ОБРАЗОВАНИЕ
Бельницкая Е.А.
ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Институт подготовки научных кадров Национальной академии
наук Беларуси
Ключевые слова: обучение химии, студенты, выбор профессии, профориентация.
Аннотация: Важными качествами личности специалиста химика в современном мире являются умение работать с информацией и делать выбор, личная ответственность и адаптивность. Это актуализирует проблему создания для обучающихся условий для осознанного выбора химической профессии. Обновление содержания химического образования на основе компетентностного подхода, совершенствование форм, методов и средств обучения могут способствовать решению данной проблемы. В статье уделяется внимание использованию информационно-образовательных ресурсов по химии в единстве дидактического и профориентационного аспектов.
Key words: training in chemistry, students, choice of profession, vocational guidance.
Abstract: Important skills of a chemist specialist in the modern world are the ability to work with information and make choices, personal responsibility and adaptability. This actualizes the problem of creating conditions for students to independently choose chemical professions. Updating the content of chemical education on the basis of a competence approach, improving the forms, methods and tools of education can contribute to solving this problem. The article focuses on the use of information and educational resources in chemistry in the unity of didactic and career-oriented aspects.
В современном мире, характеризующимся ускоряющимися изменениями, одними их важнейших качеств личности будущего специалиста химика становятся умение работать с информацией и делать выбор, личная ответственность и адаптивность. Поэтому в образовательном процессе необходимо создание условий для самостоятельного выбора, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов [1, 2].
Наиболее значимую роль играет обновление содержания химического образования на основе компетентностного подхода, направленное на формирование у учащихся совокупности взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, а также способности их применять в жизни и будущей профессиональной деятельности.
Этому способствует использование соответствующих, форм, методов, средств обучения. На учебных занятиях по химии это предполагает организацию профессиональных проб и увеличение доли управляемой самостоятельной работы учащихся (в том числе при проведении химического эксперимента, при выполнении домашнего задания с использованием электронных образовательных ресурсов); создание учебных ситуаций проблемного, коммуникативного, квазипрофесионального характера; использование групповых форм работы, нацеленных на сотрудничество (на учебных занятиях, практических работах, экскурсиях, во внеклассной работе по химии).
Электронные средства обучения дают возможность быстрого поиска необходимой информации, пошагового объяснения, виртуального химического эксперимента, виртуальной экскурсии на предприятие химической промышленности, тренинга и профориентационного тестирования, обеспечивают
индивидуализацию обучения, интерактивность и реализацию потребностей в коммуникации [3]. Их использование предполагает возникновение целого ряда ситуаций выбора для учащегося, что дает дополнительную возможность подготовить учащегося к профессиональному выбору.
Использование информационных образовательных ресурсов (ИОР) по химии в профориентационном аспекте дает возможность не только предоставить учащимся систему химических знаний, но и познакомить с возможностями их применения в различных областях. Это позволяет повысить мотивированность учащихся к использованию химических знаний в различных видах учебно-познавательной деятельности, осуществлению самостоятельной деятельности, осознанного выбора химической профессии.
Использование ИОР по химии в профориентационном аспекте предполагает формирование у учащихся способности и готовности к самообразованию, социальному взаимодействию, профессиональному самоопределению. Это возможно при включении в образовательный процесс:
- психодидактических, социально-психологических и
организационно-педагогических механизмов использования ИОР по
химии, направленных на формирование компетенций профессионально-ориентированного учащегося;
- прогностического механизма, позволяющего учащемуся избежать типичных ошибок выбора профессии, а также определить наличие химических способностей и возможностей их развития (либо компенсации);
- механизма формирования интереса к химической профессии (в т.ч. по технологическому, педагогическому, научному профилям труда) на основе_познавательного интереса к химии;
- различных механизмов взаимодействия учителя и учащегося на уроках, практических работах, экскурсиях по химии, в т.ч. отвечающих идее образовательной технологии смешанного обучения «перевернутый класс» (flipped classroom).
Ключевые аспекты обучения химии с использованием ИОР:
- содержательный, предполагающий отбор профинформации в содержании ИОР (и, в случае с ЭОР, смежных учебному предмету «Химия» ресурсов в сети Интернет [4]);
- мотивационный, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащегося и удовлетворения образовательных потребностей в контексте образа профессионального будущего (в т.ч. в выборе профиля обучения: химико-математический, химико-биологический; в выборе вуза и специальности);
- организационно-методический, обеспечивающий педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащегося при использовании ИОР по химии на уроке и во внеурочной деятельности;
- рефлексивный, способствующий осуществлению обратной связи с целью педагогической поддержки.
