Научная статья на тему '«ОБЩЕСТВО УСТАЛОСТИ» БЁН-ЧХОЛЬ ХАНА'

«ОБЩЕСТВО УСТАЛОСТИ» БЁН-ЧХОЛЬ ХАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
22
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная философия / современное общество / Бён-Чхоль Хан / дельта-результат / social philosophy / modern society / Byung-Chul Han / delta-result

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вера Анатольевна Казанцева

В статье анализируется концепция современного общества немецкого философа Бён-Чхоль Хана. Описываются основные проблемы современного общества и предложенные Ханом варианты их решения. Рассматриваются основные достоинства и недостатки его философского творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE SOCIETY OF FATIGUE » BY BYUNG-CHUL HAN

The article analyzes the concept of modern society by the German philosopher Byung-Chul Han. The main problems of modern society and the options for their solutions proposed by Han are described. The main advantages and disadvantages of his philosophical work are considered.

Текст научной работы на тему ««ОБЩЕСТВО УСТАЛОСТИ» БЁН-ЧХОЛЬ ХАНА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 9 (491). С. 116-119. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(9(491):116-119.

Научная статья УДК 1:321:159.947

doi: 10.47475/1994-2796-2024-491-9-116-119

«ОБЩЕСТВО УСТАЛОСТИ» БЁН-ЧХОЛЬ ХАНА Вера Анатольевна Казанцева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], 0000-0002-1164-7913

Аннотация. В статье анализируется концепция современного общества немецкого философа Бён-Чхоль Хана. Описываются основные проблемы современного общества и предложенные Ханом варианты их решения. Рассматриваются основные достоинства и недостатки его философского творчества.

Ключевые слова: социальная философия, современное общество, Бён-Чхоль Хан, дельта-результат

Для цитирования: Казанцева В. А. «Общество усталости» Бён-Чхоль Хана // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 9 (491). С. 116-119. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-491-9-116-119.

Original article

«THE SOCIETY OF FATIGUE » BY BYUNG-CHUL HAN Vera A. Kazantseva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], 0000-0002-1164-7913.

Abstract. The article analyzes the concept of modern society by the German philosopher Byung-Chul Han. The main problems of modern society and the options for their solutions proposed by Han are described. The main advantages and disadvantages of his philosophical work are considered.

Keywords: social philosophy, modern society, Byung-Chul Han, delta-result

For citation: Kazantseva VA. «The Society of Fatigue» by Byung-Chul Han. Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2024;(9(491):116-119. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-491-9-116-119.

Постановка проблемы

На данный момент немецкий философ Бён-Чхоль Хан является одним из самых издаваемых и читаемых социальных философов. Начиная с 2023 г. на русский язык переведено и опубликовано уже шесть его книг, из которых «Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива» — первая работа, открывающая серию. Все книги довольно миниатюрны и представляют собой эссе, в которых автор размышляет над основными проблемами современного общества и предлагает свои варианты их решения. На наш взгляд, «Общество усталости» — наиболее общее исследование Хана, в котором он в концентрированном виде представил свою философскую концепцию, а в последующих работах конкретизировал основные ее моменты. В данной статье мы рассмотрим, какие проблемы совре-

© Казанцева В. А., 2024

менного общества выделяет Бён-Чхоль Хан, какие предлагает варианты их решения и насколько они осуществимы в сложившихся обстоятельствах нашего времени.

Результаты исследования

Среди проблем, беспокоящих современного человека, философ выделяет следующие: усталость, одиночество, чрезмерная озабоченность своим здоровьем, нехватка негативности в условиях переизбытка позитивности. Все они взаимосвязаны между собой и часто работают на разрушение ментального благополучия индивида «в комплексе». Далее рассмотрим каждую из проблем подробно.

Современное общество называется Чаном «обществом достижений», а человек такого общества — его субъектом. Чаще всего в тексте им используется словосочетание «субъект общества достижений», вместо человек, индивид

или личность. Таким образом философ хочет подчеркнуть жесткость правил такого общества, в котором человек теряет свою индивидуальность и оказывается заточенным только на достижение успеха как главного маркера благополучия и счастья. Он пишет: «Человек становится машиной достижений, которая должна функционировать без перебоя и максимизировать свою производительность» [7, с. 126]. Дельта-результатом этого процесса Чан называет чрезмерную усталость и истощение. Люди устают от постоянной гонки за успехом, впадают в депрессию от того, что их жизнь не соответствует идеальной картинке успешных блогеров и коучей из интернета, испытывают перманентную тревогу от того, что не успевают сделать все и сразу, а значит недостаточно продуктивны. «Усталость общества достижений — это одинокая усталость, разобщающая и изолирующая» [7, с. 127]. Хан называет такую усталость «разлучающей усталостью», которая еще более обостряет проблему одиночества, характерную для современного общества.

