Научная статья на тему 'Общественные музеи Северо-Казахстанской области в 1925–1995 гг.'

Общественные музеи Северо-Казахстанской области в 1925–1995 гг. Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественные музеи / музей / Северный Казахстан / краеведение / public museums / museum / North Kazakhstan Region / local history

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Кожокар Виталий Александрович

Вековая история музеев на общественных началах на территории Республики Казахстана требует беспристрастного анализа и изучения. Современному исследователю важно трезво воспринимать комплиментарный советский взгляд и чрезмерно критические оценки постсоветского периода на историю появления и развития феномена общественных музеев. Цифровизация и открытый доступ к архивным материалам сегодняшнего дня сделали возможным глубокий анализ внутренней документации локальных музейных образований. Это позволяет взглянуть на проблему появления, строительства, развития и угасания общественной формы музейной практики не со стороны нормативно-правовых актов, приказов и директив, а увязывая их историю с внутренними отчетами, письмами, интересами основателей и шефов. В исследовании отражены основные количественные показатели, направления работы, трудности и успехи характерные для пяти выделенных периодов истории общественных музеев региона. Цементирующая небольшие сообщества, общая историческая память, отраженная в коллекциях общественных музеев, являлась значимым основанием для устойчивости коллективов и локальных населенных пунктов. Именно этот опыт нуждается в осмыслении, анализе и использовании в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Кожокар Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public museums of the North Kazakhstan Region in the 1925–1995

The century-long history of volunteer-based museums in the Republic of Kazakhstan requires an impartial analysis and study. It is important for contemporary researchers to maintain a balanced perspective, avoiding both the overly enthusiastic Soviet viewpoint and the excessively critical assessments of the post-Soviet period when examining the history of the emergence and development of public museums. The digitalization and direct access to archival materials today have made it possible to conduct a deep analysis of the internal documentation of local museum institutions. This approach allows us to examine the issues of the emergence, construction, development, and decline of public museum practices not from the perspective of legal regulations, orders, and directives, but by linking their history with internal reports, letters, and the interests of the founders and patrons. The study reflects the main quantitative indicators, work directions, challenges, and successes characteristic of the five identified periods in the history of public museums in the region. The shared historical memory, reflected in the collections of public museums and cementing small communities, was a significant foundation for the stability of collectives and local settlements. It is precisely this experience that needs to be understood, analyzed, and applied in contemporary conditions.

Текст научной работы на тему «Общественные музеи Северо-Казахстанской области в 1925–1995 гг.»

УДК 069(091)(574.22)"1925/1995"

В. А. Кожокар

Общественные музеи Северо-Казахстанской области в 1925-1995 гг.

Вековая история музеев на общественных началах на территории Республики Казахстана требует беспристрастного анализа и изучения. Современному исследователю важно трезво воспринимать комплиментарный советский взгляд и чрезмерно критические оценки постсоветского периода на историю появления и развития феномена общественных музеев. Цифровизация и открытый доступ к архивным материалам сегодняшнего дня сделали возможным глубокий анализ внутренней документации локальных музейных образований. Это позволяет взглянуть на проблему появления, строительства, развития и угасания общественной формы музейной практики не со стороны нормативно-правовых актов, приказов и директив, а увязывая их историю с внутренними отчетами, письмами, интересами основателей и шефов. В исследовании отражены основные количественные показатели, направления работы, трудности и успехи характерные для пяти выделенных периодов истории общественных музеев региона. Цементирующая небольшие сообщества, общая историческая память, отраженная в коллекциях общественных музеев, являлась значимым основанием для устойчивости коллективов и локальных населенных пунктов. Именно этот опыт нуждается в осмыслении, анализе и использовании в современных условиях.

