УДК 343
ОБЩЕУГОЛОВНАЯ НЕРАСКРЫТАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
ORDINARY UNDISCLOSED CRIME
М.П. КЛЕЙМЁНОВ, М.А. РОЗЕЕНКЕВИЧ, В.С. ЮРЬЕВ (M.P. KLEYMYONOV, M.A. ROZENKEEVICH, V.S. YURYEV)
Рассматриваются понятия общеуголовной и нераскрытой преступности, устанавливаются масштабы нераскрытой преступности, анализируется её динамика и структура, общественная опасность, соотношение с латентной преступностью.
Ключевые слова: общеуголовная преступность, нераскрытая преступность, латентная преступность, статистические манипуляции, криминальный коллапс.
Examines the concepts of ordinary courts and an undisclosed crime, establish the scale of undisclosed crime, analyze its dynamics and structure, public danger, the ratio of latent crime.
Key words: ordinary crime, undisclosed crime, latent crime, statistical manipulation, the collapse of the criminal.
Понятие общеуголовной преступности. Понятие общеуголовной преступности, несмотря на его использование в учебной литературе [1], остается неразработанным. Это следует признать пробелом в отечественной науке криминологии, которая все последние годы уделяет много внимания исследованию различных групп преступлений (экономических, коррупционных, воинских, среди женщин, мигрантов и т. п.) и оставляет без внимания самую многочисленную и наиболее универсальную категорию общеуголовных преступлений.
Генезис общеуголовной преступности связан с посягательствами на те ценности, которые принято называть общечеловеческими, □ жизнь, здоровье, собственность. Запреты их совершения имеют наиболее древний характер и выражены, в частности, в декалоге Моисея, заповедях Ске убийП и Ске укради □ Убийства, разбои, кражи свойственны человеческой цивилизации во все времена и запрещены во всех известных правовых установлениях. В этом их общий и уголовный характер. Другие преступления не имеют такой распространенности, они связаны со статусом правонарушителей, особен-
ностями мотивации преступной деятельности, политической системой, экономикой государства. Общеуголовная преступность в этом отношении наиболее универсальна, зависимость её от объективных факторов не является принципиальной, она существует и действует скорее в русле своих собственных закономерностей.
Общеуголовная преступность представляет собой статистическое множество преступлений общеуголовной направленности. Такая терминология привычно используется в официальных документах, однако она не имеет четко очерченного содержания. В официальной статистической отчетности (статистической карточке на выявленное преступление) предлагается учитывать преступление общеуголовной (1), экономической (2) направленности и налоговое преступление (3). Однако каким считать определенное преступление, не уточняется. Между тем такое преступление, как мошенничество, по своей направленности может быть как общеуголовным, так и экономическим. В Указании Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 28.12.2009 г. СО введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса
© Клеймёнов М.П., Розеенкевич М.А., Юрьев B.C., 2010
Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности □ выделяется перечень № 2 преступлений экономической направленности, по делам о которых предварительное расследование производится в форме предварительного следствия [2]. Этот перечень формулирует ряд условий, при наличии которых деяние учитывается как преступление экономической направленности: преступление совершено в процессе осуществления производственнохозяйственной и финансовой деятельности либо под видом её осуществления в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, официально зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также объединений (граждан, юридических лиц), не являющихся юридическими лицами; преступление совершено должностными, материально ответственными и иными лицами, выполняющими на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм организационнораспорядительные или административнохозяйственные функции и др. [3].
Перечня преступлений общеуголовной направленности в цитируемом нормативном правовом акте нет, не сформулированы правила, следуя которым деяние надлежит учитывать в качестве общеуголовного. В то же время в перечень № 2 (деяний экономической направленности) включены такие преступления, как торговля людьми (ч. 3
ст. 127.1), использование рабского труда (ч. 3 ст. 127.2), кража (ч. 4 ст. 158), хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) (ст. 210), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), организация занятия проституцией (ст. 241), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 241.1 УК РФ), которые традиционно признавались общеуголовными.
