3. Приведите примеры использования устройств компьютера. Это задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение формулировать действие^) в соответствии с учебной и познавательной задачей, анализировать и аргументировать собственные возможности выполнения учебной задачи;
- коммуникативные - умение целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач;
- познавательные - умение выделять явление из общего ряда других явлений.
Выводы.
Результаты работы школьников по усмотрению учителя могут быть представлены в письменной форме или в виде документа, подготовленного с использованием текстового/графического редактора, в том случае, если данные программные продукты уже известны обучающимся. Использование средств ИКТ способствует формированию познавательных
УУД, а именно: действий по поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска, освоению способов оформления результатов деятельности в виде конечного продукта с использованием различных средств [1].
Таким образом, считаем, что использование практикума по формированию УУД в курсе информатики 5-6 классов, построенного на системе вопросов и заданий, выполняемых с помощью унифицированных форм схем и таблиц, позволяет успешно формировать и оценивать сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Литература
1. Старкова, К. А. Использование метапредметных связей в курсе информатики / К. А. Старкова, Е. А. Смирнова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-1. - С. 40-42.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. - М., 2011.
УДК 159.923
В. Г. Маралов
Череповецкий государственный университет
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена теоретическому анализу общих закономерностей и возрастных особенностей саморазвития личности. Описываются такие общие закономерности саморазвития, как: возрастание субъектности, направленность и качественное своеобразие, неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность. Выделены и охарактеризованы содержательные параметры саморазвития на каждом возрастном этапе. К ним относятся: ступени субъективности, специфика развития самосознания и самопознания, наличие или отсутствие субъектной позиции, тип социальной активности, преобладание определенной формы саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации, самореализации).
Саморазвитие, общие закономерности саморазвития, возрастные особенности саморазвития, ступени субъективности, самосознание и самопознание, субъектная позиция, тип социальной активности, формы саморазвития.
The article is devoted to the theoretical analysis of the general laws and age-related characteristics of self-development. It describes such general patterns of self-development as an increase of subjectivity, focus and qualitative features, unevenness and individual character, recurrence and stadiality. The author characterized some parameters of self-development such as the level of subjectivity, the specificity of identity and self-knowledge, the presence or absence of a subject position, the type of social activity, the prevalence of a certain form of self-development (self-assertion, self-improvement, self-actualization, self-realization).
Self-development, general patterns of self-development, age-related characteristics of self-development, stage of subjectivity, identity and self-knowledge, subject position, the type of social activity, forms of self-development.
Введение.
К настоящему времени проблема саморазвития личности приобрела самостоятельный статус и выделилась в особую отрасль психологической науки. Это обусловлено многими факторами, и, прежде всего, значимостью саморазвития как феномена, определяющего специфику жизненного пути человека, своеобразие становления его как личности. Сложилось несколько подходов к определению и пониманию сути саморазвития личности. Как отмечается в теоретическом обзоре М. А. Щукиной, в современ-
ных теоретических концепциях саморазвитие предстает либо как особого рода деятельность, либо как режим жизни, либо как способ деятельности, либо как стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Тем не менее, несмотря на многообразие подходов, большинство ученых сходятся на мысли о том, что саморазвитие - это некоторый процесс, детерминируемый изнутри, и тесно связан со способностью человека становиться субъектом собственной жизнедеятельности и своего самоизменения. В частности, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев отмечают, что «са-
моразвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [9, с. 147]. На наш взгляд, наиболее полное определение саморазвития дано в работах Н. А. Низовских. Под саморазвитием автор понимает «специфическую деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемую в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств» [8, с. 9].
В связи со значимостью процессов саморазвития для жизни и деятельности человека особую актуальность приобретает проблема выявления общих его закономерностей и специфики на разных возрастных этапах.
Основная часть.
Анализ современных психологических исследований проблемы саморазвития личности позволяет выделить следующие его общие закономерности: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвитие, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность саморазвития.
