ОБУЧЕНИЕ БРОСКОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАРНО-ГРУППОВОЙ АКРОБАТИКЕ НА ЭТАПЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
Александр Александрович Решетин, преподаватель,
Волгоградская Государственная Академия Физической Культуры (ФГОУ ВПО ВГАФК)
Аннотация
В работе представлены результаты биомеханического исследования техники бросковых упражнений, выполняемых в мужских парах. Также изложена суть методики обучения спортсменов вольтижным упражнениям на этапе специализированной подготовки. Данная статья имеет описательный характер диссертационного исследования на одноименную тему и отражает все его этапы.
Ключевые слова: акробатика, биомеханическое исследование.
THROWING EXERCISE TRAINING IN PAIR AND GROUP ACROBATICS AT THE STAGE OF SPECIALIZED PREPARATION
Alexander Alexandrovich Reshetin, the teacher,
Volgograd state academy of physical education
Abstract
The paper deals with the results of biomechanical research into the techniques of throwing exercises performed by men pairs. The essential methods of training acrobats in vaulting exercises at the stage of specialized preparation are presented. This article has a descriptive character of the same title thesis research and reflects all its stages.
Keywords: acrobatics, biomechanical research.
Современный этап развития спорта в целом и спортивная акробатика в частности, характеризуются интенсивными шагами развития. Достижение высокого технического мастерства становится более трудоемким и продолжительным. В этих условиях, особое значение, приобретают вопросы нахождения средств и методов повышения эффективности освоения спортсменами, начиная с юного возраста, рациональной структуры акробатических упражнений.
На современном этапе развития теории спортивной акробатики весьма абстрактно описывается техника выполнения вольтижных упражнений. В практической деятельности тренеров этим движениям не уделяется должного внимания. Методики и технологии обучения сложным бросковым упражнениям недостаточно разработаны и адаптированы к возможностям партнеров.
Поиск наилучшей техники важнейшая задача становления высокого технического мастерства спортсменов. В связи с этим был теоретически разработан и практически апробирован качественно новый способ техники выполнения вольтижных упражнений. Базовой основой существующих вольтижных элементов являются темповые упражнения. Техничность выполнения данных движений характеризуется длительностью фазы полета и определяется высотой вылета верхнего партнера [Г.Я. Соколов, 1988]. Это, в свою очередь, позволяет верхнему партнеру значительно повысить уровень сложности элементов, не выполняемых ранее в парной вольтижной акробатике.
В результате корреляционного анализа были определены ведущие динамические и кинематические компоненты техники, которые взаимосвязаны с качественноцелевой стороной этого упражнения - с достижением максимальной высоты вылета верхнего. Рассчитанные коэффициенты корреляции указывает на сильную взаимосвязь рассматриваемых компонентов движения с эффективностью исполнения фазы полета - достижением максимума высоты.
Установлено, что высота вылета верхнего зависит от согласованности действий обоих партнеров в основной стадии (р=0,900). Также выявлена высокая взаимосвязь с такими показателями, как скорость разгона нижнего (р=0,895), угол наклона его бедра
к вертикали (р=0,879) и последовательность включения звеньев тела в работу (р=0,884). Несколько меньше на высоту вылета влияют такие компоненты темпового прыжка, как рациональная осанка нижнего (р=0,729) и согласованность действий партнеров в подготовительной стадии (р=0,771).
Коэффициенты детерминации позволили определить часть общей вариации одного признака, которая объясняется вариацией другого признака. Расчеты показали, что пять компонентов взаимосвязи высоты вылета партнера в темповом упражнении объясняются их взаимовлиянием. Коэффициент детерминации у них варьировал от 77,3 до 81,0%. Доля вклада таких компонентов, как осанка нижнего и согласованность действий партнеров в подготовительной стадии движения, была существенно ниже и составила соответственно 59,4% и 53,1%.
Возможность влияния выявленных компонентов техники на предельное увеличение высоты вылета определяется максимальной эффективностью использования внешних и внутренних сил, поскольку любая биомеханическая (биологическая) система обладает ограниченными энергетическими и мощностными ресурсами [В.Н. Боло-бан,1988; Д.Д. Донской, 1991]. Согласно данному утверждению нами была проведена теоретическая оптимизация компонентов темпового движения, выполняемого с рук нижнего и ловлей его на плечи.
В результате теоретических расчетов было установлено, что максимально энергообразующим взаимодействием партнеров в фазе ускоренного приседания является согласованность действий спортсменов, при котором верхний опережает своего партнера в среднем на 10-15 мс. В фазе ускоренного выпрямления максимальной скорости оба спортсмена достигают с опережением верхним в 3-5 мс. Это позволяет нижнему поставить предельно эффектную опору своему партнеру, что, в свою очередь, способствует созданию механизма максимальной суммации сил обоих спортсменов и позволяет достигнуть максимальной высоты вылета верхнего (рис. 1).