Ключевые слова: общественные музеи, музей, Северный Казахстан, краеведение

Vitalij A. Kozhokar Public museums of the North Kazakhstan Region in the 1925-1995

The century-long history of volunteer-based museums in the Republic of Kazakhstan requires an impartial analysis and study. It is important for contemporary researchers to maintain a balanced perspective, avoiding both the overly enthusiastic Soviet viewpoint and the excessively critical assessments of the post-Soviet period when examining the history of the emergence and development of public museums. The digitalization and direct access to archival materials today have made it possible to conduct a deep analysis of the internal documentation of local museum institutions. This approach allows us to examine the issues of the emergence, construction, development, and decline of public museum practices not from the perspective of legal regulations, orders, and directives, but by linking their history with internal reports, letters, and the interests of the founders and patrons. The study reflects the main quantitative indicators, work directions, challenges, and successes characteristic of the five identified periods in the history of public museums in the region. The shared historical memory, reflected in the collections of public museums and cementing small communities, was a significant foundation for the stability of collectives and local settlements. It is precisely this experience that needs to be understood, analyzed, and applied in contemporary conditions.

Keywords: public museums, museum, North Kazakhstan Region, local history DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-43-48

Общие аспекты истории появления, развития и функционирования общественных музеев на территории стран бывшего СССР изучены достаточно полно. В то же время значительная часть архивных документов о работе региональных, локальных общественных музеев остается научно не обработанной до настоящего времени. В стороне от исследователей находятся индивидуальные особенности музеев, их количество, соотнесенное по годам, формы и направления работы, трудности и достижения. Несмотря на системность деятельности общественных музеев, каждый из них имел свою судьбу, связанную как с особенностями региона, так и с историей всей страны. Подобные индивидуальные

черты музеев, функционирующих на общественных началах на территории СевероКазахстанской области в 1925-1995 гг., ярко отражают политику государства в отношении развития локальных учреждений культуры, подключения широких масс населения к вопросу сбора, хранения и интерпретации культурного и природного наследия. Такие музеи являлись не только местечковыми объектами культуры, но были и центрами агитации, воспитания, образования и даже профессионального ориентирования подрастающих поколений. Вся сложность формирования и поддержания широчайшей сети общественных кружков, уголков и музеев локальной истории легла сначала на членов Общества изучения

Казахстана, а затем на сотрудников областных краеведческих музеев, трудности и успехи в работе которых рассматриваются в настоящей работе. История общественных музеев региона поделена на пять этапов, преимущественно состоящих из десятилетий.

Первый этап формирования сети общественных музеев в регионе пришелся на 1925-1941 гг. В это время члены Общества изучения Казахстана в Северо-Казахстанской области занимались сбором этнографических материалов, систематизацией новейшей истории, учетом и охраной памятников истории и культуры, основанием краеведческого музея в г. Петропавловске и созданием сети краеведов-активистов, способных заниматься поиском и подбором материалов по истории региона. Члены Общества стимулировали открытия краеведческих кружков и уголков в школах, хоть и приоритетно, но довольно несистемно ввиду характерных для провинциальных общественных организаций середины 1920 - начала 1940-х гг. ограничений: отсутствия методических рекомендаций, трудностей с совмещением основных рабочих обязанностей и общественных поручений, практически непреодолимые сложности с поиском грамотных специалистов, готовых на бесплатной основе выполнять большой объем задач. После ликвидации в 1941 г. Общества изучения Казахстана работа по созданию краеведческого актива и общественного музейного строительства остановилась на десятилетие [1, л. 11]. На время Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы создание краеведческих и музейных ячеек на периферии прекратилось.

После девятилетней паузы начался второй этап, длившийся с 1950 по 1960 гг. Создание краеведческих кружков и соответствующего актива перешло в нагрузку к работникам Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Первые послевоенные годы служащие областного музея посвящали восстановлению прежних темпов работы, но для создания краеведческого актива средств и времени не хватало. В текстовых отчетах областного музея за 1946-1947 гг. в графе «Краеведческие кружки» указывалось: «...краеведческие кружки музеем не организовывались» [2, л. 5]. Первые сведения о действующих в регионах области и г. Петропавловске кружках относятся к 1950 г.: «.в городе было 12 краеведческих кружков, а в области -8» [3, л. 33]. Были открыты следующие кружки: биологические, зоологические, истории, ли-

