Научная статья на тему 'Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска)'

Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1259
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ИРКУТСКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Козлова Людмила Валерьевна

Общественные пространства, образуя планировочный каркас и имидж исторического центра, являются местом концентрации социальной активности. В статье описаны выявленные автором типы взаимосвязи общественных пространств с зонами историко-культурного наследия города Иркутска и принципиальные позиции совершенствования и модернизации общественного пространства исторического центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Spaces as a Basis of the Historical City Center Formation (Shown on the Example of Irkutsk)

Public spaces forming a planning framework and the image of the historic center is a place of social activity concentration. The article describes the types of relationship of public space with the areas of historical and cultural heritage of Irkutsk city identified by the author and principled position improvement and modernization the public space of the historic center.

Текст научной работы на тему «Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска)»

УДК 72.007

Л.В. Козлова, г. Иркутск Научный руководитель: В.В. Козлов

Общественные пространства как основа формирования исторического центра крупного города (на примере Иркутска)

Аннотация

Общественные пространства, образуя планировочный каркас и имидж исторического центра, являются местом концентрации социальной активности. В статье описаны выявленные автором типы взаимосвязи общественных пространств с зонами историко-культурного наследия города Иркутска и принципиальные позиции совершенствования и модернизации общественного пространства исторического центра.

Ключевые слова: архитектура Иркутска, общественное пространство города, исторический центр города, историко-культурное наследие

Картина идеального центра города в наших представлениях практически не изменилась спустя столетия. Это уютные улицы и площади, сформированные историческими зданиями и насыщенные разнообразными функциями. Городской образ жизни находит соответствующее конструктивное и пространственное отражение в историческом центре города. Для таких крупных городов, как Иркутск, исторический центр — это не только носитель имиджа, который сохраняется в будущем, но и политический, социальный, экономический и культурный центр столицы региона.

В результате выборочной реконструкции и потери культурного наследия происходит нивелирование самобытного образа города. Исторические центры крупных городов имеют следующие основные тенденции в своем развитии:

— возникновение крупных торговых центров с автостоянками;

— тенденция укрупнения торговых площадей рынка и торговых центров;

— развитие объектов культуры и отдыха;

— придание историческим кварталам социальной привлекательности и чувства индивидуальной защищенности;

— расширение разнообразия видов розничной торговли в исторических зданиях;

— развитие сетей быстрого питания;

— рост постоянного населения исторического центра [4].

Мировой опыт развития крупных городов показывает, что характер города, его значение и успешность определяется историческим центром, а именно качеством его общественных пространств.

Исторический центр Иркутска в ходе ускоренной урбанизации, начавшейся во второй половине ХХ в., ощутил ее активное влияние на исторические и прилегающие к нему периферийные кварталы, что повлияло как на традиционные общественные пространства и функции центра города, так и на регионально и надрегионально исторически значимые центры кристаллизации городской культуры. В последние десятилетия в центре города и его периферии значительно возросло количество торговых площадей и офисных зданий за счет вытеснения жилых функций. В историческом центре Иркутска сложилась следующая иерархия пространственной структуры:

Ядро исторического центра города обозначает группу исторических кварталов, прежде окружавших первое городское укрепление и сосредоточенных сегодня вокруг площади Кирова.

Исторический центр города имеет утвержденные границы, включает ядро исторического центра как места, в котором имеется историческая центральная площадь.

Историческая часть города включает прилегающие периферийные кварталы к историческому центру города (рис. 1).

В практике последних десятилетий для многочисленных участков, включая историко-охранные зоны исторического центра города, разрабатывались проекты преобразования и застройки выборочных участков. Недоставало обобщающей концепции развития исторического центра, которая состоит в связи и в согласовании с общественными пространствами, со структурой застройки, транспортных коммуникаций и озеленения в историческом центре города. Только лишь недвусмысленные и четкие директивы общей перспективы развития исторического центра создают основу для успешной реализации отдельных проектов. Одновременно важно устанавливать и поддерживать высококачественные стандарты в отношении архитектуры и окружающей среды ядра центра города.

На наш взгляд, наиболее развитые типы взаимосвязи общественных пространств с зонами историко-культурного наследия, утвержденными в 2007 г. в историко-опорном плане исторического центра Иркутска, проявляются в следующих формах: интервенция, акцентирование, контактирование.

Форма интервенции выражается в активном внедрении общественного пространства в зоны историко-культурного наследия, что способствует насыщению исторических объектов разнообразными общественными функциями. Примером интервенции являются градостроительные ансамбли главных улиц города — Урицкого и Карла Маркса. Историческая преемственность и насыщенность функциями определили их статус и активность использования. Общественное пространство погружается в градостроительный ансамбль, являясь его главной составляющей (рис. 2.1).

