Научная статья на тему '"общество знания": философское осмысление феномена'

"общество знания": философское осмысление феномена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
726
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусиец Полина Владимировна

В статье с позиций философского анализа раскрывается понятие информационного общества, как общества, главный ресурс которого представляют знания. Многозначность трактовок понятий «информация» и «знания» отразились и на различиях в осмыслении понятий «информационное общество» и «общество знания». Автор делает вывод, что в настоящее время современное общество находится только в начале пути в продвижении к обществу знания, и выявляет те причины, которые препятствуют успешности такого продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"KNOWLEDGE SOCIETY": PHILOSOPHICAL REFLECTION OF PHENOMENON

In article from standpoint of philosophical analysis is disclosed concept of information society, as society, whose main resource is present knowledge. Ambiguity of interpretations of concepts of «information» and «knowledge» reflected and on differences of understanding of concepts of «information society» and «knowledge society». Author concludes, that at present modern society is only at beginning of way in advancement to knowledge society, and identifies those reasons, which impede of success of such advancement.

Текст научной работы на тему «"общество знания": философское осмысление феномена»

Мусиец П. В.

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ»: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

III. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.00)

22. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.01)

22.1. «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ»: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

Мусиец Полина Владимировна, кандидат философских наук, доцент, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Место работы: ФГКВОУ ВО «Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова», г.Тверь

[email protected]

Аннотация: в статье с позиций философского анализа раскрывается понятие информационного общества, как общества, главный ресурс которого представляют знания. Многозначность трактовок понятий «информация» и «знания» отразились и на различиях в осмыслении понятий «информационное общество» и «общество знания». Автор делает вывод, что в настоящее время современное общество находится только в начале пути в продвижении к обществу знания, и выявляет те причины, которые препятствуют успешности такого продвижения.

Ключевые слова: информация, знание, общество знания, информационное общество, информационные технологии.

«KNOWLEDGE SOCIETY»: PHILOSOPHICAL REFLECTION OF PHENOMENON

Musiets Polina V., PhD, docent, lecturer of the chair of Humanitarian and socio-economic disciplines

Place of employment: FSPMEI of HE «Military academy of air-space defence named after Marshal of Soviet Union G.K.Zhukov», Tver city

[email protected]

Abstract: in article from standpoint of philosophical analysis is disclosed concept of information society, as society, whose main resource is present knowledge. Ambiguity of interpretations of concepts of «information» and «knowledge» reflected and on differences of understanding of concepts of «information society» and «knowledge society». Author concludes, that at present modern society is only at beginning of way in advancement to knowledge society, and identifies those reasons, which impede of success of such advancement.

Keywords: information, knowledge, knowledge society, information society, information technology.

В настоящее время мировое сообщество находится на этапе ускоренно нарастающих социокультурных и научно-технологических трансформаций. Характеризуя современное состояние общества, следует отметить повсеместное распространение и эффективное использование знаний, выступающих в качестве ведущего фактора модернизации и прогресса. Значимость знания сегодня количественно и качественно превышает значение физического капитала и натуральных ресурсов. Особую роль играет не просто распространенность знаний и их объем, а возможность использования их для производства тех или иных благ, удовлетворения потребности человека в «получении качественных и достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [10]. В связи с этим текущий период развития социума имеет тренд на развитие «общества знания» («knowledge society»).

Общество представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и предполагает наличие определенных связей и отношений между индивидами и социальными груп-

пами. Констелляция личностей в социальной структуре конституирует социальное пространство, выступающее в виде ансамбля «невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу, или между, посередине» [1, с.185]. Идея «невидимых связей», из которых соткано социальное пространство, утверждает весомую роль коммуникаций в его образовании, детерминированных, в свою очередь, деятельностью людей.

В современном мире социальное пространство едино: практически невозможно существование обособленного замкнутого общества, абсолютно изолированного от всего мира, не поддерживающего с ним никаких связей. Повсеместное распространение информационных технологий еще более усугубляет это положение, знаменуя собой глобальный переход к информационному обществу.

