Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-3-52-58 УДК 712.37
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА САДА
Попова Ольга Николаевна1
1 Международный инновационный университет, Сочи, Россия, [email protected], https://orcid. org/0009-0000-9454-2852
Аннотация:
Введение. Главной задачей современного образования в области дизайна, является формирование современных методов преподавания, которые приведут к закреплению и увеличению компетенций будущих молодых выпускников высших учебных заведений, а также в оказании помощи молодым специалистам в создании новых объектов озеленения.
Материалы и методы. В связи с этим получение прочных комплексных знаний об основных принципах выполнения работ по организации пространства сада с основами разработки функциональных схем при проектировании парковых зон, имеет большое значения при получении профессиональных знаний будущих дизайнеров.
Результаты исследования. При проектировании пространства сада вокруг садового дома, важно учитывать, что передняя часть сада расположена между улицей и домом и является визитной карточкой и представительским пространством.
Обсуждение и заключение. При обучении студентов основам проектирования пространства сада, прежде всего, важно знать, как расположить дом на участке. Это поможет облегчить разбивку сада и позволит компетентно высадить зеленые насаждения, как результат студент получит новые компетенции.
Ключевые слова: Обучение, студенты, дизайн, схема, сад, организация.
Для цитирования: Попова О.Н. Обучение студентов основам организации пространства сада // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 3. С. 52-58. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-3-52-58.
© О.Н. Попова, 2024
Original article
TEACHING STUDENTS THE BASICS OF DESIGNING A GARDEN SPACE
Olga N. Popova1
1 International Innovation University, Sochi, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-9454-2852
Abstract.
Introduction. The main task of modern education in the field of design is the formation of modern teaching methods that will lead to the consolidation and increase of competencies of future young graduates of higher educational institutions, as well as in assisting young professionals in creating new landscaping objects.
Materials and methods. In this regard, obtaining solid comprehensive knowledge of the basic principles of performing work on organizing garden space with the basics of developing functional schemes when designing park areas is of great importance in obtaining professional knowledge of future designers.
Research results. When designing a garden space around a garden house, it is important to take into account that the front part of the garden is located between the street and the house and is a business card and representative space.
Discussion and conclusion. Teaching students the basics of designing a garden space, first of all, it is important to know how to arrange a house on a site. It will help to facilitate the layout of the garden and allow competently planting green spaces, as a result, the student will receive new competencies.
Keywords. Learning, students, design, scheme, garden, organization.
For citation: Popova O.N. Teaching students the basics of designing garden space // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 3. pp. 52-58. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-3-52-58
Введение. Обучение студентов по направлению подготовки «Дизайн» принципам создания различных типов садов с особенностями рельефа имеют свои особенности при организации территории, а также при размещении на равнинной, холмистой местности или у водоёма объектов благоустройства [4, c 111].
Обзор литературы. Сады у воды на берегу реки, пруда или озера особенно хороши [3, c 64]. Прекрасно растут во влажной почве и украшают наклонный рельеф берега: ива, ольха, камыш, ирис, пампасская трава, лиспидеция, водные канны, пруд может украсить и бамбуком.
Сад в большом городе характерен тем, что участок по отношению к величине здания мал, особенно в центре города, поэтому его нужно использовать с максимальной эффективностью, отдавая предпочтение декоративным растениям
[2, c 203].
Сады в зеленой зоне города находятся в особой городской ситуации, с присущими ей загазованностью воздуха, пылью и несколько более высокой средней температурой, чем в сельской местности, поэтому для них нужно подобрать соответствующую растительность [1, C 200].
Сад в маленьком городе — это, как правило, зона частных домовладений в виде коттеджей с садовыми участками, которые вплотную прилегают друг к другу, поэтому тут применяют свободную планировку территории [5, 219].
Сельский сад традиционно связан с желанием практической пользы, в основном от выращивания овощей, фруктов, винограда, саженцев, цветов, лекарственных растений и тому подобное.
Сад возле частного дома может быть на равнинном или холмистом ландшафте, под горой, на вершине горы, возле водоёма, под лесом и т.д. Основные отличия таких садов зависят от размера и характера поселения. В малых городах и поселках их площадь больше, а выбор растений шире: здесь плодово-ягодные культуры чередуются с декоративными кустарниками, деревьями и цветами.
