ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БАСКЕТБОЛУ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Оплетин А.А., Опачева Л.А., Шаймухаметова Е.В.
Пермский государственный университет, г. Пермь, Россия
TEACHING STUDENTS TO BASKETBALL IN HIGH SCHOOL ON THE BASIS
OF MODULAR TECHNOLOGY, AIMED AT SELF-REALIZATION AND SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Opletin, A. A., Opasheva L. A., Shaimukhametova E. V.
Perm state University, Perm, Russia
Аннотация. Социально - экономические преобразования в стране повлекли и изменения в учебно - воспитательном процессе в высших учебных заведениях. В учебный процесс студентов на занятиях физической культуры всё настойчивее вводятся новые технологии. В частности модульная технология направленная на саморазвитие личности студентов.
Summary. Socio - economic reforms in the country and caused changes in training - the educational process in higher educational institutions. In the learning process of students in physical education and more persistently introducing new technology. In particular, modular technology aimed at self-development of personality of students.
Ключевые слова. Обучение студентов баскетболу, модульное обучение, саморазвитие личности.
Keywords. Education students basketball, modular training, selfdevelopment of personality.
Социально-экономические преобразования в стране повлекли и изменения в учебно-воспитательном процессе в высших учебных заведениях. Что, несомненно, отразилось и на преподавании физической культуры, как дисциплины. Привлечение студентов к занятиям физической культурой и спортом, усиление образовательной направленности уроков, изменение содержания и форм физкультурного образования, превращение его в действенную меру формирования здоровья и становления, развития и саморазвития личности. Об этом говорится в требованиях Государственного образовательного стандарта.
Согласно проведённых исследований в Пермском Государственном Университете в последние годы наблюдается снижение интереса студентов к традиционным занятиям физической культурой. В то же время студенты, поступившие в вуз и до этого занимавшиеся спортивными играми в школе, предпочли бы и в дальнейшем заниматься по профилю. Данная
возможность при поступлении студентами в ПГУ реализуется. Так как на кафедре физической культуры в ПГУ имеется ряд приоритетных направлений в работе: лёгкая атлетика, бадминтон, лыжная подготовка, самбо, тяжёлая атлетика, спортивные игры. Благодаря чему студенты могут по выбору совершенствовать своё спортивное мастерство и защищать честь факультета и учебного заведения в спартакиаде вуза, города, края, России и даже на международных соревнованиях.
При поступлении в вуз и выбрав специализацию баскетбол студенты проходят отбор, при котором учитываются такие индивидуальные показатели, как тип телосложения, темперамента, состояние здоровья, техническая подготовленность, мастерство и т.д.
Индивидуализации же процесса обучения, в частности двигательным действиям уделяют внимание преподаватели (С.И. Гилёва, В.С. Захаров, О.В. Петухов, Л.С. Черкасова, Кирьянова А.И. Дешко С.В.), работающие со студентами в процессе специализации баскетбола. Высокоэффективным в настоящее время признаётся использование в образовательном процессе технологического подхода, который позволяет гарантированно получить запланированный результат при выполнении чётко описанных процедур (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, 2003).
В физической культуре технологический процесс реализован в работах (С.В. Барбаскова, 1999; Н.Л. Пономарёвым, 2000; А.А. Оплетиным, 2005; Л.А. Титовой, 2005 и др.). Но, как нестранно данные технологии редко используются в индивидуализации обучения двигательным действиям преподавателями вузов. Возникает ряд противоречий:
^ между разработанными педагогическими технологиями индивидуализации обучения студентов и ограниченным использованием таких технологий в сфере физической культуры;
^ между имеющимся потенциалом модульного обучения, которые можно использовать при изучении предмета физической культуры саморазвития личности студента и недостаточной проработанностью содержания и структуры учебного материала по баскетболу в вузе.
Разрешение этих противоречий заключается в разработке современной образовательной технологии, построенной, исходя из принципа гуманизации образовательного процесса. Реализация этого принципа видится в предоставлении каждому занимающемуся возможности обучаться спортивным играм на своём собственном уровне, в зависимости от потребностей, способностей, интересов. При этом организация процесса обучения должна способствовать с одной стороны, саморазвитию, самореализации занимающегося, с другой стороны, предоставлять возможность усвоить учебный предмет на уровне образовательного стандарта.
