ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2015. № 4
Митрохина Татьяна Николаевна,
доктор политических наук, профессор кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия), e-mail: [email protected]
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНЦЕПТА «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» (НА МАТЕРИАЛАХ САЙТА ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА)1
Статья основана на авторском понимании концепта «политический проект» как предлагаемого к производству или производимого политического продукта, характеристики которого задаются представлением субъекта проектирования об идеале гео/политического будущего, целью, оформленной в рациональных терминах, ожиданием определенного эффекта от реализации проекта, объектами внешнего мира, на которые проект направлен, средствами и условиями, предполагаемым результатом, сроками, алгоритмом и каналами реализации проекта. С этой точки зрения в статье проанализированы доклады Изборского клуба — одного из институтов политического проектирования, что позволило выявить некоторые особенности проектного дискурса и тенденции современной российской политики. С одной стороны, в настоящее время сформировалось понимание жизненной необходимости «большого проекта» для России и поиска идентификационных, ценностных, духовных, идеологических оснований стратегических проектов, основанных на национальных интересах. С другой стороны, созданию и реализации политических проектов мешает сформировавшийся и устойчиво воспроизводимый дисбаланс субъектности и объектности современной России в реализации самостоятельных проектных стратегий.
Ключевые слова: политический проект, стратегическое проектирование, проектирование политики, субъекты проектирования, объекты проектной деятельности.
Tatyana Nikolaevna Mitrokhina,
Doctor of Political Science, Professor, Department of History, Philosophy and Political Science, Saratov Socio-Economic Institute, Plekhanov Russian University of Economics (Russia), e-mail: [email protected]
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке РГНФ по проекту № 14-03-00112 «Политические проекты в дискурсивном пространстве современных российских СМИ».
THE EXPLANATORY POWER OF THE CONCEPT OF THE "POLITICAL PROJECT": AN ANALYSIS OF MATERIALS FROM THE WEBSITE OF THE INSTITUTE OF DYNAMIC CONSERVATISM
This article is based on the author's understanding of the concept of "political project" as a proposed or already-producedpolitical product whose characteristics are defined by representations of the ideal of the (geo)political future by the project's subject; by a goal formed in rational terms; by the expectation of a certain effect from the realization of the project; by objects of the external world at which the project is aimed; and by the means and conditions, expected results, timing, algorithms, and channels of project implementation. From this perspective the author analyzes reports of the Izborsk Club — a political project institution - which reveals some of the features of the project discourse and trends in contemporary Russian politics. On the one hand, an understanding has been formed of the vital need for a "big project" for Russia and for the search for identity, values, and the spiritual and ideological bases of strategic projects based on national interests. On the other hand, the formation and realization of political projects has been hindered by the imbalance of subjectivity and objectivity in modern Russia in the implementation of independent project strategies.
Key words: political project, strategic planning, the design ofpolicy, subjects of design, the object design activity.
Организаций, позиционирующих себя в качестве центров политического проектирования, в современной России вполне достаточно. К тому же явно обозначился прагматический интерес российской власти к их экспертно-аналитической продукции. Приходит понимание того, что одним из основополагающих условий выживания России как цивилизации является «своя игра»2, предполагающая реализацию собственных проектов. В то же время управленческая практика по-прежнему свидетельствует о дефиците как проектных стратегий, так и субъектов стратегического проектирования, способных предложить ясные масштабные разработки. Специалистов, всерьез занимающихся стратегическим проектированием политики, работающих на опережение, немного. В контексте западных санкций, к которым Россия оказалась весьма чувствительна, проблема стратегических проектов, а точнее — проблема их отсутствия в управленческой практике современной России и необходимость
2 Другая холодная война. Стратегия для России: Доклад / [Под ред. В.В. Аверьянова] // Изборский клуб. 2014. 23 дек. URL: http://dynacon.ru/content/articles/4409/#a1; Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ: системно-динамическая оценка: Доклад / Под ред. А.А. Нагорного и В.В. Шурыгина // Изборский клуб. 06.02.2013. URL: http://www.izborsk-club.rU/content/articles/995/#v1
возврата к проектно-целевой модели государственного управления приобрела особые остроту, звучание и актуальность3.
Анализ интеллектуальной продукции, производимой организациями, позиционирующими себя в качестве субъектов проектирования политики, позволяет говорить, что в ряде случаев процесс разработки конкретных политических проектов подменяется аналитическими материалами, содержащими информацию скорее прогнозного, нежели проектного характера. Проведенный анализ литературы с акцентом на понятийный аспект проблемы, полная версия которого опубликована ранее4, позволил сделать вывод о том, что в политической науке не сформировались концептуальные основы этой сферы деятельности, несмотря на востребованность технологий политического проектирования. Многочисленные, существенно размытые в смысловом отношении интерпретации терминов «проект», «проектирование», «политический проект» легко подменяются понятиями «прогноз», «план», «модель». Поскольку понятие содержит в себе наиболее характерные признаки объектов одной группы или класса, по которым осуществляется идентификация феномена в политике, и является предметом исследования, требуются некоторые пояснения.
В зависимости от контекста понятие «политический проект» разнообразно трактуется и наполняется порой неопределенным содержанием или вовсе не определяется. Так, например, авторы одного из учебных изданий определяют политические проекты как «любую позитивную деятельность политика, результаты которой используются в публичной политике»5. Это не какая-то особая форма деятельности, утверждают авторы, а специфическая форма интерпретации и использования результатов самой обычной деятельности. Согласно их подходу, «любую деятельность любого человека можно считать политическим проектом»6. Использовать такой подход в практических целях, очевидно, трудно в связи с отсутствием какой-либо специфики. Определяя проект как уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальными и конечными датами7,
3 Папченкова М., Лютова М. Президент Сбербанка Герман Греф предложил реформу госуправления // Ведомости. 2015. 16 февр. URL: http://www.vedomosti.ru/ finance/news/39434591/pravitelstvo-pri-pravitelstve
4 Митрохина Т.Н. Политический проект как категория политической науки // Вестник СГСЭУ. 2015. № 2. С. 117-123.
