Иванов Дмитрий Игоревич
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В рамках теории синтетической языковой личности рассматривается система принципов моделирования когнитивно-прагматических программ, включающая в себя принцип системной организации, принцип целостности, иерархичности и гармонизации когнитивных подсистем, принцип структурной унификации и полидискурсивного/полисемиотического моделирования, а также принцип полисубъектной организации. Эти принципы являются общими для когнитивно-прагматических программ всех типов, каждая из которых представляет собой особую систему когнитивно-прагматических установок (целевых, самоидентификационных (ролевых), инструментальных, оценочно-результативных), формирующихся в пространстве когнитивного сознания субъекта-источника / субъекта-интерпретатора.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/5-1/26.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 1. C. 97-100. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 81.1; 008:361
В рамках теории синтетической языковой личности рассматривается система принципов моделирования когнитивно-прагматических программ, включающая в себя принцип системной организации, принцип целостности, иерархичности и гармонизации когнитивных подсистем, принцип структурной унификации и полидискурсивного/полисемиотического моделирования, а также принцип полисубъектной организации. Эти принципы являются общими для когнитивно-прагматических программ всех типов, каждая из которых представляет собой особую систему когнитивно-прагматических установок (целевых, самоидентификационных (ролевых), инструментальных, оценочно-результативных), формирующихся в пространстве когнитивного сознания субъекта-источника / субъекта-интерпретатора.
Ключевые слова и фразы: субъект-источник; субъект-интерпретатор; когнитивное сознание; синтетическая языковая личность (СЯЛ); принципы моделирования; когнитивно-прагматическая программа (КПП).
Иванов Дмитрий Игоревич, к. филол. н., доцент
Гуандунский университет международных исследований, Китайская Народная Республика
Ивановский государственный университет
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Практика гуманитарных исследований Новейшего времени убедительно доказывает, что наиболее перспективный путь развития всей парадигмы современного гуманитарного знания должен строиться на расширении и «глобализации», стирании границ между узкоспециализированными, монодисциплинарными теориями (лингвистическими, литературоведческими, культурологическими, философскими, психологическими, социологическими и т.д.) и выходить не в междисциплинарное, а в метадисциплинарное поле исследований [8; 9]. На наш взгляд, своеобразным «ключом», активизирующим синтетические процессы в пространстве научного дискурса, является семиотико-когнитивная составляющая. Дело в том, что она не только пронизывает всю систему научного знания, отражая и фиксируя процесс/результат креативно-когнитивной деятельности личности (точнее системы субъектных модальностей: субъект-источник - субъект-интерпретатор), но и позволяет ученому одновременно эффективно работать с различными знаковыми системами (вербальными (языковыми), музыкальными, артикуляционными, имиджевыми и многими другими). Все это, несомненно, позволяет выйти на качественно новый уровень понимания и анализа как частной, так и общенаучной проблематики.
В этом контексте значение постулируемой нами когнитивной гуманитарной семиотики [3; 6; 7] как одного из перспективных современных научных направлений синтетического характера представляется вполне оправданным. В рамках данного направления была разработана авторская лингвокультурологическая теория синтетической языковой личности [4], в которой одно из центральных мест занимает понятие «когнитивно-прагматическая программа» (КПП) [3].
