Научная статья на тему 'Общие вопросы физического воспитания женского контингента в военных вузах'

Общие вопросы физического воспитания женского контингента в военных вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / FEMALE CADETS / ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL SELF-EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА / PHYSICAL TRAINING / AERIAL LANDING ARMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волосков Д. А.

В статье рассмотрены особенности организации образовательного процесса по физической подготовке женщин-военнослужащих в условиях обучения в военном вузе, представлены способы и механизмы оптимизации физической подготовки посредством физического самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волосков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL QUESTIONS OF PHYSICAL EDUCATION FEMALE CONTINGENT IN MILITARY HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Peculiarities of the organization of the educational process of female cadets physical training in military high educational institution are examined in the article. Methods and mechanisms of optimization the physical training through physical self-education are presented.

Текст научной работы на тему «Общие вопросы физического воспитания женского контингента в военных вузах»

УДК 796.07

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЖЕНСКОГО КОНТИНГЕНТА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Старший преподаватель Д. А. Волосков,

Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (Военный институт) имени генерала армии Маргелова В. Ф., г. Рязань.

Контактная информация для переписки: 390000, г. Рязань, площадь Маргелова, 1.

в статье рассмотрены особенности организации образовательного процесса по физической подготовке женщин-военнослужащих в условиях обучения в военном вузе, представлены способы и механизмы оптимизации физической подготовки посредством физического самовоспитания.

Ключевые слова: физическая подготовка; женщины-военнослужащие; физическое самовоспитание; образовательный процесс; Вооруженные Силы; воздушно-десантные войска.

Введение. Сегодня вопросы боеготовности и обороноспособности нашей страны стали привлекать пристальное внимание государства и общественности. Вслед за рядом зарубежных стран, используя успешный опыт привлечения к военной службе на офицерских должностях женщин-военнослужащих, в 2007 году Министерством обороны Российской Федерации было принято решение о приеме на обучение в шесть высших военных учебных заведений, в том числе в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (РВВДКУ) (Военный институт) имени генерала армии Маргелова В. Ф., женщин, с последующим присвоением им офицерского звания. Сегодня таких военных учебных заведений уже девятнадцать, где женщины проходят обучение по тридцати военным специальностям. Несмотря на то что в результате реформирования Российской Армии за последние три года количество женщин-военнослужащих значительно сократилось, число женщин-офицеров постепенно увеличивается.

Сейчас происходит смещение акцента с присутствия женщин в армии на должностях рядовых и младшего офицерского состава, обеспечивающих жизнеспособность и функционирование частей и соединений, на качественно другой, руководящий уровень. Об этом свидетельствует не только набор женщин в вузы, но и активная политика руководства Министерства обо-

роны России по введению на руководящие посты ведомства представительниц слабого пола. Женщины сегодня занимают ключевые должности - являются заместителями руководителя министерства, начальниками департамента по жилищным вопросам, закупке вооружений, департамента финансового планирования.

На решение вопроса о приеме женщин в военные вузы повлиял ряд значимых факторов: ухудшение здоровья молодых людей, уменьшение числа призывников в связи со сложной демографической ситуацией, а также необходимость привлечения в Вооруженные Силы грамотных, физически и духовно развитых молодых людей, чьи знания и умения способны обеспечить не только своевременное освоение новейших достижений в области технической оснащенности армии, но и повысить престиж военной службы, укрепить боевой дух Вооруженных Сил России.

Уже на этапе поступления в вузы члены приемных комиссий у абитуриенток отмечали не только значительный интерес к военной профессии, но и высокий уровень как интеллектуальной, так и физической подготовленности. На одно место в различных вузах претендовали от 5 до 25 девушек. Что касается физической подготовки, которая особенно актуальна для воздушно-десантных войск, - то большинство поступавших в военный вуз девушек уже имели спортивные разряды по различным видам спорта.

На сегодняшний день количество служащих в армии женщин увеличивается во всем мире, в том числе в странах юго-восточного региона. В демократичной Европе и Америке женщины служат во всех родах войск в тех же условиях, что и мужчины, различие только в нормативах физической подготовки. Они имеют допуск к серьезной технике, такой как самолеты и корабли, зачастую превосходят в мастерстве своих коллег-мужчин в некоторых видах деятельности. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что женщины в силу своих физиологических особенностей, хотя и уступают муж-

чинам в физических показателях, но при этом значительно превосходят их в психологической устойчивости к тяготам военной службы, общей и специальной интеллектуальной готовности и потребностях к особым условиям военной службы.

Мотивационную составляющую желания женщин служить в армии составляют: патриотизм, юношеская романтика, возможность самореализации и реализации интеллектуального потенциала на благо государственных интересов, а также стабильный высокий заработок, особый социальный статус и гарантии, возможность длительное время сохранять хорошую физическую форму.