Отсутствие перечня преступлений общеуголовной направленности заставляет искать базовые критерии для его формирова-
ния. На наш взгляд, в настоящее время таких критериев два: а) правовой и б) организационный. Первый критерий имеет отношение к характеру совершенных преступлений, второй □ к компетенции отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
Общеуголовный характер преступлений означает, что это преступления, которые не относятся к экономическим, экологическим, коррупционным, транспортным, компьютерным, политическим, должностным, против порядка управления, воинским, против правосудия, против мира и безопасности человечества. Следовательно, это преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы чести и достоинства личности (гл. 17), против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20), против собственности (гл. 21), против общественной безопасности (гл. 24), против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ). В то же время не все преступления, включенные в указанные главы УК РФ, характеризуются как общеуголовные. За пределами общеуголовной преступности находятся такие преступления, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168), террористический акт (ст. 205), содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), массовые беспорядки (ст. 212), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2), приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродукто-проводов и газопроводов (ст. 215.3), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), нарушение правил безопасности на взрывоопас-
ных объектах (ст. 217), нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Кроме того, к общеуголовным не относятся те преступления главы 21 УК РФ, которые включены в перечни преступлений экономической и коррупционной направленности.
Таким образом, перечень преступлений общеуголовной направленности включает в себя преступления, предусмотренные ст. 105П 135, 150-156, 158-167, 206, 208П210, 213-214, 220П227, 228П234, 239П245 УК РФ. В их число следует включить также преступления, которые предусмотрены ст. 295 УК РФ «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование» ст. 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования» ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» ст. 319 «Оскорбление представителя власти» ст. 322.1 «Организация незаконной миграции Ц ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» Общеуголовная направленность этих преступлений выражается в их объективной стороне или тесной связи с профессиональной преступной деятельностью.
Как видим, в перечень преступлений общеуголовной направленности включены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (перечень 5 Общего перечня статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности), оружия (пе-
речень 14), а также посягательства экстремисткой направленности (перечень 20). Их раскрытием и расследованием в формах дознания и предварительного следствия занимаются различные подразделения криминальной милиции: уголовного розыска, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремистской деятельности. Преступления, раскрытие которых отнесено к компетенции органов ФСБ, ФССП, ФТС, Госпожнадзора, в этот перечень не входят.
Раскрытие и расследование преступлений в форме дознания возложено также на милицию общественной безопасности [4]. Результаты её деятельности учитываются при формировании статистического массива общеуголовных преступлений.
Такой массив представлен в статистических отчетах МВД РФ в виде отдельных строк, которые фиксируют следующие виды и группы преступлений:
• убийства и покушения на убийства;
• причинение тяжкого вреда здоровью;
• изнасилование и покушение на изнасилование;
• разбой;
• грабеж;
• кража;
• мошенничество;
• присвоение или растрата;
• вымогательство;
• умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные их хулиганских побуждений, путем поджога;
• хулиганство;
• угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
• вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий;
• угон транспортного средства;
• экстремистская направленность;
• связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ;
• связанные с незаконным оборотом оружия;
• захват заложника;
• бандитизм;
• организация преступного сообщества (организации);
• подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков [5].
Статистические массивы других видов и групп преступлений общеуголовной направленности извлекаются из форм федерального статистического наблюдения (№ 1-ЕГС «Единый отчет о преступности» № 2-ЕГС «Сведения о лицах, совершивших преступления Ц № 3-ЕГС «Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях» № 4-ЕГС «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений^, что требует дополнительных усилий по их сводке и группировке.
Понятие нераскрытой преступности. Нераскрытая преступность □ это общественно опасное явление, выражающееся в статистической совокупности нераскрытых преступлений. Как видим, рассматриваемое понятие имеет в качестве первоосновы (элемента, «кирпичика^ феномен нераскрытого преступления.
