Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия
2012. Вып. 3 (41). С. 57-67
Община православного храма:
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ
и факторы формирования (на примере г. Москвы)
И. В. Забаев, Е. В. Пруцкова
Статья представляет результаты проведенных в 2010—2011 гг. социологических исследований, посвященных современных проблемам приходской общины в Русской Православной Церкви. По итогам опросов прихожан трех московских храмов (святого блгв. царевича Димитрия, свт. Митрофана Воронежского и свт. Николая в Кузнецах) авторы выделяют основные принципы формирования сильной, активной общины на православном приходе.
Введение
Данная статья написана на основании результатов двух эмпирических социологических исследований, проведенных авторами в 2010 и 2011 гг. Первое из них — «Социальный работник на приходе. Восприятие Патриаршей инициативы о введении должности социального работника представителями приходов Московской Епархии»1 — было осуществлено в 2010 г. Анкетный опрос проводился на семинарах, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы в период с февраля по декабрь 2010 г. Дополнительный опрос был проведен на семинаре епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова) в Школе молодежных лидеров (ПСТГУ), а также на вручении дипломов социальным работникам, прошедшим обучение на краткосрочных курсах «Организация социальной работы на приходах», организованных Комиссией по церковной социальной деятельности. В опросе приняли участие представители храмов всех 14 благочиний г. Москвы. Всего были опрошены 458 человек: настоятели (19%), священники (12%), дьяконы (11%), социальные работники (20%), другие работники храма (17%), а также активные миряне, уже включенные или готовые включиться в деятельность своего при-
1 Дополнительная информация о проекте — на сайте: http://socrel.pstgu.ru
57
хода (17%). Респонденты выступали в качестве экспертов, описывающих свой приход.
Второе исследование — «Три прихода на Покров: основные социальнодемографические показатели и установки представителей общин крупных приходов г. Москвы» — осуществлено в 2011 г. Опрос методом основного массива проводился в Москве 14.10.2011 на приходах трех крупных московских храмов, имеющих опытных духовников и (по экспертным оценкам) сильную приходскую общину. Для получения данных по общинам приходов опросные процедуры проводились после литургии в будний день, на который приходился православный праздник Покров Пресвятой Богородицы. Мы предполагаем, что в данных условиях мы зафиксировали пришедшую в храм общину — ее ядро и периферию. Общий объем выборки составил 1072 человека. Были опрошены пришедшие в храмы: святого благоверного царевича Димитрия (настоятель — епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)), святителя Митрофана Воронежского (настоятель — прот. Дмитрий Смирнов), святителя Николая в Кузнецах (настоятель — прот. Владимир Воробьев). Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что по ряду важных характеристик, значимых с точки зрения развития страны (семейные ценности и репродуктивное поведение, социальные болезни, патриотизм и отношение к Родине, ответственность и др.), члены общин православных приходов, а особенно члены ядра общины, значительно отличаются от среднестатистических россиян.
Община на приходе православного храма
В эмпирических социологических исследованиях жизни и деятельности Русской Православной Церкви в ряде случаев целесообразно разделять понятия «община» и «приход». По ряду важных характеристик (репродуктивное поведение, ценности и установки и др.) люди, входящие в общину, отличаются от обычных прихожан.
В официальных документах РПЦ понятия прихода и общины взаимосвязаны. В частности, ныне действующий Устав гласит: «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме... Границы приходов устанавливаются епархиальным советом»2.
Данная формулировка не является исчерпывающей, в ней совмещаются два принципиально различных принципа построения мельчайших единиц христианского (внемонастырского) общежития. Первый принцип — территориальный. Так, в Приходском уставе Поместного Собора 1917—1918 гг. дано следующее определение прихода (закрепляющее существовавшую в досинодальный и синодальный периоды традицию): «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального ар-
2 Устав Русской Православной Церкви. Гл. «Приходы» // URL: http://www.patriarchia.ru/ ЛДей/133141.Ы;т1 (дата обращения: 12. 12. 2011).
хиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля»3. Этот принцип работал в ситуации, когда практически все население страны принадлежало к православному вероисповеданию4.
Второй принцип — общинный — фиксирует иную ситуацию. В ХХ в. в силу усиления пространственной мобильности территориальный принцип перестает играть значительную роль. Прихожане собираются в приход не только, а часто и не столько с близлежащей территории (в среде современного духовенства распространяется термин «приезжане»).
