтский договор о создании Европейского союза на основе Европейского экономического сообщества. Данный Договор о Европейском союзе или Договор о Европейском сообществе завершил длительный этап по урегулированию денежной и политической систем европейских стран [4]. Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев конвергенции, которым в обязательном порядке должны соответствовать страны, вступающие в Экономический и Валютный союз (то есть данным критериям, на сегодняшний день, должны соответствовать страны, намеревающиеся вступить в Еврозону), так как Экономический и Валютный союз мог объединить европейские государства только с высокоразвитой экономикой.
Итак, это так называемые Маастрихтские критерии, и они следующие:
• «Инфляция не должна превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами» [5];
• «Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией» [5];
• «Обменный курс не должен в течение последних двух лет выходить за рамки установленного коридора (+/- 15 %)» [6];
• «Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП» [5];
• «Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП» [5].
Из-за задержек в процессе ратификации данный договор вступил в силу только с 1 ноября
1993 г. Итак, данные Маастрихтские критерии конвергенции - это закрепленные в ст. 121 (1) Договора о Европейском сообществе критерии оценки готовности европейской страны к переходу на единую валюту - евро. Они связаны с показателями ценовой стабильности, финансового уровня развития правительства, валютных курсов и долгосрочных процентных ставок. Они также предполагают соответствие национального законодательства, в том числе статутов национальных центральных банков, положениям Договора о Европейском сообществе, а также соответствие национального законодательства вступающей в Еврозону страны Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
2. Второй этап создания Экономического и Валютного союза начался 1 января 1994 г. с учреждения Европейского валютного института (временно). «На Европейский валютный институт не возлагалась ответственность за осуществление ДКП Европейского Союза, и он не был наделён полномочиями по осуществлению валютных интервенций. Европейский валютный институт решал две основные задачи:
a. Укрепление сотрудничества между центральными банками и координация ДКП европейских стран;
b. Проведение подготовительных мероприятий, необходимых для создания в будущем Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), осуществления единой ДКП будущей Еврозоны и введения единой валюты евро на следующем 3-м этапе формирования Экономического и Валютного союза» [3. С. 129].
Европейскому валютному институту было поручено изучить вопросы будущих взаимоотношений между Еврозоной и другими европейскими государствами-членами ЕС в сфере ДКП и обменных курсов. «В рамках существования Европейского валютного института проводились консультации и обмен мнениями, а также обмен информацией по вопросам ДКП, были разработаны нормативные и организационные основы будущей Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ)» [3. С. 128].
Европейский валютный институт (ЕВИ) - это временный орган, который был создан 1 января
1994 г. на 2-м этапе создания Экономического и Валютного союза.
Беспалова О. В.
■ ■ ■____________
44
3. Третий и заключительный этап создания Экономического и Валютного союза начался 1 января 1999 г. Заключительным этапом на пути к образованию Европейской системы центральных банков (в которую на данный момент входит ЕЦБ) стало определение состава государств-участников Европейского Союза, вводящих с 1 января 1999 г. новую общеевропейскую единую валюту - евро. 2 мая 1998 г. Совет Европейского Союза в составе глав государств и правительств единогласно постановил, что на тот момент одиннадцать государств-членов ЕС (Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия) выполнили обязательные Маастрихтские условия конвергенции для введения с 1 января 1999 г. единой валюты - евро.
Однако днём образования Европейского центрального банка считается 1 июня 1998 г., так как с 1 июня 1998 г. был учреждён Договор о Европейском Сообществе и Статут Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, который прилагается к Договору о Европейском сообществе в качестве Протокола.
Европейский центральный банк входит в состав Европейской системы центральных банков. Европейская система центральных банков (Das Europaische System der Zentralbanken) - это сложная организация, включающая в себя Европейский центральный банк и национальные центральные банки всех государств-членов Евросоюза. (Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и центральных банков всех государств-членов ЕС, т.е. в её состав, помимо центральных банков Евросистемы, входят центральные банки тех государств-членов ЕС, которые еще не перешли на евро).
С 1 января 1999 г. валюта евро была введена в безналичное обращение и, таким образом, была образована Еврозона (Выражение «Еврозона» означает пространство, состоящее из государств-членов Евросоюза, которые уже ввели у себя в обращение единую валюту евро. Еврозона - это также все государства-члены ЕС, которые ввели евро в качестве единой валюты в соответствии с Договором о Европейском Сообществе и в которых под руководством Совета управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ) проводится единая ДКП). 1 января 1999 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял на себя ответственность за проведение единой ДКП в Еврозоне.
На данный момент (февраль 201З г.) Европейский Союз состоит из 27 стран-участниц, Еврозона состоит из 17 стран-участниц. Еврозону образуют на данный момент (февраль 201З г.)
следующие страны: Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония. Основными задачами Евросистемы (или системы центральных банков Еврозоны) являются:
1. Формулирование и проведение единой ДКП на территории Еврозоны, то есть на территории, на которой принята единая валюта евро.
2. Осуществление валютных операций.
3. Хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц Евросистемы.
4. Содействие бесперебойному функционированию платёжной системы.
5. Поддержание компетентных органов в области банковского надзора и поддержание стабильности финансовых рынков.
6. Сбор статистических данных.
7. Представление государств, которые являются участниками Евросистемы, в сфере международного сотрудничества.
(Евросистема - это система центральных банков Еврозоны. Она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС, перешедших на евро).
2. Определение ЕЦБ
С момента возникновения Еврозоны и с момента организации Европейского центрального банка в зарубежной научной экономической литературе и в мировом научном экономическом сообществе появился новый термин «Европейский центральный банк» (European Central Bank / Europaische Zentralbank). ЕЦБ является стержнем Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и всей Евросистемы и обладает статусом юридического лица в соответствии с законодательством Европейского сообщества. Действуя самостоятельно или через национальные центральные банки европейских государств, ЕЦБ обеспечивает выполнение задач, возложенных на Евросистему и на ЕСЦБ, в соответствии со Статутом ЕСЦБ и ЕЦБ.
На данный момент Европейский центральный банк образуют следующие центральные банки: Национальный банк Бельгии, Бундесбанк Германии, Центральный банк Ирландии, Банк Греции, Банк Испании, Банк Франции, Банк Италии, Центральный банк Кипра, Центральный банк Люксембурга, Центральный банк Мальты, Нидерландский Банк, Австрийский Национальный банк, Банк Португалии, Банк Словении, Банк Финляндии, Национальный банк Словакии, Банк Эстонии.
Назовём ряд определений для Европейского центрального банка:
- Прежде всего, как подчёркивают в учебнике «Общая экономика» Флориан Мамбемер и Гаральд Зайдер, «Европейский центральный
банк - это носитель денежно-кредитной политики» (Сравним: «Die Europaische Zentralbank (EZB) ist Tragerin der Geldpolitik») [7].
- Кристиан Байер в учебном пособии пишет, что «Европейский центральный банк - это организация, которой поручено проведение денежнокредитной политики и осуществление прочих задач центральных банков для поддержания евро» (Сравним: «Die Europaische Zentralbank (EZB) ist die Organisation, die mit der Durchfuhrung der Geldpolitik und der Wahrnehmung sonstiger Zentralbankaufgaben fur den Euro betraut ist») [8. С. 22].
