2. Chernilova N.G. Sistema proektnogo obucheniya kak instrument razvitiya samostoyatel'nosti starsheklassnikov: sbornik nauchnyh trudov. Saratov: SGU, 1997.
3. Ziyaudinova S.M., Magomedalieva M.R., Mansurova G.M. Formirovanie professional'nyh kompetencij operatorov 'EVM proektnymi tehnologiyami. Materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala: DGPU, 2016.
4. Karl Frej. Proektnyjmetod. Germaniya: Bel'c, 1997.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378
Torikova E.F., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Torikov A.V., senior teacher, Technological Institute of Service, branch of Don State Technical University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING PRESCHOOL CHILDREN MOUNTAIN CLIMBING IN THE SYSTEM OF SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES AT AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article discusses possibility of using elements of sports climbing to ensure the physical and personal development of preschool children in an educational organization. In conditions of the innovative changes of the system of preschool education different effective technologies of an overall development of children of early and preschool age are used. Specialists in the field of preschool education use traditional means, methods, forms of education. An attempt is made to introduce the new contents and organizational and methodological tools into the field of physical culture and health work in preschool educational institution while teaching preschool children mountain climbing.
Key words: climbing, preschool children, physical development, educational process.
Е.Ф. Торикова, канд. психол. наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.В. Ториков, ст. препо., Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технологический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СКАЛОЛАЗАНИЮ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматривается возможность применения элементов спортивного скалолазания для обеспечения физического и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации. В условиях инновационного конструирования системы дошкольного образования осуществляются эффективные технологии всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста. Применяются традиционные средства, методы, формы обучения и виды деятельности специалистов в области дошкольного образования. Осуществляется попытка внедрения нового содержания и организационно-методического инструментария в области физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении при обучении детей дошкольного возраста скалолазанию.
Ключевые слова: скалолазание, дети дошкольного возраста, физическое развитие, образовательный процесс.
В современных условиях инновационного конструирования системы дошкольного образования осуществляется поиск эффективных технологий всестороннего развития детей раннего и дошкольного возраста. Наряду с применением традиционных средств, методов, форм обучения и видов деятельности специалисты в области дошкольного образования осуществляют попытки внедрения нового содержания и организационно-методического инструментария. Заслуживающим внимания, на наш взгляд, является рассмотрение целесообразности и возможности применения элементов спортивного скалолазания для обеспечения физического и психического развития детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
На сайте Федерации скалолазания России отмечается, что скалолазание «(англ. rock climbing) - вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время -самостоятельный вид спорта» [1]. На сегодняшний день данный вид спорта вошел в программу олимпийских игр 2020 года, обсуждается возможность его включения в программы основного общего образования РФ, разрабатываются и получают апробацию соответствующие программы дополнительного образования и специальные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как вид физической активности скалолазание имеет значительный резерв потенциальных возможностей для обеспечения физического и психического развития, занимающихся разных возрастных категорий, в том числе детей дошкольного возрас-
та. Занятия скалолазанием позволяют укреплять опорно-двигательную систему, развивать вестибулярный аппарат, двигательный интеллект, способность к самоконтролю, выносливость, ловкость, сенсомоторную координацию, формирует настойчивость, решительность, мотивацию достижения и уверенность в себе. Специалисты основного дошкольного и дополнительного образования рекомендуют начинать систематические занятия скалолазанием со старшего дошкольного возраста. По данным М.Ю. Кистяковской и З.С. Уваровой, к 5 - 7 годам у детей появляется цикличность в движениях лазания, становится более точным направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения непосредственно-образовательную деятельность по обучению детей элементам скалолазания [2].
Использование элементов скалолазания позволяет повысить интерес детей к занятиям в области физической культуры в целом, поскольку лазание как таковое является одним из основных и привлекательных видов движения в дошкольном возрасте.
Для организации непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей элементам скалолазания понадобится скалодром, оборудованный зацепами в достаточном количестве с учетом ростовых возможностей детей. При этом и сам скалодром и элементы рельефа должны быть прочно закреплены. Также потребуются маты толщиной не менее 20 - 25 см, плотно примыкающие друг к другу и имеющие общую покрышку. Перед началом занятий специалист по физической культуре
должен убедиться в отсутствии неисправности и дефектов ска-лодрома [3].
В условиях дошкольной образовательной организации рекомендуется осуществлять непосредственно-образовательную деятельность по скалолазанию 1 раз в неделю с малыми подгруппами детей дошкольного возраста (2 - 3 чел.). Обязательным является проведение для детей инструктажа по технике безопасности и систематическое напоминание о правилах профилактики травматизма. Дети занимаются в удобной спортивной форме и обуви [3].
Повышенные требования предъявляются педагогу при организации страховки детей. Недопустимо отвлечение от процесса страховки на посторонние моменты. Специалист не должен позволять детям спрыгивать со скалодрома даже с незначительной высоты. Запрещено нахождение на скалодроме более одного ребенка.
