УДК 342.9 ББК 67.401.1
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ
ДИАНА НИКОЛАЕВНА ШУРУХНОВА,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: diana_shu@inbox.ru; ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА БОНДАРЬ, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: bondar_elena@mail.ru Научная специальность — 12.00.14 административное право,
административный процесс. Рецензент: заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Василенко Г.Н.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются правовые основы и формы общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Особое внимание уделено рассмотрению таких форм общественного контроля, как направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти, а также деятельность общественных советов.
Ключевые слова: общественный контроль, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, формы общественного контроля, индивидуальные или коллективные обращения граждан в органы государственной власти, общественный совет, общественная палата.
Annotation. The article presents the analysis of legal frameworks and forms of public control over activities of Executive bodies of state power of a subject of the Russian Federation. Special attention is paid to the consideration of such forms of public control as the direction of individual or collective appeals of citizens to state authorities and activities of public councils.
Keywords: public control public control over activity of bodies of state power of subject of Russian Federation, forms of social control, individual or collective appeals of citizens to state authorities, the public Council of the public chamber.
Одним из важнейших направлений развития Российской Федерации является активное взаимодействие всех его органов с институтами гражданского общества. Здесь очень важен контроль именно со стороны граждан за соблюдением выполнения государственными органами своих обязанностей перед народом, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить права и свободы человека и гражданина, согласовать общественно значимые интересы общества, индивидов и государства.
Роль и значение общественного контроля многократно возрастают в современных условиях в связи с потребностями в модернизации государственного управления, недопущением конфликта интересов, повышения качества реализации государственных функций и оказания государственных услуг и др.
Общественные объединения предполагают свободное членство с целью реализации общих целей. Они
исполняют функцию посредника между государством, которое призвано осуществлять признание, защиту и соблюдение прав и свобод граждан, и обществом, которое необходимо для обеспечения жизнедеятельности своих структур и не зависящих от государства объединений, и людьми. Общественные объединения являются тем государственным субъектом, который участвует в охране правопорядка[1, с. 168].
Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций[2] .
Так, В.В Гриб выделяет несколько форм общественного контроля действи за деятельностью за вопросы деятельностью исполнительных орга-
нов государственной власти субъекта Российской Федерации[3,с.8]: общественный мониторинг; общественная экспертиза проектов нормативно — правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; общественное обсуждение нормативно — правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, а также общественно значимых вопросов их деятельности; общественные (публичные) слушания; предоставление информации о деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; предоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти; опрос граждан о деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ; отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); публичный отчет; участие представителей общественности в советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти РФ; организация публичных встреч, совместных совещаний.
На двух, наиболее значимых, на наш взгляд, формах такого контроля остановимся более подробно. Итак, направление индивидуальных или коллективных обращений граждан в органы государственной власти предусматривает использование определенных механизмов.
Во-первых, возможно оспаривание нормативно-правовых актов в судебном порядке, а именно: общих
• в союзнопорядке главы 23 АПК РФ «Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»;
• в порядке главы 21 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Во-вторых, возможно оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц:
• в порядке главы 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц»;
• в порядке главы 25 АПК РФ «Рассмотрение дел об административных правонарушениях»;
• в порядке главы 22 КАС РФ «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов го-
сударственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»;
• в порядке главы 30 КоАП РФ «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях».
В-третьих, возможно оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использование иных внесудебных процедур урегулирования споров.
В-четвертых, возможность инициировать производство по привлечению должностных лиц, органы, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, к дисциплинарной, к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности в соответствии с федеральными законами.
В-пятых, возможно направить обращение в международную или региональную организации.
Еще одной, не менее важной формой общественного контроля, на которой нам бы хотелось остановиться более подробно, является участие представителей общественности в советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти РФ.
Отметим, что при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ созданы и функционируют различные совещательные и консультативные советы, деятельность которых призвана содействовать учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Правовой статус советов при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ закреплен в части 1 статьи 13 ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», согласно которой общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении контроля в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Так, в городе Москве в 2208 году был создан Общественный совет, который функционировал в целях консолидации усилий общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, представителей деловых кругов, профессиональных союзов, общественных деятелей науки и культуры, обеспечения их эффективного и конструктивного диалога с органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по созданию благоприятных условий для повышения качества жизни москвичей, выработке и реализации механизмов и форм гражданского участия в процессе формирования и осуществления социально-экономической политики, реализации демократических принципов развития
гражданского общества [4]. В 2013 году на смену Общественного совета была сформирована Общественная палата города Москвы, являющаяся постоянно действующим независимым коллегиальным совещательным органом[5].