- Президент и глава немецкого Бундесбанка Аксель Вебер называет Европейский центральный банк «монетарной властью для стран-участниц
Европейского Валютного Союза» (Сравним: «.......
ist die Wahrungsbehorde fur die Mitgliedstaaten der Europaischen Wahrungsunion.») [9, С. 223].
Итак, в мировом сообществе экономистов возник новый термин - Европейский центральный банк, который получил новое, более широкое значение, а именно, выполнение задач других центральных банков, а также регулирование и интеграцию их совместной деятельности; в самой сущности Европейского центрального банка проявилась и заключается специфика регионального наднационального ЦБ [10. С. 54].
3. Краткий обзор организации деятельности ЕЦБ
С 1 января 1999 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ) проводит единую ДКП на территории Еврозоны. По Договору о Европейском Союзе на Евросистему была возложена главная задача по поддержанию ценовой стабильности. Именно через поддержание стабильных цен ДКП может наилучшим образом способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест, поддержанию низкого уровня инфляции - в пределах 2 % - и обеспечению социального единства и социальной интеграции в странах Еврозоны. ЕЦБ заслужил доверие в мировом сообществе экономистов благодаря своей эффективной стратегии ДКП. Стратегия ДКП ЕЦБ была утверждена уже в 1998 г., за год до введения единой валюты евро. Совет управляющих ЕЦБ сначала утвердил стратегию ДКП, а затем опубликовал её для обсуждения. «В стратегии ДКП ЕЦБ было найдено удачное соотношение между эффективным порядком принятия решений и обеспечением подотчетности ЕЦБ перед общественностью Еврозоны» [3. С. 7]. Это имело очень важное значение для того, чтобы с самого начала обеспечить высокий уровень доверия к ЕЦБ и к единой валюте евро в мире. «В первые годы своего существования единая ДКП ЕЦБ пережила различные испытания: ЕЦБ пришлось пережить четырёхкратное повышение цен
на нефть, резкое колебание валютных курсов и цен на бирже, период неопределённости в мировой экономике вследствие терактов 11 сентября 2011 г. в США, однако ЕЦБ за весь период своего существования удалось завоевать высокое доверие и уважение, несмотря на финансовые кризисы в мировой экономике» [3. С. 7].
3.1. Цели и задачи ЕЦБ
ЕЦБ присущи как классические задачи центрального банка, так и задачи, которые характерны только для ЕЦБ. Задачами ЕЦБ являются:
1) обеспечение ценовой стабильности;
2) осуществление единой денежно-кредитной политики;
3) установление валютного курса;
4) обеспечение функционирования платёжной системы;
5) проверка кредитных институтов;
6) выпуск евро-банкнот;
7) оценка экономической политики в Еврозоне.
• Конечной и главной целью ДКП ЕЦБ является обеспечение ценовой стабильности в Еврозоне.
Ценовая стабильность в Еврозоне подразумевает непревышение уровня инфляции в 2%. В соответствии со ст. 105 (I) Договора о Европейском сообществе главной задачей ЕСЦБ является поддержание ценовой стабильности, «без ущерба для выполнения задачи по поддержанию ценовой стабильности, ЕСЦБ должна оказывать содействие проведению общей экономической политики Сообщества с тем, чтобы способствовать достижению целей Сообщества, перечисленных в статье 2» [3. С. 48]. В статье 2 Договора о Европейском сообществе в качестве целей Европейского сообщества названы следующие цели: «...достижение высокого уровня занятости, устойчивого и неинфляционного роста, высокой конкурентоспособности и конвергенции экономик». (В тексте статьи упоминается ЕСЦБ, а не Евросистема, так как авторы статьи считали, что постепенно все государства-члены Евросоюза перейдут на единую валюту евро). «Цель обеспечения ценовой стабильности связана также с поддержанием общего уровня цен в экономике и недопущением как затяжной инфляции, так и затяжной дефляции» [3. С. 48].
• ЕЦБ обладает исключительным правом санкционировать эмиссию евро-банкнот на территории Еврозоны.
• Совместно с национальными центральными банками ЕЦБ осуществляет сбор статистической информации (от национальных властей либо непосредственно от экономических субъектов), необходимой для выполнения Евросистемой возложенных на нее задач. Кроме того, Евросистема
46
должна содействовать последовательному проведению действий органами, которые отвечают за осуществление пруденциального надзора за деятельностью кредитных учреждений и за обеспечением стабильности финансовой системы Еврозоны.
• В соответствии со ст. 6 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ и с его одобрения национальные центральные банки могут участвовать в международных валютно-финансовых организациях. ЕЦБ определяет формы участия Евросистемы в международном сотрудничестве [3. С. 11].
• Национальные центральные банки стран -участниц Европейского Союза, которые не ввели на своей территории евро, проводят свою ДКП отдельно от единой ДКП ЕЦБ.
3.2. Правовой основой ЕЦБ является Договор о Европейском сообществе. Статья 8 Договора о Европейском сообществе унифицирует организацию ЕСЦБ и ЕЦБ [4. С. 91]. В соответствии со ст. 8 Договора о Европейском сообществе управление ЕСЦБ осуществляют руководящие органы ЕЦБ.
3.3. Организационная структура ЕЦБ
Организация ЕЦБ представлена следующим
образом: разработка, формулирование, проведение и практическое осуществление единой ДКП ЕЦБ возложены на два руководящих органа ЕЦБ: Совет управляющих ЕЦБ (или Совет ЕЦБ) и Исполнительный совет ЕЦБ (другими словами -Правление ЕЦБ/или Дирекция ЕЦБ). Третий руководящий орган ЕЦБ - это Генеральный совет (или Расширенный совет ЕЦБ).
Совет управляющих ЕЦБ состоит из шести членов Исполнительного совета и всех управляющих национальными центральными банками Еврозоны. Работой Совета управляющих ЕЦБ и Исполнительного совета ЕЦБ руководит Председатель ЕЦБ, а в отсутствие председателя руководство возложено на заместителя председателя ЕЦБ. Так как управляющие национальных центральных банков или президенты национальных центральных банков являются членами Совета ЕЦБ, то ст. 14.2 Устава о Европейской системе центральных банков для сохранения независимости Совета ЕЦБ предписывает, что срок пребывания в должности президента центрального банка должен составлять 5 лет. Президент национального центрального банка может быть отстранён только в случае, если он не выполняет необходимые условия для исполнения своих обязанностей или если произошло серьёзное нарушение в его действиях. Чтобы опротестовать соответствующее решение президент национального центрального банка или Совет ЕЦБ могут обратиться в Европейский суд [4. С. 71].
В обязанности Совета управляющих ЕЦБ входит:
a. Принятие директивных указаний и соответствующих решений, необходимых для обеспечения выполнения задач, возложенных на Евросистему; национальные центральные банки должны обязательно предоставлять в Совет ЕЦБ необходимую информацию для того, чтобы гарантировать соблюдение директив и указаний Совета ЕЦБ.
b. Формулирование ДКП в Еврозоне.
c. Совет ЕЦБ устанавливает ставку рефинансирования, формулирует промежуточные цели ДКП, решает относительно взносов национальных центральных банков в валютные резервы.
