Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ К ОСВОЕНИЮ БАЗОВЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ К ОСВОЕНИЮ БАЗОВЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПЛАВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СПОСОБЫ ПЛАВАНИЯ / ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Воронова Наталья Николаевна, Смирнова Наталия Ивановна, Лобанова Ольга Леонидовна

Плавание относится к числу основных средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физической культуры высших учебных заведений. Цель - доказать, что учитывая предрасположенности занимающихся к определенному способу плавания позволит существенно сократить время на освоение навыка плавания. На занятиях была оценена плавательная подготовленность, проведено тестирование и определена индивидуальная склонность к конкретному способу плавания, продемонстрированы показатели освоения базовых плавательных навыков. По показателям выполнения выдохов в воду, скольжению на дальность и проплыванию спортивным способом удалось выявить, что в экспериментальной группе результаты оказались выше, чем в контрольной группе, что достоверно подтверждено методом математической статистики (P < 0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Воронова Наталья Николаевна, Смирнова Наталия Ивановна, Лобанова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STUDENTS TO SWIM, TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL CHARACTERISTICS AND TO MASTERING BASIC SWIMMING SKILLS

Swimming is one of the main means of physical education, due to which it is included in the content of physical education programs of higher educational institutions. The goal is to prove that, taking into account the predisposition of the trainees to a certain method of swimming, it will significantly reduce the time for mastering the swimming skill. During the lessons, swimming readiness was assessed, testing was carried out and an individual inclination to a particular way of swimming was determined, indicators of mastering basic swimming skills were demonstrated. According to the indices of performing exhalation into water, sliding to a distance and swimming in a sporty way, it was revealed that in the experimental group the results were higher than in the control group, which was reliably confirmed by the method of mathematical statistics (P < 0.05).

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ К ОСВОЕНИЮ БАЗОВЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ»

лем. Резервы тренированности организма у нападающих команды «Даманцы» увеличились до 87%, а у нападающих команды «СКА - Нефтяник-2005» до 99%, а после турнира снизился до 65%.

Уровня энергетического обеспечения у нападающих «СКА - Нефтяника-2005» улучшился с 59% до 63%, у нападающих «Даманцев» улучшился с 56% до 76%. После турнира отмечено снижение данного показателя до уровня фоновых. Уровень энергетического резерва у нападающих обеих команд улучшился с 61% до 81%.

Не однозначная ситуация наблюдается в таком показателе как психоэмоциональное состояние. У игроков линии нападения команды «Даманцы» уровень психоэмоционального состояния в середине подготовительного периода достиг 75%, а после турнира снизилось до 68%. У нападающих «СКА - Нефтяника-2005» отмечается планомерное снижение уровня психоэмоционального состояния на протяжении всего подготовительного периода и снизилось с 70% до 63%.

Проведённое исследование показывает, что интегральный показатель спортивной формы имеет одинаковую динамику у нападающих обеих команд. Улучшение составило 24%. В то время как показатель спортивной формы у команды «Даманцев» к итогу турнира составил 4,5 балла, у нападающих «СКА - Нефтяника-2005» был неизменным в течении всего подготовительного периода и составил 4 балла.

У игроков обеих команд отмечается умеренная брадикардия, что связано, с тем, что организм адаптировался к физическим нагрузкам и втянулся в тренировочный процесс. Следует отметить, что снижение функциональных показателей связано с тем, что в подготовительном периоде играть 5 дней подряд с функциональной точки зрения достаточно тяжело, и на фоне этого начинают активно мобилизоваться, накопленные энергетические резервы, резервы тренированности и ряд других.

Рассматривая психоэмоциональное состояние игроков, наблюдается ухудшение данного показателя. Данный показатель находится в тесной зависимости от психоэмоциональной устойчивости игроков и нагрузки на центральную нервную систему, которая напрямую зависит от сложности матчей в ходе турнира.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что большинство показателей функционального состояния организма игроков команд изменяется равномерно, это связано с правильной дозировкой нагрузок во время тренировочного и соревновательного процесса и оптимальными восстановительными мероприятиями.

