УДК 372.881.111.1
Колесникова В.Н.
студент
Московская международная академия (г. Воронеж, Россия)
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНОЛОГИИ STORYTELLING
Аннотация: статья посвящена рассмотрению сущностных характеристик storytelling и возможностей его применения в развитии иноязычных умений устной речи обучающихся начальной школы. Storytelling характеризуется в целом как современная технология, используемая не только в обучении, но и во многих других областях с фокусом на историю и ее воздействие на людей. С методической точки зрения storytelling оценивается как универсальный инструмент в обучении всем видам речевой деятельности на разных этапах обучения, как для общих, так и для специальных целей. В процессе обучения иностранному языку данная технология позволяет совершенствовать языковые навыки, развивать речевые умения, способствует развитию воображения обучающихся. Такие характеристики storytelling, как логичность, последовательность и некоторые другие, обеспечивают коммуникативное взаимодействие обучающихся в ходе конструирования коротких рассказов с главным героем и увлекательным сюжетом. Одновременно с развитием коммуникативных, развиваются общекультурные компетенции обучающихся, их эмоциональный интеллект, творческие способности.
Ключевые слова: иностранные языки, младшие школьники, речевая деятельность, коммуникация, методика преподавания, психологические особенности, среда обучения.
Успехом в преподавании иностранного языка младшим школьникам во многом зависит от психологических особенностей возраста и методов обучения.
Младшие школьники - очень ответственный возраст, от которого зависят последующие личностные качества ребенка, желание учиться и развиваться и, конечно, уверенность и упорство. В этом возрасте формируется трудолюбие.
Изменение среды пребывания, выход за рамки, очень влияет на ребенка, поэтому учитель является представителем «нового» общества. Для ребенка является стрессом выход из зоны комфорта: новое помещение, расписание, которому нужно придерживаться, новые люди. Так, психолог Р. Сирс предложил новый принцип развития личности, «диадический». Это означает, что становление человека - в особенности ребенка, как личности, очень зависит от окружающих его людей
Тем самым, у ребенка появляется важная деятельность - учебная, он должен выполнять все требования учителя и быть ответственным. Поэтому психологи выделили несколько стадий готовности ребенка к школе:
- появляется интерес и мотивация к обучению,
- уровень восприятия окружающего (память, внимательность, сосредоточенность),
- хорошо развитая моторика,
- желание достигать результатов самостоятельно.
Чтобы обучение проходила эффективно, в центре обучения должен находиться сам ребенок, его цели, мотивы и желания должны стоять на первом месте. Все «школьные качества» ребенок получает в процессе обучения, потому что до школы у него их нет.
Представляется необходимым начать рассмотрение возрастных особенностей младших школьников с анализа основного занятия характеристики этого возраста. Под деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии» [Леонтьев 1983, с. 286]. Это значит, что происходят изменения во всех психофизиологических системах.
Восприятие постепенно меняется, соответственно ребенок старается быть внимательным и сосредоточенным. Внимание школьника обозначает его желание к деятельности.
Игровой формат подготавливает ребенка к переходу на более высокую ступень его развития. Однако следует осуществлять плавный переход к учебной деятельности, благодаря которой дети глубже погружаются в процесс обучения. Тем самым создается комфортная атмосфера для изучения языка.
Руководясь этой методикой, преподаватели открывают ресурсы ребенка, с помощью которых впоследствии он может самостоятельно управлять вниманием в обучении. В таком случае, память ребенка становится ключом в процессе обучения, ведь чем ярче заданная информация произвела на ребенка впечатление, тем быстрее и лучше он ее запомнит.
Кроме того, важно помнить, что нужно принимать во внимание мотивы детей, «понятие деятельности непременно связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает...», - отмечает А.А. Леонтьев. Это значит, что если мотивы будут проигнорированы, то «цепочка» обучения будет разрушена, игровые потребности ребенка будут не удовлетворены, а значит, интерес к обучению пропадет. В этом и состоит особенность возраста младшего школьника, ведь прямой потребности в изучении иностранных языков нет.
Одним из основных направлений формирования личности являются мотивы учения. Психологи считают, что благодаря мотивам происходит формирование учебной деятельности. Известно, что речь своим мотивационным направлениям способствует развитию и других видов деятельности: интеллектуальные, трудовые, коммуникативные, игровые.
Развитие мышления при помощи действий гораздо ускоряет и облегчает обучение. Появляется наглядно-образная форма мышления, которая способствует обобщению и закреплению информации. Благодаря сказочным персонажам или любимым героям мультфильмов у ребенка появляется среда, в условиях которой он должен решить коммуникативные задачи, тем самым
предоставляется возможность использовать игровые и учебные методы совместно.
Младшие школьники очень общительные, поэтому никаких барьеров не возник в овладении языка. Дети всегда любознательны, поэтому они с удовольствием изучают язык в игровом формате. Тем самым они не просто получают удовлетворение от игры, но и узнают что-то новое. Как утверждает Л.И. Логинова: «Дети поистине виртуозно овладевают сложными, не свойственными русскому языку звукосочетаниями и применяют их в игре».
Этот возраст можно смело назвать периодом быстрого роста и развития ребенка, происходит развитие всех психических функций. Несмотря на высокую активность детей, обучение языкам помогает детям перебарывать их эмоциональность и развивать силу воли, благодаря которой впоследствии появляется настойчивость и сосредоточенность.