Возрастание субъектности индивида. На данную закономерность указывают практически все исследователи. Например, В. И. Слободчиков считает, что, начиная с подросткового возраста (этап персо-нализации), индивид становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Становясь субъектом собственного саморазвития, личность приобретает широкие возможности для личностного, а затем и профессионального самоопределения, что позволяет накапливать и актуализировать свой внутренний потенциал [9]. А. А. Деркач и Э. В. Сайко, анализируя взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации, делают важный вывод о том, что в ходе онтогенеза саморазвитие осуществляется за счет роста субъектности индивида. Такой рост обусловливает новые возможности в освоении действительности и презентации себя миру. Авторы указывают, что саморазвитие провоцирует потребность и возможность самореализации, и обратно, апробирование и раскрытие своих возможностей в самореализации полагает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. В результате воспроизводятся и развиваются субъектность субъекта; субъективность, полагающая сознательное отношение к «Другому», себе; самость как понимание себя в своем сущем [1]. Это проявляется в способности человека к порождению качественных и количественных изменений в своем внутреннем мире и в мире окружающем.
Направленность и качественное своеобразие саморазвития. Направленность саморазвития характеризуется особенностями общественных задач, в решение которых включается личность. Эти задачи могут обладать просоциальными и асоциальными ценностями. Качественное своеобразие саморазви-
тия определяется уровнем социальной (асоциальной) активности или социальной (асоциальной) реактивности. Человек, саморазвитие которого осуществляется в рамках проявления социальной (асоциальной) реактивности, может так и не стать субъектом собственного саморазвития. Результатом чего могут быть агрессивность, враждебное отношение к миру, защитное поведение, различного рода девиации, несамостоятельность, зависимость от других, безответственность и т. п. Возможны в ходе жизни «зигзаги», непоследовательность в проявлениях активности: в одних случаях человек проявляет себя как социально-активная личность, в других - его поведение носит явно социально импульсивный или пассивный, или даже асоциальный характер. Нередки ситуации, когда личность не испытывает никакого стремления к саморазвитию, ее жизнь осуществляется по принципу привычного функционирования (его апогей -«жить бы в свое удовольствие и ничего не делать»).
Неравномерность и индивидуальный характер саморазвития. Неравномерность так же характерна для саморазвития, как и для развития личности в целом. Она проявляется в том, что один человек уже в раннем возрасте становится субъектом саморазвития, знает, что ему нужно, определяется в жизни и четко преследует свои цели. Быстро проходит нормативный уровень и приобретает способность к самостоятельному формулированию своих жизненных задач и притязаний. Другой - так и не становится субъектом саморазвития или становится достаточно поздно. Его активность может проявляться как реактивность, а жизненные притязания минимальны. Индивидуальный характер саморазвития обнаруживается в той неповторимой траектории, которую выбирает человек. Она может быть описана через многие показатели: доминирующие интересы и жизненные принципы личности, сферы, в которых осуществляется саморазвитие наиболее интенсивно, своеобразие целей и жизненных стратегий личности и мн. др.
Цикличность и стадиальность саморазвития. Как следует из периодизации В. И. Слободчикова и концепции саморазвития А. А. Деркача и Э. В. Сайко на каждом возрастном этапе осуществляются определенные повторяющиеся циклы. У В. И. Слободчи-кова - это кризис рождения - стадия принятия - кризис развития - стадия освоения. У А. А. Деркача и Э. В. Сайко - смена циклов взаимодействия саморазвития и самореализации. Мы бы к этому добавили, что применительно к саморазвитию точнее говорить о циклах приобретения (накопления) личностного опыта (личностного потенциала), а сюда входит все, что приобретает человек (в том числе и знания о себе), и его реализации (использовании). Приобретение и реализация личностного потенциала в различных сферах бытия на разных возрастных этапах и есть тот механизм самодвижения, которое и характеризует саморазвитие в различных его формах и проявлениях. В ходе функционирования этих циклов, проявляя субъектную активность, разрешая противоречия между возросшими потребностями и возможностями их удовлетворения, человек обретает те новообразования, которые адекватно описывают тот или иной
возраст, а также свою уникальность и неповторимость как личности.