В состав Исполнительного совета ЕЦБ входят Председатель ЕЦБ, заместитель председателя и четыре члена Исполнительного совета, назначаемых главами государств и правительств стран Еврозоны. В соответствии со Статутом ЕСЦБ и ЕЦБ, Исполнительный совет:
a. Готовит заседания Совета управляющих ЕЦБ;
b. Осуществляет единую ДКП в соответствии с директивными указаниями и принятыми решениями Совета управляющих ЕЦБ и для достижения данной цели передаёт необходимые инструкции национальным центральным банкам в Еврозоне;
c. Отвечает за текущие дела ЕЦБ;
d. Принимает на себя полномочия, делегированные ему Советом управляющих ЕЦБ, в том числе полномочия в области регулирования единой ДКП в Еврозоне.
Генеральный совет ЕЦБ состоит из Председателя ЕЦБ и заместителя председателя ЕЦБ, а также из управляющих национальными центральными банками всех государств-членов Евросоюза. Генеральный совет будет существовать до тех пор, пока ещё существуют государства-члены Евросоюза, которые не ввели у себя в странах единую валюту евро в качестве их собственной валюты. Генеральный совет выполняет функции, которые достались ему от Европейского валютного института, которые приходится выполнять в связи с тем, что еще не все государства - члены Евросоюза осуществили переход на единую валюту евро. В соответствии со Статутом ЕСЦБ и Договором о Европейском сообществе Генеральный совет выполняет следующие основные функции:
a. Содействует большей координации ДКП (государств-членов, которые пока еще не перешли на евро и ЕЦБ) в целях обеспечения ценовой стабильности в Еврозоне;
b. Содействует сбору статистической информации по Еврозоне;
c. Содействует представлению отчетности ЕЦБ;
d. Содействует проведению необходимой подготовительной работы по установлению жёстко фиксированных обменных курсов для валют тех государств-членов ЕС, которые пока еще не перешли на евро.
В соответствии со статутом ЕСЦБ, решения по вопросам ДКП и другим задачам, возложенным на Евросистему, принимаются в Совете управляющих ЕЦБ простым большинством голосов. Решения по вопросам ДКП в Еврозоне должны обязательно отвечать интересам Еврозоны. При этом каждый член Совета управляющих ЕЦБ имеет только один голос. Назначение заместителя или представителя для участия в голосовании недопустимо. Заместитель или представитель члена Совета Управляющих ЕЦБ могут быть назначены только в случае, если член Совета ЕЦБ лишён возможности голосовать более одного месяца. По предложению минимум трёх членов Совета ЕЦБ голосование может быть тайным. В случае равного числа голосов «за» и «против» право последнего и решающего голоса имеет Председатель ЕЦБ [3. С. 11-12]. Совет ЕЦБ имеет право принимать решения, если в голосовании участвуют 2/3 его участников. Если данное условие не выполнено, то президент ЕЦБ может созвать внеочередное заседание, для которого кворум, или норма минимального количества присутствующих членов для права принятия решений, не обязателен. Заседания Совета ЕЦБ строго конфиденциальны [4. С. 73].
Председателем или президентом ЕЦБ с ноября
2011 г. является доктор экономических наук Марио Драги (председатель Банка Италии в 2005-
2011 гг.). Его предшественником является Жан-Клод Трише (председатель ЕЦБ в 2003-2011 гг.). Президент ЕЦБ избирается на 8 лет, он должен обязательно иметь гражданство одной из стран-участниц Еврозоны, быть компетентным в банковских вопросах и в вопросах, касающихся ДКП, он должен быть также известным лицом в экономике. Президент ЕЦБ проводит заседания Совета ЕЦБ / или Совета управляющих ЕЦБ и заседания Исполнительного совета ЕЦБ (или Правления ЕЦБ / или Дирекции ЕЦБ). Президент ЕЦБ информирует Исполнительный совет ЕЦБ обо всех принятых решениях Совета управляющих ЕЦБ [4. С. 79-80].
3.4. Обязательства отчётности
ЕЦБ присуще обязательство прозрачности и отчётности:
a. ЕЦБ еженедельно публикует консолидированную отчётность Евросистемы.
b. ЕЦБ составляет один раз в квартал отчёты о деятельности Евросистемы.
c. ЕЦБ предоставляет в Европейский парламент, Совет Европейского Союза, в Европейскую комиссию и Европейский Совет годовые отчёты об итогах своей работы и о денежно-кредитной политике за прошедший и текущий год.
d. После каждого ежемесячного заседания Совета ЕЦБ проводится, соответственно, ежемесячная конференция, на которой высказываются взгляды относительно экономического положения Еврозоны и оценка будущей динамики цен в Еврозоне.
e. Ежемесячные отчёты ЕЦБ содержат актуальные решения относительно финансовой политики и экономико-политических вопросов и прогноз относительно дальнейшего экономического развития Еврозоны [11. С. 127].
Большинство современных центробанков, включая и ЕЦБ, считают транспарентность важнейшей составной частью ДКП. Все усилия по обеспечению большей прозрачности ЕЦБ направлены на то, чтобы сделать ДКП ЕЦБ и информацию о ЕЦБ более понятной простым гражданам Еврозоны. В таком случае ЕЦБ будет вызывать к себе большее доверие, а ДКП ЕЦБ будет ещё более эффективной. «Двумя важнейшими каналами, которые ЕЦБ использует для распространения информации, являются ежемесячные пресс-конференции, проводимые его Председателем и заместителем председателя непосредственно по окончании первого в текущем месяце заседания Совета управляющих, и ежемесячный бюллетень ЕЦБ. Во вступительных заявлениях Председателя ЕЦБ на таких пресс-конференциях даётся всесторонний анализ текущей экономической ситуации в разрезе денежно-кредитной политики. Тексты этих заявлений воспроизводят структуру денежнокредитной стратегии ЕЦБ и предварительно согласовываются с членами Совета управляющих. В рамках ежемесячных пресс-конференций, на которых присутствуют представители различных СМИ из всех стран Еврозоны и других государств, отводится время на вопросы и ответы» [3. С. 86]. Транспарентный характер ДКП ЕЦБ предполагает своевременную публикацию собранных ЕЦБ статистических данных после того, как подтверждена их достоверность.
3.5. Уставный капитал ЕЦБ «может быть увеличен на сумму, которая будет определена решением Совета Управляющих, принятым квалифицированным большинством» [12. С. 445]. «Участвовать в формировании уставного капитала ЕЦБ могут только национальные центральные банки стран ЕС. Размеры и форму взноса в капитал определяет Совет управляющих квалифицированным большинством. Доли национальных центральных банков в уставном капитале ЕЦБ
48
определяются как сумма 50% доли соответствующего государства в совокупном населении Сообщества в предпоследний год до учреждения ЕСЦБ и 50 % доли соответствующего государства в ВВП Сообщества по рыночным ценам, зафиксированным в последние пять лет, предшествующие пересмотру уставного капитала. Доли, предписанные национальным центральным банкам, уточняются каждые пять лет, а также в случае вступления в ЕС новых стран. На сегодняшний день большая часть капитала ЕЦБ и, соответственно, голосов принадлежит крупнейшим странам Европы: Германии (18,94%), Англии (14,5 %), Франции (14,4%), Италии (12,9%), Испании (8,3%)» [12. С. 445-446].