Однако психологи советуют учитывать особенности этого возраста, поэтому к организации образовательного процесса стоит подходить с большим трепетом, учитывая следующие рекомендации:
- проводить занятия в непринуждённой обстановке,
- чередовать виды деятельности (игровые мотивы комбинировать с учебными),
- уделять внимание личностному росту.
Кроме того, важно помнить, изучение языка следует быть коммуникативным. Младшие школьники должны суметь употребить новый материал в заданной теме, таким образом, создаются ролевые игры, которые помогают достичь легкого общения на ИЯ.
И.А. Зимняя пишет, что в игре «интеллектуальное развитие личности происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности». Занимаясь в группе, младшие школьники учитывают интересы собеседников, так, это оказывает большое влияние на формировании речи на ИЯ.
Что касается памяти младших школьников - она хорошо развита. Как ранее упоминалось, запомнить интересную информацию у детей не составит никаких проблем. Важно отметить, стоит учитывать возрастную категорию, поэтому нужно использовать весь материал для запоминания, касающийся их интересов и мотивов.
Опираясь на опыт, проведенный А. Бандурой, можно сказать, что у детей хорошо развита зрительная память, которая создает модель поведения, подражание. Данный исследователь выделил схему, по которой происходит формирование нового навыка у ребенка, исходя из увиденного и услышанного:
- внимание к новой информации,
- запоминание,
- движения, благодаря которым воспроизводится новая информация,
- мотив для воспроизведения.
Важными компонентами в изучении языков являются память, внимание и мышление, от степени развития которых зависит иноязычное общение.
Следующим ведущим фактором в изучении ИЯ является хорошее владение родным языком. Младшие школьники почти свободно используют свой язык, поэтому без проблем смогут разобрать услышанное, это служит крепкой опорой для учителей в обучении ИЯ.
Важно учесть и физиологические особенности ребенка. Физиологи считают, что в этом возрасте у детей еще плохо развита зрительная система, поэтому восприятие различных букв затруднено, поэтому из-за незрелости мозга у ребенка слабо развита учебная деятельность. Внимание затруднено, поэтому ребенок часто приостанавливает процесс обучения.
Нельзя не учесть и влияние размера шрифта, ведь чем он больше и комфортнее для глаз, тем обучение будет эффективным и не вызывающим зрительное переутомление.
Стоит упомянуть еще об этом физиологическом факторе - успеха. Каждый ребенок жаждет воодушевление и похвалу, поэтому учителю стоит
придумать такое задание, чтобы даже «слабый» ученик смог получить одобрение.
Кроме того, центральную позицию в обучение ребенка занимает его зависимость с родителями, которую он приобрел еще с момента рождения, поэтому психологи считают, что нужно найти «среднюю» позицию в строгости обучения. Не стоит забывать о том, что адаптация ребенка к школьному обществу происходит достаточно долго, поэтому родители со своей стороны также должны ему помочь в этом: постоянная поддержка и интерес к школьным будням, желание показать ребенку, что задания учителя должны быть выполнены с учетом всех замечаний и примечаний.
Помимо оценивания учителя, самооценка тоже имеет место быть в обучении. Это позволяет ребенку понять его возможности и, конечно же, самостоятельно оценить свой успех, видеть наличие ошибок.
Во время обучения у младшего школьника формируется любовь к обучению, происходит развитие мышления: переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению. Сначала дети стремятся к обучению как к социально полезному занятию, потом интересуются отдельные этапы учебы. Наконец, младшие школьники начинают самостоятельно перестраивать конкретно- практические задачи в учебно-теоретические.
Детская психология начинается со сбора новой информации. Ученые выделили психические процессы, которые систематизировались по:
- отношениям между психическими процессами,
- понятиям собственной логики,
- последовательности развития,
- пониманию перехода с одного этапа на другой.
Таким образом, при обучении младших школьников иностранному языку важно обращать внимания не только на уровень языка, но и на все физиологические и психологические особенности детей. Ключом успешного обучения служит хорошо подобранные упражнения, которые сочетают в себе
наглядность, коммуникативность, личностно формирующие факторы и, конечно, наличие мотивации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - 311 с;
2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос-пресс, 2003. - 264 с;
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 250 с;
4. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова. - Электрон. ресурс. URL: https://w.klex.ru/bxz;
5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М., 1997. -287 с;
6. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. - М., 2002. - 315 с;
7. Малышева М.С. Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку / М.С. Малышева // Инновационные педагогические технологии: мат. VI Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2017. - С. 39-41. -URL: https ://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12290/
Kolesnikova V.N.
Moscow International Academy (Voronezh, Russia)
TEACHING PRIMARY SCHOOL STUDENTS FOREIGN SPEAKING USING STORYTELLING TECHNOLOGY
Abstract: the article is devoted to the consideration of the essential characteristics of storytelling and the possibilities of its application in the development of foreign language oral speech skills of primary school students. Storytelling is characterized as a modern technology used not only in teaching, but also in many other areas with a focus on history and its impact on people. From a methodological point of view, storytelling is assessed as a universal tool in teaching all types of speech activity at different stages of training, both for general and for special purposes. In the process of teaching a foreign language, this technology allows you to improve language skills, develop speech skills, and contributes to the development of students' imagination. Such characteristics of storytelling as logic, consistency and some others ensure communicative interaction of students in the course of constructing short stories with the main character and an exciting plot. Simultaneously with the development of communicative, general cultural competencies of students, their emotional intelligence, and creative abilities are developed.
Keywords: foreign languages, primary school, speech activity, communication, teaching methods, psychological characteristics, learning environment.