Научная статья на тему 'Общие положения о социальных последствиях насильственной преступности'

Общие положения о социальных последствиях насильственной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
997
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / УБИЙСТВО / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ / ИЗНАСИЛОВАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / VIOLENT CRIME / THE CONSEQUENCES OF THE CRIME / SOCIAL CONSEQUENCES OF VIOLENT CRIME / MURDER / INJURY / RAPE / SEXUAL ASSAULT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьева Ольга Романовна

В статье определяется необходимость научного исследования социальных последствий насильственной преступности и рассматриваются обстоятельства, затрудняющие их криминологический анализ. Представлен ряд классификаций социальных последствий насильственной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL PROPOSITION ON THE SOCIAL CONSEQUENCES OF VIOLENT CRIME

In the article identifies the need for scientific research on social impact of violent crime and examines the circumstances that hinder their criminological analysis.

Текст научной работы на тему «Общие положения о социальных последствиях насильственной преступности»

О.Р. Афанасьева,

кандидат юридических наук, доцент, ВНИИ МВД России, г. Москва

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

GENERAL PROPOSITION ON THE SOCIAL CONSEQUENCES

OF VIOLENT CRIME

В статье определяется необходимость научного исследования социальных последствий насильственной преступности и рассматриваются обстоятельства, затрудняющие их криминологический анализ. Представлен ряд классификаций социальных последствий насильственной преступности.

In the article identifies the need for scientific research on social impact of violent crime and examines the circumstances that hinder their criminological analysis.

Общественно опасные последствия, наступающие в результате совершения преступления, подлежат не только уголовно-правовой, но и криминологической оценке. Она позволит определить всю совокупность негативных социальных изменений, наступающих в результате совершения общественно опасных деяний, и, исходя из потенциальной и реальной вредоносности деяний, их общественную опасность, а также отрицательное влияние последствий на общественные отношения, определяющие и обеспечивающие функционирование и развитие общества и государства.

Необходимость научного исследования социальных последствий насильственной преступ -ности определяется:

во-первых, характером и степенью общественной опасности насильственных преступлений против личности, зависящих в первую очередь от ценности объекта посягательства и социальной значимости причиненного им вреда;

во-вторых, необходимостью оценить всю совокупность социальных последствий, наступаю -щих в результате совершения насильственных преступлений против личности. Это является условием разработки научно-обоснованной методики определения общественной опасности преступности , необходимой, например, в нормотворческой деятельности при определении размера санкций статей Уголовного кодекса РФ, поскольку реальная опасность определяется не просто фактом совершения противоправного деяния, а его последствиями, нарушающими условия существования общественных отношений, необходимых для нормального бытия людей;

в-третьих, потребностью в определении реальных масштабов криминальной угрозы на -сильственной преступности;

в-четвертых, потребностью в разработке дифференцированного подхода к формированию стратегии борьбы с отдельными видами преступности , в том числе насильственной. Это позволит точно определять очередность целей и за -дач, подлежащих решению при осуществлении

профилактической деятельности, рационально и планомерно перераспределять силы, средства и имеющиеся ресурсы, направляемые на противо-действие преступности;

в-пятых, потребностью в научном обосновании объемов финансово-экономического обеспечения уголовной политики в сфере противодействия насильственной преступности, предотвращения и минимизации ее негативных результатов. Эффективность реализации мер уголовной политики зависит от достаточности выделяемых государством, обществом и личностью ресурсов. В связи с этим возникает проблема определения целесообразности, обоснованности, достаточности и эффективности затрат на осуществление борьбы с преступностью;

в-шестых, необходимостью исследования вопросов защиты и восстановления прав потерпевших от насильственных преступлений, а также проблем возмещения или уменьшения вреда, нанесенного потерпевшему в результате преступного посягательства.

Объем усилий государства и общества в сфере противодействия насильственной преступности определяется в первую очередь мерой общественной опасности, которую заключают в себе насильственные посягательства. В свою очередь, общественная опасность криминальных деяний есть производное от того вреда, каковой они причиняют гражданам, государству и обществу. Совокупность составляющих такого вреда (ущерб, потери, убытки) принято называть социальными последствиями насильственной преступности.

Социальные последствия насильственной преступности должны рассматриваться в качест -ве одного из ключевых факторов при определе -нии стратегии и тактики противодействия дан -ному виду посягательств.

Однако их анализ объективно затруднён сле -дующими обстоятельствами:

1. Отсутствием единой точки зрения на структуру насильственной преступности, т.е. совокупность составов преступлений, относимых криминологами к числу насильственных, что создает зна-

чительные трудности не только в определении количественных и качественных показателей преступности, но и ее социальных последствий.

