ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЭВРИСТИКАМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП)
Т. С. Жукова, аспирант кафедры теории и методики обучения математике Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского
В статье рассматриваются возможности использования эвристик на уроках математики для отыскания решения задач, доказательства теорем. Доказывается, что некоторые навыки их применения можно формировать уже в 5—6 классах.
Ключевыге слова: эвристика, пропедевтический этап обучения геометрии, возрастные особенности, принцип наглядности, принцип прикладной направленности, формирование умений через систему специальных упражнений.
Часто в курсе геометрии для отыскания решения задач, доказательства теорем используются эвристики. Соотнесение эвристики, привлеченной к поиску, с условием задачи определяет выбор действия, прогнозирование его результативности.
Исходным моментом в обучении школьников эвристикам является формирование потребности в их использовании при решении задач и доказательстве теорем. Потребность служит источником активности, проявлением которой выступают мотивы. Решение любой задачи предполагает мотивацию цели ее решения. Очевидно, что потребность в эвристиках должна формироваться еще при изучении пропедевтического курса геометрии, т. е. в 5—6 классах.
Мысль о важности данного этапа обучения находит свое отражение и в работах психологов. Для любого возраста характерна определенная структура психических процессов с ведущей ролью наиболее интенсивно развивающейся в данный период функции, при этом новая функция развивается и начинает занимать доминирующее положение — только через прежнюю.
Психологи отмечают, что структуры мозга, руководящие аналитической деятельностью, формируются к 13—14 годам, поэтому систематическое использование и вывод закономерностей применения эвристик до 7 класса нецелесообразны. Однако многие работы ученых
© Жукова Т. С., 2008
свидетельствуют о том, что зарождение такого важного качества мышления, как исследование, которое обусловливает потребность открывать новое, сравнивать, оценивать, сомневаться, опровергать, наблюдается уже в более раннем возрасте. В 5 классе учащиеся стремятся показать свою оригинальность, самостоятельно находят нестандартные решения, легко обнаруживают встречающиеся в условии задач закономерности, строят цепочки рассуждений, делают выводы о том, где еще можно использовать полученные знания. Следовательно, важно еще до изучения систематического курса геометрии осуществлять формирование у школьников некоторых навыков применения эвристик и добиваться понимания ими того факта, что из одних предложений с помощью эвристик можно выводить новые утверждения. Кроме того, на данном этапе осуществляется подготовка учащихся к переходу от представлений к конкретным определениям понятий.
Практическое обучение использованию эвристик приводит к выделению действий, составляющих их основу. С учетом возрастных особенностей, закономерностей формирования и развития тех или иных компонентов мышления (логических компонентов мышления на основе активизации образных) методика обучения эвристикам учащихся 5—6 классов должна базироваться на следующих принципах:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
— наглядности, который реализуется через использование большого числа рисунков и моделей, выполняемых учащимися в процессе рассуждений при решении задач;
— прикладной направленности, который отражает связь математики с окружающим миром и практической деятельностью учащихся.
Реализация данных принципов возможна через прикладные задачи, задачи геометрического содержания, связанные с измерениями геометрических величин, конструированием моделей геометрических фигур. Обучение решению задач в 5—6 классах предполагает широкое использование построения графов, идеи симметрии, раскраски чертежей, разбиения фигуры на части, логического анализа, рассуждений по схемам «необходимо и достаточно», «оценка плюс пример» и т. д.
Решая задачу формирования тех или иных умений, важно учитывать и имеющийся у учащихся опыт. Развитие ученика в процессе обучения эффективно лишь при формировании личностно значимых знаний, а это невозможно без опоры на его опыт. Задаваемое в обучении содержание (понятия, правила, приемы, эвристики) в ходе усвоения школьником обязательно переосмысливается, воспринимается через призму собственного опыта. Таким образом, новая информация должна согласовываться с имеющимися у ребенка представлениями, понятиями, правилами выполнения действий.
