УДК 616 ББК 53.57
ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА У ПОДРОСТКОВ
СЕМЧЕНКО Л.Н., КОСТИНА М.Ю. ФГБОУ ВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
Работа посвящена изучению распространенности обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) и оценке его тяжести у подростков 10-11 классов. Показано, что больше половины обучающихся страдают ОКР разной степени тяжести: 56,8% имеют легкую степень выраженности, 29,4% -среднюю и 13,8% тяжелую. Каждый третий подросток считает, что у него повышенная степень тревожности, каждый четвертый причиной ОКР назвал перенесенные заболевания, вызванные трептококковой инфекцией, каждый пятый отметил конфликтные отношения с родителями.
Ключевые слова: обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивости, шкала Йела-Брауна, когнитивные расстройства.
Актуальность. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) является хроническим и потенциально инвалидизирующим
заболеванием со значительными негативными социальными и экономическими
последствиями. Согласно современным классификациям болезней (МКБ-10, DSM-IV) ОКР является самостоятельной категорией, объединяющей психопатологические
образования круга навязчивостей. Его основными клиническими проявлениями являются обсессии (повторяющиеся нежелательные мысли, образы,
эмоциональные переживания и побуждения) и компульсии (стереотипные, нередко ритуализированные действия или психические акты), которые субъективно расцениваются больными как "защитные".
Распространенность обсессивно-
компульсивного расстройства составляет от 1,9% до 3,3% населения РФ [3].
Заболевание, как правило, развивается в подростковом и молодом возрасте, что значительно затрудняет дальнейшую социальную адаптацию молодого человека, а именно приобретение социальных связей, навыков, необходимой квалификации. Поэтому вопросы распространения, тяжести данной патологии, а также связанные с этим задачи лечения и профилактики ОКР, приобретают большое практическое значение.
Цель работы. Выявить распространенность ОКР среди лиц подросткового возраста и
разработать мероприятия для его профилактики.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе физико-математического лицея №31. Объект исследования - школьники 10-11 классов. Опрос проведен сплошным методом. Была разработана анкета, состоящая из двух частей. Первая часть включала в себя 10 вопросов составленых на основе методики и шкалы для оценки обсессивно-компульсивного расстройства Йела-Брауна [2]. Разработнная автором шкала позволяла выяснить степень тяжести ОКР у конкретного подростка. Вторая часть, состоящая из 5 вопросов, была заимствована из журнала "Молекулярная психиатрия" за 2009 год и выявляла возможную причину развития данного заболевания.
Результаты и их обсуждение. Выявлено, что 29,0% подростков имеют обсессивно-компульсивное расстройство легкой степени выраженности, у 15,0% опрошенных ОКР средней степени тяжести, 5,0% подростков имеют ОКР тяжелой степени и у 2,0% отмечена крайне тяжелая степень ОКР. Таким образом, каждый второй подросток имеет ту или иную степень тяжести обсессивно-компульсивного расстройства.
Представляет интерес выявление причин ОКР в каждой группе подростков.
Как показало исследование, в группе подростков с легкой степенью выраженности ОКР, одной из причин была стрептококковая
инфекция. Имели в анамнезе заболевания ангиной, ревматизмом и гломерулонефритом 7,0% респондентов. Считают себя тревожным человеком 14,0% подростков.
15,0% опрошенных не смогли выбрать причину ОКР из предложенного списка, и 3,0% отметили наличие конфликтных отношений с родителями. Следует отметить, что большая часть (61,0%) подростков с ОКР легкой степени выраженности выбрали минимум две причины развития данной патологии. Подростки, выбирающие минимум две возможные причины заболевания, чаще всего указывали на свою излишнюю тревожность и недоброжелательные отношения с родителями.