5 Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2006. С. 458.
6 Там же.
7 Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика. М.: МФПУ «Синергия», 2012.
необходимо конкретизировать «уникальность набора процессов». Исследование теоретико-методологических аспектов управления политическими проектами содержит информацию косвенного характера о сущности проекта в политике, что не является исключением для политической науки8.
Весьма часты подмена понятий и уход в дискуссию о содержательном наполнении совершенно иных терминов. Необоснованно много внимания в научной литературе уделено разграничению таких понятий, как «проект» и «прогноз», хотя общего как у терминов, так и у явлений, очевидно, немного. В дискуссиях по этому поводу в разные периоды участвовали М.Н. Грачев, К.В. Симонов, С.В. Иванова, Д.А. Ежов, А.В. Крутов и др. В целом небесполезные дискуссии тем не менее не внесли ясности в понимание термина «проект», поэтому нет необходимости следовать в этом ключе.
Несколько меньше внимания уделено разграничению понятий «план», «модель» и «проект». Чаще имеет место использование терминов в качестве синонимов. Термины «план» и «проект» употреблены как однопорядковые в определении политического проектирования — создания «целостного, масштабного плана (проекта) деятельности партии как определенной политической силы, осознающей свое место в политическом пространстве страны (мира, региона) и решающей определенные задачи по достижению поставленных политических целей»9. «План» и «проект» поставлены в один ряд, однако без определения и первого, и второго. Более того, определение «политического проектирования как создания проекта» вряд ли может быть полезным в процессе уяснения сущности концепта «политический проект»10.
Отождествление терминов «проект» и «план» — весьма распространенное явление в отечественной науке. К числу наиболее заметных можно отнести определение проекта как «замысла, плана, предпринятого для достижения определенной цели, состоящего из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с распределением необходимых для их осуществления ресурсов — временных, финансовых, организационных и других,
8 ЛистратовК.Е. Управление политическими проектами: теория, методология, реальная политика // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 6. С. 113-116.
9 Иванова С.В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики // Пространство и время. 2011. № 1 (3). С. 190.
10 Концепт — это кластер идей и интерпретаций, формирующийся вокруг понятия, смысл понятия.
с заранее определенными датами начала и окончания всего проекта и каждого его этапа»11.
Очевидно, ставить знак равенства между данными терминами или считать их синонимами можно в каких-то конкретных ситуациях. В целом же соотношение проекта и плана в политике практически такое же, что и плана строительства и проекта какого-либо материально возводимого объекта. Политический проект предполагает многомерность, объемность процесса преобразования действительности, наличие смыслового каркаса в виде целей, ценностей, результатов преобразования действительности, субъектов, на которых направлено воздействие. Неотъемлемым элементом политического проекта является «душа» как совокупность идей, ценностей, носителем которых является субъект проектирования, с позиции которого осуществляется направленное преобразование. План реализации чего-либо, в свою очередь, предполагает линейность, одномерность, определенную последовательность действий, алгоритм реализации проекта, практически лишенный ценностно-идеологической составляющей. В первоначальном смысле термин «план» используется в значении плоскости или в значении порядка действий, направленных на достижение цели. Очевидно, план может быть составной частью непосредственно проекта. Однако могут быть и ситуации, при которых проект может являться частью стратегического плана.
Довольно многочисленны попытки определить термин «проект» посредством совершенно иного в смысловом отношении термина «модель». Если проект представляет собой умозрительно формируемый образ действительности, которую хотелось бы получить в результате, то модель, напротив, — теоретическое упрощение реальности, предпринимаемое, как правило, для более детального изучения этой реальности в целях последующего воздействия на нее. Эта особенность отражена в ставшем уже классикой определении модели как «мысленно представляемой или материально реализованной системе, которая, отображая и воспроизводя объект, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»12.
Автор определения политического проектирования как особого вида политико-управленческой деятельности, направленного
11 Римский В.Л. Политическое проектирование в современной России как перфомансная деятельность // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: Материалы X Международной конференции. Ч. 1. М.: Ленанд, 2013. С. 240.
12 Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. С. 105.
на коррекцию поведения акторов этого процесса и оптимизацию политического развития в будущем, определенно улавливает важную специфическую особенность проекта в политике, делая акцент на направленности воздействия на аудиторию с рационально выстроенной целью13. Впрочем, и другое определение этого же автора с акцентом на пути развития, сформированного на основе оценки исторической предопределенности, реалий актуальной эпохи и особенностей, присущих политической культуре общества, являющееся содержательной основой стратегии развития государства, представляется удачным теоретическим конструктом14. Однако если проект оформлен на основе исторической предопределенности, может ли такой вид деятельности относиться к сфере политического проектирования, предполагающего направленное воздействие на политические процессы с целью изменения действительности и получения заданного результата. Возможно, автором в данном случае имеется в виду востребованность обществом проектируемых изменений политической действительности, их укорененность в общественном сознании.
Определение политического проекта как осознанного пути, ведущего из пункта А в пункт Б, ориентировано на технологическую составляющую процесса реализации проекта как совокупности методов и ресурсов, комплекса организационных мер, операций и приемов, направленных на получение результата при оптимальных затратах15. Однако в целом оно ничего не добавляет для понимания сущности политического проекта, поскольку достаточно универсально и не ориентировано на какую-либо сферу. Политический проект как способ артикуляции большой идеи, в которой уложены настоящие надежды миллионов на будущее, представляет интерес с точки зрения интеграции идеологической и технологической составляющей политического проектирования16. В отличие от других сфер проектирования политические проекты являются не только технологией достижения цели, но и идеологией17. В этой связи определение феномена политического проекта как совокупности
13 Ежов Д.А. Политическое проектирование как способ разработки государственной политики // Труд и социальные отношения. 2010. № 4. С. 124.
