Научная статья на тему 'Общий план самообразования'

Общий план самообразования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / ОСНОВА ПОЗНАНИЯ СОВОКУПНОСТЬ НАУК / KNOWLEDGE FOUNDATION THE COMPLEX OF SCIENCES / ЧЕЛОВЕК ЦЕНТР ВСЕХ НАУК / A HUMAN THE HEART OF ALL SCIENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Николай Александрович Рубакин

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, организуемая самой личностью. Каждый человек ищет свой путь к самообразованию. Человек должен осмотреться в бесконечном знании человечества: за отдельными науками стоит единство жизни, единичная наука не дает полноты знаний о жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PLAN OF SELF-EDUCATION

General plan of self-education. Self-education is purposeful cognitive activity, organized by human himself. As every human is searching his own way of self-education, he should consider the infinite knowledge of mankind: the unity of life follows the individual sciences, a particular discipline never gives the complete knowledge of life.

Текст научной работы на тему «Общий план самообразования»

Архив

Проблемы развития и бытия личности

Николай Рубакин

ОБЩИЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ1

Аннотация. Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, организуемая самой личностью. Каждый человек ищет свой путь к самообразованию. Человек должен осмотреться в бесконечном знании человечества: за отдельными науками стоит единство жизни, единичная наука не дает полноты знаний о жизни.

Ключевые слова: образование, самообразование, основа познания -совокупность наук, человек - центр всех наук.

Abstract. General plan of self-education. Self-education is purposeful cognitive activity, organized by human himself. As every human is searching his own way of self-education, he should consider the infinite knowledge of mankind: the unity of life follows the individual sciences, a particular discipline never gives the complete knowledge of life.

Keywords: education, self-education, knowledge foundation - the complex of sciences, a human - the heart of all sciences.

Николай Александрович Рубакин (1.07.1862 -23.11.1946) - основатель особого направления психологии - библиопсихологии, связанного с изучением чтения как психологического процесса, как базового элемента социализации человека на определенном историческом этапе развития. Библиопсихология сопряжена со многими областями научных знаний: с психолингвисти-

1 Рубакин Н. А. Библиологическая психология. - М., 2007. - С. 509-515. Окончание. Начало см.: Рубакин Н. А. Всякий желающий может сделать из себя действительно образованного человека // Развитие личности. - 2010. - № 4. - С. 131-137; Рубакин Н. А. Что такое образованный, интеллигентный человек? // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С. 229-235.

№ 2 - 2011

кой, с возрастной и педагогической психологиями, с психологией развития, с психологией творчества и др.

Особое место в исследованиях Н. А. Рубакина занимает изучение феноменологии самообразования.

В журнале приводятся некоторые из его материалов по проблеме образования и самообразования.

Материалы к публикации подготовила профессор В. С. Мухина.

Каждый человек подходит

к самообразованию по-своему

Человеку предстоит осмотреться в бесконечном громадном знании

Тот, кто начинает работать над самообразованием, этим самым уже расширяет свою жизнь во все стороны.

Если он принимается за эту, не столько трудную, сколько приятно-жгучую работу, этим самым он уже показывает, что в нем есть сила, есть кипение жизни, есть работа мысли, есть живое чувство, есть, наконец, воля, которая не позволяет ему «жить как все», прозябая в обыденщине и беспомощно сложив руки.

У разных людей самообразовательная работа начинается по-разному, с разных концов, то под влиянием побуждений умственных, то под влиянием чувств, по соображениям то идеальным, то практическим. Но что бы ни побуждало к ней, самая работа требует общего плана, общей схемы - требует ответа на такие вопросы:

1. Что предстоит совершить?

2. С чего начать?

На первый из этих вопросов мы даем ответ в этой главе...

Человеку, который работает над самообразованием, предстоит, прежде всего, раздвинуть свой кругозор, выйти из своего угла, в котором он до сих пор сидел, и, так сказать, осмотреться во Вселенной, в том бесконечно громадном здании, в котором ему приходится жить волей-неволей.