Наиболее актуальную и проблемную сферу обучения и деятельности женщин-военнослужащих составляет физическая подготовка.

В зарубежных странах к вопросам организации физической подготовки относятся по-разному: например, в армии США в сфере физической подготовки отменены все руководящие документы, регламентирующие физическую подготовку женщин. В рамках действующих руководств сохранились только краткие сведения об особенностях женского организма и не менее краткие рекомендации по их учету в процессе физической и боевой подготовки. Причем, если по общефизической подготовке контрольные нормативы для женщин несколько снижены, то по военно-прикладной и оперативной физической подготовке никаких послаблений не предусмотрено. Практически, физическая подготовка американских женщин-военнослужащих не отличается от физической подготовки мужчин. В израильской армии женщины выполняют большинство традиционно мужских функций и проходят такую же физическую и боевую подготовку, как мужчины. Ограничения существуют на допуск женщин лишь в некоторые подразделения спецназа и истребительной авиации. Что касается женщин-военнослужащих воздушно-десантных войск, то их подготовка в американской и израильской армии организована на совершенно различной основе. Вместе с тем достаточно высокие требования к боевой и физической готовности способствуют ответственному отношению женщин-военнослужащих к собственной физической подготовке, так как ее необходимый уровень является важным условием контрак-

та и дает возможность его продления, способствует карьерному росту и получению стимулирующих материальных надбавок. Следует отметить, что именно в этих странах вербовка и призыв женщин на военную службу осуществляется давно и в наиболее массовом масштабе (табл.).

Формирование «нового облика» Вооруженных Сил РФ, в том числе с помощью привлечения женщин на службу именно в воздушно-десантных войсках, предполагает поиск новых подходов к организации их физической и боевой подготовки.

Отсутствие на сегодняшний день соответствующего практического опыта выявил проблему построения образовательного процесса таким образом, чтобы на протяжении всей учебы и дальнейшей профессиональной деятельности можно было сформировать у женщин стойкую потребность в самостоятельных физических упражнениях, здоровом образе жизни, физическом совершенствовании и самосовершенствовании. Известно, что физическое самовоспитание является тем мощным фактором всестороннего развития личности, действенный потенциал которого должен формироваться и развиваться в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Следует отметить, что необходимость самовоспитания как фактора становления и развития личности всегда подчеркивалась в трудах великих мыслителей и философов всех времен. В современной педагогической науке глубокое и разностороннее изучение проблемы самовоспитания представлено в трудах: А. Я. Арета, В. Б. Бондаревского, А. Г. Ковалева, А. И. Ко-четова, В. Г. Куценко, Л. И. Рувинского, В. И. Селиванова, И. Г. Тайчинова и других исследователей. Основы физического самосовершенствования и самовоспитания студентов изучались В. А. Беляевой, М. Я. Виленским, А. И. Внуковым, Л. И. Лубышевой. Однако, несмотря на значительные достижения в этой области, остаются недостаточно разработанными и изученными вопросы формирования устойчивой потребности к физическому самовоспитанию женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза.

Вместе с тем общеизвестно, что именно в юношеском возрасте физическое самовоспитание дает наибольшую отдачу в вопросах формирования ста-

№ Страна Общая численность Вооруженных Сил Численность женщин-военнослужащих % женщин-офицеров

1 США 1 400 000 177 000 14,5

2 Великобритания 180 539 16 004 5,04

3 Турция 930 380 8 014 1,2

4 Израиль 186 500 65 200 26

5 Россия 1 130 000 45 000 4

Таблица

Численное и процентное соотношение женщин-военнослужащих в вооруженных Силах различных стран

32

№3 I 2012

новления личности будущего офицера, так как это время характеризуется актуализацией интереса к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания, самовоспитания, профессионального самоопределения. На ступени индивидуализации впервые начинается авторство в становлении своих способностей, сознательное и целенаправленное саморазвитие, соотнесение идеального представления о профессии к реальности, необходимость действенного подтверждения профессионального выбора. Целенаправленное педагогическое руководство процессом формирования устойчивой потребности к физическому самовоспитанию способно выработать такой уровень развития личности женщин, при котором воспитательное воздействие успешно преобразуется в самовоспитание. Поэтому исследование проблемы формирования потребности к физическому самовоспитанию женщин-военнослужащих и поиск путей эффективной организации этого процесса становится своевременным.

