УДК 343.98.067
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Г.А. Варданян
Проанализированы некоторые общие положения допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, тактически эффективная интерпретация которых, применительно к специфике расследования преступлений экстремистской направленности, совершенных несовершеннолетними, позволит повысить его эффективность
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, преступления, несовершеннолетние, расследование, подозреваемый, обвиняемый, допрос, показания, следственные действия
Современный этап развития нашего государства и общества характеризуется значительным удельным весом преступлений экстремистской направленности [1; 2; 3] в общей структуре преступности, что явилось одним из последствий таких негативных тенденций, как эскалация социальной напряженности и насилия [4; 5], снижение уровня жизни, экономическая и социальная нестабильность, неопределенность жизненных приоритетов [6]. Однако особую тревогу вызывает активизация в данной сфере молодежных преступных формирований, многие участники которых не достигли возраста совершеннолетия [7, с. 3 - 10].
Судебно-следственная практика свидетельствует о том, что допрос не только взрослых, но и несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в преступлениях экстремистской направленности в значительном большинстве случаев происходит в условиях конфликтной следственной ситуации[8; 9, с. 50 -53]. Допрашиваемые не склонны признавать себя виновными в совершении преступления экстремистской направленности вследствие своей идейной убежденности в абсолютной правильности занятой позиции. Порой, не отрицая факта причинения вреда здоровью или иных противоправных действий, допрашиваемые не признают наличие экстремистских мотивов, хотя и не исключают чувства неприязни, ненависти или вражды по отношению к потерпевшим либо каким-либо социальным группам, процессам, тенденциям и т.д.
Концепция отечественного уголовного судопроизводства, а также многолетняя следственно-судебная практика предопределила статус допроса в качестве не только самого распространенного следственного действия, но и процессуального средства, без которого практически не осуществляется производство по уголовному делу, независимо от его категории [10]. Вместе с тем, постоянный психологический контакт следователя с допрашиваемым,
нестабильность показаний как доказательств, право подозреваемого или обвиняемого отказаться от дачи показаний, не быть связанным ответственностью за дачу заведомо ложных показаний, иные гарантии защиты прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых [11, с. 21 - 26] -объективно обусловливают достаточную сложность данного следственного действия [12; 13]. Организация и проведение допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого сопровождается обеспечением дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов допрашиваемого [14, с. 77 - 85] в лице участия защитников, законных представителей, педагогов или психологов, а также посредством реализации иных мер, которые во многом представляются оправданными[15, с. 63-68].
Вместе с тем, анализ правоприменительной практики в виде тематического интервьюирования следователей показывает, что вследствие высокой загруженности текущими уголовными делами, они нередко недооценивают значимость тщательной подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в преступлениях экстремистской направленности. В лучшем случае они лишь в общих чертах продумывают уточненный перечень обстоятельств, которые необходимо выяснить у допрашиваемого. При этом слабо реализуются тактико -криминалистические приемы [16, с. 15 - 18] допроса, не всегда соблюдаются отдельные уголовно-процессуальные гарантии, часто не удается установить психологический контакт с допрашиваемым. Между тем, общие положения тактики допроса как элемента криминалистической тактики [17;18] не случайно признают особую важность тщательной и многоаспектной подготовки к допросу, даже следователями, имеющими значительный опыт в сфере расследования преступлений определенной категории, реальную, а не декларативную значимость не только установления, но и поддержания психологического контакта с субъектом преступления [19, с. 74 - 77].
Потенциальное наличие идеологической составляющей в сознании и действиях субъектов экстремистских преступлений актуализирует специфическую возможность установления психологического контакта с допрашиваемым, при условии верного выбора приемов психологического воздействия. Поскольку убежденность лица в соответствующей гражданской позиции зачастую обусловливает его психологическую потребность в поиске единомышленников либо хотя бы лиц, в определенной степени разделяющих его взгляды. Это в полной мере касается и несовершеннолетних, психологическое развитие которых характеризуется незавершенностью и противоречивостью.
Нигилизм в отношении сложившихся традиций и чрезмерная категоричность в сочетании с потребностью в понимании и признании собственной индивидуальности; застенчивость и неуверенность в собственных силах в сочетании с потребностью в самореализации, а также в выборе кумиров - вот только некоторые примеры генерируемых подростковым возрастом противоречий, которые могут привести юношу или девушку на путь
экстремистской деятельности. С другой стороны эти же факторы, характеризующие общее психологическое состояние подростков, необходимо учитывать при планировании тактики проведения следственного действия, выборе действенных криминалистических приемов по установлению и поддержанию психологического контакта, получению ценной доказательственной информации.