14 Ежов Д.А. Дискурс авторитарного и демократического в российском проекте // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2012. № 5-6. С. 144.
15 Проханов А.А. Русский вихрь. М.: Книжный клуб Киновед, 2014. С. 15.
16 Панарин А.С. В поисках Большой идеи // Российская политическая наука: В 5 т. / Под общ. ред. А.И. Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. Т. 5: 1995-2006. С. 609.
17 Митрохина Т.Н. Функциональность политических проектов: технологии уз идеологии? // Власть. 2014. № 10. С. 5-13.
идей, образов и установок, смыслов и значений, (всего того, что сегодня обобщенно именуется дискурсом)18, где акцент существенно смещен в ценностно-идеологическую сферу, может быть вполне функционально с точки зрения эмпирического исследования. При такой расстановке акцентов на первый план политического проектирования выдвигается идея воображаемого политического будущего. Действительно, представления субъектов проектирования об идеальном политическом устройстве неизбежно субъективны. Сознательно или подсознательно политические проекты формируются на основе мировоззрения и ценностных иерархий субъекта или его ближайшего окружения/авторов проекта, соединяя конкретное видение политической реальности (цели) и ценностные идеалы субъекта политического проектирования, составляющие важнейший компонент идеологии.
Автору статьи близко веберовское понимание проекта как рационального действия, в основе которого лежит определенный набор мероприятий с ожиданием определенного поведения предметов внешнего мира и людей, использование этого ожидания в качестве условий или средств достижения рационально поставленной и продуманной цели19. Хотя, очевидно, и оно не дает исчерпывающих ответов на вопросы. Еще более актуальна дефиниция, согласно которой проектирование представляет собой систему действий по обработке социально-информационной неопределенности и «изготовлению» из этой неопределенности особого рода «продуктов» — средств и механизмов социального и ресурсного регулирования, адаптации и сопровождения социально-экономических, антропологических и социоприродных процессов20. Разумеется, «система действий», как и «особого рода продукты», представляются ключевыми элементами данного определения, требующими конкретизации. Однако дальнейшая операционализация составляющих первичной дефиниции возможна лишь в условиях проведения конкретного эмпирического исследования.
Суммируя вышеизложенное, автором статьи сформулировано определение политического проекта как предлагаемого к производству или производимого политического продукта, характеристики которого задаются представлением субъекта проектирования об идеале гео/политического будущего, целью, оформленной
18 Карипов Б.Н. Модели политических изменений в России (вторая половина XIX — начало XX века). М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 11.
19 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 628.
20 Клягин С.В. Политическое проектирование как диалог с будущим // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X Международной конференции. Ч. 1. М.: Ленанд, 2013. С. 41.
в рациональных терминах, ожиданием определенного эффекта от реализации проекта, объектами внешнего мира, на которые проект направлен, средствами и условиями, предполагаемым результатом, сроками, алгоритмом и каналами реализации проекта. Под политическим проектированием понимается деятельность, направленная на создание определенного продукта/объекта, который обладает определенными свойствами и качествами и соответствует субъективно выстроенному пониманию не публично заявленного результата или цели, необходимых для получения и удержания политической власти при заданных ограничениях по ресурсам, срокам и требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
«Политический проект» функционален в процессе интеграции разрозненной информации в проектную конструкцию с целью ее научного осмысления, встраивания в исследовательский контекст и объяснительную модель современной политики. В качестве исходных положений методологического характера принимается во внимание ряд тезисов: современная политика — это сфера борьбы проектов, конкурирующих за управление обществом; политическое проектирование является практикой организации и структурирования политической деятельности, которая приобретает благодаря этому целесообразный и планомерный характер; политическое проектирование является неотъемлемой частью функций, реализуемых политической элитой для получения, удержания и распоряжения властью.
С обозначенных методологических позиций осуществлен анализ интеллектуальной продукции Изборского клуба государственно-патриотической направленности, и в частности проектного дискурса организации, узловые точки которого выявляются с помощью авторского концепта «политический проект». Дискуссионный клуб представляет собой особый организационный формат проектирования политики. Деятельность клуба, по признанию его лидера, направлена на создание идеологии государства в условиях масштабного идеологического и мировоззренческого противостояния. Эксперты клуба, в качестве которых выступают ученые, политики, аналитики, консультанты, советники, занимаются проектированием в сфере национальной безопасности, информационной политики, конструирования идеологий. Экспертные разработки в свободном доступе размещаются на сайте Изборского клуба (www.izborsk-club.ru) и становятся объектом общественного обсуждения. Участие в работе клуба ученых — юристов, политологов, историков, представителей точных и естественных наук, с одной стороны, и практиков — с другой, обеспечивает определенный уровень объективности аналитических материалов и достоверности результатов анализа ситуации за
большой временной отрезок, начиная с советского проекта, а порой и ранее, вплоть до настоящих дней. Это обстоятельство позволило использовать тексты докладов в качестве источниковой базы данного исследования.
В различных контекстах как внешнеполитического, так и внутриполитического проектирования эксперты активно оперируют термином «проект». Внешнеполитические процессы и отношения оцениваются в следующих сентенциях: «объективно усиливается предельно жесткая конкуренция конкретных национальных мобилизационных проектов»21; «происходит обострение негласной, но жесткой конкуренции глобальных военно-стратегических проектов, прежде всего — американского и китайского»; Россия становится конфликтным «полем "встречного боя" сразу нескольких геостратегических проектов, главными из которых являются глобалистский "западный" проект и находящийся в стадии трансформации (трансмутации) российский проект»22; в целом государства ведут борьбу за «место под солнцем», за выживание, занимая не выжидательную, а наступательную позицию, претендуя на роль активно действующих субъектов политики, ведущих борьбу за то, чтобы «править бал». В этих отношениях, по оценкам экспертов, Россия пребывает в роли наблюдателя или зрителя, скорее статиста или объекта, нежели субъекта активно и рационально действующего.
