Научная статья на тему 'Обычное право в организации и развитии гендерных отношений в традиционной культуре бурят второй половины XVIII - начала XIX в'

Обычное право в организации и развитии гендерных отношений в традиционной культуре бурят второй половины XVIII - начала XIX в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСТАВ / УЛОЖЕНИЕ / TRADITIONAL CUTLER / CUSTOMARY LAW / GENDER RELATION / STATUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замураева Полина Баировна

Анализируется развитие и модификация обычного права бурят под влиянием исторического процесса и права Российского государства. Рассматривается влияние нормативно-правовых аспектов на формирование и развитие гендерных отношений данного этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Замураева Полина Баировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMARY LAW IN ORganizATION AND DEVELOPMENT GENDER RELATION IN TRADICIONAL CULTURE OF THE BURYATS OF SECOND HALF XVIII - BEGINNING XIX CENTURIES

The article is devoted to development and modification customary law under influence historical process and law to Russian State. Analyze to influence the customary law in organization gender relation in traditional culture of the buryats.

Текст научной работы на тему «Обычное право в организации и развитии гендерных отношений в традиционной культуре бурят второй половины XVIII - начала XIX в»

УДК 340.1:394

П. Б. Замураева

ОБЫЧНОЕ ПРАВО В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - НАЧАЛА XIX в.

Анализируется развитие и модификация обычного права бурят под влиянием исторического процесса и права Российского государства. Рассматривается влияние нормативно-правовых аспектов на формирование и развитие гендерных отношений данного этноса.

Ключевые слова: традиционная культура, обычное право, гендерные отношения, устав, уложение

Новые тенденции культурной жизни оказывают значительное влияние на переосмысление всего исторического наследия, происходит переоценка нравственных ориентиров, восстановление исторической и культурной памяти. Опыт прошлых поколений активно используется и в настоящее время, что отражают, к примеру, попытки введения наказаний и штрафов за развод, запрета на употребление алкоголя несовершеннолетними, активная борьба с табакокурением, стремление внести в закон статьи о привлечении к ответственности родственников преступника (круговая порука), а также составление брачных контрактов при вступлении в брак и др. Данные положения входили в обычное (народное или живое) право, на основе которого возникли и развивались нормы права российского государства. Само возникновение обычного права предопределилось развитием межобщинных отношений, первобытные запреты на инцест и связанное с ними требование экзогамности брака предопределили и запустили социальный механизм формирования обычного права. Данные процессы привели к институализации норм обычного права, что проявилось в отмене родовой или кровной мести, возникновении положений, регулирующих гендерные отношения. Результатом этого стали изменения и в правовых отношениях между мужчиной и женщиной.

Обычное право определяется как совокупность санкционированных обычаев, социальных норм, имеющих автономный от государства характер и регулирующих отношения в сфере действия права. История права тесно взаимосвязана

с историей семьи и брачных отношений. Обычное право осуществляло всестороннее регулирование брачных отношений, противостояло деструктивным тенденциям социального развития и защищало традиционные отношения.

Данная статья посвящена анализу влияния обычного права на формирование и развитие гендерных отношений на примере традиционной культуры бурят второй половины XVIII -начала XIX в. В судьбе бурятского народа этот период явился поворотным, и произошедшие перемены оказали значительное влияние на исторический процесс и нормативно-правовое развитие края. Активное переселение крестьян с запада России в Сибирь, развитие добывающей промышленности, проникновение капиталистических отношений в бурятскую экономику вызвали изменения в хозяйственной и религиозно-обрядовой деятельности бурят, а также в общественных отношениях, что оказало значительное влияние на обычное право и гендер-ные отношения, на традиционную культуру бурят в целом.

В результате принятия российского подданства в период с 1689 по 1710 г. и установления российско-монгольской границы буряты окончательно отделились от центрально-азиатского и монгольского мира. Официальное признание отношений подданства населения присоединенной территории имело правовое последствие.

Первые зачатки будущей модели административного устройства и управления бурятами были определены в «Наказе... от 22 июля 1728 г.» графа С. Л. Владиславича-Рагузин-

58

ского и сенатской инструкции, данной секунд-майору Щербачеву лейб-гвардии Семеновского полка в 1763 г.

