Научная статья на тему 'Общины, основанные «твердыми» русинами в Канаде'

Общины, основанные «твердыми» русинами в Канаде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
565
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
русины буковина галиция русь канада америка православие
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общины, основанные «твердыми» русинами в Канаде»

Роман ШАПКА

ОБЩИНЫ, ОСНОВАННЫЕ «ТВЕРДЫМИ»* РУСИНАМИ В КАНАДЕ

Вскоре после прибытия в Канаду русины стали размышлять о необходимости иметь свой храм в новом крае. Так со временем в каждом русинском поселении появилась «церква». Начиная с 1898 г. по линии городов Эдмонтон - Реджайна - Виннипег архитектура Карпато-Днес-тровских земель обогатила канадский пейзаж. Один из первых храмов был построен галицкими русинами в поселении Стар (Звезда)1 в провинции Альберта в 50 км на северо-востоке от г. Эдмонтон. Первоначально в 1898-1899 гг. храм строили из брусов, но в 1913 г. первый храм разобрали и построили новый из дерева2. Храм с одним куполом в форме креста увенчан трехраменным крестом и освящен в честь Преображения. На кладбище возле храма погребен Иван Пилипов, инициатор русинского переселения в Канаду3.

Поселение Восток4 находится примерно в 10 км от поселения Стар.

Первый храм в Востоке строился галицкими русинами в 1899-1901 гг. и на Троицу 1901 г. был освящен в честь Св. Троицы епископом Алеутским и Североамериканским Тихоном, впоследствии патриархом и исповедником Московским. Восток знаменит и тем, что здесь благодаря галицким русинам была отслужена первая православная литургия на канадской земле, здесь был основан первый православный монастырь в Канаде5, сюда назначен был священник Иаков Корчин-ский, первый постоянный православный священник в Канаде, и здесь открылась первая православная миссия в Канаде. Свято-Троицкий храм в Востоке стал духов-

*«Твердыми» автор называет русинов, которые до конца своей жизни сохранили идеалы Святой Руси.

ным центром для многих русинов, особенно «твердых». Когда еще не было действующих церквей в других поселениях, все ходили «на Восток» на богослужения, на праздники и на требы. В моей семье рассказывали, что в 1905 г. моя бабушка ходила пешком (50 км в одну сторону) «на Восток», чтобы крестить сына, потому что еще не было храма «на Шапках», где они тогда «газдували» (хозяйничали). В 1907 г. первый храм в Востоке сгорел, второй сгорел в 1932 г., и только шесть лет спустя, в 1938 г., был построен третий6, который до сих пор действует под духовным руководством Московской патриархии. Возле храма находится памятник святителю Тихону, патриарху Московскому.

В поселении Буковина в 8 км от Востока храм построен буковински-ми руснаками из брусов, сделанных из деревьев окрестных лесов, и фундамент заложен из камней, взятых на близлежащих полях. Храм с одним куполом освящен в честь святителя Николая в 1901 г. святителем Тихоном, когда он первый раз посетил Канаду в бытность еписко-пом7. Хотя деятели нововозникшего украинского братства провели здесь «миссию» в 1920 г., прихожане Свято-Николаевского храма оставались преданными Русской православной церкви8.

Храм Святого Иакова расположен в местности Краков (впоследствии Мондэр (Mundare)). Община была организована в 1901 г. в доме Кондрата Шереметы, когда семнадцать галицких семейств оставили унию и присоединились к Русской православной церкви. Храм освящен епископом Тихоном в 1904 г., он небольшой, но с куполом и колокольней9.