Обратимся теперь к проблеме выявления специфики этих общих закономерностей на разных возрастных этапах. Для того чтобы описать возрастные особенности саморазвития личности, необходимо, по крайней мере, ответить на два вопроса. Во-первых, нужно найти такую периодизацию психического развития, в рамках которой можно было бы характеризовать становление личности с позиций ее саморазвития. Во-вторых, необходимо выявить конкретные параметры, используя которые можно давать характеристику саморазвитию на разных возрастных этапах.
Когда мы говорим о психическом развитии человека как объективном процессе, то здесь достаточно четко можно выделить его этапы и закономерности. К настоящему времени в науке известно немало периодизаций психического, личностного и социального развития. Достаточно вспомнить периодизации Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Л. Колберга, Д. Б. Эль-конина, Э. Эриксона, В. И. Слободчикова, А. В. Петровского и мн. др. Сложнее дело обстоит, когда мы пытаемся выявить возрастные этапы саморазвития человека. Причина проста - процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее активности, характером целей саморазвития и уровнем их осознанности. Тем не менее, существует немало периодизаций, где предпринимается попытка во главу угла поставить именно саморазвитие индивида. Одна из первых попыток разработать такую периодизацию была предпринята М. Монтессори [6]. Автор ограничивается возрастом от 0 до 18 лет и выделяет в процессе саморазвития три периода, каждый из которых состоит из двух фаз. Первый период (06 лет) - первая фаза (0-3 года) названа автором «Впитывающее сознание»; вторая фаза (3-6 лет) -«Строитель самого себя». Второй период (6-12): первая фаза (6-9 лет) - «Исследователь окружающего мира; вторая фаза (9-12 лет) - «Ученый». Третий период (12-18): первая фаза (12-15 лет) - «Участник организации»; вторая фаза (15-18 лет) - «Социальный участник».
В отечественной психологии наиболее адекватно идея саморазвития отражена в периодизации В. И. Слободчикова [9]. Преимущества ее несомненны. Она дает возможность проследить процесс развития личности как бы «изнутри», как становление ее внутреннего мира, субъективной реальности; как становление субъекта собственной жизнедеятельности, осуществляемое, тем не менее, в тесной связи с социальным окружением. В качестве исходных понятий выступает «со-бытийная общность» и «самобытность». Далее выделяются кризисы рождения и кризисы развития. Кризисы рождения и развития перемежаются стадиями: стадией принятия и стадией освоения. За кризисом рождения следуют стадии принятия, т. е. принятие партнерами друг друга в новых обстоятельствах. За кризисом развития - стадии освоения - способность самостоятельно по собственной инициативе строить и налаживать взаимо-
действия. Наконец, выделяются пять ступеней субъективности: оживление, одушевление, персонализа-ция, индивидуализация, универсализация.
Опираясь на периодизацию В. И. Слободчикова, можно выделить и некоторые содержательные особенности саморазвития, характеризующие тот или иной возраст. К ним относятся следующие: формирование самосознания и самопознания как необходимого условия саморазвития; становление субъектной позиции, проявляющейся в социальной активности личности; специфика выбора форм саморазвития.
Формирование самосознания и самопознания как условие саморазвития. Особенности становления самосознания на разных возрастных этапах хорошо изучены и описаны в современной психологии. Сюда можно отнести: выделение своего физического «Я» (11-12 мес.); формирование «системы Я» (3 года); возникновение самооценки (дошкольный возраст); развитие способности к рефлексии (младший школьный возраст); открытие своего внутреннего мира, интерес к себе и своим внутренним качествам и внешнему облику (подростковый возраст); формирование целостного представления о себе или «Я-концепции» (период ранней юности); индивидуализация самопознания, познание себя в различных областях жизни и, в первую очередь, в профессиональной сфере (взрослость).
Становление субъектной позиции и социальной активности как качественной характеристики саморазвития личности. Принципиальное значение для понимания особенностей саморазвития имеют такие понятия, как «субъект», «субъектность», «субъектная позиция», «субъективность». Не имея возможности в настоящей статье осуществить обзор работ, посвященных данной проблеме, дадим только определения, которые важны для дальнейшего изложения.
