Научная статья на тему 'Обучение школьников предпринимательству в рамках государственной образовательной политики'

Обучение школьников предпринимательству в рамках государственной образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2001
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE EDUCATIONAL POLICY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понявина Мария Борисовна

Анализируется образование в сфере предпринимательства среди детей школьного возраста развитых стран. Доказывается актуальность и острейшая необходимость внедрения такого вида образования в государственную образовательную политику РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF SCHOOLCHILDREN TO ENTREPRENEURSHIP WITHIN FRAMEWORKS OF STATE EDUCATIONAL POLICY

The article is devoted to the analysis of education in the field of entrepreneurship among school-age children in developed countries. The article proves the relevance and the urgent need to implement this type of education in the state educational policy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников предпринимательству в рамках государственной образовательной политики»

УДК 323.212

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

М.Б. Понявина

Анализируется образование в сфере предпринимательства среди детей школьного возраста развитых стран. Доказывается актуальность и острейшая необходимость внедрения такого вида образования в государственную образовательную политику РФ.

Ключевые слова: образовательная система, предпринимательство, государственная образовательная политика, образование, малые предприятия.

Недавний глобальный экономический кризис поставил под угрозу конкурентоспособность, уровень занятости и благосостояние населения. Число безработных в мире достигло рекордных 192,7 млн человек по итогам 2017 года, а уровень мировой безработицы составил 5,6 % [1]. В Российской Федерации по состоянию на октябрь 2017 года, численность рабочей силы составила 76,6 млн человек, в том числе в возрасте от 15 до 72 лет — 76,4 млн человек, или 52 % от общей численности населения РФ. Порядка 5,1 % от общего числа рабочей силы являлись безработными. Это около 3,9 млн человек [2].

В этой связи необходимым представляется ориентация экономической политики на создание и увеличение источников занятости и доходов, тем самым уменьшая постоянную безработицу. Можно построить экономику, которая приносит пользу обществу, способствуя трансформации, в которой местные субъекты, такие, как образовательные учреждения, некоммерческие организации, государственные и местные органы власти, а также гражданское общество, разделяют ответственность за поддержание экономического роста своей страны. Понимание такой экономики подразумевает признание предпринимательства критическим для экономического роста из-за его вклада в создание новых рабочих мест.

В 2000 году был запущен Болонский процесс по политике предпринимательства, принята Болонская Хартия о политике поддержки малого и среднего предпринимательства, в которой было подчеркнуто, что малые предприятия играют ключевую роль в мировой экономике. Поэтому необходимо способствовать развитию инноваций малого предпринимательства, обеспечению адекватного доступа малых и средних компаний к финансированию и созданию условий для увеличения добавленной стоимости продукции, производимой такими предприятиями [3].

Тогда же Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендовала странам-членам включить образовательные дисциплины, связанные с предпринимательством, в учебные программы всех уровней образования [4, а81].

Согласно статистике, в России сегодня отмечается стабильный рост малых предприятий, достигающий в отдельных регионах 3 % (в частности, Ново-

сибирская область), а перед государством стоит задача увеличить количество малых предприятий: Минэкономразвития РФ планирует удвоить долю малого предпринимательства в структуре ВВП к 2030 году [5].

При этом согласно исследованиям не более 5 % молодежи РФ планируют стать предпринимателями, что существенно ниже по сравнению с показателями США и Европейских стран. В то же время среди причин нежелания стать предпринимателем главной выделяют отсутствие знаний в области менеджмента собственного бизнеса [6].

Предпринимательство

Согласно мнению ряда специалистов, предпринимательство - это тип поведения, основанный на возможностях и экономических ресурсах, более того, он представляет собой комбинацию риска, творчества, личного успеха и инноваций. Кроме того, предпринимательство должно чувствовать финансовую, моральную и социальную ответственность за создание новой бизнес-идеи, которая может способствовать решению социальных проблем.

Питер Друкер отмечает, что, несмотря на то, что предприниматели не должны инициировать социальные перемены, они способны первыми заметить и начать эффективно использовать инновации, изменения потребительских предпочтений и социальных норм [7].