По итогам проведённого турнира в г. Хабаровске, по хоккею с мячом среди команд 2004-2006 годов рождения, команда «Даманцы» заняла 4 место, а команда «СКА -Нефтяник-2005» стала победителем турнира.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.01.2021

УДК 796.011.3

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЛАВАНИЮ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ К ОСВОЕНИЮ БАЗОВЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Наталья Николаевна Воронова, старший преподаватель, Наталия Ивановна Смирнова, старший преподаватель, Ольга Леонидовна Лобанова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация

Плавание относится к числу основных средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физической культуры высших учебных заведений. Цель - доказать, что учитывая предрасположенности занимающихся к определенному способу плавания позволит

существенно сократить время на освоение навыка плавания. На занятиях была оценена плавательная подготовленность, проведено тестирование и определена индивидуальная склонность к конкретному способу плавания, продемонстрированы показатели освоения базовых плавательных навыков. По показателям выполнения выдохов в воду, скольжению на дальность и проплыванию спортивным способом удалось выявить, что в экспериментальной группе результаты оказались выше, чем в контрольной группе, что достоверно подтверждено методом математической статистики (P < 0,05).

Ключевые слова: студенты, плавание, индивидуальные особенности, способы плавания, плавательные навыки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p46-50

TEACHING STUDENTS TO SWIM, TAKING INTO ACCOUNT THEIR INDIVIDUAL CHARACTERISTICS AND TO MASTERING BASIC SWIMMING SKILLS

Evgeniya Vladimirovna Garina, the senior teacher, Natalya Nikolaevna Voronova, the senior teacher, Nataliya Ivanovna Smirnova, the senior teacher, Olga Leonidovna Lobanova, the

senior teacher, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract

Swimming is one of the main means of physical education, due to which it is included in the content of physical education programs of higher educational institutions. The goal is to prove that, taking into account the predisposition of the trainees to a certain method of swimming, it will significantly reduce the time for mastering the swimming skill. During the lessons, swimming readiness was assessed, testing was carried out and an individual inclination to a particular way of swimming was determined, indicators of mastering basic swimming skills were demonstrated. According to the indices of performing exhalation into water, sliding to a distance and swimming in a sporty way, it was revealed that in the experimental group the results were higher than in the control group, which was reliably confirmed by the method of mathematical statistics (P < 0.05).

Keywords: students, swimming, individual characteristics, swimming methods, swimming skills.

ВВЕДЕНИЕ

Плавание является жизненно необходимым навыком, поскольку количество утоплений в год, по данным Госкомстата России, достигает 30000 человек [4]. Приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Научиться плавать может и должен каждый, ведь от этого умения нередко зависит жизнь человека [2].

Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающий законы взаимодействия тела с водой. Это одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физической культуры высших учебных заведений [3].

Анализ программ по плаванию, используемых в вузах свидетельствует о том, что занятия, как правило, строятся на так называемой параллельно-последовательной методике обучения плаванию. Суть этой методики заключается в том, что первоначально учат двум сходным по структуре способам: кролю на груди и кролю на спине. При этом недостаточно учитываются мотивы, потребности и интересы студентов, а также индивидуальные особенности и предрасположенности к освоению определенного вида двигательной деятельности [7].