КПП понимается нами как особая система когнитивно-прагматических установок (целевых, самоидентификационных (ролевых), инструментальных, оценочно-результативных), формирующихся в пространстве когнитивного сознания личности (системы субъектных модальностей (субъект-источник - субъект-интерпретатор)) [5]. Здесь же отметим, что особая актуальность данного понятия обусловлена чрезвычайно широким диапазоном его операциональных возможностей. Во-первых, КПП выступает «в качестве ментально-когнитивной связки между сознанием, мышлением и интеллектом человека. Во-вторых, позволяет проводить системный структурный, когнитивный, концептуально-семантический анализ языкового и коммуникативного (индивидуального / коллективного (массового)) сознания. В-третьих, дает возможность глубокого понимания процессов когнитивного взаимодействия субъектов разных типов (субъекта-источника - генератора КПП и субъекта-интерпретатора - воспринимающего и интерпретирующего сознания). В-четвертых, позволяет охватить все сферы актуализации когнитивно-прагматических интенций: а) на уровне отдельной личности; б) на уровне массового сознания; в) на уровне различных текстуальных форм, образованных на базе всех известных знаковых систем (вербальной, музыкальной, кинетической, визуальной и т.д.); г) на уровне дискурса и взаимодействия (однотипных и неоднотипных дискурсивных единиц); д) на уровне дискурсивных пространств и их взаимодействия; е) на языковом (концептуальном) уровне; ж) на лексическом (семантическом) уровне; ж) на уровне всей культуры в целом; з) на уровне других сфер деятельности человека и общества (политической, социальной и других) - и т.д.» [3, с. 108].
Кроме того, КПП может рассматриваться как специфический ментально-когнитивный структурообразующий, «классифицирующий» элемент не только для когнитивного сознания отдельной личности, но и для всего полидискурсивного пространства субъективированной реальности. Другими словами, учитывая механизмы и принципы моделирования КПП, а также её типологические особенности (существует несколько основных типов КПП: а) метанарративные (универсальные) КПП; б) производные КПП; в) отраслевые КПП (научные,
98
^БЫ 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 1
религиозные, художественные и т.д.); г) профильные КПП (литературные, музыкальные, гуманитарные, естественно-научные и т.д.); д) ролевые КПП (КПП либерала, КПП демократа, КПП ученого и т.д.); ж) имиджевые КПП (имиджевая КПП политика, музыканта, поэта и т.д.); з) национально-специфические КПП (мононациональные (японская, русская, китайская); полинациональная (синтетическая) КПП (англо-американская, русско-китайская)), можно построить общую абстрактную модель структурной организации пространства субъективированной реальности, каждая зона (сектор) которой будет соотнесена с тем или иным типом КПП. Однако заметим, что этот вопрос требует отдельного исследования, а в рамках данного материала мы более подробно рассмотрим основные (общие) принципы моделирования КПП всех типов.
Принцип системной организации КПП является одним из ключевых, так как выступает в качестве базового основания формирования её внешней (полисемиотической (языковой, мимической, пластической, артикуляционной, музыкальной, графической и т.д.) / внутренней (концептуальной, смысловой, интенциональной) структуры. Заметим, что системный характер моделирования КПП, в рамках которого «объективное и субъективное составляют диалектическое единство» [2, с. 8], обусловлен, во-первых, системной направленностью механизмов формирования и функционирования когнитивного сознания личности, которое представляет собой «своеобразную ментальную, "сверхъязыковую " (несводимую к языковому сознанию, но им овнешненную), когнитивно-прагматическую, многоуровневую поликомпонентную метаструктуру психики, синтезирующую в себе чувственно-аналитические формы восприятия, обработки и дешифровки информационных кодов разных типов, формирующуюся на базе взаимодействия собственно сознания, мышления, интеллекта, языкового сознания и сознания коммуникативного» [3, с. 108].
Во-вторых, общими системными законами моделирования субъективированного пространства реальности, организованного по принципам перманентного (постоянного) взаимодействия (притяжения/отталкивания) систем «высшего», «среднего» и «низшего» порядка. По этому же принципу происходит взаимодействие мета-нарративных (универсальных) инвариантных КПП с КПП «производными», образованными на их основе.
Одновременно с этим укажем, что системный характер моделирования КПП определяется еще рядом факторов. Во-первых, в структуру КПП могут войти только особые «избирательные» компоненты, которые в сознании субъекта-источника (генератора КПП) прошли процесс «когнитивной фильтрации», перекодировки, полной/частичной персонификации и гармонизации. Причем все эти компоненты (информационные коды разных типов), на базе которых впоследствии будут моделироваться целевые, самоидентификационные (ролевые), инструментальные и оценочно-результативные подсистемы когнитивно-прагматических установок (КПУ), находятся друг с другом в отношениях «взаимосодействия» и направлены на успешную реализацию основной цели всей КПП. Вот что по этому поводу, размышляя о базовых принципах систем разных типов, замечает П. К. Анохин: «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. Конкретным механизмом взаимодействия компонентов является освобождение их от избыточных степеней свободы, ненужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата. В свою очередь, результат через характерные для него параметры и благодаря обратной афферентации имеет возможность реорганизовать систему, создавая такую форму взаимосодействия между ее компонентами, которая является наиболее благоприятной для получения именно запрограммированного результата.