Курс математики для 5—6 классов изобилует определениями геометрических понятий (многоугольника, параллелепипеда, окружности, круга и т. д.), что позволяет формировать действия подведения объекта под понятие и выгведе-ния следствий. Овладение данными эвристическими приемами обусловливает формирование у учащихся следующих умений:
— обосновывать истинность каждого высказывания;
— выполнять и развертывать дедуктивные умозаключения;
— видеть связи между объектами и фигурами;
— выводить одни утверждения из других;
— находить фигуры, объекты, попадающие под данные определения.
Появление задач, решение которых основано на нескольких шагах, требует вести работу по приобщению школьников к разбору поиска решения, формируя тем самым умение выделять используемые в рассуждениях эвристики преобразования требований задачи в рав-носилъныге и составления промежуточных задач, которые помимо уже выделенных умений включают в себя следующие:
— выделять элементы задачи, комбинировать их;
— выявлять связи между фигурами, попадающими под данный элемент задачи;
— заменять понятие его определением, оперировать понятием;
— выделять условия и требования задачи;
— конкретизировать условия задачи;
— переструктурировать задачи.
Важное значение в формировании
базовых эвристик принадлежит умению читать чертеж, которое составляют следующие действия: простое и сопоставимое вычленение фигур, распознавание фигур и их частей, переосмысление элементов чертежа с точки зрения другого понятия, сравнивание фигур, изменение взаимного расположения образов. Впоследствии эти действия составляют основу применения многих эвристических приемов (достраивания фигур, представления задачи в пространстве состояний и т. д.), общих эвристик, включающих в себя методы познания (аналогии, обобщения и т. д.) в различных ситуациях.
Анализ действующих учебников математики для 5—6 классов показал, что в них содержатся упражнения для формирования вышеизложенных умений, но
111!111Й1И1!Ш № 4,
таких упражнений немного и они не систематизированы [1; 2]. До сих пор не разработаны пути и формы включения эвристик в процесс обучения, поэтому имеющиеся возможности для их формирования в настоящий момент явно не реализуются.
Ниже приводится перечень видов упражнений, которым нужно уделять внимание при формировании у учащихся базовых эвристик:
1) на узнавание высказывания,
2) определение истинности высказывания,
3) понимание структуры дедуктивных умозаключений,
4) усвоение логической структуры определений,
5) распознавание понятий,
6) выделение и варьирование существенных признаков,
7) выведение из данных условий всевозможных следствий,
8) выведение следствий из факта принадлежности объекта некоторому множеству,
9) нахождение ассоциаций и сопоставлений,
10) составление задач по имеющимся данным,
11) составление задач по готовому чертежу.
Полученные учащимися знания и умения необходимо расширять и углублять на протяжении всего курса математики, в частности геометрии. Выполнение таких упражнений в дальнейшем составляет основу умения выделять и формировать идею доказательства на базе эвристик. Усвоение содержания соответствующего уровня готовит школьников к систематическому изучению эвристик и осуществлению самостоятельного поиска доказательства (решения) с их помощью. Немаловажное значение в этом принадлежит умениям, которые были заложены на предыдущих этапах изучения предмета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Математика : учеб. для 5 кл. сред. шк. / Н. Я. Виленкин, А. С. Чесноков, В. И. Жохов. — М. : Просвещение, 1990. — 300 с.
2. Математика : учеб. для 6 кл. сред. шк. / Н. Я. Виленкин, А. С. Чесноков, В. И. Жохов. — М. : Просвещение, 1990. — 305 с.
Поступила 05.06.08.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД И ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В. Н. Блинков, аспирант кафедрыг методики преподавания математики
МГПИ им. М. Е. Евсевъева
В статье выделены два взаимосвязанных аспекта использования аксиоматического метода при обучении школьников геометрии и две линии развития, направленные на овладение ими аксиоматическим методом. В каждой линии выявлены по три последовательных уровня аксиоматической формы мышления. Представлен анализ реализации этих уровней в практике обучения геометрии.
Ключевыге слова: аксиоматический метод, уровни геометрического развития, уровни аксиоматической формы мышления.
Одна из задач обучения математике Среди них немаловажное место занимав средних общеобразовательных учре- ет аксиоматический метод, с которым
ждениях заключается в овладении уча- связано глубокое понимание природы
щимися идеями и методами этой науки. математики. Его применение в школе
© Блинков В. Н., 2008