1.2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ - К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Долгих Федор Игоревич, канд. ист. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Подразделение: кафедра Теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с понятием, целью, задачами, содержанием общественного контроля за деятельностью политических партий, а также возможными формами данного вида контроля. Автор приходит к выводу, что необходимость превращения политических партий в объект общественного контроля и распространение на них соответствующих положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обусловлена двойственной природой политических партий, их ролью связующего звена между государством и обществом.
Предметом исследования выступает общественный контроль за деятельностью политических партий.
Результаты научной работы могут быть использованы при подготовке учебных пособий по конституционному праву и теории государства и права.
Статья может представлять интерес для руководителей и сотрудников аппаратов политических партий, для преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся проблемами правового регулирования деятельности политических партий.
Ключевые слова: политические партии, общественный контроль за деятельностью политических партий, цель общественного контроля, задачи общественного контроля, объект общественного контроля, субъект общественного контроля.
PUBLIC CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF POLITICAL PARTIES - TO THE QUESTION
Dolgikh Fedor Igorevich, PhD in History, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: Moscow finance industrial university "Synergy". Department: Theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the issues associated with the concept, goal, objectives, content of public control over the activities of political parties, as well as possible forms of this type of control. The author comes to the conclusion that the need of transformation of political parties in the subject of public control and the extension to them of the relevant provisions of the Federal law "On fundamentals of public control in the Russian Federation" due to the dual nature of political parties, their role as a link between the state and society.
The subject of research is public control over the activities of political parties.
The scientific results can be used in the preparation of textbooks on constitutional law and theory of state and law.
The article may be of interest to managers and employees of apparatuses of political parties, teachers and law students interested in the problems of legal regulation of activities of political parties.
Keywords: political parties, public control over the activities of political parties, the purpose of public control, objectives of public control, a subject of public control, the subject of public control.
Развитие гражданского общества в современной России немыслимо без его основополагающих институтов - в частности, общественных объединений различных организационно-правовых форм, включая политические партии. От уровня развития общественных объединений во многом зависит, насколько эффективно гражданское общество сможет выполнять свои функции. Политические партии являются важнейшим институтом политической системы общества1, а среди всех институтов гражданского общества занимают особое место, обусловленное их двойственной природой - тем, что политические партии, с одной стороны, «являются институтом гражданского общества, т.е. структурным элементом сферы частных отношений», с другой - «частью государственно-властной машины»2.
В то же время, все чаще данное утверждение подвергается критике. Так, например, Е.Н. Маркова отмечает, что «В новом столетии продолжают усиливаться тенденции развития современных политических партий, при которых партии утрачивают свое место связующего звена между обществом и государством, а это нарастающее отчуждение, в свою очередь, определяется снижением общественного доверия к партиям и активности избирателей в повседневной деятельности партий, сокращением численности партий. Актуальными задачами стали поиск ответов и противостояние таким глобальным вызовам XXI в., как возрастающее влияние СМИ в политике, проблема прозрачности процедуры финансирования партий, необходимость существования некой подотчетности партий перед гражданами, бюрократизация партийного аппарата, деидеологизация партийных программ»3.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о доверии политическим партиям как политическому институту. Так, согласно данным опроса, проведенного Левада-Центром 19 - 22 сентября 2014 года, политические партии вполне заслуживают доверия только у 18 процентов опрошенных, не вполне заслуживают - у 49 %, совсем не заслуживают - у 23 %, а 11% затруднились с ответом. Это самый низкий показатель по сравнению с иными институтами, степень доверия которым было предложено оценить респондентам. Для примера - Президент вполне заслуживает доверия у 79 % опрошенных, правительство - у 46 %, печать, радио и телевидение - у 36 %, профсоюзы - у
1 Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 14; Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.// Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 43.
2 Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России//Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 3-4; Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий// Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 2. С. 39.
3 Маркова Е.Н. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.