В современной ситуации остается неясным, какие факторы способствуют формированию крепкой общины / прихода. Неясно, являются ли определяющими в первую очередь пространственные факторы (местоположение, близость к метро и т. д.) или же факторы иного рода, как то: стиль руководства настоятеля, наличие священников, у которых много «духовных чад», количество священников на приходе и число прихожан, материальная обеспеченность прихода, история храма и т. д.
Понятие церковной общины: международный опыт эмпирических социологических исследований
Для того чтобы операционализировать понятие общины, мы обращаемся к международному опыту социологических исследований католических приходов, где тема построения общины в значительной степени актуализировалась после II Ватиканского собора (1962—1965), результатом которого стал кардинально новый взгляд на форму существования приходов Католической Церкви, включавший активное участие мирян в жизни прихода и управлении им, развитие общинной жизни. За основу были взяты исследования, выполненные в рамках социологии прихода в Европе и США, в частности исследования М. Хорнби-Смита, результаты которых описаны в монографии автора «Меняющийся приход: приходы, священник и прихожане после II Ватиканского собора» (Великобритания, 1989), «Исследование приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам» (США, 1987), более раннее исследование «Социальные отношения в городском приходе» Дж. Фихтера (США, 1954) и некоторые другие источники5.
3 Цит. по: Цыпин В. А., прот. Церковное право // URL:http://lib.eparhia-saratov.ru/ books/22c/cipin/eccllaw/152.html (дата обращения: 12. 12. 2011).
4 В Католической Церкви пространственный принцип приходского устройства был зафиксирован Тридентским собором (1545-1563).
5 См. подробнее: Donovan J. D. Sociology ofParish // New Catholic Encyclopedia. 1967. Vol. 10. P. 1019-1020; Sociology of the Parish / C. J. Nuesse, T. J. Harte, eds. Milwaukee, 1951; Schuyler J. B. Northern Parish. A Sociological and Pastoral Study. Chicago, 1960; The Emerging Parish. The Notre Dame Study of Catholic Life since Vatican II / J. Gremillion, J. Castelli, eds. Notre Dame, 1987; Hornsby-Smith M. P. The Changing Parish. A Study of Parishes, Priests, and Parishioners after Vatican II. L.; N. Y., 1989; Fichter J. H. Dynamics in the City Church. Chicago, 1951; Idem. Social Relations in the Urban Parish. Chicago, 1954. На русском языке: Орешина Д. Прикладные социологические исследования католического прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962-1965) // URL: http://socrel.pstgu.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D0%9C%D0%A1-2010-4-%D0%BE%D1%82-18.02.2012.pdf (дата обращения 12. 12. 2011); Она же. Католический при-
М. Хорнби-Смит предлагает использовать следующие критерии общины: во-первых, общие верования и ценности, разделяемые членами общины, во-вторых, наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи на приходе, взаимодействие прихожан между собой6.
Д. Лидж в исследовании приходской жизни католических приходов, проведенном Университетом Нотр-Дам7, в качестве основного показателя наличия общины на приходе выделяет «чувство общины» (sense of community), индикатором которого является прямой вопрос: «Насколько сильно чувство общины на вашем приходе?» с тремя вариантами ответа: «Нет никакого чувства общины», «На приходе есть некоторые проявления чувства общины», «На приходе очень сильное чувство общины». Затем оценивается, насколько сила «чувства общины» связана с характеристиками прихода, такими, как размер прихода, тип населенного пункта, в котором располагается приход, этнический состав прихода. Так, например, приходы большего размера, расположенные в крупных городах, отличаются более выраженным «чувством общины», что может объясняться, помимо прочего, более широким спектром видов внебогослужебной жизни прихода, позволяющим вовлекать в жизнь прихода группы прихожан, имеющих разные интересы. О том же свидетельствуют и результаты анализа ответов на близкий по смыслу к «чувству общины» вопрос — насколько прихожане «привязаны» (feel attached) к приходу. Одним из наиболее сильно связанных с привязанностью к приходу показателей оказалось число внебогослужебных видов деятельности, в которых участвует прихожанин8.
Пространственная локализация общин
Ниже описывается пространственная локализация общин двух опрошенных храмов: святого благоверного царевича Димитрия (настоятель — епископ Пантелеимон (Шатов)) и святителя Митрофана Воронежского (настоятель — прот. Дмитрий Смирнов).
