УДК 004.657
А.А. ФОКИН, В.В. АНДРЕЕВ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОСТОЯ БАНКОМАТОВ И УСТРОЙСТВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Ключевые слова: информационные технологии, нейронная сеть, банкомат, устройство самообслуживания, база данных, обучение нейронной сети.
Работа посвящена разработке комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания. Эта система предназначена для заблаговременного определения тех устройств самообслуживания и банкоматов, которые в ближайшее время с большой вероятностью могут перейти в режим необслуживания клиентов. Разработанная система прогнозирования необходима банкам для лучшего и более экономичного обслуживания клиентов. Она призвана обеспечить бесперебойную работу банкоматов и устройств самообслуживания, что, в свою очередь, скажется на прибыли и имидже банка в условиях жесткой конкуренции.
A.A. FOKIN, V.V. ANDREEV THE GENERAL PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF COMPLEX SYSTEM OF FORECASTING OF IDLE TIME OF CASH DISPENSES AND DEVICES OF SELF-SERVICE Key words: information technologies, neural network, cash dispenses, devices of self-service, database, training of a neural network.
This work is devoted to development of complex system of forecasting of idle time of cash dispenses and devices of self-service. This system is intended for preliminary definition of those devices of selfservice and cash dispenses which in the near future with a high probability can pass in a mode not servicing. The developed system of forecasting is necessary for banks for the best and more economic servicing. It is called to provide trouble-free work of self-service devices and of cash dispenses, that, in turn, will affect profit and image of bank in conditions of a rigid competition.
1. Введение. В настоящее время сети банкоматов и платежных киосков получили широкое распространение. Тенденция развития таких сетей говорит о том, что в ближайшее время парк банкоматов и платежных киосков будет возрастать. Поддержка такой сети требует от банка значительных затрат на обслуживание банкоматов и устройств самообслуживания (УС), а также на обеспечение их работоспособности и безопасности.
Если банк самостоятельно берётся за построение собственной сети самообслуживания, то при небольшом фиксированном количестве банкоматов и отсутствии планов по активному развитию бизнеса в регионах успешная поддержка такой сети собственными силами представляется вполне возможной и достаточно экономной. Однако если развитие бизнеса предполагает активную розничную деятельность в десяти и более регионах по всей стране, то, как правило, приходится выбирать, что эффективнее: открывать офисы и обслуживать клиентов, приходящих в банк, или сделать ставку на самообслуживание и инвестировать в информационные технологии (IT). В связи с увеличением размеров сети самообслуживания остро встает вопрос сопровождения. Уменьшение времени простоя, а значит, обеспечение доступности банкомата
- одна из главных задач сопровождения. Уменьшить время реакции можно снижением нагрузки на персонал, что возможно путем создания единого центра мониторинга, консолидирующего в своем составе данные о работе сети самообслуживания из различных автоматизированных систем.
Целью данной работы является разработка комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания, предназначенной для определения тех устройств самообслуживания и банкоматов в сети, которые в ближайшее время с большой вероятностью могут перейти в режим не обслуживания клиентов.
2. Общие замечания о «Системе мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка» [1].
2.1. Общие сведения. Данная система поддерживает два (практически независимых) интерфейса: 1) обработки событий; 2) запроса параметров.
В интерфейсе обработки события генерируются устройствами самообслуживания (ПО «Агент Мониторинга»). Используемый транспортный протокол (ИБР) не гарантирует доставку сообщений на АРМ(ы) Мониторинга, что может приводить к потере событий. Не надо также забывать, что все события, отосланные ПО «Агент Мониторинга» на АРМ Мониторинга, у которого не активен сервис обработки событий (выключен компьютер, сервис остановлен вручную и т.д.), будут потеряны.
В интерфейсе запроса параметров запрос параметров инициируется ПО «АРМ Мониторинга», который ожидает ответ от ПО «Агент Мониторинга» на каждый из отосланных запросов. Транспортный протокол при этом тот же, что и при доставке событий (ИБР). Однако, так как ПО «АРМ Мониторинга» ожидает ответа, настройкой числа повторений запросов и таймаута между ними можно добиться безусловного получения ответа от ПО «Агент Мониторинга» (если ПО «Агент Мониторинга» запущено и между компьютерами существует связь).