Таким образом, результат является неотъемлемым и решающим компонентом системы, инструментом, создающим упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами» [1, с. 16].
Принцип целостности КПП генетически связан с принципом системной организации. Подчеркнем, что он успешно реализуется на всех стадиях моделирования КПП. На начальном этапе формирования КПП (в тот момент, когда она еще только начинает зарождаться в пространстве когнитивного сознания) этот принцип проявляется, прежде всего, в неразрывности ментальных, духовных, эмоциональных, эмоционально-интеллектуальных [10; 11] и собственно когнитивных интенций личности, что прямо отражается на дуалистической (двойственной) природе данных систем.
Далее (после завершения процесса моделирования всех основных подсистем КПУ) принцип целостности продолжает работать, обеспечивая генетическую (неразрывную) связь этих подсистем. Так, выбранная субъектом-источником цель (система целевых КПУ) определяет выбор ролевых инкарнаций личности (подсистема самоидентификационных КПУ), в которых (в пространстве художественного текста, на сцене, в кино и т.д.) отражаются отдельные «срезы» «самоидентификационного профиля» личности генератора КПП. Одновременно с этим от качественных особенностей целевых и ролевых подсистем зависит выбор когнитивных, концептуальных, языковых, деятельностных «инструментов» (позитивных/негативных), необходимых для достижения главной цели КПП. На условно завершающем этапе моделирования КПП субъект-источник анализирует (подсистема оценочно-результативных КПУ) степень реализации поставленной цели, качество выбранной системы ролевых инкарнаций и эффективность «инструментов» достижения цели.
Другими словами, опираясь на принцип целостности моделирования КПП, можно с уверенностью сказать о том, что формирование различных подсистем КПУ в рамках отдельно взятой КПП - это единый, целостный процесс.
Принцип иерархичности подсистем КПП определяется её целостностью. Дело в том, что процесс формирования различных подсистем КПП представляет собой четкую иерархическую последовательность
когнитивных операций личности, в которой каждая подсистема занимает особое фиксированное место независимо от того, к какому типу относится КПП.
Первой начинает формироваться система целевых КПУ. Это связано с тем, что цель, в контексте когнитивных исследований, понимается нами как: 1) особый когнитивно-ментальный элемент, аккумулирующий все когнитивные процессы сознания; 2) свойственная каждой личности «первопотребность», определяющая специфику, динамику и вектор когнитивного развития/саморазвития мыслящего/чувствующего субъекта.
На наш взгляд, именно процесс целеполагания, точнее поиска/нахождения/перекодировки/трансформации цели (целевых КПУ), является базовым (начальным) этапом моделирования КПП. Дело в том, что характер выбранной цели и все её дальнейшие реальные/потенциальные когнитивные корректировки, возникающие в процессе протекания «жизненного цикла» КПП, существенно отражаются как на общем направлении вектора развития КПП, так и на всех частных когнитивных действиях/операциях субъекта-источника. Другими словами, качественные особенности целевых КПУ определяют специфику выбора ролевых (самоидентификационных), а следовательно, и инструментальных когнитивных подсистем КПП.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что общая, абстрактная, иерархическая модель структурной организации подсистем КПП включает в себя три уровня: 1) подсистема целевых КПУ; 2) подсистема самоидентификационных (ролевых) КПУ; подсистема инструментальных КПУ; 3) подсистема оценочно-результативных КПУ. Причем целевая когнитивная подсистема может считаться системообразующей.
