ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION
Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1. С. 83-92. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (1): 83-92.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Научная статья
УДК УДК 372. 881.111.1
DOI 18173292_10310.21510_2024_103_1_83_92
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ирина Владимировна Баева
Псковский государственный университет, Псков, Россия, [email protected], ORCID 00000002-3279-2319
Аннотация. Предметом выступают способы и методы обучения студентов бакалавриата языковых педагогических направлений с применением цифровых интерактивных технологий. Объектом является процесс развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в условиях дистанционного и смешанного обучения. Автор рассматривает перспективы совершенствования коммуникативных навыков обучающихся в формировании устного цифрового портфолио студента и с помощью технологии «виртуальное путешествие». Цель статьи - раскрыть инновационные обучающие технологии «устный цифровой портфолио» и «виртуальное путешествие» как эффективные ресурсы, применимые в цифровой образовательной среде для развития и совершенствования устной иноязычной коммуникации учащихся. Задачи - определить отбор содержания обучающих технологий для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, описать вышеизложенные понятия и обосновать выводы о необходимости применения упомянутых технологий в иноязычном образовании.
В статье рассматривается возможность включения проблематики совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции в искусственной языковой среде в исследуемую область, так как видимые противоречия между требуемым уровнем компетенции и условиями образовательного процесса не являются благоприятными для развития педагогического профессионализма будущих учителей английского языка в целом.
На основе анализа первичного среза эксперимента, проводимого в Псковском государственном университете с 2020 года по настоящее время, делаются выводы о том, что студенты демонстрируют наличие прогресса в развитии иноязычной коммуникативной компетентности и цифровой адаптации. Показана эффективность интерактивных технологий в развитии лингвистического и социолингвистического компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового педагогического направления. Отмечено, что сочетание цифрового и естественного общения существенно повышает уровень иноязычной коммуникации и может помочь будущим работодателям в отборе кандидатов на замещение вакантных должностей. © Баева И.В., 2024
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, интерактивные технологии, устный цифровой портфолио, цифровая адаптация, дистанционное обучение
Для цитирования: Баева И.В. Обучение иноязычной коммуникации студентов языковых педагогических направлений посредством цифровых интерактивных технологий // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №1(103). С. 83-92.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION
Original article
TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION THROUGH DIGITAL INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR LANGUAGE PEDAGOGICAL DIRECTIONS STUDENTS
Irina V. Baeva
Pskov State University, Pskov, Russia, [email protected], ORCHID 0000-0002-3279-2319
Abstract. The methods of teaching undergraduate students of language pedagogical areas using digital interactive technologies are the subject of the research. The object of the study is the process of development of foreign language communicative competence of students in the conditions of distance and mixed learning. The author considers the prospects of improving the communicative skills of students in the formation of their oral digital portfolios and using the technology "virtual journey". The aim of the article is to reveal innovative teaching technologies - "verbal digital portfolio" and "virtual journey" - as effective resources applicable in the digital educational environment for the development and improvement of oral foreign language communication of students. The tasks are to determine the selection of the content of teaching technologies for the effective development of students' foreign language communicative competence, to describe the above concepts and prove the conclusions about the need to use these technologies in foreign language education.
The article considers the possibility of including the problems of improving a foreign language communicative competence in an artificial language environment in the field under study, since the apparent contradictions between the required level of competence and the conditions of the educational process are not favorable for the development of pedagogical expertise of future English teachers in general.
Based on the analysis of the primary cross-section of the experiment conducted at Pskov State University from 2020 to the present, the conclusion is drawn that students demonstrate progress in the development of a foreign language communicative competence and digital adaptation. Interactive technologies prove their effectiveness in the development of linguistic and sociolinguistic components of a foreign language communicative competence of students of pedagogical directions of the language profile.
It is noted that the combination of digital and natural communication significantly increases the level of foreign language communication and can help future employers in selecting candidates for vacancies.
Keywords: foreign-language communicative competence, educational technologies; verbal digital portfolio, digital adaptation, distant learning
For citing: Baeva I.V. Teaching foreign language communication through digital interactive technologies for language pedagogical directions students. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 103(1): 83-92.