3.6. Независимость ЕЦБ
Особенностью ДКП ЕЦБ является её независимость. Независимость ЕЦБ способствует поддержанию ценовой стабильности в Еврозоне. Независимость ЕЦБ закреплена ст. 108 Договора о Европейском сообществе. Статья 108 гласит: «При осуществлении полномочий и выполнении задач и обязанностей, возложенных на них в соответствии с настоящим Договором и Статутом ЕСЦБ, ни ЕЦБ, ни национальные центральные банки, ни члены их руководящих органов не испрашивают и не получают инструкции от учреждений или органов Сообщества, а также от любого правительства любого Государства-члена или любого другого органа. Учреждения и органы Сообщества и правительства Государств-членов обязуются соблюдать данный принцип и не пытаться оказывать влияние на членов руководящих органов ЕЦБ или национальных центральных банков при исполнении ими своих обязанностей» [3. С. 13].
• Финансовая независимость ЕЦБ выражена в том, что ЕЦБ ведет свою собственную систему счетов, раздельно с Европейским сообществом. У ЕЦБ имеется собственный бюджет, а его капитал формируется за счет подписанных обязательств и выплат национальных центральных банков стран Еврозоны.
• Институциональная независимость ЕЦБ связана с тем, что ЕЦБ свободен от распоряжений третьих сторон. В учредительных документах об институциональных механизмах для единой ДКП заложен принцип независимости Центрального банка от политического влияния.
• Кадровая независимость ЕЦБ связана с тем, что существуют строго установленные сроки пребывания в должности членов Совета управляющих ЕЦБ и невозможность назначения членов Исполнительного совета ЕЦБ на второй срок - это способствуют отсутствию вероятности политического влияния или иного давления на отдельных членов руководящих органов ЕЦБ. [3, С. 13]. Кроме того, «независимость Евросистемы также обе-
спечивается положением Договора о Европейском сообществе, запрещающим центральному банку в той или иной форме выдавать кредиты государственному сектору» [3. С. 13].
3.7. Стратегия ДКП ЕЦБ
Чтобы наилучшим образом выполнить свою главную задачу по поддержанию ценовой стабильности в Еврозоне, ЕЦБ основательно анализирует все изменения, происходящие в экономике Еврозоны. Стратегия ДКП ЕЦБ гарантирует следование ЕЦБ своей приоритетной цели - «сохранение ценовой стабильности». Основным и главным критерием для выбора стратегии ДКП является её эффективность. Стратегия ДКП ЕЦБ предусматривает принятие решений, которые основаны на многочисленных объёмных анализах рисков для ценовой стабильности. «Подход ЕЦБ к анализу, изучению и сопоставлению информации, касающейся оценки рисков ценовой стабильности, основан на применении двух исследовательских методик, позволяющих оценивать поступающую информацию с разных сторон. Эти исследовательские методики часто называют «несущими опорами» всей конструкции стратегии ЕЦБ. Согласно стратегии ЕЦБ, принятие решений по вопросам ДКП осуществляется на основе всестороннего анализа рисков для ценовой стабильности в Еврозоне. Данный анализ построен таким образом, что обусловливающие изменения цен факторы оцениваются в двух разных и, одновременно, дополняющих друг друга плоскостях. Анализ в одной плоскости предполагает оценку факторов, определяющих динамику цен в кратко- и среднесрочной перспективе» [3. С. 67]. Стратегия ДКП ЕЦБ построена на принципе предвидения и описывает главным образом методы, с помощью которых она определяет будущую динамику цен.
Итак, в основе общего анализа рисков для ценовой стабильности и в основе стратегии ДКП ЕЦБ находится так называемая «Концепция двух столпов», или «Стратегия двух столпов», которая описана во всех западных учебниках по экономике и упоминается в большинстве западных научных статей. Важным аргументом для введения данной концепции являются различные временные рамки при анализе динамики цен, так как процесс инфляции может распадаться, грубо говоря, на два компонента. Один компонент связан с взаимодействием факторов предложения и спроса на более короткий временной горизонт, другой компонент связан с более длительными временными рамками. В соответствии с этим «два столпа» данной концепции состоят, с одной стороны, из анализа краткосрочных и среднесрочных определяющих факторов динамики цен с основным акцентом на развитии реальной экономики и условий финан-
сирования экономики (экономический анализ), с другой стороны - на анализе долгосрочной взаимосвязи между денежной массой и ценами (монетарный анализ). «Концепция двух столпов» должна гарантировать, что при оценке ценовой стабильности не остаётся неучтённой важная информация и что адекватно оценены различные точки зрения и проверка информации для того, чтобы осуществить общий анализ рисков для ценовой стабильности.
Первая «опора», или первый «столп», представляет собой денежную массу в качестве значения промежуточной цели, и данному показателю
«стратегия двух столпов»
4 I
Регулирование денежной массы. Прогноз инфляции (управление инфляцией). Ежегодный коэффициент роста Сопоставление прогноза инфляции с денежного агрегата М3. целевым значением 2 %.
отводится значительная роль. Эта важная роль сказывается в том, что ЕЦБ регулярно публикует данные о ежегодном росте денежной массы. Показатель денежной массы М3 является центральной величиной монетарной части денежно-кредитной политики ЕЦБ и «Концепции двух столпов». Существенной частью стратегии «двух столпов» является так называемое управление денежной массой. Рекомендательное значение для темпа роста денежного агрегата М3 устанавливается в размере 4,5% в год. Вторая «опора», или второй «столп», охватывает широкий спектр экономических и финансовых переменных. Монетарный анализ предназначен в основном для проверки и оценки кратко- и среднесрочных показателей ДКП, полученных при помощи экономического анализа. В то время как стратегия управления денежной массой скорее отображает среднесрочный курс ДКП, для краткосрочного курса используется прогноз инфляции. При этом находят применение различные конъюнктурные индикаторы (например, объёмы продукции, уровень заработной платы и т.д.), а также индикаторы финансового рынка (например, график изменения структуры процента, изменения курса и т.д.) для того, чтобы снизить опасность и снизить риски для ценовой стабильности, суметь их обнаружить и при необходимости принять необходимые ответные меры. Данная часть стратегии, или «второй столп», обозначается как прямое управление инфляцией, так как ДКП определяется на основании сравнения между прогнозируемым уровнем инфляции и желаемым уровнем инфляции в 2% [13]. Итак, «первый столп» данной концепции представляет собой монетарный анализ, «второй столп» - экономический анализ. «Первый столп» данной стратегии ДКП основывается на принципе, что рост денежной массы и инфляция на среднесрочную и долгосрочную перспективы между собой тесно связаны. В данном случае значительная роль отводится денежному агрегату
М3. Монетарный анализ служит главным образом средством для контроля выведенных из экономического анализа краткосрочных и среднесрочных показаний для ДКП и, следовательно, содержит оценку возможных перспектив для ценовой стабильности. «Следуя позиции ЕЦБ, увеличение или восстановление денежной массы является индикатором для оценки развития уровня цен. Наконец, если денежная масса и объемы кредитов растут опережающими темпами, т.е. быстрее, чем это требуется для поддержания неинфляционного экономического роста, то при определенных условиях это может стать упреждающим сигналом, вместе с другими характерными признаками, о надвигающейся дестабилизации в финансовой области» [3. С. 82].
