ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА
Давыдова М. Л.1
ОБУЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В РОССИИ И США: К ВОПРОСУ ОБ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ
Me:
- What do you mean saying "professional skills of a lawyer"? Give me a list: we must teach students how to write, how to speak...
Arnold M. Weiner, attorney at law, Law offices of Arnold M. Weiner, Baltimore, Maryland:
- No. Only how to think.
(From personal conversation)
Я:
- Что Вы подразумеваете, говоря «профессиональные навыки юриста»? Перечислите: мы должны научить студентов писать, говорить.
Арнольд М. Вейнер, адвокат, Юридический офис Арнольда М. Вейнера, Балтимор, Мериленд:
- Нет. Только думать.
(Из личной беседы)
Принято считать, что технологии обучения юристов в разных странах совершенно различны. Существует обилие формальных критериев для сравнения образовательных систем (сроки обучения, общий объем учебных
1 Давыдова Марина Леонидовна - доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного муниципального права Волгоградского государственного университета.
В статье автор размышляет о различиях, существующих между российской и американской традициями профессионального юридического образования, приходя к выводу о том, что, несмотря на специфические формы, методы, технологии обучения юриста, определяющие черты юридической профессии всегда задают конечную цель этого обучения - формирование профессионального юридического мышления.
Ключевые слова: юридическая профессия, профессиональное юридическое образование, обучение юриста, профессиональное юридическое мышление
Dr. Davydova Marina L. Training of a lawyer in Russia and USA: about the universal basis.
In the article the author reflects on the distinctions between the Russian and American traditions of professional juridical education, coming to conclusion that, in spite of specific forms, methods, technologies of training of a lawyer, the specific features of juridical profession, always define the final purpose of this training - making of professional legal thinking.
Keywords: juridical profession, professional juridical education, training of a lawyer, professional legal thinking.
часов, наименование специализации, номенклатура учебных дисциплин, формы и методы педагогического контроля и т.п.1'. Как правило, многие из таких формальных различий 2 указывают на отличие содержательное: западно-европейские и российские вузы отличаются фундаментальной теоретической подготовкой юристов, а американская система юридического образования ориентирована на практическое применение права3' Причины подобных различий, вне всякого сомнения, коренятся в особенностях национальных правовых систем, требующих от юриста реализации тех или иных специфических профессиональных навыков.
Открытым при этом остается вопрос о наличии общих, универсальных черт юридической профессии и, соответственно, профессионального обучения юриста в странах, принадлежащих к разным правовым семьям.
Методологическое значение имеет здесь понимание самой юридической профессии. Не секрет, что профессиональная деятельность юриста неоднородна по субъектному составу, сферам приложения, правовым режимам осуществления, что дает иногда исследователям основания для сомнений в правомерности существования самого понятия «юридическая профессия» как отражающего некий внутренне единый феномен. В научной литературе в качестве признаков данной профессии выделяют следующие:
- ее сущность заключается в обеспечении механизма правового регулирования;
- содержание составляют профессиональные действия, как правило, влекущие юридические последствия;
- предметом профессиональной деятельности юристов является поведение людей;
1 Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2011. С. 155.
2 Подробную сравнительную характеристику систем юридического образования России, США, Франции и Германии дает К.Осакве (Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002. С. 113-124).
3 Левитан К.М. Сравнительно-педагогический анализ содержания профессиональной подготовки юристов в российских и зарубежных вузах // Российское юридическое образование в условиях интеграции в европейское и мировое образовательное пространство: Материалы Всероссийской учебно-методической конференции. Екатеринбург, 2004. С. 37.
- целью - установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка;
- средствами юридического труда выступают нормативные и индивидуальные правовые предписания, иной инструментарий юридической техники;
- специфические способы осуществления профессиональных действий, образуют технологию юридической деятельности;
- формы профессионально-юридической деятельности подразделяются на внешние (принимаемые юристами документы) и внутренние (процессуальная
форма)1'
Нетрудно заметить, что в подобной интерпретации понятие юридической профессии приобретает описательный характер и сводится к перечислению отдельных элементов или признаков, не объединенных каким-либо системным качеством. Действительно, очень существенны различия в деятельности юристов в сферах правотворчества и правоприменения; серьезно дифференцированы по содержанию, целям и способам многие специальности юридической профессии; совершенно различны по целевой направленности действия юристов, функционирующих в сферах частного и публичного права. Например, признак особой социальной ответственности юриста за свою деятельность2 или утверждение о том, что целью любой юридической деятельности является повсеместное установление законности, применительно ко всем представителям этой профессии можно рассматривать лишь как пожелание, хотя бы потому что в сфере частного права приоритетное значение имеет защита частного интереса (безусловно, интерес этот должен быть защищен законными средствами, но сам он при этом зачастую не согласуется с интересами общественными или государственными).