Введение. В методике последних лет вопросы, связанные с коммуникативным обучением в условиях цифровизации, обретают актуальность. В образовательном пространстве дистанционные технологии открывают новые перспективы как в средней [1], так и в высшй школе, ведь удаленное изучение различных дисциплин, в том числе иностранных языков, доступно по всему миру. В связи с открывшимися возможностями появляются вопросы построения коммуникации на занятиях в гибридном формате или режиме онлайн.
Цель статьи - раскрыть возможный потенциал образовательных цифровых технологий в обучении студентов языковых педагогических направлений иноязычной коммуникации. Очевидно, что организация образовательного процесса требует определенных условий, таких как специальное оборудование, сеть Интернет, наличие установленных программ видеосвязи и умение работать удаленно [2, с. 269]. Задачами являются определение отбора содержания обучающих технологий для эффективного развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, описание понятий «устный цифровой портфолио» и «виртуальное путешествие» и обоснование выводов о необходимости применения упомянутых технологий в иноязычном образовании.
Современные преподаватели и студенты могут обмениваться информацией и создавать ее одним щелчком мыши или с помощью видео со своего портативного мобильного устройства. Это поколение студентов считается более компетентным в использовании технологий, чем предыдущие, потому что оно было окружено технологиями всю свою жизнь [3, с. 81].
Методология исследования. Методологическую базу исследования составили работы, раскрывающие специфику цифровизации образовательной среды российских и зарубежных ученых, таких как Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, Т.А. Дмитренко, М.В. Харламова, J.C. Richards, G.P. Wilson и др. Исследователи пишут не только об эффективности цифровых технологий в образовательном процессе, но и о повышении педагогического мастерства обучающихся и преподавателей в том числе. Например, в работе Г.Б. Горской описаны психологические эффекты ранней профессионализации, сам термин рассматривается как фактор интенсификации включения молодого поколения в созидательную деятельность общества за счет создания условий для полноценного раскрытия его личностного и интеллектуального потенциала [4, с. 105]. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков раскрто в диссертации Т.И. Зерновой. Автор утверждает, что включение в различные формы ранней профессионализации различным образом сказывается на социально-психологической адаптации подростков разного пола, что обусловлено влиянием полоролевой специфичности спорта и искусства как видов человеческой деятельности [5, с. 180]. О раннем профессиональном опыте студентов-психологов писали И.Н. Артюхин и С.Н. Артюхин. Они показали суть структурирования опыта, единства рационального и эмоционального поведения, а также важность инсайтов в профессии психологов [6, стр. 32]. Термин «коммуникативные технологии обучения иностранным языкам» ранее уже
85
рассматривался в ключе высшего и школьного образования в работах И.Л. Бим, Е.И. Пассова, в которых говорится, что коммуникативно-ориентированное обучение - это, прежде всего, наличие коммуникативной мотивации при условии общения с учетом всех личностных характеристик: природных способностей, умения осуществлять учебную и речевую деятельность, личного опыта, набора определенных чувств и эмоций, личных интересов и социального статуса в коллективе [7, с. 66]. В нашем исследовании термин «коммуникативные технологии» носит характер цифровой адаптации и ориентации в процессе иноязычной деятельности в развитии профессиональных навыков говорения.
Материалы и методы исследования. Проблема поиска новых технологий и подходов появилась в 2021 году, когда были внесены Поправки в федеральный закон «Об образовании в РФ», согласно которым к педагогической деятельности в школе могут допускаться студенты, которые окончили не менее трех курсов и прошли соответствующую аттестацию.
Сегодня студенты без опыта преподавания стали чаще устраиваться на работу в образовательные учреждения. Поэтому методистам необходимо исследовать возможности вуза и разработать специальную концепцию предварительной профессионализации образовательного процесса, так как профессиональную дисциплину «Методика обучения иностранным языкам» начинают изучать только на 3-м курсе. До этого времени студенты осваивают практические курсы по иностранному языку и чаще выступают в позиции субъекта учебной деятельности, а не субъекта педагогической деятельности.