28 %4. По данным Л. Гудкова, в октябре 2011 г. полное доверие политическим партиям выражали лишь 10 % опрошенных, неполное доверие (частичное недоверие) - 44 %, полное недоверие - 30%. При этом политические партии по проценту опрошенных, выразивших им полное доверие, занимали среди остальных социальных и политических институтов самое последнее место, уступая не только премьер-министру -52 %, Президенту 50 %, армии - 37 %, средствам массовой информации - 30 %, спецслужбам - 26 %, профсоюзам - 16 %, но даже и крупному бизнесу -16% . Если проанализировать динамику, то уровень полного доверия политическим партиям за 1994-2010 гг. варьировался от 2 (1994 г.) до 12 процентов (2010 г.), то возрастая, резко снижаясь, но среди других социальных институтов по уровню доверия политические партии всегда оказывались на последнем месте6
По показателям одобрения деятельности политические партии также уступают многим иным институтам. По данным ВЦИОМ, в феврале 2016 г., одобрение деятельности политических партий высказывали лишь 42,7 % респондентов, в то время в отношении Российской армии - 83,4 %, Русской православной церкви -72,8%, СМИ - 60,4 %, а правоохранительных органов -53,3 %7.
Одним из способов преодоления недоверия к политическим партиям как институту может стать общественный контроль за их деятельностью. Приступая к изучению данного вопроса, необходимо разобраться с определениями. Ю.С. Тихомирова выделяет четыре вида контроля - общегосударственный, ведомственный, общественный и внутренний контроль8. Федеральный закон «О политических партиях» не содержит определения понятия «контроль»9. В связи с этим возникает необходимость в анализе доктринального толкования данного понятия. Теоретическим основам контроля вообще и контролю за деятельностью политических партий в частности уделено внимание в монографии С.Н. Братановского и Д.В. Развеева10. С.Е. Заславский рассматривает контроль за регулируемой законодательством деятельностью политических партий в качестве одного из инструментов воздействия государства на партийно-политическую систему. По мнению данного автора, контроль предназначен для анализа и проверки правомерности
4Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти// URL: http://www.levada.ru/13-11-2014/doverie-institutam-vlasti
5 Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура// Вестник общественного мнения. 2012. № 2(112). С. 12.
6 Данные взяты из таблицы: Динамика доверия россиян к основным социальным институтам, 1994-2010. Источник: Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура// Вестник общественного мнения. 2012. № 2(112). С. 43-44.
7Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Одобрение деятельности общественных институтов // URL:
http://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obshhestvennyx _institutov/
8 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16.
9 Долгих Ф.И. Государственный контроль за соответствием деятельности политических партий требованиям закона// Девятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества-2014». Сборник материалов. - М., 2014. С. 412.
10 Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое
регулирование организации и деятельности политических партий
в Российской Федерации. Монография. М., 2012.
действий, совершаемых политической партией и ее представителями11. А.Л. Бураковский считает, что контроль за политическими партиями в России выступает в качестве производного явления, сформированного в результате развития отечественной государственности, являющегося сферой деятельности органов исполнительной власти и заключающегося в обеспечении ими законности в деятельности политических общественных объединений12.
Указанными авторами, а также в целом в литературе акцент делается главным образом на осуществление контроля за деятельностью политических партий со стороны государства. Проблема, связанная с общественным контролем за политическими партиями, пока еще не получила широкого освещения. Попытка ее осмысления предпринята в диссертации Ю.С. Тихомировой, где под общественным контролем деятельности политической партии рассматриваются «законодательные и организационные условия гласности, публичности, информационной открытости, финансовой прозрачности, позволяющие представителям общественности оценивать деятельность политической пар-тии»13. В то же время, благодаря исследованиям В.В. Гриба14 можно констатировать наличие методологической основы для разработки проблем осуществления общественного контроля, которая, по нашему мнению, применима и в отношении общественного контроля за деятельностью политических партий.
Анализируя различные точки зрения, В.В. Гриб отмечает, что «Правовой смысл контроля заключается не только в получении информации о фактическом состоянии объекта контроля и соответствии полученных результатов ожидаемым, в проверке фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания, но и в практическом устранении нарушений, содержащихся в принятых решениях, принятии мер в процессе контроля для оценки и устранения недостатков и т.д.»15. Поэтому содержание контрольной деятельности общества, по мнению В.В. Гриба, должно включать: наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов, получение всесторонней информации о выполнении ими предписаний, анализ полученных данных, предупреждение и выявление право-нарушений16.
Согласно Федеральному закону «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» объектами общественного контроля являются органы госу-
11 Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 164.
12 Бураковский А.Л. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 143; Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012. С. 110.
13 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 112.
14 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011; Гриб В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного кон-троля//Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2 и др.
15 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011. С. 140-141.