Отсюда можно сделать вывод, что сады могут быть на равнине, в холмистой местности или у воды. Создавая их, учитывают особенности климата, окружения и рельефа. Сад возле частного дома может быть в большом и маленьком городах, в зеленой зоне города и в деревне. Для садов в большом городе важно максимально эффективно использовать место и выбирать растения, устойчивые к городским условиям. Для садов в зеленой зоне, и особенно сельских, есть больше возможностей планирования и сочетания декоративных растений с полезными плодово-ягодными и овощными.
Сад возле частного дома условно разделяют на переднюю, боковые (левую и правую) и заднюю (остальную часть внутреннего двора) части.
Материалы и методы. Организация садового участка, строительства дома и других сооружений должна осуществляться на основании документов, выданных органами местного самоуправления. Поэтому, чтобы урегулировать установленные правовые и имущественные отношения, необходимо знать и учесть требования и нормативы, которым должен соответствовать участок земли, дачи или сада, а также высота и площадь построек.
Результаты исследования. При проектировании пространства сада вокруг садового дома, важно учитывать, что передняя часть сада расположена между улицей и домом и является визитной карточкой и представительским пространством.
Передняя часть сада должна быть красивой в любое время года, ведь это важно и для садового участка, и для жилья. С этой целью для палисадника подбирают цветовую гамму непрерывного цветения и чередования красок растений в течение года. Вход в сад могут обрамлять, например, симметрично растущие любимые растения и по бокам фактурные камни-валуны, а дальше к гаражу будет мощеный природным камнем или гравием проезд, окаймленный невысокими живыми изгородями. Композицию может дополнить миниатюрный зеленый
газон с фонтаном или декоративной скульптурой.
Глубина передней части сада зависит от общей площади земельного участка и характера планировки, но в среднем составляет 5 м. По ней можно судить об эстетических вкусах и, отчасти, об образе жизни владельцев.
Практической пользы эта часть сада не имеет из-за запыления, шумов улицы и прохожих, здесь не размещают оборудование для занятий спортом и отдыха и не высаживают овощных и плодово-ягодных растений.
Основной функцией этой части сада является создание декоративного эффекта и частичной - защита дома и внутренних территорий сада от пыли, шума и солнца в жару. Поэтому здесь высаживают декоративные, красиво цветущие кустарники (гибискус, розу, калину лавролистную, пираканту, османтус) и магнолии, ель восточную, олеандры, секвойю, но чтобы они не перекрывали солнечного света к окнам дома. Здесь размещают и функциональные постройки: навес над площадкой для автомобиля, обвитый виноградом, или жасмином звезчатым, мощеные дороги к гаражу, помещение для хранения контейнеров для мусора, закрытое лианами, колодец, трансформаторные будки, подземный резервуар для сточных вод, заменяющий канализационную систему и другие коммуникационные устройства, задекорировав их живой изгородью или решеткой с вьющимися растениями.
Боковыми частями сада является пространство между домом и границами соседей. В зависимости от расположения здания, может быть, одна или две боковые части. В них тоже могут размещаться перечисленные в передней части здания и объекты коммуникаций, подъезд к гаражу и стоянка для машины. При отсутствии ограждения на границе с соседним владельцем его функцию может выполнять высокая и плотная живая изгородь. Если кирпичная стена забора обветшала, то дефекты можно скрыть шпалерами с виноградом, плющом, хмелем, душистым горошком или другими растениями. На прямоугольном участке в узких боковых частях удобно размещать рабатки длинные полосы шириной 0,5 -3,0м с однолетними или многолетними цветами).
Конечную (заднюю или тыльную) часть сада располагают за домом, она больше по площади, лучше закрыта и защищена от шума, пыли и посторонних взглядов, свободная от деревьев и зданий, чтобы семья могла заниматься спортом, играми, отдыхать, общаться между собой и с гостями и чувствовать пространство. Здесь обустраивают спортивную площадку, бассейн и площадку в виде внутреннего дворика желательно с твердым покрытием.
Более простой и дешевый способ обустройства этой части сада - тенистая зеленая лужайка с подкошенной травой и уютной беседкой, далее фруктовые деревья, парники, оранжерея, участки овощей и цветов.