Акцентирование общественного пространства развивается в зоне визуального влияния объектов историко-культурного наследия и использует при-

ем осевой ориентации на памятник архитектуры. На сегодняшний день идет реализация проекта благоустройства площади на пересечении ул. Фридриха Энгельса и Декабрьских событий. Пространство площади, граничащее, с одной стороны, с музейным кварталом деревянной застройки, а с другой — с характерным зданием советского классицизма (жилой дом-бумеранг, арх. В. Павлов), служит своеобразным визуальным коридором, то есть пространством, приглашающим прохожих обратить внимание на архитектурные шедевры (рис. 2.2). Сейчас пространство является проходным, но, при грамотном благоустройстве, оно может быть организовано как пространство пребывания, способствующее гармоничному восприятию исторически значимых объектов.

Ярким примером формы акцентирования в градостроительной истории Иркутска может служить главное общественное пространство города — сквер Кирова. В конце XIX — начале ХХ в. он представлял собой площадь, свободную от каких-либо постоянных средовых элементов (озеленение, фонари, скамейки и др.) и тем не менее насыщенную разнообразными событиями. Здесь проходили ярмарки, парады, шествия, народные гулянья, а в зимнее время устраивался каток (рис. 3). С 1894 по 1932 гг. главной доминантой площади являлся Казанский кафедральный собор, который придавал ей монументальный характер, являлся как ее главным архитектурным акцентом, так и доминантой в структуре города. В советское время собор был разрушен, его место заняло административное здание Дома Советов (арх. К.И. Гурьев). В 1960-е гг. проведен проектный конкурс, и площадь трансформировалась в сквер, что придало ей человеческий масштаб и ориентировало пространство вовнутрь.

Контактирование общественного пространства, включающего крупные объекты торговли и обслуживания, с кварталами историко-архитектур-ного наследия происходит через коммуникационные пути, зачастую хаотичные.

Примером может служить главный торговый узел города (ул. Урицкого, торговый комплекс и центральный рынок) (рис. 2.3). Это пространство непрерывных пешеходных потоков в отношении создания комфортных условий для пешеходов не изменилось с конца XIX в., когда оно было сформировано как торговый квартал.

Рассмотрим и другой пример, когда общественное пространство являлось приоритетом при разработке проекта нового культурного центра города. Архитектором В.С. Воронежским в 1960—1970-х гг. была предпринята попытка создать градостроительный ансамбль, сформировав комплекс важнейших общественных зданий (музыкальный театр, библиотеку, дворец гражданских обрядов, центр научно-технической информации) вокруг открытой площади, присоединив к ней действующую парковую зону и тактично подойдя к памятнику архитектуры XVIH в. — Крестовоздвиженской церкви [2]. Проект также предполагал развитие ансамбля в сторону реки с организованным ландшафтом и озеленением (рис. 4.1). Этим масштабным планам не суждено было осуществиться, и до 2011 г. единственным общественным пространством ансамбля оставалась площадь перед музыкальным театром (рис. 4.2).

Продолжением идеи культурного центра города стал современный проект ревитализации 130-го квартала (рис. 4.3). В отличие от концепции 1970-х гг., предполагавшей полную ликвидацию исторической застройки, современная идея состояла в воссоздании среды исторического города [5]. Реализация проекта была приурочена к 350-летию Иркутска и осуществлялась за счет привлечения инвестиционных ресурсов при опоре на господдержку в расселении ветхого и аварийного жилья. Авторами концепции предполагалось решить сердцевину квартала в виде открытого амфитеатра, но в ходе реализации проекта произошла коммерческая переориентация главного узла квартала в торговый центр (рис. 4.4). Доминирование торгово-развлекательных функций придало первоначальной идее проекта китчевый характер [3]. Общественное пространство квартала представляет собой уютную пешеходную зону, которая пользуется большой популярностью у горожан. По результатам исследования пешеходного движения на главных общественных артериях города бульвар 130-го квартала лидирует по количеству пешеходов (среди главных общественных/пешеходных артерий города, которые были исследованы) [6]. Террасированный торговый центр продолжает пешеходный бульвар в пространстве интерьера, организуя маршрут посетителей вокруг естественно освещенной площади с фонтаном. Подобное взаимодействие внешнего пространства с внутренним позволяет кварталу быть оживленным и в зимнее время.

На современном этапе развития города ключевой для исторического центра является концепция сети общественных пространств, взаимодействующей с зонами исторического наследия, что отражается в новых градостроительных проектах (торговая ось, исторические кварталы). Например, современная концепция благоустройства центральных кварталов города в ходе детализации сменившая название с «Торговой оси Иркутска» на «Исторические кварталы», но сохранившая комплексный подход к развитию исторического центра города [1].

