УДК 372.835 ББК Ч-426.80-21
ГСНТИ 14.25.01
Код ВАК 13.00.02
Ю. В. Репин
Екатеринбург
ОБЖ — ФУНДАМЕНТ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безопасность; безопасность жизнедеятельности; основы безопасности жизнедеятельности; образование; стандарт образования; учитель безопасности жизнедеятельности; индивидуальный проект школьника; гражданская позиция; личность безопасного типа.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы организации курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях общего образования, вопросы формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях общего образования с введением в учебно-воспитательный процесс в школы Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Yu. V. Repin
Ekaterinburg
BASES OF SAFE LIFESTYLE — AS THE FOUNDATION OF HIGH QUALITY EDUCATION
KEY WORDS: safety; safe lifestyle; bases of safe lifestyle; education; standard of education; teacher of Bases of Safe Lifestyle; individual project of a pupil; civil position; person of a safe type.
ABSTRACT. Some questions of the organization of the course “Bases of Safe Lifestyle” in secondary educational establishments are discussed, problems of building modern culture of safe lifestyle in secondary schools after introduction of the Federal State Educational Standards of Primary, Secondary Education are analyzed.
В
этом году мы отмечаем 20-летие курса «Основы безопасности жизнедеятельности», да и в общем и всей образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Рождение и становление курса ОБЖ проходило в переломный момент исторического развития нашего государства. Но несмотря на это курс выжил и состоялся, что, безусловно, является велением времени.
В той обстановке было очень нелегко проводить в жизнь внедрение данного курса. В школах началось изучение полноценного совершенно нового предмета, аналогов которого не было ни одной стране мира, содержанием которого являлось обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности с 1 по 11 класс. Не было учителей, учебников методик преподавания, опыта — ничего! Были военруки, которые под флагом ОБЖ в основном продолжали вести НВП, были учителя физической культуры сводившие ОБЖ к обучению самозащиты от криминала, были другие предметники, просто нуждавшиеся в дополнительных запасах учебной нагрузки, были абсолютно далекие от методики обучения безопасности жизнедеятельности люди, что-то понимающие в безопасности. К сожалению, многие из них никаких полезных знаний и навыков детям не дали, и вместо собственного отношения к вопросам безопасности углубляли непонимание этого важного требования жизни, усиливали так называемый «пофигизм», формировали негативное мнение о новом предмете, способствовали дискредитации и его, и самой идеи о необходимости воспитания у людей культуры безопасности с детст-
ва. Изначально образовательная концепция предполагала, что курс ОБЖ должен быть основополагающим основным предметом обучения в школе.
Не будем сегодня осуждать их — тех, первых. Напротив, скажем им спасибо (всем или нет — другой вопрос). Не взялись бы за новое дело они, возможно, не взялся бы никто, и жизнеутверждающая идея растворилась бы в истории, как это часто бывало. Хотя многое, как нам видится сейчас, делалось ими не так, неправильно, плохо. Они не дали курсу погибнуть! Формируя отрицательный опыт они давали своим последователям возможность не совершать уже сделанные ошибки, идти новыми путями, продвигать дальше вперед.
В период 1998-2000 годов, когда безжалостно начал урезаться курс ОБЖ, казалось, ему не выжить. С вступлением России в Европейский союз, курс ОБЖ отвергался западными специалистами и был почти уничтожен в школах. Только вмешательство В.В. Путина позволило включить ОБЖ в число обязательных предметов.
Особую заслугу в этом становлении, конечно, нужно отвести МЧС России. Активная деятельность специалистов МЧС позволила курсу ОБЖ встать на ноги, за минувшие два десятилетия его авторитет окреп. Именно благодаря ему уменьшается количество пожаров из—за детской шалости с огнем, дети осторожнее себя ведут в быту, на водоемах, улицах, дорогах.