Нераскрытое преступление имеет специфическую юридическую природу, которая тесно связана с уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии с пунктом 2.11 Приказа Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» нераскрытое преступление □ это преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Часть 1 статьи 208 УПК РФ «Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия» устанавливает следующие основания приостановления предварительного следствия:
1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;
3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.
Преступления, предварительное следствие по уголовным делам о которых ранее
было приостановлено на основании пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, исключаются из числа нераскрытых только после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.
В число нераскрытых включаются преступления, производство по уголовным делам о которых впервые приостановлено в текущем отчетном периоде по указанным выше основаниям, независимо от даты возбуждения уголовного дела и даты учета преступления [6].
Итак, массив нераскрытых преступлений складывается из числа деяний, дела по которым приостановлены и не прекращены. Вина преступника по этим делам не доказана, они не рассмотрены судом, по ним не вынесен обвинительный приговор.
Во-первых, нераскрытое преступление должно быть зарегистрировано. Неизвестное правоохранительным органам преступление относится к латентным, оно не регистрируется по причине невыявленности. Латентное преступление не относится к нераскрытым, у него другая природа □ информационная. Главным отличием латентного преступления является его неизвестность для субъекта регистрации и учета. Между нераскрытыми и латентными преступлениями существует «йограничная» зона, которая включает в себя укрытые от учета преступления.
Укрытое от учета преступление □ деяние, сведения о котором не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность по вине лиц, которые обязаны регистрировать заявления и сообщения о преступлениях. Преступление также считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение □ вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, либо если по факту его совершения было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии было отменено прокурором с одновременным возбуждением уголовного дела, а производство
по этому уголовному делу в течение отчетного года было окончено и дело направлено в суд или производство по делу приостановлено по пп. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, либо прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Как видим, укрытые от учета преступления подразделяются на две группы: а) умышленно скрываемые лицами, которым вменено в обязанность фиксировать в учетных документах сведения соответствующего характера; б) зарегистрированные, по которым было необоснованно вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Первая группа связана с совершением должностных преступлений, она чревата существенным уголовно-правовым риском, поэтому её удельный вес сравнительно невысок. Зато вторая группа деяний очевидно преобладает в общей структуре укрытых от учета преступлений. Основная масса преступлений укрывается от учета путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Нередко эти постановления впоследствии отменяются прокурорами с одновременным возбуждением уголовного дела, однако затем по ним зачастую выносится постановление о прекращении уголовного дела. Преступление остается нераскрытым.
Зона укрытых от учета преступлений является общей как для феномена латентной, так и нераскрытой преступности. Иными словами, совокупность укрытых от учета преступлений относится как к нераскрытой, так и латентной преступности. В криминологии их называют искусственно-латентными преступлениями [7]. Это преступления, которые стали известными, но их по различным причинам просто не желают раскрывать. Заметим попутно, что нередко такое нежелание выступает мотивом совершения должностных преступлений, которые пополняют статистическое множество нераскрытой преступности.
Во-вторых, нераскрытое преступление хоть и зарегистрировано, но вина преступника по нему не доказана. Здесь также возможны различные варианты. Первый: преступник по делу вообще не установлен. Такие дела составляют основную массу приостановленных дел. Второй вариант: преступник известен, но скрылся от следствия и суда. На протяжении
последних 7 лет прослеживается устойчивая тенденция роста количества уголовных дел, приостановленных в связи с розыском скрывшихся подозреваемых и обвиняемых. В целом по России в 2007 г. эффективность розыска преступников составила примерно 68 % (объявлено в розыск 238 682 преступника, а остаток неразысканных составил 76 959 лиц) [8]. Только в международный розыск в 2010 г. Россия объявила около 63 тыс. преступников и 77 тыс. без вести пропавших.
В-третьих, нераскрытым является преступление, по которому преступник известен, но доказать его вину не представляется возможным. Типичными причинами этого выступают: низкая квалификация дознавателей и следователей, не способных обеспечить убедительную доказательственную базу; правовые иммунитеты правонарушителей, которые не удается преодолеть; коррумпированность судей, предвзято оценивающих представленные доказательства виновности преступников; заниженный уровень компетенции органов дознания и следствия, не позволяющий им раскрывать и расследовать преступления лиц в отдельных сферах и определенной категории. Такие преступления регистрируются сравнительно редко, но они, как правило, оказываются в центре общественного внимания.
