общественный контроль
как способ реализации конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных
Аннотация: Современные правовые формы и методы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления на сегодняшний день выступают эффективным инструментом обеспечения и защиты прав и свобод граждан. Автором анализируются наиболее важные сферы общественного контроля, а также механизм его осуществления населением.
Ключевые слова: общественный контроль, общественная экспертиза, доступ к информации, гражданское общество.
PUBLIC CONTROL AS METHOD OF REALIZATION CITIZENS AND SOCIAL ASSOCIATIONS' CONSTITUTIONAL RIGHTS, FREEDOMS AND LEGAL INTERESTS
Annotation: Modern legal forms and methods of public control over the authorities and self-government bodies' activity are effective instrument of guarantee and protection citizens' rights and freedoms at present-day. Author studies the most important fields of public control, and also mechanism of it realizing.
Keywords: public control, public examination, access to information, civil society.
Одним из показателей зрелости демократиче- действия с органами публичной власти является ских завоеваний любого гражданского общества и отлаженная система осуществления общественного одновременно важным инструментом его взаимо- контроля за деятельностью государственных инсти-
объединении
К.К. Гасанова,
адъюнкт Московского университета МВД России;
А.Н. Линёв,
кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ образования и науки Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Рецензент: заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Прудников А.С.
E-mail: anton-linev@mail.ru
K.K. Gasanova,
adjunct of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
A.N. Linyov,
candidate of jurisprudence, research associate of scientific research institute of science and education
тутов, позволяющая проводить проверку отдельных субъектов управления на предмет соблюдения установленных же государством правовых норм, а также обеспечивать обратную связь населения с различными субъектами правоприменения.
Е.В. Киричек предлагает рассматривать общественный (гражданский) контроль как процесс, при котором население участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет проверку и постоянное наблюдение за ее реализацией, проводит мониторинг, гражданские исследования и расследования, гражданскую экспертизу, а также участвует в решении иных общественно значимых вопросов на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод высшей ценностью1.
Механизм обеспечения контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственно-властных структур базируется одновременно на нескольких конституционно-правовых ценностях.
Во-первых, в статье 33 Конституции Российской Федерации2 продекларировано, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Во-вторых, частью 2 статьи 24 «основного закона государства» на органы государственной власти и местного самоуправления возложена обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Примечательно, что отношения в области осуществления населением контроля за работой различных государственных институтов имеют разную степень правовой регламентации.
Наиболее полно и обстоятельно, на наш взгляд, они урегулированы Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 г.) «О полиции»3, в положениях которого заложены принципы публичности и открытости для общества деятельности подразделений полиции, на долю которых приходится значительный объем правоприменительной практики, и взаимоотношений с физическими и юридическими лицами в сфере внутренних дел государства.
Неслучайно, названным федеральным законом предусмотрена процедура ежегодного отчета начальника территориального органа МВД России на региональном уровне перед органами власти и населением соответствующего субъекта Российской Федерации.
Введение в повсеместную практику и осуществление на системной основе отчетов указанных должностных лиц полиции было, прежде всего, продиктовано необходимостью:
• информирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и граждан о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;
• развития в рамках действующего законодательства системы общественного контроля над службой полиции;
• оказания содействия правовому просвещению граждан.
Органом, специально уполномоченным на осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, является Общественная палата Российской Федерации (далее — Общественная палата).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации»4 Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.
Основными направлениями деятельности Общественной палаты являются проведение:
• общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
• гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий по общественно важным проблемам с приглашением представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, Общественная палата наделена полномочием давать оценку проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав граждан в области социального обеспечения, обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
Несмотря на то, что принимаемые Обществен-
ной палатой решения (предложения, заключения) носят рекомендательный характер, органы государственной власти и местного самоуправления, а также соответствующие должностные лица обязаны предоставлять по ее обращениям находящуюся в их распоряжении информацию.