Еще больше различий обнаруживается при обращении к вопросу об особенностях юридической профессии в странах, принадлежащих к различным правовым семьям. Так, если в США юридическая профессия
1 Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. - М.: Проспект, 2011. - С. 49-63.
2 Соколов Н.Я. Указ. соч. С. 56.
унифицирована, что создает горизонтальную мобильность между ее ветвями 1 , то во Франции, наоборот, вообще нет общего понятия «юридическая профессия», которое объединяло бы всех юристов. Каждая категория юристов (адвокаты, нотариусы, судьи и т.д.) образует здесь свою профессию с соответствующей процедурой лицензирования, системой подготовки новых членов, этическими нормами, дисциплинарной ответственностью, поэтому применительно к французскому праву правильнее говорить о разных юридических профессиях*
Конкретное число специальностей юридической профессии - это предмет отдельной дискуссии. Так, К.Осакве говорит всего о восьми ветвях, образующих структуру юридической профессии (включая профессии научного исследователя и преподавателя права)Т.В.Кашанина, наоборот замечает, что перечень видов профессий всегда останется открытым, т.к. специализация юридической деятельности будет возрастать в связи с усложнением общественной жизни4'
Несмотря на такое многообразие, можно констатировать, что признаки, характерные для любой юридической специальности и претендующие на роль некоего системного качества профессии юриста, все-таки существуют. По нашему мнению, их два.
Первым и наиболее значимым является наличие профессионального юридического мышления. Как представляется, роль юридического образования заключается, в первую очередь, не в передаче определенного количества информации, воспринимаемой субъектом, а в формировании у него особого способа восприятия этой информации. В качестве основного средства профессионального мышления юриста выступает юридическая конструкция, благодаря которой каждое понятие, категория, правовое явление рассматривается как сложное структурное образование, состоящее из набора юридически значимых элементов или признаков 5. По меткому
1 Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002. С. 125.
2 Там же. С. 128-129.
3 Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М., 2002. С. 125.
4 Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007. С. 84.
5 Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009. - С. 153.
замечанию Н.М.Коркунова, «основной прием юридической конструкции заключается в том, что отношения юридические, существующие между людьми, объективируются, рассматриваются как самостоятельные существа, возникающие, изменяющиеся в течение своего существования и, наконец, прекращающиеся»Конструкции являются основной, но не единственной категорией, отражающей специфику профессионального юридического мышления.
Помимо этого, мышление юриста характеризуется существованием определенной парадигмы, задающей базовые установки сознания -правовые аксиомы. Именно юридическое обучение обеспечивает усвоение важнейших ценностей, признаваемых в рамках юридической парадигмы безусловными истинами и служащих идейной основой профессионального мышления. Многие из этих истин известны еще со времен римского права (Ius est ars boni et aequi - право есть искусство добра и справедливости; Lex est quod populus iubet atque constituit - закон это то, что народ приказывает и устанавливает; Qui suo iure utitur, neminen laedit - кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьих интересов; Audiatur et altera pars - пусть будет выслушана и другая сторона; Cuius commodum, eius cericulum - чья выгода, того и риск; Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat - истец должен доказать свой иск; Um nulla est obligatio - обязательство исполнить невозможное ничтожно; Iura novit curia - суд знает законы; Manifestum non eget probatione - очевидное не нуждается в доказательствах). Далеко не всегда подобные положения выглядят бесспорными, с точки зрения обыденного сознания, но для профессионального сознания они составляют основу «системы координат». Срабатывает «эффект парадигмы»: то, что совершенно очевидно для приверженцев одной парадигмы, может быть скрыто от тех, кто придерживается иной2. «Глубоко укоренившиеся в нас
1 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 2-е изд. СПб, 2004. - С. 427.
2 Баркер Дж. Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире / Пер. с англ. Т.Гутман. М., 2007. С. 74-75.