Жизнь убедила большое количество россиян в том, что изучать ОБЖ необходимо. И это неудивительно — он существенно изменился. Практика откорректировала со-
держание предмета, и сегодня в нем наряду с прикладными знаниями важное место отводится мировоззренческой составляющей. Подготовлено большое количество профессиональных учителей безопасности жизнеАстраханская область (1)
Брянская область (1)
Волгоградская область (1)
Воронежская область Ивановская область (1)
Иркутская область (1)
Калужская область (1)
Краснодарский край (1)
Красноярский край (2)
Курганская область (1)
Липецкая область (1)
Москва (4)
Мурманская область (1)
Новосибирская область (1)
Омская область (1)
Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах его деятельности.
По данным электронных каталогов Российской государственной библиотеки (Москва), Российской национальной библиотеки (Санкт —Петербург) и Государст-
Оренбургская область (2) Орловская область (1) Пермский край (2)
Псковская область (1) Республика Адыгея (1) Республика Алтай (1) Республика Башкортостан (1) Республика Дагестан (1) Республика Карелия (1) Республика Коми (1) Республика Марий Эл (1) Республика Саха (Якутия) (1) Республика Татарстан (2) Республика Хакасия (1) Ростовская область (2)
деятельности в России. 66 ВУЗов готовят таких специалистов (в скобках показано количество университетов, академий и институтов в регионе по специальности «Безопасность жизнедеятельности»):
Санкт- Петербург (3) Саратовская область (3) Сахалинская область (1) Свердловская область (2) Смоленская область (1) Ставропольский край (3) Тамбовская область (1) Томская область (1)
Тульская область (1)
Тюменская область (4) Удмуртская Республика (1) Хабаровский край (2) Челябинская область (2) Читинская область (1) Ярославская область (1) венной научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского (Москва) за период с 1993- 2009 гг. в России были защищены 214 диссертаций, в которых отражены проблемы безопасности жизнедеятельности, что составило около 0,6 % диссертаций педагогического отраслевого потока (в скобках указано количество докторских диссертаций).
Таблица
Динамика защиты педагогических диссертаций кол-во)
1993 г.- 2 1999 г.- 7 2005 г.- 22 (2)
1994 г.- 3 2000 г.- 8 2006 г. - 27 (2)
1995 г.- 0 2001 г.- 9 (1) 2007 г. - 19
1996 г.- 3 (1) 2002 г. - 17 (2) 2008 г. - 24
1997 г.-4 (2) 2003 г. - 17 (2) 2009 г. - 23 (2)
1998 г.- 5 (2) 2004 г. - 24 (1)
Диссертации защищались по научным специальностям:
— 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»
— 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания ( БЖ)»
— 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
— 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»
— 27.00.06 «Педагогика безопасности жизнедеятельности»
В диссертационных исследованиях наиболее часто объектами исследованиями выступали проблемы формирования безопасности жизнедеятельности у детей и подростков (87 диссертаций). В структуре диссертаций этой возрастной группы ведущий вклад имеют работы по дидактическим проблемам формирования безопасности жизнедеятельности у школьников средней школы (36%) и у детей социально-педагогических групп
риска (40%), употребляющих наркотики, воспитывающихся в неблагоприятных социальных условиях, в неблагоприятных семьях и т.д. Дидактическим основам конструирования и реализации учебного курса «Безопасность жизнедеятельности», управлению профессиональным развитием педагогов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека посвящено 36 диссертаций. 19 работ были посвящены формированию информационной безопасности, 6 диссертаций — экологической и экономической безопасности, 4 работы — вопросам охраны труда.
Проведенные исследования показывают, что безопасность жизнедеятельности является актуальной педагогической проблемой.
Но не будем утверждать, что сейчас по прошествии 20 лет, для курса ОБЖ наступили, наконец, безоблачные времена. Только недавно ему «перемывали косточки» в связи с обсуждением грядущих госстандартов в образовании.