Рассматривая функции государства как организатора общественного контроля, П.В. Десятых в качестве первоочередных и требующих принятия им мер называет организацию информационной открытости органов власти5.
В этой связи немаловажную роль в создании и функционировании действенных механизмов осуществления общественного контроля за происходящими внутригосударственными процессами сыграло принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в редакции от 7 июня 2013 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»6.
Как следует из содержания названного федерального закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) информации в средствах массовой информации;
2) размещение информации в сети «Интернет»;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами;
4) присутствие граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, на коллегиальных заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления;
5) предоставление информации по запросам, направляемым непосредственно в адрес государственных органов и органов местного самоуправления.
Одной из гарантий, обеспечивающих реализацию права граждан, организаций и общественных объединений на получение достоверной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, является возможность требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением их права на доступ к указанной информации.
В данном случае основанием для возмещения вреда служит факт незаконного бездействия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В соответствии с правилами статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации такой вред возме-
щается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Небезынтересно, что формы и порядок осуществления общественного контроля в отдельных сферах жизнедеятельности населения имеют свои особенности.
Так, например, Федеральным законом от 10 июля 2008 г. № 76-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 г.) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»7 предусмотрено образование в субъектах Российской Федерации общественных наблюдательных комиссий, призванных осуществлять контроль за обеспечением прав лиц, подвергнутых административному задержанию и административному аресту; военнослужащих, подвергнутых дисциплинарному аресту; лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемых в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу; осужденных к лишению свободы; несовершеннолетних, находящихся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Для достижения целей своей деятельности члены указанных комиссий имеют право:
1) посещать места принудительного содержания (камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы)
2) рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
3) направлять материалы по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в Общественную палату, в администрации мест принудительного содержания, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а
также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
4) участвовать в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие;
5) проводить мероприятия (общественные обсуждения, слушания) по вопросам своей деятельности.
Вместе с тем не допускается вмешательство членов общественных наблюдательных комиссий в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.
Характеристика института общественного контроля за деятельностью государственного аппарата будет неполной без освещения новаций в законодательстве Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемым в настоящей статье вопросам.
Одной из них, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»8, станет процедура обязательного общественного обсуждения закупок, проводимого в случаях, которые до 1 января 2016 года должно будет определить Правительство Российской Федерации.
Также в целях предупреждения и выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц уже предоставлено право осуществлять в рамках проведения общественного контроля независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценку результатов исполнения заключенных контрактов.
В этой связи, проводя сравнительно-правовую характеристику норм упомянутого федерального закона и ранее действовавшего в данной сфере Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»9, С.С. Матевосян посчитал несомненным достоинством вводимого регулирования возможность активного участия общества в осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд10.
Как видно, законодатель счел необходимым отнести к объекту общественного контроля не только эффективность реализации органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий, но и рациональность расходования выделяемых на их содержание и материально-техническое обеспечение деятельности бюджетных средств.
Признавая указанные меры еще одним шагом на пути совершенствования общественных механизмов обеспечения гарантий и соблюдения прав граждан, хотелось бы надеяться на эффективность и последовательность их реализации всеми участниками отношений, складывающихся в данной области.
'Киричек Е.В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // «Актуальные проблемы российского права». № 9. 2013. С. 24.
2 Российская газета, № 237, 1993; СЗ РФ. 2009. № 4. ст. 445. 3Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2013. № 48. ст. 6165.
4Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. ст. 1277; 2013. № 30 (Часть 1). ст. 4068.
5Десятых П.В. Субъект организации общественного контроля за деятельностью органов милиции // Административное право и процесс. 2007. № 6. С. 31.
6Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 7. ст. 776; 2013. № 23. ст. 2870.
7Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 24. ст. 2789; 2013. № 48. ст. 6165.
8Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. ст. 1652.
9Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (ч. 1). ст. 3105. Утратил силу с 1 января 2014 года. 10Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. 2013. № 8. С. 11.