«Постиндустриальное» или «информационное» об-

щество - качественно иная по сравнению с предшествующими стадия социального развития, характеризующаяся центральной ролью информации в организации совместной жизнедеятельности людей, международной интеграцией и глобализацией в мировой экономике. Положительная роль информатизации заключается в том, что она дает возможность выражения вариативных мировоззрений, мнений и взглядов, открывает доступ к информации широкому кругу лиц, порождает новые коммуникативные практики, приводящие к возникновению сетевого общества и пр. В качестве негативных ее проявлений можно отметить [9]: закрепление значения информации как товара, развитие и распространение информационных технологий и информации в интересах государства и корпоративного бизнеса, коммерциализация общественных институтов, нападки на публичные институты со стороны государственных структур и транснациональных корпораций, упор в рекламе и политике на подсознательное принятие, а не рациональное доказательство и обсуждение, манипуляция информацией в социально значимых масштабах, тиражирование информационного «мусора», ведение информационных войн в глобальном масштабе, постоянная неуверенность как обратная сторона возникшего сегодня огромного пространства выбора и т.д. «И пока в мире не все будут иметь равные возможности в области образования, в вопросах доступа к информации и ее здравой и критичной оценки, ее анализа, сортировки и включения наиболее интересной ее части в базу знаний, информация будет оставаться только набором невразумительных сведений» [2].

Если информационное общество делает акцент на развитии коммуникационных технологий и информационных инфраструктур, дающих широкому кругу людей доступ к информации, то общество знания характеризуется имманентной потребностью в получении новых знаний, которые необходимы для решения возникающих задач и производства новых видов товаров. В связи с этим особенно важным становится эффективное функционирование систем созидания, добывания и применения знаний и их взаимодействие. В обществе, основанном на знаниях, приоритет отдается интеллектуальному потенциалу человека, формирование которого осуществляется в процессе саморазвития и самообучения. Кроме того, «общества знания "эры информации" отличаются от прежних тем, что по своему характеру, унаследованному от века Просвещения и утверждения прав человека, они ставят своей целью обеспечение социальной интеграции и поощрение социальной активности граждан» [2].

Следует отметить, таким образом, что общество знания возникает в контексте развития информационного общества и «представляет собой социальную систему, в которой происходит развитие и интеграция образования, науки и инноваций при активной роли новых информационных технологий, обеспечивающих доступ и переработку огромных массивов информации» [13, с.61]. В данном обществе акценты смещаются на инновационное научное знание, которое продуцируется с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при непрерывном личностном образовательном процессе.

Одновременно, в современном философском дискурсе подчеркивается различие между информацией и знанием. Установление такого различия осложняется полисемантичностью употребляемых здесь понятий.

Например, нет однозначности в трактовке понятия «информация», как ее нет и в осмыслении понятия «знание» [12]. Так, под последним мыслятся: 1) совокупность умений, навыков; 2) познавательно-значимая информация, как «селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом» [7, с.247]; 3) «особая познавательная единица (гносеологический таксон)» [4, с.47]. Информация же нередко трактуется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [11].

Между тем, большинство авторов отмечают различие между знанием и информацией. Информация (осведомление, сведения) - «инструмент знания, сама по себе знанием она не является. Возникшая из желания обмениваться знаниями и делая более эффективной их передачу, информация остается формой знаний, точной и стабилизированной, индексированной по времени и пользователю» [2]. Знание есть формулировка сущностных связей между явлениями, репрезентированными в информации, «результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания» [5].

В связи с этим нередко знание трактуется как проверенная, достоверная информация. Именно в такой формулировке представлена трактовка общества знания в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» -это «общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [10].

Получение знания представляет собой достаточно сложную самостоятельную деятельность по его извлечению из общего потока информации. Приобретенное знание творчески перерабатывается индивидом и получает личностную окраску. При этом знание всегда носит социальный характер: любая, казалось бы, самостоятельная выработка знания индивидом всегда детерминирована определенным уровнем социального и культурно-исторического развития общества, к которому он принадлежит.

Знание является результатом процесса познания и понимания, постижения глубинных смыслов человеческого бытия. Отражая в сознании человека действительность в виде представлений, понятий, суждений, теорий, знание позволяет эксплицировать ценностные характеристики явлений реальности, выступает важным фактором совершенствования личности, ее рационального и нравственно-эстетического развития.

