СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 316.7-027.541 -
Е. Е. Захарова
аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: zelena.art@gmail.com
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В центре внимания статьи - часть социокультурного пространства, которое принято обозначать термином «общественное пространство». По сути, это место в городе, улица или площадь, где люди проводят большую часть своего свободного времени. Эволюция общественных пространств привела к расширению спектра их социальных и культурных функций, повышению значимости в условиях устойчивой тенденции к сохранению традиционных городских пространств и преемственности в освоении принципов гражданского общества и культурной ретрансляции. Именно востребованность и привлекательность осваиваемого горожанами пространства, возможности его социокультурного разнообразия, как и пути освоения, являются приоритетным признаком, описывающим феномен агломерации.
Приведены результаты комплексного анализа преимущественно идей зарубежных исследователей, поскольку в России данная тема недостаточно изучена и требует теоретической проработки. Делая вывод о нынешней ситуации в России, мы подчеркиваем, что адаптация зарубежного опыта под современные культурные реалии типичного городского пространства приводит к осознанию необходимости поиска собственных решений.
По нашему мнению, качественные и привлекательные пространства - это места встреч и генераторы социального взаимодействия. Именно такая коммуникативная составляющая, вовлекающая людей в активную социальную среду, помогает создавать более устойчивые и здоровые сообщества, образуя тесную взаимосвязь между определенной территорией и общественной жизнью людей. Чтобы сделать пространство успешным и привлекательным в глазах «пользователей», применяется плейсмейкинг - современный подход к планированию, организации и управлению общественными пространствами, направленный на повышение эмоциональной привязанности людей к территории и развитие у них чувства общности.
Ключевые слова: городские центры, общественное пространство, третьи места, локальные территории, плейсмейкинг, городская среда, свободное время, пространство городов, качество городской среды
Для цитирования: Захарова, Е. Е. Общественные пространства как факторы социокультурного развития локальных территорий /Е. Е. Захарова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 122-127.
Социальные предпосылки и этапы формирования общественных пространств Город - это сложный и многообразный организм, в котором есть эволюционирующие вместе со средой свои общественные пространства - места сосредоточения общественной, культурной и социальной жизни. И если город генерирует большое число субкультур, социальных групп, систем поведения, то пространства, обладающие некими определенными притягательными свойствами, моделируют последующее поведение горожан.
Понятие общественное пространство является относительно новым, хотя ранее уже предпринимались попытки определения данного феномена. Его не стоит рассматривать сквозь призму только градостроительных принципов, поскольку на него оказывают влияние и социальная, и политическая, и экономическая сферы жизни. Общественное пространство - это прежде всего культурная составляющая города, выражаемая через постоянное формирование и воспроизводство не только городской культуры и образа жизни,
122
но и наивысших образцов культурной деятельности. При этом основными признаками общественного пространства выступают пешеходная доступность и избыточность предлагаемых возможностей [4].
Общественному пространству присущи свои особые функции:
• политическая - реализуется через формирование пространства для политического дискурса;
• социальная - через взаимодействие людей друг с другом и властью;
• рекреационная - место для проведения досуга;
• познавательная - выступает в качестве инструмента сохранения историко-культурных и национальных ансамблей [3, с. 117].
Сегодня общественные пространства становятся основной средой обитания жителей города, «третьим местом», где они проводят время между работой и домом. Это одновременно и территория общения, и зона отдыха, и место работы / переговоров / экспозиций для креативщиков.
Понятие третье место используется в литературе в качестве синонима общественного или публичного пространства. Первым местом называется дом и те, кто его населяет, вторым является рабочее пространство, где люди проводят большую часть своего времени. Роль третьего заключается в содействии широкому и творческому взаимодействию людей, становлении и развитии как отдельного человека, так и здорового гражданского общества в целом [5, с. 20-21].
Предпосылки для развития общественных пространств возникли еще в доисторический период, когда у костра - места общего собрания племени - решались социально-бытовые вопросы. Во времена расцвета рабовладельческого строя земледельцам и ремесленникам для защиты своей независимости приходилось объединяться в города-полисы, которые выполняли функции центров религиозной, политической и культурной жизни и тем самым являлись прародителями общественных пространств [1, с. 39-40].
В полисах городское общественное пространство формировалось вокруг центральной площади - «агоры» - места осуществления политических, экономических и культурных связей. Но самое важное - это было единственное место в городе, где рабам разрешалось обращаться к свободным гражданам, и те обязаны были отвечать [11].
Ричард Сеннет в своей работе по изучению данной темы с точки зрения исторического развития писал, что общественное пространство городской среды достигло пика своего развития в XVII в., а начиная с XVIII в. интерес местного сообщества к ним пошел на убыль [6].