Весьма резонансным из числа реализуемых политических проектов, по мнению экспертов, является салафитский проект, который при поддержке «нефтяных» монархий Саудовской Аравии и стран Персидского залива «формирует и поддерживает экстремистские ваххабитские движения не только в "исламских" регионах России на Северном Кавказе и в Поволжье, но и по всей ее территории»23. Целью этого проекта является «вычленение из состава России "мусульманских" регионов, создание там исламских "амиратов" с "зачисткой" немусульманского населения», противопоставление демографического потенциала миллиардной исламской уммы Китаю, Индии и России, а также другим развивающимся странам «третьего мира». Питательной средой для сил экстремистского толка являются прежде всего залежи остро стоящих, но не решаемых на
21 Аверьянов В.В., Айвазов А.Э., Делягин М.Г. и др. Стратегия «Большого рывка»: Доклад // Изборский клуб. 30.01.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/ articles/976/
22 О конфликтном поле национальных отношений в современной России: Доклад / Под рук. С.Ф. Черняховского // Изборский клуб. 12.02.2014. URL: http://www. izborsk-club.ru/content/articles/2584/
23 Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ: системно-динамическая оценка: Доклад.
протяжении многих лет проблем внутри страны — «коррупция, клановость, деградация образования и социальной сферы в целом, имущественное неравенство, неразвитость производящих секторов экономики и безработица»24.
Немало внимания уделено формам реализации стратегических проектов, в которых Россия выступает объектом проектирования. Относительно новыми являются проекты, реализуемые на основе принципов «управляемого хаоса». Завуалированная самодезорганизация объекта позволяет в целом сохранить его ресурсную базу, зачастую и являющуюся целью инициатора проектного действия. Один из наиболее известных проектов, реализуемых с помощью таких технологий, известен под названием «цветная революция». Идеологическую основу проектов составляет глобальная манипуляция и тотальный контроль в мировом масштабе. Практически проект реализуется с помощью системы согласованных по целям, месту и времени разведывательных, пропагандистских, информационных, психологических акций, направленных на то, чтобы заставить объект проектирования действовать в нужном направлении25. Ключевая роль отводится Интернету и социальным сетям, к контенту которых наиболее чувствительными оказываются молодежные социальные группы. По мнению экспертов, молодежные субкультуры не являются следствием свободного волеизъявления молодежи или признаком развитого гражданского общества, как нередко официально заявляется. Они практически всегда являются «продуктами высокотехнологичных проектов организационного влияния»26. Попытки некоторых стран отключить Интернет во время беспорядков, организация которых ориентирована на молодежные группы, лишь способствуют трансформации проекта «цветных революций» в проекты «революции гаджетов» или проекты «революции социальных сетей», основанные на стелс-технологиях, позволяющих обходить официального интернет-провайдера27.
Цели внешнеполитических проектов, объектом которых становится Россия, многомерны и разномасштабны — от утилитарной борьбы за использование природных ресурсов до смены цивилиза-ционной модели. В каждом конкретном проекте просматривается и более конкретная цель. Цели могут заключаться в «интеграции социума в иной глобальный проект или проекты, с подчинением
24 Там же.
25 Сундеев И.Ю., Овчинский В.С. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологий XXI века: Доклад // Изборский клуб. 26.07.2013. URL: http://www.izborsk-club.rU/content/articles/1466/#1
26 Там же.
27 Там же.
чужим стратегическим интересам», а далее — в появлении принципиально нового субъекта проектирования, контрэлиты, меняющей действующую власть28. Нередко цели проектов выходят за рамки ослабления конкретных стран в рамках геополитической борьбы, смены элит и экономической выгоды и связаны «со сменой циви-лизационной парадигмы» с помощью реализации информационных проектов29.
Субъекты глобальных проектов также зачастую не декларированы открыто, имеют неясные очертания в глазах рядовых граждан. Так, например, субъектами проектирования нередко «назначают» США, Европейский союз или Западные страны. Существуют и еще менее очевидно дефинируемые субъекты проектирования, обозначаемые как «центры всемирной матрицы»30 или «точки сборки» новой реальности, притягивающие к себе гениев и технологии всего мира31. Субъект глобального информационного проекта характеризуют как «цивилизационное лобби»32.
Особенностью проектного дискурса, организованного содержанием докладов Изборскому клубу, является весьма скромная презентация внутриполитических проектов. Характеризуются они как крайне необходимые, но пока находящиеся в стадии либо разработки, либо уже ушедшие в небытие, как, например, советский проект. В проектном дискурсе клуба обращает на себя внимание, что советский проект упоминается в различных контекстах и оценочных суждениях: «развал советского проекта как геополитическая катастрофа XX века», «катастрофа советского национального проекта», «подавляющее большинство конфликтов связаны с крахом советских национального и цивилизационного проектов», «разность и многообразие преодолеваются решением общих проблем и задач в рамках общего проекта, открытого для других общностей — так, как был открыт в нашей истории советский проект». Несмотря на «крах» и «катастрофу» в оценках советского безвозвратно утраченного проекта доминируют позитивные интенции, основанные на терминологических характеристиках, — масштабный, геополитический, цивилизационный, наполненный ценностно-идеологическим содержанием и социальной справедливостью национальный проект.
28 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
29 Черемных К.А., Восканян М.В. Анонимная война. «Новый 1968 год»: мировоззренческое содержание и механизмы революции 2.0: Доклад // Изборский клуб. 27.07.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1468/#1
30 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
31 Калашников М. Зачем создан «Деструктинтерн»? (О смысле новой мировой революции): Доклад // Изборский клуб. 30.01.2014. URL: http://www.izborsk-club. ru/content/articles/2440/
32 Черемных К.А., Восканян М.В. Указ. соч.