С. Л. Владиславич-Рагузинский разработал систему управления, основой которой стало разрешение бурятам собирать ясак, вносить его в казну самостоятельно и выполнять судебные функции внутри рода по своим нормам обычного права. Лишь дела, затрагивающие интересы русского населения и царской власти, передавались на суд царских властей; например, криминальные, такие как: 1) возмущение; 2) намеренное убийство; 3) грабеж и насилие; 4) изготовление ложной монеты и похищение казенного или общественного имущества [4, с. 82].

Влияние «Наказа» на гендерные отношения бурят обуславливается тем, что в нормы обычного права начинают постепенно проникать законы Российского государства, впоследствии обозначившие новые пути в решении семейных конфликтов, регулировании разводов, общественной жизни. К примеру, развод автоматически осуществлялся при принятии православия, в результате чего нередко заключались смешанные браки по церковному обряду. Смешанные семьи селились при монастырях и создавали целые поселения. Также при принятии православия буряты из разряда ясашных переходили в разряд пашенных крестьян.

Второй этап в развитии административного управления бурятским населением последовал за реформой М. М. Сперанского (1822 г.), явившейся одним из наиболее значимых событий сибирской истории XIX в. Это признавали еще современники, отмечая, что в сибирской истории есть только два периода - от Ермака до Сперанского и от Сперанского до XX в. По реформе М. М. Сперанского Сибирь была разделена на 2 генерал-губернаторства - ЗападноСибирское с центром в Тобольске и ВосточноСибирское с центром в Иркутске.

С 1822 г. и до начала XX в. организация степного управления у бурят строилась на основе «Устава об управлении инородцев», который регламентировал все стороны жизни: экономическую, административную, судебно-правовую и культурно-бытовую. Политические и

криминальные дела подлежали разбирательству русскими чинами согласно «Наказу» С. Л. Вла-диславича-Рагузинского [8, с. 16-44]. Брачные и семейные отношения, вопросы наследования и раздела имущества, а также дела по гражданским искам согласно «Уставу» совершались на основе их обычного права и решались на общественном сходе-суглане. В вопросах религии «Устав» 1822 г. стоял на позициях веротерпимости, некрещеные «инородцы» получали «свободу отправлять богослужение по их закону и обрядам». «Устав» предоставлял ясашным бурятам право отдавать детей в правительственные учебные заведения и открывать свои училища. Данный социокультурный аспект связан с приобщением народов Сибири к грамотности и русской культуре в целом [4, с. 154-159]. В сфере гендерных отношений бурят «Уставом» ограничивалось многоженство (до трех жен при наличии уважительной причины - бездетность или тяжелая болезнь жены), запрещалась женитьба несовершеннолетних детей, официальный развод признавался по ряду причин: принятие православия, жестокое обращение, наличие других жен.

Здесь следует указать, что русская администрация для эффективного управления местным населением занималась сбором и систематизацией материалов по правовым традициям бурят [7, с. 17-20]. Таким образом, «Устав об управлении инородцев» 1822 г. развивался на основе памятников обычного права: хоринских бурят «Положение 11 хоринских родов 1809 г. по управлению внутренними делами и судопроизводству» и «Селенгинского уложения 1775 г.», являющихся наиболее крупными из уложений, содержащих до 150 статей и представляющих собой достаточно полный образец «свода законов» для повседневного быта. Самой ранней из сохранившихся записей обычного права бурят считается «скаска» (т. е. сказ, нормы обычного права) балаганских бурят от 1693 г. [4, с. 53-55]. Одним из более объемных и известных законодательных актов является «Цадзаа» 1759 г., обнародованный в связи с широким распространением буддийской религии на территории Забайкалья и вытеснением

59

ею шаманского культа [9, с. 91-92]. К числу основных памятников права относятся степные уложения хоринских бурят - 1759, 1763, 1788, 1808, 1823 и 1851 гг., балаганских - 1818 г., селенгинских - 1775, 1823 и 1841 гг., кударин-ских - 1860 г. [6, с. 4-8].

