DOI 10.47576/2949-1878_2023_12_31 УДК 338.4
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Показий Александр Викторович,
соискатель, ВНИИ «Центр», Москва, Россия, [email protected]
В статье предпринимается попытка рассмотрения аналитики развития машиностроительной промышленности России в условиях санкционной экономики и перераспределения торговых и производственных мощностей предприятий отрасли. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день требуется разработка механизмов организационно-экономического регулирования рынка экспортно-импортных операций в области российско-китайского торгового взаимодействия и методов информационного регулирования данной сферы.
Ключевые слова: промышленность; развитие; машиностроение.
UDC 338.4
GENERAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE MACHINEBUILDING COMPLEX OF THE RUSSIAN ECONOMY: ANALYTICAL
ASPECT
Pokazi Alexander V.,
applicant, Research Institute "Center", Moscow, Russia, [email protected]
The article attempts to consider the analysis of the development of the Russian machine-building industry in the conditions of the sanctions economy and the redistribution of trade and production capacities of the industry enterprises. The author comes to the conclusion that today it is necessary to develop mechanisms of organizational and economic regulation of the market of export-import operations in the field of Russian-Chinese trade interaction and methods of information regulation of this sphere.
Keywords: industry; development; mechanical engineering.
Изучая современные тенденции развития экономики России, первоначально отметим, что динамика ВВП, несмотря на санкционные условия, во втором квартале 2023 г. стала постепенно выравниваться. Если в первом квартале 2023 г. снижение этого показателя, согласно оценке Росстата, составило 1,8 %, то во втором квартале ВВП увеличился в годовом сравнении на 4,9 %. В результате, по итогам первого полугодия 2023 г., увеличение ВВП составило по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. 1,6 %. Отчасти улучшение динамики обусловлено фактором низкой базы, так как во втором квартале прошлого года ВВП снизился в годовом сравнении на 4,5 %. При этом уже в июне 2023 г. действие фактора низкой базы стало ослабевать, и темпы роста экономики начали снижаться. В апреле рост ВВП составил в годовом срав-
нении 3,4 %, в мае - 5,4 %, в июне - 5,3 % (рис. 1).
Помимо фактора низкой базы на результат второго квартала 2023 г. повлияли увеличение внутреннего инвестиционного спроса за счет роста госрасходов и потребительского спроса населения за счет активного кредитования.
Инвестиции в основной капитал увеличились в первом полугодии 2023 г. на 7,6 %, во втором квартале 2023 г. - на 12,6 % в годовом сравнении. Кроме того, большую роль стал играть фактор импортозамещения в промышленности и повышенный спрос на оборонную продукцию. Положительная динамика по итогам первого полугодия зафиксирована во всех секторах российской экономики, за исключением транспорта. Грузооборот транспорта сократился на 2,5 % [1; 2].
74 Л ЯНВПШИЧНОНу Периоду ПрсДЫДуЩс! и Ида
Рисунок 1 - Динамика ВВП России в 2019-2023 гг., % (Росстат, расчеты РИА Рейтинг)
Отрицательная динамика в основном обусловлена снижением поставок газа в европей -ском направлении - грузооборот трубопроводного транспорта снизился по сравнению с первым полугодием прошлого года 7,4 %. При этом без учета трубопроводного транспорта рост грузооборота составил в отчетном периоде 1,8 %. В том числе грузооборот железнодорожного транспорта увеличился на 1,4 %. Во всех остальных секторах динамика была положительной, в том числе в оптовой торговле, которая до последнего времени демонстрировала самый глубокий спад, в первом полугодии оборот вырос на 0,4 %.