Но надо понимать, что запрос у устройства самообслуживания 10 параметров при числе повторов 5 раз с интервалом 3 с может занять 150 с (10x5x3 = 150 с). При этом ПО «АРМ Мониторинга» ничего другого делать не будет.
Таким образом, для нормального функционирования системы мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка необходимо наличие достаточно быстрой сети с надежной связью.
Для оператора ПО «АРМ Мониторинга» важно видеть статус устройства самообслуживания, соответствующий реальному положению дел. Однако изменение статуса устройства - это событие, которое имеет все недостатки, перечисленные выше.
Для избежания расхождения реального и отображаемого статусов можно установить флаг «Осуществлять контроль наличия соединения с интервалом...». При этом с указанной периодичностью будет проводиться запрос параметра «Статус» у всех отдельных устройств банкомата (для этого процесса число повторений запросов и таймаут между ними задаются отдельно в файле Browser.INI). При этом путь при установке по умолчанию C:\Monitoring3\Browser. Однако в этом случае, пока не завершится опрос всех устройств, ПО «АРМ Мониторинга» ничего другого делать не будет (см. замечание выше).
Параметр «Статус» также запрашивается при двойном щелчке по объекту, у которого не развернуто поддерево параметров.
2.2. Работа системы. Этап подготовки и инсталляции системы подразумевает установку ПО «АРМ Мониторинга» на рабочие станции сети банка
и, отдельно, установку ПО «Агента Мониторинга» на каждое УС, которое работает под управлением единого гибридного ПО банкомата.
Конфигурирование ПО «Агент Мониторинга» заключается в установке ІР-адресов АРМ Мониторинга, с которыми данный Агент Мониторинга будет взаимодействовать. Рабочие станции с другими ІР-адресами не будут иметь доступа к этому УС. На АРМ Мониторинга оператор прописывает УС, подлежащие мониторингу, формирует группы УС по произвольным признакам (район установки, тип устройства и т.п.). Схема информационного взаимодействия между АРМ Мониторинга и банкоматами и платёжными терминалами представлена на рис.1.
Основной цикл. При запуске АРМ Мониторинга опрашивает все прописанные на АРМ Мониторинга устройства на предмет наличия с ними связи и их текущего состояния. Основное окно АРМ Мониторинга представлено на рис.2. В этом окне объекты мониторинга представлены в виде древовидной структуры. Окно «Структура объектов» АРМ Мониторинга постоянно отображает логическую структуру контролируемых УС, в которой каждое УС обозначается маркером, цвет и форма которого соответствуют текущему состоянию устройства. Значения этого маркера приведены справа в окне «Статистика по группе» (см. рис.2).
В случае изменения состояния УС ПО «Агент Мониторинга», установленный на этом УС, генерирует и посылает на АРМ Мониторинга соответствующее сообщение. Прием сообщения может сопровождаться звуковым сигналом для оператора, а также изменением формы и цвета маркера, обозначающего соответствующее УС.
Все полученные сообщения сохраняются в базе данных и отображаются в окне «События» АРМ Мониторинга (см. рис.3). Оператор имеет возможность сортировать и фильтровать сообщения в зависимости от различных параметров (дата, источник, важность, описание), а также экспортировать наборы сообщений в виде текстового файла.
Рис. 1. Схема информационного обмена между АРМ Мониторинга и УС
Ф~ип Спрээкл
(г(тї[л
С -ригчроОоъу» лі
_| Опт* трЛМЯТрм Д Ответы О Ф^ПЫУЫ
*ь уп Ьсімія» іо ітмаї дан <Ь _| .'«*»•» парапетом
*-|І інии и
I Фипьтоы ф 9 Бвнкоивт ОигсИ 4 У =ан> ом* ? МС~. ^п:па> 70
О ц Бочконм'Л'ЄЯЮОЬу
Ст ат ис г и«о по • оупг*
Всв-о ов «мо*
О С «О0П»ЛИ*М рС»»*ПО** рв&ОЫ
ХС эгра*-нчсичоа ф» н»и «на *кьос*к« Тр«о*,олк« енсие^ельггеа отераор-а О I ав«м - й на ->г,г -у»ч<с*м.*в
О Е ОЄЖМ”в кМІШЗЦІИ
# С ль К4-Сі *.( иімс іро*нл іМ О Е мими«и'№|м14«
# С ем» гкчеии>м грэ-ра 1”Ой V СЭТС|Т:Т» КН С915И
ф С этс^тпвлвп *э-тропа
С _> г»о-е* гся'ртт-и
И«гэарм* ов ь«» т ов нхмт эри»го.
