ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ/PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК 111: 316.012
ОБЩЕСТВО И ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ SOCIETY AND THE PARADIGM OF SOCIAL PHILOSOPHY
©Баранов Г. В.
д-р филос. наук, финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Омск, Россия, [email protected]
©Baranov G.
Dr. habil., Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk, Russia, [email protected]
Аннотация. Характеризуются три парадигмы социальной философии; описываются два множества объяснения сущности и специфики общества; исследуется пять метафизических качеств бытия общества.
Abstract. Characterized by three paradigms of social philosophy; describes two of the many explanations of the nature and specifics of the society; explores the five metaphysical qualities of existence of society.
Ключевые слова: социальное познание; сущность общества; парадигмы социальной философии; универсальные качества общества.
Keywords: social cognition; essence of society; paradigm of social philosophy; universal quality of society.
В абстрактном метафизическом значении в пределах философских и мировоззренческих уровней познания общество есть часть вещественного и идеального бытия, созданная деятельностью поколений людей на планете Земля с периода завершения антропосоциогенеза около 40 тысяч лет назад и совершенствующаяся по настоящее время [1; 2, с. 212].
Слово «общество» используется специалистами гуманитарных и общественных наук для обозначения различных вещественных и идеальных объектов бытия [3; 4]. Основные множества (группировки) объяснения состояния бытия и понятия, называемого словом «общество»: метафизическое; социологическое.
По критериям метафизического объяснения сущности и специфики общества выделяются предельно общие качества общества в единстве вещественных результатов деятельности людей и фактора поведения акторов — людей. В этом значении общество — часть вещественного материального бытия, создаваемая деятельностью людей при взаимодействии с объектами природы и друг с другом, состоящая из множества народонаселения (человечества), вещественных объектов — результатов их деятельности, в том числе, техника и коммуникации, здания и сооружения, предметы (вещи) бытового и общественного потребления, знаковые системы информации, идеальных созданных познавательной деятельностью человека систем знаний.
По критериям социологического объяснения выделяются качества поведения акторов — людей. В этом значении общество есть объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемые осознанной социокультурной идентичностью ее членов; совокупность, группа, множество человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворения своих потребностей;
обособившаяся от природы часть бытия, представляющая собой уникальную исторически развивающуюся систему взаимодействий и форм объединений людей.
Проблемы познания общества отличаются высокой степенью сложности, многозначности и множественности вариантов решений. Множество проблем социальной философии конкретизируются в формах областей исследований, утвержденных в российской науке по критериям паспортов специальностей ВАК России [5].
Парадигмы социальной философии — исследования проблем общества в течение исторически длительного периода времени с применением согласованных специалистами методов, понятий и критериев оценки результатов. В истории философии проблемы познания общества исследовались в составе социальной проблемы философии, независимо от оформления социальной философии в статус отдельной философской науки. Впервые понятие «социальная философия» предложил философ Франции Огюст Конт в 40-х гг. 19 в.
Основные парадигмы социальной философии: общественный (социальный) идеализм; общественный (социальный) натурализм; общественный (социальный) материализм.
Парадигма общественного (социального) идеализма — система исследований сущности и специфики, законов и качеств функционирования и эволюции общества с применением гипотезы первичности идеального бытия.
Ограничения парадигмы общественного идеализма: отсутствие экспериментальных подтверждений, так как идеальные информационные акторы (Бог, разум, воля, бессознательное, мистическое) ничего предметно не создают. Данная информационная парадигма популяризуется в целях совершенствования идеалов бескорыстия («духовности») и пропаганды потребностей определенных социальных общностей и государств.
Парадигма общественного (социального) натурализма — множество (система) исследований сущности, специфики и качеств общества с применением гипотезы первичности природных законов, действующих в обществе в преобразованных формах.
Парадигма общественного (социального) материализма — объяснение сущности, законов, качеств общества на основе гипотезы первичности материального производства, экономики, техники. Эта парадигма используется во всех классах общественной деятельности, потому что ориентирует субъектов (акторов) общества — государство, народы, социальные общности и группы, индивидов — на эффективную деятельность по обработке объектов природы и прогресс экономики с целями прогресса комфортности жизни. Разновидности общественного материализма — экономический материализм марксизма, технократический детерминизм, концепция постиндустриализма и иные.
По критерию «изолирующего абстрагирования» [6, с. 21], у общества как системы бытия представлены основные метафизические качества, или всеобщие признаки (состояния):
1. Антиэнтропийный эффект функционирования. По этому признаку общество — это система бытия, при котором не происходит саморазрушение и деструкция целостности, а постоянно воссоздается достигнутый уровень сложности.