Объем нераскрытой преступности. Нераскрытая преступность характеризуется такой специфической чертой, как кумуля-тивность. Если раскрытые преступления «уходят» вместе с отчетным периодом, то нераскрытые преступления накапливаются. В соответствии со ст. 78 УК РФ:
1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.
2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступ-
ления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.
3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.
4. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.
5. К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.
Правила ст. 78 являются не только основаниями для принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела и освобождении лица от уголовной ответственности, но служат базой для расчета числа нераскрытых преступлений. Кроме определения количества таких преступлений в соответствии с п. 1 ст. 78, следует отдельно учитывать количество приостановленных дел, когда преступник уклоняется от следствия и суда, а также общее число нераскрытых убийств за весь доступный период уголовной регистрации.
По опубликованным материалам статистическое множество нераскрытой преступности в 2007 г. выражалось 16,2 млн преступлений [9]. Если учесть, что каждый год число нераскрытых преступлений пополняется на
0,5 млн (с учетом прекращения 0,5 млн дел за истечением сроков давности), в 2010 г. их количество достигает 18 млн. Эта цифра, конечно, нуждается в проверке, однако и сейчас ясно, что те показатели зарегистрированной преступности, которые ежегодно публикуются и обсуждаются, далеко не показывают её состояние. В стране зарегистрировано около 18 млн преступлений, по которым должна осуществляться оперативно-следственная работа. С учетом такого гигантского объема ра-
боты следует корректировать вопросы реформы МВД, сокращения милиции и др.
Нераскрытая преступность представляет значительную общественную опасность □ более высокую по сравнению с латентной преступностью. По своим психологическим последствиям ставшее известным, но не раскрытое преступление обладает более мощным криминогенным эффектом по сравнению с преступлением, которое не зарегистрировано. По первому преступлению ведется оперативно-следственная работа, результаты которой показывают неэффективность (а иногда и бессилие) правоохранительных органов. И этот факт убеждает преступника в целесообразности продолжения криминальной деятельности. Криминалитет вообще внимательно отслеживает показатели результативности правоприменительной практики и учитывает вероятность быть привлеченным к уголовной ответственности за совершение преступлений.
Структура и динамика нераскрытой общеуголовной преступности. Нераскрытая преступность представляет собой массив преимущественно общеуголовных преступлений. Остальные распространенные виды преступности (экономическая, экологическая, должностная, коррупционная) сравнительно редко регистрируются и находятся большей частью в зоне латентных посягательств. В этой связи структура преступности по видам и группам преступлений должна оцениваться с учетом соотношения нераскрытых и латентных преступлений. Это задача □ сложная, поскольку требует установления не только текущей, но и кумулятивной латентности. Данная задача до настоящего времени не решена, так как требует кардинального изменения подходов к анализу преступности с целью оценки её реального состояния. В этом как раз, похоже, и нет настоящей заинтересованности, хотя криминологи располагают опытом соответствующих исследований. Так, Л.В. Кондратюк и В.С. Овчинский оценивают размер кумулятивной общеуголовной преступности в 7 млн преступлений [10], что вполовину меньше кумулятивного массива нераскрытой преступности. Система уголовной юстиции, конечно, не может «переработать» такой огромный массив преступлений, поэтому она настроена реагировать только на текущую оче-
видную преступность (совокупность очевидных или легко раскрываемых преступлений). Осуществляется это давно известным способом: посредством выборочной регистрации преступлений. В статистике такая выборка называется систематической, она осуществляется по определенному признаку □ в данном случае по признаку очевидности (простоты раскрываемости) преступления. Свидетельст-
вами систематичности выборки являются увеличение показателей раскрываемости преступлений на фоне снижения их регистрируемо-сти (особенно тяжких и особо тяжких), а также «ножницы □ между числом заявлений и сообщений о преступлениях и количеством регистрируемых посягательств.