Сквозь призму проектного дискурса просматривается одна особенность современной российской политики — образовался своеобразный проектный вакуум — после реализации советского монопроекта практически отсутствуют масштабные проектные разработки и стратегии. В дискурсе отсутствует не только упоминание и обсуждение проектных разработок, но и нередки прямые констатации их отсутствия: «на постсоветском (евразийском) пространстве новая Россия собственного геополитического проекта не предложила»33. Не предложила она большого политического проекта и внутри страны. Одновременно с многочисленными проектами, реализуемыми извне в отношении России, сама Россия «во многом утратила геостратегический потенциал, необходимый для адекватного существующим угрозам ответа, включая военно-промышленную, научно-технологическую, мобилизационную и информационно-финансовую составляющие34. Более двадцати лет Россия занимала благодушную позицию «уклонения» от прямых вызовов, бросаемых ей внешними силами, аргументируя политику тем, что «у России нет сил и ресурсов для эффективного противостояния и энергичной защиты своих интересов не только перед более развитыми странами Запада и США, но и перед другими своими соседями»35.
В то же время Россия непрерывно «является объектом внешней агрессии, экспансии и давления с определенными далеко негуманными целями. Практика как надежный критерий истины убеждает в очередной раз, что если государство не выступает субъектом самостоятельных проектных стратегий, оно становится объектом воздействия, судьбу которого решают другие амбициозные субъекты большого проектирования»36. Число желающих «избавить Россию от "имперского бремени"», от «проектной составляющей национального бытия», от «русского цивилизационного проекта» или «собственного миропроекта» весьма велико37. Примером тому служит «болотный проект» 2011/2012 г., представлявший собой во многом спланированную и подогретую извне акцию38. Наступа-
33 Ивашов Л.Г. Справедливость и безопасность. Базовые ценности евразийской интеграции: Доклад // Изборский клуб. 29.05.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/ content/articles/1301/
34 Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ: системно-динамическая оценка: Доклад.
35 Там же.
36 Восканян М.В., Кобяков А.Б., Черемных К.А. Линии раскола в российском обществе. Аналитический доклад // Изборский клуб. 31.05.2014. URL: http://www. izborsk-club.ru/content/articles/3264/#a1
37 О конфликтном поле национальных отношений в современной России: Доклад.
38 Овчинский В.С., Ларина Е. Холодная война 2.0: Доклад // Изборский клуб. 11.11.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/4224/
тельную позицию занимает мировой «центр силы» — салафит-ский проект39. Нередко НАТО рассматривается как «чрезвычайно удачный геополитический проект США и Великобритании»40 не только времен холодной войны, но и в современности, нацеленный на противоборство, приращение собственного потенциала за счет ослабления российского центра силы. Когда же речь заходит о реально состоявшихся проектах или реализуемых в настоящее время, Россия позиционируется прежде всего в качестве объекта воздействия.
Определенный разворот российской политики в ее ценностно-целевом измерении от идеологических установок на «сближение с Западом» к сохранению собственных традиций, обоснованию самобытности, исключительности, бережному отношению к культуре православия был обозначен уже в мюнхенской речи 2007 г.41 Однако попытки России действовать сообразно своим геостратегическим интересам сразу же встретили жесткое сопротивление внешних сил. Так, например, развиваются события, связанные с реализацией проекта евразийской интеграции42, демонстрирующего отказ России от игры по западным правилам и разворот в евразийское пространство, к евразийским традициям и культурным приоритетам43. Реализация интеграционного проекта на начальном этапе осложнилась коллективными усилиями западных стран, обозначивших собственные интересы и проекты по охвату евразийского континента вниманием и «заботой».
Проект евразийской интеграции многократно определяется в качестве стержня внутреннего развития. Реализации проекта придается большое значение с точки зрения идеологии общих дел и консолидации общества на постсоветском пространстве. Однако при этом подчеркивается, что без ценностно-идеологической и мировоззренческой основы с одной лишь выраженной экономической составляющей евразийский проект останется «неактуальным для жителей огромного евразийского пространства»44. Этот тезис отчасти можно оспорить, поскольку идея достижения общего блага и совместных усилий по повышению уровня жизни может быть вполне
39 Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ: системно-динамическая оценка: Доклад.
40 Другая холодная война. Стратегия для России: Доклад.
41 Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Мюнхен, 10 февраля 2007 г. // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/putin/01.php
42 Глазьев С.Ю. Настоящее и будущее евразийской интеграции: Доклад // Из-борский клуб. 29.05.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
43 Ивашов Л.Г. Указ. соч.
44 Восканян М.В., Кобяков А.Б., Черемных К.А. Указ. соч.
конструктивной в плане усиления реинтеграции постсоветского пространства. Легитимация гео/политического проекта экономическими успехами является одной из наиболее устойчивых. К тому же идеологическим основанием проекта в определенной мере служит ностальгически-позитивное отношение к совместному прошлому. СССР распался, однако влияние человеческого фактора в виде сформированной ментальности сохраняется. Ментальность — более тонкая и консервативная субстанция по сравнению с формальными структурами, которые можно изменить одним лишь «росчерком пера». Важным компонентом проекта евразийской интеграции является опора на сложившиеся на территории совместного проживания традиции мультикультурализма. В перспективе он должен стать основой формирования цивилизационного полюса притяжения и центром социальной харизмы45. В целом же стоит согласиться с тем, что в случае более значимой духовной составляющей он может стать по-настоящему большим проектом развития евразийского региона. Принципиально важно, чтобы формирующийся Евразийский союз «явил миру» альтернативный проект и систему ценностей, которые учитывали бы, с одной стороны, традиции народов, его населяющих, а с другой стороны, позитивный и негативный опыт других интеграционных проектов и политических центров силы.