Образовательный процесс по физической подготовке в военном вузе позволяет построить и организовать занятия и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность, ориентированную на формирование физического самовоспитания женщин-военнослужащих, эффективно используя весь спектр приемов и методов психолого-педагогического воздействия, спортивной тренировки. Индивидуальная работа с отстающими по физической подготовке, выявление причин неуспеваемости, их анализ, разбор вариантов адаптированной индивидуальной подготовки, усиление мотивации к физическому развитию и саморазвитию, учебе в целом позволяют своевременно корректировать и контролировать процесс обучения, прогнозировать ожидаемый результат. Особое место в образовательном процессе занимают вовлечение и приобщение женщин-военнослужащих к занятиям различными видами спорта, которые много лет успешно культивируются и развиваются в военном учебном заведении, что является также мощным фактором популяризации особого пристального внимания к собственной физической подготовленности. Об этом свидетельствует достаточно высокий уровень результатов, которые достигли женщины-военнослужащие по различным видам спорта (в частности: в единоборствах, боксе, армейском рукопашном бое, спортивном ориентировании, парашютном спорте, лыжных гонках), возрастающая численность спортсменок-разрядниц, мастеров спорта, победителей и призеров соревнований всероссийского, международного уровня, подготовленных именно во время обучения в вузе. Ряд женщин-военнослужащих, которые добились высоких спортивных достижений, признаются, что стали заниматься спортом в процессе обучения в военном вузе. При этом понимание значимости и удовлетворение от достижения улучшения своих физических показателей пришло с помощью грамотной организации образовательного процесса по физической подготовке, особенно преподавания. По их мнению, преподаватель не может

заинтересовать курсанта, если в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности не реализует те умения и знания, к которым приобщает учащихся. Поэтому для преподавателей особую роль играют собственная физическая подготовленность, способность на уровень выше выполнять нормативные требования к обучающимся, идти в ногу с современными подходами и научными достижениями в области физического воспитания.

Практика физической подготовки женщин в военном вузе свидетельствует о том, что особый акцент требуется делать на приобщении обучающихся женщин-военнослужащих к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом, вовлечении их в различные виды физической деятельности для дальнейшей успешной профессиональной карьеры офицера. Офицер-десантник должен обладать не только всеми необходимыми положительными личностными качествами, но и на протяжении всей службы в Вооруженных Силах и будущей дальнейшей жизни иметь высокий уровень физической готовности, которая достигается, прежде всего, самостоятельной подготовкой. Военно-профессиональная деятельность воздушно-десантных войск характеризуется высокими физическими нагрузками и психическими напряжениями, требует от личного состава проявления постоянной морально-политической, военно-специальной, психической и физической готовности к выполнению служебных обязанностей и к современным боевым действиям в составе воинских подразделений. Поэтому лучшим ориентиром для личного состава всегда будет являться грамотный, разносторонне развитый, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию командир, подготовить которого и является задачей военного вуза.

Выводы. Опыт практической работы в военном вузе свидетельствует о необходимости наиболее эффективного использования воспитательного потенциала системы военного образования для формирования личностных качеств женщин-военнослужащих - будущих офицеров.

Внедрение стратегии реализации средств, методов и путей физического самовоспитания предоставляет возможность осуществлять решение этих задач при условии актуализации и активизации физического самовоспитания в процессе физического воспитания и совершенствования женщин-военнослужащих.

Таким образом, можно утверждать, что процесс физической подготовки женщин-военнослужащих, ориентированный на формирование устойчивой потребности к физическому самовоспитанию, может быть управляемым, эффективным и результативным в образовательном процессе военного вуза.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70.

2. Концепция развития физической культуры и спорта в ВС РФ на период до 2020 года URL:http://www.mil.ru

3. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации до 2015 г. URL:http://www.mil.ru

4. Кузнецов, С. Женщины-военнослужащие в странах НАТО. URL:http://www.pentaqonuses.ru

5. Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. - М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2009. - С. 3-9.

6. О военной доктрине. Указ президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. // Российская газета. Федеральный выпуск, №5106.

7. Павлова, В. Г. О роли женщин в армии. URL:http://www. pskovichka.ru

8. Перфилова, О. В. Особенности физической подготовки женщин-военнослужащих воздушно-десантных войск // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - № 5. - 2007. - С. 74-77.

9. Слободчиков, В. И. Исаев, Е. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресс, 2000. - С. 320-328.

THE GENERAL QUESTIONS OF PHYSICAL EDUCATION FEMALE CONTINGENT IN MILITARY HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

D. Voloskov, Senior Lecturer,

Ryazan high aerial landing command college (Military Institute) named to the honor of General of the Army V. Margelov, Ryazan.

Contact information: 390000, Ryazan city, Margelov's square, 1.

Peculiarities of the organization of the educational process of female cadets' physical training in military high educational institution are examined in the article. Methods and mechanisms of optimization the physical training through physical self-education are presented.

Key words: physical training; female cadets; physical self-education; the educational process; Armed forces; aerial landing army.

34

№3 l 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.