Надо прежде всего узнать: да какие же отделения существуют в этом гигантском здании? И каковы особенности каждого этого отделения, что они представляют каждое в отдельности и все вместе? Из какого материала здание построено? Какие силы в нем действуют, по каким правилам? Как распределились эти материалы в пространстве и во времени? Какие перемены с ними и с их распределением совершаются и совершались? И что находится, что происходит и происходило в том отделении, в котором я сам живу и борюсь? Наконец, нужно еще узнать, каким же способом получить на все эти вопросы действительно достоверные и точные ответы? Какими способами и метода-

Все существующее должно изучаться точно и достоверно

Совокупность наук основа познания

Нехорошо распределять Вселенную по наукам

ми проверить их правильность? Как убедиться, наконец, что в данном случае не ошибается ни мой глаз, ни мой ум? Во все эти вопросы необходимо вдуматься и на них поискать ответы.

Обыкновенно они даются так. Все существующее, и близкое и далекое, и настоящее и прошлое возможно тщательно изучается разными способами, идеал которых - точность и достоверность. Для удобства все существующее изучается по частям и по отдельным сторонам, например, строение и деятельность человеческого тела и психики («души») особо, законы человеческие особо, вещества, из которых состоит то же самое тело, и их свойства - тоже особо, движение и законы движения мельчайших частичек этого вещества - атомов и крупнейших звезд и других светил - тоже особо и т.д. Все распределено, рассортировано, исследование и изучение всякой области, всякой стороны жизни находится в руках особых специалистов, главным образом и сосредоточивающих свое внимание на какой-либо одной стороне или на нескольких смежных.

То, что специалистами узнано о той или другой стороне жизни с большей или меньшей точностью и достоверностью и что ими формулировано, называется наукой. Наук, как известно, очень много и с течением времени становится все больше и больше. Правда, все они в своей совокупности говорят об одной и той же, все о той же Вселенной и о ее жизни, но, благодаря раздельности науки от науки, нередко кажется, что все они говорят как будто о разном - не о разных сторонах, а о разных областях, лежащих вроде как рядом одна с другой, но между собой не совпадающих.

И все к этому привыкли. Все думают, убеждены, что так и быть должно, что иначе и быть не может, -как же так сразу объять необъятное и изучить все со всех сторон?

А таким образом и благодаря этому происходит вот что: изучение Вселенной, изучение жизни в ее целом сводится в конечном итоге к изучению лишь некоторых отдельных ее сторон, а изучение этих сторон сводится к изучению отдельных наук. Другими словами, разностороннее изучение сводится к одностороннему, неразложимая, по существу, Вселенная и ее жизнь мысленно рассекаются, разлагаются.

Все это, разумеется, и очень полезно, и необходимо, и вообще разумно в целях удобства и точности изучения. Но нехорошо вот что: распределять Вселенную по наукам - к этому все привыкли, но мысленно слагать

198

№ 2 - 2011

Отдельные стороны явления и целое

Науки и целостная личность

все узнанное и изученное снова в единое неразрывное целое - вот об этом-то заботятся гораздо меньше. Односторонние науки так и остаются отдельными науками, когда их изучают одну за другой. Но ведь, чтобы вновь построить из них Вселенную как нечто единое и слитое, недостаточно изучить хотя бы даже все науки. Необходимо еще изучить и понять их объединенность, их совпадение, их склейку, их соединение, их сообщество -систему. Словом, необходимо так соединить в своем уме все, что добыто отдельными науками, чтобы о раздельности разных сторон одной и той же Вселенной и помину не было, потому что эта раздельность на самом-то деле не существует - она выдумка человеческого ума, мираж, видение...

Вот один из многих примеров, доказывающий эту, в сущности, простую истину, которая перестала быть очевидной главным образом потому, что все мы еще на школьной скамье изучаем не Вселенную, а отдельные науки, словно готовясь подходить к ней только с одной или нескольких сторон и самым ученым способом забывать о ней как о едином целом.

