научный журнал
УДК 377.354
Н.В. Моисеенко
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,
г. Саратов, Россия
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация. Исследование посвящено обоснованию необходимости регулярного профессионального обучения и развития персонала организаций, оценке эффективности обучения, направлениям использования современных цифровых технологий в обучении и развитии сотрудников организации.
Ключевые слова: обучение персонала, профессиональное развитие персонала, современные технологии.
Abstract. The study is devoted to the substantiation of the need for regular professional training and development of personnel of organizations, evaluation of the effectiveness of training, directions of use of modern digital technologies in the training and development of employees of the organization.
Keywords: training of personnel, professional development of personnel, modern technologies.
Успешное функционирование любой организации не представляется возможным без постоянного развития профессиональных компетенций, расширения знаний, улучшения навыков и умений, способностей, то есть без обучения персонала. От степени квалификации персонала зависит доход организации, мнение клиентов и процветание компании в целом. В нынешних современных условиях жизни каждый сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, широкой эрудицией, предприимчивостью, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям среды.
Организации должны обладать необходимыми ресурсами для реализации своих непосредственных функций. Одними, из которых, являются человеческие ресурсы самой организации.
Недостаток квалифицированных кадров является основным внутренним бизнес-риском в функционировании российских и зарубежных организаций [1, с.14]. Значимость данного фактора наглядно демонстрируют результаты опросов руководителей крупнейших мировых компаний, проводимых PwC в 2016 и в 2017 годах. В то же время влияние нехватки квалифицированных кадров за последние 10 лет увеличилось более чем в 2 раза. Если в 1998 году такую обеспокоенность высказывали 31% опрошенных руководителей, то в 2017 году таких становится уже 77% [2, с.10].
научный журнал
В современном мире промышленность, технологии, умения и знания развиваются стремительно, в течение нескольких лет практически во всех сферах трудовой деятельности информация обновляется, ее объемы увеличиваются. В настоящее время невозможно в процессе трудовой жизни использовать лишь те знания, которые были получены в школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах XX века специалисты Японского центра по улучшению и повышению производительности труда отмечали, что промышленность и управление - это человеческие ресурсы и главная проблема заключается в том, чтобы обеспечить промышленно-управленческие структуры, отрасли квалифицированными кадрами. В 70-е годы в развитых странах разработали концепцию постоянного (непрерывного) образования, которая затем стала одним из самых эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия персонала и быстро растущего технического потенциала. Разработанная концепция предполагает, что профессиональное развитие становится постоянным, сотрудник в рамках самой деятельности и на необходимых курсах и различных формах получает знания, требуемые для поддержания собственной постоянной работоспособности. Обучение в рамках других организаций или специальных учебных центров может дополнять знания, полученные ранее за период учебы в школе или вузе, приспосабливает их к своим непосредственным производственным нуждам.
Внедрение новых технологий для повышения эффективности деятельности организаций, с одной стороны, позволяет хотя бы частично решить проблему нехватки квалифицированных кадров. Этому способствует использование и искусственного интеллекта, и автоматизации, и робототехники. С другой стороны, активное применение передовой техники и технологий ключевым образом изменяет функции и состав персонала, требования к его квалификации. Так, 20 опрос руководителей крупнейших компаний мира, проведенный PwC в 2017 году, показал, что внедрение современных технологий вызвало у 77% организаций необходимость внесения изменений в кадровую стратегию, отражающую новые знания и навыки персонала. При этом 60% руководителей находятся в переосмыслении состава и структуры функций управления персоналом [2, с.10]. При этом изменяются и требования работодателей к привлекаемым на работу сотрудникам. Основное внимание уделяется таким компетенциям, которые современные технологии и машинное оборудование не в состоянии воспроизвести. В таких условиях приоритетными выступают умение решать проблемы (79% опрошенных руководителей), лидерские качества (72%), способность адаптироваться (63%), креативный и инновационный подходы (60%), а также непосредственные навыки использования цифровых и информационных технологий (30%) [2, с.11].
научный журнал
В настоящее время внешние и внутренние изменения в организациях развиваются стремительно, и поэтому возникает проблема приспособления самой организации, а также ее работников к данным изменениям. Одним из эффективных приспособлений к таким изменениям может быть обучение персонала.
В Российской Федерации такая проблема особенно актуальна, так как часть предприятий работает с устаревшим оборудованием, стареющими технологиями и малоэффективными методами управления, что объективно порождает необходимость преобразований, требующих от работников новых компетенций, умений, знаний и навыков.
В Долгосрочной государственной экономической политике [3] ив Дорожной карте «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций» [4] одной из основных задач выступает обеспечение высококвалифицированными кадрами 25 миллионов создаваемых или модернизируемых к 2020 году высокопроизводительных рабочих мест. Поэтому назрела необходимость постоянного или непрерывного развития персонала, т.е. создания необходимых условий для полного раскрытия потенциала сотрудников. Речь идет о предоставлении сотрудникам организаций равных возможностей и получении достойного заработка, в профессиональном росте и т.п. Анализ результатов исследований, посвященных выявлению наиболее значимых характеристик бренда работодателя для молодых специалистов и проработавших в организации более 3 лет, проведенных совместно с Морквиной О., Керимовой И., Маресьевой А. показывает, что перспективы профессионального роста (развития) входят в тройку приоритетных для привлечения и закрепления высококвалифицированного персонала.