В связи с единым правовым регулированием анализ правового статуса советов при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ применим и к советам при исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.
Отдельно следует проанализировать деятельность советов при высшем исполнительном органе государственной власти субъекта РФ.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют правовые нормы, регулирующие единый правой статус общественных советов при высших должностных лицах субъектов РФ, их основные права и обязанности, единый порядок образования. По общему правилу правовой статус общественных советов определяется высшим должностным лицом субъекта РФ путем принятия соответствующего постановления.
Надо отметить, что термин «общественный совет» представляется достаточно условным, поскольку в различных субъектах РФ данный орган может называться по-разному. Так, в Ставропольском крае создан и функционирует Общественно-политический совет при губернаторе Ставропольского края[6].
Отметим наметившуюся тенденцию создания при высших должностных лицах субъектов РФ специальных общественных советов, реализующих общественно-контрольную и консультативно-совещательную функции в различных сферах жизнедеятельности. Например, примером здесь могут служить: Общественный совет по развитию малого предпринимательство при губернаторе Санкт-Петербурга, Общественный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2020 года и на период до 2030 года при губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Общественный совет при мэре Москвы по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика города.
И в заключение подчеркнем, что учитывая отсутствие на федеральном уровне правовых норм, предусматривающих единый объем полномочий общественных советов при высших должностных лицах субъекта РФ, представляется вполне уместным наделение общественных советов в отдельных субъектах РФ различными по объему полномочиями, в том числе, и в сфере общественного контроля.
Перечисленные выше формы общественного контроля, хотя некоторые из них нормативно не закреплены, могут стать продуктивными при их эффективном и постоянном использовании в ходе ежедневного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. При этом следует отметить роль общественных палат субъектов РФ в осуществлении общественного контроля.
Литература
1. Василенко Г.Н. «О некоторых особенностях взаимодействия общественных объединений и органами внутренних дел РФ»// Актуальные
проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями». № 15-1, 2017. С.168
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2014, — № 30 (Часть I). — Ст. 4213.
3. Гриб В.В. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации как объекты общественного контроля. // Государственная власть и местное самоуправление, 2016, — № 7. — С. 8.
4. Указ Мэра Москвы от 10.06.2008 N 41-УМ (ред. от 04.07.2011) «О создании Общественного совета города Москвы» //»Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 35, 23.06.2008.
5. Закон г. Москвы от 04.07.2012 N 34 (ред. от 24.02.2016) «Об Общественной палате города Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 39, 19.07.2012.
6. Положение об Общественно-политическом совете при губернаторе Ставропольского края, утвержденное Постановлением губернатора СК от 28 ноября 2008 г. № 985 // СПС «Кон-сультантПлюс».
Reference
1. Vasilenko G.N. "On some features of the interaction of public associations and bodies of internal affairs of the RF" / / Actual problems of combating crimes and other violations. " No. 151, 2017. P. 168
2. Federal Law No. 212-FZ of July 21, 2014 (as amended on 03.07.2016) "On the Basics of Public Control in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2014, — No. 30 (Part I). — Art. 4213.
3. Mushroom V.V Executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation as objects of public control. // State power and local self-government, 2016, — No. 7. — P. 8.
4. Decree of the Mayor of Moscow of 10.06.2008 N 41-UM (Edited on 04.07.2011) "On the establishment of the Public Council of the City of Moscow" // "The Messenger of the Mayor and the Government of Moscow," No. 35, June 23, 2008.
5. Law of Moscow dated 04.07.2012 No. 34 (as amended on February 24, 2016) "On the Public Chamber of the City of Moscow" // "Messenger of the Mayor and the Government of Moscow," No. 39, 19.07.2012.
6. Regulations on the Social and Political Council under the Governor of the Stavropol Territory, approved by the Resolution of the Governor of the SC of November 28, 2008 No. 985 // SPS "ConsultantPlus".