Принцип гармонизации когнитивных подсистем, обеспечивающий непрерывность и целостность процесса развития КПП, основан на единстве используемого при моделировании КПП «когнитивного режима активации» всех информационных, концептуально-смысловых, вербально-языковых и других кодов, используемых в процессе формирования различных подсистем КПУ. На наш взгляд, существует две базовые разновидности режима когнитивной активации: 1) позитивный; 2) негативный. Процесс активации того или иного режима, как правило, запускается на стадии формирования системы целевых КПУ: если главная цель КПП имеет конструктивную направленность, то используется позитивный режим активации когнитивных кодов, соответственно, если цель КПП носит деструктивный характер, то активизируется негативный режим активации.
Это приводит к тому, что все используемые субъектом-источником информационные коды, «заимствованные» им из различных дискурсивных пространств, прежде чем попасть («встроиться») в ту или иную подсистему КПУ, должны пройти процедуру когнитивной перекодировки, в рамках которой конкретный информационный код получает специфическую активацию (позитивную, негативную).
Из этого следует, что при едином режиме активации всех подсистем КПП работает без перебоев. В этом случае процесс формирования «когнитивных блоков», нестабильных зон, приводящих к дестабилизации целостности КПП с последующей трансформацией и даже разрушением всей когнитивной системы, блокируется. Однако - это идеальная модель. В реальности все обстоит несколько иначе. Дело в том, что ситуация нарушения гармонизированного (единого) режима активации информационных кодов встречается достаточно часто и требует отдельного анализа в каждом конкретном случае [6].
Принцип структурной унификации реализуется, прежде всего, в том, что все КПП (независимо от типа (отраслевые, профильные, ролевые, имиджевые, национально-специфические, производные, метанарративные)) имеют однотипную структуру, то есть состоят из четырех основных когнитивных подсистем: а) целевой; б) самоидентификационной; в) инструментальной; г) оценочно-результативной.
Заметим, что реализация принципа структурной унификации КПП во многом объясняет внутренние механизмы трансформации КПП в полидискурсивном субъективированном пространстве. В данном случае речь идет о процессах: а) формирования одной/нескольких производных программ на базе метанарративной КПП; б) смены когнитивного статуса КПП, то есть перехода производных КПП в статус метанарративных.
Одновременно с этим принцип унификации когнитивных подсистем КПУ позволяет рассматривать все типы КПП, актуализированные в рамках той или иной зоны/сектора полидискурсивного пространства реальности, как целостную когнитивно-прагматическую матрицу. Причем все входящие в неё элементы (КПП разных уровней и типов) взаимодействуют друг с другом и являются частями единой метасистемы, в рамках которой активизируются процессы фиксации, накапливания, хранения, структурирования, дифференциации, перекодировки (всевозможные трансформации) и семиотизации («овеществление», «материализация», формирование знаково осязаемой «телесной» оболочки (вербальной, невербальной и т.д.)) всего когнитивно-ментального опыта, накопленного человеком.
Принципы полидискурсивного и полисемиотического моделирования КПП проявляются в том, что процесс формирования КПП всех типов основан на ситуации «освоения», частичной/полной персонификации, осуществляемой через когнитивную дешифровку (перекодировку), информационных кодов разных типов, образованных в различных дискурсах (дискурсивных зонах). Это закономерно приводит к тому, что генератор КПП воспринимает и декодирует проникающую в его сознание информацию в «полисемиотическом режиме». Другими словами, он «работает» сразу с несколькими знаковыми системами. Подчеркнем, что реализация этих принципов во многом обусловлена психофизиологическими особенностями восприятия субъекта-источника, изначально настроенного на полианалитический (визуально-аудиальный) режим познания пространства реальности.
Принцип полисубъектной организации актуален для всех типов КПП. Дело в том, что процесс создания (моделирования) КПП, активизирующийся в когнитивном сознании субъекта-источника (генератора КПП), неразрывно связан с процессом её транслирования, передачи воспринимающему сознанию (субъекту-интерпретатору). Из этого следует, что и субъект-источник, и субъект-интерпретатор, представляющие
100
ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 1
собой самостоятельные субъектные модальности, генетически связаны друг с другом и в равной степени необходимы для обеспечения прохождения полного «жизненного цикла» КПП.