тературы, палеонтологии и археологии. Они имели не шаблонную, определяемую сверху направленность, а индивидуальную сферу интересов, обусловленную вниманием имеющихся специалистов, особенностями местности и т. д. К 1951 г. их суммарное количество составляло уже 40, а в следующем, 1952 г., выросло до 50 единиц. Появилась сеть краеведов-корреспондентов, состоящая почти из 100 человек, периодически работающих в интересах областного музея. Его сотрудники регулярно собирали активистов у себя или выезжали на места с практическими занятиями по краеведению, методическими рекомендациями, консультациями по возникающим вопросам сбора, документирования и хранения подобранных предметов музейного значения. Для стимулирования детско-юношеского краеведения разрабатывались и внедрялись туристические и краеведческие маршруты, подготавливаемые силами сотрудников областного музея. За 1951 г. было проведено восемь экспедиций с участием 85 человек. Благодаря краеведческому активу областного музея в этом же году были обнаружены: скелет мастодонта в обвале реки Ишим, погребение, принадлежащее андро-новской культуре, месторождение кварцевых песков [4, л. 1-2]. Часть из передаваемых в областной музей находок кружковцами оседала в личных коллекциях, школьных уголках, что совместно с проводимой воспитательной работой создавало предпосылки для создания общественных коллекций.

По инерции 1930-х гг. в 1950-х значительную часть обязанностей по связям с краеведами на местах возлагали на общественников. При областном музее действовал музейно-краеведческий совет, поддерживающий постоянные контакты с краеведами города и области. Им давались консультации по составлению планов и проведению краеведческих и туристических походов, препарированию птиц и зверей, организации музейных уголков и краеведческих кружков. В годовом планировании областного музея имелся отдельный пункт, раскрывающий общественно-краеведческие цели. Актив краеведов состоял преимущественно из преподавателей и учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений [5, л. 11, 12, 15, 98, 99, 189, 190, 191]. В летний период школьникам предлагалось проводить комплексные исторические изыскания по истории жизни и быта местного населения, описание и сбор представляющих ценность артефактов, произведений ремесла

и искусства, письменных и устных памятников культуры [6, л. 4]. Именно в таких самостоятельных мероприятиях и накапливались первичные коллекции школьных музеев. В выборе направления работы немаловажную роль играла личность местного преподавателя и то, какая тема ближе всего была лично ему интересна или профессионально близка. Немалую роль играли местные активисты, любознательность которых становилась актором создания особенных материалов. Интересны работы провинциальных краеведов, в свободное от основной работы время занимавшихся изысканиями: «История села Раевки», «Отчет о краеведческой работе в Приишимском районе» учителя биологии Н. Н. Скрынниковой [7, л. 5, 53]. С работ таких энтузиастов и начинались локальные общественные музеи. Проводя аналогию с другими примерами создания общественных музеев по инициативе активистов, можно предположить, что за устными изысканиями следовал этап подбора, приобретения и накопления предметов музейного значения [8], значительная часть из которых в последующем и становилась центром экспозиции общественного музея.

С 1960-х гг. систематизировались формы подготовки руководителей-краеведов на местах. Был накоплен соответствующий опыт, налажены устойчивые связи с организациями среднего, среднеспециального и высшего образования. Начинают регулярно проводиться курсы в Институте усовершенствования учителей по краеведению, а также практика по музееведению со студентами педагогического института. Курс включал в себя как расширение знаний по истории региона на базе материалов областного музея, так и прикладные элементы по организации школьного краеведческого кружка, уголка, музея, методике подготовки и проведения экскурсий, формам фондовой работы. Публиковались воззвания к школьникам, брошюры, методические письма и планы краеведческих мероприятий [9, л. 16, 88, 107, 138]. Это свидетельствует о смещении вектора с поиска активистов на местах к осознанной подготовке таковых на базе главных образовательных центров региона. Введение в образовательную программу краеведческого компонента еще больше укрепляло позиции предмета в кружковой и внеклассовой работе с учениками. Начался третий этап - массовое открытие, в полном смысле слова общественных, музеев. В первой половине 1960-х г. в регионе действовали 16 школьных краеведческих

