О. И. Чердаков, А. И. Поляков. Общественные правоохранительные организации в СССР
ПРАВО
УДК 34.096
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
О. И. Чердаков
доктор юридических наук, профессор,
Международный юридический институт, Москва E-mail: [email protected]
А. И. Поляков
аспирант кафедры теории и истории,
Международный юридический институт, Москва E-mail: [email protected]
Введение. Общественные организации являются неотъемлемой частью современного социума. Они выступают в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом. Консолидирующим началом в деятельности вышеназванных организаций остается свободная форма реализации основных прав и свобод человека и гражданина, которая раскрывает демократические принципы государства. Правоохранительная деятельность не ограничивается функционированием только государственных правоохранительных структур. В истории России существовало множество негосударственных институтов, которые реализовывали правоохранительные функции в разных сферах жизни общества, начиная от охраны правопорядка и заканчивая защитой собственности и обеспечения информационной безопасности граждан. Все они вписывались в государственную правоохранительную систему, которая была устроена в СССР особым образом. Методы. Для достижения эффективных результатов в исследовании использовались приемы, основанные на соединении разнообразных методов, принятых в отечественной юриспруденции. Основной упор делался на общие, общенаучные, междисциплинарные и специальные методы. Результаты. Констатируя значимость деятельности общественных правоохранительных организаций в правоохранительной системе СССР во второй половине XX в., автор приходит к выводу о том, что вплоть до распада СССР названные организации функционировали с определенной долей успеха, о чем свидетельствовали показатели их деятельности. В этот период была сформирована советская нормативно-правовая база, регламентировавшая деятельность всех вышеперечисленных организаций.
Ключевые слова: негосударственные, общественные организации, суды чести, общественные суды, товарищеские суды, правоохранительная и судебная система СССР.
Введение
После Второй мировой войны обстановка в СССР способствовала возрождению негосударственных, общественных организаций, получивших дальнейшее закрепление в правовой системе Советского государства. Первый шаг, сделанный Советским правительством в послевоенный период в данном направлении, был связан с возобновлением деятельности съездов общественных организаций. Начало процессу положили организационные съезды Союза композиторов в 1948 г., съезды комсомола и профсоюзов в 1949 г. и др.
НАУЧНЫЙ
ОТДЕЛ
©П Чердаков О. И., Поляков А. И., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2
Всего в пятидесятые годы вновь были созданы или возрождены десятки негосударственных, общественных организаций, среди которых можно выделить: молодежные организации; профсоюзы; научные общества; правозащитные, правоохранительные и судебные общественные организации; творческие союзы; культурно-просветительные общества; общества охраны природы; общественно-политические объединения; оборонно-спортивные общества и союзы; организации дружбы и сотрудничества между народами и т.д.
Среди названных структур особый интерес представляют организации, входившие в негосударственный сектор и осуществлявшие судебную, правоохранительную и правозащитную деятельность. В отечественной литературе для обозначения негосударственных организаций применяются такие категории, как общественные или некоммерческие организации. В зарубежных публикациях чаще встречаются понятия «негосударственные» (non-govemmental), «благотворительные» (philanthropies и charities), «некоммерческие» (non-profit), «волонтерские» (voluntary) или «гражданские» ассоциации (grass-roots).
Применяя сложившийся в отечественном правоведении понятийный аппарат, к рассматриваемым организациям в данном контексте авторы относят структуры, не ставящие целью получение прибыли, или ассоциации, созданные по интересам и функционирующие для удовлетворения нужд их членов. Деятельность названных структур основана на частной инициативе, желании реализовывать определенные социальные проекты и независимости от государственной власти, хотя государство косвенно присутствует в качестве регулятивного органа.
Методы
Характеризуя сложившиеся в юриспруденции методики исследования, можно констатировать, что новые методологические приемы неразрывно связаны с компьютерными и мультимедийными технологиями и в последние 15 лет стали активно использоваться правоведами. Благодаря им появился и используется в исследовательской среде информационный подход. Данный метод научного познания затрагивает информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов. Он позволяет объективно и в короткий срок собрать и обработать интересующую исследователя информацию, выделив в ней главное.
