140
Высшее образование в России • № 3, 2015
their pedagogical creativity. Our experience confirms that organization of creative work and educational process for students of remedial pedagogy specialty is one of necessary conditions for formation of special skills and personal virtues of bachelors and masters.
Keywords: therapeutic pedagogy training, defectology students, creative activity, special (remedial) educational establishment, support of children’s development
References
1. Emelyanova I.A. (2013) [Professional self-identification of remedial pedagogy students in the framework of competence approach in higher education]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 87-91. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Rodionova G.S. (2013) [Formation of the competences of future teachers necessary for development of creative potential of children with disabilities]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education]. No. 4 (32), pp. 56-65. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Serezhnikova R.K. (2012) [Evaluative synergetic approach to the organization of the pedagogical process in higher education]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Shapovalova O.E. (2012) [Psychological culture of future special education teachers]. Vysshee
obrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 97-103. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shklyar N.V. (2012) [Improvement of the practical training of a future remedial teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 86-91. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 14.01.15.
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В МАГИСТРАТУРЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
ВОРОТИЛКИНА Ирина Михайловна - д-р пед. наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса, рекламы и социальной работы, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлен опыт работы магистратуры кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Раскрыта актуальность проблемы обучения взрослых в магистратуре, показаны трудности, с которыми сталкиваются взрослые студенты. Наблюдения за взрослыми магистрантами показывают, что чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу внутренних противоречий, которые складывались годами. Наиболее распространенные из них: психофизиологические, социально-психологические, социальные, психолого-педагогические. Опыт работы показывает, что взрослые магистранты достаточно мотивированы, самостоятельны, ответственны, проявляют усердие, старательность, они постоянно занимаются самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием, они независимы и целеустремленны, заинтересованы в получении значимой для них информации, на практике применяют и используют полученные знания. Повышение качества обучения магистрантов достигается за счет развития их творческих способностей в ходе выполнения максимально индивидуализированных заданий для самостоятельной работы. Выпускники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.
Юбилей
141
Ключевые слова: магистратура, обучение взрослых, социальная работа, самостоятельная работа, самостоятельность, принципы, методы обучения
Социальные, экономические, производственные и информационные изменения в современном мире происходят настолько стремительно, что багаж традиционного базового образования у специалистов иногда не только не соответствует динамике времени, но и теряет свою актуальность. В такой ситуации у них происходит кризис профессиональной компетентности, выйти ихкоторого можно только через обновление и накопление знаний. Современная система многоуровневого высшего профессионального образования предоставляет им возможность приобретения профессиональных знаний с целью обогащения профессионального мастерства, смены профессионального профиля. Сегодня магистратура решает те же задачи, что и второе высшее образование, адаптируя взрослых к быстроменяющимся условиям современного общества, а также помогает им реализовать свои профессиональные интересы.
В нашем вузе на протяжении нескольких лет осуществляется тесное сотрудничество с Комитетом социальной защиты населения Правительства Еврейской автономной области, Пенсионным фондом РФ УПФР по городу Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО и другими учреждениями, руководители которых заинтересованы в повышении профессиональной компетентности специалистов социальной сферы. Кафедра сервиса, рекламы и социальной работы на протяжении нескольких лет осуществляет набор в магистратуру по направлению Социальная работа (профиль: Организация социальной работы с разными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности).
Анализ специальной литературы [1] и собственные наблюдения за взрослыми магистрантами показывают, что чем старше человек, тем сложнее ему включаться в об-
разовательные процессы в силу внутренних противоречий, которые складывались годами. Наиболее распространенные из них: психофизиологические (“я не справляюсь”), социально-психологические(страх быть учеником, особенно когда ты занимаешь высокую должность), социальные (нет востребованности нового знания со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса), психолого-педагогические (не сформирована установка на пожизненное образование, недостаточная осведомленность о существующих формах обучения взрослых).