ментальные модели определённым образом организуют наше восприятие мира... Это нечто вроде встроенных в наши глаза и мозг фильтров» ''
Итак, именно наличие профессионального мышления, по нашему мнению, делает юриста юристом, и именно сформированность такого мышления в процессе юридического обучения обусловливает внутреннюю готовность выпускника к профессиональной деятельности. Это, однако, не гарантирует еще его практическую способность осуществлять эту деятельность. Кроме внутреннего основания принадлежности к профессии (юридического мышления), необходимо и внешнее основание - владение практическими приемами и способами профессиональной деятельности -юридической техникой.
Юридическая техника - это, в первую очередь профессиональный инструментарий, умения и навыки, позволяющие практически применять юридические знания2' Владение ею принято рассматривать как грамотность юриста, основу его профессионализма, выступающую гарантией профессионального успеха. Навыки составления документов, интерпретации юридических текстов, аргументации своей правовой позиции необходимы любому юристу, независимо от конкретной специальности и сферы деятельности. И именно такие навыки должны, в первую очередь, отрабатываться в процессе обучения.
Не секрет, что американская система юридического образования в гораздо большей степени ориентирована на формирование подобных профессиональных компетенций, чем российская. Целый ряд курсов, изучаемых американскими студентами, имеет ярко выраженную технико-юридическую направленность. Вот лишь некоторые примеры учебников: «Процесс юридического исследованиям «Юридическое исследование и цитированием «Проектирование закона в двух словах»,• «Читать как юрист: времясберегающие стратегии экспертного чтения закона», «Письмо и анализ в праве»; «Академическое юридическое письмо», «Где находится право:
1 ОКоннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Пер. с англ. 2-е изд. М., 2008. С. 82.
2 Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009. С. 127.
введение в перспективное юридическое исследование»1 / Независимо от того, имеют ли подобные курсы общеправовую направленность или ориентированы на конкретные отраслевые вопросы (например, «Техники налогового исследования» 2 ), они представляют собой практические руководства, как правило, снабженные упражнениями и другими материалами, помогающими освоить и отработать соответствующие профессиональные компетенции.
В России подобные практические пособия и справочники традиционно издаются с расчетом на действующих юристов3, хотя в последние годы все больше стало появляться пособий, обеспечивающих вузовские учебные курсы4. В настоящее время процесс внедрения в учебный цикл технико-юридической составляющей активизировался в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. В частности, в нем закрепляется перечень общекультурных и профессиональных компетенций, конкретных практических навыков, которыми должен обладать выпускник. Изменяется соотношение количества часов, отводимых на
1 Schmedemann, Deborah A., The Process of Legal Research / by Deborah A. Schmedemann, Matthew P. Downs, Ann I. Bateson, Susan L. Catterall, Christina L. Kunz. Aspen Publishers. New York, 2005.; Teply, Larry L., Legal Research and Citation / by Larry L. Teply. West Group. St.Paul, Minn., 1999.; Haggard, Thomas R., Legal Drafting in a nutshell / by Thomas R.Haggard. West Publishing Co. St.Paul, Minn., 1996; McKinney, Ruth Ann, Reading like a lawyer: time-saving strategies for reading law like an expert / by Ruth Ann McKinney. Carolina Academic Press. Durham, North Carolina, 2005; Shapo, Helene S., Walter, Marlin R., Fajans, Elizabeth, Writing and Analysis in the law / by Helene S. Shapo, Marlin R. Walter, Elizabeth Fajans. Foundation Press. New York, 2003; Volokh, Eugene, Kozinski, Alex, Academic Legal Writing: law review articles, student notes, seminar papers, and getting on law review / by Eugene Volokh with foreword by judge Alex Kozinski. Foundation Press. New York, 2005; Armstrong, J.D.S., Knott, Christopher A., Where the Law is: an introduction to advanced legal research / by J.D.S. Armstrong, Christopher A. Knott. 2007;
2 Gardner, Robert L., Stewart, Dave N., Worsham, Ronald G., Jr., Tax Research Techniques / by Robert L. Gardner, Dave N. Stewart, Ronald G. Worsham, Jr. American Institute of Certified Public Accountants, Inc. New York, 2003.
3 Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А.Воскобитовой, И.Н.Лукьяновой, И.П.Михайловой. М., 2006; Васильева Т.А. Как написать закон. М., 2011; Воробьева О. Составление договора: техника и приемы. М, 2011; Гонгало Б.М. и др.Настольная книга нотариуса. В 2-х т. М., 2004; Коряковцев В.В., Питулько К.В. Руководство адвоката по уголовным делам. СПб., 2006; Коряковцев В.В., Питулько К.В., Федоров К.П. Руководство адвоката по гражданским делам /.Под ред. К.П.Федорова. С.-Пб., 2005; Кудрявцева Е., Прокудина Л. Как написать судебное решение. М., 2012; Настольная книга судьи по гражданским делам / Под ред. Н.К.Толчеева. М., 2008; Пономарева Н.Г. Справочник кадровика: руководство по оформлению типовых документов: практическое пособие. М., 2007.