Мы выяснили, что у студентов и преподавателей отсутствовали специальные умения работы в онлайн-программах. Привыкание к процессу обучения в дистанционном режиме мы обозначили как цифровую адаптацию, так как долгое время обучающиеся не могли сконцентрироваться на общении через Интернет. Согласно анкетированию, из 60 опрошенных участников 30 отметили, что говорение онлайн похоже на «разговор с самим собой», отсутствие собеседника в зоне живой видимости пугало испытуемых. Однако спустя один учебный семестр подключение к дистанционному и гибридному режимам стало обычным делом для преподавателей и студентов.
Цифровая адаптация наступает в соответствующей цифровой среде, когда посредством онлайн-обучения появляются знания и навыки удаленной работы. Кроме того, более половины испытуемых положительно оценили дистанционный режим обучения, так как это позволяло им не тратить время на дорогу, совмещать подработку и учебу. Сегодня обновленные требования профессиональных компетенций к освоению дисциплин «Практический курс основного иностранного языка» и «Методика обучения основному иностранному языку» подразумевают наличие у студентов способностей осуществлять обучение, включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-методических подходов и дистанционных образовательных технологий. Однако в данной ситуации мы видим противоречие между тем, как
организован процесс обучения в вузе и тем, как будущие выпускники будут работать в школе.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», рассчитанный на срок реализации с 01.09.2019 по 30.12.2024, направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Также говорится о создании условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности саморазвития и самообразования у обучающихся путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы [8].
В начале 2021 года мы разработали технологии, которые применяли в гибридном и дистанционном режимах. Такими технологиями являются устный цифровой портфолио и виртуальное путешествие. Также в системе развития раннего профессионализма применялся уже знакомый в методике тандем-метод, поскольку педагогическое равенство «педагог-педагог» создает благоприятные условия обучения.
Для более осознанного понимания студентами процесса создания портфолию нами было предложено установить его структуру и содержание, которые включают несколько разделов:
1. Видеосамопрезентация (рассказ о себе, о планах на будущее и т. д.).
2. Моя коммуникативная деятельность (интервью, монологи, работа в команде, в паре и т. д.).
3. Мои достижения (устный видеосамоанализ по результатам обучения в семестре; в году).
4. Мое творчество (пение, чтение стихов, выразительное чтение монолога/текста, озвучивание отрывка фильма/мультфильма и т.д).
Современные возможности записи и сохранения устного видеовысказывания есть во многих платформах, таких как: Moodle, В1иеВийоп, Pruffme и т.д. Мы начинали свое исследование на Moodle-платформе в 2021 году в Псковском государственном университете, где сохранили более 300 коротких видеозаписей устных ответов 60 студентов с целью проследить динамику развития лингвистического и социолингвистического компонентов коммуникативной компетенции. Эти записи были распределены по тематике, что позволило создать модель устного цифрового портфолио.
Виртуальное путешествие в формате «Обзорная экскурсия - интерактив» имеет следующую структуру:
1. Педагог раскрывает краткое содержание экскурсии, называет цели, задачи, ход работы и что необходимо сделать в конце экскурсии. Студенты получают инструкцию по прохождению экскурсии и задают вопросы.
2. Начало экскурсии (виртуальное знакомство). На этапе знакомства предлагается осмотр местности, прослушивание аудиотекста, чтение отрывков печатного текста.
3. Продолжение экскурсии (выполнение заданий в виде ответов на вопросы, решение онлайн-квизов, тестов, загадок, пазлов и т.д.)
4. Завершение экскурсии (монолог - вывод). Студенты составляют собственное монологическое высказывание с элементами эмоциональной оценки. Описывают отношение к тому, что увидели и узнали и как это может помочь в их будущей профессиональной педагогической деятельности.