Изучение «неудобной» плавательной координации приводит к затягиванию учебного процесса и негативным реакциям со стороны студентов, поскольку обучающиеся вынуждены подчиняться существующим приоритетам, когда не методика обучения подбирается, с учетом особенностей занимающихся, а студент приспосабливается к имеющимся наработкам [6]. Не обучающийся должен подстраиваться под учебную программу, а преподаватель адаптировать программу к возможностям студента [5].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено в плавательном бассейне при Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова с ноября 2019г. по январь 2020г. Плавательная подготовленность была оценена на первом занятии, отобрано 60 студентов первого курса лечебного факультета, не умеющих плавать. Были созданы контрольная группа (КГ) - 30 человек и экспериментальная группа (ЭГ) - 30 человек. В контрольной группе цель занятий состояла в том, чтобы научить студентов проплывать не менее 25 м способами кроль на груди или на спине. Кроль на груди и на спине изучался параллельно. В экспериментальной группе занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей к определенному способу плавания. Обучение плаванию проходило в три этапа. На первом этапе - ознакомление со свойствами воды и формирование представления о технике плавания. На втором этапе - разучивание отдельных элементов техники и способа плавания в целом. На третьем этапе - закрепление и совершенствование техники плавания. На обучение плаванию для каждой группы было выделено 12 практических занятий при одноразовом посещении бассейна в неделю. Занятие длилось 45 минут. На третьем занятии было проведено тестирование и определена индивидуальная склонность к конкретному способу плавания. На последнем занятии студентами были продемонстрированы показатели освоения базовых плавательных навыков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения индивидуальной склонности к конкретному способу плавания были выбраны два теста [1]:

1. Тест «Столбики». Стоя на дне, руки вверх, сделать вдох, задержать дыхание и упасть на воду (на грудь, на спину, на бок) и полежать несколько секунд. Тест проводился для того, чтобы определить, как студенту удобно лежать на воде: на груди, на спине, на боку.

2. Тест «Плавание под водой» проводился для того, чтобы выявить индивидуальные особенности к определенному способу плавания.

Результаты тестирования показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели выбора положения тела в воде и склонностей к определенному способу плавания_

№ п/п Показатели Группа %

1. Положение тела в воде на груди КГ 66,6

ЭГ 73,4

на спине КГ 26,6

ЭГ 16,6

на боку КГ 6,8

ЭГ 10

2. Движения ногами при проплывании под водой кроль КГ 60

ЭГ 66,4

брасс КГ 36,6

ЭГ 30

на боку КГ 3,4

ЭГ 6,6

При помощи тестирования по определению плавательной предрасположенности участников эксперимента показало, что в ЭГ 73,4% было удобно лежать на груди, 16,6% -на спине, 10% - на боку. Из них (66,4%) склонны к попеременным движениям, 6,6% - на боку, а остальные (30%) - к одновременным. Причем в последнем случае занимающиеся показали движения ногами как в классическом брассе. С учетом этих данных было спланировано обучение наиболее доступному способу плавания. В КГ соответственно были определены следующие показатели: 66,6%, 26,6%, 6,8%, 60%, 3,4%, 36,6%.

На последнем занятии мы определили уровень овладения базовыми плавательными навыками. Нами были взяты следующие контрольные педагогические испытания:

1. Выдохи в воду (количество раз).

2. Скольжение на дальность (в метрах).

3. Проплывание любым спортивным способом в полной координации без остановки (без учета времени).

Таблица 2 - Показатели освоения базовых плавательных навыков

№ п/п Показатели Группа (x ±m) Р

1. Выдохи в воду (кол-во раз) КГ 6,23±0,29 P < 0,05

ЭГ 10,97±0,43

2. Скольжения в безопорном горизонтальном положении (в метрах) КГ 5,01±0,34 P < 0,05

ЭГ 7,4±0,30

3. Проплывание любым спортивным способом (в метрах) КГ 12,73±0,52 P < 0,05

ЭГ 18,57±0,31

Доказано, что успешность освоения плавательных навыков по показателям: выдохи в воду в ЭГ 10,97±0,43 выше, чем в КГ 6,23±0,29; скольжение на груди в ЭГ 7,4±0,30 выше, чем в КГ 5,01±0,34; плавание спортивным способом в полной координации в ЭГ 18,57±0,31 выше, чем в КГ 12,73±0,52, что достоверно подтверждено методом математической статистики (P < 0,05).

Для освоения плавания любым спортивным способом в полной координации в ЭГ понадобилось 9 занятий, так как занимающиеся плавали наиболее доступным способом плавания, а в КГ не хватило и 12 занятий, так как на занятиях не учитывалась предрасположенность занимающихся к тому или иному способу плавания. После 12 занятия занимающиеся продолжат закреплять и совершенствовать полученные навыки, знакомится с техникой других способов плавания.