Показатели раскрываемости преступлений за последние 7 лет представлены в табл. 1.
Таблица 1
Доли нераскрытых преступлений в 2003-2009 гг., %
Преступления 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 45,0 45,8 52,3 53,5 49,5 46,1 44,9
Тяжкие и особо тяжкие 44,0 47,6 50,2 52,7 48,5 40,8 44,2
предварительное следствие по которым обязательно 40,9 42,3 42,9 46,4 47,1 51,5 48,4
предварительное следствие по которым необязательно 42,9 44,5 49,0 56,4 56,9 38,4 55,2
Убийства 21,4 17,8 16,6 17,5 14,9 12,0 12,3
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 26,8 24,4 25,6 25,6 22,4 19,8 17,2
Изнасилование 15,6 13,1 13,5 13,7 11,7 10,0 8,4
Разбой 45,4 45,7 49,6 51,0 44,9 38,4 34,5
Грабеж 65,3 65,7 70,3 70,5 66,4 63,3 59,0
Кража 66,3 63,4 68,5 70,5 68,6 64,1 63,4
Кража с проникновением в помещение 63,9 62,1 65,6 66,1 62,7 62,6 60,9
Кража транспортных средств 85,0 84,6 85,3 84,8 84,1 84,3 81,8
Кража из квартир 64,3 62,1 62,8 61,5 58,3 55,1 53,3
Карманные кражи □ □ □ □ □ 86,4 87,1
Кражи из автомобилей 66,5 91,7 93,2 93,7 92,5 83,4 86,0
Мошенничество 38,2 37,8 43,7 43,1 39,6 37,0 35,3
Вымогательство 15,3 13,5 19,2 24,3 21,5 17,5 16,7
Бандитизм 16,1 12,1 12,7 8,4 8,4 4,8 9,2
Организация преступного сообщества 39,8 17,5 20,1 35,0 18,7 43,1 14,2
с незаконным оборотом оружия 13,2 21,9 27,2 28,3 24,9 24,8 24,1
с незаконным оборотом наркотиков 24,4 25,1 45,9 33,3 32,7 32,7 51,3
Из таблицы видно, что удельный вес нераскрытой преступности, достигнув пика в 2006 г., в последующем стабильно снижается. Такая тенденция характерна и для большей части представленных в таблице видов преступлений. Особенно резкое снижение наблюдается в динамике убийств, изнасилований и разбоев.
Как показывают специальные исследования такой динамики, причины резкого снижения коренятся в манипулятивных технологиях, которые искажают статистическую картину, представляют недостоверные итоговые данные. В самом деле, если сопоста-
вить уменьшающееся число убийств с возрастающим количеством пропавших без вести и неопознанных трупов, то становится ясным, в какой яме истлевают тела убитых граждан, судьба которых так и остается безвестной. «Явно патологической, □ замечают отечественные криминологи Л.В. Кондратюк и В. С. Овчинский, □ является статистическая и одновременно социальная ситуация, когда количество зарегистрированных убийств за десятилетие находится в одних пределах и даже имеет тенденцию к снижению, а число лиц, которые пропадают без вести и так и не были найдены, за этот же период выросло
более чем в два раза» [11]. Аналогичное положение складывается в плане регистрации и раскрываемости изнасилований и разбоев, свидетельством чего является повышение раскрываемости на фоне снижения числа реЧисло зарегистрированных
гистрируемых преступных посягательств (табл. 2). Такая тенденция указывает на «перемещение» значительной части совершенных преступлений в категорию латентных.
Таблица 2
преступлений в 2003-2009 гг.