Во второй половине ХХ в. особую роль в переструктурировании общественных мест сыграли средства массовой коммуникации, прежде всего радио и телевидение. Произошедшие промышленная и очередной этап научно-технической революции сумели за несколько десятилетий наполнить жизнь новыми социальными и культурными практиками массового потребления: телевидение стало доступным, а разнообразные информационно-коммуникативные формы (телефон, печатные СМИ и др.) заменили третьи места.
Из всего вышеизложенного следует, что исторические и экономические процессы, происходящие в обществе, могут воздействовать на функционал пространств в массовом масштабе, поэтому так важно развивать общественные пространства, которые нейтрализуют различия между людьми, идентифицируют их, формируя среду, привлекательную в глазах местного и бизнес-сообщества.
Сущность понятий «открытое пространство» и «общественное место» Единого понятия, характеризующего общественное пространство, сегодня не существует. Современные исследователи изучают его с позиций междисциплинарного подхода в урбанистике, архитекторы уделяют внимание публичности, а географы рассматривают пространство в целом. Например, политический географ и градостроитель Эдвард Вильям Соджа занимался разработкой теории откры-
123
того пространства, опираясь на работы Анри Лефевра, Мишеля Фуко и исследователей Г. Ч. Спивака, Эдварда Саида, Хоми К. Баба. Представленная автором концепция исключает наличие первого и второго мест. Он заменил их понятием трехмерность пространст-венности, представляющим собой процесс динамической силы «рекомбинационный и радикально открытый» [10].
С позиции социологии говорится о социальном пространстве, а в нормативно-правовых актах используется понятие общественные места [2].
Анализ имеющихся подходов позволил обозначить городское общественное пространство как неотъемлемую часть любого города, территорию урбанизированного пространства, способствующую формированию местного сообщества и ретрансляции его ценностей. Именно в местах, полюбившихся горожанам своей неформальной обстановкой, происходит эволюция городской культуры. Всем известная Красная площадь уже более десяти лет радует жителей и гостей столицы мероприятиями новой формации. Из пустыря для плац-парадов и редких концертных выступлений она превратилась в калейдоскоп городских новинок. Круглый год там есть что посмотреть, кроме исторической архитектуры и мавзолея. Для примера, летом проходит фестиваль красок Холи, парад цветов, музыканты играют живую музыку. В начале осени Москва отмечает яблочный и медовый спас. Зимой на главной площади заливают каток, все украшается гирляндами, продают глинтвейн и имбирное печенье, ставят самый большой атрибут Нового года - Кремлевскую Елку. А весной можно увидеть, как расцветает столица. Праздник масленицы с народными гуляниями, конкурсами и песнями воспринимается как отражение русской культуры.
Плейсмейкинг и социокультурная составляющая организации и развития городской среды
Большинство современных российских городов сохраняется в виде «слепка индустри-
альной эпохи» середины ХХ в. и недостаточно приспособлено к реализации всех потребностей горожан. Их устройство подразумевает мощную промышленность градообразующих предприятий и минимальную роль горожанина - роль винтика в системе.
Структурированию и трансформации городской среды, вследствие чего наблюдается появление местного сообщества на локальных территориях, способствует плейсмейкинг (развитие общественных пространств). Этот термин, сформулированный впервые в 1970-х гг. в среде ландшафтных архитекторов и градостроителей, обозначает многосторонний подход к планированию, дизайну и менеджменту общественных пространств [13].
Основная мысль плейсмейкинга заключается в том, что, опираясь на знания, возможности и идеи местного сообщества, возможно реально создавать места, которые естественно и гармонично впишутся в городскую канву [8]. Подобного рода подход - «снизу вверх» - позволяет предотвратить множество ошибок, неизбежных при устоявшемся административном планировании и дизайне [9]. В процессе плейс-мейкинга изучаются варианты использования конкретного места и потребности местного сообщества, в результате чего разрабатывается общая концепция данного пространства [12].
Идея плейсмейкинга охватывает многие страны и города. В мировой практике существует огромное количество примеров, когда создание проектов общественных зон меняло целиком облик района. Достаточно вспомнить Трафальгарскую площадь в Лондоне, Брайант-парк на Манхэттене, Миллениум-парк в Чикаго, Старый Арбат и Крымскую набережную в Москве, реконструированную Омскую крепость - список можно продолжать бесконечно. Главное четко осознавать, что плейсмей-кинг - это не просто процесс обустройства пространства, это прежде всего способ объединения людей для формирования у них чувства общности и положительных эмоций [7]. Понятно, что организация каждой территории немного отличается в каждом конкретном случае. Но существует несколько общих
124
вил: например, с точки зрения организации процесса, нужно поинтересоваться мнением жителей, чего они хотят. Очень важно привлекать к процессу разного рода специалистов, поскольку даже очень образованный человек не сумеет в одиночку охватить все вопросы плейсмейкинга. При проектировании нужно осознавать тот факт, что общественное пространство создается, а не проектируется. Разница в данных утверждениях существенна, поскольку запроектировать можно так, что никто пользоваться не будет, ибо неудобно. И, как показывает практика, создание общественного пространства не ограничивается временными интервалами - оно развивается постоянно, требуя каждодневных изменений. В качестве иллюстрации можно рассказать о преображении центра столицы. Недавно было произведено расширение пешеходных зон, реставрация фасадов зданий и снос незаконных построек.