Результаты
Одной из первых инициатив, направленных на возрождение негосударственных судебных институтов, была попытка Министерства юстиции РСФСР узаконить проект «Положения об общественных судах в учреждениях, предприятиях и общественных организациях», подготовленный в 1948 г. Чиновники желали унифицировать систему общественных судов, определить их компетенцию и исполнителей решений, ввести в судопроизводство исполнительные листы. Данную инициативу поддержала Прокуратура РСФСР и Верховный суд РСФСР. Высказались против представители Министерства сельского хозяйства СССР, Управления промысловой кооперации РСФСР, ВЦСПС, Министерства юстиции СССР. Разногласия касались противоположности подходов к определению целей деятельности общественных судов. Из-за этого в апреле 1948 г. проект был снят с обсуждения, а затем аннулирован.
Начиная с 1947 г. повсеместно стали внедряться суды чести. Выборы «судов чести» в центральных министерствах и ведомствах в 1947-1948 гг. проходили в рамках широкомасштабной кампании за утверждение советского патриотизма.
Суды чести за год были созданы в 82 министерствах и центральных ведомствах, включая Совет Министров СССР и аппарат ЦК ВКП(б). В результате суды чести распространили свое влияние на чиновников высшего и среднего звеньев. По мнению некоторых исследователей, суды чести стали аналогом офицерских судов, действовавших в российской царской армии. Их структурной особенностью оставалась выборность и полная обособленность от общей военно-судебной организации. Суды избирались в воинских частях на один год в количестве 5-7 человек. В качестве критериев оценки поступков выступали моральные и этические понятия офицерской чести. Основная задача судов заключалась в укреплении дисциплины, повышении надежности и боеспособности армии.
Деятельность советских судов чести регламентировалась постановлением Политбюро и Секретариата ЦК ВКП(б) [1], их активная работа продолжалась до конца сороковых годов прошлого века.
В качестве авторитетных общественных организаций того периода можно выделить товарищеские суды, которые были призваны осуществлять воспитательную деятельность посредством убеждения и общественного воздействия, создания обстановки нетерпимости к любым асоциальным проявлениям. Они вы-
208
Научный отдел
О. И. Чердаков, А. И. Поляков. Общественные правоохранительные организации в СССР
ражали инициативу общественности, а не государства, в частности, коллективов предприятий, учреждений, организаций, жителей городских районов, сельских населенных пунктов. В их юрисдикцию входили дела о малозначительных правонарушениях, гражданско-правовых спорах, а также вопросы нарушения норм коммунистической морали.
Как отмечали А. Т. Бажанов и В. П. Малков, «товарищеские суды, в отличие от народных судов, являются органами общественности, а не органами государства. Они представляют коллектив предприятия, учреждения, организации или население улиц, домов, сельских населенных пунктов. Товарищеские суды рассматривают дела не только о правонарушениях (т. е. о малозначительных преступлениях, административных и дисциплинарных проступках) и гражданско-правовых спорах, но также и дела о нарушениях норм коммунистической морали. Последнее имеет исключительное значение.
Хотя товарищеские суды являются органами общественности, принимаемые ими решения обладают силой правового акта. В случае необходимости они могут быть исполнены принудительно, при помощи соответствующих государственных органов» [2, с. 71].
Дела, рассматриваемые товарищескими судами, делились на пять групп. К первой относились дела о нарушениях производственной, трудовой дисциплины. Вторую группу составляли материалы об административных проступках (употреблениях алкоголя в общественных местах, мелком хулиганстве, мелкой спекуляции и т.п.), если прокурор, суд либо органы и должностные лица, правомочные налагать административные взыскания, считали целесообразным передавать такое дело на рассмотрение товарищеского суда. К третьей группе относились дела о малозначительных преступлениях (мелком хищении государственного или общественного имущества, краже малоценных предметов потребления и быта, находящихся в личной собственности граждан, оскорблении, клевете, легких телесных повреждениях, не повлекших расстройства здоровья и т.п.). В четвертую группу входили материалы о недостойном поведении и аморальных поступках. К пятой группе относились гражданские дела о спорах жильцов по использованию подсобных помещений, домовых служб, оплате коммунальных услуг, оплате расходов по текущему ремонту мест общего пользования, об имущественных спорах между гражданами на сумму до 50 рублей при согласии участников спора на рассмотрение дела в товарищеском суде и пр.
Исследователи, занимавшиеся общественно-товарищеской формой защиты субъективных гражданских прав, отмечали, что эта форма в полной мере не использовалась. В качестве основной причины они называли недостаточную юридическую осведомленность граждан о существовании такой защиты. Для расширения возможностей общественно-товарищеской формы защиты гражданских прав надо было совершенствовать действующее законодательство, в частности, нормы, затрагивавшие подведомственность товарищеских судов. Предлагалось расширить субъектный состав спорящих сторон и предоставить право обращаться в товарищеский суд предприятиям, учреждениям, организациям с исками к гражданам [3].