_1
И«е«:-мя УУьшгтг* нсмг^ип Я? 9 «
Рис. 2. Основное окно АРМ Мониторинга
Более детальную информацию о состоянии конкретного УС оператор получает посредством запроса значений параметров состояния УС. Оператор имеет возможность произвольно группировать запрашиваемые параметры о состоянии УС в тематические отчеты и сохранять результаты запроса в виде текстового файла.
Управление работой удаленного УС осуществляется посредством установки новых значений параметров состояния. Для параметров, отмеченных как разрешенные для записи (например, «Общие параметры» => «Общая информация» => «Режим работы устройства» и т.п.), оператор имеет возможность установить новое значение. Набор подобных параметров ограничен из соображений безопасности и определяется версией ПО, а также согласовывается с Заказчиком и не может быть расширен оператором.
(Тайл Ставке
ЩЩг
Сф^м^рл (Аыгкшн
О і Иерэркл* объектов мониторинге «1 № _1 ОС-Д1Ы арам а р>
О'четы _] Фипыиы • Ф Боумснскн і рожи _! исш'*і ара^ м з2| 0’«-е"ы ч ІЛ Фипырь
у/ Е9ЭС«<ГсТр01
V сяі
V ГЭПОЛСЭСС
+ 3 Филиал 11 ОС *1
Дато и Время | Источник | Ез*яог~~
| Описоние
Пр еду пре «дающее
Мноэр-ационное Ііі о .ір-ацииннии
Ні О І| “ПЦИИИНШ*
Пр ед« I лречдающее Иноэр-ационное Пн о эр “ ационн ое Ино-ір**ацииннив
П( **ЛЧ ЦІІ'Ж/ЦІМІЩІ*!*
Пноэр^оционное 11н©эр~оционное 1-Ій о эр и ационн ое
Банкомат в э* Изменилось с Ьзіікимві и рі И ІМІ‘І4ИІІШ І. I Бонкомот е о< Изменилось с Банкомат в р« Изменились с Впіікомпі к ;и Изменилось г Банкомате о« Изменилось с
3
Рис. 3. Экран отображения событий
Основное окно ПО «АРМ Мониторинга» (пользовательский интерфейс) показано на рис. 4.
до ноли игольной информации
Рис. 4. Окно ПО «АРМ Мониторинга»
2.3. Объекты мониторинга. Объектами мониторинга в системе называются конечные устройства самообслуживания банка, такие как банкоматы, терминалы и т.д., с установленными на них единым гибридным ПО банкомата и ПО «Агент Мониторинга». Для включения в систему мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка эти УС регистрируются на АРМ Мониторинга как объекты мониторинга, а данные о них сохраняются в базе данных системы. Зарегистрированные в системе объекты мониторинга при изменении состояния посылают на АРМ Мониторинга сообщения о данном событии. Каждый объект мониторинга, в свою очередь, может быть опрошен АРМ Мониторинга по определенному для объектов его системного типа набору параметров (см. рис. 1). Набор параметров, который контролируется АРМ Мониторинга, набор событий, которые присылаются на АРМ Мониторинга, а также набор сообщений, выдаваемых тогда, когда эти события происходят, в общем случае зависят от системного типа.
Работа с объектами мониторинга системы (создание и просмотр иерархии объектов, выбор текущего объекта и т.п.) происходит в окне «Структура мониторинга объектов» основного окна АРМ (см. рис. 2 и 5).