16 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011. С. 141.
дарственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия17. Таким образом, данный закон не предусматривает возможность осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий. Хотя первоначально в проекте названного Федерального закона к числу объектов контроля были отнесены и некоммерческие организации - в частности, в части использования средств федерального бюджета18. Вследствие чего объектом общественного контроля становились бы политические партии, получающие государственное финансирование. Но в процессе работы над законопроектом данное положение было исключено. В то же время, «учитывая тенденции развития законодательства в сфере общественного контроля, представляется вполне вероятным нормативное закрепление осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий»19.
Можно привести ряд аргументов в поддержку этого. Так, политическая партия является юридическим лицом публичного права. Как отметил В.Е. Чиркин, «смысл конструкции юридического лица публичного права состоит в публичном управлении (в широком понимании), в регулировании жизни общества, в участии в этом, в соревновательности за это (например, для политических партий)»20. Юридические лица публичного права создаются в общественных интересах -в интересах как всего общества, так и его части. Данные лица так или иначе связаны с публичной властью - так, политические партии состязаются за нее. С учетом данных и некоторых других признаков В.Е. Чиркин предлагает считать юридическим лицом публичного права «признанное государством в этом качестве материальное и публично-правовое некоммерческое формирование, которое в различных организационно-правовых формах вправе ограниченно участвовать в гражданско-правовых отношениях и которое участвует в публично-правовых отношениях в целях публичных интересов путем законного применения публичной власти, борьбы за нее, сотрудничества с ней, давления на нее, имеет имя, другие идентифицирующие признаки, обладает имуществом, правами и несет обязанности и юридическую ответственность за свои акты и действия»2 . Рассмотренные признаки позволяют поставить политические партии в один ряд с объектами, перечисленными в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Кроме того, нельзя забывать и о двойственной природе политической партии, о чем было сказано выше. Данными обстоятельствами и обусловлена необходимость осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий.
Под общественным контролем за деятельностью политических партий следует понимать деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемую
17 Статья 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
18 Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в России/Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 14.
Долгих Ф.И. Партийное право в системе российского права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5. С. 10.
20 Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права//Журнал российского права. 2010. № 6. С. 92.
21 Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права//Журнал российского права. 2010. № 6. С. 97.
в целях наблюдения за деятельностью политических партий, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими локальных актов и принимаемых решений.
Правовая основа общественного контроля, как отмечает В.В. Гриб, «представляет собой совокупность нормативных правовых актов как законодательного, так и подзаконного характера», устанавливающих:
- правовой статус субъектов общественного контроля, их полномочия, порядок организации и деятельности,
- правовой статус объектов общественного контроля, их полномочия, порядок организации и деятельности в части взаимодействия с субъектами общественного контроля,
- правовые основы осуществления отдельных форм общественного контроля - как закрепленных в тексте Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», так и предусмотренных иными нормативными правовыми актами,
- правовые основы осуществления общественного контроля по различным направлениям государственной политики 2
Данная конструкция, по нашему мнению, применима и относительно разработки правовой основы общественного контроля за деятельностью политических партий, за исключением последнего пункта.
Тихомирова Ю.С. подразделяет общественный контроль на внешний и внутренний. По ее мнению, в уставе политической партии закрепляются условия и гарантии проверки внутриуставной деятельности политической партии ее сторонниками, членами, а также гражданами, в ней не состоящими2 .
Предназначение общественного контроля заключается в обеспечении обратной связи между обществом и государством24. Данный вид контроля является одной «из эффективных форм реализации гражданами и общественными объединениями конституционных прав»25. Особенность общественного контроля как одного из видов контроля заключается в том, что он «осуществляется от имени общественности (общественных формирований) и граждан; не обладает властно-правовым характером; не является обязательным»26. Этим и должна быть обусловлена специфика цели данного вида контроля. Целью общественного контроля за деятельностью политических партий должно стать обеспечение гласности и прозрачности деятельности политической партии, недопущение появления тоталитарных партий, недопущение обмана избирателей, обеспечение реального воздействия избирателей на проводимый политической партией, за которую они отдали свои голоса на выборах, политический курс. Также в качестве дополнительной цели можно рассматривать защиту прав членов самой по-
22 Гриб В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контроля//Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2. С. 32.
23 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 112.
24 Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в Рос-сии//Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 8.
