УДК 331.556
общие предпосылки разработки механизма повышения инвестиционной активности в московской области на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции
С.В. Фильченков, аспирант, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The analysis of the labor resources in the Moscow region demonstrates that there is a disproportion in volume features and background structure of human resources in municipalities. Therefore, intraregional migration should be a tool for balancing the labor market, reducing the organizational and management risks in the investment activity. Comparison of growth in the investment activity in areas within the Moscow region and assessment of trends in labor market reveals direct dependence of the growth demands in workforce on the economic activity. The author discusses the mechanism for enhancing the investment activity in the region based on the intraregional labor migration.
Анализ трудовых ресурсов Московской области показывает, что присутствует определенный дисбаланс по объемным характеристикам и квалификационной структуре кадров по муниципальным образованиям. В этих условиях внутрирегиональная миграция становится инструментом выравнивания уровня развития рынка труда, снижения организационных и управленческих рисков в инвестиционной активности. Сопоставление темпов роста инвестиционной активности в районах области и тенденций развития рынка труда позволило выявить прямую зависимость роста потребностей в кадрах от активизации экономической деятельности. Рассмотрены основные направления формирования механизма повышения инвестиционной активности области на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции.
Keywords: investment activity, intraregional labor migration.
Ключевые слова: инвестиционная активность, внутрирегиональная трудовая миграция.
В настоящее время законодательство Российской Федерации предоставляет регионам возможность применять следующие методы прямого влияния на повышение инвестиционной активности:
— предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);
— создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;
— участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций;
— оказание влияния на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне — посредством законодательной инициативы.
Разработка механизмов повышения инвестиционной активности в регионе должна быть основана на следующих положениях, регламен-
тирующих роль и задачи органов управления региона в области инвестиционной политики.
Главной задачей региональной инвестиционной политики должно выступать формирование благоприятной среды, которая будет способствовать привлечению инвестиционных ресурсов и повышению эффективности их использования в развитии экономики и социальной среды. Основные решения органов управления региона в области повышения инвестиционной активности должны быть направлены на:
— определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
— изыскание источников инвестиций, их привлечение и предупреждение их оттока из региона;
— установление рациональных областей использования инвестиций и выбор приоритетов;
— повышение эффективности инвестиций. Говоря о повышении инвестиционной активности, следует утверждать, что механизм этого процесса должен представлять собой комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику региона, отдельные сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.
Результатом функционирования предлагаемого механизма повышения инвестиционной активности на территории Московской области является наиболее полное использование трудового потенциала региона при снижении рисков, связанных с трудовым фактором в инвестиционных отношениях.
Таким образом, одной из целевых установок данного механизма следует считать проведение комплекса мероприятий, способствующих обеспечению трудовыми ресурсами процессов повышения инвестиционной активности в Московской области, в том числе для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области.
В связи с этим основными задачами должны стать:
1) обеспечение структурной перестройки экономики области в плане расширения ин-
новационной составляющей, выявления приоритетных отраслей и сфер деятельности, отдельных крупных инвестиционных проектов;
2) привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, в том числе стимулирование инвестиций субъектов предпринимательства, частных инвестиций, иностранные инвестиций;
3) создание дополнительных рабочих мест;
4) регулирование внутрирегиональных потоков трудовой миграции;
5) развитие лизинга в инвестиционной деятельности;
6) поддержка малого и среднего предпринимательства;
7) совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
8) создание условий для становления и развития венчурного инвестирования.
Как правило, меры региональных органов управления по повышению инвестиционной активности сводятся к трем основным направлениям: 1) поддержке инвестиционной деятельности (включая предоставление налоговых льгот); 2) созданию транспарентной процедуры ведения инвестиционной деятельности; 3) созданию механизма работы с региональными (районными) инвестиционными проектами.