Наибольший вклад в общую положительную статистику первого полугодия 2023 г., как и в прошлом году, внес строительный сектор, который вырос по сравнению с январем-июнем прошлого года на 9,3 %. Таким образом, строительный сектор сохраняет статус основной движущей силы российской экономики. В основном рост обусловлен реализаций крупных инфраструктурных госпроектов, тогда как динамика жилищного строительства была отрицательной - по сравнению с первым полугодием 2022 г. ввод в действие жилых домов в метраже снизился на 0,9 %. Также существенный вклад в общий результат первого полугодия внес промышленный сектор (рост на 2,1 %). Причем ведущую роль в промышленности сейчас играет обрабатывающий сектор (рост на 6,2 %) за счет фактора импортозаме-щения, роста спроса на оборонную продук-
цию, постепенного восстановления потребительского спроса на автомобили, а также за счет увеличения инвестиционного спроса со стороны строительного сектора. Вместе с тем добыча полезных ископаемых и энергетический сектор снизили производство в отчетном периоде. Так, добыча полезных ископаемых снизилась в первом полугодии на 1,2 %. И хотя добыча угля выросла в тоннаже на 1,1 %, но добыча природного газа снизилась на 14,9 %. Также на 4,9 % сократилась добыча прочих полезных ископаемых. При этом, как известно, данные по добыче нефти Росстат перестал публиковать. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха снизилось в первом полугодии на 0,3 %. При этом производство электроэнергии почти сохранилось на уровне января-июня прошлого года, тогда как производство пара и горячей воды снизилось на 1,1 %, что обусловлено более высокой температурой воздуха по сравнению с прошлым годом. Потребительский спрос также заметно оживился во втором квартале. Суммарный оборот розничной торговли, платных услуг и общественного питания был выше по итогам первого полугодия показателя января-июня прошлого года на 2,1 %. При этом обо -рот розничной торговли увеличился на 1,1 %, платных услуг - на 3,8 %, общепита - на 14,7 % [3; 4].
Рост потребительского спроса поддерживается сменой финансового поведения населения со сберегательного на покупательное,
потребительским кредитованием, мерами социальной господдержки и увеличением доходов. Реальные располагаемые доходы населения выросли в отчетном периоде на
4,7 % Таким образом, в целом экономика пре -одолела большую часть трудностей, связанных с санкционными ограничениями и бойкотом западных стран.
Таблица 1 - Основные показатели развития экономики России (% к соответствующему периоду предыдущего года) (МЭР, расчеты РИА Рейтинг)
Показатели экономического развитии 01-06.2 023/0 L - (К).2 02 2, %
ВВП 101,6
Индекс потребительских цеп 105,6
Инвестиции в основной капитал 107,6
Индекс промышленного производства 102,6
Индекс производства продукции сельского хозяйства 102,9
Грузооборот транспорта 97,5
Объем работ по виду деятельности «строительство» 109,2
Реальные располагаемые доходы населения 104,7
Оборот розничной торговли 101,1
Объем платных услуг населению юз,а
Оборот общественного питания 114,7
Цена нефтн Urals 62,&
Доходы федерального бюджета 88,3
Расходы федерального бюджета 119,5
Одной из главных проблем российской экономики сейчас является падающий экспорт из-за более низких по сравнению с прошлым годом цен на энергоносители, а также из-за сокращения физических объемов экспорта нефти, газа и ряда других товаров. По данным Центробанка России, в первом полугодии положительное сальдо внешней торговли снизилось в годовом сравнении на 69,8 % - с 179,8 млрд долларов до 54,3 млрд долларов. При этом во втором квартале профицит внешней торговли составил 21,4 млрд долларов, что на 77,5 % меньше, чем за тот же период прошлого года. В связи с этим доходы федерального бюджета в первом полугодии текущего года снизились более чем на 10 %, тогда как расходы выросли почти на 20 %, в результате чего дефицит бюджета уже приблизился к плановому годовому значению и составил 2,6 трлн руб.
Кроме того, негативное влияние на экономику в ближайшее время может оказать рост проинфляционных рисков, обусловленных ослаблением курса рубля. За период с начала года и до конца июня курс рубля по отношению к доллару сократился на 20 %.
Центробанк заявил о риске перегрева экономики, в связи с чем в начале августа повысил ключевую процентную ставку на 100 б.п., а в середине августа - на 350 б.п., а в середине сентября - еще на 100 б.п., что помимо удорожания кредита для предприятий и снижения их инвестиционной активности чревато ухудшением динамики потребительского спроса населения.
Также серьезные трудности в экономике могут возникнуть в связи с недостатком квалифицированных кадров, который ощущается с каждым месяцем все острее. Уровень безработицы сейчас находится на историческом минимуме, но данный факт свидетельствует скорее не о социальном благополучии, сколько о перегретом рынке труда.