В местности Шишковцы10 (по названию села в Северной Буковине, ныне в Черновицкой обл.) строительство храма началось в 1905 г. Новый храм освящен в 1963 г. архиепископом Пан-телеимоном (Рудыком)11. Оригинальный храм стал впоследствии частью «Шандровского музея», который основал на своей ферме Василь Зазуля. Музей находится в 120 км на северо-восток от Эдмонтона и вмещает в комплексе в основном постройки и поделки русинских выходцев из Австрийской Буковины. Василь Зазуля был одним из последних переселенцев первой волны русинского переселения в Канаду (1891-1914). Он собирал все, что мог, чтобы сохранить

материальный быт русинов-переселенцев. Усилиями В. Зазули из Шиш-ковец был перевезен храм, который, находясь среди помазанок-избу-шек, землянок, комор и других построек, венчает экспозицию. Помню последнюю встречу с ним. Это было возле храма в Шандрах «на проводах» (на Радоницу) после Пасхи в начале 1980-х гг. В. Зазуля вышел из храма, и я подошел к нему с пасхальным приветствием «Христос Воскрес!» Отвечая, он подал руку и сказал: «Дякую Роман. Файний-ших слив нема - лишень два слова, но килько радости» (Красивейших слов нет - лишь два слова, но сколько радости).

В поселении Скаро ^каго) расположен Свято-Вознесенский храм, который находится в 20 км на северо-запад от Востока. Он был создан в 1897-1898 гг. после прибытия «твердых» русинов в эту местность. Основателями и строителями первой церкви были Иоанн Сакман и Василь Лопушинский, русские патриоты из Галичины12. Новый храм был освящен в 1927 г. епископом Адамом (Филипповским)13. Здесь, как в Востоке, Сочаве, Буковине, Шандрах, Шапках и в других местностях, «твердое» русинство держалось долго. В США «твердое» ру-синство держалось еще крепче - первая русинская община перешла в Русскую православную церковь в 1891 г. в г. Миннеаполисе вместе со своим священником Алексием Товтом, впоследствии канонизированным Православной церковью Америки. (Город Миннеаполис находится в штате Миннесота в 800 км на юг от г. Виннипег). В 1964 г. на Владимирской Горке возле Свято-Владимирского храма (100 км от

Памятник «На Вечную Память карпато-русским мученикам, страдавшим и погибшим в Талергофе в Первую мировую войну 1914-1917».

г. Нью-Йорка) Американская Русь воздвигла памятник «На вечную память карпаторусским мученикам, страдавшим и погибшим в Та-лергофе в Первую мировую войну 1914-1917».

Хотя русинское поселение в местности Пено основано в 1899 г. , Свя-то-Михаиловский храм начали строить только в 1909 г.14 Храм в форме креста с одним куполом увенчан трехраменным крестом. Храм находится в 10 км на север от Востока. На его стенах можно увидеть уникальные иконы, написаные на холсте.

Примерно в 25 км на север от Востока в местности Пакан расположен Свято-Ильинский храм, который основали руснаки и молдаване, выходцы из Австрийской Буковины, переселившиеся в Канаду в конце XIX - начале XX в. Храм был освящен в 1906 г. На Рождество 1954 г. храм сгорел, и второй, в форме ковчега, сразу начали строить под руководством Ивана Многолетного (родом из села Ленковцы под Черновцами). Его сын и дочь были нашими соседями; они любили рассказывать, что их «неньо (отец) куда ходиу (ходил) то носиу (носил) с собоу (собой) клывец (молоток)». Второй храм освятил в 1965 г. Сильвестр, епископ Монреальский и Канадский15.

В 6 км на север от Пакана находится Топороуц (впоследствии Смоу-ки Лэйк (Smoky Lake)), в котором расположен Свято-Троицкий храм, основанный в 1900 г. и освященный в 1909 г. Храм сгорел в 1928 г., и сразу начали строить второй, который освятил святитель Арсений (Ча-говцев)16. Первый переселенец местности Стефан Дверничук был родом из села Топороуц (Топоровцы нынешней Черновицкой области). Возле храма большое кладбище, на котором есть и памятник переселенцам из Топороуц.

На запад на 5 км от п. Топороуц расположен Свято-Пет-ро-Павловский храм в поселении Чагор (по названию села на юге от г. Черновцы в Северной Буковине). Маленький

храм, находившийся на холме, построен в 1904 г. в форме ковчега с одним куполом.