Взаимосвязь денежной массы и инфляции в Еврозоне является предметом многих исследований. «Второй столп» ДКП концепции основывается на том, что на динамику цен на краткосрочную и среднесрочную перспективу в Еврозоне оказывает влияние взаимодействие предложения и спроса на рынке товаров, рынке услуг и рынке факторов производства. В основе данного анализа находится реальная экономическая деятельность и финансовые данные в Еврозоне. «Со временем экономический анализ, который проводит ЕЦБ, стал значительно более углубленным и разносторонним. Во многом это объясняется успехами в совершенствовании методов сбора и обработки статистической информации в секторах реальной экономики и финансов Еврозоны. Кроме того, был разработан целый ряд аналитических и техникоэкономических моделей, позволяющих лучше оценить и понять динамику прошлых и текущих изменений, повысить точность краткосрочных прогнозов и создать основу для проведения регулярного макроэкономического анализа перспектив развития экономики Еврозоны» [3. С. 74].
Итак, мы можем в качестве итога по стратегии ДКП подчеркнуть, что в основе стратегии ДКП ЕЦБ находятся «монетарное таргетирование» и «инфляционное таргетирование», под которыми Совет ЕЦБ понимает: «Монетарное таргетирование - это стратегия денежно-кредитной политики ЕЦБ, направленная на поддержание ценовой стабильности путем реагирования на отклонения в динамике роста денежной массы от заранее определенных целевых показателей.
Инфляционное таргетирование - это стратегия в рамках денежно-кредитной политики ЕЦБ, направленная на поддержание ценовой стабильности путем реагирования на отклонения в опубликованных инфляционных прогнозах от объявленных целевых показателей по инфляции» [3. С. 136, 139].
■ Беспалова О. В.
■ ■ ■ ■___________________________________
3.8. Инструменты денежно-кредитной политики ЕЦБ
Для реализации ДКП ЕЦБ использует ряд инструментов.
1. Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке являются одним из самых важных инструментов ДКП Евросистемы. Данное название применяется к операциям, которые осуществляются по инициативе центрального банка, обычно на денежном рынке. Операции на открытом рынке играют важную роль в управлении процентными ставками, обозначая позицию ЕЦБ в рамках ДКП и регулируя уровень ликвидности на денежном рынке. Под операциями на открытом рынке понимают покупку и продажу ценных бумаг ЕЦБ на открытом рынке. ЕЦБ имеет право покупать и продавать на финансовых рынках биржевые ценные бумаги и долговые обязательства, а также благородные металлы. Операции на открытом рынке связаны с целью регулирования процентных ставок и ликвидности на рынке. Благодаря операциям на открытом рынке в банковскую систему осуществляется вливание ликвидности. С точки зрения целевой установки относительно периодичности и относительно порядка проведения операции на открытом рынке могут быть подразделены на четыре категории:
a. Основные операции по рефинансированию.
b. Долгосрочные операции по рефинансированию,
c. Операции тонкой настройки или корректировочные операции,
d. Структурные операции.
ЕЦБ решает, какой подходящий инструмент ДКП применить и при каких условиях его осуществить. Итак, операции на открытом рынке играют важную роль в управлении процентными ставками, обозначая позицию ЕЦБ в рамках ДКП и регулируя уровень ликвидности на денежном рынке. Операции на открытом рынке обычно проводят в форме тендера, путем проведения стандартных аукционов.
а. Основные операции по рефинансированию являются главными операциями Евросистемы на открытом рынке. Основные операции по рефинансированию играют важную роль в управлении процентными ставками и в регулировании уровня ликвидности. Они также являются основным источником ликвидности для банковской системы. Основные операции по рефинансированию осуществляются в децентрализованном порядке национальными центральными банками. Основные операции по рефинансированию - это операции по предоставлению ликвидности, которые проводятся каждую неделю. Основные операции по рефинансированию осуществляются с помощью
проведения стандартных аукционов. Учитывая специфику работы операционных механизмов в Евросистеме, «стандартными» называются такие аукционы, которые проводятся в соответствии с заранее объявленным графиком, при этом продолжительность стандартного аукциона с момента его объявления до подведения итогов составляет 24 часа. Все контрагенты, которые удовлетворяют квалификационным критериям, могут принимать участие в данных операциях. Все кредитные учреждения, находящиеся на территории Еврозоны, являются потенциальными контрагентами Евросистемы [3. С. 100]. «Посредством основных операций по рефинансированию Еврозона предоставляет заемные средства своим контрагентам. Займы всегда предоставляются под залог, чтобы защитить Евросистему от финансовых рисков. Кредитование посредством операций на открытом рынке обычно осуществляется в форме обратных сделок. При совершении сделок такого рода центральный банк приобретает активы по соглашению о выкупе активов или выделяет заем под активы, предоставленные в качестве залога. Таким образом, обратные сделки - это операции, которые предполагают лишь временное отчуждение активов и проводятся на открытом рынке с целью предоставления ликвидных средств на заранее определенный и ограниченный срок» [3. С. 93-94].
b. Кроме еженедельных операций по рефинансированию, в рамках Евросистемы проводятся ежемесячные операции по рефинансированию со сроками в три месяца - это долгосрочные операции по рефинансированию. «Эти операции предназначены для обеспечения ликвидности банковской системы в течение более длительных сроков. Смысл подобных операций состоит в том, чтобы, с одной стороны, устранить необходимость поддерживать общий уровень ликвидности на денежном рынке каждую неделю или каждые две недели, а, с другой, - обеспечить контрагентам доступ к долгосрочному рефинансированию» [3. С. 103]. Данные операции также проводятся в форме тендера. Как и основные операции по рефинансированию, такие долгосрочные операции по рефинансированию проводятся в децентрализованном порядке в виде стандартных аукционов, в которых могут принимать участие все контрагенты, которые отвечают необходимым квалификационным критериям.
c. В рамках Евросистемы допускается также проведение операций на открытом рынке на временной основе - корректировочные операции, или операции тонкой настройки. Сроки данных операций и интервалы между ними устанавливаются в индивидуальном порядке. Операции тонкой на-
стройки, или корректировочные операции служат как для вливания ликвидности, так и для изъятия избыточной ликвидности. Они проводятся, как правило, национальными центральными банками через тендер. Корректировочные операции могут проводиться в форме обратных сделок, обычных сделок, валютных свопов и привлечения срочных депозитов. Они обычно проводятся в форме так называемых «быстрых» аукционов. Продолжительность таких аукционов с момента объявления до подведения итогов составляет один час. Корректировочные операции могут также проводиться в виде двусторонних процедур, когда Евросистема заключает сделку с одним или несколькими контрагентами без организации аукциона.
d. ««Структурные» операции призваны скорректировать структурную позицию Евросистемы в плане ликвидности по отношению к банкам, т.е. объемы ликвидности на рынке в долгосрочной перспективе. Данные операции разрешается проводить в форме обратных сделок, обычных сделок или размещения долговых сертификатов. Структурные операции могут проводиться для «закачки» дополнительной или для «поглощения» избыточной ликвидности» [3. С. 106].
