Научная статья на тему 'Общественный транспорт в постсоветском городе: справедливость, медиа, политика'

Общественный транспорт в постсоветском городе: справедливость, медиа, политика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Андрей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественный транспорт в постсоветском городе: справедливость, медиа, политика»

СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

УДК 316.354 ББК 60.56

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В ПОСТСОВЕТСКОМ ГОРОДЕ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, МЕДИА, ПОЛИТИКА 1

Кузнецов Андрей Геннадиевич

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Данная рубрика стала одним из результатов работы круглого стола «Будущее общественного транспорта в постсоветских городах: справедливость, медиа, политика», прошедшего 30 мая 2014 г. в рамках Вторых нижневолжских чтений «Публичные пространства и город в эпоху новых медиа»1. Целью круглого стола было начать широкий диалог между учеными, СМИ, политиками, техническими специалистами и общественными деятелями о будущем общественного городского транспорта на постсоветском пространстве в целом, и в Волгограде в частности. По инициативе волгоградских социологов и философов за одним столом собрались исследователи общественного транспорта (ВолГУ, НИУ ВШЭ, ЕУСПб, РАНХиГС), представители волгоградских пе-^ ревозчиков, журналисты, активисты и попытались найти точки пересечения и расхождения

и

^ между своими перспективами.

§ Необходимость такого диалога обуслов-а

лена тем, что в настоящее время сложилась ^ ситуация, в которой перспективы развития си© стем общественного транспорта (далее - ОТ)

городов на постсоветском пространстве более неопределенны, чем когда бы то ни было за последние двадцать лет. Исчерпали себя как советские традиции организации ОТ, так и постсоветские тенденции развития городских форм мобильности, выражением которых стали маршрутные такси (далее - МТ).

Салоны транспортных средств, используемых в качестве ОТ, представляют собой особый тип публичных пространств со своим порядком социальных взаимодействий, и, вместе с тем, ОТ как система преобразует город, создавая новые публичные пространства и изменяя старые. Кроме того, в работу разных форм ОТ больше вплетаются (централизованно или спонтанно, ситуативно) цифровые устройства, открывая новые возможности контроля и координации, а также реконфигурируя социальную организацию городских мобильностей.

В связи с этим неопределенность будущего постсоветского городского ОТ выводит на первый план целый ряд вопросов о взаимосвязи между материально-техническими,

ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 4 (24) 49

моральными и социально-политическими отношениями. Как ученые, технические специалисты, медиа, политики и общественные деятели могут успешно сотрудничать в создании сбалансированной системы ОТ? Каковы перспективы и риски развития ОТ в Волгограде и других постсоветских городах (виды транспортных средств, системы оплаты, правила регулирования, экология, инвестиции)? Каковы субъекты и механизмы принятия ключевых решений в области транспортной политики, и как они трансформируются в ближайшие годы? Какова роль научного / экспертного знания в принятии этих решений? Почему важны социальные исследования транспорта? В каком смысле можно говорить о справедливости применительно к ОТ?

Эти и другие вопросы обсуждались участниками круглого стола. Дискуссия оказалась оживленной и плодотворной. По ее следам волгоградские социологи и философы, объединенные научно-исследовательским проектом «Город, транспортная медиация, социальная справедливость: социологическое исследование городского общественного транспорта в г. Волгограде»2, сделали собственные выводы, которые нашли свое выражение в статьях данной рубрики.

Статья А.Г. Кузнецова, И.Р. Тугушева и Л.А. Шайтановой «Социология инженеров: маршрутные такси в оптике технической литературы», опираясь на идеи Мишеля Калло-на, рассматривает публикации инженеров и градостроителей не как объект, а как инструмент социологического анализа. Технические специалисты являются практическими социологами, которые в ходе анализа локальной системы ОТ, описывают вместе с тем и городское пространство, а даже всероссийское общество в целом под специфическим углом зрения. Проводя анализ второго порядка, авторы определяют перспективные направления собственного социологического исследования. В частности предлагается изучать связи между географическим пространством города и сетевым пространством ОТ, между пространственной конфигурацией салонов и моральной организацией поездок в ОТ (и в особенности МТ), анализировать исследовать взаимодействия между местной властью и экспертным знанием в вопросах оценок и принятия реше-

ний в области транспортной политики, а также субверсивного потенциала МТ в этой сфере. В заключении авторы определяют собственную область социальных исследований транспорта: «Качественное многообразие опыта городской мобильности - вот та территория, на границе которой обнаруженная нами социология инженеров делает конечную остановку» [2].