На карте Москвы отмечены доли опрошенных, приехавших в каждый из приходов с соответствующих станций метро г. Москвы. Кроме того, показан график, отражающий время, затраченное на дорогу пришедшими на службу в день опроса (доля прихожан, затративших определенное количество минут на дорогу до храма).
Как можно видеть, для храма, находящегося в спальном районе (храм свт. Митрофана Воронежского), приходской принцип не теряет окончательно своей актуальности и сегодня. Иным образом обстоит дело с центральным храмом. Как видно из графика, значительная часть прихожан храма в спальном районе тратит на дорогу до 20 минут. Община же больничного храма под руководством еп. Пантелеимона (храм в центре Москвы на больничной территории) рассредоточена по Москве на значительно большей территории.
ход во второй половине ХХ в.: факторы формирования приходской общины // URL: http:// socrel.pstgu.ru/category/workingpaper (дата обращения: 12. 12. 2011).
6 Hornsby-Smith. Op. cit. P. 69.
7 Leedge D. C. The Parish as Community // Notre Dame Study of Catholic Parish Life. 1987. P. 7.
8 Ibid. P. 10-14.
Нужно все же отметить, что в данном случае было обследовано очень небольшое количество храмов, поэтому приведенные результаты хотя и дают представление о пространственной локализации общин храмов в пространстве города, тем не менее не позволяют верифицировать или фальсифицировать гипотезу о влиянии пространственного фактора на формирование общины. Некоторые уточнения касательно данного вопроса будут сделаны ниже, в настоящее же время стоит оговорить, что для проведения полноценного экспериментального плана необходима более дробная типология храмов, принимающая во внимание те или иные особенности города и расселения жителей в нем.
Так, во-первых, на собственно пространственную карту необходимо наложить карту расселения жителей. Тогда получатся минимум два типа объектов — «храмы в жилом массиве» и «храмы вне жилого массива». Понятно, что это деление отличается от деления «центр» / «спальный район». Кроме того, должно быть учтено деление храмов по их временной удаленности от исторического центра города. Условно по данному критерию для Москвы кажется оправданным выделить три группы объектов: (1) храмы внутри кольцевой ветки метро,
/\ храм святого благоверного царевича Димитрия храм святителя Митрофана Воронежского
Доля приезжающих прихожан
• до 1% Д
• 1,1-3 % Д
• 3,1-4% Д
• 5,1-10% д
• 15,1-20%
• 20,1-30%
более
время
Рис. 1. Пространственная локализация общин храмов святого благоверного царевича Димитрия (настоятель — еп. Пантелеимон (Шатов)), святителя Митрофана Воронежского (настоятель — прот. Дмитрий Смирнов)
(2) храмы, находящиеся в некотором среднем диапазоне, например от кольцевой линии до нескольких станций до конца радиальных веток, (3) храмы, находящиеся на концах радиальных веток метро.
К этому необходимо добавить критерии пешеходной и транспортной доступности, близости тех или иных объектов и т. д. (часть из подобных критериев принималась во внимание при обследовании «Социальный работник»). Выводы по влиянию некоторых из указанных факторов на формирование общины приводятся ниже.
Указанные критерии, однако, не исчерпывают всю сложность проблемы пространственной локализации общин православных храмов в городе. Так, дополнительными факторами, способными повлиять на подобную локализацию, могут быть: (1) нахождение храма на открытой / закрытой территории. Под храмом на закрытой территории может пониматься храм, находящийся на больничной территории или на территории режимного объекта; и (2) видимость храма со стороны дороги / от метро и т. д. К этому должны быть добавлены сложности, связанные с сопоставлением локализации храмов, находящихся в различных типах населенных пунктов (городов), различных регионах.
Очевидно, что проведение исследования, учитывающего подобные сложности, — задача будущего, теперь же можно подвести некоторые предварительные итоги того, какую роль часть факторов подобного рода играют в процессе формирования общины прихода.
Факторы формирования «сильной» общины
Для того чтобы оценить степень развитости общины на приходе, в нашем исследовании «Социальный работник на приходе...» мы руководствовались набором показателей, состоящих из ответов на следующие вопросы9:
1. Есть ли на вашем приходе община? («да»).
2. На нашем приходе много прихожан, которые общаются вне литургии. («да»).
3. На приходе есть прихожане, к которым я могу обратиться за помощью, и знаю, что мне не откажут. («да»).
4. На приходе есть группы прихожан, которые занимаются работой на приходе без участия священника? («да»).
