Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ'

ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
слушание / иностранный язык / коммуникативные и языковые навыки / аспекты иностранно языка / учитель / старшая школа

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плиса Е. Д.

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения (face-to-face — коммуникация) и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. В учебных условиях первый вид рецептивной деятельности ограничен, как правило, общением учащихся с учителем и друг с другом. (Гальскова 2003: 147)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.881

Плиса Е.Д.,

учитель иностранного языка МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха»

Белгород, РФ

ОБУЧЕНИЕ СЛУШАНИЮ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Аннотация

Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения (face-to-face — коммуникация) и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. В учебных условиях первый вид рецептивной деятельности ограничен, как правило, общением учащихся с учителем и друг с другом. (Гальскова 2003: 147)

Ключевые слова

слушание, иностранный язык, коммуникативные и языковые навыки, аспекты иностранно языка, учитель, старшая школа.

Термин «аудирование» (от лат. Audire - слышать) используется в методической литературе относительно недавно. Аудирование - слышать, различать, воспринимать, что-то на слух. В России термин был введён в 1964 году З.А. Кочкиной при обучении иностранному языку. До того, как термин «аудирования» стал трактоваться как «слушать», он использовался в значении направлять слух на что-то, с целью понимания услышанного. (Кочкина: 17-18)

По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н. «аудирование» - это понимание воспринимаемой речи на слух. Данный вид коммуникативной деятельности являет собой перцептивную мыслительную, а также мнемическую деятельность. Перцептивную - так как происходит восприятие, перцепция и рецепция; мыслительную - так как выполнение этой деятельности связано с первостепенными мыслительными операциями: анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением и др.; мнемическую - так как имеет место подчёркивание и изучение информативных признаков, становление образа, узнавание, идентификация в результате сравнения с эталоном, находящимся в памяти. (Рогова, Верещагина 1988: 117)

Иногда аудирование называют пассивным видом деятельности. Это происходит тогда, когда забывают, что восприятие речи на слух немыслимо без встречной мыслительной деятельности. Аудирование является активным мыслительным процессом, так как направлено на восприятие, узнавание и понимание каждый раз новых речевых посланий, а это предполагает творческое комбинирование навыков и активное их применение соответственно изменившейся ситуации. (Пассов 1989: 184).

Аудирование может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности (например, длительное восприятие и распознавание докладов, лекций и иных устных выступлений) или входить в диалогическое общение в качестве его рецептивного компонента, т.е. являться одной из сторон её говорения.

Зимняя И.А. отметила следующие характеристики аудирования как вида речевой и коммуникативной деятельности:

1. Аудирование осуществляет устное и непосредственное общение;

2. Оно является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;

3. Главная форма протекания аудирования - внутренняя, неравномерная.

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает как формирование, так и развитие

иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе и в системе профессионального образования.

Освоение учебного предмета направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, вместе с тем позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы, как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые, между прочем используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.

Кроме того, не стоит забывать о том, что слушание занимает очень важное место в системе ФГОС. Целью обучения иностранным языкам является развитие личности школьника, которая должна быть способна и имела желание участвовать в межкультурной коммуникации. Таким образом, данный предмет «Иностранный язык» предоставляет возможность формировать и развивать коммуникативные умения и языковые навыки при изучении такого предмета, как иностранный язык. Все эти навыки просто необходимы обучающимся для продолжения образования в школе и в системе профессиональные образования.

Также, после завершения обучения в школе, выпускник сможет продолжить развивать свои языковые, а также коммуникативные навыки, не только по слушанию, но и по другим аспектам иностранного языка, но уже в рамках высшего профессионального образования. Список использованной литературы:

1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во АРКТИ, 2003. - 192 с.

2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Изд-во Высшая школа, 1982. - 412 с.

3. Касьянова В.П., Аудирование в свете реальных коммуникаций при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах: сб. науч. статей. - Костанай, 2010. - 460 с.

4. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: базовый курс лекций пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2006. - 240 с.

© Плиса Е.Д., 2024

УДК 74.01/.09

Полонникова А. А.

старший преподаватель Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, РФ Polonnikova A. A. Senior lecturer Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation

ТРЕНДЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА 2025 ГОДА. ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

Статья посвящена анализу основных тенденций графического дизайна, которые строят визуальную культуру 2025 года. Рассматриваются такие направления, как экологичный дизайн, минимализм, искусственный интеллект в генеративной графике. Особое внимание уделяется разработке типографики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.