Вышедшее в июле 1951 г. Положение «О товарищеских судах на предприятиях и в учреждениях» [4] разъясняло, что товарищеские суды не создавались в министерствах и центральных ведомствах, где действовали суды чести.
Определенный позитивный сдвиг в развитии товарищеских судов наметился после выхода Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов, узаконенных Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 11 марта 1977 г. [5]
В Положении о товарищеских судах определялись условия организации и функционирования вышеназванных судов, определялся порядок рассмотрения дел и меры общественного воздействия, применяемые товарищескими судами.
Положение об общественных советах по работе товарищеских судов конкретизировало их задачи и определяло взаимодействие названных структур с органами власти и общественностью. В документе говорилось, что «общественные советы призваны содействовать исполнительным комитетам соответствующих Советов депутатов трудящихся, комитетам профессиональных союзов в организации работы товарищеских судов, в осуществлении руководства и контроля за деятельностью товарищеских судов на предприятиях, в учреждениях, организациях, высших и средних специальных учебных заведениях, колхозах, домах, обслуживаемых жилищно-эксплуатационными конторами, домоуправлениями или объединяемых уличными комитетами, а также в сельских населенных пунктах и поселках» [5]. В качестве основных задач общественных советов по работе с товарищескими судами назывались: «содействие улучшению организации работы товарищеских судов и повышение эффективности их деятельности;
Право
209
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15, вып. 2
координация работы товарищеских судов, обеспечение соблюдения ими законности и охраны прав граждан; оказание помощи в проведении выборов и отчетов товарищеских судов, а также взаимодействие их с другими общественными организациями в деле профилактики правонарушений; организация правового обучения председателей и членов товарищеских судов; изучение, обобщение практики и распространение положительного опыта работы товарищеских судов»[5].
Несмотря на активное использование гражданской инициативы в организации общественных судов, данная категория Законом «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. [6] не определялась. В ст. 1 говорилось: «В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правосудие в РСФСР осуществляется только судом». Далее констатировалось, что в РСФСР действуют суды Союза ССР и суды РСФСР. Судами РСФСР являются Верховный суд РСФСР, Верховные суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Ни о какой иной форме судопроизводства не говорилось.
Впоследствии, после распада СССР, в начале 1990-х гг. товарищеские суды перестали существовать.
Советское правительство стремилось узаконить общественные суды как составную часть советской судебной системы, с этой целью оно пыталось сформировать нормативно-правовую базу, регламентировавшую их законную деятельность. В то же время инициативы по расширению сфер деятельности общественных судов блокировались на уровне Министерства юстиции РСФСР. Так, весной 1956 г. в Минюст РСФСР были представлены проекты положений о сельских общественных судах и городских товарищеских жилищных судах, которые по инициативе Верховного суда СССР, не желавшего расширять общественное судопроизводство, подверглись критике.
Позднее появилось Положение о порядке рассмотрения трудовых споров [7], которое утвердил Президиум Верховного Совета СССР в 1957 г. В соответствии с ним на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. На протяже-
нии шестидесятых годов в Положение шесть раз вносились существенные изменения.
В мае 1974 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров»[8], в котором подробно излагался механизм организации комиссии по трудовым спорам, вопросы ее компетенции и порядок функционирования. Кроме того, в документе прописывался алгоритм рассмотрения трудовых споров профсоюзными комитетами и порядок исполнения решений вышеобозначенных комиссий профсоюзных комитетов.
В целом деятельность общественных организаций в послевоенный период имела позитивные тенденции развития. Это отмечалось не только в реализации проектов на уровне судебной практики, но и в поиске новых общественных правоохранительных инициатив, которые советское государство всячески приветствовало. Общая тенденция того времени выражалась в привлечении к охране общественного порядка максимального количества общественников.
Список литературы
1. О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах : постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 марта 1947 г. Протокол № 57, пункт 139 (40) // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1064. Л. 32.
2. Суд и правосудие в СССР / под ред. А. Т. Бажанова. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1980. 400 с.
3. Филиппов Е. И. Проблемы правового регулирования общественно-товарищеского судопроизводства в СССР : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1981. 33 с.
4. Положение «О товарищеских судах на предприятиях и в учреждениях» от 14 июля 1951 г. URL: http://www.alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/ stroitelstvo/39/postanovlerne-gosstroja-sssr-ot-18-05-1970--59.pdf (дата обращения: 04.03.2015).
5. Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов : указ Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1982. № 49, ст. 1822.