Однако противодействие России и ее интегративным инициативам в рамках евразийского проекта достаточно велико. Для политической сферы и межгосударственных отношений это вполне нормально, поскольку каждое государство защищает свои национальные интересы. В этой связи перед Россией стоит действительно непростая задача. Длительное отсутствие на постсоветском пространстве российских национальных интересов и геополитических проектов привело к тому, что многие союзные республики, а далее — самостоятельные государства «наперегонки устремились на Запад, попали в проекты других цивилизаций в качестве объектов переиндентификации по западным стандартам»46. С ними предстоит конкурировать, предлагая более достойные, содержательные, значимые и привлекательные проекты.
В проектном дискурсе клуба прочитываются и потенциальные субъекты проектирования внутри страны. Их возможности становятся очевидны из таких оценочных суждений, как: «дефицит стратегической субъектности в российской элите»47, «подвергнутые селекции элиты утрачивают проектное мышление, ограничивая пла-
45 Глазьев С.Ю., Батчиков С.А., Кобяков А.Б. Встать в полный рост: Доклад // Из-борский клуб. 23.11.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru//content/articles/4273/#a1
46 Ивашов Л.Г. Указ. соч.
47 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
нирование промежутками от одного внешнего кредита до другого», «трансформация курса уже намечена Президентом»48. По оценкам экспертов, «целевая функция большей части правящего класса связана с вывозом собственных капиталов за рубеж»49. Совсем плохо обстоят дела «с системной проектностью России»50. Государство на уровне страны не предложило проекта общей идентичности, хотя, очевидно, находится в поиске51. Однако именно государство обладает легитимным правом, практически монополией на разработку и реализацию различных политических проектов. К тому же «без мобилизующей функции государства не обойтись», особенно в области рекрутирования элиты, подбора и расстановки кадров52. При всем том, что разрабатывать и реализовывать политические проекты может ограниченный круг элиты высшего уровня, эксперты клуба в качестве субъекта проектирования вообще видят лишь одного человека, от политической воли которого зависит ценностное содержание и идеологическая направленность стратегического проектирования.
В условиях конфронтации глобальных/национальных проектов «категорическим императивом»53 сохранения России становится смена курса развития. В этой связи экспертами детально прорабатывается и обосновывается необходимость успешной реализации не только проекта евразийской интеграции, но и модернизационного проекта. Ситуация в стране оценивается в терминах «системного кризиса», «неэффективного государственного механизма, не отвечающего вызовам», «угрожающих масштабов российской коррупционной системы, которую невозможно гибко и мягко демонтировать», «конфликта между державной риторикой и тем, что эта риторика не реализуется на практике», смешением в сознании госаппарата таких понятий, как «служение» и «кормление»54. В качестве «лекарственного» препарата предлагается проект большого рывка, стратегического прорыва, чрезвычайный мобилизационный проект. Идеологической основой проекта должна стать консолидация социума вокруг общих целей развития, достижения национального согласия на основе нравственной идеологии общего дела и общего блага, формирования духовной мотивации, построения общества
48 Черемных К.А., Восканян М.В. Указ. соч.
49 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
50 Момент истины: Россия и санкции Запада: Доклад / Под рук. С.Ю. Глазьева // Изборский клуб. 26.04.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/ articles/3398/#a1
51 Восканян М.В., Кобяков А.Б., Черемных К.А. Указ. соч.
52 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
53 Момент истины: Россия и санкции Запада: Доклад / Под рук. С.Ю. Глазьева.
54 Стратегия «Большого рывка»: Доклад.
созидания, солидарности и справедливости. Многие общественные противоречия могут быть преодолены решением общих задач или проблем на основании общих целей в рамках общего проекта55.
Методология, основанная на концепте «политический проект», позволяет структурировать информационное пространство и интерпретировать российскую политику в терминах, реализуемых субъектами проектирования политических проектов. Российская политика со времени реализации советского проекта в целом претерпела существенные изменения: от системной монопроектности и реализации советского/цивилизационного/национального проекта через полную утрату в 1990-е гг. государственных масштабных проектов, основанных на национальных интересах, к современному пониманию жизненной необходимости «большого проекта» для России и поиску идентификационных, ценностных, духовных, идеологических оснований стратегических проектов, основанных на национальных интересах.
Субъекты политического проектирования, в качестве которых выступает узкая/закрытая группа элиты, также претерпели существенные изменения. Претензии на реализацию масштабных и амбициозных гео/политических проектов более выражены у старшей возрастной группы и существенно снижены у более молодых представителей политической элиты. Геополитические амбиции российской политической элиты по сравнению с серединой 1990-х гг. существенно снизились. В целом проектные возможности российской элиты оцениваются не слишком высоко в силу существующей длительное время системы подбора и расстановки кадров по ключевым позициям. Оппозиционная элита в исследуемом дискурсе не представлена в качестве самостоятельного субъекта проектирования вовсе. Региональная элита интегрирована во властную вертикаль и не является самостоятельным субъектом проектирования. В целом очевиден недостаток субъектов, способных предложить стратегические проекты с ясными ценностями, близкими и понятными большинству граждан. Еще больший недостаток ощущается в субъектах, способных в интересах государства реализовать такие проекты.
В глобальном масштабе проектирование и реализация политических проектов являются весьма востребованными практиками стратегического управления современными политическими процессами. Внешнеполитические проекты реализуются в более конкурентных условиях, потому что сталкиваются с серьезным сопротивлением всех политических сил, имеющих выраженные геополитические и
55 О конфликтном поле национальных отношений в современной России: Доклад.
национальные интересы. Способность к проектированию наиболее жестко тестируется событиями внешнеполитического уровня. Политика трансформируется в сферу конкуренции проектов, борющихся за управление обществом, ставкой которого является контроль над его производством, власть над его будущим не только на внутриполитическом уровне, но и во внешнеполитической среде. Ярче всего эта особенность проявляется во внешнеполитических отношениях. На фоне обострения конкуренции национальных проектов Россия лишь приступила к оформлению собственного большого проекта.