В связи с невозможностью однозначно и исчерпывающе полно определить круг конкретных деяний, образующих эту совокупность, считаем целесообразным выбрать в качестве предмета исследования группу наиболее общественно опасных («индексных») составов преступлений, представляющих собой характерную и сущностно значимую часть насильственной преступности в целом: убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера.

2. Ненадежностью и неполнотой существующей базы данных официальной статистики, что связано как с латентностью насильственной преступности, так и отсутствием в официальном учете по некоторым криминологически значимым показателям. Мы располагаем только дан -ными о количестве зарегистрированных насиль -ственных преступлений, о лицах, их совершив -ших, о социально -демографической характери -стике жертв преступлений. Однако реальный объем и характер социального вреда, причиняе -мого личности, обществу и государству иссле-дуемой преступностью, нам неизвестны.

3. Трудностью установления причинной связи между совершенным преступлением и всей совокупностью социальных последствий, наступающих в результате совершения насильственных деяний.

4. Отсутствием нормативных правил и методик оценки таких последствий преступлений, как, например, страх перед преступностью, моральный вред, смерть близкого родственника, потеря кормильца, психический вред здоровью, психологическая травма и т. п. А также отсутст -вием надёжных методических разработок определения и измерения даже тех последствий, ко -торые возможно учесть и исчислить.

В настоящий момент в общей структуре вреда, причиняемого насильственной преступностью, относительно полно можно охарактеризо-вать и оценить только совокупность тех послед -ствий, которые прямо указаны в соответствую -щих статьях уголовного закона.

Последствия насильственных преступлений

— это непосредственный негативный результат противоправных деяний. Они обязательны для установления только в материальных составах преступлений, и между общественно опасным деянием и наступившим последствием должна быть установлена причинно-следственная связь.

Если говорить об убийствах, то ст.ст. 105— 108 УК РФ в качестве обязательного преступного результата, установление которого необходи -мо при квалификации преступления, признается смерть потерпевшего.

В составах преступлений, предусматривающих ответственность по ст.ст.111, 112 УК РФ, последствием является умышленное причи -

нение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.

В соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. №522[1], под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения, т.е. нарушение анатомической целости органов и тканей или их физиологических функций, либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. №194н были утверждены медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека [4].

Наступление последствия в виде смерти в результате неосторожного причинения влечет ужесточение уголовной ответственности (ч. 4 ст. 111 УК РФ).

Согласно указанным нормативно-правовым актам устанавливается исключительно вред здо -ровью, находящийся в причинно-следственной связи с преступным деянием. Иные последствия, возникающие в результате причинения вреда здоровью, судом не учитываются при квалифи-кации преступления.

Основные составы изнасилования и насильственных действий сексуального характера (ст.ст. 131—132 УК РФ) имеют формальную конструкцию, следовательно, считаются оконченными преступлениями с момента совершения деяния.

В квалифицированных составах названных преступлений законодатель определил дополни -тельную совокупность последствий, наступление которых влечет ужесточение уголовной ответст -венности:

1) заражение потерпевшего (потерпевшей) венерическим заболеванием (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 132 УК РФ);

2) причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшей (п. «б» ч.3 ст. 131 УК РФ, п. «б» ч.3 ст. 132 УК РФ);

3) заражение потерпевшего (потерпевшей) ВИЧ -инфекцией (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ, п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ);

4) иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст.

131 УК РФ, п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ);

5) смерть потерпевшего (потерпевшей) как следствие преступления, предусмотренного п. «а» ч. 4 ст. 131 УК РФ или п. «а» ч. 4 ст. 132 УК РФ.

Из указанного перечня последствий оце-ночным понятием, не конкретным по содержа -нию, является только иное, т.е. любое тяжкое последствие, признанное судом таковым. Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 г. «О судебной прак -тике по делам о преступлениях, предусмотрен -ных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» к «иным тяжким по -следствиям» изнасилования или насильствен -ных действий сексуального характера, преду-

смотренным пунктом «б» части 3 статьи 131 и пунктом «б» части 3 статьи 132 УК РФ, следует относить последствия, которые не связаны с причинением по неосторожности тяжкого вреда здоровью потерпевшего лица либо заражением его ВИЧ-инфекцией. Таковым может быть при -знано, например, самоубийство потерпевшей [2]. Следовательно, иное последствие, призна-ваемое нами в качестве социального последст -вия данного насильственного преступления, по степени тяжести схожее с самоубийством, может быть признано в качестве такового.

Исходя из содержания диспозиций ст.ст. 131 и

132 УК РФ, в качестве квалифицирующих признаков признаются последствия в виде причинения дополнительного вреда здоровью или жизни, иные последствия в качестве таковых не признаются.

