И.Н. Зайдман, И.А. Шабанова
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОПИСАНИЮ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ
Изложены основные положения терапевтической дидактики, позволяющей соединить решение психолого-педагогических и дидактических задач в процессе обучения гуманитарным предметам; показана реализация этой концепции на примере обучения подростков описанию внешности человека.
Современное среднее образование в России характеризуется несколькими тенденциями: внедрением
компетентностного подхода; осуществлением внешней дифференциации (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, классы компенсирующего обучения); закреплением в общественном сознании идей педагогики сотрудничества; возникновением новых и возрождением старых технологий; проникновением идей зарубежной педагогики, которые часто принимаются без необходимого теоретико-критического осмысления и переносятся в отечественную систему образования без учета национальной специфики.
В то же время не полностью утрачены традиции советского, российского образования, связанные с единством обучения, развития и воспитания - с реализацией так называемой триединой задачи. Развитие этих подходов находит продолжение в создаваемой нами концепции терапевтической дидактики, суть которой в том, что в процессе обучения гуманитарным предметам (русский язык, литература, риторика, словесность) осуществляется психолого-педагогическая компенсация, коррекция. Урок или система занятий помимо дидактических решают воспитательные задачи, помогают ученикам осознать личностные или коллективные, межличностные проблемы, усвоить новые поведенческие и речевые стратегии [1, 2].
Важнейшие задачи образования связаны с развитием ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, социально-трудовых, личностного самосовершенствования). При этом компетенция личностного самосовершенствования предполагает формирование адекватной и самодостаточной личности, а для этого надо помочь школьникам научиться понимать и принимать себя.
В свете терапевтической дидактики личностное развитие субъекта обучения осуществляется в трех направлениях: обеспечение учебной успешности за счет индивидуализации и дифференциации, выбора оптимального способа обучения (психолого-методический компонент); создание доверительных и честных взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками (коммуникативный компонент); обеспечение решения индивидуальных проблем ребенка за счет подбора личностно-, социально значимого дидактического материала и организации взаимодействия с одноклассниками (содержательно-педагогический комйашкнж)центральньш новообразованием возраста 1415 лет и завершающим этапом развития сознания подростков становится формирование «Я-концепции», в этот период осознается и углубляется, а иногда и меняется система ценностей, закладываются основы взрослой ответственной позиции, это время наиболее значимо для развития адекватной самооценки. Примерно в 11-12 лет у подростка возникает интерес к внутреннему миру ок-
ружающих и к его собственному. Ребенок хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким хотел бы быть. В соответствии с этим формируются два образа: «Я»-реальное и «Я»-идеальное. При оценке «Я»-реального, как правило, более актуальны такие параметры, как внешность и одежда (для девочек), сила и принадлежность к группе (для мальчиков).
Для среднего и старшего подросткового возраста значимыми становятся отношения со сверстниками; а в связи с возникающей влюбленностью появляются вопросы: могу ли я нравиться противоположному полу; приятна ли, привлекательна ли моя внешность, соответствует ли она принятым в обществе представлениям о красоте; что в моей внешности следует изменить; как одеваться, как презентовать себя и др. Появляющиеся вторичные половые признаки, слишком очевидные для окружающих или, по мнению подростка, недостаточные; угри, прыщи и другие «изъяны» внешности; несоразмеренность, негармоничность фигуры - все это может вызвать стресс, негативно влияет на самооценку. Проблема своей внешности становится весьма актуальной для подростков.
Обучение сочинению-описанию внешности по программе предусмотрено в 7-м классе, таком образом, можно говорить о естественно возникающей возрастной мотивации на самоописание как следствие подросткового эгоцентризма. Появляется возможность органичного соединения дидактических и психолого-педагогических задач в процессе обучения русскому языку. Разработанная и внедренная нами программа предполагает рассредоточенную подготовку, которая осуществляется при изучении грамматики (темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», что не исключает возможности соединения обучения описанию с другими темами, например, с синтаксисом осложненного предложения) и на специальных уроках развития речи. Психолого-педа-гогический аспект уроков школьникам не предъявляется, это снижает их потребность в психологической защите. Подросткам кажется, что учитель увлекается материалом и позволяет им отступить от темы урока, т.е. они не воспринимают этот аспект урока как обязательный, а значит, у них возникает желание порассуждать о себе и других, поделиться мыслями и чувствами.
Остановимся на специфике внедрения концепции терапевтической дидактики применительно к задачам обучения, жанру описания внешности, психологическим особенностям подросткового возраста и принципам методики развития речи учащихся.