В целом полученные результаты свидетельствуют о сформировавшемся и устойчиво воспроизводимом дисбалансе субъектности и объектности современной России в реализации самостоятельных проектных стратегий. Россия является объектом политического проектирования, цели которого разнообразны, но далеки от гуманных, что вполне естественно в условиях жесткой конкуренции. В качестве субъекта разработки и реализации проектных стратегий Россия надолго «выпала из обоймы», не оценив, а потому легко утратив с трудом завоеванные позиции государства, правопреемником которого стала. Возвращать утраченные позиции много тяжелее, нежели их терять.
ЛИТЕРАТУРА
Аверьянов В.В., Айвазов А.Э., Делягин М.Г. и др. Стратегия «Большого рывка»: Доклад / В.В. Аверьянов, А.Э. Айвазов, М.Г. Делягин, С.Ю. Глазьев, М. Калашников, А.Б. Кобяков, А.А. Нагорный, Ш.З. Султанов, А.И. Фурсов, К.А. Черемных // Изборский клуб. 30.01.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/976/
Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-644.
Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ: системно-динамическая оценка: Доклад / Под ред. А.А. Нагорного и В.В. Шурыгина // Изборский клуб. 06.02.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/995/#v1
Восканян М.В., Кобяков А.Б., Черемных К.А. Линии раскола в российском обществе. Аналитический доклад // Изборский клуб. 31.05.2014. URL: http://www. izborsk-club.ru/content/articles/3264/#a1
Глазьев С.Ю. Настоящее и будущее евразийской интеграции: Доклад // Изборский клуб. 29.05.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
Глазьев С.Ю., Батчиков С.А., Кобяков А.Б. Встать в полный рост: Доклад // Изборский клуб. 23.11.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru/Zcontent/ articles/4273/#a1
Другая холодная война. Стратегия для России: Доклад / [Под ред. В.В. Аверьянова] // Изборский клуб. 23.12.2014. URL: http://dynacon.ru/content/ articles/4409/#a1
Ежов Д.А. Дискурс авторитарного и демократического в российском проекте // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2012. № 5-6. С. 143-151.
Ежов Д.А. Политическое проектирование как способ разработки государственной политики // Труд и социальные отношения. 2010. № 4. С. 121-125.
Иванова С.В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики // Пространство и время. 2011. № 1 (3). С. 188-193.
Ивашов Л.Г. Справедливость и безопасность. Базовые ценности евразийской интеграции: Доклад // Изборский клуб. 29.05.2013. URL: http://www.izborsk-club. ru/content/articles/1301/
Калашников М. Зачем создан «Деструктинтерн»? (О смысле новой мировой революции): Доклад // Изборский клуб. 30.01.2014. URL: http://www.izborsk-club. ru/content/articles/2440/
Карипов Б.Н. Модели политических изменений в России (вторая половина XIX — начало XX века). М.: Издательство Московского университета, 2010.
Клягин С.В. Политическое проектирование как диалог с будущим // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций. Материалы X Международной конференции. Ч. 1. М.: Ленанд, 2013.
ЛистратовК.Е. Управление политическими проектами: теория, методология, реальная политика // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 6. С. 113-116.
Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Политические технологии. М.: Русская панорама, 2006.
Митрохина Т.Н. Политический проект как категория политической науки // Вестник СГСЭУ. 2015. № 2. С. 117-123.
Митрохина Т.Н. Функциональность политических проектов: технологии vs идеологии? // Власть. 2014. № 10. С. 5-13.
Момент истины: Россия и санкции Запада: Доклад / Под рук. С.Ю. Глазьева // Изборский клуб. 26.04.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/ articles/3398/#a1
О конфликтном поле национальных отношений в современной России: Доклад / Под рук. С.Ф. Черняховского // Изборский клуб. 12.02.2014. URL: http://www. izborsk-club.ru/content/articles/2584/
Овчинский В.С., Ларина Е. Холодная война 2.0: Доклад // Изборский клуб. 11.11.2014. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/4224/
Панарин А.С. В поисках Большой идеи // Российская политическая наука: В 5 т. / Под общ. ред. А.И. Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. Т. 5: 1995-2006. С. 607-613.
Папченкова М., Лютова М. Президент Сбербанка Герман Греф предложил реформу госуправления // Ведомости. 2015. 16 февр. URL: http://www.vedomosti. ru/finance/news/39434591/pravitelstvo-pri-pravitelstve
Проханов А.А. Русский вихрь. М.: Книжный клуб Киновед, 2014. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Мюнхен, 10 февраля 2007 г. // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/putin/01.php
Римский В.Л. Политическое проектирование в современной России как перфомансная деятельность // Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: Материалы X Международной конференции. Ч. 1. М.: Ленанд, 2013.
СооляттэА.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика. М.: МФПУ «Синергия», 2012.
Сундеев И.Ю., Овчинский В.С. Организационное оружие: функциональный генезис и система технологий XXI века: Доклад // Изборский клуб. 26.07.2013. URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1466/#1
Черемных К.А., Восканян М.В. Анонимная война. «Новый 1968 год»: мировоззренческое содержание и механизмы революции 2.0: Доклад // Изборский клуб. 27.07.2013. URL: http://www.izborsk-club.rU/content/articles/1468/#1 Штофф В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.