Окно «Структура объектов» отображает структуру всех зарегистрированных в системе объектов в виде дерева, при этом каждая ветвь является либо группой объектов, либо конкретным устройством. Общий вид иерархии показан на рис.6. В правом окне «Статистика по группе» приведены все цвета маркеров, которыми могут быть отмечены объекты мониторинга, с расшифровкой их состояний в зависимости от цвета маркера. Также в этом же окне приведена статистика по группе, либо включая подгруппы, либо не включая подгруппы (в зависимости от того, включена или нет опция «Включая подгруппы»).
£" Мдоиторинг і» тртатіе-чї рі-Ц] [мкч*
•НА Орні
ГМ^ІГ
Ьмрпмв 1 і І •-
Щ' І й І і уьднчч ы |^| Варта ТО
« *аЕЯЕЯПЩН * -і • — р •Ь --ч-ш-н -Ь.іЬ-ЛЧ» £■ &*-ни _І В % Ши ■ .>-■■■«* !■ -РЧ ЪЛЖЯШЯЯ ПГ". К МЯМН \Ш Шфт
Іа.ь.ямАрм
Рис. 5. Окно «Структура объектов»
Структуре Объектов
$ Иерархи* ибъемив г-1инм| иринг а (_□ 05щие параметры ^ Отчеть 1_| Фипь-трь Е #?ь Отделение 155Е-58
□ Обдие параметры •1^ Этчеты |_Д ФиЯаТры ;& Ц 5 энкомот И* 1311
I- # I \.................
Ш С) Общая информация Н СЗ Кэнфигуроцич Э С_1 Состояние устройств И С1 Состояние ПЛвТОЖНЬХСИСТС!-(г Отделение 155Е-80 _1 Обднепараметры ^ Этчсти С| ФиЯа'рЫ О § Банкомат № 779£
эанкомат М« 158£
Рис. 6. Общий вид иерархии объектов Пиктограммы, используемые для отображения иерархии объектов
^ — корень иерархии (включает все ооъекты мониторинга):
§И — группа объектов мониторинга (объединенные по какому-либо признаку отдельные устройства самообслуживания):
М. ,
Э — объект мониторинга (отдельное устройство самообслуживания. например, банкомат, терминал и т.д.);
— индикатор состояния объекта, группы мониторинга (может также принимать такой вид ^ —
индикатор состояния объекта, обозначающий разрыв физического соединения).
В окне, отображающем структуру объектов, рядом с каждым объектом (или группой) расположен индикатор, цвет которого символизирует критичность текущего состояния объекта или группы.
Уровни критичности состояний объектов в зависимости от цвета индикатора приведены в таблице.
Состояния являются наследуемыми, т.е. статус группы определяется состоянием отдельных устройств, входящих в группу, и соответствует наиболее критичному (наихудшему) из них. Команда «Контролировать статус» контекстного меню, доступного по нажатию на правую кнопку мыши, позволяет запретить или разрешить влияние статуса выделенного объекта на статус его группы (см. рис.7).
Структура Объекте
Ф £ Иерархия абъектоЕ мониторинга. 1 1 Общие параметры Отчеты СИ Фильтры В Ф$Л Отделение 1555-53 Общие параметры |£| Отчеты 13 Фильтры Ф 3 Банки чат № 1311
I Общая информация ♦ Конфигурация ♦ Состояние устоЭЙС Удалить
* Контрогировать стг 1тус
т 1_1 Состояние плэтеж»-Отделение 1555-6 Э Свойстве. АК+Еп1вг
_] 0'_|дие параметры Отчеты ^ Фильтры Ф 3 Банкомат 1М» "796
Рис. 7. Команда контекстного меню «Контролировать статус»
Если выделить группу объектов мониторинга (установить на ней курсор) либо выделить все объекты мониторинга, то в правом окне параметров можно посмотреть статистику либо данной группы объектов, либо по всем объектам мониторинга по уровню критичности их статуса (см. рис.8). Заметим, что собрать статистику по объектам мониторинга, можно, либо включая подгруппы данной группы, либо нет, в зависимости от того, установлена или нет опция «Включая подгруппы» под окном «Статистика по группе».