Результаты исследования. В рамках названной экскурсии коммуникативная компетенция развивается за счет подлинно-коммуникативных или речевых упражнений. Вопросно-ответная рефлексия о том, что нового узнал участник, какие эмоции он испытывает сейчас, а какие во время самой экскурсии позволяют создать личный уникальный продукт иноязычной коммуникации. Немаловажным является написание письма другу. Здесь повествование с перечислением фактов, комментирование событий и постановка вопросов служит мотивацией к беседе, а иногда и к проблемной дискуссии. В данном случае реализуется принцип коммуникативной направленности. Осознанная рефлексия наступала после того, как студент понимал, насколько он мотивирован для той или иной деятельности.
Студенческий педагогический тандем основан на взаимодействии партнеров в условиях обучения и может осуществляться в устной форме, а именно при непосредственном контакте с использованием средств интернет-коммуникации, и письменной через электронную почту, блоги и чаты. Также, обучение в тандеме может происходить удаленно, с помощью средств дистанционной коммуникации, таких как видеоконференция, а также при непосредственном присутствии участников тандема в одной локации [9, с. 3]. Также тандем-метод применяется в изучении иностранных языков, когда партнеры, не владеющие языком собеседника, достигают коммуникации посредством пояснения значений слов, имеющегося опыта и знаний, языка жестов или наглядной семантизации. Помощь друг другу в тандеме мы рассмотрели как степень адаптации, которая близка к совершенной, так как подсознательно человек уже адаптировался, и легко справляется с задачами, но психологически не готов адаптироваться к цифровой среде полностью из-за незаконченной фазы стереотипного мышления, устоявшегося в сознании обучаемого. Продолжительное шаблонное очное обучение тяжело поддается изменениям и трансформируется тогда, когда студенту успешно удается освоить знания через мотивацию с внешней стороны.
Результаты, полученные в ходе педагогического предварительного эксперимента, показали значительный темп развития коммуникативной компетенции и профессиональной готовности. Они отражены в таблицах 1 и 2.
Очевидно, что цифровые технологии стали ожидаемым уровнем грамотности в высшем иноязычном образовании и в нашем обществе, универсальным языком, на котором говорят во всем мире, независимо от профессии [10, с. 19]. Стремясь идти в ногу с требованиями современного общества и использовать преимущества
88
технологических достижений, учителя по всему миру внедряют информационно-коммуникационные технологии в классе, чтобы эффективно предоставлять контент и удовлетворять потребности учащихся. Компьютерное обучение уже сейчас играет все большую роль в преподавании иностранных языков. Данные показателей, приведенных в таблице, говорят о том, что цифровые технологии значительно улучшают преподавание и изучение иностранных языков, а, следовательно, и развивают коммуникативную компетенцию и профессионализм всех участников образовательного процесса. Однако мы не должны забывать, что преподавание и обучение являются социальными процессами и требуют общения между учителем и учащимися; следовательно, цифровые технологии облегчают, но не заменяют их [11].
Таблица 1.
Первичные показатели развития профессиональной коммуникативной готовности студентов
Коммуникативные критерии Экспериментальная группа Контрольная группа
Знание основных правил (фонетика, лексика, грамматика) 88% 87%
Умение задавать вопросы, регулировать диалог 80% 78%
Умение отвечать на вопросы, регулировать монолог 78% 75%
Умение объяснять материал, давать инструкцию 48% 45%
Развернутость реплик 34% 30%
Таблица Экспериментальные показатели развития профессиональной коммуникативной готовности студентов
Коммуникативные критерии Экспериментальная группа Контрольная группа
Знание основных правил (фонетика, лексика, грамматика) 90% 90%
Умение задавать вопросы, регулировать диалог 82% 82%
Умение отвечать на вопросы, регулировать монолог 79% 78%
Умение объяснять материал, давать инструкцию 50% 49%
Развернутость реплик 35% 34%
Опрос студентов показал, что большой мотивацией для коммуникации служат живые презентации, инфографика и другие учебные материалы,
89
настроенные с помощью приложений для совместного проектирования и рабочих пространств. Об этом также гласит современная литература в области применения цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Сегодня мы можем использовать цифровые платформы и инструменты для мозгового штурма идей со студентами или назначения групповых заданий [12, с. 28].