Согласно новым стандартам образования курс ОБЖ должен изучаться как основ-
ной предмет обучения на всех ступенях общего образования: начальное общее — в содержании предмета «Окружающий мир»; основное общее, среднее(полное) общее — отдельным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». С этого года начался переход на стандарт второго поколения начального общего образования, а также предполагается переход на новый стандарт основного общего образования школами, признанные готовыми к переходу на новый ФГОС. Стандарт же старшей школы еще находится в проекте, в обсуждении. Но введение его предусматривается с 2015 года. Предполагается завершить переход на новые ФГОС в 2020 году полностью.
В качестве целевой установки учебных программ по всем предметам была поставлена задача «не превращая научную новизну в самоцель, вместе с тем ввести школьников в мир современной науки, вооружить их знанием всего наиболее существенного и передового, что составляло ее содержание». Инновацией в структуре Базового образовательного плана выступает то, что выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.
Инвариативная часть. Содержание образования, обеспечивающее приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, создает основу для непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Вариативная часть. Формируется участниками образовательного процесса, обеспечивает этические, культурные и региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.
Внеучебная деятельность. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на их развитие (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.).
Процесс учения понимается не только, как усвоение системы знаний , умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Начальное общее образование («Окружающий мир»).
Основные задачи реализации содержания:
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуры, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Портрет выпускника начальной школы:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации своей деятельности;
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основное общее образование (курс ОБЖ).
Основные задачи реализации содержания:
• формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение любого вреда здоровью;
• формирование антиэкстремисткой и ан-титеррористической личной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
• знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Портрет выпускника основной школы
• любящий свой край, свое Отечество, знающий русский родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Среднее (полное) общее образование (курс ОБЖ)
Изучение курса ОБЖ должно обеспечить:
• сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
• сформированность гражданской позиции, направленной на повышение мотивации к военной службе и защите Отечества;
• знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
• сформированность личной гражданской позиции отрицания экстремизма, терроризма и других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
• сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
• знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• негативное отношение к наркомании, алкоголизму, токсикомании, как к факторам, пагубно влияющим на здоровье человека и исключения из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
• знание основных мер защиты и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и в области гражданской обороны;
• умение предвидеть возникновение чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также используя различные информационные источники;
• умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороны государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
• знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с воинской службы и пребывание в запасе;
• владение основами медицинских знаний (девушки) и оказания помощи постра-
давшим при неотложных состояниях(при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Портрет выпускника среднего (полного) общего образования
• любящий свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
• уважающий мнения других, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
• подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Изучая содержание новых стандартов образования, мы приходим к выводу, что в них заложены ценностные идеалы демократического общества: социальная справедливость, равенство возможностей, благосостояние, безопасность.
Стратегические цели системы образования:
• обеспечение консолидации нации;
• обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства);
• обеспечения безопасности нации.
Основная задача в контексте обеспечения консолидации нации — это формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности.
Идеологические задачи:
• формирование в массовом сознании
идеалов равенства возможностей и социальной справедливости гражданского общества;
• формирование гражданской идентичности личности;
• осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выбор;
• выработка национального согласия по основным этапам становления и развития страны;
• воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России.
Главная задача заключается в достижении цели по обеспечению конкурентоспособности, преумножение национального ресурса фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий.
Основным направлением в области безопасности нации является воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма.
Инновационность стандартов заключается в том, что образование рассматривается в них в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Ключевая особенность стандартов — переход от предметоцентрированной модели к модели вариативного личностно-центрированного образования, к партнерским отношениям основных институтов социализации в достижении целей образования.
Формируя целевые установки, необходимо понять, что успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Изучая новые стандарты образования, приходим к выводу, что действительно курс «Основы безопасности жизнедеятельности», цель которого формирование личности безопасного типа, безопасной для себя и окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие, находит свое центральное место в системе общего образования и признается одним из основных предметов обучения в школе. Поэтому в требованиях к уровню подготовки обучающихся наряду с предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной составляю-
щими образованности рассматривается и ценностно ориентированная составляющая образованности, основу которой составляет уверенность ученика в возможности развития и саморазвития, а также формирование его активной жизненной позиции, ориентированной на созидание и развитие страны.