Действия органов управления субъектом федерации, направленные на повышение инвестиционной активности на территории региона, должны рассматривать решение комплекса конкретных задач. Указанные задачи следует детализировать с позиции конкретизации мер в отношении трудовых ресурсов и трудового фактора развития инвестиционной активности:
• совершенствование механизмов регулирования деятельности финансово-кредитных и финансово-инвестиционных институтов и формирование общерегиональной рыночной инфраструктуры, где наряду со специализированными банками, инвестиционными, лизинговыми и страховыми компаниями, пенсионными, паевыми и другими специализированными фондами, должны работать структуры, в компетенцию которых входит решение задач обеспечения текущего и прогнозного регионального инвестиционного процесса трудовыми ресурсами;
• развитие в области современных форм взаимоотношений государства и института
предпринимательства (регионального заказа, государственно-частного партнерства и т.д.) как механизмов поддержки приоритетных отраслей, проектов и территорий, одним из составляющих которых выступает создание новых рабочих мест и их развитие;
• анализ располагаемого регионом инвестиционного потенциала и возможностей его увеличения по всем составляющим, в том числе трудовому потенциалу;
• анализ уровня регионального инвестиционного риска и поиск путей его снижения за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов, в том числе за счет развития внутрирегиональной трудовой миграции;
• разработка концепций, программ и стратегий развития внутрирегиональной миграции, предпринимательства, самозанятости населения в регионе;
• формирование и расширение перечня услуг в рамках проектного сервиса, которые органы государственной власти и местного самоуправления оказывают субъектам регионального инвестиционного рынка, включая вопросы обеспечения трудовыми ресурсами, в том числе за счет внутрирегиональной трудовой миграции в различных ее формах;
• обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса путем проведения региональных рекламно-информационных компаний в СМИ и посвящение отдельных разделов потенциалу развития трудовой сферы;
• формирование устойчивого имиджа региона в качестве надежного реципиента инвестиций и трудовых ресурсов. Перечисленные меры должны привести
к системному инвестиционному процессу. Необходим стратегический подход к управлению инвестиционными процессами в регионе. Однако повышение инвестиционной активности невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры, важнейшим фактором которой становится обеспеченность инвестиционного процесса трудовыми ресурсами, в первую очередь за счет развития процессов внутрирегиональной трудовой миграции.
Регулирование внутрирегиональной трудовой миграции должно стать объектом управления при разработке и принятии управленческих решений относительно развития инве-
стиционной активности. По нашему мнению, следует сформировать механизм повышения инвестиционной активности на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции. Данный механизм может быть закреплен в Программе социально-экономического развития, Миграционной программе Московской области или в других соответствующих стратегических документах.
Указанный механизм должен быть активным, учитывающим демографическую составляющую (убыль населения, старение, низкую продолжительность жизни). Он должен ориентироваться на создание оптимальных соотношений внутренней и внешней пространственной мобильности населения региона. Кроме того, необходима более плотная увязка миграционной и кадровой региональной политик в совокупности с мониторингом рынка труда, занятости, потребностей всего спектра экономики в трудовых ресурсах, в том числе и привлекаемых из-за рубежа.
Механизм повышения инвестиционной активности на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции базируется на взаимодействии трех составляющих:
• рынок труда и занятость;
• образование и квалификация;
• миграция внешняя и внутренняя.
Развитие рынка труда и занятости должно опираться на планы долгосрочного социально-экономического развития области, включая создание системы комплексного мониторинга, анализа и прогноза рынка труда для обеспечения баланса спроса и предложения рабочей силы. При принятии решений по развитию регионального рынка образовательных услуг чрезвычайно важно согласование с потребностями рынка труда и реальной экономики. Необходимо обеспечение тесного сотрудничества с инвесторами для предоставления возможностей реализации компетент-ностного подхода при формировании требований к вакансиям. На этой основе должны приниматься все решения по миграционному регулированию как внешнему, так и внутриобластному.
Среди первоочередных мер по регулированию миграционных процессов в регионе можно выделить следующие:
• налаживание эффективной системы учета и
регистрации всех групп мигрантов, прежде
всего внутрирегиональных;
• синхронизация работы всех ведомств, отвечающих за миграционное регулирование, налаживание обмена информацией;
• эффективное регулирование внутрирегиональной трудовой миграции, в том числе привлечение и использование иностранной рабочей силы с учетом интересов внутреннего и межрегионального рынка труда;
• стимулирование деятельности предприятий, привлекающих мигрантов из иных районов области и создающих для них условия работы и проживания (в случае сезонных работ, вахтового метода);
• стимулирование маятниковой внутрирегиональной миграции посредством полной или частичной компенсации транспортных расходов.
Предлагаемый механизм повышения инвестиционной активности на основе развития внутрирегиональной трудовой миграции заключается в координации решения задач на трех уровнях управления — областном, межрайонном и внутрирайонном.