На сегодняшний день научно доказано, что одиночество оказывает негативное воздействие на здоровье человека: снижается иммунитет, повышается риск ментальных проблем, развиваются сердечно-сосудистые заболевания. «Одиночество вреднее для нашего здоровья, чем отсутствие физических упражнений, так же вредно, как алкоголизм, и в два раза вреднее, чем ожирение» [2, с. 11]. В современной психологии распространен термин «астеническая депрессия» — это состояние сильной усталости, слабости, сопровождающееся депрессивным расстройством. Чаще всего ей страдают трудоголики и перфекционисты, амбициозные личности с завышенными требованиями к себе и окружающим. Такая депрессия приводит к разрушению социальных контактов, десоциализации и одиночеству. Бён-Чхоль Хан в своей работе называет это состояние «депрессией от истощения», а в качестве вызывающей ее причины называет постоянное принуждение к достижениям [7, с. 60]. Он пишет, что «депрессивный человек эксплуатирует самого себя добровольно, без принуждения извне. Он — хищник и жертва сразу» [7, с. 62]. Возникает любопытный момент: в жизни современного человека мало места для уединения, поскольку субъект достижений вечно занят погоней за успехом и довольно много одиночества.

Тут необходимо отметить, что одиночество следует отличать от уединения. Любой человек

желает уединиться на какое-то время, чтобы восполнить запасы энергии, отдохнуть, подумать и т. п. Д. Винсент определяет уединение как «состояние тех, кто не находится в компании, и кто не чувствует себя одиноким» [1, с. 343]. Он рассматривает его как «безопасное, продуктивное одиночество» и отмечает, что «человек должен иметь возможность свободно входить в уединенное состояние и выходить из него» [1, с. 343]. Имеется ввиду, что это позитивное состояние человека, необходимое для отдыха, в то время как одиночество — состояние негативное, проявляющееся как ощущение коммуникативной изоляции от других людей, собственной никчемности и ненужности обществу. Работу «Парадокс одиночества» Норина Герц начинает с тезиса о том, что «во всем мире люди чувствуют себя одинокими, разобщенными и чужими. Мы находимся в эпицентре глобального кризиса одиночества» [2, с. 11]. Виной тому может быть ориентация западного общества на индивидуалистические ценности. Современный человек эгоцентричен и гораздо больше ориентирован на свой внутренний мир, чем на общество, поэтому руководствуется в первую очередь своими интересами, а не общими ценностями. Эрик Саден, характеризуя современное общество в работе «Тирания Я: конец общего мира», пишет о том, что сегодня «либеральный индивидуализм как политический проект, двумя веками ранее направленный на освобождение людей, окончательно превратился в иной этос: неудержимую погоню за собственной уникальностью с единственной целью отмежеваться от толпы, что теперь рассматривалось как решающее конкурентное преимущество» [6, с. 34]. Как и Бён-Чхоль Хан, он обращает внимание на проблему самоотчуждения. Но с точки зрения Садена, современный человек прекрасно осознает, что сам себе не принадлежит, а по мнению Хана, в погоне за успешностью и находясь под тотальным давлением избыточной позитивности, он далеко не всегда может прийти к такому осознанию.

Ева Иллуз и Эдгар Кабанас называют современное общество «фабрикой счастливых граждан» [3]. В их работе идет речь о «токсичной позитивности» как навязыванию людям представления о том, что они обязаны быть счастливыми, так как у них все для этого есть, а если нет, то будет, стоит только захотеть. Развитая индустрия развлечений объявила состояния грусти, печали, тоски, меланхолии ненормальными и нуждающимися в лечении, или, по крайней

Казанцева В. А.

мере, консультации специалиста. «Счастье было коммодифицировано и теперь успешно продается в виде товаров и услуг — практики, коучинг, самопомощь, всевозможные приложения и т. д.» [3, с. 11]. И это, еще не говоря о том, что индустрия развлечений ориентирует человека на как можно более частое получение удовольствия, внушая ему, что в этом и состоит счастье. «Разумеется, в современном мире можно быть почти счастливым, не задавая себе слишком много вопросов. Можно максимально стремиться к тому, что приносит удовольствие, и всеми силами избегать того, что для нас тяжело и болезненно. Но опыт показывает, что порой существуют вещи, приятные в данный момент, но в дальнейшем приводящие к отрицательным последствиям» [4, с. 25]. Это же и имеет в виду Бён-Чхоль Хан, говоря о переизбытке позитивности и чрезмерной озабоченности здоровьем в современном обществе. Он пишет о том, что насилие позитивности гораздо опаснее насилия негативности, поскольку плохо осознается человеком, не предполагает враждебности и развивается в мирном и терпимом обществе [7, с. 50]. Толерантность же в таких условиях приводит к исчезновению Другого как негативного, а значит потенциально опасного, что в свою очередь, обостряет проблему одиночества. Чан предупреждает о возможных фатальных последствиях такого исчезновения, поскольку Другой необходим для самопознания, подлинного разнообразия мнений и выстраивания коммуникативных связей. Если нет Другого, то человек замыкается на самом себе, его мировоззрение сужается до точки, но он не замечает этого солипсизма и эскапизма, поскольку слишком занят собой, впрочем, как и все остальные.