Естественно возникает вопрос: каким должен быть учитель, способный выполнить задачи, указанные в стандартах образования?
В современных условиях только та нация, которая сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается лидером XXI века (Н. Н. Моисеев). Но, по сути, речь идет о качественно новой работе учителя в изменяющихся социально-педагогических условиях.
Каким должен быть преподаватель-организатор ОБЖ? В идеале, наверное, это прежде всего человек, повидавший трудности, побывавший в опасных ситуациях, имеющий основание учить по принципу «делай, как я». Чтобы сам любил детей и мог убеждать в необходимости быть осторожными и предусмотрительными. Нужны большой объем знаний, умение творчески донести их до обучаемых, увлечь ребят, азартность энергичность.
Процесс обучения курсу ОБЖ независимо от его структуры, содержания и направленности является творческим процессом формирования собственного отношения учащихся к предмету, событиям и явлениям действительности. Каждое занятие, каждая встреча с обучаемыми не должны быть похожи друг на друга. Всякий раз они строятся с учетом многих как постоянных, так и преходящих обстоятельств и являются творчеством преподавателя. Творчество невозможно без глубокого знания педагогики, психологии, передового опыта обучения и воспитания. Преподаватель ОБЖ — это личность уникальная, имеющая опыт и знания во всех образовательных дисциплинах, способная творчески анализировать любую ситуацию, найти и подсказать обучаемым их действия в процессе жизнедеятельности.
Такую миссию учителя новой формации способен нести не каждый педагог, допущенный к проведению занятий по ОБЖ. Пришло время новаторов. А с ними, просто, катастрофическое положение. И это не текучка, как говорится на разных форумах и официальных мероприятиях, это сокращения. Более 50% уроков ведут учителя других предметов. Внеурочная деятельность по ОБЖ почти отсутствует. Многие преподаватели — только урокодатели, недостаточно владеющие методикой обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, не понимающие сам процесс формирования у школьников культуры безопасности жизнедеятельности.
Сформировать гражданина-патриота России может только учитель. Только учитель способен исправить современного человека и создать цивилизованное общество. Вернемся к истории. Кто победил фашизм? Учитель. Он смог создать такую систему подготовки патриотически настроенных людей.
Наша задача действовать и развивать предмет, нести культуру безопасности молодому поколению, учить его жить в условиях современной цивилизации, бережно относиться к истории, своей семьи, общества, государства, воспитывать патриотов.
Стандарт (проект) среднего (полного) общего образования несколько отличается от предыдущих стандартов своим содержанием. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть программ составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса — 60% от общего объема основной образовательной программы.
Учебные предметы общие для освоения всеми обучающимися:
• Россия в мире (интегрированный уровень);
• Физическая культура (базовый уровень);
• Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень);
• Индивидуальный проект, представляющий собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
• умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
• способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
• способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
• сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь так, чтобы достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство успешных людей в политике, бизнесе, искусстве, спорте обладают проектным типом мышления. Поэтому в проекте стандарта второго поколения для старшей школы для развития проектного мышления предусматривается индивидуальный проект.
Индивидуальный проект — это модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей и волевых качеств в процессе создания нового проекта под контролем квалифицированного педагога, имеющего опыт в той или иной сфере профессиональной деятельности.
Индивидуальный проект, как правило, должен иметь личностно значимую для учащегося цель, сформированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Это работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая подготовка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.
Индивидуальный проект должен быть направлен на расширение академических рамок обучения, применение знаний в реальных жизненных ситуациях и на создание условий для социального становления и саморазвития учащихся.
Особой платформой для самовыражения молодежи и формирования ее жизненной позиции являются социальные сети. Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Ее стержнем выступает мировоззрение личности, установка на духовнонравственные ценности. Как социальнонравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов.
Введение в практику преподавания в школе индивидуального проекта является, скорее всего, поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые в рамках традиционно исследовательских методов обучения решить невозможно.
• Программа индивидуального проекта должна содержать описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности. Это исследовательское, информационное, социальное, игровое, творческое направления.