При подготовке к проведению допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и формированию детализированного плана его допроса необходимо разрабатывать последовательность вопросов с учетом как общих положений о предмете допроса, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, интегрированных с соответствующей статьей Особенной части УК РФ, так и обстоятельств, подлежащих установлению непосредственно при производстве предварительного расследования о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, указанных в ст. 421 УПК РФ, а именно: 1) точный возраст несовершеннолетнего и точная дата его рождения; 2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Если установление первого пункта обычно не вызывает сложностей, то установление последующих, и, особенно, второго пункта зачастую осуществляется поверхностно и формально. А ведь выявление особенностей жизни и воспитания несовершеннолетнего, его психических и иных значимых качеств, некоторые из которых были названы выше, важно не только для выполнения требований собственно ст. 421 УПК РФ, но и для достижения стабильного психологического контакта, основанного на взаимном доверии и готовности к взаимодействию.
Ч. 1 ст. 425 УПК РФ устанавливает ограничения по продолжительности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого - непрерывно до двух часов, а в общей сложности до четырех часов в день. На первый взгляд, этот императив может показаться обстоятельством, препятствующим реализации тактико-криминалистических приемов психологического и логического воздействия, поскольку разрывает по формальным причинам процесс получения показаний, а также, возможно, - установленную нить психологического контакта между субъектом допроса и допрашиваемым. Вместе с тем, данная процессуальная гарантия продиктована, прежде всего, учетом интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и иных возможностей несовершеннолетнего допрашиваемого. Не следует забывать, что всякий подозреваемый, обвиняемый по совету своего защитника вправе в любой момент отказаться от дальнейшей дачи показаний. Поэтому возможность объявления перерыва в допросе для отдыха или приема пищи следует применять тактически грамотно, строя тактику получения показаний именно таким образом, чтобы объявление перерыва (не обязательно после двухчасового допроса, а по возможности, ранее, например, по аналогии с продолжительностью школьных уроков) позволило бы подростку подумать о
дальнейших перспективах расследования и собственной линии поведения, проконсультироваться с защитником, чтобы после перерыва выразить готовность к выбору линии поведения, направленной на сотрудничество со следствием.
В соответствии с ч.ч. 2 - 5 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует не только защитник (имеющий право задавать вопросы, независимо от мнения следователя о целесообразности постановки вопроса), но и педагог или психолог. Участие педагога или психолога имеет ряд особенностей [20]. Прежде всего, оно может быть обязательным или факультативным. Участие педагога или психолога обязательно, если несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый не достиг возраста 16 лет, либо достиг этого возраста, но имеет психические расстройства либо отстает в психическом развитии. Однако наличие признаков психического расстройства либо отставания в психическом развитии не всегда известно на момент задержания данного лица либо его доставления к следователю для участия в следственных действиях. Наличие психических расстройств, исключающих либо не исключающих вменяемости, достоверно устанавливается путем проведения судебно-психиатрической либо психолого-психиатрической экспертизы, зачастую требующей продолжительного времени. На момент допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, независимо от категории расследуемого преступления, следователю целесообразно обладать хотя бы медицинскими документами, полученными путем проведения выемки либо направления запросов в соответствующие учреждения (по месту жительства, работы или учебы допрашиваемого), предварительно подтверждающие либо опровергающие наличие признаков психических расстройств.
Законодатель допускает возможность участия педагога или психолога также при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в том числе старше 16 лет, по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Но поскольку совершение преступлений экстремистской направленности зачастую обусловлено деформациями в развитии интеллектуально-волевой сферы несовершеннолетних, то до момента достоверного установления этого обстоятельства экспертным путем целесообразно не исключать вероятности наличия психических расстройств. Это необходимо не только для предотвращения впоследствии конфликтных ситуаций и ходатайств защитника о признании результатов следственных действий недопустимыми доказательствами, но и для выбора тактически эффективной линии поведения с допрашиваемым.
В любом случае преступления экстремистской направленности характеризуются деформациями в мировоззрении субъектов преступления, которые в случае с несовершеннолетними, сочетаются также с незавершенностью формирования эмоционально-волевой, духовной и интеллектуальной сфер. Поэтому полагаем, что при допросе несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых по делам о преступлениях
экстремистской направленности участие лица, владеющего специальными знаниями в сфере психологии, является необходимым.
Положения ст. 425 УПК РФ не конкретизируют, кого именно: педагога или психолога необходимо приглашать в различных ситуациях допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, оставляя решение этого вопроса на усмотрение следователя. Мы убеждены, что учитывая, во-первых, ранее отмеченную специфику преступлений экстремистской направленности и субъектов их совершения; во-вторых - существенную разницу между психологической и педагогической подготовкой, приоритет должен отдаваться именно психологу, желательно - специализирующемуся на исследовании психологических особенностей экстремизма.
Список литературы
1. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Диалектическое единство экстремизма и терроризма как философская предпосылка для совершенствования подходов к криминалистическому научному обеспечению антитеррористической и антиэкстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8.
2. Варданян А.В., Кулешов Р.В. О классификации явлений экстремизма и терроризма: единство сущности и поливариантность отображения в социуме // Правовое государство: теория и практика. №4 (42) 2015.
3. Варданян А.В., Кулешов Р.В. Соотношение понятий экстремистской и террористической деятельности: гносеологический и правовой аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 94-97.
4. Варданян А.В. Насилие и угроза его применения как способ совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. Вып. 3.Ч. II. С. 3-9.