В группе лиц со средней степенью выраженности ОКР 8,0% подростков отметили, что испытывают излишнее давление со стороны родителей, 13,0% считают, что заболевание передалось по наследству. В этой группе подростков, тех, кто считает себя тревожным человеком, в два раза больше по сравнению с предыдущей. Каждый пятый не смог назвать причину из списка предложенных. Большая часть подростков данной группы выбрала минимум три возможные прчины ОКР. Чаще всего назывались излишняя тревожность, конфликты с родителями и наследственность.
Что касается причин развития ОКР тяжелой степени выраженности, то обращает на себя внимание, что все подростки выбирали минимум четыре причины возникновения данной патологии. Трое из пяти ребят с ОКР тяжелой степени отметили излишнее давление со стороны педагогов. В группах подростков с легкой и средней степенью тяжести ОКР такого варианта выбрано не было. Подростки с ОКР в крайне тяжелой степени выбрали все 5 вариантов предложенных причин.
Выводы. Больше половины обучающихся 10-11 классов 31 лицея страдают ОКР разной степени тяжести. Из них 56,8% имеют легкую степень тяжести, 29,4% - среднюю степень выраженности ОКР, и 13,8% - это подростки с тяжелой и крайне тяжелой степенью ОКР,
которые нуждаются в серьезной помощи. Поскольку лицей имеет физико-математическую направленность, то одной из причин распространенности данной патологии, вероятно, является высокая учебная нагрузка и связанная с ней повышенная тревожность. Человеком с повышенной тревожностью считают себя 31,0% опрошенных. Второе место среди причин распространености ОКР занимают болезни, вызываемые, в основном, стрептококковой инфекцией. Данный вариант ответа выбрал каждый четвертый из опрошенных. Следующей по
распространенности является причина конфликтного отношения с родителями. Этот вариант был отмечен каждым пятым респондентом. Причинами конфликтов могут быть завышенные ожидания и требования родителей.
Для подростков с тяжелой и крайне тяжелой степенью выраженности ОКР значимой причиной является давление со стороны педагогов. С одной стороны, - может быть связано с неумением педагога найти индивидуальный продход к подростку, с другой, - плохо скрытое чувство превосходства педагога над обучающимся.
Рекомендации: родителям необходимо создать условия, предупреждающие развитие у ребенка тревоги (избегать ссор, скандалов, использовать как инструмент воспитания сотрудничество и договоренность,
поддерживать ребенка, отказаться от необоснованной критики и завышенных требований);
педагогам исключить излишнюю требовательность, ие допускать унижения учащегося, предотвратить появление конфликтов в классе между подростками и между учителем и подростком, уделить внимание профилактике излищней тревоги по поводу организации учебного процесса;
подросткам увеличить физическую активность, соблюдать режим дня, уменьшить потребление сахара, увеличить прогулки на свежем воздухе [1].
Список литературы
1. Вышинский Н.В. Онлайн-школа психологической самопомощи "Т-образный перекресток"
2. Goodman W.K. The Yale-Brown Obsessive Compulsive Scale. I. Development, use, and reliability / W.K. Goodman, L.H. Price, S.A Rasmussen et al. //Arch. Gen. Psychiatry. - 1989. - Vol. 46, P. - 1006-1011.
3. Hollander E. Focus on obsessive compulsive spectrum disorders / E. Hollander, S. Benzaquen. - Amsterdam, 1997. - Р. 33-44
OBSESSIVE-COMPULSIVE DISORDER AND ITS PREVENTION IN ADOLESCENTS
SEMCHENKO L.N., KOSTINA M. YU. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The work is devoted to the study of the prevalence of obsessive-compulsive disorder (OCD) and evaluation of its severity in adolescents 10-11 grades. It is shown that more than half of the students suffer from OCD of varying severity: 56.8% have mild severity, 29.4% have moderate and 13.8% severe. Every third teenager believes that he has an increased degree of anxiety, every fourth cause of OCD is the disease caused by a streptococcal infection, one in five noted conflictual relations with parents.
Keywords: obsessive-compulsive disorder, obtrusiveness, Yale-Brown scale, cognitive disorders.