В 10 км к востоку от п. Восток, в поселении Сочава, расположен Свято-Михаиловский храм17. В 1904 г. святитель Тихон получил от правительства 40 акров земли под храм. Здесь русины, если их было более 30 семейств, имели право по статутам канадского правительства на 40 акров земли под церковь, школу и кладбище18. Года шли, но многие русинские переселенцы не забывали о своих идеалах, о своих духовных ценностях, основывая не только храмы, но и монастыри. Со-чавский скит был вторым православным монастырем, основанным в Канаде. 6 мая 1916 г. состоялось открытие скита во имя великомученика Иоанна Сочавского19. Первый храм сгорел в 1914 г., а второй сразу построили под руководством Кондрата Шереметы из качественного материала20. В 1978 г. второй храм сгорел от удара молнии.

В 5 км на юге от Сочавы в местности Фарусы расположен Свято-Иоанно-Предтеченский храм, который построен в форме ковчега с одним куполом. Храм находился на холме и виден издалека.

В 8 км на юг от п. Фарусы, в поселении Середяки, которое русинские переселенцы заселяли с 1898 г., расположен Свято-Димитриевский храм. Первый храм был построен в 1905 г., но сгорел в 1921 г. Второй храм построен в 1923 г. и сгорел в 1967 г., но скоро построили третий на их месте.

В 10 км на север от Сочавы, в п. Киселев (названном по селу в Северной Буковине, ныне Черновицкой области), расположен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Храм основан в 1899 г. и освящен в 1905 г. святителем Тихоном. При освящении присутствовали известные среди «твердых» русинов Феодор Немирский21 и Никон Шандро22, один из братьев Шандро, которые заселили п. Шанд-ры (Shandro) в 1 899 г. На месте первого храма в 1951 г. построен под руководством Ивана Многолетного второй.

В 10 км на северо-восток от Кисе-

лева расположен Свято-Троицкий храм в поселении Санлэнд (Sunland -Солнечный край). Храм построен в 1912 г. в форме ковчега под тремя куполами под руководством Ивана Многолетного. Здесь в 19271928 гг. возник спор между прихожанами, когда украинский политик уговаривал некоторых перейти из Русской православной церкви в но-вовозникшее украинское братство. Дело дошло до судебного процесса, и в конце концов храм остался в юрисдикции Русской православной церкви23.

Успенский храм на Шандрах24 находится в 7 км к юго-востоку от Санлэнда. Приход основан в 1899 г., и освящение храма осуществлялось в 1904 г. святителем Тихоном. Храм построен без проекта под руководвством Стефана Российчука, родом из Австрийской Буковины, селянина, который не умел ни читать, ни писать. Храм расположен на холме, издалека виден, и его колокольные звоны можно слышать во всей округе. Старые люди рассказывали, что, когда тучи собирались на грозу, то перезвоном шандровских звонов их разгоняли и поля всегда оставались целыми. Недалеко от храма, в Шандровской долине, расположен Шандровский музей Василя Зазули. По рассказам старожилов, храм на Шандрах построен по иниацитиве Анастасии, жены Стефана Шандро, одного из братьев, поселившихся там в 1899 г.25 Рассказывали, что сразу по прибытии раба Божия Анастасия, простая селянка, зашла на самый высокий холм, сделала из вербы крест и, помолившись, поставила его на месте, где скоро начали строить Успенский храм. В 1980 г. в память Анастасии и сего ее действа воздвигнуты и освящены врата церковной ограды26. Поселение Шандры известно и тем, что здесь в 1913 г. состоялось первое в Канаде Русское народное вече, на котором присутствовали около 4000 участни-

ков27.

Через Шандровский Мост, в 12 км к северу от п. Шандры находится Свято-Петро-Павловский храм в поселении Шапки (впоследствии Дикий Буш (Dickie Bush)). В 1909 г. храм начали строить без проекта под руководством Стефана Российчу-ка. Храм в форме креста из брусов освящен в 1913 г. на Свв. Петра и Павла. Пять больших гре-

ческих крестов венчают купола храма, который расположен на самом высоком холме, в местности, напоминавшей ландшафт Прикарпатья. Храм считается одним из красивейших и причислен к историческим памятникам провинции Альберта.