Безработица и предпринимательство являются взаимозависимыми. Шум-петер утверждал, что предпринимательство оказывает положительное влияние на безработицу в следующих двух отношениях: 1) увеличение числа малых предприятий стимулирует предложения занятости; 2) безработные могут стать предпринимателями и приносить реальный доход себе и государству в качестве альтернативы занятости [8]. Эти эффекты объясняют интерес как к предоставлению предпринимательского образования на всех уровнях, так и к взгляду на предпринимательство как жизнеспособный вариант карьеры [9].

Теория социализации предполагает, что на карьерные решения молодых людей влияют социальные факторы, такие, как воздействие образовательного опыта, которое увеличивает их заинтересованность в создании нового бизнеса (будучи предпринимателем) и способствует благосостоянию местных общин путем предоставления товаров и услуг [10].

Предпринимательское образование

Предпринимательское образование признается потенциально эффективным средством содействия превращению населения в предпринимателей, которые информированы о будущих карьерных возможностях посредством создания прибыльных мини-компаний. В литературе поднимался вопрос о том, ограничены ли предприниматели своими индивидуальными особенностями, такими как терпимость к риску, переговоры, креативность и безопасность.

Обучение предпринимательству на базовом уровне становится актуальным для развития навыков мышления и решения проблем, передачи знаний и создания основы для предпринимательства на всех этапах жизни [11, с.663-676]. Цель состоит в том, чтобы постепенно развивать предпринимательский дух, начиная с базового образования ребенка, а затем укреплять его на последующих образо-

вательных этапах, доказывая результативность такого образования экономически эффективным вхождением студента на рынок труда.

Согласно ряду исследований уже младшие школьники способны изучать основы рыночной экономики, чтобы стать предпринимателями и принимать осознанные бизнес-решения на основе личных и социальных ценностей. Ряд экономически развитых стран ведет активную работу по этому вопросу.

Так, например, предпринимательское образование в Великобритании рассматривается как серьезная часть школьной подготовки учащихся. В качестве самостоятельного предмета в более 20 % школ изучается курс экономики. Английские педагоги полагают, что понимание экономических аспектов современного общества доступно учащимся любого возраста.

Во Франции с младшего школьного возраста детей начинают целенаправленно знакомить с основами экономических знаний, дают наиболее общие понятия о современном производстве и основных профессиях. В процессе трудовой стажировки, программа и место проведения которой согласуются с родителями, французские школьники получают денежное вознаграждение, принося тем самым доход семье.

Активное развитие предпринимательское образование имеет в школах Канады, где при поддержке Министерства образования кооперативные предприятия, предлагающие некоторые школьные услуги, такие как питание или канцелярские принадлежности, являются школьными проектами, которые предоставляют ученикам реальную возможность понять предпринимательство и стать предпринимателями. В Министерстве образования этой страны считают, что прибыль, экономическая эффективность и управление такой компанией обеспечат школьникам хорошее обучение предпринимательству.

В течение учебного года участвующие школьники создают мини-компанию, разрабатывают и продают продукт или услугу, а в конце учебного года закрывают компанию. Студенческая мини-компания может иметь разные структуры: а) кооператив, с демократическими решениями и коллективным распределением прибыли; б) небольшое предприятие с целью максимизации прибыли; в) предприятие, ориентированное на создание социальных ценностей [12].

Кроме того, предпринимательское образование должно охватывать не только обучение предпринимательству, но и структурные изменения в школе и реализацию творческих активностей. Анализ экспериментального опыта предпринимательства в начальной школе в Израиле показывает важность охвата всех этих аспектов при изменении механизмов обучения. В израильском экспериментальном случае первым шагом стало создание «ведущей команды», включая учителей, замдиректора и директора школы. Были разработаны лекции и семинары с участием учителей, создана предпринимательская среда с участием местного муниципалитета, родителей, студентов из ближайшего колледжа и представителей промышленности.