После изучения доступной информации о городских общественных пространствах напрашиваются следующие выводы.
Во-первых, со временем изменилось само понятие общественного пространства. Из «места у костра» оно выросло до неотъемлемой социокультурной единицы современного общества.
Во-вторых, все большую популярность завоевывают различные арт-холлы, в которых проходят выставки начинающих фотографов, антикафе, создающие уютную домашнюю атмосферу, или другие «нестандартные» места, где люди получают заряд положительных эмоций.
В-третьих, культурное пространство города сейчас представляет собой широкие воз-
можности выбора учреждений досуга, быта и культуры для реализации потребностей всех групп местного сообщества.
В-четвертых, еще одной особенностью является наличие большого числа незнакомых людей, благодаря чему человек чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
В-пятых, город вынужден адаптироваться под темп жизни людей, под интересы различных социальных групп. Еще 20 лет назад, в постсоветской Москве, даже парк был скорее местом уединения. Сейчас же, например, Центральный парк им. Горького в Москве - крупнейшее место для разнообразного отдыха граждан. Он является олицетворением единения людей разных возрастных и социальных групп. На его территории располагаются площадки, на которых люди старшего возраста осваивают танцы, клуб любителей джазовой и оркестровой музыки, прокат велосипедов, сег-веев, самокатов и роликов для молодежи, мультимедийные площадки.
И, наконец, в-шестых, люди, вовлеченные в общественную жизнь, создают более устойчивые и здоровые сообщества. Поэтому так важно повышать внимание к ценностно-смысловым акцентам, возникающим, когда человек включается в ту или иную пространственную среду, и насыщающим ее художественно-эстетическим компонентам, создавать дружественную и комфортную для общения атмосферу, формировать сообщество, объединенное чувством привязанности к своему пространству и причастности к социокультурным событиям.
1. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период) / Ю. В. Андреев. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1976. - С. 39-40.
2. Астафьева, О. Н. Социокультурные кластеры как модель как модель управления региональным развитием / О. Н. Астафьева // Государственное управление и развитие России: модели и проекты : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Т. III. - Москва : Проспект, 2017. - С. 184-192.
3. Бредихин, И. Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «Общественное место» в административном законодательстве / И. Д. Бредихин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2011. - № 19. - С. 85-89.
4. Кадыров, Т. Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы / Т. Э. Кадыров // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2014. - № 4. - С. 115-120.
125
5. Масталерж, Н. А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды / Н. А. Масталерж // Архитектон: известия вузов. - 2013. - № 43 (сент.). - С. 61-73.
6. Ольденбург, Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Р. Ольденбург ; пер. с англ. А. Широкановой. - Москва : Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
7. Сеннет, Р. Демократические пространства. Лекция в Институте Берлаге (Роттердам). 3 марта 2004 года / Р. Сеннет // Проект Россия. - 2004. - № 43.
8. PLACEMAKING: подход к созданию общественных пространств [Электронный ресурс] / Моск. ин-т соц.-культ. программ. - 2014. - Режим доступа : http://miscp.ru/assets/docs/placemaking.pdf. Дата обращения: 04.03.2017.
9. 7 Ways to Disrupt Your Public Space [Electronic resource]. 2012. Available from : https://www.pps.org/blog/7-ways-to-disrupt-your-public-space/ (accesed : 03.02.2017).
10.A Guide to Neighborhood Placemaking in Chicago [Electronic resource]. Available from : http://www.placemakingchicago.com/cmsfiles/placemaking_guide.pdf (accesed : 04.02.2017).
11. Soja Edward W. 2000. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places, Blackwell publishers Inc. 329 p.
12. The Berlage Institute research report # 10: Light Capital. Urban scripts for Ljubljana. Rotterdam : Berlage Institute. 2006.
13. Thomas D. 2016. Placemaking: An Urban Design Methodology. New York: Routledge. 159 p.
14. What is Placemaking? [Electronic resource]. Available from : https://www.pps.org/reference/what_is_placemaking/ (accesed : 15.06.2016).