25 Кошкина З.Н. Правовое Обеспечение Общественной Палатой Российской Федерации функций общественной экспертизы и общественного контроля// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 29.
26 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и
институтов гражданского общества в Российской Федерации:
конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и
перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011. С. 138.
литической партии. Распространение практики общественного контроля на деятельность политических партий необходимо и для того, чтобы они «не превращались в закрытые клубы, соблюдались политические права и свободы граждан»27.
Задачи общественного контроля отражены в законе28. Применительно к общественному контролю за деятельностью политических партий задачами должны выступать:
1) формирование и развитие гражданского правосознания;
2) повышение уровня доверия граждан к деятельности политических партий, а также обеспечение тесного взаимодействия политических партий с иными институтами гражданского общества;
3) противодействие политической коррупции;
4) обеспечение соблюдения политическими партиями нормативных предписаний, включая не только соблюдение закона, но и собственных локальных нормативных актов;
5) содействие предупреждению и разрешению внутрипартийных конфликтов;
6) обеспечение прозрачности и открытости деятельности политических партий;
7) обеспечение соблюдения прав членов политических партий, прав и свобод граждан.
8) повышение эффективности деятельности политических партий.
Субъектами общественного контроля за деятельностью политических партий (их структурных подразделений) должны выступать:
1) Общественная палата Российской Федерации;
2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;
3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;
4) общественные советы при политических партиях.
Анализируя понятие, место и роль общественного
совета (применительно к общественным советам при государственных органах), В.В. Гриб отмечает, что общественный совет следует рассматривать как постоянно действующий совещательно-консультативный орган, не являющийся юридическим лицом, характеризующийся большой публичностью, вовлеченностью общественных организаций в работу органов власти, ориентированностью на дискуссионный характер обсуждения вопросов, как «образование с участием представителей общественности, имеющее формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения решений, потенциально имеющих общественный резонанс»29.
Общественные советы при политических партиях должны выполнять консультативно-совещательные функции и участвовать в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены федеральным законодательством. Целью общественного совета при политической партии должно
27 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 112.
28 Часть 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
29 Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011. С. 201.
стать обеспечение взаимодействия граждан и общественных объединений различных организационно-правовых форм с политическими партиями для выражения мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведения этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, учета потребностей и интересов граждан, представления данных интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, защиты прав и свобод граждан, а также для содействия формированию и выражению политической воли граждан, их участию в политических акциях, в выборах и референдумах.
В настоящее время в некоторых партиях и на уровне их региональных отделений и иных структурных подразделений создаются и функционируют Консультативные советы из представителей общественности. Например, подобный совет действует при Московском городском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия». Он является совещательным органом, созданным в соответствии с Уставом партии для взаимодействия данного регионального отделения с общественными объединениями и их активистами, а также для координации действий руководителей общественных объединений, входящих в число членов и сторонников партии или сочувствующих ее деятельности. Совет осуществляет консультации для выявления и согласования позиций общественных объединений - участников Совета, разрабатывает планы участия общественных объединений в деятельности регионального отделения, контролирует их выполнение, обращается с предложениями к руководящим органам городского (окружных) отделений партии по различным вопросам ее деятельности, а также выполняет и иные функции30.
Обращаясь к вопросам общественного контроля за деятельностью политических партий, нельзя оставить без внимания и такой значимый аспект, как его формы, т.е. способы и приемы, посредством которых он осуществляется. Ю.С. Тихомирова, выделяя два основных этапа функционирования партии, обусловленных спецификой ее деятельности и цикличностью политического процесса в государстве - выборный и межвыборный, отмечает, что «законодательство о политических партиях, будучи основой для осуществления мер общественного (гражданского) контроля деятельности партий в межвыборный период, предусматривает несколько способов (путей) осуществления общественного контроля - получение представителями общественности информации о деятельности политической партии как непосредственно, так и через сообщения в средствах массовой коммуникации, помещаемые самими политическими партиями либо контролирующими их деятельность государственными органами»31.
А Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусматривает несколько форм общественного контроля32, которые, по нашему мнению, могут быть применимы и в отношении политических партий. Это общественный мони-
30 Пункты 1.1, 2.1-2.9 Положения о Консультативном Совете общественных объединений при Московском городском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия»// URL: http://www.mos-partya.ru/index-33.htm
31 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 116.