Психологические особенности взрослых требуют специфическихформ и методов [2], нетрадиционных подходов к профессиональному обучению [3], которые мы используем в работе с магистрантами, так как обучение для взрослого человека - это один из способов самореализации в профессии или в личной жизни. Поэтому, включаясь в учебный процесс, он заинтересован в качестве образовательныхуслуг и занимает позицию
142
Высшее образование в России • № 3, 2015
требовательного и критически настроенного учащегося. Для магистрантов, обучающихся в основном по индивидуальным планам, важно не только усвоить содержание учебного материала по дисциплине, понять методологию изучаемого вопроса, но и узнать личное мнение преподавателя по рассматриваемым вопросам.
Опыт работы с данной категорией магистрантов показал, что они в основном заинтересованы в конкретном решении практических задач и в меньшей степени озабочены получением общетеоретической информации. В связи с этим на занятиях мы используем практические задачи, проектные задания, методы экспериментирования, тренинги, решение ситуативных задач, деловые игры, учебные игры, игровое проектирование, проблемные лекции, проблемные семинары, тематические дискуссии, дебаты, мозговую атаку, круглый стол, презентации, конкурсы практических работ с их обсуждением, кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций) и др. Широко применяются интерактивные методы обучения, Интернет-ресурсы, телевидение, электронная почта и др.
Практика показывает, что обучение взрослых эффективно при условии, если магистранты открыты для взаимодействия, активно включаются в образовательный процесс, не боятся выражать себя. Для снятия межличностного барьера используется интерактивный режим обучения, который основан на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса. Качество обучения взрослых мы повышаем за счет опоры на следующие принципы обучения: приоритет самостоятельного обучения, совместной деятельности, учет опыта слушателя, индивидуализация обучения, актуализация результатов обучения, осознанность обучения [4].
Опыт работы показывает, что взрослые магистранты достаточно мотивированы, ответственны, проявляют усердие, старательность, они постоянно занимаются самооб-
разованием, самовоспитанием, саморазвитием, они независимы и целеустремленны, заинтересованы в получении значимой для них информации, используют полученные знания на практике. Все это повышает качество обучения взрослых в магистратуре. И все же для многих из них характерна неуверенность в своих способностях, беспокойство о своем авторитете, боязнь выглядеть некомпетентными в глазах окружающих, высокий уровень тревожности (особенно у тех, кто занимает высокий пост). Это, конечно, способствует снижению качества обучения.
Самостоятельную работу магистрантов мы стараемся максимально индивидуализировать. Они понимают, что учатся в магистратуре для себя, и потому стараются извлечь для своей профессиональной деятельности как можно больше пользы. В связи с этим и тему диссертационного исследования они выбирают с учетом профессиональных интересов. Большая роль в организации и планировании самостоятельной работы студентов отводится преподавателю, который является не только лектором, но и консультантом, тьютором, координатором, модератором, наставником, партнером магистранта на протяжении всего периода обучения в магистратуре. Задача преподавателя в учебном процессе - организовать самостоятельную работу магистранта, подобрать для него индивидуальные задания, подсказать рациональный путь при выполнении задания, дать консультацию, помочь развить общекультурные и профессиональные компетенции, а задача магистранта - подруководством преподавателя приобрести необходимые знания и умения, найти рациональные подходы к решению профессиональных проблем.
Самостоятельная работа реализуется в двух формах: обязательной и контролируемой. Магистранты получают информацию обо всех формах самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам, с выделением обязательной самостоятельной и контро-
Юбилей
143
лируемой самостоятельной работы, в том числе по выбору. Подведение итогов и оценка результатов самостоятельной работы осуществляются во время контактных часов с преподавателем [5]. Самостоятельная работа позволяет магистрантам грамотно организовать свою научно-исследовательскую работу, которая включает в себя: публикации статей в «Вестнике Приамурского государственного университета имени Шо-лом-Алейхема», участие в областном смотре-конкурсе научных работ молодых ученых, аспирантов и магистрантов Еврейской автономной области, в вузовских, межвузовских всероссийских и международных научно-практических конференциях, научно-исследовательскую работу по грантам и договорам, научно-исследовательскую работу по заказам работодателей.