Получено 07.03.2017
E. Zakharova
post-graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: zelena.art@gmail.com
PUBLIC SPACES AS FACTORS OF SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT
OF LOCAL TERRITORIES
Abstract. The author focuses on a part of the sociocultural space, which is usually referred to as "public space". In fact, this is the place in the city, a street or square where people spend most of their free time. The evolution of public spaces has led to an expansion of the range of their social and cultural functions, increasing their significance in the conditions of a stable tendency to preserve traditional urban spaces and continuity in mastering the principles of civil society and cultural retransmission. It is the demand and attractiveness of the space, mastered by townspeople, the possibilities of its sociocultural diversity, as well as the ways of development, are a priority sign describing the phenomenon of agglomeration.
The article presents the results of a comprehensive analysis of mainly the ideas of foreign researchers, since in Russia this topic is not sufficiently studied and requires theoretical elaboration. Drawing a conclusion about the current situation in Russia, the author emphasizes that the adaptation of foreign experience to the contemporary cultural realities of a typical urban space leads to the realization of the search for own solutions. The scientific novelty and theoretical significance of the conducted research is manifested in the expansion of the conceptual apparatus of cultural studies in the context of the introduced topic "public spaces", as well as the more detailed disclosure of the functions and attributes of urban public spaces. Particular attention is paid to identifying the histori-
126
cal prerequisites for their occurrence. In the author's opinion, qualitative and attractive spaces are meeting places and generators of social interaction. It is this communicative component that involves people in an active social environment that helps to create more stable and healthy communities, forming a close relationship between a certain territory and the social life of people. To make the space successful and attractive in the eyes of "users", use the placemaking - a modern approach to planning, organizing and managing public spaces, aimed at increasing people's emotional attachment to the territory and developing a sense of community.
Keywords: urban centre, public space, third places, local territories, placemaking, urban environment, free time, urban space, urban environment quality
For citing: Zakharova E. 2017. Public spaces as factors of socio-cultural development of local territories. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 122-127.
References
1. Andreev IU. 1976. Rannegrecheskiy polis (gomerovskiy period) [Early Greek policy (homeric period)]. Leningrad : Publishing house of the Leningrad university. (In Russ.).
2. Astafyeva O. 2017. Sociocultural clusters as model as model of management of regional development. Gosudarstvennoe upravlenie i razvitie Rossii: modeli i proektyi [Public administration and development of Russia: models and projects]. Moscow : Prospekt. P. 184-192. (In Russ.).
3. Bredikhin I. 2011.To the discussion of notion and indication of the definition of a "public place" in administrative legislation. Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". No 19 : 85-89. (In Russ.).
4. Kadyrov T. 2014. Public spaces: phenomena, tendencies and process. Kazan State University of Architecture and Engineering News. No 4 : 115-120. (In Russ.).
5. Mastalerzh N. The concept of public spase as a structural element of urban environment. Arhitekton: proceedings of higher education. 2013. No 43 (sent.) : 61-73. (In Russ.).
6. Oldenburg R. Tret'e mesto: kafe, kofeyni, knizhnye magaziny, bary, salony krasoty i drugie mesta «tusovok» kak fundament soobschestva [Third place: cafes, coffe shops, bookstores, bars, beauty parlors and other places of "parties" as community base]. Translated from Eng. by A. Shirokanovа. Moscow : Novoe literaturnoe obozrenie. 2014. 456 p. (In Russ.).
7. Sennet R. 2004. Democratic spaces. A lecture at Berlage's (Rotterdam) Institute. March 3, 2004. Proekt Rossiya [Russia project ]. No 43. (In Russ.).
8. PLACEMAKING: podhod k sozdaniyu obshchestvennykh prostranstv [Electronic resource]. 2014. Available from : http://miscp.ru/assets/docs/placemaking.pdf (accesed : 04.03.2017). (In Russ.).
9. 7 Ways to Disrupt Your Public Space [Electronic resource]. 2012. Available from : https://www.pps.org/blog/7-ways-to-disrupt-your-public-space/ (accesed : 03.02.2017). (In Eng.).
10. A Guide to Neighborhood Placemaking in Chicago [Electronic resource]. Available from : http://www.placemakingchicago.com/cmsfiles/placemaking_guide.pdf (accesed : 04.02.2017). (In Eng.).
11. Soja Edward W. 2000. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places, Blackwell publishers Inc. 329 p. (In Eng.).
12. The Berlage Institute research report # 10: Light Capital. Urban scripts for Ljubljana. Rotterdam : Berlage Institute. 2006. (In Eng.).
13. Thomas D. 2016. Placemaking: An Urban Design Methodology. New York: Routledge. 159 p. (In Eng.).
14. What is Placemaking? [Electronic resource]. Available from : https://www.pps.org/reference/what_is_placemaking/ (accesed : 15.06.2016). (In Eng.).
Received 07.03.2017
127