2. Интегральный прогресс — последовательное усложнение от простого к сложному, от низшего к высшему в результате противоречивого взаимодействия людей с объектами природы и социальными группами, общностями и государствами. Прогресс общества относительно отдельных государств и народов — проблематичное состояние, потому что уничтожаются отдельные цивилизации и государства, а «победители» используют все достижения общества и осуществляют общий прогресс человечества.
3. Наличие субстратного основания общества — человек в состоянии деятельности [7, с. 96]. Субстрат — это элементарный носитель свойств целого, благодаря которому в результате сложных взаимодействий и создается это целое. Например, в медицинских науках и практике человек может быть разделен на органы и функциональные системы, но для социальной философии человек — предел возможного деления состояний общества на части.
4. Наличие субстанционального основания общества — системы (части), которая производит решающее условие материального и информационного (идеального)
существования и возможности совершенствования человечества. Субстанцией общества по критериям «реалистического мировоззрения» [8] является система материального производства — общественно организованная деятельность людей по созданию, распределению, обмену и потреблению вещественных благ в формах товаров, услуг.
5. Сложное внутреннее строение, в котором выделяется не менее четырех основных частей (систем, подсистем): экономическая, социальная, политическая и идеационная (духовная) системы общества.
6. Культурно-программированный способ функционирования всех элементов и систем общества [9; 10]. Культура — единственный способ перехода общества от состояния природной жизни к цивилизации [11] и к будущим совершенным состояниям, например, в состояние ноосферы. Ноосферное будущее общества — это состояние общества, в котором все природные и биологические процессы реализуются на основе достижений науки и техники, благодаря чему устанавливается полное обеспечение витальных и информационных потребностей человека-индивида.
Список литературы:
1. Баранов Г. В. Бытие как проблема в философии // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №7-1 (49). С. 108-110. DOI: 10.18454/IRJ.2016.49.145.
2. Баранов Г. В. Философия: учебно-методическое пособие для вузов. Омск: Агентство Курьер, 2002. 291 с.
3. Баранов Г. В. Практика и принцип деятельности в социальном познании: дис. ... канд. филос. наук. М., 1987. 185 с.
4. Баранов Г. В. Практикум по философии: ч. 2. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. Т. 2. 360 с.
5. ВАК Паспорт специальности. Режим доступа: http://teacode.com/online/vak/ (дата обращения 07.08.2016).
6. Баранов Г. В. Логика: учебное пособие. 2-е изд. Омск, 2004. 199 с.
7. Баранов Г. В. Специфика бытия человека // Интерактивная наука. 2016. №6. С. 96-98. DOI: 10.21661/r-112754.
8. Баранов Г. В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. №6. С. 55-58.
9. Баранов Г. В. Связи с общественностью в органах власти: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. 112 с.
10. Баранов Г. В. Этика: словарь понятий. Омск, 2005. 336 с.
11. Баранов Г. В. Ценность в культуре // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. №7. С. 39-41.
References:
1. Baranov G. V. Bytie kak problema v filosofii // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatelskij zhurnal, no. 7 (49), 2016, CHast 1. Iyul. S. 108-110. DOI: 10.18454/irj.2016.49.145.
2. Baranov G. V. Filosofiya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya vuzov. Omsk: Agentstvo Kurer, 2002, 291 p.
3. Baranov G. V. Praktika i princip deyatelnosti v socialnom poznanii: diss. kand. filos. nauk. Moscow, 1987. 185 p.
4. Baranov G. V. Praktikum po filosofii: chast 2: uchebnoe posobie. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2011, v. 2, 360 p.
5. VAK Pasport specialnosti. Available at: http://teacode.com/online/vak/, accessed: 07.08.2016.
6. Baranov G. V. Logika: uchebnoe posobie. 2-e izd. Omsk, 2004, 199 p.
7. Baranov G. V. Specifika bytiya cheloveka. Interaktivnaya nauka, 2016, no. 6, pp. 96-98. DOI: 10.21661/r-112754.
8. Baranov G.V. Faktory filosofii i mirovozzreniya v bytii cheloveka. Uspekhi sovremennoj nauki. 2016, no. 6, v. 4, pp. 55-58.
9. Baranov G. V. Svyazi s obshchestvennostyu v organah vlasti: uchebnoe posobie. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2016, 112 p.
10. Baranov G. V. Etika: slovar ponyatij. Omsk, 2005. 336 p.
11. Baranov G. V. Cennost v kulture. Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya, 2016, no. 7, v. 5, pp. 39-41.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 20.09.2016 г. 23.09.2016 г.