Задачи системы уроков, посвященных описанию внешности, - научить:
- видеть другого человека, быть внимательным к нему, к его внутреннему состоянию, которое так или иначе выражается внешне;
- соотносить внешний облик и внутренний мир человека, понимать, когда они совпадают, а когда нет;
- адекватно выражать свое отношение к людям;
- принимать и ценить себя, свою внешность;
- изменять внешний облик в соответствии с целью, задачами общения;
- использовать разнообразные языковые средства, помогающие передать внешний облик человека и восприятие автора; обогатить речь лексическими средствами описания внешности;
- определять основную мысль сочинения-описания и реализовывать замысел;
- соблюдать структурное единство текста типа описания;
- различать особенности сравнительного описания.
Жанр описания внешности может быть представлен
его деловой и художественной разновидностями, которые отличаются коммуникативной задачей (передать точные признаки предмета, явления или выразить свое отношение к нему, подчеркнуть значимые для автора характеристики), от этого зависит и отбор содержания высказывания. Иногда деловое и художественное описания называют стилями, что, конечно, неверно, т.к. существенные признаки предмета могут раскрываться не только в деловом, но и научном стиле речи, а субъективно значимые передаются как разговорным, так и художественным, публицистическим стилями.
Деловая разновидность описания вызывает у учеников трудности, связанные прежде всего с выделением основных признаков и определением их иерархии, т.е. обусловленные уровнем развития логического мышления, которое постепенно совершенствуется на всех уроках, при изучении различных дисциплин. Методика формирования абстрактного мышления при изучении русского языка представлена в диссертационном исследовании А.В. Бессоновой [3].
Построение описания внешности зависит от угла зрения (что для автора важнее всего) и замысла, отличается вариативностью; условно можно говорить о дедуктивной и индуктивной композиции текста (по аналогии с рассуждением): 1) сначала передается общее, значимое впечатление от внешности человека, затем описываются конкретные детали; 2) характеризуя отдельные черты внешности, автор подводит читателя к общему восприятию внешности данного человека. Причем и в первом, и во втором варианте порядок расположения микротем может быть одинаковым, например: а) лицо, волосы (прическа), фигура, одежда, манера поведения; б) фигура, походка, манера поведения, лицо.
Описание внешности может быть статическим или динамическим. Изменения во внешнем облике либо относятся к достаточно большому временному промежутку (я встретил его через 6 лет и был поражен тем, как он изменился...), либо характеризуют человека в разных ситуациях или в процессе какой-то деятельности (если моя сестра сердится, ее лицо мгновенно преображается.; когда наши забивают гол, папа вскакивает с дивана... его лицо.).
Функции описания внешности в макро- и микротексте идентичны - раскрыть внутренний мир героя (показать соответствие или несоответствие внешнего и внутреннего, противоречивость, амбивалентность пер-
сонажа), передать отношение к нему автора. Так как художественный стиль речи включает в себя языковые средства всех других стилей, а школьные сочинения в большинстве своем не могут претендовать на чисто художественное описание, они представляют собой стилевую контаминацию, тенденции преобладания разговорного или художественного стилей зависят от уровня развития речи и образности мышления ученика.
Особенности методики обучения определяются следующими принципиальными положениями:
- принятой в теории и практике развития речи системой заданий на основании действий по готовому и создаваемому тексту (Т.А. Ладыженская) [4. С. 119-122];
- логикой построения технологии от анализа позитивного образца через к корректировку негативного - к созданию собственного текста;
- реализацией принципа единства изучения языковых разделов с развитием речи;
- соединением работы над развитием устной и письменной, монологической и диалогической речи;
- наличием реального или предполагаемого (на основании приема описания речевой ситуации) адресата высказываания;
- текстоцентрическим и антропоцентрическим подходами, которые обеспечиваются тремя планами: а) построением урока и системы уроков как особого, целостного речевого произведения; б) использованием в качестве основного дидактического материала текста в его широком, семиотическом понимании; в) актуализацией личностных смыслов учащихся, рассмотрением текста с позиций автора и адресата;
- реализацией семантико-структурного, функционального и коммуникативного подходов к изучению языка.
Психологическая защита для подростков создается за счет использования в качестве исходного материала для беседы текста-посредника, проективного восприятия автора текста, открытости учителя, его рассказа о своих чувствах, мыслях, переживаниях и себе. Это очень важно, т.к. для подростков характерна амбивалентность: преувеличение своей уникальности, непохожести на других - желание быть как все, не выделяться из референтной группы; застенчивость, страх показаться смешным, «потерять» себя в общении - и напряженная жажда излить душу; острая неудовлетворенность существующими формами коммуникации - и стеснение, не всегда явленная готовность говорить о сокровенном.
Покажем конкретную работу с описанием внешности на уроке русского языка в соответствии с задачами обучения и заявленной концепцией.