Овгпсіика по группе
0МГС ОСЪе-чТОЕ 7
О Снорг-агьны:- рвСККМСг- роеэты 0
# С ограни 16 нно.1 ц. ункционепьн остью 0
О Тиебукшн*. в~ви. замыл ве оператора 4
О в режиме не обс/іужі-аенн* 0
■О Б режиме инкассации 0
4 СолпорэтнэР неисгровностью 0
О Е режиме эпзратсра 0
• Свь<лючэннсйпрэграм“Ой 3
С отсутствием се а 31- 0
■0 Согсутстепым кснтрэгя и
Р "Включая пслгрупг»;
Рис. 8. Окно «Статистика по группе»
2.4. Параметры состояния объектов - это набор переменных (имеющих название, значение, тип), которые определяют состояние устройства самообслуживания или его составных частей. Примером параметра может служить переменная «Выданная сумма», пример ее значения - 35000 руб. Параметры состояния объектов могут быть числовыми (количество, сумма), строковыми (тип устройства, модель устройства), списочными (имеющими значение из определенного списка). Например, параметр «Режим работы устройства» может принимать значения: «Режим ожидания клиентов», «Не обслуживает», «Режим оператора», «Режим обслуживания клиента», «Программа не запущена» и т.п.
Обычно параметры собраны в логические группы. Примером такой группы может служить группа «Состояния платежных систем».
Набор параметров состояния и их структура фиксированы для данного системного типа объектов и определяются разработчиком ПО «Агент Мониторинга».
Для удобства оператора возможно группирование различных параметров в тематические отчеты. Отчеты могут содержать произвольное подмножество параметров объекта, сгруппированных по усмотрению оператора.
2.5. Установление соединения с объектом. Чтобы получить текущие значения параметров, описывающие устройство самообслуживания, необходимо установить с ним соединение. Для установления соединения с интересующим объектом необходимо выделить его в иерархии (установить на нем курсор) и дважды щелкнуть на нем левой кнопкой мышки. При этом происходят проверка физического соединения, запрос системного типа устройства и загрузка параметров, соответствующих данному системному типу. При успешном соединении с УС загружается изображение устройства и под названием объекта в окне «Структура объектов» появляются четыре папки, содержащие параметры устройства: «Общая информация», «Конфигурация», «Состояние устройств» и «Состояние платежных систем» (см. рис. 9). Параметры объекта отображаются в виде иерархии и сгруппированы по логическому признаку.
Если соединение с устройством невозможно, то на экран выдается соответствующее сообщение «Отсутствует физическое соединение с устройством» с двумя кнопками «Повтор» и «Отмена», выбором которых определяются дальнейшие действия программы (см. рис. 10).
Рис. 9. Вид основного окна программы после успешного соединения с объектом
Рис. 10. Сообщение «Отсутствует физическое соединение с устройством»
2.6. Получение значений параметров. В режиме работы с параметрами система позволяет одновременно получать либо значения всех параметров конкретной группы параметров, либо значение одного параметра данной группы. Чтобы одновременно получать значения произвольного набора параметров объекта по усмотрению оператора, необходимо воспользоваться механизмом отчетов. Для получения значений определенного параметра (группы параметров) необходимо выбрать (установить курсор) интересующий параметр (группу параметров) и выполнить команду контекстного меню «Получить значение», доступную по нажатию на правую кнопку мыши, или дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на данном параметре (группе параметров) (см. рис. 11 и 12).
Значения параметров выводятся в правой части основного окна (окне параметров) в форме табл. 2 с соответствующими полями: «Параметр», «Банкомат № ...».
Таблица 2
Параметр Банкомат № 7798
Общая информация ““
Общее состояние устройства Нормальное (ОК)
Режим работы устройства Режим Ожидания Клиентов
Режим работы устройства, заданный оператором Режим обслуживания (In-Service)
Системное время 11:41:5913.02 2004
*
Структуре Объектов
$ Иерархия объектов мониторинге ^
_) Общие параметры А Отметь ^ Фильтры - У^ица Большая Почтовая а 26 _1 Общие гараметры ^ Отчеты _1 Фильтры - # § Банкомат № 7798 В !_) Общая инфоомадия
□ Общее состояние устройства (3 Режим работы устройства О Режим работы устройства заданный оги О Системнее время 3] 1_| Конфигурация В 1_) Оосюяние ус1ройс1ы £ _| Кгиентский картоидвр Ж 1_| Чековый принтер
® □ ^^^^^^ый принтер -
Ей 1^1 Параметры состояния диспенсера
9 __I Загрузке диспенсера
9 __1 Информация по кассете брака
В 110 Коссе т о <М 1.М 2.М З.М 4>
О Номер
□ Состояние
□ Номинал
Рис. 11. Работа с параметрами объекта Рис. 12. Команда контекстного меню
«Банкомат №7798» «Получить значение»
Пиктограммы, используемые для отображения иерархии параметров:
Э — корень иерархии (объект мониторинга): и — логическая группа параметров (физический модуль); і 0
Щ — множество однотипных модулей, содержащее множество однотипных параметров состояния (пример наименования — «Кассета <Ы 1, N 2, N 3, N 4...>»).