музеев, 60 школьных краеведческих уголков, 196 краеведческих кружков с охватом 4280 человек. В 1966 г. сотрудники областного музея помогли открыть краеведческий музей в школе № 18 и общественный музей на заводе им. Кирова. На следующий год к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции было запланировано открытие сразу четырех общественных музеев: на мясокомбинате, хромзаводе, обувной фабрике и в Чистовском совхозе [9, л. 17, 87]. В 1967 г. насчитывалось 20 школьных краеведческих музеев, 65 школьных краеведческих уголков, 201 краеведческий кружок с охватом 4500 человек [10, л. 13]. Рассылались в школьные музеи фотографии, муляжи, представляющие исторический интерес, а также способные стать основой школьных краеведческих музеев [11, л. 47, 52, 54]. Сотрудники областного музея системно оказывали методическую помощь в создании музеев на промышленных объектах: заводе исполнительных механизмов, заводе малолитражных двигателей, заводе им. Кирова, швейной фабрике «Комсомолка» [12, л. 81]. Росло качество музейной работы, вместе с ним и штат сотрудников областного музея, способных не эпизодически, а регулярно заниматься всеобъемлющей подготовкой активистов-краеведов. В то же время отсутствовал «методический отдел», так же как и отдельные сотрудники, в рабочие обязанности которых входила бы исключительно забота и поддержка общественных музеев. Служащие всех отделов вынуждены были выстраивать свое рабочее время так, чтобы уделять время коллективам краеведов. Упор в этом делался на учительскую общественность, студентов, школьников, служащих предприятий. Помимо прямой му-зееобразующей деятельности, проводились образовательные и воспитательные занятия для пионеров и школьников по темам, связанным с историей города, области. Такие уроки, проводимые на основе накопленных школьниками материалов, еще больше пропагандировали создание музеев на местах.

Четвертый этап заключался в поддержании работоспособности выстроенной системы, увеличении количества общественных музеев, вовлечении значительного количества школьников и краеведов-активистов в заботу о существующих кружках, уголках и музеях. В 1970-х гг. количество школьных музеев составило 32, краеведческих уголков -71 и 228 краеведческих кружков, действовало свыше 50 отрядов красных следопытов [13,

л. 22, 28]. Как видно, рост продолжался, но поступательными, не взрывными темпами. Дальнейшая деятельность общественных музеев была связана с поддержанием достаточного уровня обслуживания имеющихся коллекций, сбором новых материалов и повышением качества и регулярности обслуживания посетителей.

В 1980-х гг. с целью методической и практической помощи сотрудники областного музея посещали в среднем по 30 общественных музеев в год. Особое внимание при посещении уделялось «состоянию учета и хранению экспонатов в общественных музеях». Оказывалась методическая поддержка при проведении реэкспозиции существующих коллекций в соответствии с принятыми в музейной практике нормами. Параллельно с этим регулярно проводилась регистрация ценных экспонатов из фондов общественных музеев и постановка самых значимых на государственный учет. За 1982 г. было учтено 64 предмета: 48 серебряных монет дореволюционной и советской чеканки, восемь единиц казахских национальных украшений, три советские награды и пять икон [14, л. 14]. Особо стоит отметить, что только в этом году общественные музеи получили инвентарные книги единого образца, отпечатанные в типографии, акты приема экспонатов, инвентарные карточки. Это указывает на экстенсивное направление работы с общественными музеями. В большинстве из них сформировались коллекции основного фонда, работа с ними была направлена на повышение уровня ведения документации, корректного хранения экспонатов, подготовки квалифицированных кадров, способных поддерживать работу музеев на необходимом методическом уровне. В этой связи стоит отметить и ожидания партийных органов и руководства областного музея от общественных музеев, чтобы они становились кузницей кадров для периферии, помогали повышать уровень вовлеченности в воспитательный и образовательный процессы не только учащихся, но и преподавателей.

На 1983 г. общественных музеев всех направлений и форм принадлежности в СевероКазахстанской области насчитывалось 63 единицы. В них содержалось 20 325 предметов музейного значения. Было проведено за год 120 лекций, 1189 экскурсий, посещаемость составила 26 920 человек [14, л. 16]. При посещаемости областного музея в 81 566 человек [14, л. 9] каждое третье посещение музея в регионе приходилось на общественные

музеи. Если принимать число посетителей общественных музеев за истинное, то указанное количество посещений соотносится с подобными показателями по Павлодарской и Восточно-Казахстанской областям на данный период. Это свидетельствует о значительной степени достоверности представленных в отчете данных. Сами показатели демонстрируют хорошо поставленную, наполненную «жизнью» работу общественных музеев на периферии, значительное количество активистов, заинтересованных в сборе, хранении и интерпретации объектов культурного наследия, важных для местных сообществ.