Выделение указанных уровней носит условный характер, поскольку ни одна из задач не может решаться без учета интересов того или иного уровня. Деление проводится на основе превалирующей компетенции в решении того или иного вопроса.
На уровне руководства Московской области должны решаться структурные, институциональные, стратегические задачи по ряду направлений развития инвестиционной активности и трудовых процессов на территории области.
В первую очередь это задачи, касающиеся структуризации экономики области. Реструктуризация экономики региона подразумевает появление новых отраслей специализации в рамках имеющейся ресурсной базы, развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, расширение сферы услуг, в том числе туризма, транспорта, информатики, связи и т.д. Специфика осуществления региональной реструктуризации обусловлена трансформационными процессами, происходящими в стране, и определяется целым набором объективных и субъективных условий развития конкретного субъекта Федерации. Поэтому в целях определения приоритетных отраслей и общей модели будущей экономики региона необходим регулярный мониторинг состояния производственного потенциала, оценка перспективных
направлений его развития и возможностей привлечения необходимых для региональной реструктуризации инвестиций. Указанные направления оценок требуют особого подхода к управлению трудовым потенциалом области.
Он должен соответствовать потенциалу развития социально-экономических отношений. Однако как показало исследование, проведенное на первом этапе настоящей научной работы, ни один из районов Московской области не может полностью обеспечить свои потребности в трудовых ресурсах нужной профессионально-квалификационной структуры. Кроме того, область испытывает значительную конкуренцию со стороны Москвы за трудовые ресурсы. Поэтому следует учитывать меры по предупреждению оттока трудовых мигрантов из области, перенаправлению их в другие районы, т.е. содействию внутрирегиональной трудовой миграции.
Развитие инвестиционной политики Московской области в плане выделения приоритетных отраслей, проектов и видов деятельности для привлечения инвестиций. Определение приоритетных отраслей народного хозяйства и приоритетных предприятий подразумевает разработку критериев оценки приоритетности для того, чтобы впоследствии обоснованно и целенаправленно применять налоговые и иные льготы и преференции. Это основа для прямого управления инвестициями. Эта задача подразумевает разработку и принятие целевых инвестиционных программ региона по созданию импортозамещающих производств, по повышению конкурентоспособности отдельных отраслей и отдельных объектов.
В Дмитровском районе, Подольске, Химках, Домодедово отмечены высокая занятость и потребность в кадрах, высокая заработная плата и относительно низкая безработица, высокая инвестиционная активность. Следовательно, эти районы привлекают значительное количество внутрирегиональных мигрантов. По указанным показателям к этим районам приближаются Ленинский, Раменский, Красногорский, Мытищинский, Ступинский, Одинцовский, Подольский, Солнечногорский, г. Королев, Истринский, Каширский районы, г. Орехово-Зуево, Можайский район, г. Дубна и др.
Районы и городские округа, где относительно низкий рост инвестиционной активности — Волоколамский, г. Электрогорск, г. Лобня, г. Жуковский, г. Фрязино, Серебряно-
Прудский, Павлово-Посадский, Люберецкий, г. Серпухов, г. Троицк, Серпуховский, г. Звенигород, г. Черноголовка, Талдомский район, г. Ивантеевка, Озерский, Пушкинский, Зарайский район и ряд других Данные районы области не привлекательны для внутрирегиональных трудовых мигрантов. Учитывая временной фактор, именно эти районы становятся формирующими исходящие потоки внутрирегиональных трудовых мигрантов.
Учитывая такую ситуацию при планировании особых зон, организации крупных инвестиционных проектов можно изменять распределение районов по группировкам.
Повышение занятости населения Московской области должно способствовать более полному и эффективному использованию собственных трудовых ресурсов. К области решения данной задачи можно отнести следующие направления организации мероприятий:
• развитие семейного, малого предпринимательства для повышения самозанятости населения;
• обучение незанятых граждан с целью их дальнейшего трудоустройства на территории района/области;
• мониторинг рынка труда с целью определения текущих и прогнозных потребностей в трудовых ресурсах и т.д.
Кроме того, повышение занятости населения невозможно без решение задачи достижения баланса спроса и предложения на рынке труда по масштабам и структуре. Необходимо предусматривать меры по удержанию высококвалифицированных работников на рабочих местах области.