Заключение. Данные предварительных срезов демонстрируют наличие прогресса в обучении иноязычной коммуникации студентов языковых педагогических направлений. Технологии оказались эффективными в развитии ее лингвистического и социолингвистического компонентов. Когда успех выполнения заданий нового формата достигнут студентом, наступает фаза личной ответственности за обучение. Выполнение тестов в цифровом формате несет погрешность, так как, находясь на расстоянии от преподавателя, существует вероятность использования обучаемым сторонних средств, таких как переводчик, готовые ответы, что невозможно проверить. Соответственно, в разработку технологий эти тесты как формы контроля включены не были.
Перспективой исследования служит увеличение численности испытуемых, также охват социокультурного и дискурсивного компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и дальнейшее изучение цифровой адаптации в образовательном процессе вуза, так как международные исследователи утверждают, что использование технологий предсказывает самостоятельное обучение, и они косвенно влияют на академическую успеваемость [13, с. 209]. Что касается исследования цифрового проблемно ориентированного обучения, то делается вывод о том, что учащиеся, которым оказывается поддержка автономии, имеют большее чувство этой автономии, а те, кто получил структурные указания, четкие ожидания, рекомендации и процедуры, испытывают большее чувство компетентности. Исследования также приходят к выводу, что поддержка автономии способствует положительному влиянию на внутреннюю мотивацию [14, с. 344].
В организации онлайн-занятий всегда были положительные и отрицательные стороны [15; 16]. Противники дистанционного обучения утверждали, что невозможно обучить говорению или языку в целом через Интернет-программы. Обязательным является личностное общение, живой взгляд и эмоции, а не картинка на экране компьютера. В нашей работе мы подтвердили гипотезу о том, что обучение в цифровой среде не только возможно, но и эффективно в сочетании с традиционным.
Список источников
1. Лазарева М.В., Овечкин Д.Е. Цифровая образовательная среда как средство повышения качества обучения школьников // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №4 (29). - С. 53-59.
2. Соснина Н. Г. Цифровые коммуникативные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2020. - Т.9, №1 (30). - С.268-271.
3. Thiele, A.K., May, J.A., & Post, S. (2014). The 21st century student-centered classroom: integration of web 2.0 applications and other technologies for active student engagement. Journal of Physiotherapy Education. 28(1). Pp. 80-93.
4. Зернова Т.И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2004. - 194 c.
5. Горская Г. Б. Педагогические взгляды и деятельность Е.Н. Медынского в области внешкольного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2000 -210 с.
6. Артюхин И.Н., Артюхин С.Н. Значение раннего профессионального опыта в становлении студента-психолога // Акмеология. - 2015. -№3. - С. 31-32. URL: https://rucont.ru/efd/405527 (дата обращения: 26.02.2023).
7. Пассов Е.И. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре // Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998. - С.65-68
8. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда»: приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года №3. - URL: www.edu-mytyshi.ru (дата обращения: 26.02.2023).
9. Поленова А.Ю. Потенциал тандем-метода при обучении иностранному языку вузе // Мир науки: Интернет - журнал. 2018. Т.6, №4. - URL https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN418 (дата обращения 26.02.2023).
10. Richards, J. C. (2015). Technology in Language Teaching Today. Indonesia Journal of English Language Teaching. 10(1): 18-32.
11. Wilson, G. P. (2011). Fitting-In: Sociocultural Adaptation of International Graduate Students. NERA Conference Proceedings 2011, Paper 21. Date View June 17, 2017 htpp://digitalcommons.uconn.edu/near_2011/21.
12. Bond, M., Marín, V. I., Dolch, C., Bedenlier, S., & Zawacki-Richter, (2018). Digital transformation in German higher education: Student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 15(1): 15-48.
13. Kessler, G. (2018). Technology and the future of language teaching. Foreign Language Annals. 51(1): 205-218. Retrieved from https://doi.org/10.1111/flan.12318.
14. Y. T. C. Yang and W. C. I. Wu. (2012), "Digital storytelling for engancing student academic achievement, critical thinking, and learning motivation: A year-long experimental study." Computers & Education. Vol. 59, no. 2. Pp. 339-352.