Среди важных факторов, которые иллюстрируют важность непрерывного обучения, можно выделить следующие:
1. Внедрение новых технологий, техники, производство товаров, соответствующих современным требованиям, рост коммуникативных возможностей создают все условия для изменения или ликвидации в целом некоторых видов работ. И поэтому необходимая квалификация не может быть гарантирована полученным базовым профессиональным образованием.
2. Глобализация превращает современный мир в рынок без границ с огромным уровнем конкуренции между странами, компаниями, работниками. Лидерами в условиях такой конкуренции становятся страны с современной системой инженерного и управленческого образования.
3. Постоянные изменения во всех сферах жизни - основной элемент современности. Непрерывные и стремительные изменения в технологиях требуют постоянного обучения персонала.
научный журнал
4. Наиболее экономичным и эффективным для организаций является повышение отдачи от давно работающих сотрудников на основе их постоянного обучения, чем привлечение новых, менее опытных работников.
С интенсивным изменением внешних условий (законодательство, экономическая политика государства, новые конкуренты и т.д.) меняются и внутренние факторы, влияющие на функционирование организации, а также и принципы, на основе которых реализуется управление персоналом организации. И поэтому, организационные стратегии незамедлительно требуют внесения корректив в систему кадрового менеджмента, и ключевым элементом управленческого процесса становится обучение персонала.
В настоящее время этап научно-технической революции, привел к колоссальному изменению роли человека в производственном процессе и постепенному превращению его в решающий фактор непосредственно на производстве. Как показывает опыт более успешных отечественных или зарубежных организаций, инвестиции в персонал, повышение профессионального потенциала работников и создание условий для их роста дают в 2-3 раза более высокую прибыль, чем средства, которые были направлены на решение только производственных задач. И поэтому обучение, подготовка и повышение квалификации персонала наиболее часто становятся приоритетным направлением в деятельности различных организаций.
Обучение персонала призвано подготовить его к наиболее оптимальному решению широкого круга целей, задач и обеспечить более высокий уровень эффективной работы. При этом позволяя не только повышать уровень профессионализма и расширять спектр знаний сотрудников, но и вырабатывать необходимые профессиональные навыки, а также формировать у них систему ценностей и установок, которые соответствовали бы сегодняшним реалиям и поддерживали рыночную стратегию организации.
Современные технологии позволяют ускорить и разнообразить освоение новых компетенций и профессиональное развитие персонала. Тем более, что и большая доля персонала, овладевшая цифровыми технологиями, считает такие методы обучения эффективными. Так, например, анализируя результаты проведенного нами совместно с Кирпичевой Т. опроса сотрудников промышленных предприятий Саратовской области, прошедших обучение в течение последнего года, позволяет сделать следующие выводы. Среди предпочитаемых методов обучения респонденты отметили наставничество (51%) и компьютерное обучение (39%).
научный журнал
Сегодня многие организации рассматривают профессиональное обучение персонала, как непрерывный процесс, который оказывает прямое влияние и на достижение целей организации.
Те знания и умения, которые помогали персоналу организаций успешно работать ещё вчера, сегодня уже теряют свою действенность, а завтра, возможно, станут вообще неактуальными. Проводя анкетирование инженерно-технических работников промышленных предприятий Саратовской области, мы совместно с Матросовой К. выяснили, что 65% респондентов считают, что самое важное в программе обучения - это практическая ценность материала, его применяемость в работе, для 27% сотрудников, прошедших обучение в течение последнего календарного года, важна новизна и актуальность полученной информации и лишь 8% приоритетной называют понятность изложенного материала. Опрашивая непосредственных руководителей структурных подразделений, сотрудники которых проходили обучение, можно сделать выводы, что в 59% случаев обучение способствовало развитию у работников необходимых для работы навыков, в 37% - частично и лишь 4% респондентов ответили, что обучение никак не повлияло на развитие профессиональных навыков.
Таким образом, постоянное достижение долгосрочных и краткосрочных целей организации, необходимость повышения её конкурентоспособности и проведение различных организационных изменений требуют опоры на тщательно спланированную и хорошо организованную работу по обучению её персонала. В результате чего обучение и профессиональное развитие персонала постепенно становится приоритетным направлением не только кадровой политики, но и основным элементом инвестиций в сотрудников. Такая система способствует укреплению конкуренции предприятия на рынке и является ключевой составляющей управления персоналом.
Библиографический список
1. Чаяния российского бизнеса. Российский выпуск 19-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира 2016 год \\ https://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/ceo-survey-2016/19th-ceo-survey-rus-eversion.pdf
2. Не ведающие страха, но лишь частично готовые к переменам. Исследование частных компаний, проведенное в рамках 20-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира \\ http://www.lawfirm.ru/news/index.php?id=16271
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"\\ http://base.garant.ru/70170954/#ixzz5ZAgegl88
4. Дорожная карта «Создание Национальной системы компетенций и квалификаций»\\https://asi.ru/upload/iblock/ee7/dk_14-11-2012.pdf