На половине пути из п. Шандры на Шапки находится поселение Василь. Свято-Вознесенский храм основан здесь в 1901 г. и освящен в 1912 г. Его архитектура напоминает молдавскую.

Местечко Чипман (Chipman) находится в 20 км на юго-запад от Востока. Православная община сформировалась в 1895-1905 гг. по прибытии галицких русинов в эту местность. В 1909 г. построен первый храм, но он сгорел в 1923 г. В 1925 г. второй храм в честь св. Иоанна Крестителя был освящен епископом Адамом (Филипповским). В 1963 г. и этот храм сгорел, а в 1965 г. построен третий, который освятил архиепископ Пантелеимон (Рудык). Здесь в 1919 г. состоялся съезд «твердых» русинов, проходивший под лозунгом «Съезд карпатороссов - съезжайтесь, сыны и дочери Карпатской Подъяремной Руси»28.

Свято-Николаевский храм в поселении Новый Киев (New Kiew) построен в 1908 г. галицкими русинами. Общине служили священники Русской православной миссии из Востока. Новый Киев находится на востоке от поселения Восток в 40 км. Храм построен из брусов в форме корабля с одним куполом. Старые литографированые иконы из России украшают внутреннее убранство храма.

В местечке Вегревилль (Vegreville), которое расположено в 100 км на восток от г. Эдмонтон, находится Свято-Иоанно-Предтеченский храм, освященный в 1927 г. В нем хранится икона св. великомученика Иоанна Сочавского, особо почитаемого «твердыми» русинами: буковинцы почитают его как покровителя Буковины, а галицкие русины за то, что

его святые мощи почивали и хранились в Галиции в городе Жолква, перед тем, как их возвратили в 1783 г. в Со-чаву на прежнее место. Эта история о святом Иоанне Новом Сочавс-ком рассказывалась в Канаде по книжке, изда-ной в Галиции «твердым» русином Михаилом Белоусом29.

В 1896 г. прибыл в местность, расположенную

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в п. Киселев

в 40 км к юго-западу от г. Эдмонтон из села Висоцко близ г. Ярослав (в нынешней Польской Галиции), «твердый» русин Феодор Павлович Фур30. В его доме были отслужены российскими миссионерами из Сан-Франциско первые православные богослужения, и благодаря ему присоединились к православной церкви галицкие русины этой местности31. Написано было прошение русскому епископу в Сан-Франциско о принятии присоединенных галичан в количестве 99 душ в свою епархию32. В 1902 г. построен и освящен Свято-Вознесенский храм на ферме Феодора Фура. С каждым годом стараниями Ф.П. Фура присоединялись к православию многие галицкие русины, в результате чего в

1910 г. униатская и православная общины объединились в один приход33. Новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1966 г. архиепископом Пантелеимоном (Рудыком), который,сог-ласно своему завещанию, был погребен на кладбище возле храма среди своих усопших земляков.

На западе от храма Рождества Пресвятой Богородицы основаны галицкими русинами еще два храма: Свято-Троицкий в п. Торсби (Thorsby), а в м. Калмар (Calmar) - Свято-Вознесенский, который был освящен святителем Арсением (Чаговцевым) в 1927 г.34

«1-го сентября 1900 г. была открыта канадская миссия с центром в местности Восток, и священник Иаков Корчинский был назначен ее первым начальником. 26-го ноября он прибыл в Канаду из Сан-Франциско и на протяжении 18 месяцев трудился в провинции Альберта по возвращению в православие униатов русинского происхождения из Галиции и устройству в местах их компактного проживания приходских храмов»35. Свято-Варваринский Патриарший собор в г. Эдмонтон был основан в 1901 г. отцом Иаковом Корчинским. Для проведения богослужений он приобрел двухэтажный дом, в котором устроил часовню. В 1908 г. был построен новый деревянный храм, освященный игуменом Арсением (Чаговцевым). В газете «Канадийская нива» за 1909 г. читаем заметку, написанную «Православным русином»: «Мы, православные русины, перебувающии в Эдмонтоне мали в неделю 24 мая (6 июня) вели-

Могила архиепископа Пантелеймона (Рудыка)

кую духовную радость. До нас загостил игумен Арсений и отслужил службы в новой недавно побудованной церкви»36. В 1959 г. деревянная церковь была снесена, а на ее месте построена новая кирпичная в галицком стиле, которая была освящена в 1960 г. архиепископом Панте-леимоном (Рудыком).