По мнению ряда зарубежных и российских исследователей (П. Дракер, Г. Бехманн, Р.Ф. Абдеев, А.И. Ра-китов и др.), в современном мире знание выступает «основным условием производства, и знание теперь используется для производства знания» [3, с.72]. Относительная легкость добывания традиционных ресурсов сегодня достигается именно наличием необходимых знаний, поэтому последние приобретают значение реальной полезной силы - средства получения определенных результатов, которые проявляются «вне человека» - в экономике, социальных, политических отношениях, развитии знания как такового, и в

Мусиец П. В.

«ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ»: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА

самом человеке (в его саморазвитии).

Знание обеспечивает жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращаясь в наиболее ценный объект производства и потребления, в определяющий фактор эффективности любой деятельности. Более того, определяющую роль для характеристики развития знания и информации играют критерии перформативности (заведомой востребованности, полезности собираемой и созидаемой информации) и товарности (репрезентируемости информации в том виде, в котором она наиболее конкурентоспособна в качестве объекта продаж).

Информационные технологии, лежащие в основе общества, основанного на знании, детерминируются и стимулируются опережающим развитием знаний, обеспечивая их экспоненциальный прирост, эффективный поиск, хранение, распространение и внедрение. В связи с этим можно говорить о ряде функций, выполняемых информационными технологиями в таком обществе. Среди данных функций выделяются [8, с.28-32]:

- социогенная функция, присущая и базисным технологиям предшествующих цивилизаций и заключающаяся в определяющем влиянии технологий на становление и развитие общества;

- культурогенная функция, проявляющаяся в активном проникновении современных информационных технологий во все сферы жизни общества, в том числе в процессы обучения и воспитания, в механизмы массовых коммуникаций, в формирование личности, ее образа жизни, системы межличностных отношений и т.д.;

- гносеогенная функция, выражающаяся в применении влияющих на познание и способствующих приросту новых знаний операций и процедур, осуществляемых с помощью информационных сетей и компьютеров. Именно данная функция имеет решающее значение в определении современного общества как общества знания.

Высшей и наиболее ценной формой знаний при этом являются знания научные: вбирая в себя информацию из различных сфер жизни общества, приоритет современное знание отдает именно науке, которая, в свою очередь, предоставляет обществу оптимальный способ получения нового достоверного знания.

Для общества, основанного на знаниях, характерна интеллектуализация технологий, рост наукоемкости и инно-вационности производимой продукции. Здесь преобладает деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний, весомая роль отводится образованию. Значение и характер последнего в наибольшей степени меняются именно в силу новой расстановки приоритетов. Поскольку конкретное знание есть результат творческой личностной переработки полученной информации, постольку особую роль в обществе знания начинают играть самоорганизация и саморазвитие личности, формирование и перманентное совершенствование личностно-профессиональных качеств человека. Общество знания остро нуждается в глобальной интеграции и мобильности технологий, знаний и индивидов как их носителей, что, в свою очередь, требует тесного международного сотрудничества в процессе подготовки высококвалифицированных кадров и накопления научных знаний.

И все же, несмотря на вышеописанные актуальные тенденции социального развития, характеризовать современное общество как «общество знания» несколько преждевременно: сейчас можно говорить о становлении на основе знания новой экономической системы, системы межличностных коммуникаций, однако не стоит идеализировать и абсолютизировать процесс построения общества знания. Основная про-

блема заключается в том, что знание как центральное звено становящейся социальной системы оказывается несколько ограниченным в масштабах своего распространения. Подобно тому, как в рамках информационного общества принято выделять различные слои населения в зависимости от возможностей использования информационных технологий (инфобогачи, информационный средний класс, информационные бедняки), так и в рамках общества знания формируется аналогичная социальная структура, в контексте которой знание оказывается распределено крайне неравномерно. При этом зачастую в силу распространенной в современном обществе тенденции к отчуждению знания возникает парадоксальная ситуация, когда интеллектуальная элита общества - ученые, педагоги и т.п. - на деле не обладают правами на получаемый ими интеллектуальный продукт, в то время как те, кто такие права имеет, не владеет знаниями как таковыми.

Еще одним возможным препятствием на пути полноценного становления общества знаний является узкий утилитаризм, господствующий в психологии подавляющей массы населения: отсутствие желания получать знания, выходящие за пределы сиюминутных бытовых и профессиональных потребностей, стремления к саморазвитию личности и расширению кругозора с одновременным перекосом в сторону массовой культуры, бездумного времяпрепровождения, использования по-преимуществу развлекательно-увеселительных возможностей информационных технологий, массового потребления информационного мусора - все это способствует еще большему интеллектуальному расслоению общества, концентрации знаний в узких кругах специалистов и «кпсад-обеднению» широких слоев общества.