В криминологическом смысле актуальный интерес, кроме названных выше последствий отдельных преступлений, представляет анализ всей совокупности социальных последствий насильственной преступности Он позволяет вы -делить множество различных обстоятельств, не учитываемых судом не только при их уголовно -правовой квалификации, но и назначении нака -зания пр е ступникам.

Исходя из содержания именно этих социаль -ных последствий насильственной преступности, возможно структурировать их, выделив:

экономические последствия насильственной преступности —материальный вред, выражен -ный в натурально-вещественной и стоимостной формах, причиненный жертве преступления, обществу, государству, проявляющийся в совокупности ущерба, наступившего в результате совершения преступления и в связи с существова -нием преступности, неполучении дохода, сокращении предполагаемых возможностей, иных материальных издержек, а также стоимости правоохранительной деятельности;

социальные последствия насильственной преступности (в узком смысле) — причиненный личности, обществу или государству совокупный негативный результат, выразившийся в нарушении функционирования внутриличностных, семейных, производственных отношений, а также иных социальных сферах общества, социальных норм, распространении криминальной идеологии и «воспроизводстве» контингента преступников, а также деформации общественного сознания, «исключенности» субъектов правоотношений;

нравственные последствия насильственной преступности — причиняемый отдельным индивидам или обществу вред, выражающийся в совокупности детерминированных преступ -ностью негативных изменений нравственных норм, ценностей и принципов общества в целом либо отдельных макросоциальных групп;

психологические последствия насильственной преступности — вред, детерминированный преступностью, причиненный потерпевшим от преступлений и их близким, выразившийся как в комплексе психологических изменений, так и пост-криминальном синдр оме, сопровождающемся

растерянностью, чувством вины и беспомощности, ощущением уязвимости, неуверенностью в себе, подавленностью и иными чувствами, разрушающими устоявшуюся личностную концепцию, эмоциональный фон и препятствующие нормальной жизнедеятельности потерпевших.

В совокупности социальных последствий насильственной преступности в зависимости от их криминологического значения, удаленности от факта совершения преступления, механизма возникновения, самостоятельности, очередности возникновения возможно выделение прямых и косвенных, основных и побочных, единовременных и длящихся, ближайших и отдаленных, непосредственных и опосредованных последствий.

Несомненно, представляет научный интерес выявление всей цепи негативных явлений, порожденных насильственными преступления -ми. Однако несостоятельна и утопична

максималистская попытка охватить все вообще

теоретически мыслимые явления (события,

процессы), которые в принципе могут быть включены в бесконечную по существу

причинно-следственную цепь последствий

преступности. Следовательно, научной оценке должен подлежать исключительно выявляемый, определяемый, оцениваемый и ограниченный определенными разумными рамками вред.

Рамки разумного, кроме того, зависят еще и от особенностей преступного деяния и условий, благоприятствующих и препятствующих воз -никновению цепочки последствий.

Исходя из такой позиции, предлагается вариант структурного деления социальных последст -вий преступности, основанный на использовании нескольких классификационных критериев.

Во-первых, всю совокупность социальных последствий насильственной преступности в зависимости от субъекта, их претерпевающего, предлагается дифференцировать на последствия, наступающие в отношении государства, общества, потерпевшего, лица, совершившего преступление, свидетеля и т.д. Подобная классификация позволяет определить механизм возникновения последствий, их негативное влияние, основные направления деятельности по предотвращению последующих долгосрочных негативных результатов, возникающих вследствие преступления, и компенсации возникшего вреда, а также предупреждению наступления преступных результатов при повторном совершении преступления.

В целях осуществления целенаправленной профилактической деятельности все социальные последствия насильственной преступности в за -висимости от стадии наступления и независимо от субъекта, их претерпевающего, предлагается подразделять на две группы: а) предкриминаль-ные, т.е. последствия самого факта существования преступности в обществе и наличия в связи с этим потенциальных криминальных угроз, и б) посткриминальныге, т.е. результат совокупно -сти уже совершённых преступлений (реализо-ванной криминальной агрессии).

С учетом изложенного рассмотрим социальные последствия насильственной преступности, наступающие в отношении отдельных субъектов.