В провинции Альберта были и другие поселения, где русинами основаны храмы: Красна Вода (Red Water), Коцман и Гемарука37. Эти храмы сейчас закрыты в основном по той причине, что прихожане перебрались в другие места или просто умерли.

Провинция Манитоба расположена в Центральной Канаде между восточной и западной ее частьями. «Манитоба» - индейское слово, которое означает «глас Божий», назвали ее так потому, что в Манитобе много озер, а волны, разбивающиеся у берегов, напоминали коренным обитателям края о «Божием гласе». Многие прикарпатские переселенцы оставались в Манитобе, не доезжая дальше на запад до Альберты. Поселения возникали на севере, юге и западе от г. Виннипег. В 100 км на юге возникло п. Русь38, где были построены Димитриевский храм с приписными Михайловским, Николаевским и Ильинским39. Ди-митриевский славится тем, что в нем установлен иконостас, выписанный из г. Черновцы.

С названиями населенных пунктов иногда случался каламбур: в Манитобе наши называли свое поселение «Русь», а канадцы - «Stuartburn». Тогда наши стали называть его «Штумбур». В Альберте наши назвали свое поселение «Шапки», а канадцы - «Dickie Bush», и наши тогда стали называть его «Дикий Буш».

В 300 км на северо-запад от г. Виннипег в местности Сэнди Лэйк (Sandy Lake - Песочное озеро) расположен Свято-Николаевский храм. Среди русинов, которые заселили эту местность, был псаломщик Димитрий (Дергак), прибывший в Канаду в 1903 г. из села Пановцы Борщевского р-на Галиции (нынешней Тернопольской обл.), находившегося в углу между реками Збруч и Днестр при бывшей северной границе Бессарабской губернии. До переселения в Канаду он прошел пешком 600 верст из родной Галиции в Киев, чтобы помолиться и поклониться святым мощам и святыням перед отъездом в Новый Свет40.

В 100 км на север от г. Виннипег находится местечко Гимли, которое расположено на берегу Виннипегского озера, самого большого в Манитобе. Русины начали заселять эту местность с 1899 г., а в 1905 г. «твердые» написали откровенное письмо святителю Тихону. Письмо вышло как статья под заглавием «Вопли из Канады» в «Американском Православном Вестнике» за 1905 г. В письме просто, но точно описывается, кто были те люди и что они хотели : «Мы, галицкие русины, шесть лет тому назад начали селиться в этой колонии. Сначала

нас было мало... ныне нас свыше 500. Наша Гимельская парафия раньше других поставила церковь, которая теперь стоит посредине колонии и к которой принадлежат более 200 фермеров. Бывшие галицкие униаты, мы, как только пришли в этот вольный край, поначалу же хотели быть твердоправославными, как наши деды и прадеды были... мы просим Ваше Высокопреосвященство не дать нам погибнуть тут в чужом краю, дадите, дорогой Владыко, постоянного священника, только бы священник говорил по-русски...»41. Вообще можно сказать, что все «твердые» русины были таковыми, как «гимельски», все жили с такими же идеалами, стремясь их сохранить до конца жизни.

В 400 км на севере от г. Виннипег по западной стороне Виннипегского озера находится местечко Сифтон, где в 1900-1905 гг. был возведен Свято-Воскресенский храм с высокой колокольней над притвором, с большим куполом посредине над храмом и меньшим над алтарем. Под Сифтоном расположен Свято-Вознесенский монастырь, основанный святителем Арсением в 1927 г. как очаг духовного просвещения. Вот что писал в 1965 г. бывший послушник обители священник Е. Мо-сейчук: «Во всех отношениях, если касалось какой-нибудь работы, то больше всех оказывалась помощь благочестивыми семьями и другими ближайшими соседями»42.