2. Минимальные резервы
«Согласно требованиям ЕЦБ, кредитные учреждения должны в обязательном порядке держать депозиты на счетах в ЕЦБ; они называются минимальными или требуемыми резервами. Сумма требуемых резервов каждого кредитного учреждения определяется его базой для расчета резервов. База для расчета резервов кредитного учреждения вычисляется на основании позиций по соответствующим статьям его баланса. Чтобы рассчитать объем требуемых резервов кредитного учреждения, значение базы умножается на норматив по резервированию. ЕЦБ применяет единый норматив по отношению к большинству показателей, которые входят в базу для расчета резервов. Евросистема старается сделать так, чтобы система минимальных резервов не становилась для банковской системы «тяжким бременем» и не мешала эффективному распределению ресурсов. Поэтому предусматривается компенсация за отчисление кредитными учреждениями требуемых резервов. Учреждения имеют право на получение единовременной скидки за счет уменьшения объема требуемых резервов на строго определенную и единую для всех сумму. С момента введения евро она составляет сто тысяч евро. Она предназначена для покрытия административных расходов, которые возникают в связи с управлением требуемыми резервами» [3. С. 98].
Повышение уровня минимальных резервов ЕЦБ дает следующие результаты:
• Сокращение денежной массы;
• Уменьшение ликвидности;
• Сокращение диапазона кредитов;
• Повышение процентов посредством уменьшения ликвидности.
Снижение уровня минимальных резервов ЕЦБ дает следующие результаты:
• Увеличение денежной массы;
• Повышение ликвидности;
• Увеличение диапазона кредитов;
• Снижение процентов посредством увеличения ликвидности [14].
Одна из основных функций системы минимальных резервов заключается в обеспечении стабильности процентных ставок на денежном рынке. Вторая важная функция системы минимальных резервов - это увеличение структурного дефицита ликвидности в банковской системе. «Тот факт, что кредитные учреждения должны держать свои резервы на счетах в национальных центральных банках, стимулирует повышение спроса на финансирование, предоставляемое центральным банком, что, в свою очередь, помогает ЕЦБ управлять рыночными ставками за счет проведения регулярных операций по насыщению рынка ликвидностью» [3. С. 99-100].
3. Постоянно действующие механизмы
«Для того чтобы управлять краткосрочными процентными ставками на денежном рынке и, в частности, ограничивать их колебания, Евросистема создала для своих контрагентов два постоянно действующих механизма: резервный механизм ломбардного («овернайт») кредитования и депозитный механизм. Оба механизма действуют в течение строго ограниченного периода времени - до начала следующего рабочего дня, а доступ к ним предоставляется контрагентам по их желанию. Процентная ставка, установленная для резервного механизма ломбардного кредитования, как правило, значительно выше соответствующей рыночной процентной ставки, а для депозитного механизма - значительно ниже рыночной процентной ставки. В результате кредитные учреждения обычно прибегают к постоянно действующим механизмам только в крайнем случае. Поскольку ограничения на доступ к этим механизмам отсутствуют (за исключением требования залога в случае использования механизма ломбардного кредитования), их процентные ставки обычно представляют собой верхний и нижний пределы ставки по однодневным депозитам на денежном рынке. Определяя уровень процентных ставок для постоянно действующих механизмов, Совет управляющих устанавливает коридор, в пределах которого может колебаться процентная ставка по однодневным кредитам на денежном рынке» [3. С. 93-95].
В отличие от операций на открытом рынке инициатива использования постоянно действующих механизмов принадлежит кредитным институтам. Проводятся они национальными центральными банками.
Мы должны добавить то, что в соответствии со ст. 20 Протокола об уставе ЕСЦБ и ЕЦБ «Совет управляющих большинством в две трети поданных голосов может решить прибегнуть к иным действенным методам денежного контроля, которые он посчитает уместными» [15].
4. Европейский центральный банк в 1999-
2012 гг.
• Большинство населения Еврозоны в 1999 -2002 гг. выразило недовольство переходом на единую валюту евро, так как произошло заметное повышение цен на товары первой необходимости [16].
• До 2007 г. в Еврозоне, по результатам ежемесячных отчётов Совета ЕЦБ, наблюдался стабильный экономический рост. Однако предпосылки мирового финансового кризиса, который был связан с кризисом кредитной системы США, были видны уже в 2007 г. В 2007 г. было ещё трудно спрогнозировать, будет ли начавшийся финансовый кризис «глобальным». Руководство ЕЦБ в 2007 г. было обеспокоено ростом инфляции, которая в 2007 г. несколько раз превысила установленный порог в 2%.
• С 1999 по 2012 г. ставка рефинансирования постоянно менялась - снижалась и повышалась.
• В 2009 г. ЕЦБ в связи с начавшимся мировым финансовым кризисом выделил банкам Еврозоны 442 млрд евро для увеличения ликвидности и для поддержки рынков кредита. В аукционе на получение кредитов принял участие 1121 банк, все банки, подавшие заявки, получили кредиты.
2010 г. На заседаниях Совета ЕЦБ в 2010 г. были сформулированы следующие выводы:
a. Начиная с конца 2009 г. (и до конца 2012 г.) Совет ЕЦБ называет перспективы экономического роста в Еврозоне очень осторожно.
b. Ценовой стабильности в Еврозоне в 2010 г. ничего не угрожало. Вследствие этого в Еврозоне была обеспечена покупательная способность частных домашних хозяйств. Ожидания инфляции на среднесрочную и долгосрочную перспективу также были фиксированы на одном уровне, что согласовывалось с главной целью ЕЦБ - удерживать повышение цен на уровне не более 2%.
c. К концу 2009 г. в Еврозоне наблюдался рост в области экспорта. Однако все показатели, которые свидетельствовали бы об экономическом росте в Еврозоне, по мнению Совета ЕЦБ, имели только «временную природу».
d. Совет ЕЦБ констатировал в 2010 г. негативный темп роста банковских кредитов в частном секторе и негативный годовой темп роста кредитов нефинансовым акционерным обществам. Действия ЕЦБ были направлены на поддержку предоставления кредитов в банковской системе. ЕЦБ вынес ряд постановлений для обеспечения банковского сектора в Еврозоне благоприятными условиями относительно ликвидности и для облегчения предоставления кредитов в Еврозоне.
e. В соответствии с отчётом ЕЦБ в непростом 2010 г. экономика Еврозоны переживала, с одной стороны, небольшой экономический подъём, а с другой стороны, находилась под влиянием продолжительного напряжённого положения на финансовых рынках.
f. Евросистема приняла решение осуществлять регулярные долгосрочные операции по рефинансированию со сроком действия три месяца.
g. В сентябре 2010 г. была, наконец, создана Европейская комиссия по системным рискам.