Эксперты РИА Рейтинг полагают, что во втором полугодии по мере ослабевания действия фактора низкой базы и нарастания действия вышеуказанных негативных факторов рост экономики будет замедляться. В целом по итогам 2023 г. рост ВВП ожидается на уровне 1-2 %.
Что касается тенденций развития машиностроительного сектора экономики России,
то, как и для многих других промышленных отраслей, изменение экономических условий в 2022 г. в связи с западными санкциями, введенными против России, стало тяжелым испытанием. Массовый выход из совместных предприятий иностранных компаний, ограничение импорта технологий и комплектующих, разрывы наработанных логистических цепочек и трудности с проведением трансграничных платежей - все это на некоторое время существенно осложнило деятельность машиностроительного сектора и даже привело к остановке отдельных предприятий.
В результате, согласно обновленной оценке МЭР, в 2022 г. объем машиностроительного производства сократился на 5,7 %. Тем не менее кризис продолжался не очень долго,
I пол.2015 I пол.2016 ] пол.2017 1пол.21)1Н I пол.2019 I пол.2020 1пол.2021 I пол.2022 I пол,2023
Рисунок 2 - Индекс производства в машиностроительном комплексе России в 2015-2023 гг.
(Росстат, МЭР, расчеты РИА Рейтинг)
и машиностроительный комплекс довольно быстро восстановил положительную динамику. Уже по итогам первого квартала 2023 г., рост производства в пяти машиностроительных отраслях (ОКВЭД 26-30) составил в годовом сравнении, по оценке МЭР, 3,5 %, а во втором квартале - 32 %. В результате, по итогам первого полугодия 2023 г., рост соста -вил 14,1 %, что стало одним из лучших показателей за многолетний период (рис. 2). В немалой степени высокий результат второго квартала обусловлен фактором низкой базы, так как именно во втором квартале прошлого года экономика России испытывала наибольшие трудности, а машиностроительный сектор тогда снизил производство на 8,7 %.
Помимо фактора низкой базы, восстановление положительной динамики произошло по ряду причин. Прежде всего, стала улучшаться общая экономическая ситуация в стране. Как уже было сказано выше, ВВП России вырос во втором квартале на 4,9 %. При этом существенно увеличились строительные работы, выросли инвестиции в основной капитал, доходы населения, активизировался потребительский спрос на товары и услуги. Все это опосредованно или напрямую положительно повлияло на динамику машиностроительного производства.
Кроме того, возобновили свою деятель-
ность многие предприятия, которые снизили или даже остановили производство в прошлом году. При этом предприятия, находившиеся в собственности зарубежных компаний, были проданы или переданы отечественным юридическим лицам, которые в свою очередь обеспечили частичное или полное возобновление производственной деятельности.
Также на результат повлияло резкое падение импорта оборудования и техники из западных стран в связи с санкциями. Недостающий импорт отчасти был замещен поставками из дружественных стран, а от-
части - увеличением производства отечественных предприятий. Иными словами, в условиях форс-мажора мощный импульс получил фактор импортозамещения, и российские предприятия начали оперативно осваивать производство продукции, которую раньше либо не выпускали вовсе, либо не могли ее массово внедрять на внутренний
рынок из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных компаний.
Еще одним важным фактором является существенно увеличившийся после начала СВО спрос на машиностроительную продукцию со стороны Министерства обороны, причем не только на специализированную военную технику, но и на сопутствующую
Отрасль 01-06.2023 г.
Производство компьво гсров, зле KT ронны V и оптических изделии 129,5
11 РОИ ЗВ ОД СТВ 0 3 Л СКфИ Ч CC КО ГО ofiop Y ДОВ ¡t Н И Я 121.5
В том числе:
Производство электродвигателей, генераторов, трансформаторов и
распределительных устройств, а также контрольно-измерительной аппаратуры 123,4
11роизводство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батареи 154,0
Производство кабелей и кабельной арматуры 109.3
11роизводство электрических ламп и осветительного оборудования 104,3
Производство бытовых приборов 96,5
11роизводство прочего электрического оборудования 145,7
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 101,3
В том числе:
Производство машин и оборудования общего назначения 1Ü6.K
11роизводство прочих машин и оборудования общего назначения яз,з
Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства
Производство станков, машин и оборудования для обработки металлов и про чих твердых материалов 131,0
Производство прочих машин специального назначения 113,2
Производство автотранспортных средств, прицелов и полуприцепов 89,«
В том числе:
Производство автотранспортных средств 84,5
Производство кузовов для автотранспортных средств: производство прицепов и полуприцепов 112,8
Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных 94,3
средств
Производство прочих транспортных средств и оборудования 123,3
В том числе:
Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава 122,9
Производство летательных аппаратов, включая космические, и 114,1
соответствующего оборудования
Производство транспортных средств и оборудования, не включенных в 52,7
другие группировки
Производство прочих транспортных средств, не включенных в другие группировки 147,К
Таблица 2 - Динамика производства в машиностроительных отраслях в % к аналогичному периоду предыдущего года
гражданскую продукцию. Многие предприятия ВПК в 2023 г. вышли на рекордные уровни производства.