Часть сада перед домом является репрезентативным пространством, с живой изгородью по границе, а остальные растения выполняют преимущественно декоративную роль. Здесь может быть подъезд к гаражу, площадка для автомобиля, декорированное растениями место для мусорного контейнера, резервуар для воды и т. д. Одна из боковых частей обычно используется под проезд к га-
ражу, другая - для рабаток, кустов и небольших деревьев. На границе с соседом может быть высокая живая изгородь, обвитая виноградом или жасмином. Часть сада за домом (конечная, тыльная или задняя) является самой большой, имеет в середине внутренний дворик, бассейн, лужайку для отдыха и занятий спортом, фруктовые деревья, ягодники, виноград, овощи, цветы, теплицу, оранжерею и другие хозяйственные постройки, размещенные дальше.
Обсуждение и заключение. В завершении можно отметить, что получение прочных комплексных знаний об основных типах садов, частей сада, их назначении, а также требованиям к созданию и благоустройству сада и основным принципам выполнения предложений по организации пространства сада имеет большое значение при подготовка студентов. При этом обучение студентов основам разработки функциональных схем для проекта сада, поможет компетентно и творчески реализовывать их в профессиональной деятельности.
Выводы:
1. Различают сады и застройки городского, сельского и дачного типов, для каждого из которых существуют свои подходы к организации и приемам благоустройства территории.
2. Для проектирования пространства сада, прежде всего важно знать, как расположить дом на участке. Так, если дом поставить в нескольких метрах от проезжей части, на так называемой красной линии, то это облегчит разбивку
сада и позволит компоновать различные насаждения.
3. Строя дом в глубине или посередине участка, он будет в более тихой зоне, защищенной от пыли и посторонних взглядов.
4. Важно также учесть ориентацию дома к сторонам света, рельеф и другие особенности местности, климатической зоны, архитектуры дома и т.д.
5. Сад на равнине со слабо выраженным рельефом и преимущественно горизонтальными ландшафтными поверхностями имеет незначительные объемы земляных работ, но требует больше внимания по выбору и созданию оригинальных растительных композиций, клумб, дорожек, горок и водоёмов, их размеров, цветовой гаммы, и предоставления невыразительной поверхности привлекательного вида.
6. При расположении сада в горной местности или на склоне холма важно сохранить естественное состояние, уклоны и рельеф, создать четкий ритм из ландшафтных форм, растений и сооружений, а если сад меньше 600-900 м2, то увеличить его размеры за счет террас и создания выразительных ритмичных композиций из правильно подобранных растений. Это потребует значительных земляных работ и создания подпорных стенок для защиты почвы от оползня, что особенно важно в условиях горной и предгорной местности, и вид сада с террасами будет очень красивый.
Литература
1. Кржижановская, Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 204 с.
2. Ландшафтный дизайн от А до Я- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006. - 320 с.: ил.
3. Молчанов, В.М. Основы архитектурного проектирования: социально функциональные аспекты. Учебное пособие/ Серия «Высшее профессиональное образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. -160 с., ил.
4. Нехуженко, Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 192 с.
5. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 296 с.
References
1. Krzhizhanovskaya, N.Ya. Osnovy landshaftnogo dizaina [Basics of Landscape Design] Rostov n/D: Feniks, 2005. 204 p.
2. Landshaftnyi dizain ot A do Ya [Landscape Design from A to Z]. Moscow: OLMA-PRESS Grand, 2006. 320 p.: il.
3. Molchanov, V.M. Osnovy arkhitekturnogo proektirovaniya: sotsial'no funktsional'nye aspekty. Uchebnoe posobie [asics of Architectural Design: Social and Functional Aspects. Textbook]. Seriya «Vysshee professional'noe obrazovanie».
Rostov n/D: Feniks, 2004. 160 p., il.
4. Nekhuzhenko, N.A. Osnovy landshaftnogo proektirovaniya i landshaftnoi arkhitektury [Basics of Landscape Design and Landscape Architecture]. SPb.: Izdatel'skii Dom «Neva», 2004. 192 p.
5. Shimko, V.T. Arkhitekturno-dizainerskoe proektirovanie. Osnovy teorii. [Architectural Design. Basics of Theory]. Moscow: Izdatel'stvo «Arkhitektura-S», 2004. 296 p.
Информация об авторах
Попова Ольга Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Международный инновационный университет, г. Сочи, Россия. [email protected], https://orcid.org/0009-0000-9454-2852
Information about the authors
Popova Olga Nikolaevna, Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, International Innovative University, Sochi, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-9454-2852
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статья поступила в редакцию: 5.08.2024, одобрена после рецензирования: 12.08.2024, принята к публикации: 19.08.2024
The article was submitted: 5.08.2024; approved after reviewing: 12.08.2024; accepted for publication: 19.08.2024