Организационными формами использования ИОР по химии в профориентационном аспекте, соответствующими идеям компетентностного подхода к образовательному процессу, являются:
Интегративные формы профориентации и обучения химии: профинформация (на уроке, при проведении экскурсий, лабораторных и практических работ, в различных видах самостоятельной работы); профагитация (неделя химии, дни открытых дверей на химических факультетах вузов); элементы профконсультирования (беседы, диспуты, деловые игры); элементы профессиональной диагностики (изучение профессионально-значимых качеств личности, специальных и общеучебных умений, химических способностей при проведении различных форм контроля).
Концентрированное обучение - «погружение» в учебный предмет за счет объединения учебных занятий по химии в блоки (пары), что
особенно оправдано при проведении химического эксперимента, экскурсии, факультативных, а также стимулирующих занятий для подготовки к интеллектуальным конкурсам по химии, выполнения исследовательских проектов.
Организация открытой образовательной среды, реализующая различные формы взаимодействия с социальным (химические факультеты вузов, приглашение химиков - членов семей учащихся, выпускников школы на внеклассные мероприятия по химии и т.д.) и производственным окружением (шефство, социальное партнерство).
Профессиональные пробы - экскурсии (в т.ч. виртуальные), практические занятия, профильные практики и др.
Управляемое самообучение - организация обучающего взаимодействия учащихся с ИОР другими источниками информации и формирования у них информационно-коммуникационной компетенции.
Организационные формы деятельности учащихся с применением ЭОР на уроках (фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная, индивидуализированная (дифференцированная)).
Формы опосредованного взаимодействия учителя с учащимися: сетевое взаимодействие, взаимодействие через Интернет-ресурсы, взаимодействие в обучающей программе, размещённой в Интернете [5].
Таким образом, осознанный выбор химической профессии предполагает организацию профессионально ориентированного обучения химии на основе обновленного содержания химического образования с позиций компетентностного подхода, предусматривает применение адекватных методов, форм и средств обучения, в том числе информационно-образовательных ресурсов в единстве дидактического и профориентационного аспектов.
Список литературы
1. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI в. // Материалы симпозиума «Итоги и перспективы развития образования на рубеже тысячелетий». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2001. - С. 18-25.
2. Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: доклад на междун. науч. конф. 1-3 апреля 2008 г. - М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
3. Аршанский Е.Я., Белохвостов А.А. Методика обучения химии в условиях информатизации образования. - Москва: Интеллект-Центр, 2016. - 55 с.
4. Бельницкая Е.А. Профориентационный компонент в структуре и содержании электронного учебно-методического комплекса по химии для IX класса // Бiялогiя i хiмiя. 2013. № 10. С. 35-39.
5. Бельницкая Е.А. Методические рекомендации по использованию интерактивного модуля ЭУМК по учебному предмету «Химия» (IX класс) в процессе обучения и допрофильной подготовки учащихся // Бiялогiя i хiмiя. 2015. № 3. С. 10-16.
Войнов Д.А.
ВОЗМОЖНОСТИ ОПОСРЕДОВАННОГО ВЛИЯНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ СТУДЕНТОВ
Московский гуманитарный университет
Ключевые слова: воспитание; закрытая группа, студенты; вуз; коммуникация; акцентированные потребности; виртуальные сообщества; диалог
Аннотация: Многогранность современного учебно-воспитательного процесса актуализирует поиск новых каналов трансляции важной информации, способной побудить студентов к активному осмыслению и восприятию этических норм, знаний, опыта и традиций. Одним из эффективных каналов такой коммуникации могут стать закрытые группы студентов в социальных сетях.
Key words: education; closed group, students; university; communication; Accentuated needs; virtual communities; dialog
Abstract: The multifacetedness of the modern teaching and upbringing process actualizes the search for new channels for the transmission of important information capable of encouraging students to actively understand and accept ethical norms, knowledge, experience and traditions. One of the effective channels of such communication can be closed groups of students in social networks.
Появления новых инструментов межличностной и групповой коммуникации напрямую связано с развитием
инфокоммуникационных технологий. В частности, изобретение киберпространства как особой сферы взаимодействия между людьми привело к изменению уже сложившихся в социуме моделей поведения (ритмов функционирования), методов получения знаний (напр., дистанционный) и форм социализации (провокативные практики).
В немалой степени инфокоммуникационные технологии затронули и систему воспитания подрастающего поколения. Воспитание -