— отдельный параметр, разрешенный только на чтение:
- отдельный параметр, разрешенный и на чтение, и на изменение:
З. Модульное описание комплексной системы прогнозирования.
Данные системы мониторинга [l] показывают состояние устройств самообслуживания только по физическому опросу датчиков, установленных на разных модулях УС. При этом отображается состояние модулей устройств самообслуживания только на момент опроса. Кроме того, система мониторинга не способна достаточно быстро предсказать переход УС в режим «Out of ser-vice» (режим «не обслуживает») также вследствие следующих факторов:
- в связи с близким завершением расходных материалов (журнальная или чековая лента);
- неполадки технического характера (отказ в работоспособности модулей и компонентов УС).
Перечисленные аспекты очень важны при планировании обслуживания, так как, зная, какие устройства самообслуживания в ближайшее время и в какой точке города с большой вероятностью могут перейти в режим «Out of service», возможно более эффективно их обслуживать. При этом значительно сокращается время реагирования. И это особенно актуально, когда в городе установлено большое количество УС.
Разрабатываемая нами комплексная система прогнозирования (КСП) позволяет получить прогноз достаточно высокой надёжности. Проанализировав результат работы данной КСП и разбив город на «сектора реагирования», можно более эффективно использовать человеческие, материально-технические и другие ресурсы, а также дорожно-транспортную ситуацию.
КСП разрабатывается как дополнительный модуль к основной «Системе мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка» ЗАО «СмартКард-Сервис» [1]. КСП, блок-схема которой представлена на рис.13, состоит из нескольких модулей, каждый из которых выполняет отведённую ему функцию и взаимодействует с основной системой. Рассмотрим назначение и функциональные особенности каждого модуля.
Программный модуль интерпретатора представляет собой графическое диалоговое окно, предлагающее оператору выбрать устройство самообслуживания, его тип и тип модуля, по которому требуется прогноз (см. рис. 14). Далее данный модуль посылает запрос в базу данных через систему мониторинга на наличие данного устройства. После получения утвердительного ответа в диалоговом окне модуля интерпретатора кнопка «ДАЛЕЕ» становится активной и модуль получает доступ к базе log-файлов с прогнозами.
Рис. 13. Блок-схема комплексной системы прогнозирования
Т«і устройства самообслуживания
банкомат
Модель устройства самообслуживания
ПСЯ л)
Т ип принтера
чековый -
Выберите тип поинтер^^^
журнальный
1 Далее | Отмена
Рис. 14. Последовательные
переходы между диалоговыми окнами программного модуля интерпретатора с графическим интерфейсом
Система мониторинга банкоматов и устройств самообслуживания позволяет с одного рабочего места, на котором установлено программное обеспечение (ПО) «АРМ Мониторинга», эффективно управлять множеством уда-
ленных УС, непрерывно контролировать их работу, получать, обрабатывать и сохранять информацию о состояниях УС. Архитектура этой системы является распределенной (см. рис. 15), построенной по принципу клиент/сервер, и состоит из двух основных модулей:
- модуль «АРМ Мониторинга» (сервер) на рабочей станции банка;
- модуль «Агент Мониторинга» (клиент) на устройстве самообслуживания.