Одним из путей организации образовательного процесса по физической культуре с учётом вышеназванных особенностей является использование современных технологий обучения. Привлекательность технологического подхода в образовательном процессе обусловлена, с одной стороны
преимуществами планирования и контроля, с другой - возможностями проявления индивидуального мастерства педагога.
Модульное обучение обладает всеми признаками технологичности, обеспечивает оптимальную интенсификацию труда преподавателя и студента (П.А. Юцявичене, 1989; П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, 1997; И.В. Галковская, 2000; А.А. Оплетин, 2005 и др.). Модульное обучение строится на основе принципов модульности, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.
В разработанной нами технологии принцип модульности реализован путём формирования блоков-модулей содержания. Целью каждого модуля становится овладение техникой двигательного действия броска нападающего и техникой защитного действия против данного приёма. Достижение каждого из целей фиксируется инструментально.
Таким образом, для того, чтобы повысить результативность вузовского обучения технике спортивных игр, необходимо поставить перед занимающимися двигательную задачу и представить им ориентировочную основу действия. Помимо повышения скорости усвоения материала использование данных элементов позволит более наглядно продемонстрировать студентам целесообразность обработки того или иного элемента техники, то есть повысить мотивацию, а также предоставить возможность для самостоятельной работы.
При обучении студентов баскетболу видится целесообразным в качестве основания индивидуализации использовать уровень обученности двигательным действиям. В существующей учебно-методической литературе по технической подготовке баскетболистов описываются исследования результативности индивидуализированного обучения с акцентом на создание условий для скорейшего исправления ошибок (Б.А. Цариков, 1999).
Принципы модульного обучения, являющиеся теоретиче ской базой технологии позволяют формулировать иерархию целей от комплексной дидактической до частной дидактической и отслеживать достижение каждой из них. Структурирование содержания, алгоритмизация учебной деятельности и поэтапный контроль усвоения знаний являются признаками модульного обучения.
Технологическое формулирование основных опорных точек, используемых в инструменте, даёт возможность для эффективного самоконтроля и взаимоконтроля. Внесение данных в индивидуальный паспорт обученности студентов позволяет подбирать конкретные задания каждому занимающемуся как с помощью преподавателя, так и самостоятельно, отслеживать индивидуальную скорость обучения и определять наиболее сложные для усвоения элементы техники.
Основной частью паспорта является описание ориентировочной основы двигательных действий. Выделение в двигательном действии ориентировочной основы с формулированием основных опорных точек (ООТ) служит инструментом оценки техники. ООТ сформулированы таким
образом, чтобы их наличие в структуре движения можно было зафиксировать однозначно.
Важным, по нашему мнению, является то, что такая отметка за техническую подготовленность выполняет функции по стимулированию, поддержанию интереса, мотивации, формированию адекватной самооценки и т.п., так как содержит чёткие, понятные студентам критерии.
Использование такой системы контроля предоставляет широкие возможности для самоконтроля студентов, так как даёт информацию о конкретных недочётах в технике движения, позволяет индивидуализировать работу над техникой.
Индивидуальная работа студента над двигательным действием состоит из нескольких этапов. Прежде всего, происходит ознакомление с двигательной задачей и ООД изучаемого действия. Это происходит полностью самостоятельно, так как каждый студент имеет тетрадь, содержащую полную информацию, необходимую для обучения.
Прочитав двигательную задачу и выучив наизусть правила (ООТ), студенты в парах осуществляют попытки выполнить двигательное действие, вслух проговаривая правила в момент выполнения и контролируя свои действия и действия своего партнёра.
После того, как, по мнению студента, он выполняет двигательное действие в соответствии со всеми правилами, он приглашает преподавателя, который контролирует правильность выполнения и даёт разрешение перейти к следующим упражнениям, описанным в тетради.
Выполнив одно за другим все упражнения и отработав контрольное (оно отмечено особо) студент снова приглашает преподавателя для контроля и получения разрешения перейти к следующему модулю. Считается, что студент выполняет двигательное действие правильно, когда в структуре движения можно увидеть все ООТ. В паспорт обученности заносятся правила, выполняемые студентом.