Как следует из табл. 2, только в одной из пяти машиностроительных отраслей динамика производства в первом полугодии 2023 г. была отрицательной - в автотранспортном машиностроении (ОКВЭД 29). Спад в этой отрасли составил по итогам полугодия более десяти процентов, однако уже во втором квартале зафиксирован рост производства в годовом сравнении на 52,3 %, что в немалой степени обусловлено фактором низкой базы, так как во втором квартале прошлого года из-за остановки многих автомобилестроительных предприятий производство в отрасли снизилось на 62,6 %.
В четырех остальных отраслях динамика производства в первом полугодии была положительной. Самый высокий темп роста получен в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (ОКВЭД 26) -почти на 30 %, что в немалой степени обусловлено увеличением спроса на приборы и электронику, используемые в армии.
Так, по данным Росстата, производство приборов навигационных, метеорологических, геофизических и аналогичных инструментов увеличилось в первом полугодии на 74,5 % до 46,1 млрд руб., производство аппаратуры радиолокационной, радионавигационной и дистанционного управления - на 24,2 % до 96,0 млрд руб.
Кроме того, на волне фактора импортоза-мещения выросло производство компьютеров и периферийного оборудования - в 2,4 раза до 65,3 млрд руб. Также более чем на 20 % выросло производство прочих транспортных средств и оборудования (ОКВЭД 30) и производство электрического оборудования (ОКВЭД 27).
Рост производства прочих транспортных средств и оборудования в первую очередь обусловлен увеличением спроса на транспортные средства оборонного характера. Например, предприятие «Курганмашзавод» сообщило, что в три раза увеличило выпуск БМП-3 после начала СВО. За это же время «Уралвагонзавод» (входит в «Ростех») увеличил производство бронетехники в четыре раза. Впрочем положительную динамику в этой подотрасли демонстрируют также производители гражданской продукции. В част-
ности, существенный рост отмечен в производстве железнодорожной техники (ОКВЭД 30.20).
Производство электрического оборудования выросло практически во всех его подотраслях, за исключением производства бытовых приборов. В том числе на 54 % выросло производство аккумуляторов и аккумуляторных батарей (ОКВЭД 27.20), что стало лучшим показателем в отчетном периоде среди всех подотраслей машиностроительного комплекса. Отчасти такой результат обусловлен фактором низкой базы, так как в прошлом году из-за временной остановки автомобилестроительных предприятий и паралича на автомобильном рынке производство в этой подотрасли снизилось на 20 %. Кроме того, на результат повлиял повышенный спрос на аккумуляторную продукцию со стороны Минобороны.
В свою очередь, снижение производства бытовых приборов (ОКВЭД 27.50) произошло из-за закрытия многих предприятий, принадлежащих зарубежным компаниям. В частности, остановили производство LG Electronics в Московской области, Bosch в Ленинградской области, Indesit в Липецкой области. Впоследствии некоторые из этих заводов перешли к другим собственникам, и их деятельность частично восстановилась, но на полную мощность они пока так и не вышли. Впрочем, и в этой подотрасли ситуация налаживается. Так, производство холодильников и морозильников выросло в первом полугодии на 7,9 % до 1260,4 тыс. штук, тогда как производство стиральных машин снизилось на 21,7 % до 1222,6 тыс. единиц.
Минимальный темп роста среди машиностроительных отраслей в отчетном периоде зафиксирован в производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭ 28) - всего на 1,3 % в годовом сравнении. В том числе во втором квартале производство в отрасли увеличилось в годовом сравнении на 5,9 %.