Особых подходов требует решение проблем низкого качества рабочих мест: изношенности основных фондов предприятий и улучшения условий труда, соответственно снижению профессиональных заболеваний и травматизма.
Необходимой задачей повышения конкурентоспособности Московской области как работодателя для собственного населения становится вопрос повышения заработной платы. Эта стратегическая задача должна решаться системно, с учетом совершенствования нормативного обеспечения процессов нормирования труда и его оплаты, а также развития института социального партнерства на территории области. В решении поставленной проблемы должны учитываться следующие направления:
• выравнивание заработной платы по отраслям, видам деятельности и районам Московской области;
• стимулирование достижение и (или) превышения среднеобластного уровня заработной платы.
На уровне межрайонного сотрудничества предлагается решение задач, непосредственно связанных с регулированием внутрирегиональных миграционных потоков.
В первую очередь здесь следует указать на необходимость совершенствования транспортной доступности районов Московской области. В настоящее время основные транспортные маршруты пролегают из области в Москву, тогда как межрайонное сообщение крайне ограничено. Между тем транспортная доступность потенциального рабочего места становится одним из решающих факторов внутрирегиональной миграции.
В целях повышения территориальной мобильности рабочей силы и расширения межрайонного взаимодействия по трудоустройству граждан необходимо повысить эффективность информационного обеспечения миграционных процессов.
Прежде всего необходимо предусмотреть условия, когда районные службы занятости населения регулярно обмениваются информацией о потребностях в трудовых ресурсах и полученных заявках от неработающих граждан. По данным службы занятости Московской области, приоритетными профессиями выступают: грузчик; водитель автомобиля; разнорабочий; каменщик; водитель погрузчика; плотник; дворник; электрогазосварщик; комплектовщик; слесарь-сантехник; повар; электромонтер; швея; слесарь-ремонтник; уборщик; официант; электрик; токарь; а должностями: охранник; кассир; менеджер; бухгалтер; консультант; инженер; медицинская сестра; милиционер; врач; инженер-технолог; экономист; главный бухгалтер; агент страховой; воспитатель.
Однако данных по районам области в широком доступе не представлено. Вместе с тем анализ показал, что инвестиционные и трудовые процессы достаточно дифференцированы по районам области в силу объективных причин. Поэтому подобные рейтинги профессий, должностей должны быть индивидуальными для каждого района и муниципального образования.
Необходим регулярный мониторинг потребностей в трудовых ресурсах. Проводимые в настоящее время мониторинги спроса на рабочую силу, трудоустройства и закрепления выпускников образовательных учреждений профессионального образования затрагивают отдельные вопросы. В настоящее время необходима многоаспектная информационная база отслеживания процессов, связанных с развитием трудового потенциала области, в том числе тенденций миграционных потоков на территории области. Основным результатом мониторинга представляется «карта трудовых ресурсов области», т.е. характеристика районов и основных муниципальных образований с позиций оценки трудовых ресурсов, потенциала их развития, потребностей в кадрах.
В целях информационного обмена с другими районами ежемесячно должен формироваться общий свод сведений о безработных гражданах, проживающих в районе, и изъявивших желание трудоустроиться в другом районе области, и региональный банк вакансий для граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, желающих переехать в Московскую область с целью трудоустройства. Указанная работа создаст основу для разработки планов Центров занятости населения по направлению безработных граждан в другие районы для трудоустройства. Кроме того, Центры занятости могут направлять безработных граждан в другие районы области и с целью обучения (переподготовки) для дальнейшего трудоустройства.
Используя средства массовой информации областного и районного уровня, сайты администраций актуальная информация о трудовых ресурсах должна быть доступна работодателям и населению. Необходимо проведение регулярных рейтингов потребностей в трудовых ресурсах в разрезе профессий, квалификаций, заработной платы, форм/видов занятости.
Внутрирайонные меры содействия внутрирегиональной трудовой миграции сводятся к инфраструктурному обеспечению внутрирегиональных трудовых миграционных потоков. В указанном процессе следует выделить три основных направления:
1) социальное обеспечение трудовых мигрантов;
2) обучение;
3) содействие кадровому обеспечению предприятий района.