ВЫВОДЫ

Можно сделать вывод, что учитывая предрасположенность занимающихся к определенному способу плавания позволит существенно сократить время на освоение навыка плавания. Поэтому индивидуальную склонность обучающегося к овладению тем или иным способам плавания надо учитывать и поддерживать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / В.С. Васильев. - Москва : Физкультура и спорт, 1989. - 96 с.

2. Гарина Е.В. Учет индивидуальных особенностей учащихся младших классов при начальном обучении плаванию / Е.В. Гарина // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - T. 32., № 3. - С. 37-41.

3. Лимаренко О.В. Эффективность применения программы начального обучения плаванию в разновозрастной группе / О.В. Лимаренко, А.А. Лимаренко // Здоровье для всех. - 2014. - № 2. - С. 40-44.

4. Плавание в вузе: начальное обучение и обучение спортивным способам / сост. И.В. Пе-реверзева, Л.А. Кирьянова, П.К. Кузнецов и [др.]. - Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2017. - 239 с.

5. Распопова Е.А. Методика тестирования двигательной предрасположенности студентов к формированию устойчивого навыка плавания / Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева, М.В. Стефанов-ский // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2016. - № 3 (23). - С. 48-55.

6. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, А.В. Романова, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 237-242.

7. Силина Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием инновационных технологий / Т.Е. Силина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (130). - С. 193-

197.

REFERENCES

1. Vasiliev, V.S. (1989), Teaching children to swim, Physical education and sports, Moscow.

2. Garina, E.V. (2014), "Taking into account the individual characteristics of primary school pupils in the initial teaching of swimming", Collection of scientific papers Sworld, No. 3, V.32, pp. 37-41.

3. Limarenko, O.V. and Limarenko, A.A. (2014), "The effectiveness of the use of the initial swimming training program in a group of different ages", Health for all, No. 2, pp. 40-44.

4. Pereverzeva, I.V., Kiryanova, L.A., Kuznetsov, P.K. and [others] (2017), Swimming in the university: initial training and training in sports methods, Ulyanovsk.

5. Raspopova, E.A., Savelyeva, O. Yu. and Stefanovsky, M.V. (2016), "Methods of testing students' motor predisposition to the formation of a sustainable swimming skill", Vestnik of the Moscow City Pedagogical University. Series: Natural Sciences, No. 3 (23), pp. 48-55.

6. 6. Savelyeva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Romanova, A.V. and Bakulina, E.D. (2016), "Study of the individual predisposition of schoolchildren to mastering the swimming technique at the stage of mastering with water", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (134), pp. 237-242.

7. Silina, T.E. (2015), "Teaching students to swim using innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (130), pp. 193-197.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.01.2021

УДК 796.012.62

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД

РОССИИ

Павел Юрьевич Гвоздков, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Хабаровск; Наталия Игоревна Гильмутдинова, ассистент, Дальневосточный федеральный университет,

г. Владивосток

Аннотация

В исследовании представлены пути по повышению эффективности обучения, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России на основе игровых методов. Введение - актуален вопрос поиска новых методов обучения для образовательных организаций МВД России. Цель исследования - исследовать игровые методы для использования на занятиях по специальной физической подготовке. Методика и организация исследования - использованы следующие методы: логический, метод комплексного анализа. Результаты исследования и их обсуждение -предложение эффективного метода для обучения курсантов и слушателей. Выводы - необходимость включения в образовательную программу курсантов и слушателей игровых методов на занятиях по специальной физической подготовке в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: игровые методы, курсанты и слушатели, сотрудники полиции, МВД России, болевые приемы борьбы, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p50-53

USE OF GAME METHODS IN SPECIAL PHYSICAL TRAINING CLASSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

Pavel Yurievich Gvozdkov, the senior teacher, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk; Natalia Igorevna Gilmutdinova, the assistant, Far Eastern Federal University, Vladivostok

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.