5. Я знаю, что на нашем приходе многие прихожане молятся друг за друга. («да»).
6. На нашем приходе прихожане регулярно собираются в трапезной на чаепитие? («да»).
9 Данные вопросы были отобраны на основании, с одной стороны, ключевых показателей общины, использовавшихся в рамках «Исследования приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам» в США, и, с другой стороны, на основании анализа глубинных интервью со священниками, проведенных в рамках проекта «Факторы формирования православной городской общины» семинара «Социология религии» ПСТГУ в 2009—2010 гг. Более подробная информация по исследованию представлена на сайте семинара «Социология религии» ПСТГУ: URL: http://socrel.pstgu.ru/community/ (дата обращения: 30. 03. 2012).
7. Многие постоянные прихожане ходят в храм с семьей (с кем-то из членов семьи). («да»).
8. Когда вы приходите на воскресную литургию в свой храм, обычно вы видите людей?... («по большей части вам знакомых»).
На основании указанных вопросов мы оцениваем степень развитости общины на приходе: при наличии как минимум семи положительных ответов на вопросы, входящие в индекс развитости общины, община на приходе сильная, при двух или менее положительных ответах — слабая либо отсутствует.
Наличие на приходе сильной общины на 10—25% повышает вероятность осуществления на нем тех или иных видов социального служения (табл. 1).
Таблица 1
Какая социальная работа ведется вашим приходом (священником и прихожанами)?
(% по столбцу)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община
Помощь больным 61 69 77
Помощь старикам 48 59 73
Помощь инвалидам 46 46 55
Помощь бездомным 32 35 47
Помощь многодетным семьям 43 47 65
Помощь нуждающимся 36 46 62
Помощь сиротам 21 27 34
Социальная работа не ведется 3 1 1
База (количество респондентов) 90 178 117
Среди факторов, способствующих формированию сильной общины, выделяются три наиболее существенных:1) размер и местоположение прихода, 2) наличие на приходе одного или нескольких священников, у которых много «духовных чад» (т. е. благодаря его личным качествам, харизме и т. п. они привлекают новых прихожан), 3) стиль руководства настоятеля храма.
Сильная община чаще встречается в храмах небольшого размера10 (что не совпадает с выводами исследования католических приходов). Одним из показателей размера прихода является количество священников, которые служат на приходе. Так, в московских храмах, где служат 1—2 священника, сильная община встречается в 40% случаев, в то время как на более крупных приходах, где служат шесть или более священников, сильная община встречается всего в 24% случаев (табл. 2).
10 Здесь и далее рассматриваемые различия по категории «сильная община» значимы на уровне р<0,05 (применяется тест на равенство двух долей).
Таблица 2
Скажите, пожалуйста, сколько священников служит у вас на приходе?
(% по строке)
Количество священников Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
1-2 18 43 40 129
3-5 22 51 27 175
6-20 31 45 24 62
Это может быть связано с тем, что при наличии нескольких священников на приходе могут существовать несколько отдельных групп прихожан, не пересекающихся между собой. Кроме того, вероятно, это происходит потому, что на большом приходе личное общение между прихожанами затруднено и, вследствие высокой нагрузки, у священников часто не остается времени на организацию внебогослужебной жизни прихода. Такая ситуация (табл. 3) характерна также для храмов в спальных районах города, куда прихожане собираются скорее по территориальному принципу (лишь 20% храмов, находящихся в окружении жилых массивов, имеют сильную общину), в отличие от храмов, расположенных в центре города, куда необходимо добираться, затрачивая определенные усилия и время (40% храмов, находящихся в центре города, т. е. в удалении от жилых массивов, имеют сильную общину).
Таблица 3
Находится ли ваш приход в жилом массиве (спальном районе)?
(% по строке)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
В жилом массиве 28 52 20 155
Не в жилом массиве 18 42 40 197
Священник занимает ключевую позицию в приходской общине, именно священник обычно является центром, на который замыкаются связи всех прихожан, поэтому его личные характеристики и лидерские качества очень важны с точки зрения формирования крепкой общины. При этом данный фактор, по сравнению с размером прихода, может действовать в обратном направлении. В нашем исследовании задавался вопрос: «Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад (т. е. благодаря его личным качествам, харизме и т. п. он привлекает новых прихожан)?» Среди приходов, где такой священник есть, 38% характеризуются наличием сильной общины (табл. 4). Если такого священника нет, доля храмов, имеющих сильную общину, снижается до 21%.