При этом среди всех подотраслей данной отрасли наилучшую динамику по итогам полугодия продемонстрировало станкостроении (ОКВЭД 28.40), где рост составил 31 %, что обусловлено фактором импортозаме-щения и снижением зависимости от импортных комплектующих. «Объединенная станкостроительная компания» сообщила, что с
начала года нарастила выпуск оборудования на 25 %. При этом отмечается, что большая часть комплектующих обеспечивается собственным производством предприятия.
По итогам 2023 г. планируется произвести продукции на 30 % больше, чем в 2022 г. Вместе с тем сохраняется отрицательная динамика производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.3).
Отметим, что из девятнадцати машиностроительных подотраслей (включая отрасль «производство компьютеров электронных и оптических изделий», данные по которому не детализируются), отрицательная динамика по итогам первого полугодия зафиксирована только в шести.
Самый глубокий спад - в производстве транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 30.90), - на 47,3 %. При этом во втором квартале во всех машиностроительных подотраслях наблюдался рост производства в годовом сравнении за исключением, опять же, производства транспортных средств и оборудования, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 30.90). В то же время самый высокий темп роста во втором квартале, как и по итогам первого полугодия, получен в подотрасли «производство электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей» (ОКВЭД 27.20) - рост на 77,3 %.
В заключение отметим, что в дальнейшем все вышеперечисленные факторы, которые содействовали восстановлению роста машиностроительного производства, будут по-прежнему оказывать положительное влияние. В том числе это касается роста инвестиционного спроса на технику и оборудование промышленного и коммерческого назначения, а также восстановление спроса на машиностроительную продукцию потребительского рынка - на легковые автомоби-
ли, бытовую технику и электронику. Немаловажное значение будет по-прежнему иметь фактор импортозамещения, так как в условиях изоляции со стороны стран Запада перед российскими производителями открываются новые просторы для деятельности. При этом ряд факторов будет оказывать сдерживающее влияние. Так, одной из острейших проблем машиностроительного комплекса в настоящий момент является дефицит квалифицированных кадров, особенно обострившийся на фоне снижения безработицы в России, которая в последние месяцы достигла рекордного минимума (3 %).
Также негативное влияние будет оказывать ожидаемый рост процентных ставок по кредитам в связи с ужесточением Центробанком денежно-кредитной политики из-за увеличения инфляционных рисков. Большая часть машиностроительного оборудования приобретается в лизинг, ставки по которому уже начали расти в последнее время.
Кроме того, нарастающее инфляционное давление происходит в том числе в плоскости увеличения цен на материалы - металлы, полимеры, строительные материалы, что сказывается на себестоимости машиностроительной продукции.
Таким образом, в условиях нарастающей конкуренции со стороны китайских производителей оборудования этот фактор приобретает большое значение. В этой же связи следует отдельно выделить агрессивное вторжение на российский рынок китайской техники, которая зачастую торгуется в России по сниженным ценам. В связи с этим на сегодняшний день требуется разработка механизмов организационно-экономического регулирования рынка экспортно-импортных операций в области российско-китайского торгового взаимодействия и методов информационного регулирования данной сферы.
Список источников _
1. Коркин М. А. Анализ развития российской промышленности в условиях импортозамещения // Управление. 2023. Т. 11. № 1. С. 29-39.
2. Стрижакова Е. Н., Стрижаков Д. В. Развитие промышленной системы региона: факторы и условия // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20, № 10(505). С. 1922-1949.
3. Отчет РИА Рейтинг о развитии машиностроительной отрасли России в 2023 году. М., 2023.
4. Российская экономика в 2022 году. Тенденции и перспективы. Институт экономики переходного периода (ИЭПП). Вып. 44. М., 2023.
References _
1. Korkin M. A. Analysis of the development of Russian industry in the context of import substitution. Management. 2023. Vol. 11. No. 1. Pp. 29-39.
2. Strizhakova E. N., Strizhakov D. V. Development of the industrial system of the region: factors and conditions. Regional economy: theory and practice. 2022. Vol. 20, No. 10(505). Pp. 1922-1949.
3. RIA Rating report on the development of the Russian engineering industry in 2023. Moscow, 2023.
4. The Russian economy in 2022. Trends and prospects. Institute of Transition Economics (IEPP). Issue 44. M., 2023.