Преступления 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Всего 2 756 398 2 893 810 3 554 738 3 855 373 3 582 541 3 209 862 2 994 820
Тяжкие и особо тяжкие 1 080 151 936 804 1 076 988 1 074 501 961 133 851 392 796 224
предварительное следствие по которым обязательно 1 233 966 1 171 652 1 377 840 1 424 081 1 786211 1 868 709 1 730 650
предварительное следствие по которым необязательно 1 522 432 1 722 158 2 176 898 2 431 242 1 796 330 1 341 153 1 264 170
Убийства 31 630 31 553 30 849 27 462 22 227 20 056 17 681
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 57 087 57 352 57 683 51 429 47 348 45 436 43 112
Изнасилование 8 095 8 795 9 222 8 871 7 038 6 208 5 398
Разбой 48 673 55 448 63 671 59 763 45 318 35 366 30 085
Грабеж 198 036 251 433 344 440 357 302 295 071 243 957 205 379
Кража 1 150 772 1 276 880 1 572 996 1 676 983 1 566 970 1 326 342 1 188 574
Кража с проникновением в помещение 288 022 623 754 676 933 625 980 532 289 413 244 381211
Кража транспортных средств 70 529 71 164 67 546 64 535 58 427 52 820 49 288
Кража из квартир 260 068 253 814 264 627 235 649 210 717 172 808 152 563
Карманные кражи □ □ □ □ □ 95 345 78 798
Кражи из автомобилей 10 217 10 129 12 214 15 059 32 270 38 710 35 244
Мошенничество 87 471 126 047 179 553 225 326 211 277 192 490 188 723
Вымогательство 10 715 12 583 14 692 14 669 11 540 9 953 8 492
Бандитизм 561 522 473 432 348 262 231
Организация преступного сообщества 141 224 244 255 337 325 247
с незаконным оборотом оружия 54 203 28 446 29 908 30 055 30 223 23 087 34 249
с незаконным оборотом наркотиков 181 688 150 096 175 241 212 019 231 218 232 613 238 523
При этом число заявлений и сообщений о происшествиях из года в год стабильно увеличивается. Если в 2006 г. их было зарегистрировано 19 395 176, то в 2009 г. □ 22 788 829, т. е. на 3,5 млн больше. Такая динамика свидетельствует о том, что криминогенная обстановка в стране является напряженной и сдвигов к её улучшению фактически нет. Реальное позитивное изменение криминологической ситуации обязательно должно получить выражение в снижении числа заявлений и сообщений о происшествиях. Если этого нет и на фоне роста их реги-
страции значительно уменьшается число регистрируемых преступлений, то происходит своеобразная фильтрация преступности в процессе рассмотрения соответствующих материалов и часть информационного потока о ней направляется в латентный блок. Поскольку раскрываемость преступлений повышается, а регистрируемость снижается, то в этот блок латентной преступности чаще попадают заведомо трудно раскрываемые преступления. Следовательно, снижение относительного числа нераскрытых преступлений происходит за счет роста массива ла-
тентной преступности. Можно предположить, что этот массив более активно пополняется за счет тяжких и особо тяжких преступлений. Их доля в структуре зарегистрированной преступности с 2003 по 2009 гг. сократилась на 26 %.
Манипулятивные технологии в статистике имеют свои пределы. В целом статистику невозможно обмануть, несмотря на стремление подогнать реальность под заранее заданный результат. В этой связи обратим внимание на то, что, судя по материалам табл. 2, доля тяжких и особо тяжких преступлений сокращается на фоне увеличения числа преступлений, предварительное следствие по которым обязательно (с 2003 по 2009 г. их количество выросло в 1,4 раза). Такая несогласованность указывает как раз на вымывание заведомо трудно раскрываемых преступлений из категории регистрируемых. Иначе говоря, статистика сама сигнализирует о том, что её показателями манипулируют, поскольку нарушается правило о согласованности коррелирующих показателей.
Вместе с тем это свидетельствует о недостаточном профессионализме лиц, ответственных за подготовку и публикацию недостоверных статистических сведений. Такой непрофессионализм явно проявляется в игнорировании ответственности за предоставление недостоверной информации. Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка её представления, а равно представление недостоверной статистической информации.