В США, в стране, связанной с высоким уровнем предпринимательского духа, Закон об образовании 2000 г. призвал все штаты развивать образовательные мероприятия для предпринимательства от детского сада до университетского уровня посредством обучения на примере мини-компаний [13]. Началь-

13

ный этап предпринимательского образования ставит цель дать понять обучающимся узнать бизнес и его процессы, зародив тем самым в них предпринимательскую культуру, которая позволит им в дальнейшем стать самозанятыми, а не искать неконкурентоспособные рабочие места.

В одном из штатов (Кентукки) было осуществлено исследование эффективности такого обучения. Статистическое сравнение ответов до и после участия в инициативной подпрограмме показало, что образовательная инициатива улучшает как отношение к предпринимательству, так и знания участвующих студентов о нем.

Стоит отметить, что в США многие родители полагают, что подростки независимо от уровня достатка их семьи должны сами уметь зарабатывать. Так, к примеру, будущий президент США Джон Фицджеральд Кеннеди продавал газеты в юношестве.

В Мексике экономические предметы включены в программу только средней школы, а также вузов, предлагающих технические и экономико-административные учебные программы. В качестве примера стоит упомянуть мексиканский Фонд «Предприятие - высшее образование» [14], созданный в 2009 году по инициативе Национальной ассоциации университетов и высших учебных заведений Мексики (ANUIES). Деятельность указанного фонда направлена на консолидацию ресурсов вузов, частного бизнеса, Министерства народного образования и прочих государственных структур для создания экономической выгоды посредством предпринимательства. Как результат работы этого Фонда в Мексике была внедрена Программа развития предпринимательских навыков. В том числе была создана образовательная подпрограмма для младших школьников «Моя первая компания: предпринимательство, играя», направленная на развитие навыка предпринимательства среди учащихся начальной школы в 27 мексиканских штатах.

Внедрение предпринимательского образования на уровне начальной школы рекомендуется не только для развитых стран, но и для развивающихся стран. Актуальность этого предложения была признана такими странами, как Нигерия, где интеграция предпринимательства в базовую учебную программу рассматривалась как средство сокращения безработицы и стимулирования экономического и социального роста общин [15]. Предпринимательское образование основывается на когнитивном подходе к бизнесу, который основан на понимании того, что представляют собой структуры знаний предпринимателей, как они действуют и согласно каким критериям принимают решения. Цель предпринимательского образования видится в обучении предпринимательскому поведению. Это требует не только передачи знаний о бизнесе и управлении, но и разработки новых способов мышления, взглядов, компетенций и поведения.

Этот вид образования отличается от других видов экономического образования тем, что требует более широкого осознания важности предпринимательства для региональной экономики и разработки мероприятий и учебных кейсов на основе опыта, который способствует внедрению специализированных знаний о бизнесе, дает больше времени для размышлений о ценности получе-

ния финансовой независимости от самостоятельной занятости, а также возможность живого обучения, а не чтения или прослушивание онлайн-курсов.

Обучение предпринимательству требует участия успешных бизнесменов в образовательных программах (в виде мастер-классов) и использования ориентированных на действия дидактических методик, таких, как студенческие проекты, эксперименты и бизнес-моделирование. Воздействие успешного предпринимательского опыта на этапах становления жизни увеличивает вероятность того, что учащиеся либо решат начать собственный бизнес, либо изберут предпринимательство в качестве карьеры.

Предпринимательское образование включает в себя следующие этапы: 1) понимание предпринимательства, 2) участие в процессе предпринимательства, 3) обучение быть предпринимателем путем использования возможностей для бизнеса.

Роль учителя в предпринимательском образовании - быть помощником, который поддерживает размышления учеников и дает им возможность учиться в теории и на практике. Этот подход дает обучающимся возможность играть предпринимательскую роль, практиковать свои предпринимательские навыки, анализировать ситуации творчески и исследовать скрытые аспекты процесса предпринимательства.