Причем значимость каждого типа субъекта (источника/интерпретатора) обусловлена еще и тем, что важен не только сам факт (фрагментарной/целостной) трансляции КПП, но и её «закрепление» в структуре когнитивного сознания воспринимающего субъекта, который после её освоения, частичной перекодировки и персонификации отдельных частей «чужой» КПП начинает рассматривать её как свою собственную.
В результате при моделировании своей «оригинальной» (на самом деле «производной») КПП субъект-интерпретатор, получающий статус субъекта-источника, неосознанно использует персонифицированную им часть «чужой» КПП, которая продолжает функционировать и развиваться в пространстве его когнитивного сознания. Далее процесс «передачи» КПП от субъекта-источника к субъекту-интерпретатору может многократно повторяться. При этом базовая КПП, получающая статус метанарративной, не утрачивает своей активности.
В завершение необходимо сказать о том, что рассмотренные в этом небольшом, анонсивно-аналитическом материале общие принципы моделирования КПП представляют собой единую целостную систему, раскрывающую всю сложность, многоаспектность и широту операциональных возможностей понятия «когнитивно-прагматическая программа», детальное изучение которого, несомненно, будет проведено в будущем.
Список источников
1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.
2. Горлушкина Н Н Системный анализ и моделирование информационных процессов и систем. СПб.: Университет ИТМО, 2016. 120 с.
3. Иванов Д. И. Когнитивно-прагматическая программа синтетической языковой личности: общие вопросы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 2. C. 107-111.
4. Иванов Д. И. Синтетическая языковая личность в русской рок-культуре: генезис, типология, структура, межкультурные связи. Иваново: ПресСто, 2016. 384 с.
5. Иванов Д. И. Специфика функционирования системы «субъект-источник - субъект-интерпретатор» в рамках теории синтетической языковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 3. C. 109-113.
6. Иванов Д. И. Теория синтетической языковой личности: в 2-х т. / Гуандунский ун-т междунар. исследований (Китай). Иваново: ПресСто, 2016. Т. 1. Логоцентрическая модель синтетической языковой личности: структура и общие вопросы (на материале русской рок-культуры). 360 с.
7. Иванов Д. И. Теория синтетической языковой личности: в 2-х т. / Гуандунский ун-т междунар. исследований (Китай). Иваново: ПресСто, 2017. Т. 2. Логоцентрическая модель синтетической языковой личности: компонентная структура, система концептов (на материале русской рок-культуры). 296 с.
8. Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. Антропоцентрическая парадигма и теория синтетической языковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (65): в 3-х ч. Ч. 3. С. 96-100.
9. Иванов Д. И., Лакербай Д. Л. Теория синтетической языковой личности: новые горизонты // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12 (66): в 4-х ч. Ч. 1. C. 92-95.
10. Симбирцева Н. В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2008. № 3. С. 54-56.
11. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2009. С. 11-30.
GENERAL PRINCIPLES OF MODELING A COGNITIVE-PRAGMATIC PROGRAM OF A SYNTHETIC LANGUAGE PERSONALITY
Ivanov Dmitrii Igorevich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Guangdong University of Foreign Studies, People's Republic of China Ivanovo State University Ivan610@yandex. ru
In the framework of the theory of synthetic language personality the article describes the system of modeling principles of cognitive-pragmatic programs, which include the principle of systemic organization, the principle of integrity, hierarchy and harmonization of cognitive subsystems, the principle of structural unification and multi-discursive/multi-semiotic modeling and the principle of multi-subject organization. These principles are common to cognitive-pragmatic programs of all types, each of which represents a particular system of cognitive-pragmatic attitudes (target, self-identification (role-playing), instrumental, evaluative and productive), which are formed in the space of cognitive consciousness of the subject-source / subject-interpreter.
Key words and phrases: subject-source; subject-interpreter; cognitive consciousness; synthetic language personality (SLP); principles of modeling; cognitive-pragmatic program (CPP).