В этих краях находится село Нароль (по названию села в Галиции), в котором в 1911 г. по инициативе Фадея Ивахнюка, впоследствии рукоположенного в сан православного священника, основан Свято-Николаевский храм 43. Поселение с 1904 г. заселяли галицкие русины, выходцы из села Берлин и других сел Бродовщины (нынешней Львовской обл.), которая граничила с Волынской губернией Российской империи. Многие «твердые» русины в Канаде родом были из Бродовщины.

В самом Виннипеге Троицкий храм был освящен святителем Тихоном в 1904 г.44 Со временем он стал собором и центром Канадской епархии Русской Американской митрополии (впоследствии Православной церкви Америки). Здесь проходил первый Собор канадского русского православного духовенства, состоявшийся 12-13 июня 1917 г. после Русского кон-гресса45.

Между Альбертой и Ма-

нитобой находится провинция Саскачеван, в которой в 1918 г. существовало два монастыря и семнадцать приходов Русской православной церкви46. В южном Саскачеване, в городе Мус Джа (Moose Jaw -Лосиная челюсть), храм был освящен 25 декабря 1914 г.47, а в 1964 г. отремонтирован48. В 200 км на северо-восток от г. Реджайна в поселении Стинен храм основан выходцами из Буковины в 1903 г. Заслуга сохранения общины в православии принадлежит И. Бажанскому49. В тех же краях Свято-Петро-Павловский храм в п. Гудима основан в

1911 г.50, а в п. Макнот (MacNutt) выходцами из Буковины - в 1908 г. Новый храм построен в 1960 г. В архивах прихода замечено, что святитель Тихон посетил эти края в бытность епископом Алеутским и Североамериканским51. С 1905 г. буковинцы-переселенцы заселили поселение Фоум Лайк (Foam Lake - Пенное озеро), в котором основали Свято-Онуфриевский приход в 1909 г. Первый храм построен в 1910 г., а второй - в 1925 г.52

В поселении Канора, заселенном преимущественно православными буковинцами, появилось деревянное строение «буковинского домового» типа - строение под крутой крышей без куполов увенчано крестами. В поселении Лэди Лайк (Lady Lake - Дамское озеро) красуется среди канадских прерий и второй храм «домового буковинского» типа. Возле храма, как во всех русинских поселениях, расположено кладбище с «поразительной художественной отделкой крестов»53.

Начиная с 1898 г. в Западной и Центральной Канаде ландшафт канадских прерий обогатился трехраменным крестом - он и сегодня виден на вершинах храмов и на надгробных памятниках кладбищ. Этот крест, как знамя прадедовской веры, напоминает о том, что здесь жили люди, которые его почитали, которые его твердо отстаивали и которые его хранили как символ Святой Руси, символ своих убеждений,

как говорилось в 1915 г. в газете «Русский народ»: «За короткое время пустынная Канада украсилась трехра-менными крестами, которые суть показатели, что жива русская душа, что жив русский дух под теми сияющими крестами»54.

Сегодня молодое поколение изучает историю своей родины, своих предков. Хотелось бы, чтобы оно изучало и историю правосла-

Надгробные памятники Димитрия и Марии Шапки

вия. Ведь «подобное явление (то есть борьба за сохранение восточного обряда) наблюдалось не только в Закарпатье, более яркие формы оно приобрело в соседней Галичине»55. Надеемся, что будет изучаться и феномен «твердого» русинства, который не только долго держался в прикарпатских краях, но и сохранялся в Новом Свете.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Шапка Р. Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2007. N° 3 (9). C. 149.

2. Orthodox Church of the Transfiguration Star // Pride in Progress - Alberta Rose Historical Society, Chipman 1982. Р 165.

3. Шапка Р. Указ. соч. C. 146.