15. Дмитренко Т. А. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе высшего языкового образования в условиях его цифровизации // Наука и школа. 2021. № 6. С. 173-183. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-6-173-183.
16. Бартош Д. К., Гапьскова Н. Д., Харламова М. В. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам: теория и практика: учеб. пособие. Москва: МГПУ, 2017. 220 с.
References
1. LazarevaM.V., Ovechkin D.E. Digital educational environment as a means of improving the quality of school education // Humanitarian studies of Central Russia. - 2023. - №4 (29). - Pp. 53-59. (In Russian).
2. Sosnina N. G. Cifrovye kommunikativnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya = The azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020; 9(1):268-271. (In Russian).
3. Thiele, A.K., May, J.A., & Post, S. (2014). The 21st century student-centered classroom: integration of web 2.0 applications and other technologies for active student engagement. Journal of Physiotherapy Education 28(1), pp. 80-93. (In English).
4. Zernova T.I. Vliyanie razlichnyh form rannej professionalizacii na lichnostnoe i intellektual'noe razvitie podrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk: Krasnodar, 2004. 194 c. (In Russian).
5. Gorskaya G. B. Pedagogicheskie vzglyady i deyatel'nost' E.N. Medynskogo v oblasti vneshkol'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Kolomna, 2000. 210 s. (In English).
6. Artyuhin I.N., Artyuhin S.N. Znachenie rannego professional'nogo opyta v stanovlenii studenta-psihologa. Akmeologiya = Acmeology. 2015; (3): 31-32. URL: https://rucont.ru/efd/405527 (data obrashcheniya: 26.02.2023). (In Russian).
7. Passov E.I. Tekhnologiya kommunikativnogo obucheniya // Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. Moscwa: Narodnoe obrazovanie, 1998. - S.65-68. (In Russian)
8. Pasport federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda». Prilozhenie k protokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacional'nomu proektu «Obrazovanie» ot 07 dekabrya 2018 goda №3. - URL: www.edu-mytyshi.ru (data obrashcheniya: 26.02.2023). (In Russian).
9. Polenova A.YU. Potencial tandem-metoda pri obuchenii inostrannomu yazyku vuze. Internet - zhurnal «Mir nauki» = The World of Science: An online magazine. 2018; 6(4). - URL https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN418 (data obrashcheniya 26.02.2023). (In Russian).
10. Richards, J. C. (2015). Technology in Language Teaching Today. Indonesia Journal of English Language Teaching, 10(1), 18-32. (In English).
11. Wilson, G. P. (2011). Fitting-In: Sociocultural Adaptation of International Graduate Students. NERA Conference Proceedings 2011, Paper 21. Date View June 17, 2017 htpp://digitalcommons.uconn.edu/near_2011/21. (In English).
12. Bond, M., Marin, V. I., Dolch, C., Bedenlier, S., & Zawacki-Richter, O. (2018). Digital transformation in German higher education: Student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 15(1), 15-48. (In English).
13. Kessler, G. (2018). Technology and the future of language teaching. Foreign Language Annals 51(1), 205-218. Retrieved from https://doi.org/10.1111/flan.12318. (In English).
14. Y. T. C. Yang and W. C. I. Wu. (2012), "Digital storytelling for engancing student academic achievement, critical thinking, and learning motivation: A year-long experimental study," Computers & Education, vol. 59, no. 2, pp. 339-352 (In English).
15. Dmitrenko T. A. Lichnostno-orientirovannye tekhnologii obucheniya v sisteme vysshego yazykovogo obrazovaniya v usloviyah ego cifrovizacii. Nauka i shkola = Science and School. 2021; (6): 173-183. DOI: 10.31862/1819-463H-2021-6-173-183. (In Russian).
16. Bartosh D. K., Gal'skova N. D., Harlamova M. V. Elektronnye tekhnologii v sisteme obucheniya inostrannym yazykam: teoriya i praktika: ucheb. posobie. Moscwa: MGPU, 2017. 220 s. (In Russian).
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Authors read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 08.09.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 15.03.2024.
The article was submitted 08.09.2023; approved after reviewing 20.02.2024; accepted for publication 15.03.2024.