Субъект - это человек как носитель активности, противопоставленный объекту, на которую эта активность может быть направлена. Субъектность -способность человека быть субъектом, характеризует его потенциал с точки зрения возможностей к самодетерминации, самоорганизации и саморазвития. Субъектная позиция - конкретное выражение этого потенциала в пространствах деятельности и социальных связей через систему избирательных, сознательных (а иногда и менее осознанных) отношений к различным сторонам действительности. «Субъективность» - категория, обозначающая содержание неповторимого, индивидуального внутреннего мира личности.
Итак, саморазвитие личности осуществляется на протяжении всей ее жизни. Однако возникает вопрос: всегда ли человек берет инициативу саморазвития в свои руки, становится полноправным его субъектом и начинает занимать субъектную позицию? Согласно приведенной периодизации В. И. Слободчикова, при благоприятных условиях это происходит на ступени персонализации, когда отрок проявляет интерес к постановке задач самоопределения, изменения и совершенствования своей лично-
сти. На двух предшествующих ступенях - оживлении и одушевлении - идет подготовительная работа, когда ребенок, проявляя инициативу и достигая определенных результатов, часто не всегда осознанно выстраивает свою личность. На последующих за ступенью персонализации этапах - индивидуализации и универсализации - при благоприятных условиях личность становится подлинным субъектом своей жизнедеятельности и своего саморазвития. Это проявляется в своеобразии постановок целей саморазвития, способности к самоактуализации и самореализации, проявлению социальной активности с принятием всей полноты ответственности за все, что происходит с личностью и ее окружением.
Сказанное позволяет заключить, что социальная активность субъекта выступает в роли качественной характеристики саморазвития. Если исходить из того, какие общественные задачи решает человек, какова их ценность, каких результатов он добивается, и какова мера включения личностного в подобное решение, то можно выделить следующие уровни социальной активности: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий [5]. Необходимо отметить, что эти уровни могут адекватно характеризовать своеобразие саморазвития человека на разных этапах онтогенеза. Ранее нами было установлено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает нормативный уровень социальной активности с элементами нормативно-личностного уровня. В подростковом возрасте и в период ранней юности социальная активность поднимается на нормативно-личностный уровень с элементами продуктивного. Взрослого человека характеризуют (при благоприятных условиях) личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровень активности.
Становление форм саморазвития. К основным формам саморазвития относятся: самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация и самореализация. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как личности. Самосовершенствование характеризует стремление приблизиться к некоторому идеальному образу, который выступает в качестве ориентира для достижения чего-либо в себе в будущем. Самоактуализация состоит в выявлении в себе определенного потенциала. А самореализация - использование его этот в жизни. Указанные основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, конечно, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других людей. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и личностью самоутверждающейся. Одновременно и самоутверждение, и самосовершенствование, и самоактуализация тесно взаимосвязаны с самореализацией личности.
Многие исследователи сходятся во мнении, что вплоть до подросткового возраста включительно основной формой саморазвития является самоутверждение. И только становясь субъектом своего само-
развития, личность приобретает новые возможности, которые обусловливают ее стремление к самосовершенствованию и актуализации своего личностного потенциала, что повышает вероятность самореализации в жизни и в деятельности.
Опираясь на периодизацию В. И. Слободчикова и выделенные показатели, представим в обобщенном виде содержательные характеристики саморазвития на разных возрастных этапах (см. таблицу). Итак, как видно из таблицы, каждый возрастной период характеризуется своими ступенями становления субъективной реальности, спецификой развития самосознания, своеобразием субъектной позиции и проявлениями социальной активности, доминированием тех или иных форм саморазвития.
Ранний и дошкольный возраст. В этом возрасте дети находятся на ступенях одушевления (ранний возраст) и персонализации (дошкольный возраст). Осуществляется интенсивное развитие самосознания: от выделения своего физического «Я» и образования «Системы Я» до развития способности к осознанию себя в качестве субъекта жизнедеятельности, обладающего той или иной самооценкой. Преобладающим типом активности является нормативный тип, в рамках которого развивается инициативность и исполнительность. Преобладающей формой саморазвития является самоутверждение, которое проходит подражательную, соревновательную и самооценочную стадии [2]. Мотивами самоутверждения становятся «притязание на признание» со стороны взрослых, стремление к самостоятельности и проявлению себя [3].