Устройство самообслуживания (Банкомат или Платежный терминал с единым гибридным программным обеспечением)
Дополнительный модуль ПО «Агент Мониторинга»
Дополнительный модуль ПО «Агент Мониторинга»
Устройство самообслуживания (Банкомат или Платежный терминал с единым гибридным программным обеспечением)
Рис. 15. Архитектура системы мониторинга банкоматов и устройств самообслуживания
Взаимодействие модулей требует наличия сетевого соединения между устройствами самообслуживания и компьютером, на котором установлено ПО «АРМ Мониторинга». Система функционирует в локальной и/или распределенной вычислительной сети банка. При этом требуется поддержка стека протоколов TCP/IP на маршруте соединения устройства самообслуживания и АРМ Мониторинга. ПО «Агент Мониторинга» работает в паре с единым гибридным ПО банкомата (устанавливается как дополнительный модуль к единому гибридному ПО банкомата). Работа системы никак не влияет на интерфейс с клиентом.
Система мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка выполняет следующие основные функции:
- отображение логической структуры сети УС;
- визуализация состояния отдельных УС и/или их групп;
- получение значений параметров состояния УС по запросу оператора (экспорт результатов в файл);
- формирование специализированных (финансовый, технический и т.п.) отчетов о текущем состоянии УС;
- отображение, экспорт, редактирование и хранение структуры отчета;
- оповещение оператора обо всех изменениях состояния (событиях) УС;
- ведение (что подразумевает хранение, отображение, экспорт) журнала событий;
- выборка записей из журнала событий с сортировкой и фильтрацией по важности, источнику, времени регистрации;
- удаленное управление УС (перевод в режим «Не обслуживает», инкассация и сверка итогов и т.д.);
- получение файлов журналов по сети (РЮ-, РИЯ-, РЯБ- и БКЬ-файлов);
- получение видеоизображения с «портретной» и «нижней» камер за определенные дату и время.
Система мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка позволяет иметь несколько компьютеров с установленным ПО «АРМ Мониторинга», чтобы обеспечить иерархию контроля за состоянием УС банка - одно центральное автоматизированное рабочее место (АРМ) в головном офисе банка и несколько АРМ в отделениях, обслуживающих конкретные УС.
Модуль «АРМ Мониторинга» является центральным пунктом, с которого можно контролировать состояние множества конечных устройств, получать о них всю необходимую информацию, в том числе и информацию о необходимости человеческого вмешательства. АРМ Мониторинга позволяет провести удаленную диагностику состояния конкретного УС, просмотреть список сообщений обо всех происходивших с ним изменениях состояний, сформировать и экспортировать тематические отчеты (финансовый, технический и т.п.), установить значения некоторых параметров функционирования («Режим работы устройства» и т.п.), получить файлы журналов (РЮ-, РКИ-, РКБ- и БКЬ-файл), а также видеоизображение с «портретной» и «нижней» камер (в том случае, если на устройстве самообслуживания установлена система видеонаблюдения). Основные функции ПО «АРМ Мониторинга» следующие: графический интерфейс с оператором; генерация и передача запросов (управляющих команд) к УС; прием, обработка и хранение сообщений, поступающих от УС; ведение базы данных событий; экспорт данных и получение видеоизображения с камер, установленных на устройстве самообслуживания.
Модуль «Агент Мониторинга» устанавливается на управляющий компьютер УС в дополнение к единому гибридному ПО банкомата. Его основные функции следующие:
- выполнение запросов ПО «АРМ Мониторинга» на сбор необходимой информации и передача этой информации на адрес АРМ Мониторинга;
- прием и исполнение управляющих команд АРМ Мониторинга;
- отправка на адрес АРМ Мониторинга сообщений в случае изменения состояния УС.
В основная базе данных (см. рис.13) сохраняется информация о состоянии УС, дате открытия и закрытия операционного дня, состоянии платежных систем, физическом состоянии модулей, состоянии линии связи, загрузке УС, а также о количестве напечатанных чеках чековым принтером, захваченных и принятых карт, обслуженных клиентов.
Модуль «Обученная нейронная сеть» представляет собой многослойную обученную нейронную сеть, которая на основе анализа входных данных (число обслуженных клиентов, количество напечатанных чеков, количество
напечатанных событий на журнальной ленте, количество сбоев в работе УС, количество вставленных карт, период между загрузкой и выгрузкой денежных средств и т.д.), полученных в процессе взаимодействия с другими модулями, выдаёт прогноз на выбранное устройство самообслуживания.