Созданная Европейская комиссия по системным рискам (European Systemic Risk Board - ESRB) была уполномочена осуществлять финансовый надзор в Еврозоне в области макроэкономики. Задачами данной комиссии стали: идентифицировать системные риски, оценивать данные риски и устанавливать приоритеты, а также выносить обоснованные предостережения и рекомендации. Совместно с европейскими органами банковского надзора и соответствующими национальными надзорными инстанциями данная Европейская комиссия по системным рискам сформировала новую европейскую финансовую систему по надзору в Еврозоне.
h. В сфере оказания услуг центральными банками Евросистема основала благодаря своей главной системе осуществления выплат TARGET2 единую платформу, посредством и благодаря которой связанные между собой центральные банки и исполнители осуществления платежей в совокупности почти всех стран Евросоюза получили возможность осуществлять платежи в евро в реальном времени, что привнесло в систему расчётов в Еврозоне достаточно много преимуществ.
i. В 2010 г. Греция была на грани дефолта. Кризис перешёл и на другие страны - Испанию. Португалию, Ирландию. Греции предсказывали неспособность платить по долгам. Инвестиционная привлекательность Португалии и Испании также была снижена. В 2010 г. Германия потребовала от Греции предоставить план по сокращению бюджетного дефицита, и только после этого ЕЦБ пообещал профинансировать государственный долг. В 2010 г. Греции предсказывали дефолт, предсказывали в 2011 г. и продолжали предска-
зывать в 2012 г. Правительство Греции приняло решение по сокращению зарплат, пенсий, по сокращению рабочих мест в госсекторе. В 2012 г. ЕЦБ был готов выдать Греции очередной транш в евро - в миллиардах евро - в обмен на жёсткое сокращение бюджет [17].
2011 г. На заседаниях Совета ЕЦБ в 2011 г. были сформулированы следующие выводы:
a. В январе 2011 г. произошли изменения в составе стран-участниц Еврозоны. С 1 января
2011 г. Эстония ввела на своей территории валюту евро. Таким образом, количество стран, которые осуществляют единую ДКП в Еврозоне, в 2011 г. снова увеличилось - до 17, вследствие чего евро, согласно статистике, стал волютой приблизительно 331 миллиона европейцев.
b. Курс ДКП на протяжении всего 2011 г. оставался «аккомодирующим» или «приспосабливающимся» к существующему нестабильному экономическому положению в Еврозоне.
c. Банки Еврозоны расширили возможности по предоставлению кредитов частному сектору и использовали государственные меры помощи по рекапитализации.
d. В 2011 г. инфляция незначительно превышала установленный порог в 2 %, что противоречило основной цели ЕЦБ - сохранение ценовой стабильности.
e. Существующий в настоящее время европейский долговой кризис в Еврозоне выявил неотложность срочных реформ.
£ ЕЦБ в 2011 г. стремился тщательно контролировать финансовое состояние Еврозоны и предпринял ряд антикризисных мер по восстановлению экономики Еврозоны: мероприятия по сокращению бюджетного дефицита и по сокращению государственного долга в ряде стран, потерявших конкурентоспособность (Греция, Португалия), проведение операций по рефинансированию с более длительным сроком, повышение доступности кредитов, снижение уровня минимальных резервов, мероприятия для поддержания активности денежного рынка. Как считает ЕЦБ, данные меры носят «временный характер», так как ЕЦБ надеется на скорое восстановление экономики Еврозоны и экономики кризисных стран Еврозоны [18].
2012 г. На заседаниях Совета ЕЦБ в 2012 г. были сформулированы следующие выводы:
а. По прогнозам Совета ЕЦБ, в 2012 г. экономическое положение Еврозоны остаётся нестабильным и даже наблюдаются тенденции в сторону ухудшения. Поэтому в данных обстоятельствах тенденции ценового давления и снижения заработной платы в Еврозоне должны оставаться умеренными, а темпы роста дороговизны не должны
превышать установленный денежно-кредитной политикой ЕЦБ порог в 2%.
b. Важным моментом является то, что гарантировано соблюдение основной цели ДКП ЕЦБ -сохранение ценовой стабильности - на среднесрочную перспективу, поэтому можно утверждать, что инфляционные ожидания в 2012 г. не превысят порог в 2% в Еврозоне. Стабильное состояние данных инфляционных ожиданий является основным условием для того, чтобы денежно-кредитная политика ЕЦБ обеспечила и поддержала экономический рост в Еврозоне в будущем и обеспечила создание новых рабочих мест в 2012 - 2013 гг.
c. Банковский сектор в Еврозоне, а тем самым и реальный сектор экономики Еврозоны, поддерживают антикризисные меры - меры по обеспечению ликвидности, манипулирования с операциями по рефинансированию. Для улучшения экономической ситуации ЕЦБ применил особые меры ДКП - операции по рефинансированию со сроком три года, а это, в свою очередь, повысило доверие банковскому сектору. В качестве антикризисной меры ЕЦБ осуществляет скупки гособлигаций проблемных стран Еврозоны на вторичном рынке.
d. Показатели Еврозоны демонстрируют сниженную конъюнктурную экономическую динамику. В Еврозоне наблюдается умеренный рост спроса на товары и услуги, произведённые не в Еврозоне, и низкий уровень доверия предприятиям и потребителям Еврозоны. Спрос на товары и услуги внутри Еврозоны снижен вследствие продолжительного напряжения на государственном денежном рынке и затяжного процесса выравнивания финансового и нефинансового секторов экономики.
e. Совет ЕЦБ предполагает, что экономика Еврозоны, которая в настоящий момент поддерживается развитием мирового спроса, низкими краткосрочными процентами и другими мероприятиями ДКП, начнёт очень медленно восстанавливаться. Совет ЕЦБ не исключает возможное усиление напряжения на денежном рынке Еврозоны, которое распространится на реальный сектор экономики, а это, в свою очередь, может привести к ещё большему ухудшению экономического положения Еврозоны. Одной из причин ухудшения экономической ситуации Еврозоны остаётся «глобальный мировой дисбаланс». В целом экономический рост в Еврозоне (как и во всём мире) в
2012 г., по оценкам Совета ЕЦБ, незначительный и отличается от ожидаемого экономического роста [19].
В 2012 г. был организован Постоянный антикризисный фонд, задуманный как Постоянный ан-
Беспалова О. В.
■ ■ ■____________
54
тикризисный фонд Еврозоны, объемом 500 млрд евро, с возможным увеличением до 2 трлн евро. Главы стран ЕС предлагают к 1 января 2013 г. сформировать специальный банковский союз, «то есть механизм, который позволил бы на европейском уровне решать проблемы финансового сектора отдельных стран, в том числе спасать банки напрямую из Европейского фонда, минуя национальные бюджеты», в качестве первой ступени предполагается наделить ЕЦБ сверхполномочиями уже к 2014 г. [20].
5. Используемые в статье основные научные термины
1. Европейское Экономическое сообщество (European Economic Community / Europaische Wirtschaftsgemeinschaft) - это объединение европейских государств, сложившееся в 1958 г. в результате так называемого «Римского договора»; целью данного объединения было развитие экономической интеграции европейских стран.
2. Европейский валютный институт (European Monetary Institute / Europaisches Wahrungsinstitut) - это временный орган, учреждённый 1 января 1994 г. для укрепления сотрудничества между центральными банками и координации денежно-кредитной политики европейских стран; для проведения подготовительных мероприятий, которые необходимы для создания Европейской системы центральных банков, осуществления единой ДКП в будущей Еврозоне и для введения единой валюты евро.
3. Европейский Союз (Евросоюз / ЕС; Europaische Union / European Union) - это «экономическое и политическое объединение 27 европейских государств», на данный момент - февраль
2013 г. [21].
4. Экономический и Валютный союз (Wirtschafts- und Wahrungsunion / Есоnоmic а^ Моnetaгу union) - «это высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза» [22].
5. Еврозона (Eurozone / the euro region) - это пространство, состоящее из государств-членов Евросоюза, которые уже ввели у себя в обращение единую валюту евро.