Д.Ю. Сивков в статье «МоЫ^ т тоЫН: оплата проезда и справедливость в маршрутном такси» сосредотачивается на изучении мобильного сообщества незнакомцев в МТ. Особое внимание уделяется телесным практикам и метакоммуникативным маркерам, посредством которых формируется моральная конфигурация такого «общества на час». Кроме того, подчеркивается особая роль в формировании сообщества чужаков в ОТ таких разных медиа, как гаджеты и деньги. Цифровые устройства с одной стороны позволяют возводить невидимые стены между пассажирами, позволяя им абстрагироваться друг от друга и от ситуации. С другой стороны, гад-жеты наводят мосты между участниками поездки и могут выступать как средством, так и поводом для общения. Деньги, будучи тоЫ^ т тоЫН, наоборот проникают «сквозь невидимые стены, создаваемые новыми медиа -гаджетами, выполняют моральную функцию справедливых денег, создающих совместную деятельность пассажиров» [3].

Е.В. Карчагин в работе «Универсальное в локальном: справедливость и городской общественный транспорт» показывает как старая метафизическая проблема справедливости последовательно преломляется в современной социально-философской теории, в урбанистике и исследованиях ОТ. Подчеркивается, что эта универсальная проблема может быть обнаружена в локальном пространстве МТ, где повседневные поездки регулярно требуют ситуативной аргументации по поводу неравномерного распределения благ и тягот. В заключении автор замечает, что «если переход от универсального к локальному - это давняя забота философско-теоретического знания, то обратный переход от локального к универсальному представляет собой реальность самых привычных ситуаций, включая конфликтные ситуации с использованием элементов «дискурса справедливости» в маршрутных такси» [1].

50 А.Г. Кузнецов. Общественный транспорт в постсоветском городе: справедливость, медиа, политика

Предлагаемый вниманию читателя тематический блок статей призван показать, что ОТ может быть не только предметом внимания технических специалистов, но и объектом социологического (как количественного, так и качественного) и философского анализа. Авторы тематического блока убеждены, что внимание к качественно различному опыту перемещения в городском пространстве поспособствует развитию социологии мобильностей в современной России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Проведение конференции и публикация данного номера Серии 7 Вестника Волгоградского государственного университета стали возможны благодаря финансовой поддержке РГНФ и Правительства Волгоградской области, грант № 14-13-34501 г/р.

2 Проект осуществляется при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Волгоградской области, грант №2 14-13-34013 а(р).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Карчагин, Е. В. Универсальное в локальном: справедливость и городской общественный транспорт / Е. В. Карчагин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - №2 4. -С. 68-78.

2. Кузнецов, А. Г. Социология инженеров: маршрутные такси в оптике технической литерату-

ры / А. Г. Кузнецов, И. Р. Тугушев, Л. А. Шайтано-ва // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. - N° 4. - С. 52-67.

3. Сивков, Д. Ю. Mobilis in mobili: оплата проезда и справедливость в маршрутном такси / Д. Ю. Сивков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2014. -№4.- С. 79-91.

REFERENCES

1. Karchagin E.V. Universalnoe v lokalnom: spravedlivost i gorodskoy obshchestvennyy transport [The universal in the Local: Justice and Urban public transport]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2014, no. 4, pp. 68-78.

2. Kuznetsov A.G., Tugushev I.R., Shaytanova L.A. Sotsiologiya inzhenerov: marshrutnye taksi v optike tekhnicheskoy literatury [Sociology of Engineers: Route Taxis in Technical Literature]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2014, no. 4, pp. 52-67.

3. Sivkov D.Yu. Mobilis in mobili: oplata proezda i spravedlivost' v marshrutnom taksi [Mobilis in mobili: Fare and Justice in Route Taxi]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsialnye tekhnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies], 2014, no. 4, pp. 79-91.

PUBLIC TRANSPORT IN POST-SOVIET CITY: JUSTICE, MEDIA, POLITICS

Kuznetsov Andrey Gennadievich

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Volgograd State University [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

ISSN 1998-9946. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 4 (24) 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.