К числу социальных последствий насильст-венной преступности, наступающих в отноше-нии жертвыъ преступления и ее близких лиц, можно отнести :

- предкриминальные последствия: например, расходы на личную охрану, страхование жизни, здоровья и др.; коррекция жизненных планов и повседневного поведения, чтобы исключить опасность стать жертвой преступления; страх перед преступностью;

- последствия в результате и в связи с совершением преступления: например, смерть или потеря здоровья, материальные убытки (расходы на погребение умершего, на устранение последствий преступления (лечение, т.е. восстановление утраченного здоровья, реабилитация), потери в связи с компенсацией затрат на бытовое обслуживание потерпевшего, ущерб, не возмещаемый страховкой, и др.); упущенная выгода, потери (например, в связи с отсутствием образования, не полученного в результате преступного посягательства, утратой трудоспособности, профессиональной квалификации и т.д.); производ -ственные затраты (потерянная заработная плата за неоплаченные рабочие дни и др.); утрата качества жизни; расходы на услуги по поддержке жертв преступлений; судебные и юридические издержки, связанные с оплатой услуг адвоката, общественных защитников, предъявлением исковых заявлений; нематериальные потери (эмоциональные переживания, боль, страдания) и др.;

- посткриминальные последствия: страх перед преступлением, которому подвергся потерпевший; потери от утраты квалификации и производительности труда, долгосрочные последствия виктимизации, ущерб в связи с утратой кормильца и др.

К числу социальных последствий насильст -венной преступности, наступающих в отноше -нии государства, можно отнести:

- предкриминальные последствия: например, затраты: на осуществление программ общесоциального и специально-криминологического предупреждения, обеспечение безопасности по -терпевших, свидетелей и иных участников уго -ловного судопроизводства [3], на содержание и обеспечение деятельности правоохранительных органов, контролирующих и надзорных органов в сфере уголовной юстиции, судебной системы, органов, исполняющих наказание, иных государственных органов, участвующих в процессе противодействия преступности; на научную деятельность в сфере борьбы с преступностью; на поддержание международного сотрудничества в сфере противодействия преступности, законода -тельную деятельность (время и средства, затрачиваемые на разработку, обсуждение и принятие проектов нормативно-правовых актов, изменение и отмену отдельных его норм, официальное комментирование закона, издание законодатель -ных и подзаконных актов и иных связанных с

ними официальных текстов); ущерб от отказа осуществления экономических, социальных, политических реформ в пользу расходов на проти -водействие преступности; административные расходы на страхование и др.;

- последствия в результате и в связи с совершением преступления: например, расходы: в связи с расследованием уголовных дел правоохранительными органами, рассмотрением уголовных дел судом с участием органов прокуратуры, присяжных заседателей, исполнением наказаний уполномоченными органами; на деятельность служб по оказанию помощи потерпевшим; на обеспечение квалифицированной юридической помощью лиц, совершивших преступление, и иные затраты на правонарушителе^ на поддержание и защиту потер -певших, свидетелей и иных участников уголовного процесса (например, единовременные пособия потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которьіх в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты); компенсационные выплаты жертвам преступлений и членам их семей; ущерб в результате снижения производительности труда потерпевших, членов их семей, свидетелей преступления; социальные выплаты жертвам преступлений и членам их семей; ущерб в связи с устранением последствий преступлений и др.;

- посткриминальные последствия: расходы на профилактику рецидива преступлений и ока -зание помощи лицам, совершившим преступле-ние; компенсационные выплаты в связи с ошибочным привлечением лица к уголовной ответ -ственности; расходы на устранение долгосрочных последствий преступлений (например, работа с детьми, подвергшимися насилию) и др.

Несмотря на то, что расходы на содержание и обеспечение деятельности правоохранительных органов, контролирующих и надзорных органов в сфере уголовной юстиции, судебной системы, органов, исполняющих наказание, иных государственных органов, участвующих в процессе противодействия преступности, а также расследовании насильственных преступлений нами были включены в предкриминальные и посткриминальные социальные последствия, мы полагаем, что данное подразделение условно. В связи с тем, что расходы на правоохранительные органы и судебную систему осуществляются ввиду самого факта существования в обществе преступности, целесообразнее выделение данной группы затрат в отдельную самостоятельную группу последствий, наступающих в отношении государства. Данное решение также обосновывается трудностями разделения указанных затрат на предкриминальные и посткриминальные последствия.

Можно сделать вывод, что многоаспектная проблематика социальных последствий насиль-ственной преступности, включающая в себя ха -рактеристику сущности, правовой природы и ви -дов причиняемого вреда, является одной из самых актуальных и сложных в криминологиче -ской науке, требующей комплексного подхода при ее исследовании. Автором лишь кратко из -

ложены основы собственного видения проблемы изучения, содержания и структуры социальных последствий насильственной преступности, требующей дальнейшей научной разработки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : Постановление Правительства Россий-ской Федерации от 17 августа 2007 г. №522 // Российская газета. — 2007. — 23 авг.

2. О судебной практике по делам о преступлениях , предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации: По -становление Пленума Верховного Суда Россий -ской Федерации от 15.06.2004 № 11 // Россий -ская газета. — 2004. — 29 июня.

3. Об утверждении Г осударственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 792 // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №41. — Ст. 4778.

4. Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. №194н // Российская газета. — 2008. — 5 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.