Пик работы общественных музеев в регионе пришелся на конец 1980-х гг. В 1986 г. на учете областного музея состояли 74 общественных музея, из них 58 - школьных и 16 прочих общественных музеев, среди них: районный музей г. Сергеевки, музей кожевенного завода им. Октябрьской революции, музей железнодорожного техникума, Пожарно-техни-ческий музей г. Петропавловска [15, л. 14, 15].

Начавшаяся во второй половине 1980-х гг. политика коммерциализации общества, направленная на получение индивидуальной, а не коллективной прибыли, способствовала снижению заинтересованности активистов в обслуживании общественных музеев. Последовавший после 1991 г. распад СССР, слом общественно-экономической системы, идеологический вакуум стали причиной упадка подобной формы музейной работы в стране и регионе. Начиная с 1992 г. фиксируются факты закрытия общественных музеев [16, л. 14]. Несмотря на продолжающуюся методическую и консультативную помощь сотрудников областного музея, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране общественные музеи начали закрываться. Так начинается пятый этап в жизни общественных музеев региона - угасание. К 1994 г. в г. Петропавловске, на пике располагавшем костяком из нескольких десятков общественных музеев, открытыми остались пять. В них ежегодно менялись руководители, документооборот практически не велся. Наблюдая изнутри деградацию своих музеев, ответственные активисты старались позаботиться о самых важных элементах коллекций. Ценные предметы музейного значения и материалы, имеющие историческую значимость, передавались в областной музей или в государственный архив [17, л. 11-12].

С 1995 г. подробная информация об общественных музеях в отчетах областного музея

исчезает. Фиксируются общие направления «Оказана методическая и практическая помощь в работе...» [18, л. 9]. Это не значит, что все общественные музеи закрылись, однако вероятно, что в большинстве из них значительно сократились все виды деятельности, не проводились основополагающие для музейной организации мероприятия, не велся документооборот. Музейщики пытались издавать методические рекомендации, старались не выпускать общественные музеи из поля зрения, но средств на это катастрофически не хватало. Все 1990-е гг. фиксировались единичные случаи открытия новых музеев, в подавляющем большинстве ведомственных или стоящих на балансе крупных коммерческих предприятий [19, л. 11]. Создаваемые музейные образования без дальнейшей методической поддержки с момента открытия были лишены многих функций, которыми могли «похвастаться» общественные музеи 1980-х гг.: комплексная работа с фондами, подготовка и проведение экскурсий, наличие музейного совета, регламентированный документооборот, регулярный поиск и приобретение материалов, проведение музейных мероприятий. Зачастую подобные «музеи» представляли из себя коллекции, открытые для показа.

Таким образом, предложенная нами периодизация и вариант исторического развития в указанное время опирается на документальное основание. Первый этап (19251941 гг.) связан с деятельностью местного отделения Общества изучения Казахстана и характеризовался началом работы по формированию краеведческого актива в регионе. Создание краеведческого актива рассматривалось как способ расширения возможностей музея по сбору предметов музейного значения. Второй этап (1950-1960 гг.) также обладал высокой степенью вовлечения социаль-ных-активистов в дело поиска и приобщения к краеведческим изысканиям местных краеведов-любителей. Появляются первые кружки заинтересованных педагогов и их учащихся, систематически занимавшихся краеведческими изысканиями. Главной чертой третьего этапа (1961-1970 гг.) становится смена парадигмы с поиска активистов на осознанную подготовку краеведов с помощью курсов, проводимых музеем и высшими учебными заведениями региона. На базе краеведческих кружков появлялись первые уголки и общественные музеи, преимущественно в учебных заведениях, в меньшей степени на фабриках, предприятиях, в колхозах. Чет-