REFERENCES
Aver'ianov, V. V. (ed.) "Drugaia kholodnaia voina. Strategiia dlia Rossii: Doklad," Izborskii klub, 23.12.2014, URL: http://dynacon.ru/content/articles/4409/#a1
Aver'ianov, V. V.; Aivazov A. E.; Deliagin M. G. et. al. "Strategiia 'Bol'shogo ryvka': Doklad," Izborskii klub, 30.01.2013, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/ articles/976/
Cheremnykh, K. A.; Voskanian, M. V. "Anonimnaia voina. 'Novyi 1968 god': mirovozzrencheskoe soderzhanie i mekhanizmy revoliutsii 2.0: Doklad," Izborskii klub,
27.07.2013, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1468/#1 Cherniakhovskii, S. F. "O konfliktnom pole natsional'nykh otnoshenii v
sovremennoi Rossii: Doklad," Izborskii klub, 12.02.2014, URL: http://www.izborsk-club. ru/content/articles/2584/
Ezhov, D. A. "Diskurs avtoritarnogo i demokraticheskogo v rossiiskom proekte," Poisk: Politika. Obshchestvovedenie. Iskusstvo. Sotsiologiia. Kul'tura, No. 5-6, 2012, pp. 143-151.
Ezhov, D. A. "Politicheskoe proektirovanie kak sposob razrabotki gosudarstvennoi politiki," Trud i sotsial'nye otnosheniia, No. 4, 2010, pp. 121-125.
Glaz'ev, S. Iu. "Moment istiny: Rossiia i sanktsii Zapada: Doklad," Izborskii klub,
26.04.2014, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/3398/#a1
Glaz'ev, S. Iu. "Nastoiashchee i budushchee evraziiskoi integratsii: Doklad," Izborskii klub, 29.05.2013, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/1299/
Glaz'ev, S. Iu.; Batchikov, S. A.; Kobiakov, A. B. "Vstat' v polnyi rost: Doklad," Izborskii klub, 23.11.2014, URL: http://www.izborsk-club.ru//content/articles/4273/#a1 Ivanova, S. V. "O politicheskom proektirovanii i proektnoi deiatel'nosti v sfere politiki," Prostranstvo i vremia, No. 1 (3), 2011, pp. 188-193.
Ivashov, L. G. "Spravedlivost' i bezopasnost'. Bazovye tsennosti evraziiskoi integratsii: Doklad," Izborskii klub, 29.05.2013, URL: http://www.izborsk-club.ru/ content/articles/1301/
Kalashnikov, M. "Zachem sozdan 'Destruktintern'? (O smysle novoi mirovoi revoliutsii): Doklad," Izborskii klub, 30.01.2014, URL: http://www.izborsk-club.ru/ content/articles/2440/
Karipov, B. N. Modelipoliticheskikh izmenenii v Rossii (vtoraiapolovinaXIX— nachalo XX veka). Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2010.
Kliagin, S. V. "Politicheskoe proektirovanie kak dialog s budushchim," Politiches-koeproektirovanie vprostranstve sotsial'nykh kommunikatsii. Materialy XMezhduna-rodnoi konferentsii, Vol. 1. Moscow: Lenand, 2013.
Listratov, K. E. "Upravlenie politicheskimi proektami: teoriia, metodologiia, real'naia politika," Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12. Politicheskie nauki, No. 6, 2007, pp. 113-116.
Malkin, E. B.; Suchkov, E. B. Politicheskie tekhnologii. Moscow: Russkaia panorama, 2006.
Mitrokhina, T. N. "Funktsional'nost' politicheskikh proektov: tekhnologii vs ideologii?" Vlast', No. 10, 2014, pp. 5-13.
Mitrokhina, T. N. "Politicheskii proekt kak kategoriia politicheskoi nauki," Vestnik SGSEU, No. 2, 2015, pp. 117-123.
Nagornyi, A. A.; Shurygin, V. V. (eds.) "Voennaia reforma kak sostavnaia chast' kontseptsii bezopasnosti RF: sistemno-dinamicheskaia otsenka: Doklad," Izborskii klub,
06.02.2013, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/995/#v1 Ovchinskii, V. S.; Larina, E. "Kholodnaia voina 2.0: Doklad," Izborskii klub,
11.11.2014, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/4224/
Panarin, A. S. "V poiskakh Bol'shoi idei," Rossiiskaiapoliticheskaia nauka, vol. 5, ed. A. I. Solov'eva. Moscow: ROSSPEN, 2008, pp. 607-613.
Papchenkova, M., Liutova, M. "Prezident Sberbanka German Gref predlozhil reformu gosupravleniia," Vedomosti, 2015, 16 Feb. URL: http://www.vedomosti.ru/ finance/news/39434591/pravitelstvo-pri-pravitelstve
Prokhanov, A. A. Russkii vikhr'. Moscow: Knizhnyi klub Kinoved, 2014. Putin, V. V. "Vystuplenie i diskussiia na Miunkhenskoi konferentsii po voprosam politiki bezopasnosti. Miunkhen, 10 fevralia 2007 goda," Biblioteka Gumer, URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/putin/01.php
Rimskii, V. L. "Politicheskoe proektirovanie v sovremennoi Rossii kak per-fomansnaia deiatel'nost'," Politicheskoe proektirovanie v prostranstve sotsial'nykh kommunikatsii: Materialy X Mezhdunarodnoi konferentsii, vol. 1. Moscow: Lenand, 2013.
Sooliatte, A. Iu. Upravlenie proektami v kompanii: metodologiia, tekhnologii, praktika. Moscow: MFPU «Sinergiia», 2012.
Stoff, W. A. Modelirovanie i filosofiia. Moscow: Nauka, 1966. Sundeev, I. Iu.; Ovchinskii, V. S. "Organizatsionnoe oruzhie: funktsional'nyi genezis i sistema tekhnologii XXI veka: Doklad," Izborskii klub, 26.07.2013, URL: http:// www.izborsk-club.ru/content/articles/1466/#1
Voskanian, M. V.; Kobiakov, A. B.; Cheremnykh K. A. "Linii raskola v rossiiskom obshchestve. Analiticheskii doklad," Izborskii klub, 31.05.2014, URL: http://www.izborsk-club.ru/content/articles/3264/#a1
Weber, M. "Osnovnye sotsiologicheskie poniatiia," Weber, M. Izbrannye proizvedeniia. Moscow: Progress, 1990, pp. 602-644.