Вы сами, читатель, можете служить для себя самого таким примером. Вы - личность, Вы - единое целое. И, тем не менее, в себе самом Вы отличаете великое множество сторон, как и во всяком другом несомненно существующем факте. На своем примере Вы лучше всего можете уяснить себе отношение науки к жизни, отношение отдельных сторон и их частичного изучения к их целому.

И правда, Вас изучают с самых различных сторон десятки, если не сотни отдельных наук, а Вы, тем не менее, по-прежнему представляете из себя нераздельное целое, а не одну какую-либо сторону Вашего существования. Да ведь ее в Вашем лице от других Ваших сторон даже и Вы сами не отделите - так она слита с другими Вашими же свойствами и качествами. Так, например, Вы - гражданин, член общества, государства. Какие у Вас права? В каких отношениях находятся эти Ваши права к правам других таких же людей, как Вы? Какие права у Вас могут быть, а каких пока что не может - в семье, в обществе, в государстве?

Нужен целый ряд юридических наук, чтобы осветить только одну эту сторону Вашей жизни и Вашей личности, как и других таких же людей. Но как же оторвать эту Вашу сторону от материальной стороны Вашей жизни? Ваша материальная жизнь, как и всякого другого человека, тоже изучается целым рядом наук

№ 2 - 2011

Человека изучает множество наук

Изучать историю -изучать самого себя

экономических, например, политической экономией, науками о государственном хозяйстве, о финансах, о промышленности, торговле и т.д. Богаты Вы или бедны? Каков Ваш доход? Большой или малый? Почему же он такой, а не иной?

Причиной этому Вы сами или общие условия жизни, общественное устройство вообще или особенности того общественного класса, к которому Вы принадлежите, той профессии, которая кормит Вас? Все это вопросы, касающиеся Вас лично, и целый ряд наук изучает экономическую сторону Вашей жизни, распутывает как житейские мелочи, так и сложнейшие факты экономической жизни и далеко еще не может распутать их окончательно.

Но дело еще сложнее, потому что юридическая сторона Вашей жизни тесно связана с экономической; попросту сказать, Ваши права тесно связаны с Вашими доходами, а Ваши доходы - с Вашими правами. Можно отделить, ограничить юридические науки от экономических, но такую же ясную границу между доходом и правами не всегда и не везде проведешь. Другими словами, на бумаге, в книге науки разделены, а в жизни - слиты.

Изучение самого себя, своей жизни, общественного положения только с одной экономической точки зрения лишь запутывает понимание жизни в ее целом и очень мало уясняет ее. Изучите подробно хоть все политические экономии - они Вам ничего не уяснят, если Вы только ими и ограничите «просветление своего ума». Но то же самое и с другими науками, и с группами наук. Вы как гражданин мыслите, чувствуете, действуете, участвуете в общественной жизни, отстаиваете свои интересы, добиваетесь для себя, да и для своего класса или сословия новых прав. Кто Вы такой и как Вы сделались таким?

Ответ на эти вопросы дает опять-таки целый круг наук - история, география, психология, антропология и т.д. С общим ходом исторической жизни, как известно, переходят из страны в страну и идеи, и учреждения, и нравы, и обычаи, и верования, привычки и даже инстинкты. В каждом из нас есть что-нибудь пришедшее к нам и из Франции, и из Англии, и с Востока, из глубокой древности, и из греко-римских и даже из доисторических времен. Что же именно и откуда пришло? Что в Вас своего, национального, и что чужого, не национального или интернационального?

Иногда кажется, что изучать историю - это то же, что лезть в какую-то особую область, от Вас далекую.

200

№ 2 - 2011

Духовная сторона нашего Я включена в содержание множества наук

За отдельными науками стоит единство жизни

Но нет, это значит изучать самого же себя; и то, что Вы о себе узнаете и как себя разберете и оцените с исторической точки зрения, в сущности, неотделимо от других Ваших сторон. У Вас какие-то права и доходы, но ведь они стали такими не сразу, их сделал такими ход истории.