Таблица 4
Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад?
(% по строке)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
Есть 17 45 38 150
Нет 30 49 21 100
Третий фактор, определяющий формирование общины на приходе, — стиль руководства настоятеля. Мы предложили респондентам три пары высказываний, задающие полюса трех шкал, которые определяют стиль руководства настоятеля прихода, и попросили оценить (по шкале из 6 пунктов), к какому из высказываний в каждой паре ближе стиль руководства настоятеля прихода, который представлял респондент.
Таблица 5
Стиль руководства настоятеля прихода (% по строке)
Община слабая или отсутствует Приходы со средним значением индекса Сильная община База (количество респондентов)
Настоятель самостоятельно решает большинство важных для общины вопросов 22 53 25 116
Важные вопросы решаются при непосредственном участии других членов прихода (или средние баллы) 18 43 39 188
Главное в храме (в церкви) — молитва, вера. Будет вера — дела приложатся сами собой 20 57 22 54
Вера без дел мертва. Дела сами собой не появятся. Церковь должна вести активную социальную деятельность помимо совершения церковной службы (или средние баллы) 19 42 38 233
Поставленные задачи должны решаться. Если те, кто за них отвечает, не справляются, то их надо заменить 20 56 24 45
Главное на приходе — люди. Нужно ставить такие задачи, которые могут быть решены только имеющимися людьми (или средние баллы) 19 44 37 233
На тех приходах, где настоятель занимает крайние позиции: полностью берет на себя решение всех вопросов на приходе, занимает пассивную позицию («будет вера — дела приложатся сами собой») или же ориентирован в первую очередь на решение задач11, а не на людей, сильная община появляется реже. Если настоятель придерживается в руководстве приходом другого полюса указанных шкал либо средней позиции, сильная община на таких приходах появляется чаще (табл. 5).
Таким образом, на вероятность формирования сильной общины на приходе следующие факторы не влияют:
• когда был построен храм;
• закрывался ли храм в советский период;
• наличие среди прихожан известных, публичных людей;
• материальная база;
• возраст настоятеля и срок хиротонии, а также сколько лет назад он был назначен настоятелем;
• наличие известных святынь;
• наличие в пешеходной доступности (5—10 мин.) других храмов.
Заключение
По результатам указанных исследований можно констатировать, что в настоящее время, хотя понятие прихода (особенно по отношению к центральным храмам крупных городов) теряет свою определенность, фактор пространственной близости все же до конца не утратил своего значения.
Для оценки степени развитости общины на приходе православного храма могут использоваться следующие три группы критериев: (1) совместное участие в религиозных практиках (молитва, причастие, и др.), (2) «чувство общины» (на индивидуальном уровне — самоидентификация как члена общины), (3) участие во внебогослужебных видах деятельности (или осведомленность о них).
По результатам нашего исследования важнейшими факторами, способствующими возникновению крепкой общины на приходе православного храма, оказывается местоположение храма (в центре / в жилом массиве), количество служащих в храме священников и наличие на приходе священника / настоятеля, способного привлечь мирян. Если в своей деятельности такой настоятель будет привлекать мирян к решению тех или иных внебогослужебных вопросов, будет считать, что внебогослужебная деятельность не появится сама собой и будет способствовать ее возникновению, при этом считая приоритетным все же не решение каких-то конкретных задач, но вовлечение имеющихся на приходе людей, на таком приходе сильная община, как правило, появляется чаще.
Ключевые слова: община, приход, социальная работа, настоятель, священник, миряне.
11 Для последнего показателя различия по категории «сильная община» значимы на уровне р<0,10 (применяется тест на равенство двух долей).
The Community of the Orthodox Parish Church: Space, Place, and the Formative Factors of the Parish Community with Moscow as an Example
I. Zabaev, E. Prutskova
(St Tikhon’s University)
This article presents the results of a sociological study conducted in the years 2010— 2011, which attempted to study some contemporary problems relating to the parish community of the Russian Orthodox Church. Parishioners of three Moscow parishes were questioned — the parishes of the Holy Venerable Tsarevich Dimitry, of Saint Mitrophan of Voronezh and that of Saint Nicholas in Kuznetsy. Data gathered from the survey provided the authors with some suggestions regarding how to form a strong and active Orthodox parish community.
Keywords: community, parish, sociological survey, parish priest, priest, laity.