Внутрирегиональная трудовая миграция для Московской области уже сейчас становится довольно острой проблемой. Ее нерешенность в условиях демографического спада и уменьшения численности трудовых ресурсов может привести к хронической нехватке рабочей силы и сокращению объемов валового регионального продукта, к снижению уровня и качества жизни населения. Это достаточно веские основания для того, чтобы уже сейчас, зная и реально оценивая масштабы трудовой миграции, разработать комплекс мер по ее регулированию и созданию условий для эффективной занятости населения на территории Московской области.
Литература
1. Западнюк Е.А. Трудовая миграция населения и ее влияние на формирование современного рынка труда. Брянск: Дельта, 2007.
2. Малышев А.Ю. Трудовая миграция в столичном мегаполисе и механизмы ее регулирования / Дис. ... к-та экон. наук. М., 2008.
3. Миграция населения: теория и практика исследования / Под ред. О.Д. Воробьевой. М., 2001.
правила оформления рукописей статей для публикации в научных журналах
1. К публикации принимаются материалы, не предназначенные для публикации в других изданиях.
2. Статья должна содержать следующие реквизиты:
•индекс универсальной десятичной классификации литературы (УДК) (проставляется в верхнем левом углу);
• название статьи;
•инициалы и фамилии авторов с указанием должности и звания;
• полное наименование организации с указанием города;
• аннотацию (состоит из 50—70 слов, помещается под наименованием организации, пишется курсивом);
• в отдельную строку выделяются 3—4 ключевых слова;
• текст статьи (8—15 страниц, номера страниц указываются в верхнем правом углу, например: «1 стр. из 10», размеры полей: левое — 30 мм, верхнее и нижнее — 25 мм, правое — 15 мм);
• список литературы (библиографические ссылки даются в конце текста в алфавитном порядке, в тексте в квадратных скобках указывается порядковый номер по списку литературы и страница). Внутритекстовые, подстрочные и за-текстовые библиографические ссылки (списки литературы) должны оформляться в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», например: 1. Байгулов Р.М. Развитие научно-технического потенциала региона // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2007. № 3. С. 13—15.
2. Валухин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с. 3. География: электрон. версия газ. 2001. № 15 (спец. вып.) URL: htpp://geo.1september.ru/article. php?ID=200101502 (дата обращения: 13.02.2006);
• к материалам публикации должна прилагаться регистрационная карточка авторов, содержащая следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, полный адрес (с индексом), электронный адрес, контактный телефон, факс, научное направление статьи (например «Социология»).
3. Статья представляется в распечатанном на бумаге и электронном виде (на CD-диске должна быть маркером написана фамилия автора).
4. При наборе текста используется шрифт Times New Roman (размер 12 пт, межстрочный интервал —1,5).
5. Иллюстрации выполняются в графических редакторах в виде черно-белых графических файлов. Все иллюстрации сопровождаются подрисуночными подписями (не повторяющими фразы-ссылки на рисунки в тексте), включающими номер, название иллюстрации и при необходимости — условные обозначения. Рисунки выполняются в соответствии со следующими требованиями:
• масштаб изображения — наиболее мелкий (при условии читаемости);
• буквенные и цифровые обозначения на рисунках по начертанию и размеру должны соответствовать обозначениям в тексте статьи;
• размер рисунка — не более 15x20 см;
• текстовая информация и условные обозначения выносятся из рисунка в текст статьи или под-рисуночные подписи. Иллюстрации (диаграммы, рисунки, таблицы) могут быть включены в файл текста, но помимо этого они обязательно должны быть представлены отдельным файлом.
6. Термины и определения, единицы физических величин, употребляемые в статье, должны соответствовать действующим национальным или международным стандартам. Формулы следует нумеровать в круглых скобках, например (2). Величины, обозначенные латинскими буквами, а также простые формулы набираются курсивом, более сложные формулы выполняются с использованием редактора формул программы MS Word.
7. На последней странице рукописи должны быть подписи всех авторов. Статьи студентов, соискателей и аспирантов, кроме того, должны быть подписаны научным руководителем. Редакция не ставит в известность авторов об изменениях и сокращениях рукописи, имеющих редакционный характер и не затрагивающих принципиальных вопросов.
8. Для аспирантов публикация в журнале является бесплатной.
9. Итоговое решение об одобрении или отклонении представленного в редакцию материала принимается редакционной коллегией и является окончательным.
Телефон для справок: (495) 940-83-61, 62, 63 доб. 395. E-mail: redkollegiaMGuS@maiLru.