Младший школьный возраст. Ребенок продолжает находиться на стадии персонализации. В сфере самосознания формируется способность к рефлексии, которая существенно расширяет возможности самопознания. Младший школьник является полноправным субъектом своей жизнедеятельности. Преобладающим типом активности остается нормативный с элементами нормативно-личностного уровня. Ведущей формой саморазвития также остается самоутверждение. Однако изменяются его мотивы. Ведущую роль начинает играть стремление соответствовать нормам и правилам поведения (нормативность поведения), чтобы добиться признания взрослых, актуализируется потребность в достижениях, реализующаяся в ситуациях соперничества (желание быть первым) [3]. Формируются первоначальные основы потребности в самосовершенствовании, проявляющейся в любимых занятиях и видах деятельности.
Подростковый возраст. Идет дальнейший процесс персонализации личности. Происходят существенные изменения в сфере самосознания - осуществляется процесс открытия «Я» и познания отдельных качеств своей личности. При благоприятных условиях подросток становится не только субъектом своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. В проявлениях активности переходит на нормативно-личностный уровень с элементами личностно-продуктивного уровня. В мотивах самоутверждения
Таблица
Возрастные особенности саморазвития личности
Возраст Ступени субъективности (по В. И. Слободчикову) Особенности самосознания и самопознания Субъектность личности Уровень активности Формы саморазвития
Ранний и дошкольный возраст Одушевление. Персонализация Физическое «Я». «Система Я». Осознание себя как субъекта. Способность к самооценке Субъект жизнедеятельности Нормативный с элементами нормативно-личностного уровня «Я - сам». Самоутверждение
Младший школьный возраст Персонализация Способность к рефлексии Субъект жизнедеятельности Нормативный с элементами нормативно-личностного уровня Самоутверждение
Подростковый возраст Персонализация Открытие «Я». Познание и осознание отдельных качеств личности Субъект жизнедеятельности. Субъект саморазвития Нормативно- личностный с элементами личностно- продуктивного уровня Самоутверждение. Самосовершенствование (личностное самоопределение)
Юношеский возраст Персонализация. Индивидуализация Формирование «Я-концепции» Субъект жизнедеятельности. Субъект саморазвития Нормативно- личностный с элементами личностно- продуктивного уровня Самоутверждение. Самосовершенствование (личностное и профессиональное самоопределение)
Взрослость Индивидуализация. Универсализация Становление и развитие внутреннего мира Субъект жизнедеятельности. Субъект саморазвития Личностно-продуктивный уровень, возможен переход на личностно-творческий уровень Самоутверждение. Самосовершенствование. Самоактуализация
доминирующую роль начинают играть стремление к автономии и независимости, с одной стороны, и притязание на признание в таких областях, которые имеют место быть в подростковой культуре, с другой стороны [3]. В связи с начавшимися процессами самоопределения актуализируется стремление к самосовершенствованию в выбранных сферах жизнедеятельности.
Период ранней юности. Завешается процесс пер-сонализации, и юноши переходят на стадию индивидуализации, что сопровождается формированием «Я-концепции». Юноша становится субъектом саморазвития, преобладающим остается нормативно-личностный уровень активности, однако все большую роль начинает играть личностно-продуктивный уровень. Стремление к автономии как мотив самоутверждения углубляется за счет интеграции поведенческой, эмоциональной и ценностной ее сторон. Превосходство над другими приобретает форму социального мотива, включающего стремление к известности и общественному престижу, получению признания окружающих, к достижению высоких результатов в значимой деятельности. В связи с продолжающими процессами самоопределения, где на первый план выдвигается самоопределение в профессиональной сфере, дифференцируются мотивы самосовершенствования, возникает потребность в самоактуализации своего личностного потенциала и
использовании его в жизни.