1 24 27 30 35 47 51 52 54 60 67 72 76 79
Рис. 1. Пространственно-временные и силовые характеристики техники выполнения
базового темпового упражнения.
При выполнении броска фиксируется динамическая осанка нижним акробатом. Она снижает амортизирующий механизм позвоночного столба и его деформацию при передаче энергии с нижележащих звеньев тела на вышележащие, и, в целом, определяет устойчивость системы тел. Данный компонент техники обусловливается следующей конфигурацией позвоночного столба: грудной кифоз сглажен, поясничный отдел слегка согнут, наклон туловища к вертикали до 10 градусов в приседе. При этом оптимальная глубина приседа определяется углом наклона бедра к вертикали и составляет 90-110 градусов, что позволяет значительно повысить запас кинетической энергии, механически рационально увеличив путь разгона.
Максимальное увеличение высоты прыжка пропорционально связано с предельным увеличением разгонной скорости движения. Теоретически показано, что разгонная скорость выполнения толчка нижним партнером существенно повышается при последовательном включении в динамическую работу звеньев тела в следующем порядке: движение начинается с разгибания в тазобедренных и коленных суставах, далее включаются в работу руки и завершают действие стопы. Это способствует дополнительному приросту скорости движения и, как следствие, предельному увеличению высоты вылета верхнего (рис. 2).
1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2
Рис. 2. Изменение скорости (V) перемещения плечевого пояса (1) и силы Б (2) нижнего при начале разгибания рук (3) в момент достижения наибольшей скорости разгибания ног (точка Ар). Точка Вс характеризует начало разгибания стопы (4) в момент наибольшей скорости разгибания рук (3).
Выявленные компоненты, необходимые для формирования рациональной техники выполнения темпового движения и их теоретическая оптимизация позволили определить, чему учить и как учить. Это, в свою очередь, позволило разработать эффективную методику обучения акробатов бросковым упражнениям. Она основана на предварительной дифференциации процесса обучения партнеров деталям техники и дальнейшему совместному освоению базового темпового броска и профилирующим вольтижным элементам.
В структуре тренировочного занятия были выделены этапы предварительной, основной и специализированной подготовки. Этап предварительной подготовки был направлен на обучение верхнего навыкам взаимодействия с опорой различной жесткости, формирование у нижнего партнера техники выполнения рабочих положений, в частности, осанки, а также отработки последовательности работы ног и рук. Этап основной подготовки характеризовался совместной тренировкой акробатов в паре. На
этом этапе решались задачи освоения спортсменами рациональной техники выполнения базового темпового броска. На этапе специализированной подготовки, параллельно с совершенствованием базового темпового броска, акробаты разучивали профилирующие вольтижные элементы «сальто назад в группировке» с рук на плечи и «сальто назад выпрямившись» с рук на плечи.
Эффективность данного подхода подготовки партнеров подтверждается результатами педагогического эксперимента. Установлено, что предлагаемая методика существенно сокращает сроки освоения и повышает качество выполнения базового темпового броска, а впоследствии и вольтижных элементов. Поэтапное формирование специальных технических навыков повышает исполнительское мастерство акробатов и позволяет добиться высоких результатов на соревнованиях.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволяют с уверенностью констатировать высокую эффективность разработанной методики технической подготовки спортсменов в парно-групповой акробатике, в основе которой лежит системно упорядоченный процесс освоения базовых двигательных действий. Это способствует существенному росту технического мастерства акробатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болобан, В.Н. Спортивная акробатика / В.Н. Болобан. - Киев : Выща шк. Головное изд-во, 1988. - 168 с.
2. Донской, Д. Д. Теория строения движений / Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 3. - С. 10-11.
3. Малиновский, С.К. Методика совершенствования специальной физической подготовки акробатов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Малиновский С.К ; Дальневосточ. Гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003. - 23 с.
4. Соколов, Г.Я. Основы техники парно-групповых акробатических упражнений : учеб. пособие / Г.Я. Соколов, А.П. Алябышев ; Омский гос. ин-т физ. культуры. -Омск : [б.и.], 1988. - 56 с.
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ К СТАТИЧЕСКОМУ РАВНОВЕСИЮ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ
Сергей Александрович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент,
Лариса Кондратьевна Руденко, старший преподаватель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
У детей 6-7 лет, занимающихся спортивной аэробикой, с возрастом улучшаются показатели способности к статическому равновесию. Средствами специальной тренировки, гимнастики и акробатики можно повысить возможности системы, ответственной за функцию равновесия.
Ключевые слова: функция равновесия, тренировка в аэробной гимнастике.
ESTIMATION OF ABILITY TO STATIC BALANCE AT CHILDREN OF 6-7 YEARS, ENGAGED SPORTS AEROBICS
Sergey Aleksandrovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Larissa Kondratevna Rudenko, the senior teacher,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg
Abstract
At children of 6-7 years, engaged sports aerobics, parameters of ability to static balance with the years improve. Means of special training, gymnastics and acrobatics it is possible to raise opportunities of the system responsible for function of balance.