вертый этап (1971 - конец 1980-х гг.) являлся вершиной развития общественной музейной сети. Количество общественных музеев вырастает до максимальных размеров, а общее число посещений составляет треть от значений областного музея. Музеи вели типовой документооборот, самостоятельно готовили актив, экскурсоводов, имели в фондах ценные экспонаты. За поступательным развитием последовало очень болезненное и скорое падение всех показателей - пятый этап (19921995 гг.). Больше всех пострадали именно ведомственные, фабричные и колхозные музеи. Находившиеся в учебных заведениях музеи также массово начали прекращать свою деятельность. Самые мотивированные активисты всеми силами старались сохранить накопленные коллекции: передавали их государственным профильным учреждениям,до-бивались постановки общественных музеев на баланс государства и преобразования их в филиалы областного музея.

Общественные музеи региона на протяжении полувека представляли из себя значимый культурный пласт, включенный в общий музейный ландшафт региона. Обслуживая до трети всех посетителей музеев области, они становились источником вдохновения для тысяч неравнодушных граждан, пенсионеров, школьников, учителей. Именно инициатива снизу обеспечивала поступательный рост числа общественных музеев региона. Хранившиеся в них предметы и материалы музейного значения были важным элементом культурной идентичности местного населения. С уходом данной формы музейной работы активисты-краеведы лишились условий для реализации своих идей, а государственные музеи - базы по пополнению своих фондов объектами музейного значения.

Список литературы

1. Государственный архив Павлодарской области. Ф. 3-п. Оп. 5. Д. 701. Л. 1-21.

2. Государственный архив Северо-Казахстанской области (ГА Северо-Казахстанской области). Ф. 1168. Оп. 1. Д. 6. Л. 1-5.

3. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-237.

4. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 33. Л. 1-238.

5. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 39. Л. 1-290.

6. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 57. Л. 1-59.

7. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 85. Л. 1-54.

8. Михеева Н. Дело было в Бутаково. Рудный Алтай. 2008 // Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ланд-шафтный музей-заповедник. URL: http://www.vkoem. kz/index.php/ru/museumhistory/ob-osnovatele-muzeya-zapovednika/157-mixeeva-n-delo-bylo-v-butakove (дата обращения: 28.11.2024).

9. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 129. Л. 1-146.

10. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 135. Л. 1-145.

11. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 148. Л. 1-99.

12. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 135. Л. 1-145.

13. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 191. Л. 1-51.

14. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 304. Л. 1-28.

15. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 352. Л. 1-30.

16. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 375 б. Л. 1-17.

17. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 389. Л. 1-20.

18. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 392. Л. 1-20.

19. ГА Северо-Казахстанской области. Ф. 1168. Оп. 1. Д. 406. Л. 1-18.

References

1. State archive of Pavlodar region. F. 3-p. Op. 5. D. 701. 1-21 (in Russ.).

2. State archive of North Kazakhstan region (SA of North Kazakhstan region). F. 1168. Op. 1. D. 6. 1-5 (in Russ.).

3. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 28. 1-237 (in Russ.).

4. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 33. 1-238 (in Russ.).

5. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 39. 1-290 (in Russ.).

6. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 57. 1-59 (in Russ.).

7. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 85. 1-54 (in Russ.).

8. Mikheeva N. It happened in Butakovo. Rudny Altai. 2008. East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic and Natural-Landscape Museum-Reserve. URL: http://www. vkoem.kz/index.php/ru/museuirihistory/ob-osnovatele-muzeya-zapovednika/157-mixeeva-n-delo-bylo-v-butakove (accessed: Nov.28.2024) (in Russ.).

9. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 129. 1-146 (in Russ.).

10. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 135. 1-145 (in Russ.).

11. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 148. 1-99 (in Russ.).

12. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 135. 1-145 (in Russ.).

13. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 191. 1-51 (in Russ.).

14. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 304. 1-28 (in Russ.).

15. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 352. 1-30 (in Russ.).

16. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 3756. 1-17 (in Russ.).

17. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 389. 1-20 (in Russ.).

18. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 392. 1-20 (in Russ.).

19. SA of North Kazakhstan region. F. 1168. Op. 1. D. 406. 1-18 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.