4 Вахнин И.Г. Техника договорной работы. М., 2009; Давыдова, М.Л. Юридическая техника (общая часть): Учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2009; Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2007; Хазова О.А. Искусство юридического письма. М., 2011; Цветков И.В. Договорная работа. М., 2010 и др.
лекционные и семинарские занятия в пользу последних (60-70%), устанавливается обязательный минимум часов, отводимых на активные и интерактивные формы проведения занятий (20%). Особое внимание уделяется связям образовательного процесса со сферой юридической практики: формированию профилей обучения на основе запросов работодателей, привлечению руководителей организаций-работодателей к преподавательской деятельности и к контролю знаний студентов.
Все эти тенденции прекрасно согласуются с происходящим в течение последнего десятилетия подъемом интереса к юридической технике. С одной стороны, она привлекает внимание исследователей как актуальное и практически значимое научное направление. С другой стороны, ее роль как учебной дисциплины, необходимой для формирования профессиональных навыков юриста, осознана в настоящее время большинством специалистов1'
И дело здесь не в моде и не в последствиях глобализации, привносящей в правовую систему зарубежный опыт. Дело в объективной необходимости повышения качества профессиональной подготовки юристов, которое невозможно обеспечить без усиления технико-юридической составляющей. По большому счету формирование практических навыков юридической деятельности - это путь к профессиональному мышлению. Оторванное от практических навыков теоретическое обучение оказывается слишком абстрактным для достижения этой, основной своей цели. Не случайно юридические конструкции рассматриваются в науке одновременно и как мыслительные структуры и как средства юридической техники. Доктринальная и практическая стороны этого явления неразрывно связаны. Недостаточно понять, что такое юридические конструкции или знать основные конструкции, закрепленные в действующем законодательстве. Необходимо уметь обнаружить конструкцию в правовом тексте, соотнести идеальную модель с конкретной жизненной ситуацией. Важно, чтобы мысленная операция юридического конструирования вошла в сознание на уровне автоматизма, когда, образно говоря, человек выглядывает в окно и
1 См., напр.: Юридическая техника: Ежегодник. 2009. №.3: Специальный выпуск «Юридическая техника в системе вузовской подготовки правоведов: научно-методическое обеспечение и дидактические пути его совершенствования».
даже там видит юридические конструкции. Став частью сознания, конструкции начинают работать на всех уровнях существования права. Только в этом случае их можно рассматривать как логико-мыслительные средства разрешения задач юридической практики1. И только в этом случае можно говорить о достаточном профессионализме юриста, о том, что он в полной мере владеет средствами юридической техники.
Фактически, российская и американская системы юридического образования, существенно различаясь по формам и методам реализации, преследуют одну и ту же конечную цель - формирование профессионального мышления обучаемых. .Американская система приходит к достижению поставленной цели индуктивным путем: от частного к общему, от выработки конкретных профессиональных навыков к осознанию обучаемым смысла профессии, усвоению сути профессиональной деятельности. Российская система использует дедуктивную логику: от общего - системного теоретического изучения права, к частному - к вопросам о том, как практически применять полученные теоретические знания. На этой завершающей стадии обучения в российских вузах и возникает потребность в учебных курсах технико-юридического характера2, в то время как в американской системе технике фактически учат сразу.
Некорректно ставить вопрос о преимуществах или недостатках рассматриваемых подходов. Каждая правовая система вырабатывает свои средства самовоспроизводства, включая собственную систему обучения юристов. Важно, однако, видеть, что за формальными различиями порой кроются универсальные основания, что совершенно непохожие методики обучения могут преследовать одинаковые цели - научить студента думать юридически.
□□□□
1 Пономарев Д.Е. Генезис и сущность юридической конструкции. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 18.
2 О месте подобных курсов в системе профессиональной юридической подготовки см.: Давыдова, М.Л. Общетеоретический и прикладной подходы к преподаванию юридической техники: преимущества и проблемы совместимости // Юридическая техника. № 3. - Н.Новгород, 2009. С. 155160; Давыдова, М.Л. Юридическая техника как научная основа формирования профессионального мастерства юриста // Право и образование. № 7. - М., 2007. С. 42-50.