Чтобы логически перейти к проблеме «несоответствие внешнего и внутреннего облика человека», учащимся предлагается проанализировать текст сочинения мальчика о друге Сереже. Перед чтением ставится вопрос: как относились окружающие к Сереже и чем можно объяснить такое отношение.
МОЙ ДРУГ СЕРЕЖА
Некоторые, поглядев на Сережу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он какой-то дурашливый!» Я, конечно, не соглашаюсь с такой характеристикой, а мне опять говорят: «Да посмотри ты на него! Костюм
помят, пионерский галстук завязан кое-как. Всегда ухмыляется». Действительно, вид у Сережи несолидный: соломенный чуб закрыл весь лоб, узенькие серые глазки искрятся смехом, все лицо расплылось в широченной улыбке, да еще на щеках детские ямочки. Жесты резки: он не берет, а хватает, походка вихляющая.
Но таким видят Сережу те, кто его плохо знает. Я его вижу другим. Вот каким он бывает в понедельник на уроке труда. Стоит у станка, чуть-чуть наклонившись вперед. Лицо неузнаваемое. Нет озорных глаз, нет бессмысленной улыбки. Берет скрыл чуб, лоб высокий, чистый, брови сдвинуты, губы сжаты, лицо волевое. Умные руки, никогда не ошибающиеся в труде, энергично водят напильник.
Деталь, как всегда, сработана на отлично. Сергей осмотрел ее со всех сторон, измерил и остался доволен. Лицо осветилось горделивой улыбкой, он весь выпрямился, как будто вырос на глазах.
Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой. Значит, портрет одного человека может быть воспринят по-разному в разные минуты его жизни. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и портрет помогает невнимательным людям увидеть не главные черты характера, а внимательным разглядеть характер поглубже.
Ответы учащихся: окружающие относятся плохо, недоброжелательно.
Чем это можно объяснить? (Раз плохо одет, значит, со странностями; Судят по внешности; По одежке встречают; Да его просто не встречают.)
Как подобное отношение к Сергею характеризуют окружающих его людей? (Эти люди невнимательны; Поверхностные, не видят глубины; Не обращают внимания на характер человека.)
Чем можно объяснить, что к Сереже так относятся? Может, причина в нем самом? (Мне кажется, он так имидж поддерживает - разбитной такой; Может, он хочет выделиться; Наверное, у него просто такой характер, рассеянный он; Может быть, он не успевает, нет времени за собой следить; Возможно, боится показать себя чопорный; Показывает себя, какой он есть, не рисуется.)
Что чувствует Сережа, раз к нему так относятся? Какие проблемы, трудности у него возникают? (Одиночество; Думает, что его недооценивают; Обижается на тех, кто не понимает, что он ценит себя таким, какой есть; Унижение; Может быть, не обращает внимания; Ничего не чувствует, потому что не меняется; Не знает, что в нем положительное, и боится спросить; Все он прекрасно знает, каждый о себе имеет представление; Если не знает о себе, значит, недалекого ума человек; Если Сергей не ценит в себе ничего, он не может ценить окружающий мир; Сережа знает, что к нему относятся недоброжелательно, но он сохраняет силу духа, преображается в труде, не опускает руки.)
Учитель читает фрагмент текста с описанием Сергея во время работы на уроке труда, чтобы учащиеся ответили на следующие вопросы: Что ценит в себе Сергей? Какие языковые средства помогают понять это? Когда он ценит себя? Кто замечает изменения во внешности Сергея, когда он работает?
Чтобы подвести семиклассников к осознанию того, как помочь «заклеванному», изгою, учитель спрашивает: «Сергей горд своей работой, но что у него не получается? Что он не умеет?» (Сергей не умеет показать себя; Преподать себя так, чтобы увидели его лучшие качества.)
Как помочь Сергею? (Он должен как-то внешне показать, что умеет хорошо работать на станке, может быть, аккуратнее одеваться; Сережа должен осознать, как его воспринимают окружающие, он же только чувствует неприязнь к себе, а надо подумать, почему так происходит; Другу ведь он, наверное, доверяет, друг может ему посоветовать, что сделать.)
Чтобы учащиеся смогли посмотреть на несоответствие внешнего и внутреннего облика человека с другой стороны, изменить угол зрения, учитель предлагает текст, в котором описывается, в отличие от Сережи, внешне привлекательная девочка, подводит учеников к проблеме «Внешность обманчива?». Для этого им предлагается послушать текст и ответить на вопросы: Какое впечатление сначала девушка произвела на молодого человека? Какие чувства он испытал? Из чего это видно?
НЕЗНАКОМКА
Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел.», - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки - она напоминала незнакомку в картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки -почему вас так упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны. Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды. Как она улыбается? Наверно, у нее улыбка Джоконды. Я выучу для нее все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира.