Анкетирование магистрантов показало, что они приветствуют разнообразные формы организации самостоятельной работы: самостоятельный поиск информации для научных исследований; написание аннотаций и рецензий; составление текстов и тезисов выступлений; использование Интернет-ресурсов для получения информации, подготовка презентаций и др. С целью изучения состояния профессиональной подготовки кадров, подведомственных комитету социальной защиты населения области, нами был проведен мониторинг. В исследовании принимали участие: в 2006 г. - 196, а в 2012 г. - 239 респондентов, в том числе 162 и 180 социальных работников соответственно. Опросы показали, что социальные работники ощущают нехватку юридических, психологических, медицинских знаний, а также знаний в области современных технологий социальной работы. Большинство респондентов выразили желание
повысить свою квалификацию. А это значит, что спрос на магистратурупо социальной работе будет достаточно высоким, особенно если учитывать, что половина взрослых магистрантов не имеют базового образования по социальной работе.
Повышая квалификацию в магистратуре, приобретая новые навыки и знания в ходе обучения, выпускники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста. Такое обучение способствует интеллектуальному и личностному развитию, способствует развитию уверенности в своих силах для дальнейшей профессиональной деятельности и обеспечивает наращивание интеллектуального потенциала социальных служб.
Литература
1. Основы андрагогики. Учебник / Под ред.
И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2003. С. 108-129.
2. Кукуев А.И. Методы обучения взрослых:
проблема классификации // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ. 2008. № 1 (5). С. 31-37.
3. Особенности обучения взрослых // Интер-
нет-портал HRM.RU. URL: http://hrm.ru/ osobennosti-obuchenija-vzroslykh
4. Амирова Л.А. Обучение взрослых как на-
учная и социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 5. С. 42-54.
5. Воротилкина И.М. Самостоятельность студентов в учебном процессе. Высшее образование в России. Научно педагогический журнал // 2012. № 3. C. 92-97.
Статья поступила в редакцию 15.01.2015.
MASTER’S PROGRAMME FOR ADULT EDUCATION IN SOCIAL WORK
VOROTILKINA Irina M. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Head of the sub-department services, advertising and social work, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia. E-mail: [email protected]
144 Высшее образование в России • № 3, 2015
Abstract. The article presents the experience of the magistracy in the direction of social work of the Department of the Service, advertising and social work of Sholom Aleichem Priamursky State University. The author substantiates the urgency of the problem of adult education in the magistracy, shows the difficulties the adult students face. The most common of these are: physiological, social, psychological, social, psychological and pedagogical. The quality of adult education can be improved by supporting the following principles of learning: self-study as a priority, joint activities, reliance on listener’s experience, individualization of learning, updating the learning outcomes, mindfulness of training. The experience shows that adults are motivated, independent, responsible, diligent, they are constantly engaged in selfeducation, self-development, they are interested in obtaining relevant information, and in applying new knowledge. Improving of the quality of learning process of postgraduates can be achieved through self-study, which stimulates their creativity. Graduates become more competitive on the labor market and gain additional opportunities for career growth.
Keywords: magistracy, adult education, social work, self-guided work, individual work, methods of teaching
References
1. Kolesnikova I.A. (ed.) (2003) Osnovy andragogiki [Fundamentals of andragogy]. Moscow: Academia Publ., pp. 108-129.
2. Kukuev A.I. (2008) [Methods of teaching adults: classification problem]. Aktual’nye problemy dopolnitel’ nogo professional’nogo obrazovaniya na yuge Rossii [Topical problems of additional vocational training in southern Russia]. Rostov-on-Don: SFEDU Publ., no. 1 (5), pp. 31-37. (In Russ.)
3. Bazarova G. (2014) [Features of adult education]. Internet-portal HRM.RU. Available at: http://osobennosti-obuchenija-vzroslykh. (In Russ.)
4. Amirova L.A. (2006) [Adult education as a scientific and socio-pedagogical problem]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Teaching Journal of Bashkortostan]. No. 5, pp. 42-54. (In Russ.)
5. Vorotilkina I.M. (2012) [Independence of students in the learning process]. Vysshee obrazovanie
vRossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 92-97. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 15.01.2015.