Впрочем, такой непрофессионализм менее опасен, чем непрофессионализм при расследовании преступлений. О том, что число профессионалов в правоохранительных органах стабильно уменьшается, говорит сопоставление показателей табл. 2 и преступлений, предварительное следствие по которым обязательно и необязательно. Если выразить это соотношение в виде индексов (отношение количества преступлений, предварительное следствие по которым необязательно к числу преступлений, предварительное следствие по которым обязательно), то в
динамике они получат следующее выражение: 2003 г. □ 1,234, 2004 г. □ 1,469, 2005 г. □ 1,579, 2006 г. □ 1,707, 2007 г. □ 1,005, 2008 г. □ 0,717, 2009 г. □ 0,730. Другими словами, происходит резкое снижение регистрации преступлений, по которым расследование преступлений происходит в форме дознания. Одновременно (обратимся к табл. 1) снижается раскрываемость преступлений сопоставляемых категорий. Объяснить это можно только за счет депрофессионализации сотрудников, которые обладают компетенцией осуществлять расследование, в особенности представителей профессионального отряда дознавателей.
Подводя итог сказанному, сформулируем некоторые выводы.
1. Общество не знает реального состояния преступности, которое должно характеризоваться с учетом кумулятивного числа нераскрытых преступлений.
2. Приоритетной задачей борьбы с преступностью является раскрытие преступлений прошлых лет (их в настоящее время раскрывается не более 0,3 % от количества нераскрытых преступлений).
3. Реформирование системы МВД необходимо осуществлять прежде всего с учетом гигантских масштабов нераскрытой преступности.
4. Порочная система манипуляции статистикой зарегистрированной преступности не выгодна никому: ни обществу, ни государству, ни регистрирующим ведомствам (в первую очередь МВД, которые несут на себе основную тяжесть оперативно-следственной работы). Её существование коренится в стиле управления, инерция которого должна быть преодолена.
5. Общественно опасны статистические манипуляции с показателями общеуголовной преступности, в особенности насильственного характера. Такие манипуляции создают благоприятную обстановку для распространения феномена серийных убийств и сексуальных преступлений, продолжения профессиональной преступной деятельности.
6. Наблюдается депрофессионализация кадрового состава дознавателей и следователей. Этот аппарат в первую очередь в органах МВД (сотрудники Федерального следственного комитета расследуют около 10 % от
числа преступлений, расследуемых следователями МВД) требует расширения и укрепления.
7. Непринятие мер по противодействию нераскрытой общеуголовной преступности угрожает государству криминальным коллапсом.
1. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. □ М., 2005. □ С. 545.
2. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // Российская газета. □2006. □ 25 янв.
3. Указание Генпрокуратуры РФ № 399/11, МВД РФ № 1 от 28.12.2009 (ред. от 30.04.2010) «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности».
4. Указ Президента РФ от 12.02. 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности» (местной милиции) в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 02.12.1998 № 1454) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. □ 1993. □ № 7. □ Ст. 562; Соб-
рание законодательства РФ. □ 1998. □ № 49. □ Ст. 6010.
5. Постановление Росстата от 15.01.2008 № 4 (ред. от 13.10.2009) «D6 утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за регистрацией уголовных дел и учетом преступлений □ // Вопросы статистики. □ 2008. □ № 3.
6. Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005 // Российская газета. □ 2006. □ 25 янв.
7. Алексеев А. М., Роша А. И. Латентная преступность и эффективность деятельности правоохранительных органов // Вопросы борьбы с преступностью. □ М., 1973. □ Вып. 19. □ С. 31.
8. Панов С., Клюев С., Малыхин Е. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда // Законность. □2008. □ № 10.
9. 16 млн нераскрытых преступлений. □ URL: http ://www.gzt. ru/topnews/society/167072.html? from=copiedlink
10. Кондратюк Л. В., Овчинский В. С. Криминологическое измерение / под ред. К. К. Горяи-нова. □ М., 2008. □ С. 180.
11. Там же. □ С. 182.