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:
- Ну, чего вылупился?
Почему впечатление молодого человека изменилось? Изменится ли его поведение по отношению к девушке?
Под диктовку учащиеся записывают вывод -«Внешность обманчива?». Вопросительная конструкция не случайна, она способствует размышлению семиклассников, у нас есть выбор соглашаться или не соглашаться с высказыванием, доказывать или опровергать его.
В качестве домашнего задания семиклассникам предлагается написать сочинение «Чего во мне не видят окружающие и чем я это могу объяснить?».
Тема сочинения предполагает, что учащиеся прежде всего станут описывать свой внутренний облик. Кроме
того, если какая-то черта характера не имеет внешнего проявления - значит, подросток ее скрывает. И сочинение поможет определить, чем это вызвано, как отражается на состоянии автора текста. Возможно, окружающие не стараются, не могут эту черту увидеть. В этом случае сочинения помогут выявить тех учащихся, которые, вероятно, испытывают недопонимание со стороны взрослых и сверстников.
Рассмотрим в качестве примера сочинение Жени Б.:
Чего во мне не видят окружающие и чем я это могу объяснить?
Очень часто люди не замечают в близких и окружающих самого главного.
Во мне не замечают ранимость. Меня очень легко обидеть, но я этого не показываю и переживаю внутри себя. Самые близкие друзья и подруги не замечают этого. Некоторые люди с первого взгляда считают меня очень серьезным и ответственным человеком, конечно, это на самом деле так, но я люблю и пошутить, и посмеяться. Вообще, я очень дружелюбный человек.
Мне кажется, что первое впечатление от знакомства с человеком чаще всего бывает обманчивым, и не стоит делать поспешные выводы. Нужно сначала получше узнать о человеке, тогда уже делать выводы. Не все люди внимательные, особенно в наше суетное время. Они не видят глубину, а только поверхность.
Женя пишет, что самые близкие друзья в ней «не замечают» ранимости. Только непонятно, Женя сожалеет об этом или нет. Почему скрывает обиду даже от друзей? Возможно, это способ избегания ссоры, боязнь потерять дружбу. А могут ли быть друзьями те, кто не замечает, что обидели другого. Затем пишет, что любит пошутить, посмеяться, а друзья считают «очень серьезным и ответственным человеком».
В следующем предложении Женя, похоже, пытается оправдать друзей, используя стереотипную фразу «первое впечатление обманчиво, не делайте поспешных выводов»; затем аргументирует невнимательность к ней суетным временем, в котором людям некогда рассматривать глубину, душу человека, они видят только поверхность.
Примечателен переход от состояния «Ребенка» в начале сочинения (ранимость, обидчивость, веселость) к состоянию «Родителя» (ссылка на общественные нормы). Возможно, таким образом Женя защищается от того, что рядом не чувствует друга. Возникает вопрос, в ком причина: в авторе сочинения или в окружающих.
Жене кажется, что одноклассники не замечают в ней ранимость, дружелюбие, открытость, однако Юля К. пишет о Жене «со стороны моя подруга выглядит очень серьезно и напряженно. Внутри она веселая и задорная, с ней очень интересно провести свободное время. Она очень часто смеется и улыбается. Это делает ее привлекательной».
При анализе сочинений учитель, не называя имен, привел оба текстовых фрагмента и обсудил с подростками, как они могут показывать друг другу свое отношение, восприятие.
Обсуждая текст, в котором героиня, боясь потерять любовь дорогого ей человека, изменила внешний облик и разочаровала его, ученики приходят к выводу: Важно не только уметь ценить свою внешность, но и говорить другим, что мы в них ценим, делать так, чтобы они это поняли.
О позитивных изменениях межличностных отношений в классе свидетельствуют целенаправленное наблюдение, анализ промежуточных и итоговых сочинений и данные социометрии. Микрогруппы стали менее выражены, увеличилось количество контактов между ними. Примечательно, что до формирующего эксперимента определялись лидеры среди мальчиков и девочек, т.е. девочки выбирали девочек, мальчики -мальчиков. В социометрическом исследовании после опытного обучения такой закономерности не обнаружилось. Степень удовлетворенности контактами возросла на 26%, у двух «отверженных» появились взаимные выборы.
Таким образом, работа над сочинением типа описания внешности позволяет в процессе уроков русского языка одновременно решать дидактические и психоло-го-педагогические задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайдман И.Н. Концепция терапевтической дидактики в преподавании русского языка и риторики // Проблемы лингвистического образова-
ния: Матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2002. Ч. 2. С. 29-36.
2. Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход. Новосибирск, 2006.
3. Бессонова А.В. Развитие мышления и речи слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка: Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск,
2006.
4. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1980.
Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.