Для совершенствования и модернизации общественного пространства исторического центра Иркутска, размещения качественного обслуживания, торговли и услуг имеют исключительное значение следующие принципиальные позиции:

1. Сохранение масштабности архитектуры и создания пропорционально комфортной городской среды для человека.

2. Поддержание идентичности исторического центра города.

3. Поддержка многофункционального использования: уравновешенность соотношения функций жилья, торговли, гастрономии, культуры и т.д.

4. Создание безопасной среды, посредством сохранения жилья в центре города и поддержания функционального наполнения в вечернее и ночное время, создание защиты от транспортных происшествий и неблагоприятных погодных условий в общественном пространстве.

5. Формирование привлекательного общественного пространства: улучшить качества пребывания в контексте жилья и рабочих мест.

6. Расширение сети озеленения и связан-

ность с парками и скверами.

7. Оживление центра города как места смешения функций покупок, питания, свободного время и как шанс для развития общественного пространства центра города; активизировать возможность использования участков в центре города как площадки для презентаций и массовых событий (например, рыночная площадь как место для проведения концертов на открытом воздухе, или набережная — для организации выставок).

8. Поддержание культуру планирования и строительства, которая повышает качество архитектуры и городского пространства в рамках градостроительных и архитектурных конкурсов.

9. Поддержание пешеходной мобильности в центре города посредством развития пешеходных пространств внутри исторических кварталов вне контакта с городскими магистралями.

10. Устранение транспортных барьеров: снизить транзитные потоки транспорта на набережных, озеленить и интегрировать набережные в общественные пространства для ощущения единства города и природы.

Исторический центр Иркутска служит примером практики определения границ и концепции развития общественных пространств центрального района, ядра исторического центра, позволяя уточнить специальные инструменты проектирования общественных пространств как сети пешеходных зон.

Перспективные цели развития общественных пространств исторического центра города рассчитаны на поэтапную реализацию и должны быть стабильны в течение длинного периода, чтобы предоставлять определенные временные рамки для принятия решений частным и общественным инвесторам. Создание единой концепции средового

наполнения в границах исторически сложившихся градостроительных ансамблей и комплексов будет способствовать формированию понятной структуры исторического центра и гармоничному восприятию архитектурной среды.

Список использованных источников

1. Алексей Козьмин о старте проекта «Иркутские кварталы»: «Затягивать дальше нельзя», ноябрь 2015. Газета Дело РЦ «ИНФОРМРЕСУРС». - URL: http:// sia.ru/?section=398&action=show_news&id=313215 (дата обращения: 16.05.2016).

2. Ашихмин А.В. Культурный центр Иркутска: реалистичная утопия // Проект Байкал. — 2005. — № 5. - С. 4—6.

3. Григорьева Е.И., Меерович М.Г. Архитектурный «генофонд» России: о проекте регенерации исторического квартала в г. Иркутске // Мат-лы ежегодной международной XV науч.-практ. конф. «Архитектор. Город. Время» (Великий Новгород — Санкт-Петербург). — СПб.: St. Petersburg Today, 2012. — С. 13—26.

4. Дагданова И.Б., Козлов В.В., Фогт В. Штутгарт. Пешеходный город. — Иркутск: ИРНИТУ, 2015. — 160 с.

5. Козлова Л.В. Историческое развитие общественных пространств в структуре крупного города Сибири (на примере г. Иркутска) // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландин. — Новосибирск: НГАХА, 2014. — Т. IX. — Ч. 2. — С. 223—227.

6. Козлова Л.В. Методика исследования общественных пространств центра города как основа их совершенствования // Вестник ИрГТУ. — 2015. — № 6 (101). — С. 82—88.

Рис. 1. Схема взаимодействия сети общественных пространств исторического центра с зонами историко-культурного наследия города Иркутска. Здесь и далее — схемы автора

Рис. 2. Формы взаимодействия сети общественных пространств исторического центра с зонами историко-культурного наследия (на примерах города Иркутска): 1) интервенция; 2) акцентирование;

3) контактирование. Схема автора

Рис. 3. Развитие ансамбля Сквера Кирова: 1) конец XIX — начало XX в. Фотография из архива Э. Камен-щиковой: http://www.pribaikal.ru/tikhvinskaja-square.html; 2) 2015 г. Фотография автора

Рис. 4. Развитие общественного пространства 130-го квартала в Иркутске с 1970-х гг. На снимках: 1) проект общественно-культурного центра города (по: Ашихмин А.В. Культурный центр Иркутска: реалистичная утопия // Проект Байкал. — 2005. — № 5. — С. 4—6); 2) состояние квартала до 2011 г. Фотография автора; 3) проект ревитализации исторического квартала (по: Ткачева М., Анненкова Т. Еще один взгляд на иркутский 130 квартал // Строим вместе. — 2012. — № 8); 4) современное состояние квартала. Источник иллюстрации: http://totalarch.com/node/394

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.