32 Статьи 19, 20, 22, 24, 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
торинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение и общественные (публичные) слушания. Опираясь на дефиниции, изложенные в законе, применительно к политическим партиям можно сформулировать следующие определения указанных форм общественного контроля.
Общественный мониторинг - это осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью политических партий. Информация о деятельности политической партии может быть получена представителями общественности непосредственно либо через сообщения в средствах массовой коммуникации, размещаемые как самими политическими партиями, так и контролирующими их деятельность государственными органами33.
Общественная проверка - это совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности политических партий, а также деятельности партий, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Общественная экспертиза - это основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) политических партий, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Общественное обсуждение - это используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений политических партий, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных партий, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественные (публичные) слушания - это собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля для обсуждения вопросов, касающихся деятельности определенных политических партий и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Таким образом, двойственной природой политических партий, их ролью связующего звена между государством и обществом обусловлена необходимость превращения их в объект общественного контроля и распространение на них соответствующих положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Осуществление общественного контроля за деятельностью политических партий будет способствовать усилению ее глас-
33 Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 116.
ности и открытости, росту доверия к политическим партиям как участникам избирательного процесса и как одному из ключевых институтов гражданского общества, развитию демократических институтов в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
2. Положение о Консультативном Совете общественных объединений при Московском городском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия»// URL: http://www.mos-partya.ru/index-33.htm
3. Братановский С.Н., Развеев Д.В. Административно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий в Российской Федерации. Монография. М., 2012.
4. Бураковский А.Л. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.
5. Гриб В.В. Актуальные проблемы формирования правовых основ общественного контро-ля//Конституционное и муниципальное право. 2014. № 2.
6. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство «Юрист», 2011.
7. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура// Вестник общественного мнения. 2012. № 2 (112).
8. Долгих Ф.И. Государственный контроль за соответствием деятельности политических партий требованиям закона// Девятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества-2014». Сборник материалов. - М., 2014.
9. Долгих Ф.И. Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий// Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 2.
10. Долгих Ф.И. Партийное право в системе российского права// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 5.
11. Долгих Ф.И. Финансирование деятельности РКП(б)-ВКП(б) в первой половине 1920-х гг.// Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4.
12. Заславский С. Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003.
13. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России/Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6.
14. Кошкина З.Н. Правовое Обеспечение Общественной Палатой Российской Федерации функций общественной экспертизы и общественного контроля// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6.
15. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России// Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1.
16. Маркова Е.Н. Свод рекомендуемых норм в сфере политических партий: аналитический обзор стандарта Венецианской комиссии Совета Европы// Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19.
17. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития общественного контроля в России/Административное право и процесс. 2014. № 10.
18. Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2003.
19. Тихомирова Ю.С. Правовые формы контроля деятельности политических партий: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2003.
20. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права//Журнал российского права. 2010. № 6.
21. Левада-центр. Аналитический центр Юрия Левады. Доверие институтам власти. URL: http://www.levada.ru/13-11 -2014/doverie-institutam-vlasti
22. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Одобрение деятельности общественных институтов URL: http://wciom.ru/news/ratings/odobrenie_deyatelnosti_obsh hestvennyx_institutov/
Рецензия
на статью Долгих Федора Игоревича «Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса»
Статья Долгих Ф.И. посвящена проблеме осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий. Автор уделяет внимание рассмотрению понятия, цели, задач, содержания и форм общественного контроля за деятельностью политических партий, обосновывает необходимость введения данного вида контроля для усиления гласности и открытости деятельности политических партий, роста доверия к ним как к участникам избирательного процесса и как к одному из ключевых институтов гражданского общества, для развития демократических институтов в Российской Федерации. Приведенные в статье данные опросов общественного мнения по поводу доверия политическим партиям как институту ярко обозначают проблемную ситуацию. По мнению Ф.И. Долгих, необходимость осуществления общественного контроля за деятельностью политических партий обусловлена также их двойственной природой - тем, что политические партии, с одной стороны, выступают как институт гражданского общества, с другой - как часть государственно-властной машины.
С учетом изложенных обстоятельств можно сделать вывод, что статья Долгих Ф.И. «Общественный контроль за деятельностью политических партий - к постановке вопроса» представляет научный и практический интерес и соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Клейменова Марина Олеговна