Научное знание, в силу невозможности широкого доступа к нему массового сознания, зачастую вызывает в последнем негативные реакции, усиливая тягу к иррациональному, мистическому мировосприятию, к мифологизации повседневности. Это связано с тем, что, проблематизируя те или иные стороны человеческой жизни, увеличивая неопределенность и повышая, тем самым, рискованность человеческого существования, наука культивирует в обыденном сознании страх и эскапизм как его прямое следствие. Последний выражается в стремлении ограничить собственную активность, заменив ее наблюдением со стороны, поверхностным обсуждением предмета, создающим некую иллюзию его мыслительного освоения. Рефлексия вырождается в банализацию и профанацию, возникает видимость знакомства с обсуждаемым объектом или явлением и определенного превосходства над ним. Бурное развитие технологий приводит к превращению общества в «цивилизацию "юзеров" (пользователей)», где знание сущности происходящих процессов и принципов работы механизмов подменяется их бездумным применением, умением их использования без понимания. Человек «целенаправленно культивирует дилетантизм как способ справиться с тотальной властью техники, СМИ и политических структур» [6]. Все это, разумеется, не способствует формированию общества как подлинного общества знаний.

Таким образом, актуальная стадия развития общества может быть охарактеризована как стадия становления общества знания. Следует понимать, что данный процесс носит разносторонний характер и далек от своего завершения. С учетом возникающих на его пути проблем можно предположить, что разрыв в сфе-

ре производства и использования знаний между развитыми странами и остальным миром, а также между различными слоями населения внутри государств будет увеличиваться. Это, в свою очередь, приводит к затягиванию процесса становления ориентированного на знания общества, к его потенциальной незавершенности и социальной гетерогенности. Все же влияние, оказываемое на общество сегодня со стороны знания как высшей формы представления информации, несомненно. Выступая качественно новым этапом социального развития, общество знания даже в своей неоконченной форме вносит существенные изменения в структуру человеческой жизни, выдвигая на первый план проблемы образования, саморазвития и совершенствования личности, реализации творческого интеллектуального потенциала индивида.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92%.

Список литературы:

1. Бурдьё П. Социальное пространство и символическая власть //Бурдьё П. Начала. - М.: Socio-Logos, 1994. -С.181-207.

2. Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf. -(Дата обращения 31.03.2018).

3. Дракер П. Посткапиталистическое общество //Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология /Под ред. В.Л.Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С.67-100.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 168 с.

5. Касавин И.Т. Знание /Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 246-247.

6. Касавин И.Т. Мир науки и жизненный мир человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000924/index.shtml. - (Дата обращения 31.03.2018).

7. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. - Мн.: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

8. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М.: Директ-Медиа, 2013. - 291 с.

9. Суслов Д., Царик Ю. Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.contr-tv.ru. - (Дата обращения 31.03.2017).

10. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» //Консультант Плюс. - 10.04.2018.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) //Консультант Плюс. - 10.04.2018.

12. Хмелевская С.А. Что есть истина: пещерные тени или блеск яркого Солнца? //Социально-политические науки. - 2013. - №3. - С.6-13.

13. Шитов С.Б. Философское осмысление феномена «общество знания» как нового пространства социального бытия //Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Сб ст. /Под ред. А.И.Уварова. - М.: Изд-во «Янус-К», 2010. - 83 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью П.В.Мусиец: «Общество знания»: философское

осмысление феномена» В представленной на рецензию статье предпринята попытка философского осмысления феномена постиндустриального (информационного) общества, как общества знания. Ключевой вывод автора состоит в том, что современный социум находится лишь в начальной стадии трансформации в общество знания. Но даже на этой стадии уже выкристаллизиро-вался ключевой тренд развития системы общественных отношений, когда на первый план вынесена проблематика «образования, саморазвития и совершенствования личности, реализации творческого интеллектуального потенциала индивида».

Импонируют язык и стиль статьи, логика рассуждений автора, основные тезисы, что в совокупности позволяет положительно оценить работу и рекомендовать ее к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах нашей страны.

Доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

Павельева Т. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.