В зависимости от Вашего материального и юридического положения Вы воспринимали то такие, то иные заграничные влияния. Так, например, в XVIII в. французское влияние коснулось только помещиков и вообще богатых людей, в XIX в. идеи социализма из Франции и Германии сильнее всего действуют на рабочий люд, уясняя ему его положение по существу. Вместе с изучением Закона Божия в наши головы входит много такого, что произведено Византией, а вместе с латинским и греческим языком - идеи и чувства древних римлян и греков. Знакомство с литературой других народов дает каждому из нас элементы всех стран и всех веков. И все это ассимилируется, сливается, спаивается, делается составной частью каждого из нас, влияя на все прочие стороны нашей духовной жизни.

Нечего и говорить, что и духовная сторона нашего Я, изучаемая отдельно от других сторон особой наукой -психологией, вовсе не отделима от этих последних, потому что все наши действия, наши мысли, чувства, желания, побуждения и т.д. всегда с нами и в нас, и влияют и на правовую, и на экономическую, материальную нашу жизнь. Тут уж не приходится говорить, что психология далека, например, от политической экономии или государственного права. В Вашем лице, читатель, все это соединено вместе, и первое, что Вы должны сделать, это не забывать, что за отдельными науками стоит не что иное, как единство жизни.

Но то же самое можно сказать и про науки, изучающие Ваше тело. Изучать только его, не обращая внимания ни на Ваше материальное и вообще общественное положение, ни на состояние Вашей души, не может ни один доктор. Правда, когда-то всякий доктор, готовясь к экзамену, изучал устройство и жизнь человеческого тела вообще, независимо от того, Ваше оно или не Ваше. Но и тогда, даже при таком самом изучении, доктору пришлось изучать гигиену, науку о сохранении здоровья, которая очень подробно изучает те условия жизни, при каких человек бывает здоров или нездоров.

Гигиена, а в особенности гигиена общественная, трактующая об общественном устройстве с точки зре-

№ 2 - 2011

Единство

неразделенной

жизни

Человек - центр всех наук

ния народного здоровья, - это своего рода мостик между анатомией и физиологией, и политической экономией, и правом. Такие мостики, то есть как бы переходные науки, существуют между всеми ее отделами.

Кажется, астрономия очень уж далека от физиологии и психологии. Но на деле оказывается, что всякий человек, в какой бы области он ни действовал, нуждается во всех науках. Найдено, например, что анатомическое устройство глаз и мозга и психическое состояние астронома сильно отражается на качестве астрономических наблюдений, на работе при помощи телескопа, на ее точности и достоверности.

Между науками общественными и астрономией в жизни опять-таки тесная связь. Всякий, например, знает, что жизнь идет по календарю и часам, а точность календаря и часов, которыми и Вы, читатель, не можете не пользоваться, устанавливается астрономией - это ее великое историческое дело, глубоко жизненное и практическое. Значение календаря и часов особенно сказывается во время путешествий - а кто же теперь не путешествует, волей или неволей? <...>

Работает Ваша психика, то есть каждая клеточка Вашего мозга, каждая нервная нить, работают все другие органы и их клеточки, все частицы, из которых эти клеточки составлены, все атомы, составляющие каждую из этих частиц.

Внутри Вас в эту самую минуту вещество превращается в вещество, один вид энергии в другой. И все эти явления влияют одно на другое, наглядно показывая и доказывая полное единство чрезвычайно сложной и нераздельной жизни. Человек - это как бы центр всех наук; даже таких, как зоология и ботаника.

Поскольку человек - животное, его изучает, как известно, зоология, одним из приемов которой является сравнение - сравнение той или иной стороны человека с теми же сторонами других животных. Но в изучении животных, особенно низших, играет очень важную роль их сравнение с растениями - организмами другого порядка. Только путем изучения организмов животных и растительных идет наука к пониманию жизни вообще - таких основных явлений ее, как питание, рост, размножение, движение, чувствительность и т.д. Эта наука касается нас постольку, поскольку человечество пользуется в настоящее время животными и растительными продуктами в своей жизни: давно сказано, что каждый человек «есть то, что он ест». А сводя все предыдущее к одному, скажем:

Единичная наука не дает полноты знаний о жизни

Значение общего образования

Всякая отдельная наука одностороннЯ

Науки подобны цветам спектра, синтезирующим белый цвет

Следует различать понятия «наука», «знание», «понимание»

каждый человек есть клубок жизни - та точка Вселенной, где сливаются воедино все науки. <...>

Как уже было выше сказано, каждая из наук по необходимости одностороння и однобока. Сколько ни изучайте какую угодно из них, Вы благодаря ей одной не узнаете жизни. Иные читатели думают: «вот я изучу историю, политическую экономию, астрономию (кто что, смотря по вкусу) и пойму жизнь». Оставим в стороне эти иллюзии и надежды. От изучения какой-либо науки, от усвоения ее истин, усвоения даже самого отчетливого, Вы, кроме одностороннего отношения к жизни, ничего не приобретете.

Вы таким способом даже приучитесь к односторонности понимания. Вы станете терять чутье жизни и ее правды, как теряют ее все специалисты, не имеющие общего образования. Вы станете забывать о других сторонах того же самого целого, станете мысленно разделять нераздельное. Но ведь в этом-то и заключается слабость книжного понимания, мышления, знания и вообще слабость книги. А нам всем не слабость нужна, а сила, другими словами, разносторонность, вникание не в книгу и даже не в науку, а в жизнь.

На это мы обращаем особое внимание читателя, в отличие от всякой другой постановки дела самообразования. Не забывайте об односторонности всякой науки в отдельности, не забывайте за книгой самой жизни. Поэтому дело самообразования нужно вести так: выясните перед собой хотя бы в самых общих чертах вопросы или области жизни, особенно нужные, важные, интересные, жгучие для данного читателя, и затем изучайте любой вопрос при помощи многих наук, возможно большего их числа, даже всех наук.

Только тогда Вы дойдете до света знания и понимания. Науки вроде как цвета спектра - у каждой науки свои особый цвет, а все они вместе, весь их ряд и составляет спектр. Все они недостаточно светлы, каждая в отдельности. Но наложите все цвета спектра один на другой - и получите белый цвет, самый светлый из всех. Иногда и из двух-трех цветов (дополнительных) можно получить белый цвет, налагая один на другой. То же и среди наук, как мы увидим дальше, можно различать такие (две, три или несколько), которые в своей совокупности дадут данному читателю определенно достаточный для него свет знания.

Таким образом, отделять понятие науки от понятий знания и понимания крайне важно и практически полезно.

№ 2 - 2011

Цель образования и самообразования

Цель

самообразования в познании нераздельной жизни

Изучение отдельных наук - первая ступень к знанию и пониманию

В самообразовании важно вести работу по вопросам, а не по наукам

Каковы же выводы из всего предыдущего? С практической, как и теоретической точки зрения это выводы тоже очень важные. Состоят они в следующем.

1. Цель образования, как и самообразования, вовсе не заключается в изучении отдельных наук - таких-то и в таком-то количестве. Многие говорят: я изучу такие-то науки и буду образованным человеком. На это можно ответить: сколько ни изучайте Вы их - Вы никогда не сделаетесь действительно образованным человеком, если изучите хотя бы подробно-подробно, как самый заядлый специалист, только отдельные науки.

2. Цель самообразования - в знании и понимании единой, нераздельной жизни - жизни как единого целого, жизни, которая течет и в Вас и вокруг Вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого...

3. Изучение отдельных наук - это не более как первая из первых ступеней к этому знанию и пониманию. Этот прием, если в одном смысле и удобный и даже необходимый, то в другом опасный, так как приучает к односторонности мышления, односторонности знания, односторонности понимания, иначе говоря, к методическому искажению действительности.

4. Принимаясь за работу над самообразованием, гораздо выгоднее, в целях общего развития, а также и практической жизни, вести свою работу по вопросам, а не по наукам, но всякий вопрос освещая данными всех главнейших или вообще многих наук. Только таким способом можно действительно ориентироваться в той или иной области, «осмотреть ее во всех смыслах» и понять ее возможно ближе к тому, что она из себя действительно представляет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.