• Основой индивидуального проекта должна стать личностная концепция педагогики, которая предусматривает создание таких психолого-педагогических условий, при которых ученик перестает быть получателем знаний, а стремится к ним сам, проявляя и развивая свои творческие способности. При работе над проектом возникают устойчивый интерес, постоянная потребность в творческом поиске, ибо вне деятельности интерес и потребности не появляются.
Организации индивидуального проекта требует от его руководителей большой работы по конструированию специальных условий для учащегося. Вовлечение в исследовательскую деятельность должно происходить постепенно. Как показывает опыт разных школ, интерес к такой, в значительной степени, самостоятельной работе проявляется в основном в старших классах общего образования. Подростки уже обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы (написание рефератов, различного рода заданий и т.д.), необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолеть трудности и не утратить интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления проекта. Проектная деятельность позволяет минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса и удовлетворить важные потребности школьников:
• желание почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Если школа не предложит подростку способы реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых;
• склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом. Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для творческого подхода и оценки оригинальности замысла, то процесс изучения теряет в глазах подростка свою привлекательность;
• стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей — физических и интеллектуальных. Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами.
Научным руководителем индивидуального проекта должен быть квалифицированный педагог, имеющий соответствующее образование для руководства исследовательской деятельностью. Он должен понимать, что индивидуальный проект ориентирован не на интеграцию имеющихся знаний, а на приобретение и применение новых, порой и путем самообразования.
Результатом исследовательской работы школьников должны стать умения:
• обозначить проблему и определить конкретные задачи для ее решения;
• собрать фактический материал в ходе проведения исследования, систематизировать его;
• обработать полученные данные, проанализировать их, сопоставить с имеющимися в литературе и жизни сведениями;
• сделать выводы на основании анализа полученных данных;
• оформить результаты исследования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам.
Итоговым результатом выполнения индивидуального проекта должна стать публичная защита проекта с последующим обсуждением и выставлением оценки в соответствии с установленными критериями.
Примерная тематика индивидуальных проектов по направлениям (образовательная область «Безопасность жизнедеятельности»):
Исследовательское:
Доступность и достаточность российского образования;
Безопасность военной службы — состав-
ная часть военной реформы;
Этические аспекты помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом;
Инженерное:
Современный автомобиль и безопасность человека;
Нанотехнологии как средство улучшения жизни человека;
Прикладное:
Экологическая безопасность района проживания;
Человек — труд — профессия;
Жизнь — самовоспитание и самосовершенствование личности;
Проектирование личной жизнедеятельности (самореализация);
Информационное:
СМИ и формирование человека безопасного типа поведения;
Я и компьютер;
Молодежь в меняющемся мире;
Социальное:
Здоровье — критерий безопасной жизнедеятельности;
Гармонизация межэтнических отношений в России как средство укрепления национальной безопасности;
Россия без наркотиков;
Религиозный экстремизм и защита личности.
Анализируя содержание новых стандартов общего образования приходим к выводу, что должность учителя безопасности жизнедеятельности (преподавателя-организатора ОБЖ) в современных новых условиях — это ключевая фигура формирования человека цивилизованного общества.
Исполняя требования новых стандартов образования школа должна выполнить свою основную цель подготовки молодого человека к жизни, к самостоятельной адаптации его к трудным условиям существования и совершенствования. В настоящее же время, к сожалению, школа готовит молодых людей к ЕГЭ.
ЛИТЕРАТУРА
1. МЕЛЬНИКОВА Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учеб. пособие / ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2011.
2. РЕПИН Ю. В. Индивидуальный проект школьника / / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2011. № 6.
3. РЕПИН Ю. В. Подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2011. № 7.
4. РЕПИН Ю. В. Магистерская программа в действии программа в действии // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2011. № 7.
5. МИХАЛЬЦОВА Л. Ф. Формирование ценностных ориентацией учащихся // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2011. № 8.
6. ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное образовательные стандарты общего образования второго поколения.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. Д. Ширшов