Образовательный опыт, осуществляющийся на базе теоретической микрокомпании, организованной так же, как и реальные предприятия, дает молодым людям возможность научиться создавать, организовывать и управлять собственным бизнесом. Этот опыт обучения был впервые имплементирован американской программой «Достижения молодых», которая была поддержана

*

школами других стран.

Предпринимательское образование школьников в России

В отличие от рассмотренных выше развитых стран в России предпринимательское образование развивается пока без участия государства. Так, наиболее перспективными компаниями по обучению школьников бизнесу являются следующие: Kinder MBA, Matrix Career, Кидбург, KidZania. Причем эти компании по-разному организовывают образовательную деятельность. Первые две компании представляют занятие в его классическом понимании по модели «класс - урок - преподаватель», - вторые организовывают нерегулярные занятия в виде игры в бизнес на специально сконструированных площадках. Образование такого рода платное: регулярные занятия, состоящие из продуманных образовательных модулей, длительностью около четырех месяцев каждый, стоят около 5000 рублей в месяц, в то время, как занятия в форме игры оцениваются около 1200 рублей за посещение [16].

* Junior Achievement - Достижения молодых - международное содружество некоммерческих организаций, помогающих молодежи приобрести знания и навыки, необходимые для успешного участия в мировой экономике. Программы «Достижения молодых» уже почти 100 лет обучают школьников и учащуюся молодежь основам экономики, бизнеса, предпринимательства, финансовой грамотности и начальной профессиональной подготовки; успешно развиваются более чем в 100 странах мира, ежегодно охватывая более 10 млн молодежи.

Дети разного возраста получают разноплановые задания: малышей учат решать изобретательные задачи, детей постарше - управлять финансами и работать в команде, подростков - оптимизировать действующий бизнес. По результатам работы дети представляют завершенные прототипы. Программы построены по принципу «обучение через действие», где основная цель - научить детей применять свои знания на практике. Дети учатся не бояться решать проблемы, овладевают технологиями эффективного решения универсальных проблем, не требующих предметных знаний, учатся мыслить нестандартно и гибко, генерировать оригинальные идеи и создавать инновации.

Согласно статистике, около 20 % подростков, прошедших регулярные занятия бизнесом, начинают самостоятельно зарабатывать (с нотариального согласия родителей). Так, например, 16-летний Алексей Самило с командой разрабатывает терминал для экспресс-зарядки мобильных телефонов. Десятиклассник Александр Терехов запустил проект по изготовлению бумажных конструкторов СиЬе^ег [17].

Заключение

Предпринимательская подготовка стала частью учебно-воспитательного процесса, а на государственном уровне она является обязательным элементом системы подготовки молодежи к жизни и деятельности в условиях рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность в образовательном контексте помогает учащимся стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, уметь принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться руководить. Для знакомства учащихся с видами предпринимательства в учебные планы школ разных стран, в первую очередь экономически развитых, внедрены различные учебные курсы, основанные на реальной предпринимательской деятельности или ее моделировании.

В результате такой работы в наиболее развитых зарубежных странах, таких, как, США, Япония, малые предприятия составляют порядка 70 % от общего числа предприятий, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Доля таких предприятий в Китае составляет 55 % - это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает малое предпринимательство важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию малого и среднего предпринимательства в экономике страны [18]. В Российской Федерации количество таких предприятий не превышает 30 %.

Учитывая, что уровень развития малых предприятий напрямую определяет степень развития экономики страны в целом, российской образовательной политике стоит включить в систему государственного школьного образования элементы предпринимательского образования по аналогии с приведенными

16

выше примерами развитых стран. Развитие данных субъектов служит устойчивой базой для стабильного развития экономики страны.

Список литературы

1.РИА Новости URL: https://ria.ru/economy/20180123/1513124593.html (дата обращения: 16.03.2018).

2.https://regnum.ru/news/2347202.html (дата обращения: 16.03.2018).

3.http://www.oecd.org/cfe/smes/bolognaprocess.htm (дата обращения: 16.03.2018).

4. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.