4. Немирский Ф. История назвы колонии Восток // Канадийский Православный Миссионер. № 8/9. Виннипег, 1926.

5. Календарь русского народа. Виннипег, 1918. С. 184.

6. The Russian Greek Orthodox Church of the Holy Trinity-Wostok, Alberta // Pride in Progress. Chipman, 1982. P. 175.

7. 27 авг. Его Преосвященство Тихон совершил освящение храма во имя святителя Николая в селении, называемом Буковина. На торжество собралось около 300 православных. Американский Православный Вестник № 19. Сан-Франциско, 1901.

8. Church Capital of North America - Lamont County. Lamont, 1988. Р 38.

9. Патриаршие приходы в Канаде // www.orthodoxcanada.net

10. Там же.

11. Шапка Р Указ. соч. C. 154.

12. Pride in Progress. Chipman, 1982. P. 172.

13. Шапка Р Указ. соч. C. 152.

14. Pride in Progress. Chipman, 1982. P. 171.

15. Канадский православный календарь Русской Православной Церкви в Канаде. Торонто, 1965. C. 108.

16. Шапка Р Указ. соч. C. 153.

17. Там же.

18. Американский Православный Вестник. № 1. Сан-Франциско, 1904. C. 28.

19. Русский народ. №15. Виннипег, 1916.

20. Dreams and Destinies-Andrew Historical Society. Edmonton, 1980. P. 226.

21. Шапка Р. Указ. соч. C. 149.

22. Там же. C. 150.

23. Dreams and Destinies. Edmonton, 1980. P. 196.

24. Шапка Р Указ. соч. C. 150.

25. Там же.

26. Patriarchal Parishes of the Russian Orthodox Church in Canada. Edmonton,1988. P. 61.

27. Русский голос. Эдмонтон, 24 июля 1913.

28. Русский народ. Виннипег, 17 апреля 1919.

29. Житие и страдания св. Иоанна Сочавского с акафистом. Коломыя, 1907.

30. Шапка Р. Указ. соч. C. 150.

31. Там же. C. 148.

32. Американский Православный Вестник. Сан-Франциско, 13 сентября 1897.

33. Шапка Р. Указ. соч. C. 148.

34. Patriarchal Parishes in Canada. Edmonton, 1988. Р 26.

35. Из письма епископа Иова (Смакоуза), управляющего патриаршими приходами в Канаде, игумении Серафиме, настоятельнице Архангело-Михаиловсю-го женского монастыря г. Одесса. Эдмонтон, 15 сентября 2008 г.

36. Канадийская нива. № 9. Виннипег, 15 июня 1909.

37. Hemaruka Church // Calgary Herald. Calgary, July 18, 1964.

38. ШапкаР Указ. соч. C. 147.

39. Календарь русского народа. Виннипег, 1918. C. 185.

40. Канадский Православный Календарь. Торонто, 1962. С. 102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Американский Православный Вестник. № 10. Сан-Франциско, 1905. C. 187.

42. Канадский Православный Календарь. Торонто, 1966. C. 136.

43. Нароль как село в Европе // Канадский Православный Календарь. Торонто, 1963. C. 111.

44. Шапка Р. Указ. соч. C. 151.

45. Обзор русской жизни в Канаде в 1917 г. // Календарь русского народа. Виннипег 1918. C. 165-177.

46. Там же.

47. Русский народ. № 4. Виннипег, 1915.

48. Канадский Православный Календарь. Торонто, 1965.

49. Там же.

50. Patriarchal Parishes in Canada. Edmonton, 1988. P. 88.

51. Там же. С. 87.

52. Там же. С. 86.

53. Канадский Православный Календарь. Торонто, 1962. C. 111.

54. Русский народ. № 11. Виннипег, 1915.

55. ДанилецЮ. Исторические предпосылки и причины православного движения в Закарпатье на рубеже XIX и XX вв. // http://www.pravoslavie.ru/arhiv/ 29077.htm

Журнал консервативной мысли

"Золотой Лев”:

www.zlev.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.