Взрослость. Взрослый человек находится на стадии индивидуализации с возможным переходом на стадию универсализации. Идет дальнейшее развитие «Я-концепции» и внутреннего мира как «микрокосма». Взрослый человек, если он становится зрелой личностью, полностью отдает себе отчет в своих действиях и поступках. Его активность переходит на личностно-продуктивный уровень, возможен переход и на личностно-творческий уровень. Активируются все три формы саморазвития: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. При благоприятных условиях все большее значение начинает приобретать самоактуализация, которая предоставляет широкие возможности для полнейшей самореализации себя в различных сферах бытия.
Выводы.
В заключение необходимо отметить, что саморазвитие - сложный и индивидуализированный процесс, подчиненный законам самодетерминации личности. Оно характеризуется следующими общими закономерностями: возрастанием субъектности, направленностью и качественным своеобразием, неравномерностью и индивидуальным характером, цикличностью и стадиальностью.
Саморазвитие личности имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Они могут быть оцене-
ны по таким содержательным показателям, как ступени субъективности (по В. И. Слободчикову), специфика развития самосознания и самопознания, наличие или отсутствие субъектной позиции, тип социальной активности, преобладание той или иной формы саморазвития.
Необходимо также констатировать, что приведенная здесь модель является лишь примерной. В настоящей статье мы хотели лишь подчеркнуть значимость проблемы и необходимость дальнейших теоретических и эмпирических изысканий в данной области. Кроме того, знание о возрастных закономерностях саморазвития является важнейшим условием для организации системы психологической помощи и поддержки саморазвития на различных возрастных этапах.
Литература
1. Деркач, А. А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 222235.
2. Запорожец, И. Ю. Формы и уровни саморазвития и самореализации ребенка на дистанции дошкольного периода онтогенеза / И. Ю. // Мир психологии. - 2012. -№ 1. - С. 229-244.
3. Корчагина, Г. И. Мотивационно-смысловые образования как детерминанты самоутверждения личности / Г. И. Корчагина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т. 1. - №2. -С. 144-150.
4. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М., 2004.
5. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник -младший школьник) / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М., 1990.
6. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. - М., 2000.
7. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. - Ростов н/Д., 1996.
8. Низовских, Н. А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование жизненных принципов в структуре саморазвивающейся личности / Н. А. Низов-ских. - М., 2007.
9. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчи-ков, Е. И. Исаев. - М., 2000.
10. Щукина, М. А. Саморазвитие личности: история и совремеонное состояние проблемы в отечественной психологии / М. А. Щукина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 1-1. - С. 154-164.
УДК 372.8
Г. Г. Мингазизова
Казанский юридический институт МВД России
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье раскрывается вопрос развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Автор описывает основные современные методы развития коммуникативной компетенции студентов.
Компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, методы развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
The article deals with the development of foreign language communicative competence of students. The author describes the modern methods of formation of communicative skills of students in the process of studying foreign languages.
Competence, foreign-language communicative competence, methods of development of foreign-language communicative competence of students.
Введение.
Важность владения иностранным языком студентами юридических специальностей в современном мире не вызывает сомнения. Готовность специалиста осуществлять профессиональную деятельность посредством языкового сотрудничества с представителями других стран и континентов - залог успешности его карьеры: умение поддержать разговор во время официальных и неофициальных встреч, совещаний, презентаций, телефонных разговоров, ведение деловой корреспонденции.
К сожалению, на практике возникает ощутимое противоречие между высокой потребностью в развитии иноязычной коммуникативной компетен-
ции студентов для межкультурной коммуникации и обеспечения национальной правовой безопасности России и низкой самооценки собственного коммуникативного потенциала обучаемых, а в ряде случаев недостаточным базовым уровнем владения иностранным языком в рамках учебной программы.
Потребность вузов готовить компетентных специалистов, владеющих профессиональным иностранным языком, способных постоянно совершенствовать свой опыт, развивать свою индивидуальность, в том числе и с помощью иностранного языка, и является причиной постоянных научных поисков ученых, педагогических экспериментов педагогов, споров и дискуссий о путях развития иноязычной