6. Европейская система центральных банков (Das Europaische System der Zentralbanken / European System of Central Banks) - это сложная организация, включающая в себя ЕЦБ и национальные центральные банки всех государств-членов Евросоюза.
7. Европейский центральный банк (European Central Bank / Europaische Zentralbank) -это центральный банк, который в отличие от классического центрального банка получил новое более широкое значение, а именно, выполнение
задач других центральных банков, а также регулирование и интеграцию их совместной деятельности; это организация, которой поручено проведение единой ДКП на территории Еврозоны.
8. Статут (Statut / statute) - это законодательный акт, а также устав организации (положение об организации), определяющий порядок её организации и функционирования [23].
9. Евросистема (Eurosystem) - это система центральных банков Еврозоны; состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-участниц Еврозоны, перешедших на евро.
10. Стратегия ДКП (Strategie der Geldpolitik) -это общий подход к проведению денежнокредитной политики [3. С. 145].
6. Выводы
1. Создание ЕЦБ - длительный процесс в европейской экономической истории, охватывающий в целом период от Второй мировой войны до 1999 г.; европейские страны десятилетиями осознанно и целенаправленно шли к данному новому этапу своего экономического развития.
2. ЕЦБ - высокоустойчивый надёжный финансовый институт, организация деятельности и организационная структура которого тщательно продуманы, так как экономисты при создании ЕЦБ были уверены, что со временем абсолютно все страны Европейского союза вступят в Еврозону и национальные банки всех стран Европейского союза передадут свои полномочия ЕЦБ.
3. ЕЦБ за годы своей деятельности заслужил высокий уровень доверия, так как всегда выполнял и выполняет свои обязательства по поддержанию ценовой стабильности в Еврозоне, а именно, непревышение уровня инфляции в 2% на всей территории Еврозоны. В отдельные периоды деятельности ЕЦБ экономисты наблюдали в Еврозоне дефляцию и незначительное превышение установленного инфляционного порога в 2%.
4. В результате мирового финансового кризиса в ряде стран Еврозоны возник дисбаланс, однако ЕЦБ тщательно контролирует финансовое положение Еврозоны и постоянно предпринимает соответствующие меры по поддержанию экономики Еврозоны. Кризисные страны Еврозоны (Греция, Португалия, Ирландия, Италия, Испания) уверены в постоянной финансовой поддержке со стороны ЕЦБ.
5. О результатах деятельности ЕЦБ мы можем узнать из множества ежемесячных отчётных публикаций Совета ЕЦБ на официальном сайте ЕЦБ (http//www.ecb.ru), из публикаций ряда отечественных («Эксперт», «Коммерсант», «Российская газета», «Аргументы и факты») и зарубежных немецкоязычных (Wirtschaftswoche; Spiegel; Bild.de;
Frankfurter Allgemeine. Zeitung fur Deutschland; die Welt) периодических изданий, из публикаций ряда англоязычных и других мировых периодических изданий.
Литература
1. «Это политическое решение». ЕС неожиданно досталась самая престижная мировая награда. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.aif.ru/politics/article/56039 (дата обращения -16.11.12.).
2. Евросоюз в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]. - URL:http://www.aif.ru/society/ article/56038 (дата обращения - 16. 11.12).
3. Денежно-кредитная политика ЕЦБ. Франкфурт-на-Майне, Германия, 2004 - 161 с.
4. Paul Fang. Dissertation der Universitat St. Gallen, Hochschule fur Wirtschafts-, Rechts- und Sozialwissenschaften (HSG) zur Erlangung der Wurde eines Doktors der Rechtswissenschaft. -Zurich 2006. - 249 S.
5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Маастрихтский договор. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения - 16. 11.12).
6. Шатров Е.А. Организация Европейской системы Центральных банков как фактор, формирующий кредитно-денежную политику в Европейском Валютном Союзе. Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008 - 192 с.
7. Mamberer Florian, Harald Seider. Allgemeine Volkswirtschaftslehere. Europaische Zentralbank. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.teialehrbuch.de/Kostenlose-Kurse/VWL/5.8.4-Europ%C3%A4ische-Zentralbank.html (Дата обращения - 16. 11.12)
8. Christian Bayer. Geldtheorie und Geldpolitik. Universitat Bonn, 2011. - 30 S.
9. Prof. Dr. Axel A. Weber. Geld und Geldpolitik. Deutsche Bundesbank, Frankfurt am Main, 2010. -252 S.
10. Беспалова О. В., Ильина Т. Г. Понятие и сущность центрального банка: современный взгляд на проблему. // Проблемы учёта и финансов. - 2012. - № 3. - С. 51-55.
11. Die Geldpolitik in Europa // Wirtschaftslehre fur Bankfachwirte. S. 123-137.
12. Навой А.В. Центральный банк в Глобальном хозяйстве. - М., 2010. - 528 с.
13. Herbert Edling. Makrookonomie -Ausgewahlte Politikbereiche // Wirtschaft - schnell erfasst. Volkswirtschaftslehre, 2010. - S. 333-442.
14. BolerE., SchusterD. Volkswirtschaftslehre, 2. Auflage, 2004. - S. 440.
15. Протокол об уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального
банка. [Электронный ресурс]. - URL: http://eulaw. ru/treaties/protoc/4 (дата обращения - 16. 11.12).
16. Покупатели Еврозоны недовольны ростом
цен [Электронный ресурс]. - URL: http://expert.ru/ expert/2002/23/22ex-tend2_37428/ (дата обраще-
ния - 16. 11.12).
17. Ежемесячные отчёты Совета ЕЦБ в 2010 г. (январь - декабрь). [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100121.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100211.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100311.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100415.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100513.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100617.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100715.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100812.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb. int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb100909.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www. ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb101014.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb101111.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2010/html/ mb101209.de.html (дата обращения - 1.12.12).
18. Ежемесячные отчёты Совета ЕЦБ в 2011 г. (январь - декабрь). [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110120.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110210.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110310.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110414.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110512.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110616.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110714.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110811.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb110915.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb111013.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb111110.de.html (дата обращения - 1.12.12);
■ ■
5б
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2011/html/ mb111215.de.html (дата обращения - 1.12.12).
19. Ежемесячные отчёты Совета ЕЦБ в 2012 г. (январь - ноябрь). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecb .int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120119.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120216.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http ://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120315.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120412.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120510.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120614.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120712.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120809.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb120913.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb121011.de.html (дата обращения - 1.12.12);
http://www.ecb.int/pub/mb/editorials/2012/html/ mb121115.de.html (дата обращения - 1.12.12).
20. Банковский союз ЕС обрёл формальность. [Электронный ресурс]. - URL:http://www. kommersant.ru/doc/2049862?isSearch=True (дата обращения - 1.12.12).
21. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Европейский Союз. [Электронный ресурс]. - URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5% E2%F0%EE%EF%E5%E9%F1%EA%E8%E9_% F1%EE%FE%E7#cite_note-5 (дата обращения -1.12.12).
22. Экономический и Валютный союз. [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://eulaw.edu.ru/
documents/articles/eu5.htm (дата обращения -1.12.12).
23. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Статут. [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D1%F2%E0%F2%F3%F2 (дата обращения - 1.12.12).