По существу эти законодательные акты и уложения представляют собой своды законов, регулирующих всю жизнедеятельность бурятского общества, они устанавливают нормы брачных отношений, правила охоты и методы борьбы с пьянством, регулируют торговые отношения, запрещают торговлю в кредит и в долг, отдачу в кабалу человека за отцовские долги [9, с. 92-93].

Обычное право активно влияло на гендер-ные отношения, так как регулировало самые разные стороны общественной и семейной жизни. К примеру, Уложение (наказ) 1793 г. начинается со следующих слов: «Никто не должен вести своевольную, пьяную, распутную жизнь. воспретить всем людям моложе 40 лет пить вино». Здесь следует указать, что данный запрет был также связан с сохранением репродуктивной функции у мужчин и женщин. Считалось, что человек может употреблять спиртное только тогда, когда у него появятся внуки. Уложение 1788 г. устанавливает при разводе супругов «андзу» (штраф) в 35 голов скота, осуждает женщину, оставившую мужа, достойного и способного к половым сношениям, и принуждает ее вернуться к нему. Таким образом, обычное право противостояло разводам и способствовало сохранению семьи. Уложение 1808 г. устанавливало наказание за увечье: человек, нанесший травму, обязывался лечить потерпевшего в течение 6 месяцев, приглашать к нему известных народу лекарей и костоправов. Если повреждение окажется неизлечимым, то должен отдать 50 голов скота. За оскорбление родителей обидчиков наказывали двумя ударами плети или били палками по спине, на лобном месте. За воровство трижды секли кнутом, причем секли и мужа, и жену, и их детей. За измену и прелюбодейство секли плетьми обоих виновных - и женщину, и мужчину. У виновного в пользу мужа женщины отбирали

коня. Здесь обычное право выступало регулятором конфликтов и предусматривало строгие меры за непослушание, оскорбления старших, разврат [9, с. 94-96].

Уложения 1823 и 1851 гг. свидетельствуют о том, что бурятское общество развивалось, опираясь на стройную систему правовых норм обычного права и законодательных сводов средневековой Монголии. Поскольку обычное право бурятских племен было составной частью системы монгольского права, «Великая Яса» («Их Засаг» - это письменный свод монгольских законов и установлений, выработанный Чингисханом и обнародованный на все-монгольском курултае 1206 г.), указывает Б. Д. Базаров, оказала сильное влияние на правосознание бурят [см.:1]. Основные положения «Великой Ясы» сохранились в устных преданиях монголоязычных народов в виде обычного права. Ф. И. Леонтович, исследователь обычного права бурят, пишет: «. родовые группы бурят жили по старым племенным уставам монголов, несколько измененным и дополненным сообразно с местными условиями и потребностями» [Цит. по: 1, с. 17-31]. В то же время, отмечает Б. Д. Цибиков, в этих уложениях чувствуется влияние норм права российской государственности. К примеру, запрет на многоженство, женитьбу несовершеннолетних детей, официальное признание развода и т. д.

Во всех сводах обычного права предусматривается телесное наказание плетьми и кнутом, палками, розгами, заключение под стражу, штраф, ссылка в другое кочевье, другой род, исключение из общества [2, с. 127128]. Следует отметить, что уложения бурят не содержат статей о кровной мести или наказаний по формуле «око за око, зуб за зуб», поскольку обычное право являлось регулятивным механизмом разрешения социальных конфликтов, что означало отказ бурятских родов от кровной мести и приобретение данным принципом санкционированного характера. Изменения норм обычного права и эволюция его формы были тесно связаны с социально-экономическими, политическими изменениями в бурятском обществе, произошедшими в связи

60

с установлением государственной границы, учреждением инородческого суда.