5. Варданян А.А. Преступления, связанные с торговлей людьми, в контексте тенденции глобализации противоправных посягательств на свободу, честь и достоинство личности // Философия права. 2011. № 3
6. Варданян А.В. Современные проблемы раскрытия и расследования тяжких насильственных преступлений против личности. Монография. Ростов -на-Дону: РЮИ МВД России, 2015
7. Головин А.Ю., Аристархова Т.А. Сущность экстремизма и особенности его проявления в молодежной среде // Известия Тульского государственного университета. Серия: экономические и юридические науки Вып. 3.4.II. Тула, 2013. С. 3 - 10.
8. Варданян А.А. Исходные следственные ситуации, формирующиеся при расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми // Юристъ -Правоведъ. 2010. № 5.
9. Варданян А.В. Методологические проблемы классификации исходных следственных ситуаций, типичных для расследования злоупотреблений
полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях // Юристъ-Правоведъ. 2013. № 1 (56). С. 50-53.
10. Коновалов С.И., Моторин А.С. Допрос в уголовном судопроизводстве: проблемы соотношения процессуальных и тактических аспектов. Монография. Ростов-на-Дону, 2008.
11. Коновалов С.И., Плюгина И.О. Некоторые организационно -тактические особенности производства допроса несовершеннолетнего лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. Вып. 1. Ч.11. С. 21-26.
12. Айвазова О.В., Коновалов В.С. Особенности производства допроса потерпевшего и свидетеля по делам о преступлениях, связанных с причинением вреда здоровью // Юристъ-правоведъ. 2007. № 3.
13. Варданян А.А. Особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого по делам о похищении человека, совершенном в целях его продажи или получения выкупа // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4
14. Коновалов С.И., Моторин А.С. Система уголовно-процессуальных гарантий, детерминирующая производство допроса // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. Вып. 1. Ч.П. С. 77 - 85.
15. Айвазова О.В., Гнетнев И.Г. Особенности формирования показаний подозреваемых, обвиняемых, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Ч. II. 2013.
С. 63 - 68.
16. Айвазова О.В. Криминалистический прием как криминалистическая научная категория // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 3. С. 15-18
17. Варданян А.В., Варданян Г.А. Теоретико-методологические проблемы криминалистической тактики в контексте современной модели уголовного процесса // Юристъ-правоведъ. 2015. № 6 (73).
18. Варданян А.В. Криминалистическая тактика в контексте современной парадигмы уголовного судопроизводства: некоторые теоретико -методологические проблемы // Вестник Казанского юридического института МВД России № 4(22). 2015. С. 62-67.
19. Айвазова О.В., Варданян А.В., Говорухина Е.В. Современные проблемы борьбы с похищением людей: правовые и криминалистические аспекты. М, 2014. С. 74 - 77
20. Коновалов С.И., Соболь А.В. Участники уголовного судопроизводства, не имеющие юридического интереса к результатам расследования преступления. Монография. Ростов-на-Дону: ДЮИ, 2013
Варданян Галина Акоповна, соискатель, ауагёапуап@уапёвх.ги, Россия, Тула, Тульский государственный университет
GENERAL PROVISIONS INTERROGA TION OF JUVENILE SUSPECTS CHARGED AS THEORETICAL AND METHODOLOGICAL GUIDANCE FOR THE EFFECTIVE INVESTIGA TION OF CRIMES OF AN EXTREMIST ORIENTA TION
G. A. Vardanyan
This article analyzes some of the General provisions of the interrogation of juvenile suspects, accused, tactically effective interpretation which, in relation to the specifics of investigation of extremist crimes committed by juveniles, will improve its effectiveness
Keywords: extremism, extremist activity, crimes, juvenile, investigation, suspect, accused, interrogation, testimony, investigations
Vardanyan Galina Akopovna, competitor, аvardanyan@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 340.6
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПО ПОЧЕРКУ (КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)
С.И. Петрова
Рассмотрены криминалистические, физиологические и психологические аспекты развития и современного состояния диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку. Отмечены исторические предпосылки возникновения данной области знаний. Проанализированы современные достижения судебного почерковедения в области диагностики психологических свойств личности по почерку. Рассмотрены положения теории построения движений, имеющие отношение к предмету статьи, а также положения общей теории личности и индивидуальности, общепсихологический теории деятельности, проективной психологии и психодиагностики, связанные с диагностикой психологических свойств исполнителя рукописи.
Ключевые слова: диагностика, психологические свойства, почерк, рукопись, судебно-почерковедческая экспертиза, криминалистика, физиология, психология.
Знания в области диагностики психологических свойств исполнителя рукописи по почерку первоначально получили свое развитие в трудах графологов, а также представителей естественных наук, являющихся сторонниками данного учения. Прямо или косвенно связаны с изучением закономерностей отображения психологических свойств личности в почерке изыскания, проводимые в области судебного почерковедения, физиологии, психологии, а также медицине. Вышеназванные обстоятельства определяют интегративный характер рассматриваемой сферы познания. В связи с этим