Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 2 (83) Том 2. ФЕВРАЛЬ 2025 г. УДК 33
Никанкина Ю.В.
магистрант Смоленский филиал Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Смоленск, Россия)
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация: вопрос учета нефинансовых активов актуален для институтов государственного сектора, специфика формирования нефинансовых активов строго определена законодательством о бухгалтерском учете, нарушение которого недопустимо.
Ключевые слова: активы, бюджетное учреждение, нефинансовые активы, имущество, бухгалтерский учет, отчетность.
Все организации, существующие на бюджетной основе, полагаются на учет нефинансовых активов. Каждое отклонение от норм является недопустимым, ведь вопрос состава нефинансовых активов регулируется нормами бухгалтерской учетной политики.
Бюджетные учреждения не задаются целью получить прибыль, так как имеют финансирование из различных бюджетов. Поэтому, понятие о нефинансовых активах используется только в государственных организациях.
Встречаются учреждения, которые ведут коммерческую деятельность. В таких организациях формируются нефинансовые активы в ходе производственных процессов и обязуются составлять ежегодные отчеты по форме 0503768.
Имеющий особое значение план счетов охватывает конкретные материальные объекты:
- здания,
- различный транспорт,
- хозяйственный инвентарь.
Принято использовать для учета средств специализированный счет 0.101.00.000.
Принято относить к нефинансовым активам:
- материальные запасы,
- основные средства,
- нематериальные активы,
- непроизводственные активы.
Целями учета нефинансовых активов являются:
1. Формирование фактических затрат, связанных с принятием активов к бухгалтерскому учету,
2. Надлежащее оформление документов и своевременное отражение поступления активов, их внутреннего перемещения и вывода,
3. Достоверное определение результатов продажи и выбытия других нефинансовых активов,
4. Определение фактических затрат, связанных с обслуживанием нефинансовых активов (технический осмотр, техническое обслуживание),
5. Обеспечение сохранности нефинансовых активов, принятых к учету,
6. Анализ использования нефинансовых активов.
Свои уникальные особенности имеет бюджетный учет, который использует узкоспециализированные планы счетов. Имеет немаловажное значение, что учет в предпринимательских организациях и в учреждениях государственного плана очень похожи.
Стоимость активов учитывается в учреждении по первоначальной стоимости нефинансовых активов. В момент учета актива в бюджете оцениваются нефинансовые активы, которые были приобретены за
иностранную валюту. Расчет суммы делается в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка.
Первоначальная стоимость - это стоимость, по которой бухгалтерская единица учитывает актив в бухгалтерском учете. Бартерные операции - это операции, при которых бухгалтерская организация передает (получает) активы при условии, что она получает активы сопоставимого денежного эквивалента (стоимости), главным образом в форме денежных средств (их эквивалентов) и/или других материальных активов, работ, услуг и прав пользования имуществом.
Полученные в дар нефинансовые активы имеют первоначальную рыночную стоимость с момента становления на учет, где еще добавляются расходы на услуги доставки, регистрации и эксплуатации.
Срок полезного использования основных средств определяется с учетом фактического срока эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации (п. 13 Инструкции по эксплуатации №157н).
В бухгалтерском учете домохозяйства имущество может быть признано объектом основных средств при условии одновременного учета нескольких моментов: объект является материальным, объект может использоваться в процессе эксплуатации объекта при выполнении работ, оказании услуг и в сфере выполнения управленческих задач, срок полезного использования объекта определяется в соответствии с Законом о собственности и имуществе, и срок полезного использования объекта определяется в соответствии с Законом о собственности, срок действия объекта должен превышать 12 месяцев.
Нефинансовые активы, используемые в бюджетной деятельности, которые учреждение получило бесплатно от юридических и физических лиц, могут быть переведены из приносящей доход деятельности в бюджетную деятельность. Если бюджетное учреждение по каким-либо причинам прекращает приносящую доход деятельность, то в этом случае необходимо перевести объекты нефинансовых активов с кода деятельности 2 на код 1.
Решение о передаче нефинансовых активов должно приниматься главным распорядителем бюджетных средств.
Из всего этого можно сделать вывод, что нефинансовые активы - это объекты, используемые субъектами хозяйствования и приносящие им реальную или потенциальную экономическую выгоду в течение определенного периода времени в результате их использования или хранения.
Балансовая стоимость актива (такая стоимость изменяется в случае обесценения нефинансовых активов) с передачей суммы начисленной амортизации на этот актив позволяет безвозмездную передачу нефинансовых активов между государственными организациями и учреждениями.
Обесценение актива - это уменьшение стоимости актива, превышающее запланированное (нормальное) обесценение в результате владения (использования) таким активом (обычный физический и/или моральный износ), связанное с обесценением актива.
Отражение результатов в бюджетном отчете происходит на первое число отчетного года и учитывается в учете отдельно. Данные результаты не входят в бюджетную отчетность предыдущего года.
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется путем внесения информации об экономических операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевым элементом этой информации являются коды учетных записей. При учете нефинансовых активов в государственных учреждениях они уникальны для каждого вида НФА и формируются на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н и от 06. Стандартами, установленными в декабре 2010 г. № 162н.
Нефинансовые активы играют решающую роль в жизнеспособности и конкурентоспособности организации. Они служат не только инструментами для повседневной деятельности, но и стратегическими резервами, которые формируют уникальное положение компании на рынке. Инвестиции в эти
активы могут повысить эффективность, улучшить качество продукции и стимулировать инновации.
Следовательно, нефинансовые активы - это не просто элементы бухгалтерского учета, а важные строительные блоки, которые определяют успешное функционирование и развитие компании в современной, динамичной экономической среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
2. Официальный сайт «Консультант» URL: http://w.consultantru;
3. Официальный сайт «Справочник экономиста»: URL: http://w.profiz.ru;
4. Официальный сайт «Справочник для экономистов»: URL: http : //w. catback. ru;
5. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Nikankina Yu.V.
Financial University under Government of Russian Federation
(Smolensk, Russia)
GENERAL ACCOUNTING FEATURES NON-FINANCIAL ASSETS IN GOVERNMENT ORGANIZATIONS
Abstract: the issue of accounting for non-financial assets is relevant for public sector institutions, the specifics of the formation of non-financial assets are strictly defined by accounting legislation, the violation of which is unacceptable.
Keywords: assets, budget institution, non-financial assets, property, accounting, reporting.