Следует учитывать, что обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого - планомерное совершенствование всех навыков необходимых для успешного лазания и ведущую роль в этом процессе занимает грамотная постановка техники движения. В этой связи необходимо применять подводящие упражнения, которые позволят сформировать правильный динамический стереотип определенного двигательного действия. В качестве подводящих упражнений можно использовать:
- отдельные компоненты изучаемого двигательного действия;
- имитацию подлежащих освоению двигательных действий;
- непосредственно осваиваемое движение, которое выполняется в облегченных условиях, в замедленном темпе [4].
При освоении техники движений необходимо направлять внимание ребенка на качество выполнения двигательных действий. Затем можно усложнять условия выполнения упражнения, подводить детей к более трудным заданиям.
Структура каждого занятия на скалодроме должна включать в себя следующие компоненты:
- вводная часть: разминка (подготовка функциональных систем организма ребенка к более интенсивной работе), подводящие упражнения;
- основная часть: формирование новых двигательных умений, закрепление ранее сформированных движений, чередование более интенсивных и менее интенсивных упражнений;
Библиографический список
- заключительная часть: приведение функциональных систем организма в спокойное состояние, умеренная растяжка, расслабление, подведение итогов деятельности.
Следует отметить, что практикуемые в спортивном скалолазании длительные статические упражнения не применяют в дошкольном возрасте. Трассы не должны быть протяженными. Необходимо, чтобы перехваты, совершаемые ребенком, находились в диапазоне его индивидуальных физиологических возможностей.
Обучение скалолазанию должно осуществляться с учетом физиологических и возрастных психологических особенностей дошкольников. Поскольку ведущим и наиболее привлекательным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, постановка двигательных задач перед детьми может осуществляться в игровой форме и опираться на игровую мотивацию. В связи с появлением в старшем дошкольном возрасте соревновательного мотива, допустима его актуализация при выполнении отдельных упражнений, когда дети уже владеют необходимым набором двигательных навыков. В тоже время организация участия детей дошкольного возраста в спортивных соревнованиях по скалолазанию не рекомендуется, так как требует от участников повышенного психического и физического напряжения, к которому большинство дошкольников еще не готовы. Преобладание наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте позволяет оптимизировать процесс формирования двигательных умений посредством активизации образных представлений ребенка. Организация непосредственно-образовательной деятельности по обучению элементам скалолазания должна обеспечивать эмоциональную привлекательность для детей, оптимальное чередование видов активности. Не допускается монотонное повторение определенных движений, так как это снижает интерес дошкольников к занятиям и вызывает утомление.
Поскольку высшей формой регуляции движений человека является сознательный интеллектуальный контроль, необходимо объяснять ребенку целесообразность выбора тех или иных двигательных приемов при прохождении трассы на скалодроме, что позволит ему в последующем осознанно применять свой двигательный опыт.
Таким образом, обучение детей дошкольного возраста элементам скалолазания в образовательной организации позволяет реализовать значительный развивающий и воспитывающий потенциал данного вида активности при условии чёткого соблюдения правил техники безопасности, физиологических возможностей и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
1. О скалолазании. Available at: (http://c-f-r.ru/climbing/)
2. Корюкин В.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Спортивное скалолазание для дошкольников». Гремячинск, 2016.
3. Рубина К.К. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием скалодрома. Available at: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/obuchenie-detey-starshego-doshkol-nogo-vozrasta-elementam-skalolazaniya-s-ispol-zovaniem-skalodroma-al-piyskoy-stenki-631123)
4. Магомедов Р.Р. Биомеханический анализ двигательных действий альпиниста на скальном рельефе. Экстремальная деятельность человека. 2017; 3 (44).
References
1. O skalolazanii. Available at: (http://c-f-r.ru/climbing/)
2. Koryukin V.V. Dopolnitel'naya obscheobrazovatel'naya obscherazvivayuschaya programma sportivnoj napravlennosti «Sportivnoe skalolazanie dlya doshkol'nikov». Gremyachinsk, 2016.
3. Rubina K.K. Obuchenie detejstarshego doshkol'nogo vozrasta 'elementam skalolazaniya s ispol'zovaniem skalodroma. Available at: https:// pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/fizkultura/obuchenie-detey-starshego-doshkol-nogo-vozrasta-elementam-skalolazaniya-s-ispol-zovaniem-skalodroma-al-piyskoy-stenki-631123)
4. Magomedov R.R. Biomehanicheskij analiz dvigatel'nyh dejstvij al'pinista na skal'nom rel'efe. 'Ekstremal'naya deyatel'nost'cheloveka. 2017; 3 (44).
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Department of humanitarian and natural-scientific disciplines ANOVA "MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY"; Professor, Department of psychology and pedagogy, FSBEI"Gzhel State University", E-mail: [email protected]
DIDACTIC OPPORTUNITIES OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FORMING THE MANAGEMENT COMPETENCIES OF FUTURE ENTREPRENEURS. The article presents ways of forming managerial competencies based on interactive technologies. The author makes it clear to what extent managers and supervisors are important to set the ideal model of behavior, the image that all employees would strive for, regardless of their functional affiliation. Qualitative characteristics of activity are considered in the article. In addition, the classification of managerial competencies as individual technologies is described: tasks of managerial self-actual-