Таким образом, обычное право бурят представляло собой нормативную систему, сохранившую преемственность с периода возникновения родовых отношений, и регулировало общественные отношения в период с конца XVII по начало Х1Х в. внутри бурятских родов. Правовыми нормами, основанными на народных традициях и обычаях, руководствовались в повседневной жизни, впоследствии эти нормы получили название «степные уложения». Они принимались на хуралах уважаемыми в народе людьми, образованными представителями общества, буддийским духовенством, выступавшим за нравственность населения. Обычное право в этот период существовало как цельный и самостоятельный организм, ограниченный российскими установлениями, но не изменивший своей сущности и регулятивных особенностей. Оно являлось важнейшим источником нормативных актов, принимаемых в период действия обычного права. Существовавший правовой обычай обеспечивал преемственность правового развития общества, способствовал консолидации родов, их единению на основе общности нормативной культуры, процессу народообразования [9, с. 97-100].

В исследуемый период влияние обычного права на гендерные отношения обуславливалось регуляцией брачных отношений, соблюдением этикета сватовства и семейной жизни, а также имущественных и наследственных прав. Это выражалось в следующем: при проведении сватовства, которое устраивали родители жениха и невесты, заключался брачный договор, содержащий оговоренный размер калыма и состав приданого. За нарушение брачного договора платилась неустойка в размере 100 голов скота. Если договор выполнялся обеими сторонами, то бракосочетание завершалось приводом невесты в дом жениха. С этого момента у них появлялись взаимные имущественные и наследственные права и обязанности. Следует указать, что все имущество в традиционном бурятском обществе передавалось в на-

следство по мужской линии. Женщина в случае развода имела право только на небольшую часть приданого, которое впоследствии будет формировать приданое ее дочери.

В семейных отношениях обычное право признавало главенство мужа-отца, жена и дети должны были во всем ему подчиняться. Обычное право бурят санкционировало многоженство как необходимую хозяйственную потребность. Муж легко мог развестись с женой или выдать замуж за другого мужчину и получить за нее калым. В отличие от мужа жена не могла так просто развестись, поддерживаемые обычным правом традиционные взгляды на женщину определяли ее предназначение прежде всего как матери, хранительницы очага, которая обустраивает быт, заботится о муже и его родителях, рожает и воспитывает детей. Поэтому развод по инициативе женщины являлся аморальным явлением и осуждался обществом так же, как измена. Обычное право призывало содержать престарелых родителей, одиноких родственников, вдов, вдовцов, сирот, и за причиненные им обиды виновные наказывались палками и розгами на лобном месте. Значительно повлияли на обычное право бурят законы Российского государства. Активная борьба с многоженством заканчивается санкционированным ограничением количества жен до трех. Процедура развода по инициативе женщин получает иное качество, уважительными причинами признаются жестокое обращение и принятие православной веры.

Подводя итог, мы можем сказать, что обычное право регулировало семейные конфликты, порицало пьянство и разврат, поддерживало обделенных членов общества и патриархально-доминантную модель семейных отношений. Оказывало влияние на культурные и этнические механизмы построения гендерных отношений в традиционном бурятском обществе, которые определяли статус мужчины и женщины, их имущественные и наследственные права, право на развод, наказания за правонарушения. Таким образом, обычное право во многом определило развитие и формирование гендерных отношений в традиционной культуре бурят второй половины XVIII - начала XIX в.

61

1. Базаров, Б. Д. Влияние «Великой Ясы» и буддизма на развитие обычного права бурят : автореф. дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / Б. Д. Базаров. - Чита : Забайкальский государственный педагогический университет, 2001. - 58 с.

2. Залкинд, Е. М. Общественный строй бурят XVIII и первой половины XIX века / Е. М. Залкинд. - Москва : Наука, 1970. - 400 с.

3. Зориктуев, Б. Р. Актуальные проблемы истории монголов и бурят / Б. Р. Зориктуев; ИМБИТ СО РАН. -Москва : Восточная литература, 2011. - 278 с.

4. История Бурятии : в 3 т. Т. II. XVII - начало XX в. - Улан-Удэ : БНЦ СО РАН, 2011. - 624 с.

5. Мункоев. Суд и судопроизводство у бурят до 1917 г. (1940 г.) // // Архив Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. (Общий архивный фонд. Часть I. № 1 - 1000). - Ед. хр. 145., Л. 137.

6. Памятник обычного права бурят XVIII в. // Архив Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. - Ф. 36 (С. П. Балдаев). Оп. 1. Ед. хр. 805. Тетр. 3.