В технологиях обучения существует обязательное требование к достижению уровня обученности не менее 70% (В.П. Беспалько, 1989). Указывается, что при достижении этого уровня можно переходить к следующему этапу обучения.
Индивидуализация начального обучения баскетболу в вузе предусматривает использование самостоятельно выполняемых заданий, начиная с первых уроков, а также мониторинг уровня обученности студентов с использованием инструмента, отличающегося диагностичностью и прозрачностью, позволяющего конкретизировать получаемые результаты обучения с первых занятий и пригодного для самооценки обученности баскетболу.
Алгоритм разработки модульной технологии обучения баскетболу должен включать следующие этапы: формулирование дидактических целей, комплексной, интегрирующей и частной; определение общего объёма содержания с выделением базового (стандарт) и усложнённого уровней усвоения; формирование блоков-модулей на основе укрепления дидактических единиц; формулирование двигательных задач, основных
опорных точек ориентировочной основы действия, разработку комплексов спе циальных упражнений.
Применение модульной технологии в процессе обучения баскетболу включает последовательную реализацию следующих деятельностных компонентов: определение исходного уровня обученности, создание мотивации на учебную деятельность, создание у студентов представлений об объёме содержания, усвоение алгоритма самостоятельной учебной деятельности, включающего осознание двигательных задач, запоминание основных опорных точек, выполнение с последовательным переходом от развёрнутого громкоречевого сопровождения к внутренней речи с сокращённой оОд, осуществление само- и взаимоконтроля, предъявление контрольного действия преподавателю в зависимости от этапа обучения, принятие решения о выборе содержания и уровня сложности двигательных действий на основе информации об успешности усвоения материала и самосовершенствования.
Для обеспечения процесса обучения и саморазвития личности студента на основе модульной технологии необходим комплекс информационно-методических средств, мотивирующих на познавательную деятельность, активизирующих самостоятельную учебную деятельность, обеспечивающих эффективность самоконтроля и взаимоконтроля, мониторинг уровня обученности и саморазвития.
fn
^ Список литературы
Q
W
1. Баскетбол: учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.М. Портнова. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 288.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.: ил. - (Учебник нового века).
3. Макеева, В. С. Оздоровительно-рекреативная физическая культура: учебное пособие / В. С. Макеева, А.Д. Куницин, В. В. Вучева // Под ред. М.Я. Виленского. - Орел: Орел ГТУ, 2004. - 195 с.
4. Оплетин, А.А. Педагогические основы социально - нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания): монография. - Пермь: СПб ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.
5. Оплетин, А.А. Саморазвитие личности студентов РГУ ТиС с помощью универсальной системы разминки на занятиях физической культуры /А.А. Оплетин, И.А. Домбровская, 2009.
6. Яхонтов, Е.Р. Баскетбол / Е.Р. Яхонтов, З.А. Генкин. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 160 с.: ил. - (Азбука здоровья).
Cd
References
1. Basketball: the textbook for in-Comrade nat. cult. / Ed. YM Portnov. - M .: Physical Education and Sports, 2004. - 288.
2. Druzhinin, VN Experimental Psychology: a textbook for high schools. - 2 nd ed., Ext. - SPb .: Peter, 2007. - 320 p.: silt. - (New Century Textbook).
3. Makeyev, VS Recreational and recreational physical training: a manual / VS Makeyev, AD Kunitsin, VV Vucheva // Ed. MJ Vilna. - Orel: Orel State Technical University, 2004. - 195 p.
4. Opletin, AA Pedagogical bases of social - moral self-development of the individual student (based on physical education): monograph. - Perm: IVESEP SPb, 2008. - 224 p.
5. Opletin, AA Self-development of personality of students TiS RSU using a universal system to warm-up exercises of physical culture / AA Opletin, IA Dombrovskaya 2009.
6. Yahontov, ER Basketball/ER Yahontov, ZA Genkin. - M.: Physical Education and Sports, 2006. - 160 p .: silt. - (ABC Health).