Для взаимодействия обученной нейронной сети с основной базой данных используется вспомогательный модуль взаимодействия базы данных с нейронной сетью, предназначенный для выборки и формирования входных данных для нейронной сети из базы данных формата mdb. Взаимодействие приложения с базой данных может быть организовано различными способами. В настоящее время главенствующими становятся универсальные механизмы доступа к данным, которые обычно реализованы в виде библиотек и дополнительных модулей (драйверов или провайдеров). Библиотеки содержат определенный стандартный набор классов, методов, параметров и обеспечивают стандартный интерфейс доступа к данным. Дополнительные модули реализуют непосредственное обращение к функциям клиентского API конкретных СУБД. Причем дополнительные модули устанавливаются исходя из текущей потребности. Универсальные методы не лишены недостатков (снижение производительности, поставка соответствующих драйверов и их настройка и т. п.), но все это не идет в сравнение с их основным достоинством - универсальностью. Нельзя забывать и о том, что они значительно увеличивают производительность труда программиста, так как отпадает необходимость в изучении специфических интерфейсов и специфических средств разработки. Среди универсальных методов доступа к данным наиболее распространены в настоящее время: ODBC - Open Database Connectivity; OLE DB - Object Linking and Embedding Database; ADO -ActiveX Data Objects; BDE - Borland Database Engine; ADO.NET - ActiveX Data Objects технологии NET.
Модуль взаимодействия базы данных с нейронной сетью генерирует отчёт на основе выбранных и заданных критериев запросов. Результат можно разнообразным образом представить на экране и на твёрдом носителе. Имеется возможность редактирования через результат выборки исходных таблиц. Результат выборки сохраняется в формате txt. В модуле при создании выборки возможна настройка переменных критериев запроса, значения которых запрашиваются при выполнении запроса. Возможна любая сортировка итогов запроса. Выборку можно сохранить, снабдив пояснениями, которые видны при выборе сохранённого запроса для выполнения или загрузки. В данном модуле выборка идет с подключением драйвера DAO, так как DAO даёт максимальные возможности при работе с MS Access (в нём есть много опций, которые просто недоступны через другие системы). С MS Access работает очень быстро, но в основном за счёт очень сильного кэширования записи данных.
В базе данных нейронной сети сохраняется информация о процессе работы и степени ее обученности.
Программный модуль вывода результата на экран оператора представляет собой программную оболочку, в которой происходит графическое представление данных, полученных от нейронной сети. В данном модуле реализована возможность вывода результатов на печать либо запись в log-файл.
В базе log-файлов сохраняются результаты работы комплекса за предыдущее время. Хранится информация в виде txt-файлов.
В настоящее время продолжается также отладка остальных блоков, представленных на рис.13, комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания.
4. Выводы. Специфика создания комплексной системы прогнозирования простоя банкоматов и устройств самообслуживания определяется стратегией банка на рынке предоставления услуг частным вкладчикам. Такая стратегия необходима банкам для лучшего и более экономичного обслуживания клиентов и призвана обеспечить бесперебойную работу устройств самообслуживания, что, в свою очередь, скажется на прибыли и имидже банка в условиях жесткой конкуренции. Ведь поддерживая бесперебойную работу УС банк предоставляет клиенту еще и удобство, а также экономит его время. Поэтому разрабатываемая КСП представляет собой определённый шаг в решении перечисленных проблем.
Литература
1. Система мониторинга и управления устройствами самообслуживания банка. М.: ЗАО “СмартКард-Сервис”, 2006.
ФОКИН АЛЕКСЕЙ АНАНЬЕВИЧ - аспирант кафедры телекоммуникационных систем и технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
FOKIN ALEKSEY ANAN’EVICH - post-graduate student of telecommunications systems and technologies department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АНДРЕЕВ ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой телекоммуникационных систем и технологий, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
ANDrEeV VSEVOLOD VLADIMIROVICH - candidate of mathematical and physical sciences, assistant professor, head of telecommunications systems and technologies department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.