7. Тумурова, А. Т. Обычное право бурят (Селенгинское уложение 1775 года) / А. Т. Тумурова. - Улан-Удэ : БГУ, 2004. - 116 с.

8. Указы царского правительства, Сперанского // Архив Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. -Ф. 36 (С.П. Балдаев). Оп. 1. Ед. хр. 817. Л. 44.

9. Чимитдоржиев, Ш. Б. Кто мы, бурят-монголы? История. Культура. Политика. Буряадай туухэИэ / Ш. Б. Чимитдоржиев; ред. А. Б. Бальжинимаев. - Изд. 3-е. - Улан-Удэ : [б. и.], 2012. - 384 с.

Сдано 25.11.2013

P. B. Zamuraeva

CUSTOMARY LAW IN ORGANIZATION AND DEVELOPMENT GENDER RELATION IN TRADICIONAL CULTURE OF THE BURYATS OF SECOND HALF XVIII - BEGINNING XIX CENTURIES

The article is devoted to development and modification customary law under influence historical process and

law to Russian State. Analyze to influence the customary law in organization gender relation in traditional culture

of the buryats.

Keywords: traditional cutler, customary law, gender relation, statute_

1. Bazarov, B. D. Vliyanie „Velikoy Yasy" i buddizma na razvitie obychnogo prava buryat [Influence of „Great Yasa" and Buddhism on the development of a common right by Buryat people]: autoref. dis. ... on dr. of History degree: 07.00.07 / B. D. Bazarov. - Chita: Trans-Baikal State Pedagogical University, 2001. - 58 p.

2. Zalkind, E. M. Obshchestvenny stroy buryat XVIII i pervoy poloviny XIX veka [Societal order of Buryat people in XVIIIth and the first half of XIXth century] / E. M. Zalkind. - Moscow: Nauka, 1970. - 400 p.

3. Zoriktuev, B. R. Aktualnye problemy istorii monogolov i buryat [Actual problems of Mongolian and Buryat peoples' history] / B. R. Zoritkuev; Institute of Mongolia Culture Studies and Buddhology of Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences. - Moscow: Vostochnaya literatura, 2011. - 278 p.

4. Istoriya Buryatii [History of Buryatia] : in 3 volumes. Vol. II. XVII - nachalo XX v. [XVII - beginning of XX century]. - Ulan-Ude: Buryat Scientific Centre Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 624 p.

5. Munkoev. Sud i sudoproizvodstvo u buryat do 1917 g. (1940 g.) [Court and legal proceedingsby the Buryat people before 1917 (1940)] / Munkoev // Archives of the Centre of Eastern Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolia Culture Studies and Buddhology of Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences. (General Archives Funds. Part I. No. 1. - 1000.) Unit of issue 145. Sheet 137.

6. Pamyatnik obychnogo prava buryat XVIII v. [Monument to common law of Buryat people in XVIII century] // Archives of the Centre of Eastern Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolia Culture Studies and Buddhology of Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences. Fund 36. (S. P. Baldaev). Invent. 1. Unit of issue 805. File 3.

7. Tumurova, A. T. Obychnoe pravo buryat (Selenginskoe ulozhenie 1775 goda) [Common law of Buryat people (Seleginsk code by 1775)] / A. T. Tumurova. - Ulan-Ude: Buryatia State University, 2004. - 116 p.

8. Ukazy tsarskogo pravitel'stva, Speranskogo [Decrees of the tsarist government, Speransky] // Archives of the Centre of Eastern Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolia Culture Studies and Buddhology of Siberia Branch of the Russian Academy of Sciences. Fund 36. (S. P. Baldaev). Invent. 1. Unit of issue 817. File 44.

9. Chimitdorzhiev, Sh. B. Kto my, buryat-mongoly? Istoriya. Kul'tura. Politika. Buryaadaj tuuhehe [Who are we, Buryat-Mongolean people? History. Culture. Politics. Buryaadaj tuuhehe] / Sh. B. Chimitdorzhiev; ed. A. B. Bal'zhinmaev. - 3th ed. - Ulan-Ude: [b. i.], 2012. - 384 p.

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.