5. Минэкономразвития РФ: к 2030 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП вырастет вдвое. Электронный доступ URL: http://tass.ru/ekonomika/2596781 (дата обращения: 16.03.2018).

6. Решетникова Н. Научат своему делу Российская газета - Спецвыпуск №7496 (33). Электронный доступ. URL: https://rg.ru/2018/02/14/malomu-biznesu-ne-hvataet-upravlencheskih-kompetencij.html (дата обращения: 16.03.2018).

7. El Brashi R. Social entrepreneurship theory and sustainable social impact // Social Responsibility Journal. 2013. № 9(2). P. 188-209.

8. Bhorat H. (2006). Unemployment in South Africa descriptors and determinants. Washington D.C.: World Bank. URL: http://conference.iza.org/conference_fil es/worldb2009/Bhorat_Haroon.pdf (дата обращения: 16.03.2018).

9. Henry C., Hill F., Leicht C. Entrepreneurship education and training: Can entrepreneurship be taught: Part I // Education and Training. 2005. № 47(2/3). p. 112.

10. Dyer G. Toward a theory of entrepreneurial careers // Entrepreneurship Theory and Practice. 1994. № 19(2). P. 7-21.

11. Askun B., Yildirim N. Insights on entrepreneurship education in public universities, in Turkey: Creating entrepreneurs or not? // Procedia-Social and Behavioral Sciencies. 2011. № 24. P. 663-676.

12. Pepin M. L'e ducation entrepreneuriale au primaire et au secondaire: Gros plan sur la micro-entreprise scolaire // Canadian Journal of Education. 2011. № 34(3). P. 280-300.

13. Maria de Lourdes Carcamo-Solis. Developing entrepreneurship in primary schools. The Mexican experience of "My first enterprise: Entrepreneurship by playing" Teaching and Teacher Education Volume 64, May 2017, Page IFC

14. Национальная ассоциация высших учебных заведений и университетов Мексики. URL: http://www.fese.org.mx/index.html (дата обращения: 16.03.2018).

15. Adegun O. A. Entrepreneurship education and youth empowerment in contemporary Nigeria. // Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies (JETERAPS). 2013. № 4(5). P. 746-751.

16. Детский развивающий парк. URL: https://kidzania.ru (дата обращения: 16.03.2018).

17. Гладышева Е. Воспитать миллиардера: как обучить детей бизнесу.

URL: http://www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/istorii-uspekha/_281669-

vospitat-milliardera-kak-obuchit-detei-biznesu?photo=3 (дата обращения: 16.03.2018).

18. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития // Молодой ученый. 2012. №4. С. 177-181. URL: https://moluch.ru/archive/39/4640/ (дата обращения: 16.03.2018).

Понявина Мария Борисовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

TRAINING OF SCHOOLCHILDREN TO ENTREPRENEURSHIP WITHIN FRAMEWORKS OF

STATE EDUCATIONAL POLICY

M.B. Ponyavina

The article is devoted to the analysis of education in the field of entrepreneurship among school-age children in developed countries. The article proves the relevance and the urgent need to implement this type of education in the state educational policy of the Russian Federation.

Key words: educational system, entrepreneurship, state educational policy, education, small enterprises.

Ponyavina Maria Borisovna, candidate of economical sciences, docent, mbponyavina@fa. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation.

УДК 123.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

В.И. Филатов

Рассматривается проблема становления социального государства в контексте отечественной и мировой социально-философской и этической мысли. Анализируется соотношение между экономической свободой, государственным регулированием и социальной справедливостью, производством и распределением, экономическим ростом и социальным равенством. Обращено внимание на имеющийся теоретический и практический опыт ведущих социальных государств, с учетом которого предпринята попытка выявления тенденций синтеза свободного экономического развития и устойчивого социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, социальная справедливость, социальное равенство, экономическая свобода, экономика участия.

Бурные события последних десятилетий новейшей истории существенно изменили условия существования социального государства. Экономические кризисы, цивилизационный раскол, конфликты, рост социальных рисков не только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.