Предлагает ли Бён-Чхоль Хан какие-то варианты решения вышеописанных проблем? В анализируемой работе «Общество усталости» его ответом вызовам времени становятся созерцательность и глубокая скука. Он имеет в виду то, что человек должен заново научиться смотреть, приучить глаз к спокойствию, вниманию, терпению, к «долгому и медлительному взгляду» [7, с. 95]. Он полагает, что реагировать сразу, как того требует современная индустрия развлечений, и следовать каждому импульсу, не просто путь к компульсивным покупкам в интернет-магазинах, но уже «болезнь, гибель, симптом истощения» общества [7, с. 96]. Хан не описывает конкретные созерцательные прак-

тики, но как примеры можно привести японскую традицию созерцания цветения сакуры. Ханами — это древняя японская традиция любования цветами, которая и в наше время в сезон цветения вишни не теряет своей популярности. В западном обществе набирает популярность такая созерцательная практика как «бёрдинг» или «бёрдвотчинг». Это наблюдение среди обычных людей (не орнитологов) за птицами в естественной среде их обитания для релаксации и переключения внимания со своих тревожных мыслей на объективность внешнего мира. «Хватит зацикливаться на себе — пора оглянуться по сторонам», — пишет Кио Маклир, описывая свой опыт бёрдинга [5, с. 13]. Бён-Чхоль Хан одобрил бы этот ее девиз, поскольку он очень созвучен его собственным мыслям о созерцательности.

Заключение

Итак, Бён-Чхоль Хан в работе «Общество усталости» выделяет такие проблемы современного общества, как усталость (в контексте выгорания, поскольку описанная им усталость носит перманентный и деструктивный характер), одиночество, приводящее к кризису любви (на эту тему у него есть отдельная работа и это тема нашей следующей статьи), чрезмерная озабоченность здоровьем в виду ментальных проблем, вызванных переизбытком позитивности и устранением Другого как инаковости (чего требует неолиберальная политическая повестка).

В качестве противоядия от перечисленных недугов философ предлагает созерцательность и глубокую скуку, в состоянии которых человек не спешит к новым достижениям или не гонится за очередным краткосрочным удовольствием, а дает себе передышку, успокаивается, размышляет и переключает внимание со своего внутреннего мира на Другого и бытие в целом. Понятно, что самоэксплуатирующий субъект общества достижения далеко не сразу сможет освоить практику созерцательности, поскольку тут необходимы такие качества как спокойствие, умиротворенность, неспешность, которые не слишком-то поощряются в наше время. Тем не менее, мы полагаем, что возвращение к созерцательности возможно и очень важно для человека, поскольку может стимулировать возвращение человечества к философии, на которую, у значительной его части, пока, зачастую, не остается сил и времени.

118

Ует А. Kazantseva

Список источников

1. Винсент Д. История одиночества. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 456 с.

2. Герц Н. Парадокс одиночества. Глобальное исследование нарастающей разобщенности человечества и ее последствий. Москва: Эксмо, 2024. 320 с.

3. Иллуз Е. Фабрика счастливых граждан: как индустрия счастья контролирует нашу жизнь / Ева Иллуз, Эдгар Кабанас. Москва: Издательство АСТ, 2023. 352 с.

4. Ленуар Ф. Счастье. М.: РИПОЛ классик, 2017. 336 с.

5. Маклир К. Птицы, искусство, жизнь: год наблюдений. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2023. 264 с.

6. Саден Э. Тирания Я: конец общего мира. Санкт Петербург, Издательство Ивана Лимбаха; 2023. 336 с.

7. Хан Б.-Х. Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива. Москва: Издательство АСТ, 2023. 160 с.

References

1. Vincent D. History of loneliness. M.: New Literary Review, 2022. 456 p.

2. Hertz N. The paradox of loneliness. A global study of the growing disunity of humanity and its consequences. Moscow: Eksmo, 2024. 320 p.

3. Illuz E. Factory of happy citizens: how the happiness industry controls our lives / Eva Illuz, Edgar Cabanas. Moscow: AST Publishing House, 2023. 352 p.

4. Lenoir F. Happiness. M.: RIPOL classic, 2017. 336 p.

5. Maklir K. Birds, art, life: a year of observations. Moscow: Ad Marginem Press, 2023. 264 p.

6. Saden E. Tyranny I: the end of the common world. Publishing house of Ivan Limbach; St. Petersburg, 2023. 336 p.

7. Han BH. Fatigue Society. Negative experience in the era of excessive positivity. Moscow: AST Publishing House, 2023. 160 p.

Информация об авторе

В. А. Казанцева — кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

Information about the author

V. A. Kazantseva — Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy.

Статья поступила в редакцию 27.09.2024; одобрена после рецензирования 13.10.2024; принята к публикации 20.10.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 27.09.2024; approved after reviewing 13.10.2024; accepted for publication 20.10.2024

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.