6. О судоустройстве РСФСР : закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976. Доступ из прав.-правовой системы «КонсультантПлюс»
7. Положение о порядке рассмотрения трудовых споров // Ведомости ВС СССР 1957. № 4, ст. 77.
8. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения трудовых споров : указ Президиума ВС СССР от 20.05.1974 № 6006-УШ. Доступ из прав.-правовой системы «КонсультантПлюс».
210
Научный отдел
Л. Б. Лисюткин, Е. Ю. Тонконогова. К вопросу о природе неюрисдикционного процесса
Public Law Enforcement Agencies in Law Enforcement System of USSR in 2nd Half of XX Century
O. I. Cherdakov
International Law Institute,
4, Kashenkin Lug str., Moscow, 127427, Russia E-mail: [email protected]
A. I. Polyakov
International Law Institute,
4, Kashenkin Lug str., Moscow, 127427, Russia E-mail: [email protected]
Introduction. Public organizations are an essential part of today’s society. They serve as a link between the state and civil society. Consolidating principle for the operation of the above-mentioned organizations is a free form of realizing human rights and freedoms of a person and a citizen. This form reveals the state’s democratic principles. Law enforcement activities are not limited by state law enforcement agencies only. There were many non-government institutions in the Russian history. They served law enforcement functions in different spheres of the society’s life beginning from law enforcement and ending in property protection and citizens’ information security ensurance. They all were included into the state law enforcement system that was structured in a special way in the USSR. Methods. To achieve efficient results devices based on the combination of various methods accepted in the Russian jurisprudence were used in the research. The main stress was laid upon general, general scientific, inter subject and special methods. Results. By stating the significance of public law enforcement institutions in the law enforcement system of the USSR in the second of the XX century the author concludes that the above-mentioned institutions rather successfully up to the collapse of the USSR. The indicators of their activities proved this fact. During this period the Soviet legal framework that regulates the activities of all the above-mentioned institutions was formed.
Key words: non-government, public organizations, courts of honor, public courts, comrades’ courts, law enforcement and legal system of the USSR.
Reference
1. Politbureau of the All-Union Communist Party of the Bolsheviks Ruling on Courts of honor in USSR Ministries and Central Departments of March 28, 1947. Record 57, item 139 (40). RSASPH. F. 17. Op. 3. D. 1064. L. 32 (in Russian).
2. Court and Jurisdiction in USSR. Ed. by A. T. Bazhanov. Kazan, Kazan Univ. Publ. House, 1980. 400 p. (in Russian).
3. Filippov E. I. Issues of Public and Comrades’ Court Proceedings Regulation in USSR. Cand. jur. sci. thesis diss. Sverdlovsk, 1981. 33 p. (in Russian).
4. Provisions «On Comrades’ Courts at enterprises and institutions» of June 14, 1951. Available at: http://www. alppp.ru/law/hozjajstvennaja-dejatelnost/stroitelstvo/39/ postanovlenie-gosstroja-sssr-ot-18-05-1970--59.pdf (accessed 4 March 2015) (in Russian).
5. On Approval of Provisions on Comrades’ Courts and Provisions on Community Councils on Comrades’ Courts Activity. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the RSFSR of March 11, 1977. Vedomosti of USSR Supreme Soviet, 1982, no. 49, art. 1822 (in Russian).
6. About judicial system of RSFSR. Law RSFSR of July 8, 1981 № 976. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).
7. Provisions on Procedure for Consideration of Labour Disputes. Vedomosti of USSR Supreme Soviet, 1957, no. 4, art. 77 (in Russian).
8. On Approval of Provisions on Procedure for Consideration of Labour Disputes. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of 20.05.1974 № 6006-VIII. ATP «Consultant» [electronic resource] (in Russian).
УДК 340
К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ НЕЮРИСДИКЦИОННОГО ПРОЦЕССА: ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. Б. Лисюткин
доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права,
Саратовская государственная юридическая академия E-mail: al.lisyutkin2010@yandex. ru
Е.Ю. Тонконогова
аспирант кафедры теории государства и права,
Саратовская государственная юридическая академия E-mail: kotya777.77@mаil.ru
Введение. Современная правовая действительность характеризуется разрушением бинарной конструкции мирового порядка, базирующегося на балансе двух систем социальноэкономического развития. Следствием данного явления вы-
ступило возрастание роли и значения неюрисдикционного процесса, основанного на рационализме и функциональном структурализме. Теоретический анализ. В статье анализируется природа неюрисдикционного процесса. Для решения
© Лисюткин Л. Б., Тонконогова Е. Ю., 2015